Почему приморские старообрядцы накануне восстания 1932 года так резко негативно отнеслись к открытию советских школ в их селах и не желали отдавать туда своих детей? Почему начались и как происходили массовые самосожжения старообрядцев в России.
Восстание старообрядцев 1681 года
До этого царь пробовал решить проблему без кровопролития. Всем, кто придет с повинной, обещали прощение, Зимой 1674 года рано наступили холода, стрельцы были вынуждены опять отступить в Сумский острог. Но на следующий год численность войска была удвоена. Любопытно, что даже в этот, уже более тяжелый период осады, монахи Соловецкой обители молились о здоровье царя Алексея Михайловича. Они перестали молиться за него только в январе 1675 года, Летом 1675 года военные действия против монастыря возобновились и ужесточились.
Обе стороны несли потери. Мещеринов приказал окружить монастырь земляными городками, и под их прикрытием стрельцы начали делать подкопы под укрепление. В августе прибыло подкрепление, и воевода решил не снимать осаду на зиму, хотя стрельцы несли большие потери, В январе 1676 года воевода предпринял попытку штурма монастыря, но она оказалась неудачной. В феврале 1676 года один из перебежчиков из монастыря рассказал воеводе о том, что в одной из башен есть слабое место — заложенное кирпичами окно, через которое можно проникнуть за час до рассвета, потому что в это время как раз происходит смена караула.
Через две недели несколько десятков стрельцов проникли через это окно на территорию монастыря и открыли ворота войску. Почти все защитники обители погибли в бою, из уцелевших многие были казнены на месте или чуть позднее. Всего из 500 насельников монастыря выжило 14 человек, в основном их разослали по другим острогам. Последствия выступлений старообрядцев Старообрядцы не были однородной политической или религиозной силой, между ними постоянно возникали противоречия, и на помощь Соловецкому монастырю никто бы не смог прийти.
Тем более, что они не собирались восставать против власти или существующего порядка, их вера в «доброго царя» была практически безграничной. Но зерна сомнения были посеяны, а власти не сделали никаких выводов.
Ход бунта Ход бунта был сложным и многоэтапным процессом, включающим в себя как пассивное сопротивление, так и активные восстания. В 1667 году Московский собор осудил старообрядцев и их ритуалы, что привело к их анафеме и началу преследований. Стремясь сохранить свои религиозные традиции, они были вынуждены создавать отдаленные поселения, например, среди Донских казаков, на Кубани, в Керженских лесах и в Сибири, где их вера была в безопасности от государственного преследования. Кульминацией сопротивления стали вооруженные мятежи, такие как Булавинское восстание 1707-1708 годов и Пугачевское - 1773-75 годов, в ходе которых общины старообрядцев пытались вооруженным путем защитить свои убеждения и образ жизни. Эти восстания были жестоко подавлены государственными силами, что привело к большим человеческим потерям и дальнейшему рассеиванию приверженцев старой веры по периферии Российской империи и за ее пределами.
Итоги и последствия Основные события и выступления старообрядцев к длительному периоду преследований и репрессий со стороны власти, отразившие глубокий религиозный и социальный раскол, вызванный церковными реформами и политикой Петра Великого.
Я уже не говорю, что даже если бы эти обряды и были реально древними, то они никак не оправдывали бы раскола и не делали староверов православными. Например, Армянская Церковь до сих пор сохраняет практику празднования Рождества и Богоявления в один день, как это было до IV века, но этот обычай не делает ее православной. Да и сами обряды никто и не осуждал. Московский Собор 1666-1667 годов осудил не обряды, а тех, кто следует им вопреки воле Церкви. А Поместный собор 1971 года подтвердил, что само по себе следование старому обряду не является грехом, если оно не отторгает человека от Церкви.
Не случайно еще в 1800 году Церковь создала институт единоверия, где православные христиане могут служить по дореформенным книгам, пребывая в единстве с Церковью. Что же касается реальной веры староверов, то Православной назвать ее нельзя никак. Самое главное в нашей вере — это вера в Единосущную и Нераздельную Троицу. Но Аввакум, почитаемый за великого святого в раскольных согласиях, проповедал трибожие. Он писал: «трисущную Тройцу, несекомую секи по равенству, — небось! С точки зрения православного учения это тягчайшая ересь, вводящая фактически многобожие и при этом по-несториански отделяющего Сына Божия от Человека Христа.
Это не было случайной оговоркой, а внутренним убеждением расколоучителя, но ради его «заслуг» в деле раскола Церкви ему прощают все — даже то, что своими выступлениями он подпал анафемам всех 7 Вселенских Соборов. Но и другие старообрядцы тяжко согрешили, похулив Вселенскую Православную Церковь. До сих пор они считают Церковь преподобного Серафима и новомучеников — вавилонской блудницей, изменницей, предавшейся антихристу. Чудовищные хулы воздвигают раскольники и на святое Причастие, называя Его пищей демонов. Как могут считаться после этого православными те, кто сочувствуют или восторгаются деятельностью богохульников?
Поручик, видимо, обладал даром убеждения: странно, но раскольники разошлись по домам, а ночью поручик с солдатами переловили нескольких зачинщиков гари, после чего староверы успокоились. Статистика, однако, неумолима: из 87 гарей, исследованных Романовой, состоялись 80, остановить удалось 2, а об исходе пяти нет информации. Свирепство огненное В процессе подготовки у наставника появлялось несколько наиболее преданных помощников, которые помогали ему убеждать людей идти в гарь.
Люди часто приходили из соседних деревень, одни или с семьями. Страшно, что некоторых приводили насильно. Отцы семейств могли силой приводить своих родственников. Потом, когда изба запылает, именно помощники наставника будут удерживать людей от попыток выбраться из пламени — даже ценой удара топором или ножом. Перед гарью крестьяне еще раз крестились; потом многие принимали монашеский постриг, некоторые приходили в монашеском одеянии. В качестве послушания ожидающим гари предлагались молитвы и службы суточного цикла. Перед самой гарью на верующих надевали бумажные венчики с восьмиконечным старообрядческим крестом, как на живых покойников. Наконец, «увещеватели» с воинской командой приближались, и староверы запирались в згорелом доме.
Разумеется, беспоповцы были фанатиками. И для них, считавших невозможным даже прикасаться к «слугам дьявола» — солдатам и никонианским священникам, — гарь была последним способом диалога с властью и официальной церковью — в виде протеста. Когда «гонители» окружали постройку, в которой были заперты староверы, наставник держал речь. Обличал ересь патриарха и царя, убеждал своих сторонников внутри избы в необходимости самосожжения, напоминая, что каждому грозит осквернение «антихристовой печатью» — троеперстием; уж лучше самим сгореть. Увещеватели, которым властями было дано строгое задание остановить гарь, приводили с собой священников, иногда бывших староверов, или сами — офицеры армии — вступали в полемику. Иногда староверы молчали, но выбрасывали из окон заранее написанные письма — «сказки» в XVII веке «сказкой» назывался любой краткий официальный документ со своими проповедями. Иногда из окон летела одежда, утварь, даже деньги и ценности — все это должно было достаться солдатам. Сохранилось много свидетельств о сочувственном отношении участников гарей к солдатам-«гонителям» — не желая лишних смертей, горевшие часто предупреждали заранее о том, что у них, к примеру, имеется бочка пороха, и солдатам лучше отойти подальше — згорелый дом скоро взлетит на воздух.
Староверы не могли не признавать роли «гонителей» в своем спасении — и желали, чтобы те сделали свою работу, ссылаясь на Евангелие, где Иисус говорит Иуде: «Что делаешь, делай скорее» Иоанна 13:27. Петр I, вопреки распространенному убеждению, воспринимался староверами как антихрист в гораздо меньшей степени, чем его отец или Никон. Петр даже приезжал на Выг, а в его правление гонения против староверов были незначительны по сравнению с эпохой Федора и Софьи. Тем не менее частота гарей не падала. Позже, в 1762-м, пытаясь бороться методом пряника, издали указ «О прекращении расследования о самосожигателях», потом разрешили староверам носить бороды и селиться где угодно в стране, в 1782-м отменили двойной подушный оклад, а в 1784-м староверов запретили в официальных документах и прессе называть раскольниками. Однако гари продолжались, с 1762-й по 1825 год было зафиксировано 23 гари. Николай I, напротив, обрушился на староверов с репрессиями — но число гарей не выросло. Они продолжали происходить все реже и реже во второй половине века.
Но не только они. В 1896—1897 годах в Тирасполе крестьянин-старовер Федор Ковалев заживо закопал 25 человек, в том числе двоих своих малолетних детей, жену, брата, сестру и 60-летнюю мать, желавших избежать всероссийской переписи 1897 года. В тот раз за приход антихриста приняли нападение Германии на Советский Союз. Сожжение в срубе протопопа Аввакума и его соратников. Миниатюра Еще в конце XIX века в карельской деревне Линдозеро совершались ежегодные службы в память самосожженцев — староверы почитали их как мучеников. Мучениками в их системе верований стали и Игнатий, и соловецкие старцы, погибшие в Соловецком восстании. Палеостровский монастырь в наши дни — несколько избушек. В лесах, на месте целого деревянного города, которым было Выго-Лексинское общежительство, стоят поселки лесорубов и дачные товарищества.
Нет никаких лесных поселений на реке Керженец — теперь это слишком близко к цивилизации. В России все еще существуют отдельные лесные города старообрядцев-беспоповцев. Совсем недавно, в октябре 2007 года, 35 христиан — они называли себя группой «Горний Иерусалим» — ушли в добровольный затвор, поселившись в подземелье в Пензенской области. Конца света, который должен был произойти в результате падения кометы, они ждали сначала в 2012-м, потом перенесли на май 2008 года.
Восстание старообрядцев: причины, события, итоги.
Государство и церковь обрушили на раскольников репрессии. Погибли многие вожди старообрядцев, был сожжен их главный вдохновитель протопоп Аввакум. Конфликт с царем привел к заточению и самого патриарха Никона. Самым крупным оказалось восстание Степана Разина.
Начавшись в 1667-1669 гг. Глубинными причинами перечисленных восстаний явились рот налогов, произвол властей и введение крепостного права в России. Однако у государства хватило сил подавить все народные мятежи бунташного XVII в.
Вопросы по теме лекции 1. Каковы были причины раскола русской православной церкви? Какие цели преследовало государство, поддерживая церковную реформу и преследуя старообрядцев?
Какие задачи ставил патриарх Никон, начиная церковную реформу? Какие формы приобрел протест старообрядцев? Чем закончилось столкновение Никона с царем?
Каковы были причины и поводы городских восстаний? Как власть реагировала на них? Каковы были причины восстания Степана Разина? Почему государственной власти удалость подавить народные выступления XVII в.? Литература Хрестоматии 1. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Бабич, В.
Захаров, И. Учебные пособия 1. История России. Учебное пособие в 3-х т. Кириллов В.
В Соловецкий монастырь эти книги попали в том же году, но их опечатали в казенной палате. Монахи отказались от проведения церковных служб по новым правилам и текстам. Монахи просили сохранить старые книги и обряды. Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию.
Это был человек приближенный к царю и к Никону, а значит, разделяющий взгляды реформы. Монахи нового человека не приняли. Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора. Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию. Начиная с эпохи Петра 1 и по сегодняшний день Соловецкому «сидению» приписывают еще и экономические причины. В частности такие авторы как Сырцов И. Документальных подтверждений этому нет, поэтому рассматривать такие гипотезы всерьез нельзя. Суть же заключается в том, что такие историки пытаются выставить монахов Соловецкого монастыря в виде «рвачей», которые заботились только о деньгах.
При этом всячески отводится внимание от простого факта - восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона. Царские историки заняли сторону Никона, а значит всех, кто был не согласен, обвиняли во всех грехах. Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов. Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды. Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции. По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек.
И как они осмысляли лишение себя жизни — тяжелейший грех в христианстве?
Причины, знамения и комета Кирха Книжная справа — сличение русских богослужебных книг с греческими образцами — была начата в Москве в 1649 году силами знавших греческий язык киевских монахов — униатов, присоединившихся к Католической церкви по Брестской унии 1596 года. Теперь мы понимаем, о чем писал Игнатий. Для староверов служить по книгам, исправленным униатами, посланцами дьявола, — значит служить именно ему. Креститься тремя перстами вместо двух, писать не «Исус», а «Иисус», ходить крестным ходом против солнца. Западнорусский богослов Стефан Зизаний, активный противник унии, в своих трудах, активно распространявшихся в Московском царстве они входили в «Кириллову книгу» 1644 , утверждал: антихрист пришел «в пол шесты тысячи лет» от сотворения мира — с воцарением римских пап и олицетворен ими; а конец света наступает в восьмом тысячелетии — то есть после 1592 года. Как говорится, все сходится. И наконец, по предсказанию святых отцов, антихрист должен воцариться в Иерусалиме, а Никон присвоил построенному им Воскресенскому монастырю под Москвой название «Новый Иерусалим».
Патриарх Никон В июне 1654 года в Москву впервые в истории была занесена чума. К концу июля город опустел, мор достиг Тулы и Калуги. Столицей из Нового Иерусалима управлял патриарх Никон — царь был в армии под Смоленском, а его семья эвакуирована из города. Оно навело ужас на всех его видевших: так, Аввакум вспоминал о нем как о знаке конца даже через 10 лет, в челобитной царю. К зиме чума окончилась, но поля остались незасеянными, а страна вела войну. Голод привел к цинге и другим болезням, которые создали новую волну смертности. Наступил 1666 год от Рождества Христова — то новогодие многие и вправду встретили в саванах, а в Вологодском уезде произошла одна из первых организованных гарей, погибли 17 человек.
В 1680 году произошло событие прямиком из Апокалипсиса. Откровение Иоанна Богослова В ноябре-декабре 1680 года в Северном полушарии даже в дневное время можно было видеть яркую звезду с огромным хвостом — комету Кирха, или Большую комету 1680 года. Первая комета, замеченная человечеством с помощью телескопа, к началу декабря достигла яркости Полярной звезды, а исчезла к февралю 1681-го. Протопоп Аввакум «В лето 7189 [7189 год по старинному счислению означает 1680 год. Из русской летописи 1649 — смертная казнь за ересь по Соборному уложению 1656 — провозглашение староверов еретиками и предание их анафеме 1681 — раскольники приравниваются к богохульникам 1682 — Федор Алексеевич разрешает использовать армию для воздействия на староверов 1682 — в Пустозерске в срубе сожжены протопоп Аввакум и его соратники 1684 — в Москве демонстративно начали сжигать староверов в срубах более 100 казней. За подготовку к самосожжению введена смертная казнь В этих условиях староверы начали массово покидать Центральную Россию в поисках мест, где можно было бы жить свободнее, не платить непомерные налоги на бороду и веру и каким-то образом выживать в условиях пришедшего Апокалипсиса. Наиболее радикальные из них — беспоповцы, не признававшие священников, рукоположенных после раскола, — поселились на Севере, на Выге и в других чащах Заонежья, а также на реке Керженец в современной Нижегородской области.
Религиозные функции в этих общинах отправляли наставники, учителя — старцы, знавшие дораскольные богослужебные книги и умевшие творить таинства. Они и становились зачинщиками гарей. Наставники Влияние наставников никониане называли их расколоучителями базировалось на идее странничества: Христос был странником и нищим, и русские всегда воспринимали паломников, путников, бродяг как олицетворение Господа. Что уж говорить об ученых, мудрых и убеленных сединами старцах. Оставшиеся без духовных лидеров беспоповцы были благодатной почвой для их проповедей. Староверские наставники были гораздо более мотивированы, чем священники-никониане: староверы действовали самостоятельно, по идейным убеждениям, подкрепленные верой в святость своей миссии. Как указывает авторитетный исследователь феномена гарей Екатерина Романова, «в отличие от никонианских священников, старообрядческие учителя посещали даже самые отдаленные поселения, проповедуя старую веру и совершая церковные таинства над новообращенными».
Еще при Алексее Михайловиче власть начала охоту за наставниками, но давалось это нелегко, все они выглядели как дедушка с седой бородой. Как сообщает историк Михаил Пулькин, крестьяне на допросе могли описать наставников так: «Видел двух старцев: один старец без уха, а другой моложе». Старец Капитон Колесников был известен как аскет еще до раскола. В 1639 году его сослали в Тобольск «за неистовство»: церковные власти посчитали, что старец, который, к примеру, не ел вообще по три дня неделю, не постится, а истязает себя. В 1652-м Капитон был объявлен раскольником: «Вериги на себе носил каменные, плита созади, а другая спереди, по полтора пуда в обеих, и всего весу три пуда, петля ему бе пояс, а крюк в потолке, а обе железны, и то ему постеля: процепя крюк в петлю, повисаше спати». Старцы старались собрать в гарь как можно больше людей. Власти наивно полагали, что это делается наставниками с целью овладения имуществом сгоревших — однако источники показывают, что почти все наставники сгорали вместе со своими «духовными чадами».
Звание наставника, отмечает Романова, «подразумевало, что духовный отец отвечает перед Богом за грехи своих детей. Их спасение означало и спасение самого пастыря»: организуя гарь, учитель помогал своим чадам покинуть мир, обратившийся в царство Сатаны, и предстать перед Господом. Как доказывает Екатерина Романова, «учителя» изначально не ставили своей целью именно самосожжение.
11 вопросов о старообрядцах
АСТРАХАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1705–06, массовое выступление посадских и работных людей, солдат, стрельцов, гулящих и беглых. Движение старообрядцев (с 1653г.): форма движения, причины восстания, район восстания, лидер, события, результаты и значение. 5. Почему старообрядцев так ненавидели и преследовали? Восстание старообрядцев 1681 года восстание, организованное 6 января 1681 года приверженцами старообрядчества в Москве.
Дата начала Соловецкого восстания, причины восстания старообрядцев
Александр Сутула Ученик 36 , закрыт 8 лет назад Д Д Гуру 3532 13 лет назад в 1653 году, во время церковного раскола, не все приняли изменения, внесённые патриархом Никоном. Людей, не принявших новшества церкви, стали называть старообрядцами. Старообрядцы сотнями сжигали себя в знак протеста против новых правил, семьями уходили в глухие леса, спасаясь от гонений, образовывали общины. Остальные ответы lorin Мудрец 11914 13 лет назад Что понимается под движением старообрядцев? Может быть раскол?
Стало ясно, что мирного исхода этого восстания не будет. Постепенно боевые действия усилились. Решающую роль в победе правительственных войск сыграло предательство в январе 1676 г. В начале февраля группе стрельцов удалось проникнуть в монастырь и открыть ворота для остальной армии.
Затем последовала жестокая расправа над осажденными: часть восставших погибли в бою, 26 человек были казнены, остальных сослали в Заполярье, в Пустоозерский острог. Итоги восстания Соловецкое восстание продемонстрировало способность старообрядцев противостоять власти. Патриарх Иоаким, избранный в 1674 году, вел серьезную борьбу с раскольниками. В своей борьбе он не раз обращался за помощью к властям. Согласно царскому указу от 1685 г. В ответ на это старообрядцы устроили новые массовые самосожжения и бежали не только в отдаленные уголки страны, но и за границу.
Царь Алексей1 1629-1676 сменил Варфоломея на Иосифа. Иосифа опять не приняли,а сопротивление усилилось. На имя Царя монахи отправили челобитную с заглавием "О Вере". Это был ультиматум. Монахи писали:"Не присылай,Государь,к нам учителей,а лучше,пришли на нас меч,чтобы переселиться нам на вечное житие". Главарями бунта оказались:архимандрит Никанор,казначей Геронтий. Царь приказал оккупировать монастырь. Тяжело было Царю пустить в ход оружие против монастыря. Осада длилась 8 лет. В 1670г. Не все из братии были согласны на войну. Царские войска,не стреляли. Блокада тянулась. Мятежники утомлялись. В 1673г. Поставлено:"За Государя богомолье оставить". Иеромонахи и священники отказались это делать. Их бросили в тюрьму. Началось внутреннее разложение. Стали увеличиваться перебежчики. От Царя пришёл приказ:"Искоренить мятеж". Мещерский приступил к обложению. Перебежчик старец Феоктист,указал воеводе секретный ход. Войско проникло 22 января 1676г. Военная победа не изменила духовной атмосферы севера. Побежденные монахи прославлялись,как "новые страстотерпцы,преподомученики".
Блокада монастыря начала ужесточаться, несмотря на отсутствие серьезных штурмов и тот факт, что Мещеринов в сентябре 1674 года так же отвел армию в Сумский острог. Но именно в течение данной зимовки численность осаждающих выросла еще больше. Теперь их насчитывалось около 1,5 тысяч бойцов. Численное преимущество царских войск становилось подавляющим. Инициатива также постепенно переходила к стрельцам. Но защитники не планировали сдаваться. Интересный факт! Даже во время осады монахи Соловецкого монастыря продолжали молиться за царя. Это изменилось 16 сентября 1674 года. Именно тогда осажденными было принято решение завершить молитвы за «царя-ирода». Данное событие стало ключевым в дальнейших событиях. После данного решения царские власти уже не надеялись добиться сдачи монастыря с помощью мирных переговоров. Май 1675 года ознаменован широкими земляными работами со стороны царских войск. Вокруг монастыря были возведены укрепления, с которых происходили обстрелы, а также производились подкопы. Это помогло сжать кольцо осады. Но проводившиеся штурмы не увенчались успехом. Пушки со стен монастыря били по наступающим войскам, нанося им тяжелые потери. А подкопы были завалены благодаря умелым действиям осажденных. В начале января 1676 года был отбит очередной штурм, после которого командующий Мещеринов утвердился во мнении, что дальнейшие штурмы не принесут результата и приведут к еще большим потерям. При этом штурме были убиты 36 стрельцов. Ротмистр Степан Потапов также был убит. Предательство Проведенный в Соловецком монастыре в 1674 году Собор постановил, что продолжать молиться за царя бессмысленно. Но не все монахи были согласны с этим. Примером тому служит Феоктист, который не согласился с данным решением. Он был изгнан из крепости за такие взгляды. Как и другие монахи, придерживавшиеся его точки зрения. Это сыграло на руку Мещеринову и царским войскам, а также положило начало захвату Соловецкого монастыря. Захват монастыря Изгнанный Феоктист пришел к Мещеринову с важной информацией.
Соловецкое восстание
Почему начались и как происходили массовые самосожжения старообрядцев в России. Главная» Новости» Выступление старообрядцев итог. Следующим ударом по старообрядцам стало восстание Кондратия Булавина. Итог восстания старообрядцев: Конфликт между старообрядцами и властями России продолжался десятилетиями.
«Республика староверов» – старообрядцы подняли бунт против советской власти
Причины восстания старообрядцев: глубинный анализ. Соловецкое восстание причины его возникновения зародились задолго до событий 1668 года. Почему приморские старообрядцы накануне восстания 1932 года так резко негативно отнеслись к открытию советских школ в их селах и не желали отдавать туда своих детей? Итог восстания Слайд 10 Причины: 1. Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. Особенности выступлений старообрядцев, их причины и итоги, можно кратко представить в таблице, которая пригодится при подготовке к уроку истории в 8 классе. Причины Соловецкого восстания. Старообрядцы сотнями сжигали себя в знак протеста против новых правил, семьями уходили в глухие леса, спасаясь от гонений, образовывали общины.