Власти Таллина заявили о расторжении договора об аренде помещения канцелярии Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) Московского патриархата.
Новые власти Таллина хотят ограничить деятельность Эстонской православной церкви
6:15 Последние новости о военной операции на Украине. В состав возглавляемой им Нарвской (русской) епархии вошли русские приходы Нарвы, Таллина, Тарту, Пярну, а также отошедшего к Эстонии бывшего Печерского уезда. МИД Эстонии осудил «русскую бомбёжку Таллина» и освобождение города от нацистских оккупантов. В Таллине совершили панихиду по приснопамятному митрополиту Корнилию (Якобсу).
В Эстонии хотят «объявить Московский Патриархат террористическим» и запретить деятельность РПЦ
Земли Н. XVIII в. В 1887-1927 гг. В 1920-1923 гг. После неканоничного перехода в 1923 г. Александром Паулусом представители рус. Псковского архиеп.
Евсевия Гроздова. В состав автономной Нарвской епархии вошли рус. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Нарве. После смерти 12 авг. Евсевия кафедра неск. Иоанн Булин.
Несмотря на то что в 1932 г. Он отказался покидать Псково-Печерский мон-рь, указом Таллинского митр. Александра Паулуса от 2 авг. В нояб. Иоанн был выселен из обители. В резолюции митр.
Александра от 17 дек. Иоанна на Нарвскую кафедру содержались ограничения свободы совершения богослужений в нарвском кафедральном соборе. В послании к митр. Александру от 28 дек. Иоанн выразил согласие ради «скорейшего умиротворения церковных недоразумений» на временное управление Нарвской епархией до получения ответа на обращение об аннулировании постановления Таллинского Собора об избрании его на Нарвскую кафедру, направленное епископом К-польскому патриарху. В указе митр.
Александра от 30 дек. Иоанн на службе ЭАПЦ больше не состоит и является по отношению к ней частным лицом.
Расцениваем это как посягательство на свободу вероисповедания и нарушение конституционных прав жителей Эстонии.
В завершение службы правящий архиерей обратился к верующим с проповедью. Его Высокопреосвященству за богослужением сослужили клирики собора. Богослужебные песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор кафедрального собора регент-Инесса Злобина. Также за Богослужением соборный состав мужского хора Сыктывкарской епархии исполнил в Алтаре песнопения "Приидите поклонимся" и " Сподоби Господи" напева Киево-Печерской лавры.
За богослужением Владыка совершил чин освящения ваий верб.
Нарвский еп. Павел остался верен Матери-Церкви. Указом от 25 июля 1942 г. Сергий Воскресенский поручил еп. Павлу «управление православными приходами Нарвской епархии, включая в нее приходы Печерского благочиния, на правах самостоятельного епископа» с непосредственным подчинением экзарху.
Нарвская епархия в офиц. Так, в заявке от 14 авг. Сергия Воскресенского о регистрации Прибалтийского Экзархата, поданной рейхскомиссару Остланда, сказано, что в состав Экзархата входит епархия «Эстляндская с Нарвским викариатством», а еп. Павел назван «викарием епархиального архиерея Эстляндской епархии» и ему «предоставлены все права епархиального архиерея». Полномочия Таллинского Ревельского и Нарвского архиереев разграничивались: Таллинский епископ не мог принимать решения в отношении Нарвской епархии. Он управлял эст.
Павел подал оккупационным властям заявку о регистрации «Нарвской епархии викариатства », в к-рой указывал, что епархия «организована не по территориальному, а по этническому принципу: к епархии относятся все православные общины Эстонии, члены которых являются исключительно или преимущественно русскими, а также общины сету, которые добровольно присоединились к епархии». Нарвский епископ имеет «все права, которые даются епархиальному архиерею в Русской Православной Церкви, епархия которого включена в митрополичий округ». Павел неоднократно призывал митр. Александра воссоединиться с РПЦ. Священно- и церковнослужители Нарвской епархии во главе с еп. Павлом осуществляли духовное окормление советских военнопленных и перемещенных лиц, содержавшихся на территории Эстонии, организовывали для помощи им сбор продуктов и одежды.
Указом митр. Сергия Воскресенского от 21 дек. Павел был возведен в сан архиепископа. В ходе военных действий в 1944 г. Перед освобождением советскими войсками Таллина 22 сент. Александр Паулус.
В Прибалтике остался единственный правосл. Он принял на себя временное управление Таллинской и Эстонской епархией и переехал в Таллин. Патриарший местоблюститель Ленинградский митр. Алексий Симанский; впосл.
РПЦ считает, что Таллин не вправе инициировать изменение статуса Пюхтицкого монастыря
РСФСР и Эстонская Республика заключили мирный договор, определили советско-эстонскую границу и установили дипломатические отношения между двумя государствами. Советская сторона передала Эстонии исконно российскую часть Псковской губернии с расположенным здесь Псково-Печерским монастырем. Священный Синод и Высший церковный совет Русской Православной Церкви в соединенном присутствии обсудили каноническое положение частей бывшей Псковской епархии и Ревельского викариатства, оказавшихся в пределах новообразованного Эстонского государства, и приняли постановление, которое вместе с разъяснениями Священного Синода было передано специально приехавшему в июне в Москву представителю православной Церкви в Эстонии П. Сеппу в постановлении было сказано, что «ввиду того, что Эстонская Церковь как находящаяся в пределах самостоятельного государства фактически уже пользуется самостоятельностью во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских, и в разъяснение постановления соединенного присутствия Священного Синода и Высшего церковного совета от 10 мая 1920 г. По примеру данного уже православной Церкви Финляндии разрешения предоставить церковной власти Эстонии разрешать православным приходам, которые того пожелают, при праздновании церковных праздников пользоваться новым стилем» 51. Представитель православной Церкви в Эстонии передал Святейшему Патриарху Тихону приглашение посетить Таллинн Ревель и принять участие в организационном Соборе и рукоположении первого архипастыря новоучрежденной Ревельской и Эстонской епархии. Святейший Патриарх 15 июня 1920 г. Отрицательный ответ Секретного отдела за подписью М.
Лациса последовал 17 июня и хранится до сих пор в Епархиальном архиве Эстонии. По благословению Святейшего Патриарха Тихона в октябре 1920 г 52. Святейший Патриарх Тихон возвел новопоставленного епископа Александра в сан архиепископа. Епископ Александр в миру Александр Карлович Паулус родился 2 февраля 1872 г. Как лучший ученик был направлен в рижское духовное училище 1884—1888 , продолжал обучение в Рижской духовной семинарии 1888—1894. По окончании семинарии зачислен в клир Рижской епархии и определен на должность псаломщика-учителя на приход в Лсэзи, в 1897 г. В 1901 г.
Рижским и Митавским Агафангелом рукоположен во священника и служил на эстонских приходах Рижской епархии — в Кыргессааре на острове Даго Хийумаа 1901—1903 , в Каркси 1903—1908 , в Лайузе 1908—1916 и в Пярну 1916—1920. Вскоре после избрания протоиерей Александр отказался от предложенной ему хиротонии в связи с полным отсутствием поддержки со стороны представителей русских приходов, воздержавшихся при голосовании. На том же Соборе при единодушном одобрении собравшихся клириков и мирян кандидатом на кафедру правящего архиерея заочно был избран другой эстонец — профессор Московского университета Александр Каэлас. После внезапной смерти в Иркутске профессора Каэласа в апреле 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь был избран тайным голосованием единогласно архиепископом Таллиннским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом. Правление АПЦЭ было возложено на ее исполнительный орган — Синод, в который кроме архипастыря вошли клирики и миряне, избираемые Собором Церкви и утверждаемые архиепископом. Таким образом, автономия православной Церкви в Эстонии была осуществлена в силу внутренних и внешних обстоятельств и сформирована священноначалием Русской Православной Церкви на безусловном каноническом основании.
Это позволило православной Церкви в Эстонии без ущерба для полноценной жизнедеятельности иметь необходимую связь со священноначалием Матери Церкви в Москве, а в чрезвычайных обстоятельствах самостоятельно продолжать служение столько времени, сколько потребуется. Как уже отмечалось, в таком же сложном положении оказались и другие епархии Русской Православной Церкви, расположенные на территории новообразованных независимых государств: Финляндская и Выборгская, Рижская и Митавская, Варшавская и Привислинская и другие в пределах Полыни. Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод 11 февраля 1921 г. В условиях широкой автономии православная Церковь в Эстонии, как и остальные, смогла постепенно восстановить все стороны церковного бытия: епархиальную, приходскую и монастырскую жизнь, развить духовное просвещение и религиозное образование, благотворительность и служение милосердия. Исключительное место в жизни АПЦЭ занимали монастыри — важнейшие духовные центры, поддерживавшие в душах людей, стекавшихся в их благодатную ограду, ту спасительную веру, без которой, по слову апостола, угодить Богу невозможно Евр. Многие священнослужители Автономной Эстонской Православной Церкви и благочестивые миряне посещали святые обители Русской Православной Церкви, расположенные в епархиях западной части бывшей Российской империи: рижский Свято-Троицкий женский монастырь, Виленский Свято-Духовский мужской монастырь и Почаевскую Успенскую лавру. Но наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 28 июня, на день памяти основателей Валаамского Свято-Преображенского мужского монастыря, преподобных чудотворцев Сергия и Германа.
Первоочередной пастырской заботой в Автономной Эстонской Православной Церкви оставалось попечение о браке и семье, о религиозном воспитании детей, раскрытие в сознании пасомых сущности супружеского и семейного служения в браке, являющегося, по слову апостола, великой тайной по отношению ко Христу и Церкви Еф. Переход православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата 25 ноября 1921 г. Его решения по ряду принципиальных вопросов межцерковных и межхристианских отношений преступили допустимые для отдельной поместной православной Церкви канонические пределы и нарушили традиционный братский характер межправославных связей. Еще в 1921 г. Афинский митрополит Мелетий без согласия священноначалия Русской Православной Церкви, окормлявшей православных всех национальностей в Северной Америке в силу исторического первенства своей миссии в этом регионе, создал Греческую архиепископию Северной и Южной Америки под юрисдикцией Священного Синода Элладской Православной Церкви с центром в США. Против этого притязания высказались все участвовавшие в конференции архиереи во главе с митрополитом Платоном Рождественским. Спровоцированный на этой почве советскими властями конфликт между Церковью, которая якобы отказывалась выполнять столь гуманное постановление, и государством был умело направлен на разгром Церкви и прежде всего на устранение от управления ею Святейшего Патриарха Тихона, на уничтожение как можно большего числа архиереев, клириков и мирян, чтобы, по выражению В.
Ульянова, «разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые... Святейший Патриарх Тихон был арестован 9 мая 1922 г. Хорошо зная о трагедии Русской Православной Церкви, Патриарх Мелетий IV именно в это время настойчиво добивался претворения в жизнь своего решения. Он обратился к архиепископу Алеутскому и Североамериканскому Александру Немоловскому и другим архиереям епархии Русской Православной Церкви в Северной Америке с официальным предложением о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Архипастыри рассмотрели это обращение на конференции 7 мая 1922 г. Столь же безуспешной оказалась и предпринятая Патриархом Мелетием IV в начале 1923 г. Митрополит Евлогий в послании 28 марта 1923 г.
Большая часть автокефальных православных Церквей имела и до сих пор имеет диаспору, но ни одна из них не признала решение, выдвинутое Патриархом Мелетием IV. По-иному обстояло дело с автономной православной Церковью в Эстонии, где политика государственной власти отличалась крайним национализмом. Собор принял решение об обращении к Патриарху Константинопольскому Мелетию IV с прошением о принятии автономной православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и даровании ей автокефалии. Вскоре такой же шаг был сделан и Финляндской Православной Церковью 53. Томосом Патриарха Мелетия IV от 6 июня 1923 г. Это деяние явилось самовольным отторжением и поглощением одной автокефальной православной Церковью части канонической территории другой братской автокефальной православной Церкви, что противоречило духу христианской любви и попирало общепринятые принципы церковного права 8 правило III Вселенского Собора; 9 правило Антиохийского Собора и др. Через месяц, 7 июля 1923 г.
Таким образом, Константинопольским Патриархатом были аннексированы Таллиннская и Эстонская епархия, часть Нарвского викариатства Петроградской епархии и часть древней Псковской епархии Русской Православной Церкви. Обосновывая свои действия, Константинопольский Патриархат, в первую очередь, напомнил о том, что Вселенский Престол осуществляет каноническое попечение о церковном устроении тех православных общин, которые остаются без пастырского окормления. Во-вторых, в Томосе утверждалось, что перехода в юрисдикцию Константинопольского Патриархата требовали новые политические условия, сложившиеся в Эстонии, и, в-третьих, подчеркивалось, что возникшие в России церковные нестроения сделали невозможным установление «надлежащего церковного устроения в Эстонии со стороны святой Церкви России». Относительно первого аргумента следует иметь в виду, что по священным канонам и в соответствии с церковной традицией Константинопольский престол, как и каждая автокефальная православная Церковь , может совершать подобные деяния исключительно при условии обращения к ней за помощью священноначалия другой автокефальной православной Церкви. Но такого обращения не было, и, более того, автономная православная Церковь в этом не нуждалась. Священноначалие Русской Православной Церкви канонически обустроило автономную православную Церковь в Эстонии таким образом, чтобы в случае необходимости она могла в полном отрыве от Матери Церкви нормально осуществлять свое служение. Сложившиеся в Эстонии «новые политические условия» не могли отрицательно сказаться на характере отношений священноначалия Русской Православной Церкви с автономной православной Церковью в Эстонии, потому что Церковь не устанавливает политический курс государства и не может нести за него ответственность, она совершает свое служение в любой политической обстановке, с другой стороны, условия, сложившиеся в Советской России, были глубоко враждебны какому бы то ни было проявлению религиозного чувства, но они никоим образом не могли повлиять на жизнь православной Церкви в Эстонии.
Столь же неоснователен и последний аргумент. Как уже отмечалось, каноническое устроение автономной православной Церкви в Эстонии, осуществленное священноначалием Русской Православной Церкви в мае 1920 г. Однако ко времени вручения Патриархом Мелетием IV Томоса архиепископу Александру Святейший Патриарх Тихон был уже освобожден из-под ареста и приступил к исполнению обязанностей по управлению Русской Православной Церковью, включая и сферу межправославных отношений, о чем несомненно через представителя Константинопольского Патриарха в Москве архимандрита Димопулоса сразу стало известно Патриарху Мелетию IV. Мировые информационные агентства самым деятельным образом участвовали в защите Святейшего Патриарха Тихона от репрессий советских властей, и сообщение об освобождении Предстоятеля Русской Православной Церкви немедленно появилось во всех печатных изданиях. Таким образом, самовольное отторжение Предстоятелем Константинопольской Церкви части канонической территории Русской Православной Церкви усугублялось игнорированием законной и действующей власти братской автокефальной православной Церкви, с которой следовало бы Константинополю войти в сношение, прежде чем принимать столь ответственное решение, тем более что Патриарху Мелетию IV не могла остаться неизвестной политическая подоплека обращения к нему архиепископа Александра. В докладе отмечалось, что и в дальнейшем имя Святейшего Патриарха Тихона будет возноситься за богослужениями в их Церкви и Патриархам Российскому и Константинопольскому будет своевременно сообщаться о вступлении в должность каждого нового митрополита всей Эстонии. Собственноручная расписка Святейшего Патриарха Тихона, хранящаяся в архиве Эстонской Православной Церкви, свидетельствует о том, что он получил доклад 6 февраля 1924 г.
Но ответа в Таллинн из Московской Патриархии не поступило. Его не сохранилось и в архиве Святейшего Патриарха Тихона.
Таллин расторг договор об аренде помещения канцелярии православной епархии Власти Таллина заявили о расторжении договора об аренде помещения канцелярии Эстонской православной церкви ЭПЦ Московского патриархата. ТАСС Викарий Таллиннской епархии Эстонской православной церкви Московского патриархата, тартуский епископ Даниил заявил, что государство не имеет полномочий вмешиваться в каноническую организацию церкви.
Сегодня мы молитвенно воспоминаем и переживаем событие, которое исполнило слова пророка Божия Захарии, сказанные за 500 лет до того, как Господь наш Иисус Христос торжественно вошел во Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле».
Много раз Христос Спаситель приходил во Святый град, молился там в Храме, проповедовал Слово Божие, но такая торжественная встреча происходила лишь единожды. Во исполнение многих ветхозаветных пророчеств Господь наш Иисус Христос вошел во Святый град, и встретить Спасителя мира вышло множество народа. Люди пребывали в Иерусалиме по случаю ветхозаветной пасхи. Кроме того, толпы народа желали видеть Господа, ибо всех уже успела облететь весть о чуде воскрешения Лазаря, которое накануне совершил Божественный Чудотворце. Казалось, лучшая часть израильского народа встречала Христа.
Люди срезали пальмовые ветви и клали их под ноги Спасителя, восклицая такие слова: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!
Отец Иоанн оказал большое духовное влияние и на меня. У него в храме я начал прислуживать с шестилетнего возраста. Духовные учебные заведения Эстонской Церкви были открыты до июля 1940 г. В июле 1940 г.
Синод Эстонской Православной Церкви 10 ноября 1940 г. Синод ЭАПЦ под председательством митрополита Таллиннского и всей Эстонии Александра повторил прошение о принятии его Церкви в каноническое общение с Матерью Церковью и «покрытии любовью невольный грех отпадения» 56. По определению Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского Сергия 28 февраля 1941 г. Он заявил, что эстонское духовенство «под давлением бывшего Эстонского правительства и только лишь из желания и надежды сохранить Православие в Эстонии» пошло на грех раскола. Затем Блаженнейший митрополит Сергий совершил краткое молитвословие, прочел разрешительные молитвы и завершил чин воссоединения взаимным архиерейским приветствием «Христос посреди нас», в кафедральном Богоявленском соборе была совершена совместная с митрополитом Александром Божественная литургия, и все присутствовавшие архипастыри подписали Акт о воссоединении ЭАПЦ с Матерью Церковью 57. В марте 1941 г. Патриарший Местоблюститель Блаженнейший Сергий назначил митрополита Виленского и Литовского Сергия Воскресенского экзархом Латвии и Эстонии и одновременно возложил на него временное управление Рижской епархией в связи с уходом на покой митрополита Рижского и всей Латвии Августина.
Экзарх избрал Ригу местом постоянного пребывания. Менее чем за три месяца, остававшихся до нападения фашистской Германии на СССР, экзарх приступил к устроению церковной жизни в Прибалтике в условиях новой и сложной обстановки. По свидетельству многих сослужителей, он обладал административными и дипломатическими способностями и сразу же установил братские и деловые отношения с митрополитом Таллиннским Александром. Сохранилась копия письма от 10 апреля 1941 г. Далее отмечалось, что для дальнейшего нормального течения церковной жизни в Эстонии необходимо получение последних постановлений, касавшихся Церкви и вероисповедных общин 58. Вскоре митрополит Виленский и Литовский Сергий, назначенный Патриаршим экзархом в Прибалтике, прибыл в Таллин, и кульминацией его визита стала служба в Симеоновском храме столицы Эстонии соборно с митрополитом Таллиннским Александром и архиепископом Нарвским Павлом. Это посещение Таллина экзархом митрополитом Сергием было первым и последним.
Советская администрация заранее предложила находившемуся в городе экзарху митрополиту Сергию эвакуироваться, но он скрылся в крипте Рождественского кафедрального собора и остался в Риге. Какими бы ни были причины этого решения, одно остается непреложным — митрополит Сергий поступил в полном соответствии со священными канонами, ибо связь епископа со своей малой Церковью — епархией, которую он принял от Бога, является нерасторжимой 14 Апостольское правило; 15 правило I Вселенского Собора; 21 и 25 правила Антиохийского Собора и др. Германские власти арестовали митрополита Сергия в первый день оккупации Риги и продержали в заключении четыре дня. За это время экзарх митрополит Сергий сумел убедить немцев в целесообразности сохранения возглавляемого им экзархата Московской Патриархии в Прибалтике, включая возношение за богослужением имени Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского Сергия. Экзарху пришлось сделать несколько публичных заявлений о лояльности германским властям, с осуждением советского руководства. В начале июля германские войска вторглись в Эстонию, и 28 августа был оккупирован Таллинн. Митрополит Таллиннский Александр еще в первые дни войны заявил о своем разрыве с Матерью Церковью, только что простившей ему грех отпадения, и о повторном переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
Епископ же Нарвский Павел остался верен Матери Церкви. Немецкие власти не препятствовали ни митрополиту Александру руководить жизнью приходов, оставшихся в его подчинении, ни епископу Павлу управлять русской Нарвской епархией и многими другими приходами, расположенными на территории оккупированной Эстонии, но сохранившими верность Русской Православной Церкви 59. Повторный разрыв канонических отношений с Матерью — Русской Православной Церковью, совершенный митрополитом Таллиннским и Эстонским Александром Паулусом в августе 1941 г. Владыка посетил все приходы своей епархии, каждый из которых подтвердил верность Матери Церкви. О своем неприсоединении к расколу заявили Псково-Печерский монастырь и приходы Печерского благочиния Таллиннской епархии, а также приходы оккупированных немцами территорий Псковской и Ленинградской епархий 60. Митрополиты Таллиннский Александр и находившийся на покое бывший Рижский Августин прекратили связь с экзархом митрополитом Сергием и заявили о своем возвращении в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Но оккупационные власти считали митрополитом всех трех Прибалтийских государств экзарха Сергия и предоставили ему управлять Нарвской епархией, приходами Эстонии и Латвии, в ведении экзарха находилось подавляющее большинство эстонских и латвийских православных приходов, Псково-Печерский Успения Божией Матери, Пюхтицкий Успенский и рижский Свято-Троицкий монастыри.
В начале июня 1942 г. Никто из нас не имеет права даже ставить такой вопрос... Церковь -Мученица перед всем миром засвидетельствовала свою преданность Христу, а мы здесь решаем вопрос, согласиться ли нам быть ее членами! По справедливости мы должны поставить другой вопрос: достойны ли мы быть членами этой Церкви? В Указе от 5 ноября 1942 г. Церковная жизнь в Латвии и Литве вошла в свое нормальное жизненное русло, однако мы этого не можем сказать в отношении Эстонской епархии. Наше мирное строительство в течение всего прошедшего времени нарушалось самочинным поведением митрополита Александра.
В начале он не отвечал на все наши письменные к нему отношения. Затем мы стали угадывать по доходившим до нас отрывочным сведениям, что он порвал молитвенное общение с нами и всеми верными нам епископами экзархата — словом, решил вновь выйти из канонического повиновения Матери Церкви. Он издал обращение к пастве, где объявил к сведению клира и мирян, что он признан гражданской властью единственным главой Эстонской Церкви, и не обинуясь угрожал ответом перед гражданскими властями тем, кто не подчинится ему... На протесты преосвященного Нарвского и целого ряда благомыслящих клириков Эстонской епархии не толкать епархиальную жизнь на раздор и новую схизму митрополит рассылал разъяснения и приказания не подчиняться требованиям законного священноначалия. Несмотря на все это мы не теряли надежду на мирное разрешение возникшего раздора в условиях свободного существования православной Церкви, с этой целью, с ведома гражданских властей митрополит Александр был нами приглашен на первое архиерейское совещание епископов Латвии, Литвы и Эстонии. На приглашение митрополит Таллиннский даже не ответил. Бесплодными оказались новые беседы преосвященного Нарвского, никакого действия не произвели решения архиерейского совещания, в них мятежный митрополит призывался братски к молитвенному общению с собравшимися, к признанию существующего канонического правопорядка экзархата и предупреждался, что дальнейшее упорство в самочинии вынудит всех нас привлечь его к суду по канонам святой православной Церкви.
Не убедили и доводы государственного порядка, требующие в наших условиях соблюдения мирного состояния церковного общества. Второе архиерейское совещание понудило нас опять письменно обратиться к митрополиту Александру со словами призыва любви к нему и направить делегацию из двух старейших протоиереев Латвийской епархии, его же товарищей с учебной скамьи. Но и на этот раз протянутую с миром нашу руку митрополит Таллиннский решительно отверг. В целях предотвращения дальнейшего разложения нашей церковной жизни в экзархате мы вынуждены прекратить попытки призвать самочинника к каноническому порядку и предать его церковному суду». Далее в указе следуют прещения, наложенные экзархом митрополитом Сергием на митрополита Александра. Признавались недействительными все священнодействия митрополита Александра, каковые он дерзнет совершить в состоянии запрещения, к этому постановлению присоединились архиепископ Митавский Иаков, епископ Нарвский Павел, епископ Ковенский Даниил 61. За ревностное архипастырское служение, важной частью которого была самоотверженная борьба со схизматиками, владыка Павел в декабре 1942 г.
Сразу же после оккупации Эстонии немецкими войсками в Нарве, Таллинне и других регионах были созданы концентрационные лагеря для военнопленных Красной Армии и пересылочные лагеря для насильно вывозимого с захваченных российских и белорусских территорий в Германию в качестве рабочей силы трудоспособного населения. Епископ Павел добился согласия немецкой администрации на духовное окормление заключенных и помощь им продуктами питания и одеждой. Он в полном смысле слова посвятил себя служению милосердия, побуждал к этому своих клириков и призывал паству, чем возможно, помогать своим страдающим братьям и сестрам. Епископ Павел регулярно посещал лагеря военнопленных и перемещенных лиц, совершал богослужения, включая Божественную литургию, исповедовал, причащал, проповедовал заключенным, вселяя в души людей надежду на будущее. Когда в одном из лагерей в Нарве вспыхнула эпидемия тифа, владыка не изменил установленного им порядка и продолжал там пастырское окормление. Перед освобождением от оккупации Таллина 22 сентября 1944 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий утвердил архиепископа Павла в этой должности.
Владыка Павел на правах епархиального архиерея был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Москве с 31 января по 2 февраля 1945 г. В марте 1945 г. Мне, старшему иподиакону, преосвященный поручил трудное и ответственное дело — готовить собор к освящению и возобновлению в нем богослужений, в мае 1945 г. Прекращение эстонской схизмы В ноябре 1944 г. Миссия уврачевания эстонской схизмы была возложена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием на архиепископа Псковского и Порховского Григория Чукова , который по прибытии в Таллинн 5 марта 1945 г. На этой встрече обсуждались вопросы, связанные с упразднением схизмы и восстановлением канонической структуры Церкви, а также насущные задачи церковной жизни.
Глава Эстонской православной церкви лишен вида на жительство и покидает страну
Ставропигиальный статус Пюхтицкого монастыря Эстонской православной церкви, предполагающий прямое подчинение Патриарху Московскому и всея Руси, является. Новости, прямые трансляции, онлайн-конференции.-Православная религиозная организация Московская епархия Русской Православной альный отдел по изд. Напомним, Таллин решил не продлевать вид на жительство главе Эстонской митрополии РПЦ 66-летнему митрополиту Евгению (Валерию Решетникову), поскольку.
Посольство РФ в Таллине: о давлениии на Эстонскую православную церковь Московского патриархата
Александро-Невский собор главный православный храм Таллина формально является муниципальной собственностью. Он был передан в аренду на 36 лет в 2001 году. Здание канцелярии митрополита, договор на аренду которого сейчас расторгается, было передано в бессрочную аренду в 2005 году.
Особыми гостями концерта станут ученики православной школы св. Мероприятие рассчитано на семейное посещение. После концерта можно будет из первых рук получить информацию о Таллинской школе св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца.
Эта частная школа начала свою деятельность в Таллинне в сентябре 2021 года и планирует в течение 12 лет дорасти до уровня учебного заведения, дающего полноценное среднее образование. Школа предлагает обучение по авторским методикам и оригинальным учебникам, придерживаясь православных традиций. По окончании концерта все желающие смогут подняться на колокольню собора, рассмотреть колокола и пообщаться со звонарями.
Думаю, и они от нас поддержку получают.
Наше духовенство там служит, помогает. Патриарх благословляет различные мероприятия, которые проводятся на территории монастыря. Так что у нас с Пюхтицами сложилось, если можно так сказать, взаимовыгодное сотрудничество. Насколько я знаю, успехом она не увенчалась?
Понимаете, здесь же такая ситуация: сегодня много монастырей в России, Беларуси, в соседней с нами Латвии есть монастырь. В Пюхтицах сёстры очень много работают на послушаниях, но большая часть обители — люди всё-таки престарелые. Если нам пытаться как-то открыть в ЭПЦ монастырь, то, возможно, придут две монахини и всё. Остальные всё-таки предпочтут обитель, которая живёт полнокровной жизнью.
Не потому, что там лучшие условия, а потому, что огромное значение имеет ритм жизни и духовный настрой. Поэтому скорее всего своего монастыря в ближайшее время в ЭПЦ не будет. Насколько я понял из моих прежних встреч с духовенством, решение этого вопроса остаётся проблематичным, так как государство продолжает признавать ЭАПЦ Константинопольского Патриархата наследницей практически всего церковного имущества. Скажите, за год Вашего управления Эстонской Церковью были ли какие-то подвижки в этом плане?
Имущественные вопросы были подняты во время моей встречи с премьер-министром Эстонии всего у нас состоялось две встречи. Глава правительства внимательно всё выслушал. Например, мы сообщили ему, что Александро-Невский собор мы арендуем, причём срок аренды истекает через десять лет. Он сказал, что будет изучать вопрос, хотя ясного ответа мы до сих пор не получили.
Но мы будем продолжать эту работу, встречаться с властями и поднимать вопрос возврата нашего церковного имущества. Не более того. Мне сейчас нужно изучить более досконально всю эту ситуацию. Возможно, какие-то моменты будут для Вас интересны, особенно его взгляд на статус ЭПЦ и проблематику церковного имущества….
Хотя я не исключаю, что за несколько лет мнение главы ЭАПЦ могло измениться… Владыка, наверное, верующие в Эстонии особенно сильно ощутили последствия решения Синода РПЦ от 15 октября, запретившего чадам Русской Церкви участвовать в таинствах Константинополя. Всё-таки в Эстонии церкви Московского и Вселенского патриархатов существуют, можно сказать, бок о бок. Вам не кажется, что решение Синода принесло для Эстонии ещё большее разделение и создало трудности для верующих в тех эстонских регионах, где нет приходов Московского Патриархата? Но понятно, что эти решения Синода Русской Православной Церкви были вынужденными, направленными на то, чтобы подчеркнуть наше несогласие с политикой Константинополя.
Меня местные журналисты иногда спрашивают о возможном объединении с ЭАПЦ, но я всегда отвечаю, что этот вопрос не может сейчас решиться в Таллине. Его нужно решать в диалоге между Москвой и Константинополем. Извините, но Эстония — это каноническая территория Русской Церкви. И мы сейчас говорим о вторжении другой Поместной Церкви Константинополя на нашу каноническую территорию.
Сюда русские миссионеры шли с XII века, когда никаких греков на этой территории и в помине не было. Поэтому о чём здесь говорить? Если вмешалась политика, это другое дело, но мы должны исходить из канонических правил, ведь мы — церковная организация, а не политическая. Сохранять статус необщения или делать какие-то шаги к примирению?
Конечно, у нас своя позиция, у них своя. Но, думаю, пока в целом Константинополь не изменит своего отношения к Русской Православной Церкви, вряд ли что-то получится улучшить.
В помещении, о котором идет речь, находится канцелярия митрополита Евгения, который ранее был вынужден покинуть территорию Эстонии, но остался главой Эстонской Православной Церкви Московского патриархата. Согласно данным издания, ЭПЦ арендует в столице Эстонии семь объектов недвижимости, три из них — непосредственно у города. Александро-Невский собор главный православный храм Таллина формально является муниципальной собственностью.
Новости часа
41-летний Лаури Ляэнеметс родился в Таллине, окончил Таллинский университет по специальности "менеджмент рекреационных услуг" и курс командира роты в школе. ТАЛЛИН В Эстонии настоятельница Пюхтицкого монастыря игумения Филарета ответила на призыв министра МВД Эстонии Лаури Ляэнеметса выйти из подчинения Московскому. И сегодня Таллин высылает иерарха. В полиции заявили, что митрополит Евгений представляет угрозу национальной безопасности. После чтения Евангелия глава митрополии совершил традиционное освящение вербных и пальмовых ветвей (ваий).
Судьба Пюхтицкого монастыря: молитвенный вызов в сердце атеистической Эстонии
Песнопения исполняли хор храма под управлением Л. Бельковой и хор воскресной школы Вознесенского собора под управлением И. После сугубой ектении Владыка вознес молитву о Святой Руси.
Митрополит Иоанн совершил утреню Лазаревой субботы в Вознесенском соборе 173 27 апреля 2024г. Автор: Пресс-служба Йошкар-Олинской епархии, фото Виктории Соловьевой Вечером 26 апреля, накануне Лазаревой субботы, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн возглавил вечернее богослужение утреню Лазаревой субботы в Вознесенском соборе г.
В ходе обсуждения Собор принял итоговый документ, в котором выражено категорическое несогласие с решением Департамента полиции. Евангелие призывает нас к единству во Христе, любви и долготерпению. И это, а также призыв к миру и стабильности в эстонском обществе, было главным в проповедях митрополита Евгения.
Владыке сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Анатолий Маршалкин, протоиерей Димитрий Зубович, протоиерей Виталий Филатов и диакон Алексий Калядин. Пел архиерейский хор под управлением регента Тамары Поповой. Духовенство совершило литию с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея. На полиелее было пропето величание Господу Иисусу Христу.
Сестры Пюхтицкого монастыря пожаловались Совету Церквей Эстонии на давление
Так, осенью 1918 г. Святейший Патриарх Тихон заявил Священному Синоду Румынской Православной Церкви решительный протест в связи с отторжением этой Церковью Кишиневской епархии от канонической территории Русской Православной Церкви, расценив это как неприкрытое попрание священных канонов 35 Апостольское правило; 8 правило III Вселенского Собора; 21 и 22 правила Антиохийского Собора , и предупредил, что в случае насильственного закрепления такого положения он вынужден будет прервать братские и канонические отношения с румынским священноначалием и передать это дело на суд Православной Полноты. Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод предложили Финляндской епархии Русской Православной Церкви возвратиться из подчинения Константинопольскому Патриархату в юрисдикцию Патриарха Всероссийского, потому что причина, по какой Патриарх Константинопольский счел нужным временно принять в свое ведение Финляндскую Православную Церковь , отпала и Предстоятель Московского Патриархата вступил в управление своей Церковью, в связи с самовольным переходом автономной православной Церкви в Польше в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и принятием от Патриарха Мелетия IV утверждения в автокефальном достоинстве 5 июня 1924 г. В ответном июньском послании того же года Константинопольскому Патриарху Григорию VII Святейший Патриарх Тихон выразил резкий протест в связи с его намерением без согласия Предстоятеля Русской Православной Церкви направить в Россию миссию с особой инструкцией, где одним из главных пунктов было пожелание Патриарха Григория VII, чтобы «Всероссийский Патриарх ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал собою, немедленно удалившись от управления Церковью... Святейший Патриарх Тихон расценил это как недопустимое вмешательство одной автокефальной православной Церкви во внутренние дела другой автокефальной православной Церкви и отметил, что священные Соборы признавали за епископом Константинопольским первенство чести, но отнюдь не первенство власти. Полагаю, что отношение Святейшего Патриарха Тихона к самовольному отторжению Патриархом Константинопольским Мелетием IV автономной православной Церкви в Эстонии от канонической территории Русской Православной Церкви в свою юрисдикцию не могло не быть резко отрицательным. Государственная власть Эстонии, инициатор этой акции, ставила целью любым путем добиться полного разрыва взаимоотношений между АПЦЭ и Русской Православной Церковью. Представители этой власти принадлежали по преимуществу к лютеранскому исповеданию, и их не интересовали основы устройства поместных православных Церквей и характер канонического регулирования их взаимоотношений, принципиально отличный от установленных среди евангелическо-лютеранских церквей. Эстонские власти добивались от Патриарха Константинопольского автокефалии для АПЦЭ, ибо едва ли их в полной мере устраивала зависимость АПЦЭ от эллинизированного церковного центра, к тому же расположенного в Турции. Митрополит Таллиннский и всей Эстонии Александр, не получив автокефалии от Константинопольского Патриарха, продолжал руководить своей Церковью на автономных началах, но при этом самовольно усвоив Эстонской Автономной Церкви прерогативу, принадлежащую исключительно автокефальным Церквам, — самостоятельно поставлять Предстоятеля Церкви с последующим извещением об этом событии Предстоятелей других автокефальных Церквей, в то время как каноническое избрание и поставление митрополитов автономной православной Церкви должно осуществляться с согласия Предстоятеля Церкви, в чьей юрисдикции она находится, и с его утверждением избранного архипастыря. С исправлениями и дополнениями он был утвержден специальным постановлением правительства республики 22 мая 1935 г.
По-видимому, такой специфический характер Устава и явился причиной, по которой он не был утвержден Патриархом Константинопольским. Прошло 75 лет со дня принятия Томоса Патриарха Мелетия IV, и мы имеем все основания утверждать, что это событие внесло разобщение между двумя поместными православными Церквами, нарушило братский дух их взаимоотношений, нанесло удар по единству канонической позиции всех поместных православных Церквей в отношении исключительного права каждой из них на свою территориальную неприкосновенность и целостность, в самой же ЭАПЦ обострились негативные процессы межнациональное недоверие, политизация, ослабление канонического сознания ; к сожалению, все это актуально и по сей день. Таллиннская епархия уже существовала с 1920 г. Нарвское викариатство Санкт-Петербургской епархии, учрежденное в 1887 г. Епископом Нарвским и Изборским был поставлен бывший архиепископ Псковский и Порховский Евсевий Гроздов , 3 октября 1937 г. Владыка занимал эту кафедру по март 1945 г. Архиепископ Евсевий в миру Евстафий Сергеевич Гроздов родился 17 марта 1866 г. Шарковицизна Шарковицина Дисненского у. Виленской губ. Нарва-йыэсуу Усть-Нарва , Эстония.
Из семьи диакона. Окончил виленское духовное училище и Виленскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую Духовную Академию 1890. Одновременно назначен законоучителем образцовой школы при Виленской духовной семинарии, в 1895—1899 гг. Назначен викарием Ярославской епархии. Исполнял обязанности епископа Северо-Западной Армии генерала Н. Юденича, временно управлял епархией северо-западных областей России, занятых белыми войсками; рукополагал полковых священников Северо-Западной Армии в нарвской Знаменской церкви, служившей кафедральным армейским собором. После окончательного разгрома и интернирования армии Юденича в Эстонии в декабре 1919 г. Собор ЭАПЦ утвердил избрание владыки Евсевия архиепископом Нарвским и Изборским с условием принятия эстонского гражданства и согласия Московского Патриархата на его переход в Эстонскую православную митрополию. В состав возглавляемой им Нарвской русской епархии вошли русские приходы Нарвы, Таллина, Тарту, Пярну, а также отошедшего к Эстонии бывшего Печерского уезда. Архиепископ Павел Павел Григорьевич Дмитровский родился 15 января 1872 г.
По окончании симферопольского духовного училища поступил в Таврическую духовную семинарию, которую окончил в 1894 г. В апреле 1896 года женился и 5 мая того же года был рукоположен во диакона, а на следующий день — во священника и назначен на должность настоятеля Борисоглебской церкви села Астраханка, затем служил на приходах в Крыму, в Таврической и Петербургской епархиях, с 1908 по 1911 г. Летом 1937 г. Вместе со всей Эстонской Апостольской Православной Церковью 28 февраля 1941 г. На кафедру епископа Печерского, викария Таллиннской епархии, в 1924 г. Преосвященный епископ Иоанн находился на Печерской кафедре до 30 декабря 1932 г. Епископ Иоанн Николай Александрович Булин родился 1 марта 1893 г. В том же году поступил в Петербургскую Духовную Академию. Был взят на фронт в 1916 г. Епископ Иоанн в декабре 1932 г.
Когда в 1940 г. Эстония вошла в состав СССР, 18 октября его арестовали, а 8 апреля 1941 г. Приговор был приведен в исполнение 30 июля 1941 г. В начале 1933 г. После июля 1940 г. Занимая Печерскую кафедру, каждый из преосвященных одновременно являлся настоятелем Псково-Печерского монастыря. Других архипастырей на Нарвской и викарной Печерской кафедрах более не было. Обе кафедры по национальному составу паствы были русскими. Архиепископ Николай Николай Лейсман родился около 1853 г. Кандидат богословия Рижской духовной семинарии 1887 г.
Окончил филологический факультет Тартуского университета и Петербургскую Духовную Академию. До 1915 г. В 1932 г. С 1933 г. До 1940 г. Скончался в 1947 г. По состоянию на 1940 г. В самом начале 1920-х гг. Руководитель РСХД за рубежом, выдающийся духовник и проповедник протоиерей Сергий Четвериков считал, что оно было выражением «глубокой внутренней потребности молодой души найти в себе самой твердое религиозное основание для разумной и осмысленной жизни». Разносторонняя деятельность РСХД в Прибалтике привлекала православную молодежь, тем более что среди его членов были такие известные люди, как протоиерей Сергий Булгаков , иеромонах Иоанн Шаховской , Н.
Бердяев , А. Карташов, мать Мария Скобцова , В. Зеньковский , Л. Липеровский, Г. Флоровский, а также Б.
Александро-Невский собор главный православный храм Таллина формально является муниципальной собственностью. Он был передан в аренду на 36 лет в 2001 году. Здание канцелярии митрополита, договор на аренду которого сейчас расторгается, было передано в бессрочную аренду в 2005 году.
Сразу после этого вице-канцлер Министерства внутренних дел Эстонии Райво Кюйт срочно вызвал митрополита Евгения в ведомство. Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс назвал действия архиерея «аморальными». Это не первый визит архиерея в МВД страны. Тогда в правоохранительном министерстве требовали, чтобы митрополит дистанцировался от заявлений патриарха Кирилла, якобы поддержавшего специальную военную операцию СВО. МВД заявление Решетникова удовлетворило, но митрополита предупредили, что за его действиями отныне будут пристально следить.
МВД заявление Решетникова удовлетворило, но митрополита предупредили, что за его действиями отныне будут пристально следить. В этот раз МВД также поверили или сделали вид, что поверили невиновности Решетникова. Церковь сделала выводы. Мероприятие отменяется, церковь будет в этот день закрыта, это было самое важное, чего мы хотели», — отметил Ляэнеметс, комментируя заявление ЭПЦ МП.
Православие в Эстонии: взгляд двух митрополитов
Таллинн новости науки В мире науки Таллинн каждый день происходят захватывающие события, и последние новости свидетельствуют о неуклонном прогрессе. Концерт в таллинском кафедральном соборе хора духовенства санкт-петербургской митрополии. Таллин сегодня вышлет из страны главу Эстонской православной церкви Московского патриархата митрополита Евгения. Последние опубликованные новости на сайте. Новости Казанской епархии, Казанская епархия, новости Казани, Казань, Набережные Челны, Зеленодольск, Татарстан. Татарстан, Православие в Татарстане, Татарстанская.