На скорости, в два раза превышающей скорость звука, поток воздуха нагревает внешнюю обшивку самолета. При этом крейсерская скорость составляла 2300 км/ч, в то время как показатели «стандартных» Airbus и Boeing (A320 и 737 соответственно) составляют лишь около 820 км/ч. Чтобы набрать максимально возможную скорость при неполной тяге, командир немного опустил нос «Конкорда». Поэтому французско-британский «Конкорд» над землёй летал на дозвуке и переходил на сверхзвук исключительно над океаном.
Какой проект перспективнее
- Авиационный стартап представил прототип нового «Конкорда» - Телеканал "Наука"
- Китайский гиперсамолёт сможет летать вдвое быстрее «Конкорда» (видео)
- Во Франции вышел документальный фильм-расследование
- Во Франции вышел документальный фильм-расследование
Стали известны первые результаты расшифровки черных ящиков «Конкорда»
С этим мы постараемся сегодня разобраться. Скорость пассажирского самолёта Инженеров и пилотов всегда интересовала скорость. Да и поначалу у них неплохо получалось не только создавать, но и разгонять самолеты. Скорость всегда была достаточно важным фактором, который позволяет не только комфортно перемещаться между различными городами и странами, но и перелёт делает максимально быстрым. Например, пассажирский самолет "Боинг 737" с момента своего первого полета по настоящее время не значительно увеличил свою скорость полета, хотя прошло достаточно много времени. Всерьез ожидать каких-либо нововведений в ближайшие несколько лет, а также рассчитывать на то, что вскоре скорость пассажирских самолетов увеличится не приходится. К тому же, не стоит упускать тот момент, что летать с большей скоростью означает иметь как минимум дополнительные затраты на горючее, которое и так стоит не дешево.
Дополнительные затраты будут покрываться за счет цены на авиабилеты, которые в свою очередь не смогут нормально конкурировать с билетами на обычный рейс. В итоге летать будет некому. Поэтому увеличивать скорость самолета, чтобы уменьшить время перелета в настоящее время просто невыгодно. Но, многие с этим могут не согласиться, поскольку будут считать, что всегда найдутся клиенты на такие рейсы. Чтобы более подробно разобраться с этим вопросом необходимо вернуться немного назад в прошлое. В конце 60-х годов для перевозки пассажиров использовались специально спроектированные сверхзвуковые самолеты: «Конкорд» и «Ту-144», которые летали быстрее звука, поэтому пассажиры преодолевали расстояние гораздо быстрее, чем в настоящее время.
Но почему их перестал использовать?
Его летные испытания, если финансирование позволит, предполагается начать в 2023 году. Планируемая скорость — в два с лишним раза быстрее, чем у нынешних лайнеров. Научную базу под проект будет подводить научный центр мирового уровня «Сверхзвук» консорциум из десятка ведущих российских институтов - на это выделено госфинансирование в рамках нацпроекта «Наука». Но и у России так или иначе есть огромный задел, - оценивает перспективы исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Проработаны некоторые вопросы, связанные с особенностями конструкции.
Как делать силовую схему, какие использовать материалы. Параллельно Центральный институт авиационного моторостроения ведет проработки по двигателю для пассажирского сверхзвукового самолета. Так значит, не фантастика, и скоро мы будем летать гораздо быстрее? Когда самолет преодолевает звуковой барьер, с земли это воспринимается как хлопок. И это тоже проблема: современные лайнеры должны быть тихими. Они уже летали и перевозили пассажиров.
Вообще первый пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат — американский самолет-ракетоплан X-15 - появился еще аж в 60-х годах прошлого века. Что пошло не так? Тем более что в военных целях сверхзвуковые и гиперзвуковые скорости вполне себе используются. А почему не в мирных? Эксперты в ответ на этот вопрос прежде всего вспоминают историю Конкорда, который отлетал на пассажирских линиях с два десятилетия. Этот сверхзвуковой самолет, созданный Великобританией и Францией, с 1976 года использовался на трансатлантических маршрутах — в основном из Парижа и Лондона в Нью-Йорк.
Тогда, конечно, считался будущим авиации. Но выпущено было всего 20 самолетов, а в 2003 году авиакомпании от лайнера отказались.
Например, пассажирский самолет "Боинг 737" с момента своего первого полета по настоящее время не значительно увеличил свою скорость полета, хотя прошло достаточно много времени. Всерьез ожидать каких-либо нововведений в ближайшие несколько лет, а также рассчитывать на то, что вскоре скорость пассажирских самолетов увеличится не приходится. К тому же, не стоит упускать тот момент, что летать с большей скоростью означает иметь как минимум дополнительные затраты на горючее, которое и так стоит не дешево. Дополнительные затраты будут покрываться за счет цены на авиабилеты, которые в свою очередь не смогут нормально конкурировать с билетами на обычный рейс. В итоге летать будет некому. Поэтому увеличивать скорость самолета, чтобы уменьшить время перелета в настоящее время просто невыгодно. Но, многие с этим могут не согласиться, поскольку будут считать, что всегда найдутся клиенты на такие рейсы. Чтобы более подробно разобраться с этим вопросом необходимо вернуться немного назад в прошлое.
В конце 60-х годов для перевозки пассажиров использовались специально спроектированные сверхзвуковые самолеты: «Конкорд» и «Ту-144», которые летали быстрее звука, поэтому пассажиры преодолевали расстояние гораздо быстрее, чем в настоящее время. Но почему их перестал использовать? Внешних различий между этими двумя моделями было мало, поэтому многие считали их близнецами. Кроме похожего дизайна оба самолета были оснащены четырьмя двигателями и имели схему «бесхвостка», которая характера именно не для дозвуковых, а для сверхзвуковых самолетов. Летали они выше дозвуковых самолетов, поскольку на такой высоте воздух менее плотный, что в свою очередь гарантировало значительно меньшее сопротивление и трение, что в свою очередь положительно влияло также и на управляемость судна. Сравнение сверхзвукового «Конкорда» и дозвукового «Боинга 747» Благодаря сверхзвуковой скорости самолёту «Конкорд» требовалось всего 3 часа 20 минут для совершения перелета из Лондона в Нью-Йорк.
Обломки упали на маленький город Гуссенвиль. Да, это был страшный день, но от сверхзвуковых самолётов тогда отказываться не стали.
Продолжали работать, усовершенствовать. В 1975-м успешно состоялся первый рабочий рейс — Ту-144 привёз почту в Алма-Ату. Пару лет спустя дорогой Леонид Ильич Брежнев едет во Францию с официальным визитом и внезапно узнаёт, что "Конкорды" уже год как пассажиров перевозят. При виде нахмуренных мощных бровей в стране началась срочная подготовка к переоборудованию сверхзвукового самолёта под пассажирские рейсы. Ту-144 стал курсировать в Алма-Ату еженедельно. Те, кому посчастливилось летать на советском сверхзвуковом самолёте, вспоминали, что свободных мест на борту было очень мало. Надо сказать, лайнер был рассчитан на 80 человек. Вообще поначалу многие оценили преимущества: всё-таки время в пути всего два часа, то есть в два раза меньше, чем на обычном самолёте.
И в то же время надо было признать, что, знаете ли, не все в СССР могли себе позволить такое удовольствие: 68 рублей за билет, извините, половина средней советской зарплаты. Обычным самолётом — 48, тоже не копейки, но лишние двадцать рублей по тем временам на дороге не валялись. А если и валялись, то недолго. Пожалуй, самое главное в нём было — экономичный двигатель: потому и не могли возить больше 80 человек, что при большей нагрузке топлива до Алма-Аты не хватило бы. Ситуацию должен был спасти двигатель РД-36-51. Оснащённый им самолёт три с половиной года испытывали, пять полётов прошли нормально, налетали 9 часов. Все характеристики подтвердились, всё шло к новой вехе в сверхзвуковой пассажирской авиации. Надо было преодолеть звуковой барьер, выйти на скорость два Маха это более двух тысяч километров в час , а затем замедлиться и на высоте трёх километров запустить ВСУ — вспомогательную силовую установку — это сравнительно небольшой двигатель, он нужен для запуска основного, для создания нужного давления в системах.
Командиром был заслуженный лётчик-испытатель Эдуард Ваганович Елян. Кстати, он же возглавлял экипаж перед новым 1968 годом. Странно, что он сидел в правом кресле, а в левом был второй пилот Владислав Дмитриевич Попов. Обычно ведь всё наоборот.
Быстрее современности: есть ли будущее у сверхзвуковой гражданской авиации после гибели «Конкорда»
В полетах же «Конкорда» на сверхзвуке крейсерская скорость составляла 2,15 тыс. километров в час. 2 марта 1969 года совершил свой первый полет с заводского аэродрома в Тулузе англо-французский сверхзвуковой пассажирский самолет "Конкорд". Отказ от «Конкордов» объясняли, прежде всего, экономическими причинами. При полете на сверхзвуковой скорости двигатели самолета потребляли слишком большое количество топлива. В формате больших лайнеров типа Ту-144 или «Конкорда» пока близких перспектив не просматривается. «Конкорд» и «Ту-144» летали на высоте 20 000 метров, при этом максимальная скорость первого составляла 2 179 км/ч, а второго 2 500 км/ч.
Катастрофа века: легендарный «Конкорд» погиб из-за крохотного куска металла
Самолет упал в нескольких сотнях метров от центра поселка. Еще несколько секунд его полета и жертв могло бы быть гораздо больше. Доступ к месту трагедии по-прежнему закрыт. Спасатели, работающие на месте крушения, не исключают, что число жертв может возрасти. До сих пор не удалось разобрать развалины двухэтажной гостиницы, на которую рухнул самолет. Нельзя исключить, что под грудой обломков могут находиться погибшие.
Пока на месте катастрофы обнаружено 81 тело. Тела продолжали сегодня весь день возить в Париж на машинах. Опознать в обугленных жертвах своих близких будет непросто. Чудом спаслась считавшаяся погибшей 21-летняя англичанка Алиса Брукенг. Она говорила в номере отеля с сестрой по телефону, как услышала страшный грохот, комната наполнилась дымом.
Все двери оказались заблокированными. Девушка сумела выпрыгнуть в окно, и только тогда увидела рухнувший на гостиницу " Конкорд". Почему же упал самолет, считавшийся до сих пор одним из самых надежных и безопасных, который за четыре дня до трагедии прошел полную техническую проверку? Уже появились некоторые данные из черных ящиков. Как сообщила помощник прокурора Элизабет Сено, расшифровка показала, что диспетчеры Центра управления полетами аэропорта Руаси заметили пламя в хвостовой части самолета через 56 секунд после того, как дали эму разрешение на взлет.
Они немедленно предупредили об этом экипаж, который ответил, что один двигатель вышел из строя. В этот момент лайнер еще находился на взлетной полосе. Но набрав скорость, остановиться уже не мог. Летчики решили не возвращаться в Руаси, а посадить горящую машину в расположенном неподалеку аэропорту Ле Буржэ.
Научную базу под проект будет подводить научный центр мирового уровня «Сверхзвук» консорциум из десятка ведущих российских институтов - на это выделено госфинансирование в рамках нацпроекта «Наука».
Но и у России так или иначе есть огромный задел, - оценивает перспективы исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Проработаны некоторые вопросы, связанные с особенностями конструкции. Как делать силовую схему, какие использовать материалы. Параллельно Центральный институт авиационного моторостроения ведет проработки по двигателю для пассажирского сверхзвукового самолета. Так значит, не фантастика, и скоро мы будем летать гораздо быстрее?
Когда самолет преодолевает звуковой барьер, с земли это воспринимается как хлопок. И это тоже проблема: современные лайнеры должны быть тихими. Они уже летали и перевозили пассажиров. Вообще первый пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат — американский самолет-ракетоплан X-15 - появился еще аж в 60-х годах прошлого века. Что пошло не так?
Тем более что в военных целях сверхзвуковые и гиперзвуковые скорости вполне себе используются. А почему не в мирных? Эксперты в ответ на этот вопрос прежде всего вспоминают историю Конкорда, который отлетал на пассажирских линиях с два десятилетия. Этот сверхзвуковой самолет, созданный Великобританией и Францией, с 1976 года использовался на трансатлантических маршрутах — в основном из Парижа и Лондона в Нью-Йорк. Тогда, конечно, считался будущим авиации.
Но выпущено было всего 20 самолетов, а в 2003 году авиакомпании от лайнера отказались. Одной из причин была громкая авиакатастрофа в 2000 году, когда взлетавший из аэропорта Парижа Конкорд рухнул на отель погибло 113 человек, из них 4 на земле. Потенциальные пассажиры стали бояться суперлайнера.
Вес самолёта будет достигать 68 т. Источник изображений: Destinus Европейский проект с русскими корнями — швейцарская компания Destinus, основанная бывшим владельцем «Техносилы» Михаилом Кокоричем — создаёт гиперзвуковой самолёт, который будет летать со скоростью 5 Махов. Это как раз та граница, с которой скорость движения официально считается гиперзвуковой. Отличительной чертой проекта Destinus является использование водородного двигателя. Это чисто, легко и энергоэффективно. Компания Destinus со штаб-квартирой в Швейцарии и инженерными офисами в Испании, Франции и Германии с общим штатом сотрудников 120 человек создана в 2021 году. На её счету уже два лётных прототипа и готовится третий , который начнёт испытания до конца текущего года.
Это будет уже сверхзвуковой аппарат предыдущие летали на дозвуковой скорости. Впрочем, разгон до сверхзвука с использованием водородного топлива ожидается только в 2024 году или позже. Прототип Destinus 3 имеет в длину те же 10 м, что и предшественник, но будет в 10 раз тяжелее и 20 раз сложнее в плане конструкции и двигательной установки. Прототип Destinus 2 Прототипы Destinus представляют собой самолеты со смешанным корпусом в форме волнолета — гиперзвуковой конструкции, впервые задуманной в 1950-х годах, но так и не доведённой до производства. Это довольно эффективная форма, в которой вы можете использовать меньше топлива для полёта, потому что у вас будет меньше сопротивление воздуха».
Регулярные перевозки возобновились в ноябре 2001 года, но последовал ряд инцидентов, в том числе — отказ одной из секций руля и утечка топлива. Авиакатастрофа 2000 года, указанные инциденты, события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и радикальные изменения в авиаотрасли , а также общая дороговизна перелетов на «Конкордах» поставили крест на развитии сверхзвукового авиасообщения.
Последний полет «Конкорда» состоялся 26 ноября 2003 года. На данный момент 18 из 20 построенных самолетов за исключением разбившегося самолета и использованного на запчасти хранятся в аэропортах, музеях и экспозициях. Прожорливый, быстрый и маленький Экипаж «Конкорда» состоял из трех человек. Максимально разрешенная пассажировместимость составляла 128 человек — это сравнимо с самым небольшим из серии 320-х «аэробусов» — Airbus A318. На практике же пассажировместимость была и того меньше — 92 человека у Air France и 100 у British Airways. То есть «Конкорд» был почти в три раза быстрее самых распространенных сейчас самолетов. Расход топлива составлял около 28 тысяч литров в час.
Для сравнения: у Airbus 320-й серии он составляет 2,4—2,9 тысячи литров в час. Да, «Конкорд» и летел быстрее, но не в десять раз, так что об экономичности можно не говорить. Надежды на «сверхзвук» и их закат Concorde перевод названия с французского — «Согласие» — совместный проект британской British Aircraft Corp. Активная разработка велась с 1962 года, проектирование закончилось в 1966 году.
Маршруты Конкорда: Куда летал сверхзвуковой лайнер?
Поэтому французско-британский «Конкорд» над землёй летал на дозвуке и переходил на сверхзвук исключительно над океаном. Чтобы набрать максимально возможную скорость при неполной тяге, командир немного опустил нос «Конкорда». Это немного медленнее, чем скорость Конкорда, однако даже она сможет сократить время нынешних авиапутешествий вдвое. На данном этапе также ведутся работы над новым двигателем, который будет работать полностью на биотопливе и обеспечит Overture скорость в 1,6 Маха и дальность полета 7867 км.
Быстрее звука: проекты сверхзвуковых самолетов будущего
Большинство пассажиров на борту Конкорда были туристами из Германии, направлявшимися в Соединенные Штаты на отдых. "Конкордам" над сушей приходилось сбрасывать скорость. На какой высоте и с какой скоростью летал Конкорд. Идея создания «Конкорда-2» появилась буквально с первым полетом последнего. Когда закончилась эпоха Ту-144 и «Конкордов», в среде авиационных экспертов было принято высказываться о возрождении гражданского сверхзвука крайне – Самые лучшие и интересные.