В Грузии нарастает противостояние между президентом Саломе Зурабишвили и правительством. Примечательно, что следующие парламентские и президентские выборы в Грузии запланированы на 2024 год. Прогнозы по итогам президентских выборов Президентские выборы в Грузии, запланированные на 2024 год, станут важным событием для страны.
Возвращение Иванишвили и перестановки в «Мечте»: Грузия готовится к выборам
В свою очередь, Зурабишвили проявила неосторожность, не только открыто поддержав инициативу правительства, но и пообещав в случае победы на выборах обеспечить невмешательство церкви в дела государства. В ответ на это церковные иерархи назвали ее «королевой каннабиса». Оппозиции, а именно Единому национальному движению, удалось также получить серьезную политическую выгоду от протеста, связанного с гибелью двух грузинских подростков. Если ранее продолжавшие протест отцы подростков на публике дистанцировались от каких-либо политических партий, то в конце сентября они появились на встрече кандидата ЕНД с избирателями, а затем совместным с оппозицией маршем прошли по проспекту Руставели. Возможные сценарии Сможет ли оппозиция воспользоваться предоставленным окном возможностей? Как представляется, нынешняя политическая ситуация складывается таким образом, что оппозиционный кандидат вполне мог бы одержать победу. Карьерный дипломат Вашадзе до сих является сторонником Саакашвили и был в его команде министром иностранных дел в 2008-2012 гг. После поражения ЕНД занялся бизнесом, в том числе будучи импресарио своей известной жены-балерины. В начале 2017 г. Вашадзе вернулся в политику и на выборах мэра Тбилиси возглавил избирательный штаб кандидата от ЕНД.
Бакрадзе ранее также являлся ближайшим сподвижником Саакашвили, занимая в 2008-2012 гг. Но именно он в конце 2016 г. Хотя, по данным Международного республиканского института, Бакрадзе и является наиболее узнаваемым политиком Грузии, ему трудно найти собственную, отличную от ЕНД электоральную нишу и избавиться от имиджа раскольника. Уже появились первые репрезентативные опросы населения, проведенные международной компанией Edison Research. Очевидно, что против Зурабишвили играет целый ряд факторов: ее слабая узнаваемость у электората, сделанные ей в ходе кампании неудачные заявления, растущий на волне общественного возмущения антирейтинг партии власти. У Вашадзе же есть ядерный электорат, определенный лоск настоящего интеллигента, не запятнанного пока какими-то скандалами. Не менее красноречивым фактом, чем результаты опросов, является то, что представители «Грузинской мечты» крайне нервно реагируют на действия оппозиции. Официальные СМИ наполнены их заявлениями о том, что оппозиция расшатывает государство, причем делает это в частности с помощью методов, якобы «вызывающих улыбку». Вся риторика правящей команды опять ориентирована в прошлое: во всех бедах страны оказывается виноват Саакашвили и его сторонники.
Председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили заявил, что вопрос об импичменте будет рассмотрен в среду, 18 октября. По словам председателя «Грузинской мечты» Ираклия Кобахидзе, благодаря решению КС Зурабишвили за год до истечения президентских полномочий лишилась политической и моральной легитимности. При этом Кобахидзе назвал ее «хромой уткой», ведущей оппозицию к пропасти. Также он сообщил, что если у Зурабишвили осталось «элементарное достоинство», она должна сама подать в отставку.
В ответ президент заявила, что не собирается никуда уходить и продолжит бороться за европейское и демократическое будущее республики, которому мешает правящая партия. Мне есть что сказать этим человечкам… Выйду, если мне дадут слово, если нет, то все равно выйду и скажу все, что нужно сказать», — заверила президент во вторник. Напомним, правительство запретило Зурабишвили представлять страну за границей, так как она потеряла его доверие, регулярно поддерживая оппозицию. Несмотря на это, президент все равно уехала, заявив, что ее цель — добиться предоставления Грузии статуса кандидата в члены ЕС.
При этом защита Зурабишвили настаивает, что она руководствовалась 49-й и 78-й статьями Конституции. В первой говорится о том, что глава государства представляет республику во внешних отношениях. Во второй сказано, что все конституционные органы должны всеми силами обеспечивать вступление Грузии в Евросоюз. Комментируя решение КС, представитель президента Майя Копалеишвили заявила, что для него не было ни фактических, ни юридических оснований.
Независимость этих самопровозглашенных государств помимо России признают Никарагуа, Венесуэла, Сирия и Науру. Остальные страны международного сообщества считают Абхазию и Цхинвальский регион частью Грузии.
В 2017 году были приняты поправки в Конституцию Грузии, меняющие процесс выбора Президента и вступившие в силу после последних выборов. Следующего Президента Грузии, сроком на 5 лет, без проведения дебатов при открытом голосовании будет избирать специальная Избирательная коллегия. В состав Избирательной коллегии войдут 300 членов, утверждённых ЦИК, а именно:- все члены Парламента Грузии 150 человек ;- все члены высших представительных органов Абхазской и Аджарской автономных республик;- делегаты из регионов, выдвинутые соответствующими политическими партиями.
Политолог: в Грузии готовят «майдан» на лето 2024 года
28.04.2024 | ЗАМКНУТЫЙ КРУГ КАК ГРУЗИНСКАЯ ПАРАДИГМА Всё, что сегодня происходит в странах Южного Кавказа, взаимосвязано одним лейтмотивом, имя которому – иностранные. Если тысяча грузинов, воюющих в ВСУ, вернутся на родину для участия в акциях, ситуация в Грузии может быть дестабилизирована. Выборы президента вряд ли стали бы значительным политическим событием, если бы Грузия не оказалась в последнее время в стадии вялотекущего внутриполитического кризиса, который значительно подтачивает всевластие правящего парламентского большинства. В выборах президента впервые примут участие жители ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Выборы президента Грузии 2024. «МИД Грузии осуждает т. н. президентские выборы, проходящие 10 апреля в оккупированном Цхинвальском регионе/Южной Осетии, как еще одно незаконное действие Российской Федерации, направленное против суверенитета и территориальной целостности Грузии.
ЦИК Грузии опубликовал окончательные результаты выборов президента
В Грузии пройдет второй тур президентских выборов, поскольку ни один из претендентов на пост не смог набрать больше 50% голосов. На выборах президента Грузии победила независимый кандидат Саломе Зурабишвили, которая в первом же интервью пообещала полностью отказаться от отношений с Россией, а также действовать в соответствии с указаниями из Брюсселя и Вашингтона. «Даже после 2024 года судьбой Грузии будет управлять не агентократия «Нацдвижения» без родины, а демократически избранное и патриотичное правительство", – говорится в заявлении. Президентские выборы в Грузии 2024 года представляют собой важное политическое событие для страны. На выборах президента Грузии 2024 будут представлены различные кандидаты, которые предстоят перед гражданами страны. Осенние парламентские выборы будут проходить под строгим контролем и метким прицелом западных партнеров.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Республика сегодня
- Политолог: в Грузии готовят майдан на лето 2024 года | Новости мира
- Наши проекты
- Президент Грузии считает, что переговоры по вступлению в ЕС начнутся после выборов
- Президентские выборы в Грузии (2024) — Википедия
- Request Rejected
Назван возможный кандидат в президенты Грузии
- Газета «Суть времени»
- Президентские выборы в Грузии (2024) — Рувики
- Вашадзе vs Зурабишвили. Кто из кандидатов в президенты Грузии лучше для РФ? | Аргументы и Факты
- Официальный сайт
- Каковы шансы “Грузинской мечты” на победу на предстоящих выборах
- Правила комментирования
"Грузинская мечта" не сомневается в своей победе на выборах в 2024 году
Очередные парламентские выборы пройдут в Грузии осенью 2024 года. В стране с парламентской формой правления это голосование является самым главным. На выборах президента Грузии победила независимый кандидат Саломе Зурабишвили, которая в первом же интервью пообещала полностью отказаться от отношений с Россией, а также действовать в соответствии с указаниями из Брюсселя и Вашингтона. Влияние выборов на Грузию Выборы президента Грузии 2024 оказывают огромное влияние на политическую и экономическую ситуацию в стране. Цель президента Грузии — саботировать парламентские выборы в октябре, подтверждением этому стало ее вето на закон о назначениях в ЦИК, считает премьер. В Грузии пройдет второй тур президентских выборов, поскольку ни один из претендентов на пост не смог набрать больше 50% голосов.
Читайте также:
- Президентские выборы в Грузии: ожидать ли сюрпризов?
- Последние народные выборы президента завершились в Грузии. Идет подсчет голосов
- Вашадзе vs Зурабишвили. Кто из кандидатов в президенты Грузии лучше для РФ?
- Президент Грузии считает, что переговоры по вступлению в ЕС начнутся после выборов
- Какая была реакция
- Акции в преддверии выборов
Что будет в Грузии после отставки Гарибашвили: отвечает политолог
Россия — большая страна со множеством «шахматных досок», на которых она играет, и с достаточно целостной позицией. Малые же страны устроены немного по-другому. Это не плохо и не хорошо, такова реальность! И Гарибашвили, и Кобахидзе неоднократно заявляли, что «второй фронт» для Грузии неприемлем. И при этом они оба прекрасно встречаются с китайскими политиками и дипломатами, грузинско-китайские отношения в последние два года демонстрируют устойчивый рост. Вот так это и работает. О вступлении в НАТО говорится с явным пониманием того, что вряд ли это быстро произойдёт. Потом давайте не забывать, что грузинское общество уже годами воспитывается в определённой парадигме. НАТО видится многим рядовым грузинам — даже не каким-то особенным националистам, а просто обывателям — как некая спасительная опора в деле возвращения Абхазии и Южной Осетии. И, естественно, Кобахидзе и Гарибашвили как политики это понимают и учитывают. Есть ещё один момент, на который я бы обратил внимание.
В конце прошлого года Грузия получила статус кандидата в члены ЕС. И «Грузинской мечте» это помогает, потому что не будь этого статуса, оппозиция попыталась бы мобилизовать ресурс молодых избирателей, которые мало знают Россию и никогда в ней не бывали, но при этом имеют определённые фобии. Эта молодёжь могла бы быть мобилизована под предлогом того, что, мол, смотрите, правительство провалило сближение с Европой. По факту же ЕС — не знаю уж, сознательно или нет — помог действующей власти. Оппозиция теперь лишена возможности ругать её за провалы на европейском направлении. Но и власти вынуждены, между тем, демонстрировать свою благодарность Брюсселю. Об этом говорится в сообщении опубликованном 5 февраля на официальном сайте грузинского ведомства - В качестве стратегического курса Кобахидзе также провозгласил «воссоединение с Абхазией и Южной Осетией мирным путём». Это тоже риторика, или официальный Тбилиси действительно готов предпринять некие действия в этом вопросе? Как-то отказаться от них и даже просто сказать «а давайте признаем реалии» ни один политик в Грузии не сможет. Даже люди, которые пытаются выступать с позиции евроскептицизма, всё равно ратуют за «территориальную целостность», это некий консенсус в стране.
Дальше начинаются серьёзные расхождения в вопросе о том, как это реализовывать. Говорится о «привлекательном имидже» Грузии, о том, что евроинтеграция откроет некие возможности, в том числе для сближения с Абхазией и Южной Осетией. Кстати, грузинские политики любят цитировать и Владимира Путина, который говорил, что, если вдруг представители Грузии, Абхазии и Южной Осетии найдут какие-то взаимовыгодные варианты, Москва мешать не будет. Думаю, если победу одержит «Грузинская мечта», у Тбилиси будет прагматичный, и даже, возможно, в чём-то циничный внешнеполитический курс. В случае же победы «коллективного Саакашвили» возможна «украинизация» грузинской политики. Никто не будет рисковать, так как фактор России может стать элементом внутренней политики и использоваться против правящей партии, даже если идея диалога где-то сидит в головах.
Источник: РИА "Новости" «Я надеюсь, что после того, как у нас будут демократические [парламентские] выборы, создастся новая коалиция и в этом случае мы выполним все условия и начнем переговоры о вступлении [в ЕС ]. Мы на год отстаем от Украины и Молдавии, и этот год должны будем нагнать, и Европа должна быть рядом с нами», — сказала Зурабишвили в интервью телеканалу France 24.
Согласно ст. Тем не менее, вопреки запрету со стороны грузинского правительства, С. Зурабишвили всё же посетила Бельгию, Францию и Германию, обосновав свои визиты стремлением к укреплению европейской перспективы страны. Но, как известно, благими намерениями выстлана дорога… Занимавшие на тот момент должности премьер-министра И. Гарибашвили и председателя «Грузинской мечты» И. Кобахидзе и вовсе обвинили С. Зурабившвили в саботаже процесса сближения Грузии с ЕС, так как она своими заявлениями дискредитировала усилия грузинского правительства по выполнению 12 рекомендаций Еврокомиссии , которые были необходимы для получения статуса страны-кандидата в члены Европейского союза. И это несмотря на то, что голосов для смещения президента со своего поста в парламенте не хватило , а сам процесс носил чисто символический характер. Сомнений в провале этой инициативы не было ни у тех, кто за ней стоял, ни у политических экспертов, ни у самой Зурабишвили. Но «мечтатели» решили на практике показать, что такое демократия по-грузински, убив тем самым сразу двух зайцев: продемонстрировали европейским партнёрам, как работает Конституционный суд Грузии а это важно в контексте выполнения упомянутых 12 рекомендаций ЕС , и указали президенту её место, призвав поумерить разыгравшиеся политические амбиции. Туманная европейская перспектива Собственно, ядро текущей политической поляризации Грузии как раз и кроется в том, насколько страна должна быть европеизирована: если для президента и оппозиции евроатлантический путь — единственно верное решение, то правящая партия выступает одновременно и за евроинтеграцию, и за сохранение стабильных отношений с Россией и Китаем. Прагматизм «Грузинской мечты», последовательно отстаивающей внешнеполитическую многовекторность отказ от введения антироссийских санкций после 24 февраля 2022 года, поддержка решения о возобновлении прерванного 4 года назад авиасообщения и введения безвизового режима для граждан Грузии со стороны России — яркие тому подтверждения , стал ощутимым препятствием для её европейских устремлений. Ведь как иначе можно объяснить забавную метаморфозу с превращением Грузии из фаворита «Восточного партнёрства» в единственную страну из «Ассоциированного трио», получившую статус страны-кандидата в ЕС позже остальных и отстающую от Молдовы и Украины в опубликованном в конце января индексе «Восточного партнёрства»? Политическая конъюнктурность налицо. И руководство «Грузинской мечты» не скрывало своего раздражения этим фактом даже при общении с Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности. К слову, сентябрьский двухдневный визит Ж. Борреля в Грузию показал , что стороны будто говорят на разных языках: если Брюссель посылал сигнал о том, что из 12 рекомендаций выполнено только 3, то грузинский премьер, напротив, заверял главу евродипломатии в том, что исполнить осталось лишь 3 условия. Как показал ноябрьский отчёт Еврокомиссии , несмотря на достигнутый прогресс по отдельным пунктам Грузии всё ещё необходимо осуществить судебную реформу, усилить борьбу с коррупцией и дезинформацией, повысить уровень координации с ЕС в области общей внешней политики и политики безопасности, принять закон о деолигархизации, а также обеспечить выполнение ряда других условий. Главное из них — преодоление политической поляризации и нахождение компромиссов между «Грузинской мечтой» и «Единым национальным движением». Европейский союз неоднократно обращал внимание грузинских властей именно на данную рекомендацию, однако в преддверии намеченных на осень 2024 года парламентских выборов выглядит это предписание сюрреалистично. Как бы там ни было, в середине декабря 2023 года Европейский совет всё же предоставил Грузии статус кандидата на вступление в ЕС. С одной стороны, «несправедливость» как это усердно называли грузинские власти была устранена, с другой же — Грузия по-прежнему остаётся на шаг позади Украины и Молдовы в погоне за европейской мечтой, ведь с последними двумя Евросоюз уже открыл переговоры о вступлении, то есть перешёл на качественно более высокий уровень отношений. В целом, у Европейской комиссии и Европейского совета были все основания продолжать держать Грузию на ещё более почтительном расстоянии, ведь Грузия не только не выполнила 9 из 12 рекомендаций Евросоюза, но ещё и не присоединилась к большей части антироссийских санкций, что делало страну в глазах Брюсселя достаточно строптивым союзником. ЕС же, в свою очередь, с февраля 2022 года демонстрирует, что в исключительных случаях геополитика для него важнее ценностей, чем и было обусловлено предоставление Украине и Молдове статуса стран-кандидатов в ЕС на полтора года раньше Грузии. Сейчас же был велик риск того, что грузинское общество может разочароваться в светлом европейском будущем, если европейские чиновники будут и дальше продолжать держать страну в геополитическом предбаннике. По всей видимости, к Брюсселю пришло понимание того, что Грузия сполна «расплатилась» за свой внешнеполитический прагматизм, равно как и того факта, что терпение грузинских властей небезгранично.
В «Грузинской мечте» данные сообщения пока не комментировали. До этого действующий президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила , что у ее предков и у нее самой всегда было ощущение, что у Тбилиси всегда был враг в лице России. По ее словам, в некоторые периоды независимости республики кто-то мог посчитать, «что могло быть иное отношение со стороны РФ», однако сегодня это невозможно.