Подобно тому, как Иисус Навин ввел народ Израиля в Землю Обетованную через воды Иордана, так и Иисус Христос вводит верующих в Него посредством Таинства Крещения в «землю благодати Его», т.е. в Церковь и в грядущее Царство Божие. В основе праздника лежит евангельское событие крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.
Традиции, святая вода, купания
- Зеленые воды реки Иордан
- Святыни христианства. Река Иордан
- Происхождение праздника
- Праздник Крещения Господня или Богоявление
- Крещение Господне
Место крещения Иисуса Христа | Река Иордан | Израиль Святые места
В этот день вспоминают, как по преданию Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Праздничные богослужения начинаются накануне вечером, верующие вспоминают о крещении Иисуса Христа, которое совершил Иоанн Предтеча в водах Иордана. Праздничные богослужения начинаются накануне вечером, верующие вспоминают о крещении Иисуса Христа, которое совершил Иоанн Предтеча в водах Иордана.
Крещение Господне
Кто такой Иоанн Предтеча? Именно Иоанн крестил в 30-летнем возрасте Иисуса Христа в реке Иордан. В церковном календаре есть несколько дат, когда чтят память Иоанна Предтечи или Иоанна Крестителя. Так, 7 июля отмечается Рождество Иоанна Предтечи. Именно он был последним пророком, кто предсказал приход Мессии. Он был Крестителем Бога нашего и именно он послал миру весть о приходе на землю сына Божьего.
Сам Иоанн был из простой семьи, в которой чтили законы Моисея. Родился он между 6 и 2 годами до нашей эры. Его мать и Дева Мария, мать Иисуса Христа, явлелись родственницами. Он посвятил себя служению Богу, прожив в иудейской пустыне на протяжении 30 лет. К нему приходили многие иудеи за очищением, совершавшимся омовением водой реки Иордан.
Когда он жил в пустыне, то носил самую грубую одежду, питался мёдом и саранчой.
В России 19 января православные христиане отмечают Крещение Господне — один из двенадцати главных христианских праздников. В ряде регионов страны из-за коронавируса отменены традиционные крещенские купания, в других субъектах они пройдут с соблюдением санитарных требований.
Праздник Крещения Господня Богоявления является древнейшим христианским праздником. Именно после крещения Иисус начал просвещать людей светом истины.
Как умер Иоанн Креститель? Смерть Иоанна Предтечи была трагической. В то время Иудеей правил Ирод Антипа и у него была любовница Иродиада, которая приходилась супругой его родному брату. Такую связь Иоанн Предтечи публично осуждал.
Коварная женщина добилась от царя, чтобы Иоанна отправили за решётку. Но этого ей было мало. На одном из дней рождений Ирода Антипы дочь Иродиады Саломея станцевала прекрасный танец. Правитель был восхищен грацией и легкостью дочери своей дамы. Иродиада подговорила дочь выпросить у Ирода подарок. Смысл его был ужасен - она пожелала смерти Иоанна Крестителя.
Ирод Антипа дал согласие, Иоанну отрубили голову, и прекрасные руки Саломеи принесли блюдо с головой пророка. Головой того, кто крестил Иисуса Христа и кто известил мир о его пришествии.
Это событие описывается всеми четырьмя Евангелистами Мф. Единственно, что нам известно — это о побеге святого семейства в Египет и возвращение из него, а также, о посещении Христом иерусалимского Храма в возрасте двенадцати лет. Этому факту есть свое объяснение. Евангелие не ставит своей целью жизнеописание Иисуса Христа, но благовествование людям таинства вочеловечения Сына и Слова Божия, Его учения и совершенного ради человеческого рода подвига. По своей сущности все четыре Евангелия были пособиями для оглашения. В этой перспективе становится понятным, что не было необходимости описывать все без исключения события из жизни Христа. Приход же двенадцатилетнего Иисуса в Храм сохраняется для нас потому, что это было одним из первых откровений истины, что Он — Сын Божий.
Отсутствие описаний событий из детства и юношества Христа ни в коем случае не означает, что в этот период жизни Он не был в Иудеи. Все это время Христос жил с Матерью и приемным отцом Иосифом «и был в повиновении у них» Лк. Многие утверждают, что Христос в этот период жизни путешествовал по другим странам. По мнению некоторых, например, по Индии, где прожил до тридцатилетнего возраста, а затем подступил к реке Иордан. Подобные предположения и ничем необоснованные рассуждения являются плодом нездоровой фантазии и здесь не уместны. Иудеи были ярыми фундаменталистами, и проповедь пришедшего из чужой страны Христа вызвала бы большой скандал и недоумение. В Евангелиях содержится три свидетельства, из которых видно, что к началу Своей проповеди Христос был хорошо известен в среде соотечественников, поражавшихся Его мудрости. Первое находится в Евангелии от Иоанна. Мы читаем, что, когда Христос учил людей в Храме, «дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
Иудеи определенно знали, что Христос не обучался ни в одной из многих известных школ той эпохи. Второе свидетельство содержится в Евангелии от Матфея, где, подобно первому, описывается удивление жителей Иудеи, когда Христос учил их в синагоге. Люди изумлялись и говорили: «откуда у Него такая премудрость и силы? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это? Не только Христос был хорошо известен среди Своих соотечественников, но и вся Его семья: мать, приемный отец и сводные братья от предыдущего брака Иосифа. Третье свидетельство принадлежит Евангелисту Марку: «откуда у Него это? Что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Оно во всем идентично предыдущему с одной лишь разницей, что здесь Сам Христос именуется «плотником», из чего следует, что людям хорошо был известен род Его занятий.
Из приведенных выше евангельских свидетельств можно заключить, что в возрасте тридцати лет Христос жил в определенной среде, окруженный сводными братьями, хорошо был известен среди соотечественников, и все изумлялись Его мудрости и совершаемым Им знаменьями. Изумление человека свидетельствует об осознании существования предмета, но незнании его природы. II Когда Отрок-Христос пришел на праздник в Иерусалим, Он потерялся и лишь спустя три дня родители нашли Его в иерусалимском Храме, «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их». И, согласно священному евангелисту, «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» Лк. Мы не будем вникать во всевозможные подробности этого происшествия, а обратимся к двум характерным, имеющим непосредственную связь с воплощением Сына Божия, местам Священного Писания. Первое относится к жизни Христа после принесения Его в Храм: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» Лк. Второе следует уже после приведенного в Храме происшествия: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и любви у Бога и человеков» Лк. Возраст Христа и Его физическое возрастание не вызывает особого недопонимания. Возмужание Христа происходило естественным образом, поскольку, будучи совершенным Богом, Он не переставал быть и совершенным человеком.
Проблема возникает относительно выражений «исполняясь премудрости» и «преуспевал в премудрости» в связи с тем фактом, что человеческая природа обожилась в Ипостаси Бога Слова в момент ее воспринятия во чреве Пресвятой Богородицы. Ересиарх Несторий утверждал, что Пресвятая Дева родила обыкновенного человека, который по прошествии некоторого времени принял божественную благодать. Эта ересь была осуждена Церковью, потому что согласно православному учению человеческая природа обожилась сразу же в момент ее воспринятия природой Троичного Бога. Выражение «преуспевал в премудрости и возрасте», согласно толкованию прп. Иоанна Дамаскина, означает, что Христос являл «сущую в Нем премудрость» соответственно с возрастанием тела. Премудрость обитала во Христе изначально, в силу ипостасного единения божественной и человеческой природ, но открывалась в зависимости от возраста Богочеловека Христа.
19 января Крещение Господне: почему у праздника два названия?
Всем известно, что крещение Иисуса Христа в Иордане – это реальное историческое событие, но действительно ли оно происходило в реке Иордан? В то время, когда Иоанн проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось 30 лет. Праздничные богослужения начинаются накануне вечером, верующие вспоминают о крещении Иисуса Христа, которое совершил Иоанн Предтеча в водах Иордана. Иисуса Христа крестил Иоан Креститель в водах реки Иордан.
Зачем крестился Иисус?
Козьма епископ Майумский характеризует Предтечу тремя эпитетами: «глас Слова», «светоносная лампада» и «зарница солнца». Христос, как Бог — предвечный и нетварный свет, а Предтеча — несущая Его лампада. И поскольку Христос есть сияющий свет Божества правды, то Иоанн — Его зарница, предвещающая грядущее солнце утренняя звезда. Итак, все эти имена и эпитеты отображают суть жизненного подвига Иоанна Предтечи — предвозвещание прихода Мессии.
Так, крещение непосредственным образом соединяется с водой. У Святых Отцов мы находим описание нескольких видов крещения. Например, свт.
Григорий Богослов приводит пять видов: первое — Моисеево крещение, которое несло людям временное очищение; второе — Предтечино — крещение покаяния; затем — Христово крещение, через которое, посредством Духа Святого, все люди становятся христианами; четвертое — это запечатленное кровью крещение мученичества; пятое — крещение покаяния и слез. Восемь видов крещения приводит прп. Иоанн Дамаскин.
Первым, по его мнению, было крещение всемирного потопа, происшедшее с целью пресечения распространившегося по всей земле греха. Второе — крещение моря и облака, когда израильтяне проходили через Чермное море, и их денно и нощно покрывало облако. Третье — законническое, исполнение которого предписывалось законом Моисея; оно теснейшим образом соединялось с чистотой тела.
Четвертым было Иоанново крещение. Оно было вводным, потому что открывало крещенным путь к покаянию. Оно не несло оставления грехов, а лишь пред-очищало людей, открывало внутренние очи души, помогая человеку ощутить свою греховность, а также подавало силы для ожидания завершительного, совершенного крещения Иисуса Христа.
Пятым было крещение Самого Иисуса, когда Он вошел в Иордан. Оно было особенным, потому как на Христе не было греха, и Он не исповедовался. Седьмое — крещение крови и мученичества, воспринятое ради нас Христом.
Речь идет о кресте Господнем, а также о страданиях святых угодников соразделивших Христовы страсти. Последним, восьмым крещением, не именующееся спасительным, ибо оно ниспровергает и нескончаемо наказует грех, является адский огонь. Иоанн Златоуст проводит разграничение между крещением иудейским и христианским.
Первое очищало человека от телесной грязи, а не от духовных прегрешений. Христианское же крещение несравненно выше, ибо очищает душу человека и преподает Святого Духа. Мостом между иудейским и христианским крещениями является крещение Честного Иоанна Предтечи.
VI Так как Христос был совершенным Богом и совершенным человеком не причастным греху, а Иоанново крещение вело людей к осознанию их греховности и предуготавливало народ к принятию совершенного крещения Христова, возникает вопрос: зачем было креститься Самому Спасителю? Ответ на него раскрывает перед нами великие истины. Иоанн Дамаскин говорит, что Христос крестился не для Своего очищения, «но ради взятия на Себя нашего очищения», подобно тому, как Он принимает на Себя ради нас мучение.
Помимо этого, крещением в реке Иордан Христос освятил воды. Поэтому мы в день Богоявления совершаем обряд водоосвящения, на котором молим Святого Духа снизойти и освятить воды. Соединенная с Божьей благодатью вода перестает быть мокротой грехопадения и становится водой возрождения.
VII Святоотеческое предание сопоставляет крещение Христа с чудесным переходом израильтян через Чермное море. Как чудотворным действием бесплотного Слова египтяне были потоплены, а израильтяне спасены, так и при крещении — силой воплощенного Слова растленный человек воссоздался, а «драконы сокрушились», демоны утратили силу. Никодим Святогорец говорит, что для воссоздания испорченного сосуда гончару необходимы две вещи: вода, чтобы замесить глину, и огонь, чтобы обжечь сосуд.
Тоже самое использовал и Бог — Великий Гончар нашего творения. Для воссоздания сокрушенной человеческой природы Он употребил огонь, который имеет в Самом Себе, ибо является «всепожирающим пламенем», испепеляющим всякую нечистоту и воду из реки Иордан. Через воплощение Христа и исполнение всех ступеней божественного Домостроительства, одной из которых является и крещение, совершается воссоздание человеческой природы.
Это было возможно по двум причинам: во-первых, потому что, несмотря на грехопадение, она не была уничтожена, а во-вторых, потому что Господь является Создателем человека, Он же есть и его Воссоздатель. Со-существование двух стихий — воды и огня — совершенно невозможно. Огонь не может разгореться и запылать в мокрой среде.
Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления.
А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа. По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой. Вся ли вода на Крещение святая?
Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО: Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню — с благоговением. В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь.
Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.
Крещенские морозы Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». Иордань — прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня.
При слове «секта» православные некоторые сейчас начинают топорщиться, озираться и покрывать себя со всех сторон крестным знамением, а самые грамотные даже принимаются листать книгу «Сектоведение», достаточный источник знаний, но тогда различные религиозные группы были вполне легальны. Крещение Господне и Богоявление Но у Иоанна ритуал погружения в воды Иордана не означал приема в свою секту. Иоанн, по его собственным словам, посвящал во что-то большее, чем был сам, и позиционировал себя Предтечей этого грядущего. Иисус засвидетельствовал у него начало своего избранного пути, но дальше на этом пути крестил Его уже Дух Святой. Крещение Духом это не какое то одноразовое действие, которое имело бы место в положенное время.
Дух свидетельствует непрестанно: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» Рим 8: 14, 16. И свидетельствует Он о том же самом, что и человек, но в отличие от человека Его нельзя обмануть. Креститься от человека формально можно. От Духа же — нет, нельзя. И выбранный путь от Духа — свидетельствовать своей жизнью об истине. Воскресение Христово было свидетельством ученикам о том, что путь Его пройден, миссия исполнена, Крещение Его Духом состоялось.
Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» по-гречески, — «Явление» , позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант — «Теофания» то есть «Богоявление». В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство — наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах. В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие Сочельник со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении. Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества. Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными — с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал. Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника. Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие — один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах. Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство — наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах. В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие Сочельник со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении. Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник.
Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества. Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными — с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал. Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды.
Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника. Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие — один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах.
Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.
Духа посредством помазания миром в таинстве Крещения Tertull. Иустин Философ одним из первых среди раннехрист. I 204; Lact. IV 15; Hilar. Интерпретация гласа с небес как откровения о богосыновстве Спасителя у церковных авторов также носит полемический характер. Мефодий Олимпийский в своем толковании делал акцент на формах глаголов, представленных в греч. Слова: «Я ныне родил Тебя» - значат: Я восхотел существовавшего на небесах прежде веков родить и в мире, т.
Ориген подчеркивал, что Спаситель был Сыном Божиим от вечности, а не стал Им в момент крещения, «так что ни начала Его рождения, ни дня Его не найти» Orig. I 204. Ефрем Сирин Ephraem Syr. Григорий Ниcский метафорически выделял 3 рождения Христа: физическое по плоти , от воды и Св. Духа и в воскресении смерти Greg. Учение о 3 рождениях Христа, как и Его последователей, представлено также и у свт. Григория Богослова Greg. Иоанн Златоуст объясняет название праздника Богоявления как указание именно на К. Духа, но и явление огня и света как элементов теофании при К. Огонь и свет - одни из распространенных образов теофании в ВЗ.
Возможно, прибавление этих элементов к описанию К. Одно из наиболее ранних свидетельств этой традиции встречается у мч. В арм. In Ev. В «Пасхальной хронике» также отмечается, что Св. В некоторых старолатинских рукописях чтение Мф 3. В сир. Наиболее частые отсылки к явлению света огня в К. De fide. De Nativitate.
Эта тематика сохраняется и у более поздних сир. Pars 1: Ab Adventu ad Quadragesimam. Традиция явления света в К. Несторианский экзегет IX в. Ишодад Мервский приводит свидетельство «Диатессарона» Татиана в ином варианте: «И внезапно, как сказано в «Диатессароне», там воссиял свет сильный… И Иордан остановился в своем течении... Gibson; Introd. Свидетельства явления именно «сильного света» и остановки течения Иордана во время К. Однако они получили широкое распространение в литургических текстах. Петров Происхождение праздника К. Первые свидетельства о праздновании К.
Востока - из Египта, Сирии и М. В традиции Церквей этих регионов 6 янв. В этот день было принято освящать воду Ioan. В некоторых Церквах праздник К. Однако с кон. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за праздником 6 янв. В визант. Фрагмент тетраптиха со сценами 12 праздников. XII в. Екатерины на Синае О дате праздника К.
Согласно первой, которая известна как гипотеза «Школы истории религий», христ. Ефрема Сирина сообщается, что Христос родился в 8-й день до январских ид и спустя 13 дней после зимнего солнцестояния, т. Епифаний сообщает, что в Александрии, Петре и идумейской Элусе 6 янв. Если допустить, что египетская дата 11 тобе изначально при старом подвижном календаре - в 27 г. Эта гипотеза была выдвинута Г. Узенером и поддержана Х. Лицманном, К. Баумштарком и в особенности Б. Боттом см. По поводу 6 янв.
Епифаний Кипрский упоминает также другой егип. В связи с этим Епифаний отмечает, что 6 янв. Литургическое чтение, посвященное чуду в Кане, зафиксировано в егип. Лекционарии V в. Феномен обретения водой в источниках вкуса вина засвидетельствован также Плинием Старшим в «Естественной истории» Plin. II 106 , но он не сообщает, в какой именно день это происходило. Но Плиний ссылается на Гая Лициния Муциана, который писал, что в январские ноны 5 янв. Эти данные можно соотнести со следующим свидетельством Павсания Pausan. Согласно гипотезе «Школы истории религий», языческие обычаи, связанные с водой, и феномен обретения водой вкуса вина повлияли на установление христианами 6 янв. Однако критики данной гипотезы отмечали, что: 1 описываемый Епифанием праздник в честь Эона едва ли можно с уверенностью отождествить с Сатурналиями и Крониями - праздниками, приуроченными ко дню зимнего солнцестояния, т.
Другая, т. Прецедент был найден в раввинистических источниках, где в отношении ветхозаветных патриархов прослеживается совпадение дней их рождения и смерти. Хотя традиционно датой зачатия в древней Церкви считалось 25 марта см. Благовещение Пресв. Богородицы , в М. Азии 14 нисана иудейского лунного календаря было привязано к 6 апр. Эту гипотезу выдвинул Л. Дюшен ; усилить его аргументацию впосл. Гипотеза подверглась критике в работах Ботта и О. Критика в основном сводилась к тому, что 6 апр.
Калькулятивную гипотезу также разрабатывал Т. Толли см. Климент Александрийский, сообщая о дате К. Если считать от смерти имп. Октавиана Августа, 15-й год правления Тиберия длился с 20 авг. Однако Климент считал весну 29 г. Кузенкова, вероятно, связано со стремлением приурочить К. Именно дата 11 тобе «александрийского» юлианского года неподвижный календарь , к-рая в переводе на рим. При этом важно учитывать, что К. Климент Александрийский в своей хронологической системе помещал Рождество Христово на 6 янв.
Епифаний Кипрский. При этом егип. Кроме того, в Римской империи 25 дек. Описанные же в «Панарионе» свт. Епифания Кипрского языческие праздники, выпадавшие приблизительно на те же дни, что и праздник К. Винклер, основываясь на письменных источниках преимущественно сирийских и армянских , выдвинула гипотезу, что в Сирии и Египте изначально центральной темой праздника 6 янв. Эволюция праздника 6 янв.
Ясный день — к неурожаю. Ветер подует с юга — будет грозовое лето. Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев. Не кормят кур, чтобы огородов не копали. Крещенские морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». От Водокрещей — до Евдокей живёт семь недель с половиной. Погода этого дня указывает на погоду декабря. Пять раз в году солнце играет: на Рождество , Богоявленье, Благовещение , Светлое воскресение , Иоанново рождение. Дуй не дуй, а великодень у порога. Дуй не дуй, не к Рождеству идёт, к великодню. На Вэрбницу — снова з вэрбы на воду» полесье.
И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя месту тому: плач Египтян, что при Иордане» Быт. В библейском тексте это место названо Горен-гаатад евр. После того как весь народ и священники пришли на реку по суше, Бог убрал Свою всесильную руку, и воды Иордана вернулись обратно в свое русло. Это чудо было подобно переходу израильтян через Красное море. Ее изображение сохранилось на мозаичной карте Святой Земли VI в. Перед пересечением Иордана Господь сказал Иисусу Навину: «В сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что, как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» Нав. Так и наш Иисус после Иордана положил начало учению и чудесам», - говорит блаженный Феодорит Кирский. Такой же границей является река Иордан и в наше время. Позднее колена Рувима и Гада, а также половина колена Манассии построили большой жертвенник на берегах Иордана в качестве «свидетеля» между ними и другими коленами Нав. Пророк Елисей ударил по воде упавшей на землю милотью своего учителя, после чего вода Иордана «расступилась туда и сюда» и он прошел реку по суше 4Цар. Он взял у него «два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд» и спрятал дома. Крещение Господне.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
свидетельство божественного чуда, которое в один миг превратило человека в призванного избранника Бога, Мессию. Именно здесь Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа. Верующие вспоминают, как Иисус Христос пришел к "крестившему водою" Иоанну Предтече и тот "погрузил его в воды Иордана". Крещение Господне «Крещение Господне» (икона, XVI век) Тип религиозный праздник Установлен в память крещения Иисуса Христа в водах Иордана Иоанном Крестителем Отмечается в большинстве христианских церквей Дата в Православии — 6 (19) января. Зачем крестился Иисус Христос? Христос пришел к Иордану для того, чтобы так же, как и остальные приходившие, креститься от руки пророка. третье по святости место в христианстве, собирающее верующих со всего мира.
Где крестился Иисус Христос. Крещение Христа, описанное в Библии
Крещение Господа Иисуса Христа православные верующие празднуют 19 января. Этот день посвящен воспоминанию евангельского события о том, как пророк Иоанн Предтеча крестил Христа в водах реки Иордан. При крещении Иисуса Христа на реке Иордан появился голубь, который символизировал Святого Духа, а с небес властный голос Бога говорил о том, что Иисус его возлюбленный сын. Подобно тому, как Иисус Навин ввел народ Израиля в Землю Обетованную через воды Иордана, так и Иисус Христос вводит верующих в Него посредством Таинства Крещения в «землю благодати Его», т.е. в Церковь и в грядущее Царство Божие.
Место крещения Иисуса
Освящение воды Освящение воды — главная традиция Крещения, которую совершают в храмах и на водоемах. Воду освящают чином Великого водосвятия дважды: накануне праздника и в сам день Богоявления. Независимо от того, в какой из дней провели ритуал, вода будет иметь равную благодать, отмечают в церкви. Вода, которую освятили в Крещение, имеет особое название: крещенская вода или Великая Агиасма, то есть великая святыня Как освящают крещенскую воду в церкви? Сперва поют тропарь «Глас Господень на водах…», затем зачитывают пророчества из Ветхого Завета, отрывки из Евангелия, а также фрагмент Послания апостола Павла. Все эти фрагменты Писания рассказывают о крещении Иисуса Христа. После начинаются общие молитвенные прошения.
Верующие молятся Богу с просьбой освятить воду «силою и действием и наитием Святого Духа», обращаясь к нему со словами «Миром Господу помолимся... Также Бога просят наделить воду способностью очистить тело от всех недугов и греха. Затем священник читает молитву, в которой просит Бога освятить воду, а также кадит ее — то есть окуривает ладаном. Он три раза опускает в воду крест, пока поется тропарь праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!
Тропарь Крещения Господня После этого всех молящихся окропляют святой водой и дают им поцеловать крест. В заключение обряда все священнослужители возвращаются в алтарь. При этом они поют стихиру «Воспоим вернии…». Первые упоминания о святой воде появились еще в 70-е годы IV века в сочинении «Против ересей» святителя Епифания Кипрского. При этом ни он, ни другие святители, которые о ней писали, не говорили ни о каких специальных обрядах, которые совершались бы над водой священниками. Люди просто набирали ее в любом водоеме.
Считается, что в ночь на Крещение Господне вся вода становится святой По преданиям, когда на Церковь были гонения и освятить воду в храмах было невозможно, в Крещенскую ночь верующие набирали ее в обычных водоемах или из-под крана. И даже без молитв, которые священник произносит во время обряда, эта вода не портилась несколько лет. Верующие объясняют это тем, что Бог даровал свою благодать людям, которые сохранили глубокую веру, даже когда попасть в храм было просто невозможно. Обычай произносить над водой молитву ввел Антиохийский патриарх Петр Кнафе в последней трети V века. При этом в древности воду святили один раз — в полночь перед Крещением. Однако с X века таинство перенесли на вечер Крещенского сочельника.
А вот традиция святить воду второй раз пришла из Иерусалимской церкви. Там этот обряд также начали практиковать в V веке. Это было связано с обычаем верующих выходить на берега Иордана непосредственно в праздник Богоявления и святить воды реки в память о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей. Позже эта традиция двойного водосвятия распространилась и на другие страны, жители которых исповедуют православие. Как использовать крещенскую воду Верующие считают крещенскую воду святыней и верят, что у нее есть целебные силы.
Именно после крещения Иисус начал просвещать людей светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, дарующее вечную жизнь. Поэтому принятие таинства крещения является обязательным условием принадлежности верующих к церкви. Россиянам рассказали, что взять с собой на крещенские купания В память о крещении Христа в Иордане в день Богоявления, а также накануне, в Крещенский сочельник, за богослужениями в храмах совершается чин великого освящения воды.
Покрестившись в Иордане, Христос совершил всемирную проповедь Евангелия. Спаситель сообщил всему человечеству радостную весть о том, что теперь каждый верующий также может принять крещение и соединиться с Господом. После этих слов Сын Божий отправился в безлюдную пустыню. Здесь он находился на протяжении 40 дней и готовился к исполнению возложенной на него земной миссии. Все это время Иисус неустанно молился и соблюдал строгий пост. Пока Мессия пребывал в уединении, его пытался искусить Сатана, однако все попытки сбить Христа с истинного пути оказались безрезультатными. Праздник в память о Крещении Христовом Верующие ежегодно празднуют день, в который произошло крещение Христа. В память о чуде, произошедшем после выхода Иисуса из реки Иордан, праздник также называют Богоявлением. В православии эта дата установлена на 19 января. По церковным правилам ее относят к великим двунадесятым праздникам. Крещение имеет давние традиции, которые тесно связаны с водой. В этот день многие православные христиане совершают омовение в природных водоемах, где вырубаются лунки в виде большого креста йордана. Считается, что с наступлением великого религиозного праздника вода приобретает необыкновенные свойства, очищает от совершенных грехов, исцеляет от различных болезней тела и души. В прежние времена существовали некоторые запреты, связанные с празднованием Богоявления. Многие из них сохранились и сейчас. К примеру, накануне великого торжества запрещалось выносить что-либо из дома. На Крещение нельзя было давать деньги в долг, иначе можно накликать на себя нищету.
Евангельские писания повествуют нам о событиях, которые произошли в самой пустыне. Три искушения Сатаны Когда Дьявол увидел попытки Иисуса отречься от всех грехов и очиститься, он решил испытать волю Мессии. Для этого Сатана пытается искусить Иисуса три раза: при помощи голода; при помощи веры. Каждый новый «рычаг», посредством которого оказывалось давление на Иисуса, был изощренней предыдущего. Голод — это самое маленькое, что могло переманить Иисуса на сторону Дьявола. Когда этот плотский грех не подействовал на Сына Божьего, Сатана испытывает его гордыню и веру. Но и тут Иисус не сдаётся. Сатана всеми силами пытался показать, что перед его сладкими плодами может сломиться каждый, даже Иисус Христос. Крещение помогло ему остаться нерушимым перед искушениями Сатаны. Отсюда следует, что крещение не просто помогает получить Божью благодать, оно способно дать нам силу бороться со всеми греховными деяниями Дьявола. Гипотезы о том, где находится место крещения Иисуса Христа Сегодня учёные всеми силами пытаются понять и воскресить события, описанные в библейских текстах. Всем известно, что крещение Иисуса Христа в Иордане — это реальное историческое событие, но действительно ли оно происходило в реке Иордан? Дело в том, что современные паломники подвергают критике сведения о том месте, которое, возможно, является местом крещения. Во-первых, Палестина — это не та евангельская «земля изобилия». Тут царят жара и пустынные равнины. Во-вторых, все, кто видел нынешнюю реку Иордан, поймут, что это явно не то место.
Где крестился Иисус Христос. Крещение Христа, описанное в Библии
Библия о Крещении: В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Место крещения Иисуса Христа. Традиционно, местом крещения Спасителя считается река Иордан. Именно здесь Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его. Крещение Иисуса Христа в реке Иордан знаменует его послушное подчинение воле Божией и начало его искупительной работы на земле. В церквях евангельско-баптистского братства празднование крещения Господня связано с воспоминанием о том, как был крещён Иисус Христос.
Страшный приказ Ирода
- Когда празднуют Крещение в 2024 году
- 19 января — праздник Крещения Господня, или Богоявление
- Как родился праздник Крещения Господня
- История праздника
- Что известно о Крестителе?
Кто крестил Иисуса Христа
Тот факт, что Иоанн Креститель крестил Иисуса, сегодня оспаривается лишь немногими учеными, но по-прежнему ведется много споров по поводу задачи и значения крещения Иисуса. В евангелиях рассказывается, что крещение Иоанна было крещением покаяния Мф 3:6-10; Мк 1:4-5; Лк 3:3-14. Он провозглашал, что близко Царство Небесное и что Божий народ должен готовиться к пришествию Господа, возродив свою веру в Бога. Для Иоанна это значило покаяние, исповедь грехов и праведное поведение. Зачем тогда крестился Иисус? Иисус был безгрешен, как говорится в НЗ 2Кор 5:21; Евр 4:15; 1Пет 2:22 , зачем же тогда Ему надо было принимать крещение, символизировавшее прощение грехов? Евангелия дают ответ на этот вопрос. Евангелие от Марка. Марк представляет крещение Иисуса как обязательную подготовку к периоду искушений и служения. Мессианство Иисуса представлено радикально новым способом: царствующий Мессия Пс 2:7 является также страдающим Рабом Господа Ис 42:1. Иудеи обычно представляли себе Мессию как правителя, Который учредит Царство Божье, а не как страдающего за народ.
Марк хотел показать, что исключительно в лице Иисуса свершится Божий замысел. Утверждение о том, что небеса в момент крещения разверзлись Мк 1:10 , может означать начало «последних времен» времени исполнения обетований и учреждения Божьего Царства.
Он будет крестить вас Духом Святым и огнем, то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи ваши, как огонь, и подавать вам дары Духа Святого. Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ. В то время, когда Иоанн проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось 30 лет. Он также пришел из Назарета на Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.
Иоанн считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь, то есть не удерживай меня теперь, потому что так надлежит нам исполнить всякую правду — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись раскрылись над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спустился на Иисуса, а с неба слышен был голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Итак, Крещение Господне называется: 1 Богоявлением, потому что в этот день явился Бог, во Святой Троице поклоняемый: Бог Отец - во гласе, Сын Божий во плоти и Дух Святый - в виде голубя, и ещё 2 Просвещением, так как Христос с этого дня явился светом, просвещающим мир. Значение этого крещения относилось только к Нему как к Божьему Мессии, поскольку нигде в Новом Завете крещение в древней Церкви не обосновывается этим крещением Иисуса и не связывается с Ним.
Иисус в этом крещении приобщается к нам, грешным людям. С одной стороны, в начале общественного служения Иисуса Бог возвещает и подтверждает, что Иисус - Его Сын, а с другой, Иисус, как Агнец, подчиняет Себя Закону Божьего суда, как всякая грешная плоть. Исходя из этой предпосылки, все страдания Иисуса, вплоть до Его смерти на кресте, можно тоже назвать "крещением". Именно это имеет в виду Павел, говоря о крещении Иисуса как о крещении "в смерть". В воспоминание крещения Христова в реке Иордане, в праздник Крещения бывает крестный ход на реки для освящения воды. Этот ход называется ходом на Иордан.
Водоосвящение бывает и накануне праздника во храмах.
Конечно, нет! Мы верим, что Христос, как Сын Человеческий, обладал полнотой и человеческой природы. Он не играл роль человека, но был человеком. В нём жила душа и личность человека.
Поэтому и Его жизнь во плоти была не симуляцией, но это были настоящие человеческие годы, наполненные разными эмоциями и переживаниями человеческой личности. Он не был полубогом и не был получеловеком. Лишь одно исключение, которое отличало Христа от любого из нас, заключалось в том, что в Нём не было греха. Апостол Пётр пишет: «Он не сделал никакого греха» 1 Пет. Сама грамматическая конструкция стиха указывает на истину о том, что в жизни Христа, как и у нас, было множество искушений.
Но он не поддался им. Вторая мысль — в Нём не было никакого греха. Никакого греха — означает абсолютную безгрешность, даже в словах. В течение своей земной жизни и служения Христос никогда не делал выбор в пользу греха: «Ибо идёт князь мира сего, и во мне не имеет ничего» Ин. Это утверждение, факт, основание нашей веры.
Один из исследователей жизни Христа выражает это так: «Сам Бог сошёл на землю, в этот бренный и грязный мир, для того, чтобы пройти путь верующего Богу человека и соединить несоединимое — тленную материю и вечный блаженный дух. Иисусу Христу это удалось» М. Шелудько, греко-католик, религиовед, журналист, секретарь Одесского богословского товарищества. Практическое применение Какое это может иметь значение для меня как для ученика Христа? Факт неподражаемости Христа в образе крещения для нас очевиден, потому как все мы крестящиеся нуждаемся в очищении от нашей греховности.
А Он, безгрешный и крестившийся, в этом не подобен нам. Вопросы практического применения для современных учеников Христа могут быть сформулированы в нескольких тезисах: Крещение Христа показывает нам пример в том, что Христос уподобляется нам, чтобы все те, кто желают уподобиться Ему, по Божьей благодати могли находиться в этом процессе. Нахожусь ли я в процессе освящения и преображения в образ характера Христа?
Коли в Крещенье собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи.
Если в этот день погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к обильному урожаю. Полный месяц — к большому весеннему разливу. Звездчатая ночь — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды. Будет оттепель — к урожаю.
Ясный день — к неурожаю. Ветер подует с юга — будет грозовое лето. Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев. Не кормят кур, чтобы огородов не копали.
Крещенские морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». От Водокрещей — до Евдокей живёт семь недель с половиной.