Как живут чукчи — в фотогалерее «Известий».
11 вопросов о самой неизвестной войне в русской истории
Традиционным жилищем чукчей, что строится и в наше время, является яранга. Это большой шатёр неправильной многоугольной формы. Устилается такой дом оленьими шкурами, что закрепляются камнями, оберегая обитателей жилища от ветра. Внутри шатра, в центре, располагается огонь. Это место является священным, а сами чукчи сравнивают своё жилище со Вселенной, из-за чего и ходить в нём следует по движению солнца на небосводе. Основными празднествами считались сезонные гуляния, связанные с установкой жилищ, убоем оленей, отёл важенок. Особую роль играли жертвоприношения огню. В суровом холодном крае народ особенно ценил тепло, что даёт пламя, а потому огонь нередко предстаёт в легендах как некое божество, всесильный дух. Исконными верованиями, сохранившимися по сей день, являются ритуалы анимизма.
Чукчи поклоняются силам природы, обожествляют стихии, почитают священных животных например, ворона и медведя. У многих семей современных жителей Чукотки сохранились старинные святыни — особые камни для высекания огня, что должен был иметь каждый человек. Их использовали во время ритуалов, связанных с поклонением огню и принесением жертв священному пламени, дающему тепло, а значит, жизнь. Путешественники, побывавшие в Чукотском автономном округе или на Камчатке, отмечают, что эти места открывают особый колорит, что хранит древнюю религию и тайные знания местных народов.
Шесть человек представляют один из самых малочисленных народов мира — кереки. Всего же на территории Чукотки проживают свыше 90 национальностей, среди которых преимущественно народы России, а также стран СНГ. Это калмыки и башкиры, татары и узбеки, белорусы, армяне и цыгане. Впрочем, живут в округе также немцы, греки, турки, корейцы, сербы и даже одна ассирийка. У подавляющего большинства из них — российские паспорта.
Также, по данным переписи, на территории округа проживает 271 иностранец.
Эта гипотеза подтверждается генетическими исследованиями, которые показывают сходство генетического материала у чукчей и других народов Северной Азии. Другая гипотеза связывает происхождение чукчей с миграцией народов из Центральной Азии. Согласно этой гипотезе, предки чукчей мигрировали на северо-восток Сибири через Сибирскую тундру, осваивая новые территории. Эта гипотеза подтверждается археологическими находками, которые указывают на наличие контактов между чукчами и народами Центральной Азии. Однако, несмотря на наличие различных гипотез, точное происхождение чукчей до сих пор остается загадкой. Дальнейшие исследования археологических находок, генетического материала и языка чукчей могут пролить свет на эту проблему.
На моржей и китов охотились в основном в летне-осенний, на тюленей — в зимне-весенний период.
Орудия охоты состояли из разных по размерам и назначению гарпунов, копий, ножей и пр. Китов и моржей добывали коллективно, с байдары, а тюленей — индивидуально. С конца XIX в. Лыжи, подшитые мехом, — идеальное средство передвижения И оленные и береговые чукчи рыбу ловили сетями, сплетенными из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, а также сачками и удилами, летом — с берега или с байдар, зимой — в проруби. Горных баранов, лосей, белых и бурых медведей, росомах, волков, лисиц и песцов вплоть до начала XIX в. Со второй половины XIX в. В морском зверобойном промысле к началу ХХ в. Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор.
Для выкапывания корней пользовались особым орудием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный. У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык. В оленную нарту чукотско-корякского типа запрягают одного-двух оленей Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей кибитка , жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-«ракетках»; по морю — на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастными веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей.
Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом — у русских. Запрягали собак и в оленьи нарты. Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м и диаметром от 5,7 до 7—8 м, похожий на корякский. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность.
В ярангу входили между двух половин покрытия, откидывая их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние. У родного очага Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение полог из шкур в виде параллелепипеда. Форма полога поддерживалась благодаря шестам, пропущенным через множество петель, пришитых к шкурам. Концы шестов опирались на стойки с развилками, а задний шест крепился к каркасу яранги. Средний размер полога — 1,5 м в высоту, 2,5 м в ширину и около 4 м в длину. Пол застилали циновками, поверх них — толстыми шкурами.
Постельное изголовье — два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, — находилось у выхода. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для изготовления полога требовалось 12—15, для постелей — около 10 больших оленьих шкур. Каждый полог принадлежал одной семье. Иногда в яранге бывало два полога. Каждое утро женщины снимали его, раскладывали на снегу и выбивали колотушками из рога оленя. Изнутри полог освещался и отапливался жирником.
За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, — продукты. Между входом в ярангу и очагом имелось свободное холодное место для различных нужд. Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые — вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках. Яранги сохраняли конструктивную основу жилища оленных, но каркас сооружали как из дерева, так и из костей кита.
Народы Севера. Чукчи
Блюдо является популярной закуской к пиву. Если будет возможность, попробуйте акутак, которое в народе называют эскимосским мороженым. Это взбитый охлажденный жир оленей или морских животных с ягодами и сахаром. Для приготовления лакомства обычно берут морошку, малину или клюкву. А вот, вопрос о том, едят ли на Севере медведей, неоднозначный. Раньше, кочевые жители ели медвежатину, пока в тундре еще не валялись отходы еды и пластика. Но медведь это не только хищник, но и падальщик, поэтому его мясо очень опасно в употреблении. Традиции и обычаи чукчей Чукчи — народ, который до наших дней сохранил традиции предков. Этот народ верит в духов и реинкарнацию, считается, что у человека есть пять жизней. Раньше коренной житель просил себя убить, обычно это были пожилые люди, которые болели и находили только один выход — смерть, чтобы потом переродиться здоровым человеком.
Но убить мог не каждый, а только близкий человек, родственник или друг. Было поверье и для утопающих. Если человек тонул, то его не спасали, так как считалось, что водоем это граница между земным и потусторонним мирами и если духи воды решили забрать человека, то не стоит этому препятствовать. Чукотский мячик Сейчас же почти каждый житель, когда идет на рыбалку или в тундру за ягодами и грибами, просит духов помочь ему и дать разрешение на вход в их владения. Праздники Одним из национальных Чукотских праздников является праздник Байдары. Издавна байдарка была средством добычи мяса. И для того, чтобы воды приняли чукотскую байдару на очередной год, чукчи устраивали некий обряд. Лодки снимали с челюстей кита, на которых она пролежала всю зиму. Затем шли к морю и приносили ему жертву в виде вареного мяса.
После чего байдару ставили возле жилища и ходили вокруг нее всей семьей. На следующий день процедуру повторяли и только после этого спускали лодку на воду. Еще одним чукотским праздником является праздник кита. Этот праздник проводился для того, чтобы извиниться перед убитыми морскими животными и загладить вину перед Кэрэткуном — хозяином морских обитателей.
Срок может быть увеличен сообразно степени и характеру возникших обстоятельств.
Возврат средств может быть осуществлен в неденежной форме путем внесения средств в личный кабинет клиента в виде бонусных рублей на покупку авиабилетов в будущем, но не ранее чем через 90 дней от даты внесения бонусных средств на счет. Обратите внимание, что при оплате банковской картой, в случае, когда валюта счета Поставщика и валюта счета Вашей карты отличается от валюты Вашей страны, платежная система может по своему усмотрению произвести автоматическую конвертацию в доллары. Мы не храним данные Вашей банковской карты. Процесс оформления заказа происходит полностью в автоматическом режиме и без участия человека. Наш сайт в полной мере отвечает стандартам безопасности PCI Compliance.
Авторское право и торговые марки Все содержимое этого сайта и программный код являются объектом авторских прав компании biletik. Логотип и название «biletik. Все права защищены. Любые торговые марки, названия юридических лиц, логотипы и другие атрибуты авторских прав, в том или ином виде присутствующие на нашем сайте, являются защищенной соответственным образом собственностью их владельцев. Если Вам стало известно о нарушении наших прав, пожалуйста, сообщите нам об этом по электронной почте copyright biletik.
Уведомление должно быть отправлено нам по электронной почте на адрес copyright biletik. До подачи уведомления мы рекомендуем Вам проконсультироваться у юриста. Мы рассмотрим все уведомления, которые соответствуют требованиям, указанным выше. Следует учесть, что в случае подачи ложного заявления о нарушении авторских прав Вы также можете нести ответственность за ущерб, причинённый нам. Программное обеспечение Любое программное обеспечение на этом сайте является объектом авторских прав компании Biletik.
Если Вы не выразили свое согласие с условиями лицензионного соглашения Вы не можете устанавливать или использовать любое программное обеспечение, которое сопровождается или включает в себя лицензионное соглашение. Для любого программного обеспечения, доступного для загрузки на нашем сайте, не сопровождаемого и не включаемого лицензионное соглашение, настоящим мы предоставляем Вам, пользователю, ограниченную, персональную, не передаваемую лицензию на использование программного обеспечения для просмотра и иного использования сайта в соответствии с этими Соглашением и ни для каких других целей. Любое воспроизведение или распространение программного обеспечения категорически запрещено и может повлечь за собой гражданскую и уголовную ответственность. Внешние ссылки Если какая-либо часть нашего сайта содержит ссылки на другие сайты, то следует понимать, что такие ссылки предоставляются только для справки. Мы не контролируем такие сайты и не несем ответственность за их содержание.
Мы рекомендуем предпринять все возможные меры предосторожности перед началом использования других сайтов. Заключительные положения Вы соглашаетесь защищать и ограждать компанию biletik. Использование сайта является неправомерным в любой юрисдикции, которая не признает все условия настоящего Соглашения. Приняв настоящие Соглашение и используя наш сайт, Вы соглашаетесь с тем, что нет никакого совместного предприятия, партнерства или трудовых отношений между Вами и компанией biletik. В пределах допустимых действующим законодательством Вы соглашаетесь с тем, что несёте ответственность за любой иск или претензию, вытекающие из или в связи с Вашим доступом к сайту или использование сайта на протяжении 3 трех лет с даты получения иска или претензии.
Молодежь, уезжающая из сел, и серьезные проблемы со здравоохранением — советская система рухнула, а новая толком не создана. Вместе с тем — социальные программы канадской добывающей компании, возрождение интереса к национальной культуре и благоприятные последствия губернаторства Аркадия Абрамовича — миллиардер создал новые рабочие места и отремонтировал дома, а китобоям мог запросто подарить пару моторных лодок. Из такой пестрой мозаики и складывается сегодняшняя жизнь чукчей. Наш первый собеседник - режиссер-документалист, опытный зоотехник и знаток Чукотки Владимир Пуя. Зимой 2014 года он отправился работать на восточный берег Залива Креста — части Анадырского залива Берингова моря у южного берега Чукотского полуострова. Там, рядом с национальным селом Конергино, он снимал фильм о современных чукотских оленеводах, — в прошлом самых богатых, а сейчас почти забытых, но сохранивших традиции и культуру предков жителях Чукотского автономного округа.
Впрочем, на Чукотку едут не для того, чтобы посидеть в баре, поиграть в бильярд или сходить в кино. Сюда едут работать — за «длинным северным рублём». Далеко не все выдерживают. Приедет иной раз человек даже на непыльную работу — учителем, директором школы, врачом, — помучается полгода-год, сломается и уедет. Не все выносят местный ритм жизни, климат, когда полгода длится полярная ночь, метели наметают сугробы высотой с двухэтажный дом и даже в июле воздух редко прогревается выше плюс 10, а короткое северное лето заканчивается уже в августе. Но многие остаются, искренне влюбившись в эту землю, которую здесь называют «землёй настоящих людей». В Анадыре стоит забыть про ночные клубы, кафе и кинотеатры. Их здесь нет. Media Настоящих, потому что умеют выживать, не теряя при этом лучших человеческих качеств и веры в хорошее. Не утратив её даже в суровых 1990-х, когда вымирали целые посёлки не было света, тепла, воды, топлива , закрывались предприятия, люди продавали трёхкомнатные квартиры по цене билета в Москву, отправляясь в неизвестность, где у них не было ни работы, ни родственников, ни перспектив. Сегодня Чукотка едва ли не рекордсмен России по числу масштабных «заброшек» — от военных городков до гражданских. Настоящий рай для сталкеров. Хотя местным больно видеть руины на месте домов, в которых они родились, росли, учились, влюблялись, создавали семьи. Тем не менее сегодня многие возвращаются. Просто потому, что невозможно забыть эту землю. Возвращаются, как только появляется возможность. Тундра, киты и фьорды И, конечно, сюда едут туристы. Пока не массово, но с каждым годом регион становится всё популярнее. Всякий раз, когда собираюсь на Чукотку, знакомые и родственники крутят пальцем у виска: «Там же холодно и делать нечего, давай лучше с нами в Турцию». Возможно, хоть однажды побывав здесь, они изменили бы своё мнение. Север может покорить сердце с первого раза. Чукотка — это бескрайняя тундра, особенно красивая в начале осени, когда она покрывается красно-жёлтым ковром. Это чистейшие студёные моря, в водах которых резвятся огромные киты, а вдоль береговой линии можно встретить стада моржей. Чукотка — это невысокие, но очень живописные горы, окутанные облаками, фантастически красивые заливы, бухты и фьорды, нисколько не хуже, чем в Норвегии. По числу уникальных по красоте мест Чукотка может побороться с Камчаткой. На Чукотке расположен самый северный российский город — Певек, с единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанцией. Недалеко от посёлка Эгвекинот находится точка пересечения 180-го меридиана и Северного полярного круга — единственное место на земном шаре, где вы можете шагнуть не только в Заполярье и обратно, но и из восточного полушария в западное. Любителям гор обязательно нужно посетить бухты Провиденского района и пролива Сенявина. Там же можно увидеть легендарную Китовую аллею на острове Итыгран и мистическое «китовое кладбище» в селе Янракыннот. В Чукотском районе обязательно нужно побывать в китобойной столице России — селе Лорино, где есть шанс увидеть настоящую охоту на кита и попробовать чукотско-эскимосскую кухню, основу которой составляют китовое и моржовое мясо. Сразу скажу: нигде больше, даже в Анадыре, не говоря уже о «материке», этого не найти ни за какие деньги.
Где живут чукчи в России
Где живут чукчи ? | Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. |
Чукчи | это... Что такое Чукчи? | Оленные чукчи – в отличие от береговых – с самого детства живут в тундре, многие здесь и родились. |
Как живут современные чукчи (29 фото)
По этой причине вместо одной девушки требовали другую. А уж если «обмен» проводился на незамужнюю даму, так это вообще считалось удачно совершенной сделкой. Практически во всех семьях много детей. Поэтому не редкостью был такой трюк: если замуж выдавали девочку в соседнее село, то требовали взамен предоставить невесту для сына. Как и во всех нациях, у чукчей есть зажиточные и бедные люди. Если нищий не хотел становиться супругом женщины из своего сословия, то он отправлялся работать в дом богатея. Спустя несколько лет хозяин «особняка» с барского плеча давал благословение на брак либо усыновлял юношу. Случались и групповые семьи, внутри которых мужья менялись женами без угрызений совести.
Малыши, появившиеся на свет в «шведском семействе», считались общими. Только не стоит осуждать бедных чукотов. На подобные действия они шли не из-за распущенности, а по необходимости. Чаще всего, пары, входившие в состав, группового брака, проживали в разных поселениях. Если оленевод не успевал дойти до дома, то спокойно мог переночевать у «родственников». Беременность и роды Если чукотская женщина находилась в положении это вовсе не означало, что она может расслабиться и отлынивать от работы. Наравне с остальными девушками ей предписывалось заниматься хозяйством и заготавливать мох.
Зачем он нужен? Прежде всего для родов. Его подстилали в той части яранги, где на свет появлялся малыш. Также мох применяли в качестве памперсов для младенцев. В процессе родов ни на какую помощь чукчи не рассчитывают. Строго запрещено помогать роженице. Считалось, что на все Божья Воля.
Именно он решает, чью умершую душу положить в лоно женщины. Запрещено было и кричать во время родов, ведь так можно привлечь злых духов. После появления на свет младенца, мать сама проделывала все те манипуляции, которые выполняют у иных народов акушерки. Например, с помощью нити, сплетенной из сухожилия животных и собственных волос, она перерезала пуповину. Если на протяжении длительного времени самостоятельно разродиться не получалось, то на подмогу звали родственницу. Но после такой ситуации не только к роженице, но и к ее супругу относились с презрением. Считалось, что лучше погибнуть, чем позвать на помощь.
Новорожденного протирали кусочком шкуры, предварительно смоченной в моче мамы. На левую руку и ножку надевали браслеты, выполнявшие роль оберегов. Затем облачали в меховой комбинезон. На протяжении десяти дней после родов девушке запрещено употреблять в пищу мясо и рыбу. Ранее малыша до четырех лет кормили грудным молоком. Если по каким-либо причинам это было невозможно, то ребенку давали тюлений жир и соску, выполненную из кишки морского зайца. Пустышку дополнительно «фаршировали» мелко нарезанными кусочками мяса.
В некоторых селах практиковали вскармливание с помощью собаки. Вернуться к оглавлению Воспитание мальчиков С шести лет из мальчугана начинали выращивать воина. Его приучали к скромной обстановке. Странно звучит, не правда ли? Если учесть в каких условиях проживают чукчи, куда уж скромней. Ребенку необходимо было научиться за считанные секунды просыпаться и чутко реагировать на любые странные звуки. Также мальчик должен был быстро бегать, метко стрелять из лука и иметь острый глаз.
Современная детвора чукчей предпочитает играть в футбол. Мяч делают из оленей шерсти. Также популярностью пользуется борьба на льду или скользкой шкуре. Смерть Чукчи никогда не боялись умирать, поскольку свято верили в то, что каждый из них имеет по пять жизней. После смерти они стремились попасть в мир духов, поэтому старались погибнуть от рук врага либо друга.
Главой общины был хозяин байдары. В общину входили члены его семьи и семьи гребцов. Семьи, входившие в общину, селились рядом и были связаны обязательствами взаимопомощи. У оленных сохранялись патрилинейные роды, объединенные общими ритуалами и обычаями. С конца XIX в.
Встречались случаи переменного брака, товарищества по жене, отработки за невесту и т. Расселение Чукчи расселены на территории Чукотского АО 12,6 тыс. Живут также на севере Камчатского края 1,4 тыс. Язык Чукотский язык входит в чукотско-камчатскую семью. Письменность с 1936 г. Церковь активно боролась с шаманами, но терпимо относилась к синкретичным с христианством проявлениям традиционных верований и обрядов. В советский период атеистическая пропаганда была направлена преимущественно против православия, что привело к частичному возрождению традиционных верований, комплекс которых у чукчей общий с коряками и ительменами.
В улыбке чернеют провалы, на левой руке не хватает указательного пальца — от волчьего укуса началось заражение, и охотник, не особенно задумываясь, отсёк его топором: «Это ещё что! Приятелю на рыбалке попал в нос крючок. Думали аккуратно откусить клещами, а он воспротивился. Попросил вырезать с куском носа и стал дальше на него ловить. Запасного крючка не было, а рыба клевала, в азарт вошёл». За окном плачут чайки, сопки спускаются к берегу бледно-голубого залива Лаврентия. Пейзаж пересекает череда покосившихся электрических столбов. Владимир и Анна живут в многоэтажном доме на сваях, вбитых в вечную мерзлоту на окраине села Лаврентия, столицы Чукотского района. В семидесятых правительство решило «уплотнить» регион, построило здесь школу, больницу, ДК и несколько хрущёвок, в которые свезли чукчей и эскимосов из деревень, раскиданных по побережью Берингова пролива. Слушаем и разбираемся в песнях китов и дельфинов в выпуске подкаста «Звуки науки» Взлётно-посадочная полоса рассекает село с населением в тысячу двести человек ровно посередине. Дорога здесь — только до соседнего села Лорино, поэтому, за вычетом приходящего несколько раз за лето старенького теплохода «Капитан Сотников», аэродром — единственное средство сообщения с миром. Во время дождей облака не дают самолёту сесть, а размокшая грунтовая взлётка — подняться, и село на пару недель оказывается отрезанным от континента напрочь. По улицам бродят собаки самого разного вида, но все — с ясными голубыми глазами. Чистых чукчей здесь почти не осталось». Дед Владимира — казак, отец его ближайшего помощника — ингуш. Оба считают себя чукчами, и не без оснований: язык глава общины знает лучше большинства соседей. Наконец, уазик тормозит возле большого ангара на берегу залива. Он принадлежит общине морских зверобоев «Дауркин», названной в честь первого чукотского картографа. В 1747 году, в разгар русско-чукотских войн, его семья попала в плен к русским. Отец бежал; мать, родственницу одного из чукотских вождей, сожгли заживо, а мальчика отправили в Анадырь. Там Дауркина крестили именем Николай, дали ему образование, и до конца жизни он верно служил российскому государству в качестве первопроходца и географа. Чукчи встретили русских первопроходцев настолько ожесточённым сопротивлением, что в 1742 году Сенат издал указ «оных немирных чюкч искоренить вовсе». По разным подсчётам, в процессе исполнения указа российские войска уничтожили до трети коренного населения полуострова, но войну всё равно проиграли. В решающей битве чукчи убили главу карательной экспедиции — майора Павлуцкого, захватили полковое знамя и перешли в наступление. Империи пришлось договариваться. В обмен на мир и прекращение нападений на остроги колонистов чукотским вождям предложили дворянство и практически полное самоуправление — в состав империи чукчи вошли номинально, без уплаты ясака. Там, где оказались бессильны ружья и артиллерия, роковую роль сыграли сначала алкоголь, а в советское время — интернаты, куда насильно забирали детей малых народов Севера. В перестройку китобои фактически спасли тающее население полуострова. Тогда магазины опустели по всей стране, но здесь это вылилось в настоящую гуманитарную катастрофу и полномасштабный голод. Без дотаций, без современного оружия и скоростных катеров китобои кололи морского зверя пиками со старых лодчонок и кормили людей. Владимир говорит о трудных временах просто: «Когда киту зимой нужно вдохнуть, он проламывает лёд». Но вымирание Чукотки, начавшееся в советское время, продолжается. Сегодня чукчей осталось около 16 тысяч, из них родным языком владеют менее трети — в основном старики. Речь не об ассимиляции, поскольку коренные жители Арктики не становятся русскими. Утратив язык и культуру, чукчи в посёлках спиваются и гибнут, особенно если не заняты оленеводством и не ходят за морским зверем. У ангара китобоев из «Дауркина» тяжёлые железные ворота с двух сторон: одни обращены на село, другие открываются в море. У входа — тёмная комнатка, где пьют чай, чуть дальше — общая мастерская, где китобои точат гарпуны и ремонтируют снаряжение. Над столом Владимира висит большая фотография осетинских гор — напоминание о кавказских корнях. За мастерской — бобина с ржавой цепью и крюком, на котором катера спускают в море и вытаскивают обратно. В углу охотники бросают отрубленные головы нерп — пригодятся для отчёта. Морского зверя коренные народы Чукотки добывают по особым правительственным квотам. Продавать добытое мясо запрещено — только есть самим и делиться с односельчанами. Сведения о добытых нерпах, моржах и китах вносятся в специальный документ, по которому государство выплачивает потом компенсацию за труд охотника. Большая часть правительственных квот приходится на нерп. Разве что зрачок сложно прожевать, — рассказывает Владимир. Пытается раскусить — не выходит. Выплёвывать не хочется. И давай делать отцу знаки, чтобы разрезал глаз прямо во рту». Под притолокой ангара висит вяленое китовое мясо. Члены общины макают его в прокисший жир, заедают салом — вот и весь обед. Женщина неопределённого возраста заглядывает и со смущённой развязностью клянчит кусок китовой кожи. Охотники отмахиваются как от мухи. Она делает пару шагов назад, но не уходит, вертится рядом. Я интересуюсь, когда ближайшая охота на кита, но Владимир только усмехается: «Здесь так не планируют. Сегодня поздно, а завтра будет завтра. В море В ангаре готовят новенькие катера к первому спуску на воду. Их предстоит доставить филиалам общины в других сёлах, раскиданных по берегу Чукотского полуострова. Владимир прикрикивает на работников, чтобы пошевеливались, и зовёт их лентяями. Подгонять не нужно только Рустама, сына инженера по промыслу. Его смуглое, вечно сосредоточенное лицо не оставляет сомнений: как и у Владимира, часть предков мальчика пришли сюда откуда-то с юго-запада. На вопросы он отвечает односложно и оживляется лишь при виде охотничьего или рыболовного снаряжения. Рустаму тринадцать, но он мало общается со сверстниками из посёлка. Он трудится у зверобоев и по первому зову бросается помогать каждому, кто попросит. В свободное время мальчик приводит в порядок гарпун: строгает древко и точит металлический наконечник, застревающий в теле кита. По принципу действия он мало отличается от костяного предка, которым чукчи, по данным археологов, пользовались как минимум последние две тысячи лет.
Возвращаются, как только появляется возможность. Тундра, киты и фьорды И, конечно, сюда едут туристы. Пока не массово, но с каждым годом регион становится всё популярнее. Всякий раз, когда собираюсь на Чукотку, знакомые и родственники крутят пальцем у виска: «Там же холодно и делать нечего, давай лучше с нами в Турцию». Возможно, хоть однажды побывав здесь, они изменили бы своё мнение. Север может покорить сердце с первого раза. Чукотка — это бескрайняя тундра, особенно красивая в начале осени, когда она покрывается красно-жёлтым ковром. Это чистейшие студёные моря, в водах которых резвятся огромные киты, а вдоль береговой линии можно встретить стада моржей. Чукотка — это невысокие, но очень живописные горы, окутанные облаками, фантастически красивые заливы, бухты и фьорды, нисколько не хуже, чем в Норвегии. По числу уникальных по красоте мест Чукотка может побороться с Камчаткой. На Чукотке расположен самый северный российский город — Певек, с единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанцией. Недалеко от посёлка Эгвекинот находится точка пересечения 180-го меридиана и Северного полярного круга — единственное место на земном шаре, где вы можете шагнуть не только в Заполярье и обратно, но и из восточного полушария в западное. Любителям гор обязательно нужно посетить бухты Провиденского района и пролива Сенявина. Там же можно увидеть легендарную Китовую аллею на острове Итыгран и мистическое «китовое кладбище» в селе Янракыннот. В Чукотском районе обязательно нужно побывать в китобойной столице России — селе Лорино, где есть шанс увидеть настоящую охоту на кита и попробовать чукотско-эскимосскую кухню, основу которой составляют китовое и моржовое мясо. Сразу скажу: нигде больше, даже в Анадыре, не говоря уже о «материке», этого не найти ни за какие деньги. Главное богатство Чукотки — её люди. Они обладают уникальными качествами, позволяющими им выживать на этой, казалось бы, не очень пригодной для жизни земле. Media В Чукотском районе находится самая восточная точка Евразийского континента — мыс Дежнёва, где можно ощутить пульс Земли и узнать, что такое настоящее безвременье, встретить рассвет первым в Евразии. Ведь Чукотка — это место, где рождается новый день и где начинается Россия. Недалеко расположился остров Ратманова — самая восточная часть нашей страны, откуда невооружённым глазом видно Аляску. Рядом с островом проходит линия смены дат. Чуть севернее находится самое восточное поселение Евразии — Уэлен, с его знаменитой на весь мир косторезной мастерской. Но главное богатство Чукотки — это, безусловно, её люди, обладающие уникальными качествами, позволяющими им выживать на этой, казалось бы, не очень пригодной для жизни земле. Можно познакомиться с бытом оленеводов и морзверохотников, с последними на Земле носителями редких диалектов, прикоснуться к уникальной культуре чукчей и эскимосов, а если повезёт, как мне в этом году, — попасть на праздник «Беренгия», во время которого коренные жители соревнуются в гонках на кожаных байдарах, а также в самодеятельности: песнях, танцах и так далее. А если опять же повезёт, сможете прокатиться на настоящей байдаре в качестве гребца. Путешествие на Чукотку — удовольствие не из дешёвых: в отличие от Камчатки, здесь нет развитой туристической инфраструктуры. Наверное, поэтому Чукотка, будучи одним из наиболее красивых и интересных регионов России, остаётся самым недооценённым и малопосещаемым местом. В этом есть свой плюс: в противоположность широко распиаренной Камчатке здесь отсутствуют толпы туристов, природа сохранилась такой, какой была тысячелетиями, а культура, традиции и быт местных жителей — нетронутыми и аутентичными. Фотогалерея 0 Возможно, если бы вы хоть раз побывали на Чукотке, вы бы узнали, что Север может с первого раза покорить сердце. Анадырь — самый восточный город России.
Чукчи – народ, “богатый оленями”
Вылета в районы иногда приходится ждать неделями. В пургу рейсы отменяют, а пурга тут бывает каждые 3 — 4 дня. Из Лаврентия — путь на рейсовом автобусе в село Лорино, где живет Женина мама. Правда, автобусы на Чукотки специфические. Зимой они больше похожи на бронетранспортеры. Чукчи, если так можно выразиться, самый популярный малый народ. Правда наивный чукча, герой анекдотов, который говорит «однако» и живет в чуме, не имеет ничего общего с настоящими людьми. На самом деле в чуме нет шансов «дождаться рассвета». Погибнешь в первой же пурге.
В чумах живут ненцы, якуты, нанайцы и многие другие северные народы. Но все эти люди с точки зрения чукчей обитают в мягком климате, ближе к лесотундре. Чукчи живут в яранге. Конструкция яранги придумана тысячи лет назад. Но и в 21 веке все тундровые чукчи по-прежнему живут в этих жилищах из оленьих шкур. Внутри яранги минус 20, только ветра нет.
В краеведческом музее посёлка Провидения я узнал, что традиция промысла морского зверя насчитывает не меньше 4000 лет, а скорее всего больше. Первыми охотниками на китов и моржей стали эскимосы, сами они себя называют инуиты. Учёные точно не знают откуда пришли на территорию их предки.
По одной из версий откуда-то с побережья Китая и Вьетнама. Осев на севере, они изобрели поворотный гарпун, байдару, каяк, непромокаемую одежду. На протяжении тысячелетий они совершенствовали свои навыки. Чукчи пришли на побережье Чукотки лишь в 13 веке. Это были оленеводческий племена с просторов Евразии. Самоназвание — луораветлат, «настоящие люди», но есть и другие. Придя на побережье, чукчи быстро переняли традиции морской охоты у эскимосов и уже ни в чем им не уступали. Более того, чукчи научили местных жителей строить яранги вместо традиционных замлянок. По информации на 2021 год на Чукотке проживает 12500 чукчей и 1500 эскимосов.
При общем населении в 48 000 человек. По сравнению с 1989 годом, 164 800 человек, население уменьшилось более чем в три раза, в основном за счет отъезда некоренных жителей. В тоже время, численность чукч, эскимосов и других местных жителей оставалась практически одинаковой на протяжении последних 100 лет. Крупнейший национальный посёлок — село Лорино из 2000 населения 1500 чукч, его ещё называют столицей китового промысла России. Главный посёлок эскимосов — Новое Чаплино, там проживает 300 эскимосов. Они также поддерживают традиции морской охоты на кита, но в более скромных масштабах. Руководит китобойнной бригадой с 2009 года Оттой Алексей Анатольевич. Его заместитель Владимир Пина рассказывал мне, как в 90е годы прошлого века местные жители выживали только благодаря охоте на морских зверей. Владимир рассказывал, что в магазинах продавались только спички и соль, продукты если и привозили то распределяли их по талонам.
Что бы как то прокормится люди стали восстанавливать традиции охоты по рассказам стариков. Гарпуны и другие орудия охоты делали из металлолома оставшегося от советской техники. Серый кит Наверняка вы слышали, что когда-то давно древний кит жил на суше. Когда-то давно — по-научному 48 миллионов лет назад. Серый кит ближе всех к прародителю. Серые киты держаться поближе к берегу, спариваются мелководных лагунах калифорнийского залива. Чтобы нагулять жир, летом они перебираются в чукотские фьорды, к берегам Аляски и Сахалина. Серый — единственный из китов, кто освоил донное питание. Кит ныряет на глубину и там носом роет ямы длиной до 2,5 метров и глубиной до 10 сантиметров.
Поднятый грунт фильтрует через китовый ус. Таким образом, вместе с планктоном в желудок кита попадает и донная галька. Другой способ питания, когда кит наклоняется правой стороной ко дну и всасывает придонные отложения со всей живностью. Больше прочих китов серый страдает от кожных паразитов — моллюсков и китовых вшей.
В середине II тыс. Чукчи представлены двумя этнографическими группами: оленные расселяются в континентальной части Чукотки и занимаются оленеводством, береговые сидячие, пешие, приморские — прибрежные жители, охотники на морского зверя. Помимо оленеводства и охоты чукчи занимались резьбой по кости и моржовому клыку, вышивкой оленьим волосом. Общество У прибрежных чукчей к началу контактов с русскими родовая община почти полностью заменилась соседской. Как у алеутов и эскимосов, существовали байдарные общины. Главой общины был хозяин байдары. В общину входили члены его семьи и семьи гребцов. Семьи, входившие в общину, селились рядом и были связаны обязательствами взаимопомощи. У оленных сохранялись патрилинейные роды, объединенные общими ритуалами и обычаями. С конца XIX в. Встречались случаи переменного брака, товарищества по жене, отработки за невесту и т. Расселение Чукчи расселены на территории Чукотского АО 12,6 тыс.
Вопреки ожиданиям, северное сияние в Анадыре бывает нечасто. Для того, чтобы увидеть это явление всей красе, лучше ехать за полярный круг, на север. Потому что незачем. Нет железных дорог, а благоустроенные автодороги проложены только в пределах населенных пунктов. За вокзал в Анадыре туристы принимают здание казначейства. Прямо по улице - здание казначейства в Анадыре. Рядом с районными центрами обычно находятся одно-два маленьких села, к которым идут грунтовые дороги. Зимой дорожная сеть расширяется за счет обустройства зимников. На небольшие расстояния местные жители ездят на внедорожниках, самостоятельно модифицированных автомобильных вездеходах они здесь часто встречаются или собаках. В остальных случаях только по воде или воздуху. Транспорт в Анадыре. У него особое расписание, которое не всегда выполняется, потому что погода может подвести. Билеты стоят от 4400 до 7700 рублей, и это льготные тарифы, ниже себестоимости перевозки. Внутрирегиональные воздушные рейсы обслуживает компания «Чукотавиа», которая летает на небольших самолетах типа «Ан» и вертолетах Ми-8. Стоимость авиабилетов в поселки Чукотки варьируется от 3 до 12 тысяч рублей.
Чукчи – народ, “богатый оленями”
На юге, там где процент ниже, живут русские и камчатские эвены, на севере, как уже понятно — чукчи. Мог ли когда-нибудь простой чукча представить, что окажется на концерте Филипа Киркорова? Мог ли когда-нибудь простой чукча представить, что окажется на концерте Филипа Киркорова?
Настоящие люди: как живут современные чукчи
Чукотский народ | Супруги живут в двухкомнатной квартире в селе Омолон, неподалеку содержат небольшой участок земли, где выращивают овощи и зелень. |
Чукотка: где-то далеко на краю земли | Многие чукчи по сей день живут в традиционных домах — ярангах, что представляют собой шатёр, крытый оленьим шкурами. |
Среди тундры и вечной мерзлоты. Самый восточный город России и Евразии глазами | В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. |
Жизнь на Чукотке | Чукчи, дети Ворона Как жили и во что верили представители самого таинственного 4. |
Как живут современные чукчи | ДетиАрктики.РФ | Именно здесь сотни лет эвены и чукчи, занимались оленеводством, выращивая свои многочисленные стада домашнего оленя, перегоняя его от зимних пастбищ на летние и обратно. |
Чукчи — хранители вековых традиций
Чукчей вообще мало, всего 14 тысяч, большинство из которых живет на Чукотке. Традиционный образ жизни и деятельности чукчей находится под угрозой исчезновения. Именно здесь сотни лет эвены и чукчи, занимались оленеводством, выращивая свои многочисленные стада домашнего оленя, перегоняя его от зимних пастбищ на летние и обратно. На Чукотке живут около 48 тысяч человек. Как же живут сейчас чукчи? Большая часть живёт в посёлках, а современных домах. Но оленеводы живут традиционно, в ярангах, это сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя.
Чукчи – народ, “богатый оленями”
Живут они одни, в приличном отдалении от внешнего мира. Конечно, цивилизация затронула и их образ жизни, но из всех чукчей, которых я видел до того, эти - самые аутентичные. Домик чукотского семейства стоит на берегу защищенной от волн бухты: Фаина очень обрадовалась гостям. Сказала, что они уже пару месяцев не видели людей кроме друг друга, и были очень рады общению.
Вообще, мне сложно представить каково это - жить месяцами в одиночестве: Пока мы были внутри, Владимир выглянул на улицу, убедился, что жена занята с туристами и вытащил из-под матраса журнал. Показал мне обложку со словами: "Смотри, какая красивая чукчаночка": Кухня у них на улице под навесом. Зимой закрывают проход одеялом и внутри становится тепло от печки: Владимир очень гордится своей коптильней, которую построил самостоятельно: В сарае висит копченая рыба: Иногда к ним заезжают рыбаки и обменивают оленье мясо на китовое: У Владимира есть туристический домик.
Хотя мох, соединенный с шерстью оленя сложно назвать пеленкой в классическом смысле этого слова. Лучше именовать аксессуар чукотским памперсом. Жительницы Чукотки имеют и национальную прическу — косы, декорированные бусинками и пуговицами. Еда Рацион северных обитателей сложно назвать полноценным. В основном они кушают в разном виде мясо китов, оленей. Также не брезгуют ливером, кровью, моллюсками, корой и ягодами. У народа имеется национальное блюда. Правда, навряд ли кто-то захочет его пробовать, узнав, как готовится сей деликатес.
Итак, рецепт чукотского блюда под названием моняло. Оленя, которого планируют пустить на изготовление кулинарного шедевра, тщательно подкармливают мхом. Затем выжидают некоторое время, пока он начнет перевариваться. В этот момент животное убивают, распарывают брюхо и достают содержимое. Моняло готово! Его применяют для приготовления первых блюд, употребляют в свежем виде или пускают на консервы. Пьют чукчи в основном травяные отвары. Они не прочь пропустить пару рюмашек алкогольного напитка, но им категорически запрещено спиртное.
Поскольку организм жителей Севера не способен переваривать этиловый спирт. Однако соблазны слишком велики и к предостережениям прислушиваются единицы. В итоге среди чукчей числится высокий уровень смертности. Если верить статистическим данным, именно из-за привычки выпить с лица земли исчезли некоторые малые народы Севера. Вернуться к оглавлению Продолжительность жизни Живут чукоты недолго. Те, кто обитает в естественных условиях, чаще всего погибают в сорок пять лет. Главная причина высокой смертности — алкоголь, неправильное питание и злоупотребление табачной продукцией. К этим проблемам с недавних пор добавился приём наркотических веществ.
На Чукотке очень мало долгожителей, в возрасте от семидесяти пяти лет от силы человек двести. Снижается и уровень рождаемости. Эта опасная тенденция может привести к тому, что национальность вовсе вымрет. Традиции и обычаи чукчей Северный народ живет недолго, но весело. Как и любая нация, чукоты имеют свои обряды, которых свято придерживаются. Свадебные традиции Численность населения Чукотки крайне мала, и когда приходит время создавать семью, выясняется, что пары нет. Свободных парней и девушек можно сосчитать по пальцам одной руки. Какой выход нашли чукчи из ситуации?
Они стали сочетаться браком с родственниками и просто обмениваться супругами. Иногда отец вынужден был красть невесту для сына. В подобных ситуациях родственники барышни имели право потребовать восполнение потери. Обычно взамен молодой красавицы ее семье выдавали иную женщину. Думаете, такие склоки затевались из-за страсти и любви? Вовсе нет, просто потеря рабочей пары рук могла серьёзно навредить устоявшемуся быту. По этой причине вместо одной девушки требовали другую. А уж если «обмен» проводился на незамужнюю даму, так это вообще считалось удачно совершенной сделкой.
Практически во всех семьях много детей. Поэтому не редкостью был такой трюк: если замуж выдавали девочку в соседнее село, то требовали взамен предоставить невесту для сына. Как и во всех нациях, у чукчей есть зажиточные и бедные люди. Если нищий не хотел становиться супругом женщины из своего сословия, то он отправлялся работать в дом богатея. Спустя несколько лет хозяин «особняка» с барского плеча давал благословение на брак либо усыновлял юношу. Случались и групповые семьи, внутри которых мужья менялись женами без угрызений совести. Малыши, появившиеся на свет в «шведском семействе», считались общими. Только не стоит осуждать бедных чукотов.
Отсюда и обилие просроченных продуктов, к которым местные привычны с детства. И если Анадырь — это местный «материк», где есть всё и всегда, то райцентры, а особенно национальные сёла, могут испытывать нехватку продуктов даже летом. Мы пробыли две недели в Чукотском районе — за это время подходы к сёлам заперли льды, и судно, привёзшее товары, несколько раз не могло разгрузиться и возвращалось в Анадырь. Товары первой необходимости доставляли вертолётом, а всё остальное — как получится. Город засыпает На Чукотке в любой момент могут отключиться терминалы безналичной оплаты, так что лучше всегда иметь наличные. Тем более что банкоматы само собой, только Сбербанка есть исключительно в райцентрах и закрываются после шести вечера, как аптеки и хозторги. Лишь продуктовые магазины работают до 20, а иногда и до 21 часа. В сёлах банкоматов нет вообще и в лучшем случае будут два-три магазина. Если вы путешествуете за пределами Анадыря, забудьте про ночные или фитнес-клубы, кафе, кинотеатры и прочие подобные заведения. Библиотека, дом культуры и столовая — вот весь набор развлечений.
В Анадыре всё это есть, причём вполне современного европейского уровня, но, как я уже говорил, Анадырь — это почти материк. Впрочем, на Чукотку едут не для того, чтобы посидеть в баре, поиграть в бильярд или сходить в кино. Сюда едут работать — за «длинным северным рублём». Далеко не все выдерживают. Приедет иной раз человек даже на непыльную работу — учителем, директором школы, врачом, — помучается полгода-год, сломается и уедет. Не все выносят местный ритм жизни, климат, когда полгода длится полярная ночь, метели наметают сугробы высотой с двухэтажный дом и даже в июле воздух редко прогревается выше плюс 10, а короткое северное лето заканчивается уже в августе. Но многие остаются, искренне влюбившись в эту землю, которую здесь называют «землёй настоящих людей». В Анадыре стоит забыть про ночные клубы, кафе и кинотеатры. Их здесь нет. Media Настоящих, потому что умеют выживать, не теряя при этом лучших человеческих качеств и веры в хорошее.
Не утратив её даже в суровых 1990-х, когда вымирали целые посёлки не было света, тепла, воды, топлива , закрывались предприятия, люди продавали трёхкомнатные квартиры по цене билета в Москву, отправляясь в неизвестность, где у них не было ни работы, ни родственников, ни перспектив. Сегодня Чукотка едва ли не рекордсмен России по числу масштабных «заброшек» — от военных городков до гражданских. Настоящий рай для сталкеров. Хотя местным больно видеть руины на месте домов, в которых они родились, росли, учились, влюблялись, создавали семьи. Тем не менее сегодня многие возвращаются. Просто потому, что невозможно забыть эту землю. Возвращаются, как только появляется возможность. Тундра, киты и фьорды И, конечно, сюда едут туристы. Пока не массово, но с каждым годом регион становится всё популярнее. Всякий раз, когда собираюсь на Чукотку, знакомые и родственники крутят пальцем у виска: «Там же холодно и делать нечего, давай лучше с нами в Турцию».
Возможно, хоть однажды побывав здесь, они изменили бы своё мнение.
Напротив, северный народ продолжил свои разорительные набеги на русских, коряков и юкагиров. Каждая такая атака чукчей уносила жизни примерно десятка человек.
Что происходило между боями? Между боями русские и чукчи находились в состоянии холодной войны: любая случайная встреча могла перерасти в жестокую стычку. Так, в 1734 году русские отпустили пленного чукчу в одежде, которая была инфицирована оспой: в результате на территории неприятеля в течение двух лет свирепствовала эпидемия.
Анадырский острог на карте Ивана Львова. Большой по меркам Сибири гарнизон в 588 человек 303 солдата и 285 казаков был расформирован, жители переселились в Нижнеколымск и Гижигу. Снабжение крепостей было местным: служилые люди сами охотились и ловили рыбу.
В Анадырске держали оленей. Лечением раненых занимались местные лекари в Нижнеколымске в их роли выступали шаманы. Чем закончилась чукотская война?
Не желая нести дальнейшие людские потери, признав россиян за сильного и равного им противника и нуждаясь в русских товарах, которые поступали нерегулярно, чукчи стали склоняться к мысли о замирении. Итогом всей чукотской войны стало присоединение Чукотки к Российской империи. Чукчи крайне нуждались в табаке и металлических изделиях, а со своей стороны они могли предложить пушнину, моржовую кость и китовый ус.
Основным же местом ежегодной встречи русских и чукчей стала река Ангарка — приток Большого Анюя, где с 1788 года велась торговля. Что рассказывает чукотский эпос про войну? Владимир Богораз в центре во время Северо-Тихоокеанской экспедиции Джесупа.
Якунин — наиболее грозный и беспощадный враг чукчей — появляется в сказках в образе седого старика в железных доспехах и с железным оружием. Во всех сказаниях обязательно упоминается гибель Якунина — это может быть смерть в бою от меткой стрелы или в чукотском плену от жестоких истязаний. Судя по всему, Якунин является собирательным образом русского служилого в чукотском фольклоре существует мнение, что персонаж напрямую отсылает к майору Павлуцкому, однако убедительных доказательств этого предположения нет.
В 1896 году чукча Гатле Утка рассказал Богоразу «Сказку о Якунине», в которой описывается одна из многочисленных версий смерти русского врага: «Был русский начальник, очень жестокий, худо убивал наших людей. Держа за ноги, разрубал топором сверху вниз промеж ног, внутренности выпадали. Привязывали мужчинам член к шее и били по спине.
Человек вскакивал и отрывал член и ядра. Много стад заграбили. Поехал он однажды с Колымы в Анадырь.
Сам едет в кибитке, люди бегут кругом. Услышали наши, собралось скопище с тундры, прибежали, засели по дороге. Ночью напали на сонных, перерезали всех, только начальника взяли живым.
Еще двух русаков были бедненькие ребята, их худо кормили, обижали , тех не убили, взяли. Раздели начальника нагим, надели на голову ему ремень, достали чикиль Чикиль — массивная деревянная палка, применяемая при дрессировке упряжных оленей. Она привязывается к правой вожже для болевого воздействия на животное, которое этим заставляют поворачивать.
Анекдоты в прошлом
Традиционный образ жизни и деятельности чукчей находится под угрозой исчезновения. Сейчас очень тяжело найти настоящих чукчей, которые живут так же, как и их предки, именно поэтому далее предлагаем вам взглянуть на жизнь современных чукчей. Официальная страница Правительства Чукотского автономного округа. Эксклюзивные и оперативные новости от Губернатора и Правительства. На Чукотке живут около 48 тысяч человек. На этом месте, рядом с одноимённым мысом, чукчи жили сотни лет.
2. Жили в ярангах, которые переносили с места на место
- Золото Крайнего Севера. Проблемы и перспективы Чукотки | Чукотский автономный округ | ФедералПресс
- Чукчи. Большая российская энциклопедия
- Современный портрет
- Дорога туда, где нет дорог
- Информация к размышлению. Где живут чукчи? » Сайт Владимира Кудрявцева
- Чукчи. Большая российская энциклопедия