Новости эвора сезария биография

Сезария эвора, биография, новости, фото. Детство и юные годы Сезарии Эворы. Всемирно известная певица Сезария Эвора скончалась в субботу в Кабо-Верде в возрасте 70 лет.

Детство и юные годы Сезарии Эворы

  • Сезария Эвора - биография певицы: инсайды из личной жизни и музыкальной карьеры
  • Сезария Эвора (Cesaria Evora) биография, фото, личная жизнь, слушать песни онлайн
  • Эвора Сезария — Биография
  • Эвора, Сезария | это... Что такое Эвора, Сезария?
  • Вход в систему

Сезария Эвора. Тоска по необъяснимому

Биография. Сезария Эвора — самая известная в мире уроженка Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. 10. Имя Сезарии Эворы носит Международный аэропорт в Сан-Висенте. Благодарные соотечественники хотели поставить ей памятник еще при жизни, но Сезарию это страшно возмутило. Главная» Новости» Эвора сезария концерт в париже. Сезария Эвора. бабушка-певица c Островов Зеленого Мыса.

Сезария Эвора (Cesaria Evora) биография, фото, личная жизнь, слушать песни онлайн

Я благодарна этой любви: если б не она, я бы не начала петь и не стала известной». Когда Эдуардо, как многие кабовердцы, уехал на заработки в Европу и след его затерялся, Сезарии остались его песни. Она носила их по барам, как попрошайки носят по людным местам своих младенцев. Но если любовь случилась, то под ее чарами ходят всю жизнь и даже после смерти любимого шесть месяцев ждут, надеясь на его возвращение.

У нас рассказывают историю о парне, который любил девушку, а девушка никогда его не слушала и убегала, стоило ему с ней заговорить. Этот парень работал в морге, а девушка любила купаться в непогоду. Однажды она погибла; в морге в ту ночь была как раз его смена.

Когда принесли труп девушки, парень посмотрел на нее и сказал: «Ах, девушка, что я вижу, ты всегда убегала, едва завидев меня, а сегодня приходишь ко мне сама». Смысл в том, что смерть любви не помеха, и — раз полюбив — любишь вечно». Вновь ее история кажется похожей на слова песни.

Мы этих слов не разбираем. Креольский — единственный язык, которым владеет сама певица, — это языковая утопия, отголосок всех языков латинской группы. В нем слышатся знакомые французские, испанские, португальские слова, но обо что разбилось «корасон», куда так печально шла «жика» и кому обращена «амор» — загадка, более пленительная, чем любое объяснение.

Из музыки и голоса можно дописывать собственные картины. Мне запомнился человек, который брал у меня автограф и сказал: «Я ставлю вашу музыку, когда мне надо, чтобы ребенок поскорей уснул». Индифферентная, неподвижная, грузная и босая, слишком старая и чуждая страстей, чтобы быть героиней своих текстов, Эвора стоит на сцене Театра Васильева.

Она не навязывает песню зрителям — она оставляет песню жить своей жизнью в сигаретном дыму, что клубится над специально накрытым чайным столиком. Эвора фактически хранит традицию того поколения артистов, которые были в состоянии провести целый вечер один на один, без кордебалета, с публикой большого ресторана, не превращая светское удовольствие в докучную «встречу с прекрасным» или, того хуже, фанатскую акцию. Вспоминаются Рафаэль, выступающий в ресторане трансатлантического лайнера в фильме «Пусть говорят», и съемки лас-вегасских концертов Барбры Стрейзанд и Дайаны Росс.

Докурив, Сезария отпускает музыкантов и один на один с роялем, сквозь равные промежутки, бросает в зал пронизывающие ноты песни «Negue» — про очередную жику, которая, пока дошла до ближайшего маркадо — судя по неземному звучанию голоса артистки и какой-то надслезной, уже по ту сторону земных страданий, интонации, — увидела целую жизнь. Потом оркестр возвращается, ритм учащается, но ностальгия голоса остается неизменной, проникая в самое сердце. Не ровен час, Бог разозлится и подкинет тебе в овин сверточек».

Какой красивый крест, можно посмотреть? Руки Эворы — днем позже, на концерте, она выйдет в великолепном золотом кресте, украшенном сапфирами, — тянутся к моей шее. А откуда у вас эти шрамы на руках?

На гастролях я всегда вожу с собой утюг. В гостиницах прошу доску и глажу себе одежду. Но всякий раз забываю, что включила утюг, и обжигаюсь.

Надо будет сегодня вечером обжечь вторую руку — чтобы завтра на концерте все выглядело симметрично. Эвора не любит вспоминать 1975 год, когда Кабо-Верде была дарована независимость. Сегодня это островное государство считается образцовым: вопросы социальной защиты и образования здесь решены полностью.

Но первые плоды независимости, как часто бывает, оказались гнилыми: отток туристов губительно сказался на хилой экономике. Эвора бросила петь и принялась пить — как никогда прежде. Все время: «Пой, пой, пой!

Слово происходит либо от английского to mourn — «плакать», либо от португальского morno — «теплый». Эта этимологическая амбивалентность отражается и в главных темах морны: счастье любви и горечь расставания. Эту противоречивую эмоцию в португалоговорящих странах назвали бы «саудаде». Саудаде как центральная эмоция песен Сезарии Эворы Саудаде, или содаде, — предмет гордости португальцев, важнейшее слово местного языка эмоций, которое позиционируется как непереводимое. Большинство исследователей считают , что saudade — это слияние латинского solitate «одиночество» и португальского saudar «приветствовать». Португальский поэт Тейшейра де Пашкуайш определил саудаде как «стремление к любимой вещи, ставшее болезненным из-за ее отсутствия». Это чувство можно было бы назвать аналогом светлой грусти или ностальгии, но смысл, который вкладывают в саудаде носители португальского, намного глубже. Бразильцы часто отличают свое саудаде от португальского: у них оно «скорее счастливое, чем грустное, скорее воображение, чем боль… не плачущее, а поющее саудаде». У Сезарии саудаде скорее «поющее», без надрыва и страданий. Вербализировано или нет, эта эмоция присутствует в большинстве композиций Сезарии.

В одной из самых известных песен Petit pays — «Маленькая страна» — припев почти полностью состоит из многократного повторения sodade. Не знаю, захотела бы Наташа Королева «на крылатой колеснице» совершить полет в эту маленькую страну, но Сезария признается ей в любви, несмотря на это тоскливое чувство, пронизывающее всю Португалию и ее бывшие колонии. Но главное воплощение саудаде — одноименная заглавная песня альбома 1992 года Miss Perfumado, ставшая одной из самых прослушиваемых в дискографии Эворы. Композиторство песни приписывают Армандо Суаресу, простому моряку из Кабо-Верде. Текст же изначально принадлежал ангольскому певцу Бонга , песня впервые вышла на его важнейшем для португальцев альбоме «Ангола 74». Тем не менее песня Sodade не имела и одной десятой успеха кавер-версии Сезарии. Из-за минорной тональности, надрывного хриплого голоса, напоминающего Челентано, и духовых инструментов Sodade у Бонга звучит намного печальнее и обреченнее, чем в исполнении Сезарии, которое создает ощущение светлой грусти. За светлую сторону отвечает аккомпанемент из двух гитар, маракасов и бонго — деревянных барабанов для игры ладонями. За темную — контральто Сезарии, ее вибрато на длинных нотах и небольшая хрипотца в голосе, приобретенная из-за постоянного курения. Название песни не только передает ее главную тему и настроение, это еще и обращение к корням саудаде, к тоске, которая, по одной из версий, впервые появилась у мореплавателей, покидавших родину во время португальских открытий.

Тема прощания с близкими для Сезарии не только общекультурная, но и личная история. В 16 лет она встретила свою первую любовь, моряка, уплывшего на Большую землю через несколько недель после их встречи. И, конечно, эта утрата, как и ранний уход из жизни отца Сезарии, — лейтмотив всего ее творчества. Мировая известность и мифотворчество вокруг образа певицы Важно вернуться и к самому альбому. По всему миру было продано 300 000 копий Miss Perfumado, и именно с этим диском Сезария впервые поехала в мировое турне. В газете Le Monde после первого выступления с новыми песнями критики написали: «Сезария Эвора, живенькая пятидесятилетняя женщина, поет морну с озорной преданностью. Она принадлежит к мировым великим барным певцам».

Чтобы заработать хоть немного на жизнь, она отправляется в портовую часть родного Минделу, где на побережье стоят трактиры. К 1958 году здесь не сказать чтобы было идеальное место для жизни, но по сравнению с остальными городами более удачное.

В порт прибывали корабли со всех сторон света, и соскучившиеся по суше моряки заходили в заведения пропустить рюмочку. Не все понимали, о чем поет 17-летняя девушка, ведь она знала только местное наречие - кабо-вердианский креольский, диалект португальского языка. Но простые парни слушали ее сердцем, ведь историю любви всегда поймет другой влюбленный, на каком бы языке она ни звучала. Слушателю запоминаются больше морны - печальные песни-баллады о любви, о том, как кто-то грустит в разлуке. Есть еще коладеры - они носят критический, даже сатирический окрас. Быть может, кто-то сделал что-то не очень красивое или не очень правильное, а мы делаем из этого историю, превращаем в песню. Практически в каждом альбоме есть и морны, и коладеры». У Сезарии за 24 года вышло 18 альбомов. Первый - Distino di belta - был записан еще в 1987 году, но широкой известности не получил.

Последним стал сборник Nha Sentimento 2009 года. А 15-й по счету альбом, Voz de Amor, вышедший в 2003 году, в следующем принес исполнительнице премию «Грэмми». А Сезария пела душой - к ней только пришло первое чувство, но не пришло долгожданное счастье. Красавец гитарист уехал с острова, как многие мужчины, в поисках лучшей доли. И Эвора умела рассказать со сцены от имени всех женщин, любящих и ждущих, и это трогало душу любого слушателя. Как и история сложной жизни в бедности - кому, как не простым морякам, понять, что такое «за душой ни гроша». Но там же она приобрела привычку к алкоголю, которая останется с ней до 1994 года. Меня угощали, и я втянулась. Казалось, что алкоголь спасает от тяжелых мыслей, - признавалась она.

К счастью, сумела победить эту зависимость и ничего крепче воды уже не употребляла». Ее музыка стала появляться в эфире местного радио, ее имя уже знали соотечественники. Так прошло двадцать лет, но она не переставала верить, что однажды счастье придет к ней, настоящее, полноценное, и у нее появится возможность услышать аплодисменты не только посетителей баров. Я пела в барах Минделу для многих иностранцев и видела, что им нравится моя музыка. Тогда подумала, что, если однажды поеду за границу, другим тоже придется по душе то, что я делаю. И как видите, оказалась права», - скажет она много лет спустя. И добавит, что однажды кто-то из моряков подарил ей брелок в виде Эйфелевой башни. Тогда Эвора сказала себе, что однажды она обязательно отправится в Париж и своими глазами посмотрит на эту башню. С аншлагами прошли первые концерты на главной площадке страны - «Олимпии»; В 1995 году вышедший диск Cesaria во Франции становится «золотым», а в США - хитом продаж 150 тыс.

Но пока ее мечты о славе, легкие и сильные, как океанская волна, едва не разлетелись брызгами, ударившись о скалу реальности. В 1974 году подвластные Португалии Острова Зеленого Мыса наконец отважились осуществить давно вынашиваемый план: стать независимыми. Режим был свергнут, соглашение о независимости подписано, но это не смогло сделать реальными лелеемые мечты о хорошей жизни. Положение обретшего независимость и переименованного в Республику Кабо-Верде государства стало еще хуже. Это почувствовала и Сезария: в порту швартовалось намного меньше кораблей, а жителям островов стало не до песен и веселья в кабаках. Музыка помогала мне зарабатывать на жизнь. И когда пение перестало приносить деньги, я перестала петь, - скажет она о том периоде. Я рада, что они остались позади и я снова смогла выйти на сцену». Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям.

Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт. Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни. Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу. Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов. И наконец она решается на поездку. Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом. Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва. Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха.

Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается. Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке. На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки. Ничего подобного, я просто не люблю носить обувь. Столько лет я ходила босая, как большинство у нас на острове, и мне легче петь босиком», - расскажет она.

Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью. Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. А еще - гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках. Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди - богатые и бедные, близкие и незнакомые. Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была. Сегодняшний успех не в силах меня изменить». Она на самом деле практически не изменилась, оставив себе даже вредную привычку, приобретенную еще в молодости, - курение. Даже на концертах Эвора устраивала «минутку перекура», смачно затягиваясь просто на сцене, если позволяли обстоятельства.

Один влиятельный человек как-то предложил мне дорогой «мерседес» только за то, что я откажусь от сигарет. Как видите, я по-прежнему курю», - смеялась она. И была еще маленькая слабость, которую Сезария позволила себе, став успешной, - золотые украшения. Путешествуя по миру, она сторонилась больших торговых центров, пугаясь их роскоши, но обязательно заходила в небольшие ювелирные лавки. Это деньги, которые всегда с собой. А бриллианты я не ношу, у нас они считаются потерянными деньгами, потому что их не продать», - объяснит она. И во дворе этого дома всегда держали продукты, которые мог взять любой бедняк, нуждающийся в еде. Так же как зайти в ее дом и попросить о помощи. Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больно дитя и нужны лекарства, конкретному человеку, чей дом разрушила молния.

За помощью обращаются многие. Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо. Ах, вот еще что. Есть ассоциация, которая так и называется «Сезария». Она принадлежит мне самой и моему продюсеру Хосе да Силва. Мы систематически занимаемся тем, что помогаем талантливым ребятишкам развивать их музыкальные дарования. Это совершенно точечная поддержка маленьких талантов Кабо-Верде. Я не знаю, сколько именно таких детей, по точно не тысячи. Про мою поддержку образования на национальном уровне в Республике - это всего лишь красивый миф».

Тем не менее эти мифы возникли не на пустом месте. Сезария на самом деле помогла огромному количеству кабовердианцев, и даже всей стране - благодаря ей о маленьком государстве, разбросанном по островам Атлантики, услышал весь мир.

Сезария Эвора комкает в огромной, желтой от никотина ладони пустую пачку из-под Marlboro. Вдоль руки вздуваются три длинных глубоких шрама — такие может оставить острый нож или саблезубый тигр. Ее взгляд блуждает в поисках сигарет — а может, так кажется из-за ее глаз. О них она рассказывает историю, похожую на простецкую народную песню, каких много в репертуаре Эворы.

Тот глаз, который видит, она называет Паулино; тот, зрачок которого вслепую дрейфует по озерцу белка, — Камуче. Паулино и Камуче — братья; Паулино видит, но парализован, Камуче слеп, зато ходяч. Так и идут они по жизни, помогая друг другу двигаться в верном направлении. На груди и запястьях Эворы — золотые браслеты, цепи и брелки, на голове — импровизированная чалма, какие умеют сооружать из чего придется африканские женщины, за чалмой — вид на Белый дом, открывающийся из окна ее номера в гостинице «Украина». Стоит апрель; Эвора в первый раз в Москве, она дает закрытый концерт в новом здании Театра Анатолия Васильева. Сейчас ее мысли заняты чемоданом, который порвался под тяжестью подарков, собранных ею в ходе турне.

Ей обещали поход в большой московский магазин, где она сможет сколь угодно долго выбирать чемодан. Но вначале ей придется отвечать на мои вопросы. За полчаса белая чайная чашка наполнилась окурками до краев. Впереди еще час, а сигарет у Эворы уже не осталось. Я вспоминаю слова мэра города Мандела, где Эвора родилась 27 августа 1941 года и жила безвылазно до середины 80-х: «Она — олицетворение независимой от мужчины и несгибаемой под ударами судьбы кабо-вердской женщины; в Японии гораздо больше людей знают о ней и ее песнях, чем о существовании президента Кабо-Верде». Я протягиваю послу кабо-вердской культуры Lucky Strike и вспоминаю другую фразу мэра: «Не скрывая своих пороков и дурных привычек, она никогда не оставляла окружающим возможности поставить их себе в упрек.

Она не из тех, кого можно подчинять или переиначивать; она всегда отстаивает право быть самой собой до конца». Мандела — город с населением в 47 тысяч человек; рассказывая о жительнице вверенной ему вотчины, мэр поведал о человеке, чья жизнь прошла перед его глазами. Гордясь артисткой, рассказавшей миру о Кабо-Верде, он гордится талантом известной распутницы из квартала красных фонарей Ломбо, который в пору ее молодости конкурировал по спектру услуг и уровню разврата с Амстердамом. Матери троих детей от разных отцов, ни с одним из которых она не оформляла отношений. Пьяницы, которой принадлежат слова: «Если я заказываю в баре виски и слышу шиканья за своей спиной, я заказываю следом двойной — чтобы дать достаточно веский повод для злословий». Городской сумасшедшей, которая в середине 70-х отмечала дарованную Кабо-Верде независимость, шарахаясь голой по улице и бормоча бессвязные слова.

Мандела — слишком маленький город, чтобы полвека жизни его обитательницы не прошли перед глазами остальных как сенсационная история на первых полосах газет и не превратились бы по ходу в миф. Езжайте в Манделу, разговорите продавца в лавке или официантку в кафе — услышите и не такие подробности. Позавчера после концерта в Харькове, — продолжает она, глубоко затянувшись, — мне подарили восемь блоков Marlboro. Два оставила себе. Один только что докурила. Где-то должен быть второй.

Я бросила пить 15 декабря 1994 года. Но сигарету так и не смогла бросить, потому что сигарета сильнее меня. Как вы, человек, об упрямстве которого сложены легенды, допустили, что вас отучили пить? Я начала пить, когда я начала петь, — в 16 лет. Я выступала в барах и ресторанах в Ломбо. В этом районе жила моя бабушка, и мама тоже жила там.

СЕЗАРИЯ ЭВОРА

Сезария Эвора» Биографии знаменитых людей, фото. БИОГРАФИЯ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ ДЕТСТВО И ЮНЫЕ ГОДЫ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ: calipsyashci — LiveJournal. Звезды в тренде. Сезария Эвора — самая известная в мире уроженка Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. Сезарию Эвору называли "босоногой дивой". На сцену она всегда выходила босиком.

Содержание статьи

  • Сезария Эвора — Радио JAZZ
  • Цезария саид биография. Сезария эвора, биография, новости, фото. Детство и юные годы Сезарии Эворы
  • Видео: чем прославилась Сезария Эвора? | Знаменитости с фото и видео
  • Сезария Эвора — Радио JAZZ
  • Содержание статьи

Памяти Сезарии Эворы

Она курила сигары и ходила босиком. Пожилая женщина с расфокусированным взглядом, мать троих детей, гордость своего маленького города Манделы, Цезария воплотила тайные мечты всех бабушек. В душе бабушки совсем не хотят быть похожи на Надежду Бабкину или героиню молочной индустрии с домиком в деревне. Правильные бабушки хотят быть похожи на Цезарию Эвору. Цезария Эвора родилась через два месяца после того, как на Россию напала армия Гитлера. Пока наши бабушки-девочки прятались от немцев под немецкой швейной машинкой «Зингер», Цезария Эвора имела беспечное африканское детство на природе. Потом — любовь с музыкантом, концерты в кабаках и неизменный виски с сигарой. Под рюмочку-другую Цезария вещала посетителям забегаловок о тяжелой жизни населения Островов Зеленого Мыса. Ее песенные истории складывались в морны — народные баллады.

Для жителей культурной столицы островов — Манделы — она уже тогда была символом. В конце восьмидесятых зрелую чернокожую Золушку заметил французский продюсер. Ровно 10 лет назад Эвора с аншлагом собрала парижскую «Олимпию». Французы влюбились в темнокожую грузную женщину специфической внешности с редким, красивым голосом.

Именно благодаря приглашению Баны и местной женской организации в Лиссабоне, Эвора выступила с серией концертов в столице Португалии. Именно здесь был записан ее дебютный альбом. Продажи этого первого альбома были довольно ограничены, но поездка Сезарии в Лиссабон оказалась основным поворотным пунктом в ее карьере. Именно во время записи в Лиссабоне она встретила Хосе да Сильва, человека, который стал не только ее продюсером, но и личным наставником. Он убедили певицу ехать в Париж, где она записала новый альбом в 1988 году. Благодаря этому альбому началась карьера Сезарии во Франции и дива Кабо-Верде провела свой первый парижский концерт в легендарном клубе «New Morning» в 1990.

Следующий альбом Сезарии «Mar Azul» был отмечен заметными изменениями в музыкальном направлении. Выпущенный в 1991 году, «Mar Azul» первый полностью акустический альбом Эворы получил восторженные отзывы в международной прессе. Сезария подписала контракт с крупным лейблом и выпустила подборку своих суперхитов. Следующий альбом «Cesaria» получил огромный международный успех. Он стал золотым во Франции. Благодаря этому дива Кабо-Верде номинировалась на престижную премию Грэмми в Штатах. Пользуясь популярностью, Сезария отправилась в свой первый американский тур в 1995 году, а в следующем году неутомимая звезда отыграла более 100 концертов в Европе, Азии, Африке и Америке.

Я была бы счастлива и дальше дарить радость тем, кто долгие годы следил за моим творчеством», — добавила Эвора. Эвора начинала певческую карьеру в барах Минделу — второго по величине города Кабо-Верде с населением около 70 тысяч человек. Легендарная певица Сезария Эвора, получившая прозвище «Босоногая дива», скончалась у себя на родине, на острове Сан-Винсенте, входящем в состав Кабо-Верде, в возрасте 70 лет. Свои песни она писала на родном языке — кабовердийском креольском, одном из диалектов португальского. Всемирная слава к «Босоногой диве» пришла в 1992 году, после записи альбома Miss Perfumado, когда певице уже перевалило за 50. Свое прозвище Эфора получила за то, что всегда — даже уже будучи звездой мирового уровня — выходила на сцену босиком, отдавая символическую дань бедности, в которой живут ее земляки на Островах Зеленого Мыса. После выхода Miss Perfumado певицу с неподражаемым тембром стали наперебой приглашать в зарубежные турне. В 1992 году она дала два триумфальных концерта в Париже. В 2000-х годах Эвора неоднократно выступала в России, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах — от Архангельска до Владивостока. За 10 лет всемирной славы Цезария заработала около 50 миллионов долларов. Практически все эти деньги Эвора жертвовала на детские социальные программы. Почти вся система начального образования Островов Зеленого Мыса оплачивалась из ее гонораров. Себя певица побаловала лишь парой недорогих автомобилей, чтобы гонять теплыми африканскими вечерами по побережью родной страны… Цезария Эвора — бабушка-певица c Островов Зеленого Мыса.

Название произошло либо от английского глагола to mourn «печалиться» , либо от португальского слова morno «теплый». Сама Сезария говорила про свою музыку так: «Стиль морна соткался из всего того, что окружало нас на острове: море, любовь и тоска по чему-то необъяснимому». В 16 лет Сезария встретила свою первую любовь — музыканта и моряка Эдуардо Жуау Шалину. Они познакомились в баре, где девушка рассчитывала спеть — бесплатно или хотя бы за несколько сигарет. Эдуардо услышал ее голос и был очарован. Правда, он отметил, что она поет слишком тихо, и посоветовал быть смелее. Позднее мужчина сделал из Эворы местную знаменитость: он договаривался с владельцами кафе и баров, организовывал выступления и даже собрал для нее ансамбль. Казалось, что счастье было уже так близко, но вскоре Эдуардо сел на корабль и навсегда уплыл из маленького Минделу, так как у него были серьезные планы на материке.

Эвора, Сезария

трагичная история перезрелой золушки, добившейся заслуженного признания ближе к старости. Сезария Эвора. Самая полная биография на русском языке. Биография Сесарии Эвора. ЭВОРА СЕЗАРИЯ (Evora Cesaria) (р. 27 августа 1941, Миндело, Кабо-Верде), фолк-певица из Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса, Западная Африка); исполнительница португальского фолка в сочетании с блюзом и джазом.

ТЕТУШКА ЦИЗЕ, КОТОРАЯ ОБЕЩАЛА НАМ СЧАСТЬЕ

Такой агрессивный, броский маникюр, казалось бы, совсем не сочетался с ее образом простой босоногой дивы из народа, однако пожилая певица очень тщательно следила за своими ногтями и непременно красила их именно так. А пошло это еще со времен ее молодости, когда она жила бедно и у нее были очень плохие зубы. Чтобы во время выступления этот недостаток не так бросался в глаза, певица специально переключала внимание зрителей на свои руки с яркими ногтями. Разбогатев, Сезария, конечно же, сделала себе хорошие зубы, но до конца своей жизни не изменила стиль маникюра, ведь это уже было частью ее образа и мироощущения. Чем больше косметики и парфюмерии — тем лучше Сезария щедро накладывала на кожу кремы и тональники.

Все это она очень активно использовала — и по поводу, и без повода. Наводить красоту перед зеркалом было для нее самым настоящим ритуалом. Она курила сигары и сигареты Она курила даже во время концертов. Она могла закурить даже во время концерта, что больше подошло бы юному рок-музыканту, но никак не лирической певице преклонных лет.

Кстати, она злоупотребляла и алкоголем: когда в молодости Сезария пела в барах, благодарные посетители постоянно угощали ее крепкими напитками, и со временем привычка опрокинуть рюмочку-другую переросла в зависимость. Только в последние годы жизни она отказалась от спиртного из-за серьезных проблем со здоровьем. Но вот курить Сезария так и не бросила. Ее продюсер даже пытался «подкупить» певицу, пообещав подарить ей шикарный «Мерседес» в обмен на отказ от табака.

Сезария очень хотела эту машину и даже попробовала какое-то время не курить, но в итоге все равно сорвалась.

Музыкальная карьера и успех Сезария Эвора начала свою музыкальную карьеру в юности, выступая на улицах Кабо-Верде. Ее уникальный голос и страсть к исполнению привлекли внимание местных музыкантов, которые помогли ей записать ее первую песню. С тех пор она стала национальной знаменитостью благодаря своим эмоциональным и искренним выступлениям.

В конце 1980-х годов Сезария Эвора начала сотрудничать с французским композитором Жаном-Клодом Ибель. Вместе они записали несколько альбомов, которые получили большой успех как во Франции, так и во всем мире. Ее музыка стала известна как «музыка без паспорта», потому что она объединяет в себе элементы кабо-вердианской музыки, фламенко, морена, морабной музыки. Своим международным успехом Сезария Эвора принесла не только известность кабо-вердианской музыке, но и дала голос малоизвестному архипелагу и его жителям, которые живут среди бедности и трудностей.

Ее песни выражают любовь к родной земле и народу, а также радость и грусть человеческой жизни. В 1995 году Сезария Эвора выпустила свой самый успешный альбом «Кабо Верде», который принес ей мировую славу. Ее голос, пронизывающий душу, и застойный стиль исполнения сделали ее одной из самых любимых и узнаваемых африканских певиц. Она также стала первой африканской певицей, которая выступила на сцене Карнеги-холла в Нью-Йорке.

Ее концерты проходили с аншлагом по всему миру, и ее голос остался в сердцах поклонников навсегда. Наследие и признание Сезария Эвора оставила огромное наследие в мире музыки. Ее уникальный голос и передача эмоций в каждой песне сделали ее одной из самых знаменитых и влиятельных африканских певиц всех времен.

В нем слышатся знакомые французские, испанские, португальские слова, но обо что разбилось «корасон», куда так печально шла «жика» и кому обращена «амор» — загадка, более пленительная, чем любое объяснение. Из музыки и голоса можно дописывать собственные картины. Мне запомнился человек, который брал у меня автограф и сказал: «Я ставлю вашу музыку, когда мне надо, чтобы ребенок поскорей уснул».

Индифферентная, неподвижная, грузная и босая, слишком старая и чуждая страстей, чтобы быть героиней своих текстов, Эвора стоит на сцене Театра Васильева. Она не навязывает песню зрителям — она оставляет песню жить своей жизнью в сигаретном дыму, что клубится над специально накрытым чайным столиком. Эвора фактически хранит традицию того поколения артистов, которые были в состоянии провести целый вечер один на один, без кордебалета, с публикой большого ресторана, не превращая светское удовольствие в докучную «встречу с прекрасным» или, того хуже, фанатскую акцию. Вспоминаются Рафаэль, выступающий в ресторане трансатлантического лайнера в фильме «Пусть говорят», и съемки лас-вегасских концертов Барбры Стрейзанд и Дайаны Росс. Докурив, Сезария отпускает музыкантов и один на один с роялем, сквозь равные промежутки, бросает в зал пронизывающие ноты песни «Negue» — про очередную жику, которая, пока дошла до ближайшего маркадо — судя по неземному звучанию голоса артистки и какой-то надслезной, уже по ту сторону земных страданий, интонации, — увидела целую жизнь. Потом оркестр возвращается, ритм учащается, но ностальгия голоса остается неизменной, проникая в самое сердце.

Не ровен час, Бог разозлится и подкинет тебе в овин сверточек». Какой красивый крест, можно посмотреть? Руки Эворы — днем позже, на концерте, она выйдет в великолепном золотом кресте, украшенном сапфирами, — тянутся к моей шее. А откуда у вас эти шрамы на руках? На гастролях я всегда вожу с собой утюг. В гостиницах прошу доску и глажу себе одежду.

Но всякий раз забываю, что включила утюг, и обжигаюсь. Надо будет сегодня вечером обжечь вторую руку — чтобы завтра на концерте все выглядело симметрично. Эвора не любит вспоминать 1975 год, когда Кабо-Верде была дарована независимость. Сегодня это островное государство считается образцовым: вопросы социальной защиты и образования здесь решены полностью. Но первые плоды независимости, как часто бывает, оказались гнилыми: отток туристов губительно сказался на хилой экономике. Эвора бросила петь и принялась пить — как никогда прежде.

Все время: «Пой, пой, пой! Я больше не могла», — такую версию своего бегства в алкоголизм предпочитает она сегодня. В середине 80-х подружка-аптекарша Изаура, ставшая активисткой одной из комиссий ООН, обхаживавших новорожденную Республику, сосватала Эвору в компанию кабо-вердских музыкантов, сопровождавших местную знаменитость, певца Бана, в его концертах перед кабо-вердской диаспорой Нью-Джерси. Именно там ее услышал продюсер Жозе Да Силва — и влюбился в ее голос. Он предложил сменить самолет до Кабо-Верде на парижский рейс и записать альбом, который впоследствии станет известен как «La diva aux pieds nus» — «Босоногая дива». Один везунчик вернулся навестить семью и подарил мне флакон в виде Эйфелевой башни.

Когда я взяла его в руки, я сказала: «У меня родилась мечта, и она исполнится: когда-нибудь я увижу тебя вблизи, во всей твоей красе». Так и получилось». Первые пластинки Эворы пользовались спросом только среди кабовердцев. Но их оказалось достаточно разбросано по свету, чтобы организовать международный тур. На концертах совершался ритуал: земляки Эворы, наслышанные о сказочной бедности артистки, выставляли вдоль сцены вместо цветов ненужную обувь. Однако PR-машина, запущенная Да Силвой, делала свое дело: благодаря интервью, газетным статьям и ротации лучших песен к середине 90-х Эвора стала во Франции звездой.

Бывает — иду в парикмахерскую, бывает — по магазинам.

Дебют сольного альбома состоялся, когда босоногой диве исполнилось 43 года. Cesaria Evora - Besame Mucho Однажды пение самобытной звезды кабо-верденского блюза морна услышал француз Хосе да Сильва, по происхождению земляк Сезарии. Молодой человек был тронут и поражен. Большого труда стоило убедить Сезарию поехать во Францию. Наконец певица сдалась, и Хосе да Сильва увез ее в Париж для записи сольного альбома. Это было началом сотрудничества с "Lusafrica". В 1988 году мир услышал альбом под названием Diva aux Pieds Nus.

Далее — работа над Distino di Belita 1990 г. Женщины ее возраста хотели быть похожими на Сезарию и даже ходили босиком. Выход четвертого сольного альбома "Мисс Перфумаду" 1992 г. Исполняя португальский фолк, переплетенный с блюзом и джазом, на креольском диалекте, Сезария Эвора стала 52-летней поп-звездой. Только во Франции количество проданных дисков составило 200 000 экземпляров. Певица была обладательницей "Грэмми", "Victoire de la Musique", а также самой престижной награды — ордена Почетного легиона, преподнесенного ей министром культуры Франции Кристи Альбанель. Сезара записала 18 альбомов, неоднократно бывала с гастролями в России и на Украине. Сезария в последние годы жизни Сезария Эвора пела душой.

Мягко, глубоко и проникновенно.

До своей кончины Сезария Эвора успела дважды выступить в Ярославле

Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию. С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica». В начале 1980-х годах Сезария Эвора начала тур по Европе. А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание Сезария получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году. Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось.

В 54 года она получила первую номинацию на «Грэмми», а в 56 лет специально для фильма «Большие надежды» записала песню Besame Mucho. Как обыкновенная девочка, родившаяся в маленьком островном государстве в середине прошлого века, стала настолько известной? Поделиться Репостнуть Твитнуть Жизнь в Кабо-Верде: колониальные проблемы, смешение культур и «счастливая тоска» В ранние годы жизни Сезарии Кабо-Верде, или Республика Островов Зеленого Мыса, всё еще была эксплуатируемой колонией Португалии, которая в то время являлась самой бедной страной в Западной Европе и страдала от тоталитарного режима Антониу ди Салазара — почитателя Гитлера и Муссолини. На жизнь в Кабо-Верде также негативно влияли последствия Великой экономической депрессии, а точнее, крах международного судоходства, который привел к практически полному параличу торговли.

До этого республика была одной из главных остановок большинства торговых судов, курсирующих в Атлантическом океане. Засуха 1941—1942 и 1946—1948 годов привела к массовой гибели местных жителей и заставила большую часть населения эмигрировать. Португальцы не так уж много дали народу. Они оставили нас с голодом, жаждой, болезнями, нищетой. Мы всё еще развивающаяся страна. Мы всё еще пытаемся репрезентировать себя. Мои песни рассказывают историю моей страны, чтобы весь мир мог слушать и учиться». Родной город Сезарии — Минделу — был единственным местом республики с действующей школой, что сделало его интеллектуальным центром Кабо-Верде. Многие политические деятели, в том числе антиколониальный лидер Африки Амилькар Кабрал и один из президентов Кабо-Верде, Педру Пиреш , учились здесь. Минделу был одним из самых оживленных портовых городов, поэтому с ранних лет Сезария Эвора выступала в кабаках, развлекая выпивающих моряков.

Сезария пела на национальном креольском языке, который, несмотря на заявляемую ассимиляцию культур, проживающие на Островах колонизаторы считали низким. Поэтому, с одной стороны, Сезария часто сталкивалась с осуждением, с другой — использовала непонятный слушателям язык как способ высказаться против нищеты, неравенства и отсутствия образования. До 42 лет Эвора жила в ночном ритме города и не выезжала за его пределы. Когда в интервью Сезарию спросили, кто больше всего повлиял на ее стиль, она сказала : «Правда, никто. Я пою те же островные песни, что пела в 16». И она могла остаться лишь местной легендой, если бы не встретила певца Бана , который пригласил ее в Лиссабон, где Сезария записала свой первый альбом. Название альбома закрепилось как прозвище, и в Европе Эвору начали называть либо «босоногой дивой», либо «королевой морны». Морна — главный жанр Кабо-Верде, неотделимый от островного духа. Эта меланхоличная музыка родилась из смешения энергичной ангольской сембы — прародителя бразильской самбы — и печального португальского фаду. Слово происходит либо от английского to mourn — «плакать», либо от португальского morno — «теплый».

Эта этимологическая амбивалентность отражается и в главных темах морны: счастье любви и горечь расставания. Эту противоречивую эмоцию в португалоговорящих странах назвали бы «саудаде». Саудаде как центральная эмоция песен Сезарии Эворы Саудаде, или содаде, — предмет гордости португальцев, важнейшее слово местного языка эмоций, которое позиционируется как непереводимое.

Как профессионал она всей душой была в фольклоре, и ничего иного не хотела, но тем не менее была всегда открыта для сотрудничества. Записала дуэты с с кубинцем Компеем Сегундо, итальянцем Адриано Челентано. В России песни Сезарии Эворы появились довольно поздно, но люди полюбили её сразу и надолго.

В мае 2002-го года она дала свой первый концерт в Москве, в Малом театре, который стал настоящим аншлагом. Билеты на её концерт перепродавали по очень высоким, немыслимым ценам. После Сезария Эвора начала выступать как в столице, так и в других городах России, собирая всегда полные залы. Правда, по последним её концертам стало чувствоваться, что нечто уходит из ее песен. Эта необычная интонация, словно колыбельная, которой было все меньше и меньше. Все больше стало в выступлениях дуэтных номеров.

Сезария Эвора явно устала.

Сезария отмечает свое пятидесятилетие выпуском нового альбома, о котором восторженно отзывается Le Monde. Диск звучит по радио, ее сольный концерт 14 декабря полностью распродан, ее аудитория на сей раз состоит уже практически из одних европейцев. В 1992 году происходит запись альбома «Мисс Перфумадо», за который Сезария получает Золотой Диск, став второй африканкой после Мириам Макеба, достигшей подобного успеха. Пресса захлебывается от восторга и смакует детали ее жизни, ее непомерную страсть к курению и коньяку, ее трудную жизнь в Минделу на краю света, называя ее африканской Билли Холидей. В этом году проходят первые концерты в Олимпии, весь Париж у ее ног. Весь этот год проходит в гастролях: Португалия, Канада, Испания, Япония… В 1994 году открытие Бразилии и встреча Сезарии с бразильцем Каэтано Велозо, оказавшим большое влияние на ее творчество.

Снова бесчисленные турне по всему миру… И почти в каждой стране лучшие певцы просят ее спеть с ними. В этом же году выходит сборник «Красивейшие морны Сезарии». Этот год знаменателен тем, что Сезария побеждает свою страсть к коньяку, спутнику ее десятилетней депрессии. В 1995 году — американское турне Сезарии. Ее концерты берут штурмом. Американская шоу-элита прорывается на ее концерт. В этом же году она записывает танго Ausencia для фильма Эмира Кустурицы «Андеграунд».

Сезария много гастролирует. В 1998 году новый сборник «Лучшее Сезарии Эворы», куда включены все лучшие ее песни, а также Besame mucho на испанском языке, ранее записанный для фильма «Большие ожидания». Она спела, казалось бы, уже окончательно заигранный хит, — и спела так, как будто до автора этой песенки, мексиканки Консуэло Веласкес, слова «целуй меня крепче» никто не перекладывал на музыку. И опять Сезария колесит по всему миру с концертами.

80 лет назад родилась Сезария Эвора

трагичная история перезрелой золушки, добившейся заслуженного признания ближе к старости. Архив: 12 июня 1993 года певица из Кабо-Верде Сезария Эвора впервые выступила на главной концертной площадке континентальной Европы – в парижской «Олимпии» – и собрала полный зал. На сегодняшний день Сезария Эвора, босоногая дива, как ее прозвали журналисты, записала полтора десятка дисков, не считая компиляций и концертных записей. Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941 года, Минделу — 17 декабря 2011 года[1], Сан-Висенте) — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи. Если бы не знаменитая певица Сезария Эвора, которая здесь родилась и прожила всю свою жизнь. Еще этот городок сохранил прекрасную колониальную застройку 18-19 веков и развалины. Телеграм-канал @news_1tv.

Детство и юные годы Сезарии Эворы

  • Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины. Новости. Первый канал
  • Что еще почитать
  • Эвора Сезария — Биография
  • Сезария Эвора — биография, музыкальная карьера, личная жизнь | Биографии известных людей
  • Большая творческая карьера

Сезария Эвора

Снова бесчисленные турне по всему миру… И почти в каждой стране лучшие певцы просят ее спеть с ними. В этом же году выходит сборник «Красивейшие морны Сезарии». Этот год знаменателен тем, что Сезария побеждает свою страсть к коньяку, спутнику ее десятилетней депрессии. В 1995 году — американское турне Сезарии. Ее концерты берут штурмом. Американская шоу-элита прорывается на ее концерт.

В этом же году она записывает танго Ausencia для фильма Эмира Кустурицы «Андеграунд». Сезария много гастролирует. В 1998 году новый сборник «Лучшее Сезарии Эворы», куда включены все лучшие ее песни, а также Besame mucho на испанском языке, ранее записанный для фильма «Большие ожидания». Она спела, казалось бы, уже окончательно заигранный хит, — и спела так, как будто до автора этой песенки, мексиканки Консуэло Веласкес, слова «целуй меня крепче» никто не перекладывал на музыку. И опять Сезария колесит по всему миру с концертами.

В 1999 году выходит ее новый альбом «Кафе «Атлантико»» сначала во Франции, затем тиражируется по всему миру. Родина Сезарии, порт Минделу и острова Сан Винсенте стали главными темами альбома. Этот диск приносит ей Victoire dela musique — высшее признание музыкального успеха во Франции. В 2001 году появляется альбом Сезарии «Сан Винсенте издалека» — квинтэссенция творческого пути Сезарии, в котором она утверждается не только как высочайшей пробы профессионал, но и сила, умеющая объединить вокруг себя лучших музыкантов и исполнителей. В июле 2002 года выходит двойной альбом «Антология».

Сейчас в Париже, в ее штаб-квартире, идет работа над следующим альбомом.

Да Не сейчас 17 декабря 2011, 21:17 Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины Своим голосом она покорила весь мир. Много раз приезжала с концертами и в нашу страну. Обладательница самых престижных музыкальных премий всегда выходила на сцену босой - напоминая, в какой бедности живут её соотечественники на Островах Зелёного Мыса.

Она никогда не болела звездной болезнью и не стала светским персонажем, продолжая жить в Кабо-Верде, в казну которого платила немалые налоги. Не делала она никакой тайны и из своей личной жизни. В интервью она с редкой для сегодняшнего дня откровенностью говорила, что никогда не была замужем, хотя предложения ей делали не один раз, а своих многочисленных детей она родила от разных обычные гражданские профессии. Сезария Эвора пела народные песни в стиле «фаду» и «морна». Она ничего не делала, чтобы приспособиться к современным трендам.

С детства она была влюблена в джаз, в творчество Эллы Фицджеральд, и старую добрую эстраду. Как профессионал она всей душой была в фольклоре, и ничего иного не хотела, но тем не менее была всегда открыта для сотрудничества. Записала дуэты с с кубинцем Компеем Сегундо, итальянцем Адриано Челентано. В России песни Сезарии Эворы появились довольно поздно, но люди полюбили её сразу и надолго. В мае 2002-го года она дала свой первый концерт в Москве, в Малом театре, который стал настоящим аншлагом.

Свою карьеру она начала довольно поздно, поэтому публика никогда не видела ее молодой. Однако ее бархатный голос завораживал с первых секунд, а проникновенные песни в одно мгновение уносили слушателей в неведомые и далекие теплые страны.

Мы в ADME решили вспомнить самые яркие факты из биографии Босоногой Дивы — так певицу прозвали за привычку выходить на сцену без обуви. Не слишком счастливая. Не богачка, не красавица — просто женщина, каких миллионы». Ее семья была бедной, но дружной — Сезария росла вместе с 4 братьями. Когда девочке было 7 лет, умер ее отец. Эта потеря далась семье очень нелегко, и особенно горевала маленькая Сезария, ведь она была отцовской любимицей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий