В Еврейском музее и центре толерантности открылась масштабная выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций", сообщает пресс-служба институции. этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата. Бухарские евреи-воины совершили множество героических подвигов, били врага, не жалея сил, отдавая жизнь во имя Победы.
Г.Хидоятов: Бухарские евреи - кто они и откуда пришли в Благородную Бухару?
Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | Бухарские евреи откуда есть они пришли в Бухару Благородную?После публикации моих статей по саманидам я получил большое число откликов, разделившихся. |
Бухарские евреи - главные новости и последние события | В общей сложности, диаспора насчитывает около 200 000 бухарских евреев, которые сейчас проживают преимущественно в Израиле и США. |
В Москве открылась выставка о бухарских евреях | Официальный сайт АНО «Содружество народов Евразии» | Торжественное открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», состоялось 2 марта 2023 года. |
Абдулазиз Камилов принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев
От имени правления Всемирного Конгресса бухарских евреев, Лев Леваев передал чек на сумму 2,857,000 шекелей на стипендии 1012 бухарским студентам Израиля. В общей сложности, диаспора насчитывает около 200 000 бухарских евреев, которые сейчас проживают преимущественно в Израиле и США. Бухарские евреи в русской культуре» не только восполнили этот пробел, но и воссоздали смысловой контекст того времени. Более других преуспели в этом бухарские евреи, предпринявшие попытку связать разбросанные по нескольким континентам общины в единую организацию. В проекте «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», который в Еврейском музее сделали кураторы Григорий Казовский и Борис Хаймович, объединено около 200 предметов. Фотографии из репортажа РИА Новости 02.03.2023: Выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия.
Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»:
Часть артефактов была собрана в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Остальные предметы были предоставлены Российским этнографическим музеем, Фондом Марджани и частными коллекционерами. Бухарские евреи — этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Их культура продолжила традиции более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи.
Тексты и архивные источники не менее важны, чем декоративно-прикладное искусство, хотя именно оно через эффектную инсталляцию с бухарским домом с резными дверями, колоннами и резным потолком, с развешанными возле всего этого яркими бухарскими халатами в экспозицию втягивает. Сколь бы ни казались похожими эти одежды на традиционные среднеазиатские, в них есть существенные отличия. Например, именно бухарские евреи в отличие от местных мусульман многое шили из шелка: шелк и ввозили, и изготавливали в самой общине, а у каждой женщины должно было быть шелковое платье. Знаменитые синие ткани, ценившиеся и мусульманами, красили только в еврейской общине живописные «Красильщики» Елены Коровай из Нукусского музея, которых нет на нынешней выставке, но привозили в 2017-м в Пушкинский музей, отражают как раз этот обычай. А расцветки тканей с доминантой желтого и зеленого цветов или с рисунком в клетку использовались именно бухарскими евреями: среди развешанных в музейном лобби халатов есть один в желто-зеленую клетку. Культура бухарской общины привлекает большое внимание не только здесь и сейчас — бухарскую одежду вспоминали в Музее Израиля в Иерусалиме на выставке об израильской моде см. В Москве в Еврейском музее в феврале в постоянной экспозиции открыли интерактивную инсталляцию «Кухня», посвященную в том числе еде бухарских евреев.
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» будет открыта до 16 июля 2023 года, а семейный проект «На языке правил и исключений. Наука и искусство» — до 10 сентября 2023 года. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» — первая инсталляционная экспозиция, которая столь полномасштабно знакомит с историей, традициями и культурой бухарских евреев. Выставка состоит из пяти тематических разделов, в которых представлено более 200 предметов из собраний Музея истории евреев в России, Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. В рамках проекта ежедневно проходят кураторские и тематические экскурсии, мастер-классы и воркшопы.
Выставка проходит при поддержке Всемирного конгресса бухарских евреев. Семейный проект «На языке правил и исключений. Наука и искусство» посвящен взаимоотношениям двух важнейших видов человеческой деятельности: науки и искусства. Проект организован совместно с Политехническим музеем и проходит в рамках объявленного в России Десятилетия науки и технологий 2022—2031. Значительную часть экспозиции занимают интерактивные зоны: «космическая» песочница с кинетическим песком, цифровая биография «Fish Making», комната Эймса, и звуковая стена «Природные явления».
В Москве откроется выставка об истории и культуре бухарских евреев
Шестого сентября в Коканде собралась большая делегация бухарских евреев, приехавших из разных стран мира. Масштабный проект посвящен культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Бухарские евреи — одна из этнических групп еврейского народа, история которой уходит в глубину веков.
«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
В Еврейском музее открывается выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | Важная новость для бухарских евреев во всем мире, которые говорят по-русски. |
Еврейская панорама :: 5 (107) Май 2023 :: «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | Фотографии из репортажа РИА Новости 02.03.2023: Выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия. |
В Еврейском музее открывается выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | Бухарские евреи-воины совершили множество героических подвигов, били врага, не жалея сил, отдавая жизнь во имя Победы. |
Бухарские евреи обратились к Шавкату Мирзиёеву с жалобой на Юлдуз Усманову
бухарские евреи - последние новости сегодня и главные события по теме - Sputnik Узбекистан | Читайте последние новости дня по теме бухарские евреи: В Москве открылась выставка, рассказывающая о жизни бухарских евреев, Камилов и Всемирный конгресс бухарских. |
Абдулазиз Камилов принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев | Делегация бухарских евреев США и Канады была сегодня принята в МИД Узбекистана. |
Бухарские евреи выражают соболезнование - | До 18 июня в Еврейском музее и центре толерантности проходит экспозиция «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». |
Г.Хидоятов: Бухарские евреи - кто они и откуда пришли в Благородную Бухару?
Например, именно бухарские евреи в отличие от местных мусульман многое шили из шелка: шелк и ввозили, и изготавливали в самой общине, а у каждой женщины должно было быть шелковое платье. Знаменитые синие ткани, ценившиеся и мусульманами, красили только в еврейской общине живописные «Красильщики» Елены Коровай из Нукусского музея, которых нет на нынешней выставке, но привозили в 2017-м в Пушкинский музей, отражают как раз этот обычай. А расцветки тканей с доминантой желтого и зеленого цветов или с рисунком в клетку использовались именно бухарскими евреями: среди развешанных в музейном лобби халатов есть один в желто-зеленую клетку. Культура бухарской общины привлекает большое внимание не только здесь и сейчас — бухарскую одежду вспоминали в Музее Израиля в Иерусалиме на выставке об израильской моде см.
В Москве в Еврейском музее в феврале в постоянной экспозиции открыли интерактивную инсталляцию «Кухня», посвященную в том числе еде бухарских евреев. А о проекте, полностью сфокусированном на бухарской общине, мечтали еще во время презентации книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре» см.
По словам создателей проекта, экспозиции подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Полностью эту статью Вы можете прочесть в печатном или электронном выпуске газеты «Еврейская панорама». Полная версия статьи.
Евреи привлекались к военной службе в пользу государств, некоторый период контролировавших Израиль. Когда к власти пришли персидские цари рода Ахеменидов, наступила эра самого массового расселения евреев, которые пробрались и в Среднюю Азию. В пользу этого говорит ряд свидетельств. Близ туркменских городов Байрам-Али и Мерв в середине 1950-х археологами были обнаружены фрагменты керамики с надписями на иврите, но самое главное — найдены остатки древнейшей синагоги. Все открытия относились ко II в. Продвижению данной нации на восток способствовало начало функционирования Великого Шелкового Пути, по которому еврейские купцы проникли в самую глубинку Средней Азии, а затем продвинулись в направлении Китая до самого тихоокеанского побережья. Дополнительным фактором их продвижения в Среднюю Азию послужили последствия Иудейских войн 66-70, 132-135 годов. Значительная часть населения во избежание попадания в рабство была вынуждена покинуть Иудею и Иерусалим. Так появились крупные еврейские общины в Балхе, Мерве и Термезе. Расцвет Пока в Среднюю Азию не вторглись арабы, этот край был населен множеством народов, часто принадлежавших к различным религиозным течениям. Здесь свободно уживались буддизм и индуизм, христианство и иудаизм, зороастризм и различные синкретические культы. Ситуация изменилась с приходом сюда ислама, однако евреи сумели приспособиться к такому положению вещей. Их невероятная работоспособность и образованность позволяли занимать крайне почетные должности в местном обществе. К примеру, проживавший в 800-х годах Сагль Аль-Табари, родившийся в Табаристане, прославился в качестве ученого-математика и врача. Его стараниями на арабский с греческого языка был переведен труд «Альмагест» знаменитого астронома Птолемея. Представители тюркской династии Газневидов, правившие в Х-ХI ст. К этому моменту количество людей данной нации в Средней Азии достигло максимального количества, а культура — своего поистине «золотого века». Появление бухарско-еврейского диалекта В течение длительного периода, проживая в среде ираноязычных народов, бухарским евреям не оставалось другого выхода, как приобщаться к языку фарси. Продвигаясь дальше в Среднюю Азию, они сберегли его. Данному обстоятельству помогало то, что таджикский язык новых районов не слишком отличался от персидского. Постепенно он стал диалектом, который начали называть бухарским.
Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел.
Вернутся ли бухарские евреи в Таджикистан?
Культурная программа включала в себя выступления таких известных израильских артистов, таких как Егуда Саадо и Хай Давидов. В понедельник участники Конгресса отправились в учебный комплекс "Ор Авнер" в Кфар Ситрине на съезд бухарских раввинов. На съезд прибыли более 1000 раввинов со всего мира. В присутствии главного сефардского раввина Израиля Шломо Амара, главного раввина всемирной бухарской общины Пинхаса Хакоэна Рабина, главного раввина Узбекистана и Центральной Азии Давида Гуревича и многих других влиятельных религиозных деятелей, президент Всемирного Бухарского Конгресса Леви Леваев вручил стипендии восьмистам лучшим ученикам, посвятившим себя изучению Торы, на общую сумму более полмиллиона шекелей.
Тэги: еврейский музей , выставка , бухарские евроеи , средняя азия , история , бухарская община О бухарских евреях рассказывают в том числе используя музыкальные инструменты. Фото агентства «Москва» В проекте «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», который в Еврейском музее сделали кураторы Григорий Казовский и Борис Хаймович, объединено около 200 предметов — от религиозной утвари до одежды и архивных документов. В основном это вещи конца XIX — начала XX века, собранные в экспедициях и хранящиеся в Музее истории евреев в России, с которым готовили выставку.
Но, кроме того, экспонаты из Этнографического музея, Фонда Марджани и частных собраний. Когда во второй половине XVIII века возникли Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства, на территории этих государств бухарская еврейская община была самой многочисленной. Предположительно еврейский квартал в Бухаре появился еще двумя столетиями раньше. В конце XIX века Бухарский эмират попал под протекторат завоевывавшей Среднюю Азию России, когда потом на эти территории пришла советская власть, в 1920-м арестовали и расстреляли последнего еврейского калонтара старосту, занимавшегося вопросами управления, суда и ведавшего сбором податей , общины ликвидировали, а имущество тех, у кого было что забрать, национализировали.
У всякой маленькой нации всегда один страх- раствориться в большой , потерять свой язык, национальность, разрушить свой национальный дом, где хранится ее история, ее душа, ее бесценное богатство- культура и когда говорят об интернационализме, это вызывает у малых наций подозрительность и страх. Национальный вопрос в Советском Союзе был одним из главных факторов его крушения. Все призывы КПСС об интернационализме лишь усиливали сопротивление малых наций. Они вызывали страх русификации и поглощения великой русской нацией. Но видимо и в национальном вопросе бывают свои решения и свои пути сохранения на бытовом и национальном уровне, теплых дружественных отношений, исключающих межнациональные противоречия и конфликты. Яркий пример Швейцария.
Четыре разных национальности проживают в одном государстве и никогда не было межнациональных трений. В стране утверждены четыре государственных языка французский, немецкий, итальянский и старый романский язык. Все офицеры армии обязаны знать четыре языка. Пример бухарских евреев в Узбекистане также поучителен. Свыше тысячи лет живут бок о бок евреи и узбеки в одном государстве, в Бухаре в одном городе и никогда не было между ними конфликтов. Обе нации, евреи. Следовательно, мировой опыт показывает, что в многонациональных странах можно создать такой механизм сосуществования и культурного сотрудничества различных наций, которые исключает межнациональные конфликты. Но как евреи оказались в Центральной Азии, в такой дали от их этнической родины? Бухарские евреи В 586 г. Иерусалимский храм, святая святых иудеев, был разрушен, его сокровища увезены в Вавилон.
Иудейское царство перестало существовать. Произошло массовое изгнание иудеев из Иерусалима и других городов и сел страны. В Вавилон были уведены ремесленники , ученые люди, купцы, вероятно коло 50 тыс. Очилдыев "Пленники Навуходоносора". Нью-Йорк 1998 г. Священный город Иерусалим лежал в руинах, заросший дикими травами. Переселенцы расселялись компактными группами, автономно , что позволило им сохранить язык, традиции, веру , образ жизни и быстро размножаться. Среди иудейских пленников сильна была надежда на скорое возвращение на родину. Однако, пророки ориентировали своих земляков на долгие годы проживания на чужбине. Со временем сыны Израиля хорошо обустроились, многие достигли больших успехов, накопили немалые богатства.
Оказавшись рядом с Вавилоном, городом торговцев, многие из них быстро богатели посредством торговли и приобрели большое влияние в придворных кругах мировой державы. В 539 г. Вавилон пал. Он был завоеван персидским царем Киром. Он был провозглашен царем Вавилона. Теперь евреи оказались подданными нового государства-Персии. Всем евреям он разрешил вернуться на родину. Но некоторые предпочли остаться. Персия стала мировой державой и это предоставляло еврейским торговцам огромные возможности как для торговли так и продвижения по службе. Часть из них потянулись в Среднею Азию, которая привлекала своими плодородными землями, обилием воды, развитым животноводством, умеренным климатом.
Первое еврейское поселение здесь появляется в Балхе. В течении нескольких последующих веков Балх становится самым крупным центром еврейской общины в Средней Азии. Постепенно евреи стали расселяться и по другим крупным центрам этого региона. Вскоре еврейские поселения появляются в Согде. Они постепенно ассимилировались с ираноязычными племенами Хоросана и иранский язык стал для них родным. Но сохранилась их вера-иудаизм, их поклонение Сиону, образ жизни, мечта когда-нибудь вернуться на историческую родину. Будучи разбросанными по многим странам евреи стремились сохранить этническое единство и не вступали в брачные отношения с другими нациями. Тем самым они сохранили свою этническую идентичность. Видимо первые еврейские поселенцы стали переселяться в Бухару еще в VII в. Они бежали сюда вместе с иранскими беженцами и обосновали здесь свои кварталы.
Говорили они на пехлеви, являющимся официальным языком Сасанидов, с диалектом древнего согдского языка. Позже в Бухаре был создан новоиранский язык- дари и они быстро освоили его, но сохранили элементы пехлеви. Поэтому их язык является смесью древнеиранского языка ахеменидов, пехлеви и дари, с элементами тюркского языка. Он стал основой современного таджикского языка. Поэтому истинные таджики, живущие в северных районах Афганистана и Пакистана, говорят на совершенно иных языках, местных диалектах, их три - каратегинский, являющийся бадахшанским наречием, дарвазско-ваханский и шугнанский. Бухара, завоеванная арабами, ставшая столицей централизованного государства саманидов, а позже караханидов, ануштегенидов хорезмшахов стала практически второй родиной евреев. Они развивали торговлю, ремесленничество. Отсюда они начали расселяться по другим городам Туркестана. Их общины с синагогами появляются в Шахрисябзе, Ширабаде, Гиссаре, Самарканде. Новая группа евреев прибыла в Бухару по инициативе Тимура.
Рассказывают, что в Ширазе Иран Тимуру преподнесли в подарок шелковую ткань необыкновенной красоты. Он заинтересовался мастерами, изготовившими ее. Оказалось, что мастерами были евреи. На приглашение властителя новой империи переселиться в Бухару еврейские ремесленники поставили одно условие: они переселятся, если это будет разрешено сделать одновременно десяти семьям, так как "по их законам молитву можно читать с участием не менее десяти взрослых мужчин". Тимур согласился.
Теплые слова благодарности были сказаны также и в адрес руководителей хокимиятов Ферганской области и города Коканда, которые также поддержали такой проект. Для нас — эта память священна, где бы мы ни были, в какой бы стране ни находились. Мы постоянно помним, какой ценой было завоёвано счастье.
Потому что среди тех миллионов погибших во время Второй Мировой войны было шесть миллионов евреев, среди них несколько десятков тысяч бухарских евреев» — сказал Р. Кроме того, Рафель Некталов от имени бухарскоеврейской общественности, конгресса бухарских евреев США и Канады «…выразил огромную благодарность, президенту страны Шавкату Миромоновичу Мирзиёеву за то, что в Узбекистане всем национальным общинам и конфессиям предоставлены равные права соблюдать религиозные правила и законы». Еще одним знаковым событием этого дня явился экономический бизнес-форум в мэрии Коканда, который помог познакомить гостей нашей страны с новыми возможностями для иностранных инвестиций в Ферганской области. Ведь ни для кого не секрет, что узбекская экономика в последние несколько лет совершает рывок.
Последние бухарские евреи — фоторепортаж
В мире многие обеспокоены происходящим, особенно в связи с Израилем, и, конечно, многие евреи испытывают беспокойство за своё будущее. Тем не менее, здесь, большинство евреев чувствуют себя на 100 процентов уверенно. Я хочу лично поздравить господина президента конгресса бухарских евреев, господина Леваева, а также приветствовать и поздравить всех, кто приехал сюда буквально со всего мира. Также хочу выразить благодарность всем правительственным учреждениям и тем, кто помогает нам строить еврейскую инфраструктуру и чувствовать себя более уверенными. Хочу еще раз поздравить всех лидеров за участие в сегодняшнем мероприятии, с началом месяца Рамазан для азербайджанцев, а также с предстоящим праздником Новруз»,— заявил дипломат. Мероприятие стало значительным событием, демонстрирующим успехи и развитие еврейских общин разных стран. В ходе вечера участники и гости могли насладиться богатой культурной программой, обменяться опытом и планами на будущее. Это мероприятие стало свидетельством прочных связей между еврейскими общинами мира и их стремления к прогрессу и взаимоподдержке.
Экспонат выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва. Фотография предоставлена организаторами Бухарские евреи. Фотография предоставлена организаторами Экспозиция располагается в центральном лобби музея и продолжается в левой галерее.
Это увлекательное культурно-этнографическое путешествие, которое представит историю этого народа как феномен особой еврейской идентичности в Центральной Азии. Посетители постепенно знакомятся с подразделами "Дом и традиционная бытовая культура", "Религиозные обычаи", "Жизненный цикл", "Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр", "Традиционная одежда". На выставке представлены около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично. Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. В центре экспозиции - инсталляция о жилище бухарско-еврейской семьи, сделанная на основе декора традиционных домов из Самарканда и Бухары конца XIX - первой трети XX века.
Хотя название «бухарские евреи» закрепилось за диаспорой из-за того, что самая многочисленная ее часть жила в Бухарском ханстве впоследствии эмирате , чаще всего оно употребляется как общее определение евреев, проживавших в Средней Азии, главным образом на территории современных Узбекистана и Таджикистана. Выставка знакомит с историей и культурой бухарских евреев, в обычаях и быту которых соединились иудейская традиция и элементы центральноазиатской культуры. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности Главными центрами еврейской религиозности оставались Бухара и Самарканд. Выходцы из местных еврейских общин внесли значительный вклад в развитие религиозной поэзии на фарси и иврите, а также музыкальной культуры. Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
Бухарские евреи – этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Первый съезд Всемирного конгресса бухарских евреев состоялся 23 ноября 2000 года. Масштабный проект посвящен культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Описание: Предпоказ выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» в Еврейском музее и центре толерантности. Слышал, что персидские и бухарские евреи лучше всего сохранили древний иудейский типаж.
лучшее за месяц
- Другие выставки
- В Москве открылась выставка о бухарских евреях | Официальный сайт АНО «Содружество народов Евразии»
- Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций
- Лазарь Борухов: «Мусульмане сожалеют, что евреи уезжают из Бухары»
- Наши услуги, которые могут быть Вам интересны
Абдулазиз Камилов принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев
Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана. Сегодня в результате массовой миграции из традиционных мест проживания большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США. Однако на всех этапах своей истории и в различных интеграционных процессах, несмотря на внешние влияния в разных странах, бухарские евреи сумели сохранить свою уникальную культуру, свои особые обычаи и обряды, верность иудаизму.
Презентация именно этого феномена — сохранение собственной идентичности и культурного своеобразия в контексте культур окружающих народов на протяжении всего исторического пути бухарских евреев — станет главной темой выставки.
В стране утверждены четыре государственных языка французский, немецкий, итальянский и старый романский язык. Все офицеры армии обязаны знать четыре языка. Пример бухарских евреев в Узбекистане также поучителен. Свыше тысячи лет живут бок о бок евреи и узбеки в одном государстве, в Бухаре в одном городе и никогда не было между ними конфликтов.
Обе нации, евреи. Следовательно, мировой опыт показывает, что в многонациональных странах можно создать такой механизм сосуществования и культурного сотрудничества различных наций, которые исключает межнациональные конфликты. Но как евреи оказались в Центральной Азии, в такой дали от их этнической родины? Бухарские евреи В 586 г. Иерусалимский храм, святая святых иудеев, был разрушен, его сокровища увезены в Вавилон.
Иудейское царство перестало существовать. Произошло массовое изгнание иудеев из Иерусалима и других городов и сел страны. В Вавилон были уведены ремесленники , ученые люди, купцы, вероятно коло 50 тыс. Очилдыев "Пленники Навуходоносора". Нью-Йорк 1998 г.
Священный город Иерусалим лежал в руинах, заросший дикими травами. Переселенцы расселялись компактными группами, автономно , что позволило им сохранить язык, традиции, веру , образ жизни и быстро размножаться. Среди иудейских пленников сильна была надежда на скорое возвращение на родину. Однако, пророки ориентировали своих земляков на долгие годы проживания на чужбине. Со временем сыны Израиля хорошо обустроились, многие достигли больших успехов, накопили немалые богатства.
Оказавшись рядом с Вавилоном, городом торговцев, многие из них быстро богатели посредством торговли и приобрели большое влияние в придворных кругах мировой державы. В 539 г. Вавилон пал. Он был завоеван персидским царем Киром. Он был провозглашен царем Вавилона.
Теперь евреи оказались подданными нового государства-Персии. Всем евреям он разрешил вернуться на родину. Но некоторые предпочли остаться. Персия стала мировой державой и это предоставляло еврейским торговцам огромные возможности как для торговли так и продвижения по службе. Часть из них потянулись в Среднею Азию, которая привлекала своими плодородными землями, обилием воды, развитым животноводством, умеренным климатом.
Первое еврейское поселение здесь появляется в Балхе. В течении нескольких последующих веков Балх становится самым крупным центром еврейской общины в Средней Азии. Постепенно евреи стали расселяться и по другим крупным центрам этого региона. Вскоре еврейские поселения появляются в Согде. Они постепенно ассимилировались с ираноязычными племенами Хоросана и иранский язык стал для них родным.
Но сохранилась их вера-иудаизм, их поклонение Сиону, образ жизни, мечта когда-нибудь вернуться на историческую родину. Будучи разбросанными по многим странам евреи стремились сохранить этническое единство и не вступали в брачные отношения с другими нациями. Тем самым они сохранили свою этническую идентичность. Видимо первые еврейские поселенцы стали переселяться в Бухару еще в VII в. Они бежали сюда вместе с иранскими беженцами и обосновали здесь свои кварталы.
Говорили они на пехлеви, являющимся официальным языком Сасанидов, с диалектом древнего согдского языка. Позже в Бухаре был создан новоиранский язык- дари и они быстро освоили его, но сохранили элементы пехлеви. Поэтому их язык является смесью древнеиранского языка ахеменидов, пехлеви и дари, с элементами тюркского языка. Он стал основой современного таджикского языка. Поэтому истинные таджики, живущие в северных районах Афганистана и Пакистана, говорят на совершенно иных языках, местных диалектах, их три - каратегинский, являющийся бадахшанским наречием, дарвазско-ваханский и шугнанский.
Бухара, завоеванная арабами, ставшая столицей централизованного государства саманидов, а позже караханидов, ануштегенидов хорезмшахов стала практически второй родиной евреев. Они развивали торговлю, ремесленничество. Отсюда они начали расселяться по другим городам Туркестана. Их общины с синагогами появляются в Шахрисябзе, Ширабаде, Гиссаре, Самарканде. Новая группа евреев прибыла в Бухару по инициативе Тимура.
Рассказывают, что в Ширазе Иран Тимуру преподнесли в подарок шелковую ткань необыкновенной красоты. Он заинтересовался мастерами, изготовившими ее. Оказалось, что мастерами были евреи. На приглашение властителя новой империи переселиться в Бухару еврейские ремесленники поставили одно условие: они переселятся, если это будет разрешено сделать одновременно десяти семьям, так как "по их законам молитву можно читать с участием не менее десяти взрослых мужчин". Тимур согласился.
В Бухару переселилось десять семей искусных красителей. Они создали в Бухарском эмирате отдельную отрасль промышленности: красильные мастерские по окраске шелка и пряжи. Диаспора бухарских евреев развивалась быстро. Они захватили в свои руки торговлю некоторые отрасли ремесленничества. Им принадлежало несколько хлопкоочистительных цехов, а также винокуренные заводы в Ширабаде, Шахрисябзе, Душанбе, Гиссаре и Бухаре.
Живя своими общинами и исповедуя иудаизм, бухарские евреи по своему физическому типу резко отличаются от европейских евреев. Долголетнее сосуществование в мусульманской азиатской среде наложило особый отпечаток на их внешность, благодаря которому они выделялись как среди своих европейских соплеменников, так и местного населения.
Бухарские евреи — этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств.
Их культура продолжила традиции более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. В эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел.
Потому что среди тех миллионов погибших во время Второй Мировой войны было шесть миллионов евреев, среди них несколько десятков тысяч бухарских евреев» — сказал Р. Кроме того, Рафель Некталов от имени бухарскоеврейской общественности, конгресса бухарских евреев США и Канады «…выразил огромную благодарность, президенту страны Шавкату Миромоновичу Мирзиёеву за то, что в Узбекистане всем национальным общинам и конфессиям предоставлены равные права соблюдать религиозные правила и законы». Еще одним знаковым событием этого дня явился экономический бизнес-форум в мэрии Коканда, который помог познакомить гостей нашей страны с новыми возможностями для иностранных инвестиций в Ферганской области. Ведь ни для кого не секрет, что узбекская экономика в последние несколько лет совершает рывок. О своих впечатлениях об увиденном, изменившихся городах, буквально переживающих новый ренессанс и самое главное об узбекистанцах, сохранивших свое гостеприимство, позволяющее чувствовать себя в стране, как в родном доме, рассказали члены делегации бухарских евреев во время своей встречи в Комитете по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами. В этой встрече приняли участие руководители Комитета, представители общества дружбы «Узбекистан-США». Заместитель председателя Комитета Валерий Николаевич Тян рассказал гостям о работе, проводимой в стране по укреплению межнациональных отношений.