Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави. Морана – богиня смерти — познаем по порядку Марена (Мара, Морена) ― славянская Богиня Зимы и Смерти, сильная и грозная. и в меньшей степени восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави.
Морана – богиня смерти
Подробнее см. Вынесение Марены Как правило, чучело Марены сооружали из соломы, которую насаживали на шест. Одевали Марену либо в тряпьё, либо в праздничную одежду; иногда в белое платье или костюм невесты; украшали лентами, скорлупками яиц, украшениями из лоскутков и соломы. Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты [1]. Обычно Марена имела женский облик, её готовили и носили по селу девушки. В некоторых местах чешско-словацкого и смежного с ним польского ареала также делалось и мужское чучело, которое носили парни [1]. Сходные обряды выноса и уничтожения соломенного чучела встречаются у балканских и отчасти у восточных славян см. Иван Купала , Кострома , Русальная неделя , Масленица [1].
По поверьям, скитается в снегах и иногда навещает явь, чтобы сделать своё чёрное дело. Кроме того, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье, вышитом драгоценностями. Это может быть величественная королева в белом одеянии.
Зеленые ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья см. Деревце обрядовое. Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko словац. На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара призрак. Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении. Мареной на Украине называли и купальское деревце, украшенное венками, цветами, бусами и лентами. Около него ставили соломенную куклу, одетую в женскую рубаху — Купало. Пока девушки пели и скакали через костёр, парни подкрадывались, отнимали Марену, разрывали, разбрасывали или топили в воде. Части разорванной Марены девушки относили в огород для плодородия. Умения, силы и способности[ Холод - Марена является как бы противником весны, стараясь сохранить зиму как можно дольше, насылая морозы.
Часто задаваемые вопросы Почему Мара приходит во сне? Почему одним из главных атрибутов Мары является серп? Мара и её дочери В конце дня, бросив прощальный луч, Божич отправляется на покой. Догорает последняя полоска заката, и Землю окутывает плотная пелена ночного Мрака. В этот час появляется странная женская фигура в черном одеянии и с головой под мышкой. Ходит она между жилищами людей, от хаты к хате, и выкликает имена хозяев. Тот, кто откликнется на её зов, умирает. Любит она душить спящих людей и высасывать их них теплую кровь. Люто ненавидит она Жизнь и является заклятым врагом всех светлых богов, особенно Коляды, за которой постоянно, но безуспешно, гоняется по Земле. От тайной любовной связи со Змеем-Драконом Мара имеет тринадцать дочерей-лихорадок. Эти зловещие девы — уродливые и безобразные — дополняют темные инстинкты матери и помогают изводить ей людей. Трясея несет им горячку и смерть. Огнея производит внутренний жар, распространяет тиф и другие болезни. Сия костлявая дева с огромными, полыхающими огнём злые глаза любит говорить: «Коего человека поймаю, тот разгорится, аки пламя в печи». Ледея знобит всех подряд, несет простуду и обморожение конечностей. Кого она приучит, тот уже не сможет у печи отогреться. Гнетея ложится человеку на ребра и давит, угнетая его утробу, лишая аппетита и вызывая рвоту. Уродливая, без ушей и рта, Глухея налегает на голову, ломит её и укладывает уши, отчего человек глохнет. Пухнея пускает по всему телу отек. Иссохшая, с желтыми глазами и лицом немощная Желтея несет людям желтуху, желтит их, «аки цвет в поле». Конопатая, покрытая коростами, струпьями и гнилыми язвами Коркуша поражает коростой, оспой, обкладывает чирьями и струпьями, корчит, сводя на руках и ногах жилы. Глядея мучит бессонницей, не позволяя больным сомкнуть изможденные веки. Ломея, с вывернутыми конечностями и повернутой назад головой, несет людям болезни костей, конечностей, вызывает наросты на суставах. Тот, кого она посетит, признается: «Аки сильная буря дерево ломит, тако же и она ломает спину и кости». Сухея высушивает больного, как дерево. Наконец, Невея-Плясавица — всем лихорадкам сестра старейшая, — неистово хохоча, закатив глаза под лоб, насылает на свои жертвы безумие. Она проклятие всех и уж если в кого вселится, тот не избегнет смерти. Другие, подобные истории Мара — это богиня славянского пантеона символизирует смерть и зимнюю стужу. Образ Мораны не однозначен. Она стоит на страже миров Яви и Нави, встречает души умерших на калиновом мосту у реки смородины. Богиня Мара у славян строга и принципиальна, она не прощает измены, обратившийся к ней за помощью и не сдержавший своё слово будет наказан. Богиня смерти и зимней стужи также является покровительницей магии и волшебства. Славянская богиня Мара Морена, подательница смерти принадлежит к первому поколению богов. По одной версии она является сестрой Лады и Лели Живы и создана из искр образовавшихся от удара молота Сварогова по священному камню алатырь. Все 3 имели равную мощь и дополняли друг друга, управляя разными сторонами бытия. По второй версии Мара — это дочь кащея, властвовавшего в темном царстве. Не смотря на отсутствие уверенности в ее происхождении одно остается не измено — богиня смерти прекрасна. Ее красота холодна и чиста. По легендам дошедшим до наших дней, Мара является покровительницей колдовства и магии. Она является в конце жизни во время предначертанное судьбой и забирает в свое царство. Также славянская богиня помогает перейти младенцам с мира Нави в мир Яви. Совместно с Правдой является образом справедливого правосудия. В славянской мифологии есть упоминание о том что богиня смерти собирала души павших на поле боя. В разных источниках разных народов Мару описывают как Богиню смерти. Часть источников связывают ее со злом и безысходностью. Часть говорит о великом предначертании « без смерти не будет новой жизни». Неоспорим и тот факт, что Мара находится над понятиями добра и зла и выполняет работу, доставшуюся ей от сотворения котрую определил Сварог. В славянской мифологии у Мары было много детей, каждый из которого имел свою сферу влияния: голод, разруху, мор морок , болезни, смерть. Образ Мораны Описание и изображение Мары имеют свои особенности. Богиня смерти у славян — прекрасна. Ее изображали в виде молодой девушки с белой кожей в нарядных белоснежных одеяниях с ярко черными длинными волосами свободно развевающимися по плечам — это образ молодой богини в начале зимы. Богиня Мара через сны предупреждает человека о будущем, однако не каждый может увидеть в них суть. Изображение в виде старухи в износившейся одежде и с косой на плече, также соответствует Маре, но символизирует окончание зимы. Сила Морены Богини смерти подвластно движение времени, не только в рамках одного индивида, но и в глобальных масштабах. Забрать жизнь может как у смертных, так и у бессмертных существ, также в ее власти даровать новую жить. Перед смертью люди часто получают предупреждение о ее приближении. В приданиях славян освещен такой аспект. Встретить своего двойника или женщину с длинными черными волосами считалось признаком скорого конца. Посылая такие знаки богиня смерти давала время подготовиться к переходу в загробный мир. Богиня Мара — властвует во всех трех мирах Яви, Прави и Нави. В ее власти как забрать жизнь, так и подарить. Богиня смерти также может даровать бессмертие. Мара прядет нить судьбы из живых сущностей,в конце обрезает серпом, что означает смерть Кроме власти над продолжительностью жизни Морена обладала колоссальной магической силой и часто практиковала ее как в мире Яви, так и Нави совместно со своей подругой Ягой. Одним из проявления ее силы считаются сновидения, через которые люди получают предупреждения и советы. Другой вопрос в том, что не каждый умеет правильно толковать увиденное. Все атрибуты взаимосвязаны с понятием смерти: ворон которой помимо вестником беды тесно связан и с магическим миром; серп с помощью которого она прекращает земное существование существа, перерезав нить судьбы; Атрибутами богини смерти также являются: коза, ожжевельник, сосна и ель. Мара-Морана является богиней смерти в реальном мире, также ее почитали как хранительницу вечной молодости в загробном. Оберег Мары и значение ее символов Зигзаг волны Мары — главный символ богини смерти. Мара хранит равновесие в мире совместно с Чернобогом. Несмотря на фатальность ее предназначения для каждого ныне живущего, нельзя назвать ее злом. Символ символизирует «мост» между мирами: настоящим и загробным, что делает оберег востребованным для людей занятых в сфере магии.
Морена – богиня тьмы с прекрасным ликом
Мара (Морена, Марена, Моржана или Морана) у славянина считалась богиней зимы, царицей смерти и ночи. Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. Мара (Морена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. В славянской мифологии есть упоминание о том что богиня смерти собирала души павших на поле боя.
Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?
Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. Морана или Мара, Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Мара (Морена Кащеевна, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. Морана не считалась темной богиней, ведь смерть несла за собой перерождение, как за зимой идет весна. Мара считается одной из самых старых богинь славян, она является неотъемлемой частью славянской мифологии и культуры. Морана – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Морана заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом (Кощеем).
Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти
Морана заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом Кощеем. По поверьям, скитается в снегах и иногда навещает явь, чтобы сделать своё чёрное дело.
В фольклорных текстах южных славян, например, у болгар, есть героиня — Марава. Среди восточных славян русские и белорусы знают ее как Мару, украинцы — как Марену. Каждая ветвь западных славян называет ее по-своему: у поляков она Маржана, у словаков — Морена, у чехов — Морана. Вариации ее имени восходят к древнему индоевропейскому корню mer- 3500 — 2500 гг. Слово mara со значениями «призрак», «кошмар» обнаружено в праславянском языке III-II тысячелетия до н.
Все значения красноречиво говорят о месте и роли Мары, которые ей отводили древние славяне в своих мифах. Как и всякая иная мифология, она отражала мировоззрение ее создателей — их представления о мироустройстве, об окружающем мире, о месте человека в нём. Ее источником стала языческая религия. Основу религиозных убеждений древних славян составляли «три кита». Язычники были убеждены в одушевлённости природы и, как следствие, верили в многобожие, в то, что всем окружающим управляют разные божества. Они верили в сверхъестественные силы, в то, что те сопровождают человека на протяжении всей его жизни, а его душу — после смерти.
Они поклонялись умершим предкам, веря в их магическое участие в жизни потомков. То есть мифология славян, основанная на язычестве, слагалась из культа предков, обоготворения и олицетворения сил природы. И в этом ключе в их представлениях появлялись персонажи, подобные Маре. Мифологическая картина мира древних славян Славянские мифы отражают веру древних в трёхчастное деление мира и двоичность полярных понятий. Трехчастный мир представлялся вертикалью трех царств: небесного, земного, подземного. На небесном уровне жили божества, на земном — люди, подземное царство — мир мертвых, или навь.
Царства объединялись общечеловеческим символом — мировым древом. Оно моделирует вертикаль и горизонталь мира, начало и конец жизни. Четверичная горизонталь соответствует сторонам света: восток — юг — запад — север. Зелёное и сухое дерево представляло дуализм существования — жизнь и смерть. Неразрывность парных двоичных противоположностей создают в мифах противопоставление света и тьмы, верха и низа, правого и левого, солнца и луны, мужского и женского, добра и зла. Полярное двоичное отношение к духам душам умерших было связано с причинами ухода в мир иной.
Умерших естественной смертью дедов или родителей, чьи души нашли успокоение в мире мертвых, почитали как покровителей семьи. Ушедших из жизни насильственной или преждевременной смертью, а тем более самоубийц, признавали враждебными для живущих, потому что их души после смерти остались неприкаянными на границе двух миров. В русском фольклоре это русалки, вурдалаки, упыри. А предком-покровителем был Чур, к нему и в наши дни обращаются дети в игровой закличке о защите: «Чур меня! Мара, следуя своему имени, была злым духом. Мара в славянской мифологии — низший дух Божества у древних славян делились на высшие и низшие.
Пантеон высших богов — единый, что свидетельствует о его формировании в эпоху, когда славяне еще не разделились на три ветви. Высшие славянские боги олицетворяли силы природы, ее мощь и ее стихию. Перун, бог-громовник, олицетворял грозу. Бог-кузнец и дух огня Сварог — небо. Его сыновья Сварожичи — Даждьбог, Дабог и Хорос — очеловечивали солнце. Брат Сварога — Велес, покровитель скота и хранитель стад, изначально тоже был огненным богом.
Низшие божества появились в более поздние времена, их мифологическим пространством стали дом, лес, болото. Древние считали, что низшие духи сопровождают их бытовую жизнь и вмешиваются в судьбу постоянно, с момента появления человека на свет и до его смерти. Одних они наделяли умом, силой, доброжелательностью, других — хитростью, злобой, коварством. Третьих связывали с циклами хозяйственных работ и посвящали им сезонные обряды. У каждой ветви славян появлялись свои низшие духи. У восточных — берегини, домовые, кикиморы, русалки, лешии.
У западных — лесные цари, лихорадки, судички, вилы, моры. Дух мара — исключение. Он известен всем славянам своим недобрым отношением к живым. У чехов, словаков, поляков существо по имени Марена, Морена, Маржана вызывало ночные кошмары. По преданиям украинцев, Мара, имевшая смутный, неясный облик, невидимой пеленой покрывала людям глаза, сбивала их с дороги, заводила в опасные места, скрывала то, что на виду. Об этом красноречиво говорит современное украинское выражение: «Блудить, як якась мара».
В фольклоре русского севера мара подобна кикиморе: страшное, косматое, растрёпанное существо, нечистая сила из потустороннего мира, творящая злые козни по отношению к людям. Между тем со временем Мара стала низшим божеством обрядовых ритуалов.
Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку. Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды.
Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря. Способности Мара способна прекращать течение времени, как в глобальных масштабах, так и локально. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь даже у бессмертных существ, в том числе и у богов. С другой стороны она так же способна даровать жизнь и бессмертие. Как и большинство богов Мара — превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время.
Личными же атрибутами Мары можно назвать следующие предметы и существ: Есть еще и менее ужасные символы богини. Они означали смягчение смерти, прощение и спокойную гибель. Можно сказать, что эти предзнаменовения даровали человеку спокойствие, ибо люди верили, что в этом случае Мара сжалилась над ними и переход в мир Нави будет для них не таким ужасным, как мог бы быть. Такими символами считались: Легенды о Маре Несмотря на то, что славянская мифология считается одной из забытых, до нас все же дошли некоторые легенды и сказания о богах наших предков. И ниже мы попытаемся рассказать вам обо всем, что нам удалось найти о Маре. Мара и Кощей Итак, выше мы уже успели упомянуть, что в некоторых легендах Кощея называют мужем Мары. Но эта же легенда рассказывает и о том, что Мара сумела одолеть его. А дело было так. Однажды Кощей похитил 3 прекрасных царевн из мира живых. Как водится, в старых добрых традициях, на помощь красавицам собрались 3 удалых молодца-богатыря — Зорька, Вечорка и Полуночка. Кощей вышел против них на битву, да и Горына с собой прихватил. Несмотря на всю силу и удаль богатырей, силы их были далеки от равенства. И тогда Даждьбог решил вмешаться. Сорвался он с места и поспешил к Маре, дабы та помогла одолеть ему врага. За это Даждьбог пообещал исполнить любое ее желание. Тогда Мара отправилась к Ягине в гости. Последняя знала ход в мир Нави и за то, что Мара иногда делилась с ней душами усопших, Ягиня впускала ее туда. Так и велась их дружба долгие века. Так случилось и в этот раз. Спустилась Мара в мир Нави и остановила бойню. Сказала она Кощею, что он может взять ее в жены, а царевен — отпустить. Так и случилось. Но не знал тогда Кощей всей хитрости Мары. Оказалось, что богиня ведает тайну его бессмертия, что в яйце заключена. Тогда Кощей окончательно решил, что лучшей царицы для подземного царства ему не сыскать. Принес он 2 чары вина, да только не заметил он, что Мара тайна подсыпала в его чару хмельной травы. А когда Кощей испил вина — то охмелел, а Мара в темницу его посадила, да еще и сковала его 12-ю цепями. Мара и любовные связи К сожалению, слишком мало информации до нас дошло из славянской мифологии, поэтому ниже мы не утверждаем за хронологию событий, а лишь примерно их опишем. Если верить легендам, то за помощь богатырям и Даждьбогу Мара потребовала у последнего жениться на ней. Однако, если верить преданиям, недолго продлилось их семейное счастье. Тем не менее, легенды приписывают, что Богумир — это сын Мары и Даждьбога. Впоследствии богиня все же сбежала с Кощеем в мир Нави. Но, судя по всему, и это счастье продлилось недолго. Впоследствии есть утверждения, что Мара была женой самого Чернобога, правда, в легендах рассказывается, что богиня родила 13 уродливых дочерей от Великого Змея, но это — одно из прозвищ Чернобога. Как Мара стала темной богиней Тут все зависит от того, какую теорию происхождения богини вы берете за основу. Дело в том, что в славянских сказаниях есть легенда, согласно которой Мару и ее сестер еще в детстве похитил злой змей Скипер и заставил служить себе в мире Нави. Впоследствии Стрибог, Велес, Перун и Хорс освободили сестер, но случилось это слишком поздно, ибо тьма уже успела овладеть сердцем Мары. Впоследствии она именно поэтому и выбрала для себя мир Нави. Связь с Добрыней Никитичем Современные мифологи связывают Мару с той самой девкой Маринкой — колдуньей, которая обменом хотела заманить богатыря и женить его на себе. Где хитростью, а где силой Добрыня сумел одолеть колдунью. Но была ли это просто колдунья, либо Мара снова забавилась в человеческом обличии — мы уже, наверное, никогда не узнаем. А подробно называется это повествование — «Добрыня и Маринка — русская народная былина». Поклонялись богине на специальных капищах, которые до сих пор встречаются в лесах Украины и Белоруссии. Как правило, на камнях этих можно заметить символ богини — крест крестов. Кроме того, считается, что Останкинская башня построена как раз на одном из таких капищ, предназначавшихся Маре. Кроме того, считается, что особую силу Мары можно почувствовать на кладбищах, местах сражений, местах казней, в тюрьмах, в заброшенных постройках, а также других темных и гиблых местах с неудачной репутацией. На этом наша статья подходит к концу. Теперь вы еще больше знаете о мифологии наших предков, а также об одной из самых древних и важных богинь в славянской мифологии. Надеемся, что статья вам понравилась. Не забывайте поставить ей оценку, пишите в комментариях то, что мы упустили, а также делитесь статьей с друзьями в социальных сетях. Всем удачи и до новых встреч. Часто задаваемые вопросы Почему Мара приходит во сне? Почему одним из главных атрибутов Мары является серп? Мара и её дочери В конце дня, бросив прощальный луч, Божич отправляется на покой. Догорает последняя полоска заката, и Землю окутывает плотная пелена ночного Мрака. В этот час появляется странная женская фигура в черном одеянии и с головой под мышкой. Ходит она между жилищами людей, от хаты к хате, и выкликает имена хозяев. Тот, кто откликнется на её зов, умирает. Любит она душить спящих людей и высасывать их них теплую кровь. Люто ненавидит она Жизнь и является заклятым врагом всех светлых богов, особенно Коляды, за которой постоянно, но безуспешно, гоняется по Земле. От тайной любовной связи со Змеем-Драконом Мара имеет тринадцать дочерей-лихорадок. Эти зловещие девы — уродливые и безобразные — дополняют темные инстинкты матери и помогают изводить ей людей. Трясея несет им горячку и смерть. Огнея производит внутренний жар, распространяет тиф и другие болезни. Сия костлявая дева с огромными, полыхающими огнём злые глаза любит говорить: «Коего человека поймаю, тот разгорится, аки пламя в печи». Ледея знобит всех подряд, несет простуду и обморожение конечностей. Кого она приучит, тот уже не сможет у печи отогреться. Гнетея ложится человеку на ребра и давит, угнетая его утробу, лишая аппетита и вызывая рвоту. Уродливая, без ушей и рта, Глухея налегает на голову, ломит её и укладывает уши, отчего человек глохнет. Пухнея пускает по всему телу отек. Иссохшая, с желтыми глазами и лицом немощная Желтея несет людям желтуху, желтит их, «аки цвет в поле».
Кто такая богиня Мара?
Поэтому на похоронах славяне старались задобрить Морену, дабы та потом провела усопшего к лучшей жизни. Великая Мара-Морена, Богиня Зимы. Попова-Гамаюн Где живет Богиня зимы и смерти Мара-Морена В преданиях сказано, что крепость Морены состоит из бесчисленного количества зеркал. Единственный путь в нее лежит через Калинов Мост, перекинутый над Смородиной-рекой. А ее покой охраняет ужасный монстр — многоглавый змей-дракон. Я вспомнила сказку Андерсена «Снежная королева» и тему зеркал, не ее ли, славянскую Морену, описывает Андерсон? Морене устраивались пышные похороны! Её везли на «семидесяти семи санях» в гости к «честному Семику» — богу огня Семарглу 7 — его священное число. И как не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретиться. Интересно, что, согласно одной из версий, повелительница смерти родилась из искры, упавшей из священного камня Алатырь. Таким образом, ее отцом был сам Сварог — владыка великого молота и всего живого.
Умирает она тоже в огне и огненной птицей взмывает в небо, в свои небесные чертоги. Сжигание Масленицы в Абрау-Дюрсо. Попова-Гамаюн Приход большого огня Тема прихода большого огня постоянно обыгрывается в эти дни. В течение праздника жгли костры, прыгали через них, как будто купаясь в огне, а после обязательно умывались снегом или талой водой. Обращались к Семарглу, чтобы он «зажёг снега». Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца. Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя». В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.
Попова-Гамаюн Масленичная неделя Каждый день масленичной недели имеет свое название и уникальный смысл, связанный с темой рода, а точнее его продолжения — сваты, смотрины, присмотр невест, знакомство с родней. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству для того, чтобы вскоре начать тему свадеб. Даже кулачные бои и игры «стенка на стенку». Молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами. Чучело Масленицы, декорированное в стиле росписи Гжель. Медной Ну и конечно, для всех это выплеск накопившейся за зиму энергии и разрешение различных конфликтов между людьми, чтоб потом это не мешало и не портило жизнь. И мне очень нравится отдельный день, посвященный теме прощения. Как же это важно: не держать в душе обиды и злости. При прощении одаривали друг друга всякими сладкими «заедками» и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой». Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.
Соломенное чучело Мары хоронят в Купалин праздник. Его разрывают на части, топят, сжигают. Но смерть самой смерти и ее похороны тоже не могут не вызывать сомнения. Если Мару рассматривать как богиню смерти, то этот образ явно должен иметь несколько иное толкование, подобное тому, что дается А.
Асовым: Мара — обитательница Ния, Кащея. Более правдоподобной кажется точка зрения В. Рыбакова, который считает, что Мара — это не имя божества и даже не название обряда, а наименование обрядовой принадлежности соломенной куклы, подлежащей ритуальному уничтожению. В данной трактовке приобретает смысли аналогия с сожжением кукол Костромы или Купалы.
Имеет место и попытка рассматривать Мару и Морену как образы различных богинь.
Согласно поверьям, Мары держат свою голову под мышкой и стоя под окошками домов, нашептывают имена членов семьи, и если кто-то услышит этот тихий шепот, значит, вскоре заболеет и, возможно, умрет. Самым известным духом среди Мар считается Кикимора.
У множества различных народов были свои прототипы Мар, к примеру, германцы считали, что Маруты являются духами злых убитых воинов, болгары боялись душ младенцев, которые покинули этот мир, так и не познав его, а шведы и датчане говорили о душах умерших. В средневековых письменах чешскую Морану отождествляют с греческой богиней мрака Гекатой, которая навевала на людей ночные кошмары и охотилась в ночное время среди могил на мертвецов и призраков, дабы сделать их своими слугами. Довольно часто Морану изображали в виде высокой женщины, которая своей красотой заманивала в путы смерти, или, наоборот, в виде сутулой противной старухи, но с длинными черными локонами.
Изредка она появляется в повествованиях как необычайно привлекательная юная дева в белом, более часто как женщина в черном платье и рваной одежде. В русских сказках Морана в виде Маринки сбивала с пути богатыря Добрыню. В рассказах о короле Артуре упоминается фея Моргана, а древние кельты были уверены, что за душами воинов приходит Морриган.
Дабы изгнать Морану и отправить богиню в ее мир, использовали кочергу и опахивание поселений. Саму богиню воспринимали еще как воплощение древней Великой Матери, которая и решает, кому жить, а кому умереть. Морану угощают и задабривают на Сречу, 15 февраля.
Морана мара -Богиня смерти Славянская мифология О выпуске Морана — богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Морана заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом Кощеем.
Богиня Морана в славянской мифологии
1. Имя Славянской Богини зимней стужи и смерти Морены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню mar/mor, связанному со смертью (мором). и в меньшей степени восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания. Богиня Мара Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Морана – одна из самых загадочных и мистических богинь славянской мифологии. 1. Имя Славянской Богини зимней стужи и смерти Морены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню mar/mor, связанному со смертью (мором).
Защитные свойства амулета Мары
- Марена | Mythological Creations | Fandom
- Славяно-Арийские Праздники. День Марьяны и Марены. 4 БЕЙЛЕТЪ 7530 лѣто от СМЗХ (13-14 дек 2021 г).
- Мара – славянская богиня смерти
- Морена - богиня тьмы с прекрасным ликом
- Морана Славянская мифология
- Морана PR в славянской мифологии
Морана – богиня смерти
Даждьбог вновь стал править Своей колесницей, Солнце вновь стало совершать круги по небу, и будет так до Конца Времён... В Подземном мире, где стали править отныне Чернобог и Морена, от просочившейся туда крови Даждьбога покраснела земля и даже небо. Велес разрубил Своей Двузубой Секирой имеющей равную силу как в Яви, так и в Нави плоть Кощея, и с тех пор Чернобог более не может надолго покидать пределы Подземного мира и странствовать по Небесным Чертогам, где живут Светлые Сварожичи. В мире же людей кончился Золотой век... О различных уровнях понимания Традиции 1. Чернобог есть Тёмный Лик Всебожья Родова, от Него происходит разрушение и погибель всего сущего — как великого, так и малого. Тот, кто связан невежеством своим да маятой мирскою ослеплён, — страшится всеразрушающей силы Чернобога, проклиная её как воплощение чёрного «зла»; очи его зрят лишь сиюминутное, и жизнь его побеждена смертью, которую он носит в себе, разум его вовлечён в бессмысленную суету, а Сердце сковано страхом и унынием.
Поистине, такой человек — верный раб Чернобога, даже если сам не подозревает об этом, ибо жизнь его подобна смерти, а свет разума — тьме непроглядной... Мудрые о сём рекут: кто в безумии суетном смерти страшится, тот сим Чернобогу славу творит. Мудрые и у смерти жить учатся, сквозь маяту переходящего Вечное прозревая; глупцам же, от Лада Всемирья отчуждённым, порой и жизнь не в прок. Иные рекут: следование Чернобогу — стезя наискорейшего изменения, а также преодоления собственной слабости и глупости. Действительно, путь к новому всегда лежит через смерть отжившего, поэтому всякое преодоление себя прежнего есть, в той или иной степени, форма смерти. Потому неслучайно, что Предки наши называли дваждырождённым того, кто ещё при жизни в Яви земной прошёл через смерть и воскрешение от древнерус.
Но для тех, кто не в состоянии отличить Истинного Себя АЗ ЕСМЬ от собственных представлений о себе, такая смерть может оказаться не прозрением, но погибелью! Традиция учит понимать и принимать оба Лика Рода: и Тёмный Чернобога , и Светлый Белобога , ибо один не существует без другого. Мы славим Чернобога за Дар смерти — за дерзание превзойти всё отжившее, обветшавшее, остывшее, но не останавливаемся на этом, а идём дальше — от смерти к возрождению в Нетленном, от небытия смерти в Яви Земной к Приснобытию Жизни в Вышнем... Необходимо особо отметить, что существует несколько уровней понимания Традиции: один уровень — мифологический — позволяет рассматривать архетипы определённых Богов, сущих во Всебожьи Родовом, как продолжения архетипов вышестоящих по иерархии Богов, то есть, как Их «сыновей», «дочерей», «внуков» и т. Первый уровень понимания Традиции является, условно говоря, несколько приземлённым, земным, человеческим; тогда как второй уровень — высшим, жреческим. С нашей точки зрения, приоритетным в познании и чувствовании Родных Богов, Всебожья Родова, является именно концептуальный — жреческий уровень понимания Традиции.
Ее возможности безгранично велики: она управляет смертью и жизнью не только обычных существ, но и бессмертных богов. Кроме того, Мара — это прекрасная волшебница, способная до неузнаваемости изменить мир, однако лишь на короткое время. Одно из любимых занятий богини — ткачество. Подобно греческим Мойрам, она играет с нитями жизни людей, ведя их в нужном направлении, а в конце обрезая нить жизни умирающего.
Становясь видимой по ночам, она прядет и шьет в лунную ночь. Тех, кто застанет ее за этим занятием, ждет горе. У Морены не было святилищ, как у других богов, ей поклонялись тайком, а если нужно было обратиться к богине, например, во время болезней или войны, то идол устанавливали на земле, обкладывая его камнями. После того как обряд был произведен, все, что было в этом месте — камни, алтарь, сам идол, сжигалось или топилось в воде.
О Моране часто рассказывается в славянских сказках и былинах. В них она предстает злодейкой, женой Кощея, подругой Яги. В сказках она может принимать облик других девушек, пленять богатырей и пакостить главным героям.
Морена странствовала в снегах, время от времени навещая людей, появляясь со своими злокозненными приспешниками, духами ночи и болезней, известными под названием «мары» или «моры». С ними Морана каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались моры. По преданиям древних славян, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос моры, тот умрет. Морена - божество-пряха, которое вершит судьбы обитателей дома, а также губительный для детей призрак. Она шьёт и прядёт в лунные ночи, но делает это не к добру.
Образ Мары неизменно похож на образы других богинь смерти: Гекаты, Хель. Они так же, ассоциировались с образом смерти, но по сути осуществляли цикл перерождения. Ведь без смерти, по поверьям многих народов не будет и новой жизни. Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps. Враги В древней легенде сохранилась информация о великой битве между Сварожичами и Скипер-зверем. Согласно мифу, чудовище украло Марену и двух ее сестер и заперло их в мире Нави. Перун, вместе со своими братьями победил монстра и вызволил богинь из плена. Так что Скипер-зверя можно считать полноправным врагом всех Сварожичей и Морены тоже.
Существует распространенное заблуждение, что Мара является антагонисткой Лели и Живы, но это не так. Три сестры не враждуют между собой, а олицетворяют круговорот жизни, ее трансформацию. Без смерти невозможна жизнь, а без отмирания старого — невозможно построить новое. Образ в других культурах В мифологиях других стран встречаются божества, похожие на Морену. Ранга — в мифологии острова Бали божественное создание, которое олицетворяет собой зло, черную магию и смерть. Алайсиаги — женские духи или богини убийства и смерти в германском фольклоре. Велю мате — в латышской мифологии повелительница смерти. Они встречала души мертвых и провожала их в мир велей, где они могли закончить то, что начали при жизни. Нефтида — египетское божество загробного мира, смерти, защитница душ умерших.
Ниррити — индуистская богиня смерти и разложения. Прозерпина — представлена в древнеримской мифологии. Хель — в германо-скандинавской мифологии повелительница мира мертвых. До открытия этих берестяных грамот наиболее ранним упоминанием Марены была «Польская история» Яна Длугоша 1455 год. Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы. Польский хронист XV века Я. Длугош отождествляет Маржану Marzyana с римской Церерой. Чешская Морана старочеш. Morana в подложных глоссах из «Mater Verborum» отождествляется с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной «Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina».
Иванов и В. В популярных публикациях Марена часто описывается исключительно как богиня смерти; именно так зачастую трактуется её образ в неоязыческой сфере.