«Мне праздник Масленица очень понравился, — говорит старшеклассница средней школы № 2 Гаврилова Посада Елизавета Фаломина. Масленичная неделя: как выбрать качественную красную икру. В Масленичную неделю дети на занятиях узнали, как раньше на Руси праздновали Масленицу, что означает и откуда берет начало этот обычай.
Волжская городская Дума Волгоградской области
Ребята с удовольствием слушали рассказ о самом празднике, активно участвовали в беседе, электронная презентация «Широкая Масленица» помогла детям лучше запомнить называния дней масленичной недели, узнать, как отмечали этот праздник на Руси. Главной гостьей праздника была кукла Масленица. Для нее ребята пели песенки про блины. Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели,.
Масленица — самый веселый, шумный, любимый народный праздник. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. В нашем детском саду проведение народного праздника Масленица уже стало хорошей доброй традицией, и, поэтому, сегодня у нас в детском саду оживление и веселье царили с самого утра. Дети очень любят этот праздник и с нетерпением ждали его начала. Мероприятие прошло ярко, интересно и весело.
С чего начинается весна?
Конечно, с проводов зимы. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Масленица — самый веселый, шумный, любимый народный праздник. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы.
Мероприятие закончилось поеданием вкусных и ароматных блинов, которые с любовью приготовили повара. Все остались довольны! Веселым и задорным праздником зиму проводили с почестями и встретили весну! Проведение Масленицы в школе - это отличный способ весело провести время с детьми и также рассказать им о культуре и традициях русского народа, привить любовь и уважение к своей истории.
Сжигали стену и брали крепости: как прошла Масленица в России
В Лапинской сельской библиотеке для участников женского клуба «Хозяюшка» прошли фольклорные посиделки «Гостья наша – дорогая Масленица!». Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд. В масленичных гуляниях с играми, забавами, плясками, хороводами, конкурсами приняли участие обучающиеся 1-4 классов. Масленица 2024: когда наступит, приметы и запреты на всю неделю. Ежегодное проведение «Масленицы» в школе стало традиционным и любимым праздником для детей.
Празднование Масленицы в нашей школе
Масленица — один из самых веселых праздников, это проводы зимы и встреча долгожданной весны. В Нововыслинском СДК масленица прошла в день прощенного воскресения-17 марта. Утром 26 февраля в Сухобузимское начали приезжать гости на праздник «Сибирская Масленица». воспитанников Макарьевского центра помощи детям, методист Районного центра досуга совместно с воспитателями, провели игровую программу «Широкая Масленица». А захватывающее театрализованное шоу «Широкая Масленица», подготовленное методистом сельского клуба, оставило неизгладимое впечатление у жителей и гостей села. Масленица – один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России.
Сжигали стену и брали крепости: как прошла Масленица в России
Посетители библиотеки с удовольствием отвечали на вопросы викторины, разгадывали загадки и играли в веселые масленичные игры. Вместе с участниками вокального ансамбля русской песни «Райдуга» гости мероприятия пели веселые, задорные песни и частушки, водили хоровод. Присутствующие ознакомились с книгами, отображающими традиции праздника, посмотрели любимый многими мультипликационный фильм «Ишь ты, Масленица! В игровой программе «Маслёна идёт, Весну под руку ведёт» приняли участие ребята из детского сада «Журавлик» и их родители. Все с огромным удовольствием в дружном хороводе закликали Весну, играли в «Ручеёк», перетягивали канат, танцевали. Большой интерес у участников вызвал рассказ библиотекаря об обычаях празднования на Руси масленичной недели, а также мультпросмотр на эту тему в библиотечном кинозале.
Все девять команд — участников фестиваля подготовили яркие выступления и народные игры. И стар, и млад активно демонстрировали силу и ловкость, талант в весёлых состязаниях. На площади на протяжении всего праздничного действа не смолкали раскаты дружного смеха зрителей и самих участников. Во время исполнения творческих концертных номеров гостеприимные мишкинцы с азартом пускались в пляс. На площади было жарко от веселья, накала страстей во время игр и состязаний. Своими яркими выступлениями народные гуляния украсили ансамбли «Мишкан сем», «Саскавий», «Ныжыл сем», «Соказа», «Эрвий» и другие. Народными марийскими песнями поздравила всех с праздником Светлана Каишаева заслуженный работник культуры РБ. Кульминацией праздника стало сожжение чучела Масленицы, уносящей с собой все былые невзгоды. Гостей и участников праздника приветствовали первый заместитель главы администрации Мишкинского района Лариса Александрова, председатель региональной марийской национальной культурной автономии «Эрвел марий» Родион Плотников и руководитель местной общественной организации марийская национальная культурная автономия «Эрвел марий» Валерий Байбулатов. Членам жюри предстояло провести большую работу, чтобы выбрать лучших из лучших в конкурсных состязаниях фестиваля. Победителями Регионального фестиваля исконно-народного творчества финно-угорских народов, приуроченного к народному гулянию «Уярня», стали три коллектива: «Онгырйук» Благовещенск , «Ший памаш» Мишкинский район , «Саскавий» Балтаческий район.
Своими корнями он уходит в язычество и связан с днем весеннего равноденствия. На Масленицу люди устраивали проводы зимы и встречали весну. Люди задабривали бога весеннего солнца и плодородия Ярило и «скотьего бога» Велеса, который отвечал в том числе за крупный рогатый скот, землю, леса и богатство. Люди верили, что Велес, который превращался в медведя, входил в число высших богов славянского пантеона. При этом считается, что до появления Масленицы на Руси был похожий праздник — Комоедица. Люди поклонялись Кому — медвежьему богу. По традиции первые испеченные блины на Масленицу относили в лес, где раскладывали на пнях как угощение для пробудившихся от зимней спячки медведей. Именно с этой традицией и связывают пословицу «Первый блин комом», но последнее слово указывают как «комам» — медведям Считается, что в древние времена празднование длилось не одну, а сразу две недели: семь дней до равноденствия и семь дней после. Однако после принятия христианства празднование сократили до одной недели, а даты перенесли, потому что гулянья выпадали на Великий пост. В результате праздник стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе нельзя есть мясо, но можно и даже нужно питаться сырами и другими молочными продуктами. У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника. Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название — Масленица. Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка. Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться.
Блины с вареньем, приготовленные библиотекарями, удались на славу и порадовали всех! Ободненская библиотека совместно с Сельским клубом провели познавательный час «Традиции и обычаи», посвященный древнему славянскому празднику, доставшемуся нам в наследство от языческой культуры — Масленице. Библиотекарь рассказала об истории праздника, о значении масленицы для русского народа. Присутствующие узнали, как назывались все дни масленичной недели, и как они отмечались. Ребята рассказами о том, как отмечают масленицу в их семьях, какие вкусные блины пекут их мамы и бабушки. В ходе мероприятия вспомнили пословицы и поговорки о Масленице. Все активно отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины на знание славянских традиций, обычаев и обрядов. Веселые игры, конкурсы на свежем воздухе и сжигание чучела Масленицы стали веселым завершением праздника. В Сапожковском сельском клубе при участии библиотекаря Сапожковской сельской библиотеки прошла празднично-развлекательная программа «Душа ты моя — Масленица». Масленица — это не только праздник славян, ее издавна отмечают во многих европейских странах. Праздничная неделя знаменует приход весны. В программе были народные игры, забавы. Победителям выдавались призы, всех участвующих в конкурсах угощали блинами с чаем. В завершении праздника по традиции было сожжено чучело, символизирующее прощание с Зимой и приход Весны. Работники Шило-Голицынской сельской библиотеки, сельского дома культуры и социальные работники провели масленичные гулянья «Зиму провожаем — весну встречаем». Массовое мероприятие проходило на прилегающей к СДК территории. Весёлые скоморохи завлекали участников в игры, забавы, конкурсы, хороводы. Все присутствующие угощались горячим чаем, блинами, пирогами. С интересом прошёл конкурс поедания блинов между тёщей и свекровью, традиционные «петушиные бои», перетягивание каната, бег в мешках, конкурс гиревиков и другие. В завершении праздника по традиции было сожжено чучело, символизирующее прощание с «Зимой» и приход «Весны». На площади Владыкинского сельского дома культуры прошло театрализованное представление «Прощай, Зимушка-зима! Владыкино — Конева А. Также в нём приняли участие сказочные персонажи Леший краевед-любитель — Карасёв А. Владыкино — Ширшова М.
Масленичные потехи (Полурядинский СДК)
Масленица — веселый, шумный, любимый народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины, чучело Масленицы. Ребята участвовали веселых играх и эстафетах, перетягивали канат, отгадывали загадки, пускались в пляс под задорные частушки.
В первый день широкой Масленицы хозяйственные работы прекращались, и начиналось празднование: катались на санях и санках, устраивали кулачные бои и битвы за снежные города, пели колядки, жгли ритуальные костры и прыгали через огонь. Главным действием в четверг был штурм и дальнейший захват снежного городка. Пятница — тещины вечерки.
Этот день проводили в кругу семьи и близких. С ответным визитом теща приходила в гости к зятю. Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали к себе золовок и других родственников мужа. Воскресенье — прощеный день. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные за год обиды.
Кульминация Масленицы — сжигание на костре соломенного чучела, олицетворяющего уходящую зиму, под веселые возгласы и песни. Вечером поминали усопших и ходили на кладбище. Традиции Масленицы направлены на то, чтобы проводить зиму и встретить весну. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках.
Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица.
Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом.
Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил».
Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи.
Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии.
Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника».
Звонкие народные песни, танцы и прибаутки поднимали всем настроение и веселили публику. В конкурсе блинов, проигравших не было, каждый участник стал победителем в различных номинациях. Призов и подарков от организаторов праздника хватило всем. Вдоволь развлекался и веселился народ в этот день, а закончились гуляния сжиганием чучела, символизирующим уход зимы, загостилась она в наших краях. Пора и честь знать.
Пришла Масленица к нам, это значит: быть блинам!
В масленичных гуляниях с играми, забавами, плясками, хороводами, конкурсами приняли участие обучающиеся 1-4 классов. Благодаря Масленичной недели ребята познакомились с традициями русского народа и зарядились отличным настроением. Связь между масленичным весенним гулянием и медведем проста: животное является хищником, который просыпается в первые весенние дни и выходит из зимней спячки. Масленица «Блин, вот и весна» В разгар масленичной недели в Волгоградской областной библиотеке для молодежи состоялась празднование Масленицы! Масленичный фольклор. Масленица является не только ожидаемым и любимым в народе праздником, но и одним из самых долгих. Мы публикуем несколько текстов масленичных припевок, сообщенных Н.П. Грановской, старшим научным сотрудником Нижегородского Дома фольклора.
Волжская городская Дума Волгоградской области
В игровой программе «Маслёна идёт, Весну под руку ведёт» приняли участие ребята из детского сада «Журавлик» и их родители. Все с огромным удовольствием в дружном хороводе закликали Весну, играли в «Ручеёк», перетягивали канат, танцевали. Большой интерес у участников вызвал рассказ библиотекаря об обычаях празднования на Руси масленичной недели, а также мультпросмотр на эту тему в библиотечном кинозале. В арт-студии желающие смастерили тематические книжные закладки с изображением главного символа праздника — Солнца. Игровая программа началась с небольшой театральной инсценировки, в которой сыграли сотрудники библиотеки и участники клуба.
Актёры инсценировали сказку о том, для чего Солнце из своих лучей смастерило Масленицу — девушку солнечную, и отправило её на землю.
Масленица — веселый, шумный, любимый народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. В школе стало уже доброй традицией праздновать Масленицу. Всю неделю дети готовились к этому событию и ждали его с нетерпением. В масленичных гуляниях с играми, забавами, плясками, хороводами, конкурсами приняли участие обучающиеся 1-4 классов.
Калтасинцы с песнями и плясками зиму провожали — весну встречали В селе Калтасы сегодня прошел один из самых веселых и ярких праздников - Широкая Масленица. Калтасинцы с песнями и плясками зиму провожали — весну встречали Празднование Масленицы и Проводы русской зимы давно стали доброй традицией в нашем районе. В этот день или на кануне во всех населённых пунктах района проводят масленичные гулянья, чтобы каждый из нас сполна почувствовал всю прелесть и размах Масленицы. Народные гуляния, различные забавы и развлечения, игры, песни, конкурсы, пляски, многочисленные угощения и вкусные яства, горячий чай — все это происходило на празднике в селе Калтасы. Народный обрядовый праздник собрал на площади районного Дома культуры и детей, и взрослых жителей села.
Затем зазывалы нашего праздника — Южакова Карина и Фалалеева Оксана провели конкурсную программу и пригласили детей на веселый хоровод возле Масленицы. Наш праздник был пропитан народным колоритом: русские народные мелодии, пляски и хороводы, игры и забавы. Повсюду царила атмосфера радости и веселья. Кульминацией мероприятия стало сжигание чучела Масленицы, которое символизирует уход зимы, таяние льда, приход первого весеннего тепла и расцветания природы.
Где блины, тут и мы – россияне вспоминают традиции Масленицы, а журналисты UG.RU делятся рецептами
Праздник "Масленица" в детском саду Новости Праздник "Масленица" в детском саду 20. Конечно с проводов зимы. В нашем детском саду празднование Масленицы стало хорошей и доброй традицией. Масленица - самый веселый, шумный, любимый народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. Все дети знают про Масленицу, про блины, которые нужно есть, и про чучело, которое нужно сжигать.
Затем зазывалы нашего праздника — Южакова Карина и Фалалеева Оксана провели конкурсную программу и пригласили детей на веселый хоровод возле Масленицы.
Наш праздник был пропитан народным колоритом: русские народные мелодии, пляски и хороводы, игры и забавы. Повсюду царила атмосфера радости и веселья. Кульминацией мероприятия стало сжигание чучела Масленицы, которое символизирует уход зимы, таяние льда, приход первого весеннего тепла и расцветания природы.
На «восхождение» записались аж 58 человек! Но столб нынче оказался не очень высоким и покорился с первых же попыток, одарив смельчаков пледом, электрочайником, тостером и чайным сервизом. Самым «зажигательным» в прямом смысле слова зрелищем стало сожжение чучела Масленицы — символа зимы, вместе с которой мы отправили в огонь все зимние беды, печали и напасти, чтобы, как верили наши предки, через освобождение от старого и ненужного обрести достаток и благоденствие в нашем с вами общем доме — Минусинске.
А вы уверены в своих знаниях народных традиций?
Всех присутствующих угощали вкусными блинами и горячим чаем. Жителей и гостей праздника ожидало театрализованное игровое представление с такими персонажами как Зима, Снеговик, Баба Яга, Весна, Масленица, Леший, Скоморохи и др. Звонкие, задорные народные песни, частушки поднимали настроение, а веселые хороводы, состязания, игры веселили публику. Главным атрибутом праздника стали блины, булочки, пироги, испеченные добрыми людьми, которыми угощали всех желающих. Закончилось гулянье традиционным сжиганием чучела Зимы, сделанное из соломы, наряженное в женскую одежду, под веселый хоровод. На площади около Россошинского сельского Дома культуры прошло уличное гуляние «Привет, Весна». Праздник прошёл в виде театрализованного представления. Баба Яга и Леший, которых никуда не зовут играть решили сами сделать себе праздник и устроили «Бег в мешках».
Затем появились Марфушенька-душенька со своей Маманей и чтобы стребовать с Мороза жениха они придумали коварный план — украсть весну, и тогда зима останется и у Марфушки будет жених да побогаче. В итоге герои испугались гнева Зимы и вернули Весну, за что получили прощение и отправились обратно в сказки. Чтобы решить кто будет править, Весна и Зима просили помощи у зрителей и устроили перетягивание каната, в конкурсе конечно же победила команда Весны. Весна же пришла не одна, а с Масленицей, которая тоже приготовила для гостей много интересных конкурсов и забав. Состязания прошли по бегу в мешках, метанию валенка, поеданию блинов — до которых ещё и дотянуться нужно было, перетягивая друг друга, петушиных боях подушками, на масленичный столб закидывали связку бубликов, на выносливость держали вёдра с водой на вытянутую руку, соревновались в подъёме гири. За конкурсы и состязания участники получили хорошие призы, предоставленные администрацией Россошинского сельсовета. Для людей была организована торговля пирожками, блинами, пирожными, сахарной ватой и шашлыками, а Дом культуры при поддержке администрации сельсовета, организовал бесплатный чайный стол с горячим чаем, конфетами и бубликами. Александр Кунин катал ребят на коне, запряжённом в сани, которые сам же и украсил. Люди водили хороводы, подпевали артистам и танцевали.
Мальчиши-силачи поднимали гирю и подкреплялись блинами. Под «Рукавицы барановые» играл детский шумовой оркестр на ложках, трещотках. Большой хоровод водили всем селом! В проведении Масленицы активное участие приняли: театральная студия «Позитив», детская вокальная студия «Радость». После уличного действия детей ожидал в Старобелокурихинском сельском Доме культуры тематический просмотр мультфильма «Снегурочка» и викторина. Организаторы праздника выражают благодарность за оказанную помощь Старобелокурихинскому сельсовету, в лице Н. Петиной, и неравнодушным односельчанам, оказавших помощь в подготовке и проведении мероприятия. В Нижнекаянче на проводах зимы не было отбоя от желающих прокатиться в санях, запряженных с тройкой красивых лошадей. Для детей были устроены веселые конкурсы и забавы, особенно повеселись дети шагая на ходулях.
По ходу театрализованного действия Скоморохи в ярких костюмах веселили собравшихся своими чудачествами. Мороз не давал стоять на месте и под веселую музыку встречая весну жители села проводили капризную зимушку, которая пообещала вновь вернуться к исходу 2023 года. В селе Белое прошли традиционные народные гуляния «Приходи, честной народ.