ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА 1654 собрания представителей преим. казаков Запорожского войска, избравших своим государем рус. царя Алексея Михайловича (2014). остальная старшина, казаки и остальной народ. После Переяславской Рады польские паны попытались воспрепятствовать воссоединению разделенного когда-то единого народа, и война между Польшей и Россией продолжалась с 1654 по 1667 гг. По Андрусовскому мирному договору в Россию вернулись г.
ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654
Какие памятники ставили и сносили? И что, на самом деле, поётся о выборе Хмельницкого в русофобском государственном гимне Украины?
Лопухин и представители духовенства. Утром 8 18 января состоялся старшинский совет запорожского казачества. В нём приняли участие представители казацких полков и жители Переяславля, которые по окончании совета единогласно высказались за воссоединение Украины с Россией. Позже, в середине дня, была созвана открытая Рада — «собралося великое множество всяких чинов людей». Кроме представителей полков, расквартированных на землях, освобождённых от власти Речи Посполитой, на ней присутствовали крестьяне окрестных сёл. Выступивший с речью Хмельницкий напомнил о жертвах, понесённых украинским и белорусским народами в освободительной борьбе 1648-1654 гг.
Предложение было встречено единодушным одобрением, после чего состоялась присяга на верность царю гетмана Хмельницкого, казацкой старшины, затем казаков и мещан.
Это событие и вошло в историю как Переяславская рада. История Украины» Гетманщина, выражаясь современным языком, стала протекторатом России с сохранением широкой автономии, но у запорожцев были свои условия. Их они изложили в Мартовских статьях, которые направили царю для утверждения.
Согласно заключенному договору, Войско Запорожское и местное дворянство должны были сохранить все привилегии и вольности, которые имели в Речи Посполитой, а также независимый выборный суд, казакам гарантировали право собственности на имения. Воссоединение России и Украины? Поднимая на щит образ Переяславской рады, сталинские идеологи забывали упомянуть, что заключенный тогда союз России и Гетманщины не протянул и пяти лет. Русское подданство желали принять далеко не все жители Украины, — например, известно, что часть киевского духовенства и мещан казаки привели к присяге царю силой.
Не стала присягать даже часть окружения Хмельницкого, не желая терять самостоятельность. В этом расколе не было ничего удивительного в ту эпоху: например, среди жителей Нидерландов тоже было немало сторонников испанской власти, но борцы за независимость их, как правило, просто убивали. Русская история в картинах» Решение Переяславской рады отменили не разногласия среди жителей Украины, а политика. Союзник Хмельницкого, шведский король Карл Х, начал вторжение в Польшу в 1655 году и поставил ее на грань выживания.
Этим воспользовалось Великое княжество Литовское и попыталось отделиться, признав над собой шведскую власть. Шведы занимали литовские города, что было угрозой уже для самой России. Поэтому Алексей Михайлович заключил с Польшей мир и начал войну со Швецией , — причем союз был так важен, что какое-то время поляки думали избрать царя наследником короны Речи Посполитой. Помощь в борьбе с поляками была ключевой предпосылкой даже для начала переговоров Гетманщины о русском подданстве.
Возникла парадоксальная ситуация: протекторат России Гетманщина в союзе с Швецией воюет против Польши, которая в свою очередь является союзником России. Сам Хмельницкий разрешить этот парадокс не успел, его не стало в 1657 году.
В составе русского посольства также были окольничий Иван Алферьев , дьяк Иларион Лопухин и представители духовенства. Находясь в безвыходной политической ситуации[ уточнить ], гетманат Хмельницкого был вынужден пойти на соглашение с Москвой, которое бы «сберегало за казацкой Украиной почти все прерогативы независимого государства» и оставляло суверенную власть за Хмельницким [6].
Местом проведения генерального военного совета был избран город Переяславль, куда посольство прибыло 31 декабря 1653 10 января 1654. Богдан Хмельницкий вместе с Генеральной старшиной прибыл 6 16 января 1654 года. Генеральный военный совет в Переяславе[ править править код ] 8 18 января 1654 года в Переяславе с утра состоялся тайный старшинский совет запорожского казачества, а того же числа днем — Генеральный военный совет , в котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков 14 из 17 , а также жители Переяслава. Других представителей от мещан кроме Переяслава и духовенства не было.
И по тайной Раде, которую Гетман имел с Полковники своими с утра тогож дни, во вторый час дни бито в барабан, с час времяни, на собрание всего народа слишать совет о деле, хотящем совершиться. И как собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про Гетмана и про Полковников, а потом и сам Гетман вышел под бунчюком, а с ним Судья и Ясаулы, писарь и все Полковники, и стал Гетман посреди круга, а Ясаул Войсковой велел всем молчать; потом, как умолкли, начал речь Гетман ко всему народу говорить: Панове Полковники, Ясаулы, Сотники и все войско Запорожское, и вси православнии Християне! Царь Турский есть бусурман; всем вам ведомо, как братии наши, православнии християне, Греки беду терпят, и в каком суть от безбожных утеснении; Кримской Хан тоже бусурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя! Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от Польских Панов утеснения, никому вам сказывать не надобет; сами вы все ведаете, что лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали.
А православный християнский Великий Государь, Царь Восточный, есть с нами единаго благочестия Греческаго закона, единаго исповедания, едино есми тело церкви православием Великия России, главу имуще Иисуса Христа. Той Великий Государь, Царь християнский, сжалившися над нестерпимым озлоблением православныя церкви в нашей малой России, шестьлетных наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое своё Царское сердце и нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с Царскою милостыо своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме Его Царския высокия руки благотишнейшего пристанища не обрящем; а будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет, вольная дорога. К сим словам весь народ возопил: волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели не навистнику Христову, поганину, достати.
ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА: КОГДА УКРАИНЦЫ БЫЛИ РУССКИМИ...
Урок по теме Переяславская рада. Теоретические материалы и задания История, 7 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения. признать Донбасс, выгнать хунту и объединиться. Да и не стала Переяславская Рада "окончательным приговором" воссоединения Малороссии с Московским государством. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека.
Новости и события Российского исторического общества
Вслед за Переяславской радой присягу перед лицом русского посольства принесли и в ряде других украинских городов. признать Донбасс, выгнать хунту и объединиться. А 8 января (19 января по новому стилю) состоялась Переславская Рада, на которой был провозглашён исторический акт воссоединения Украины с братской Россией. И по тайной Раде, которую Гетман имел с Полковники своими с утра тогож дни, во вторый час дни бито в барабан, с час времяни, на собрание всего народа слишать совет о деле, хотящем совершиться. признать Донбасс, выгнать хунту и объединиться. После Переяславской Рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях украинских земель для принятия присяги от населения на верность царю.
Переяславская рада. Что это было?
Украинские казаки не раз переплывали на своих челнах Черное море и штурмовали турецкие города Синоп, Трапезунд, угрожали Константинополю, освобождали из неволи пленных. Часто украинские казаки вместе с донскими казаками принимали участие в походах против татарских и турецких городов Причерноморья, являвшихся опорными базами турецко-татарской агрессии и центрами торговли невольниками. В этой совместной борьбе родилась дружба двух братских народов — русского и украинского, крепло сознание единства их интересов. Удары запорожских и донских казаков по турецко-татарским причерноморским военным базам имели и большое международное значение. Они сковывали значительные турецкие силы, предназначенные для ведения агрессивных войн в Европе. Не покорился украинский народ и польским захватчикам. На гнет и притеснения со стороны польских панов украинское крестьянство и городское население отвечали мощными восстаниями. Самые крупные из них произошли в 1591—1596 годах, а также в 1625, 1630 и 1637—1638 годах. В эту трудную пору борьбы против турецко-татарских агрессоров и против гнета шляхетской Польши украинский народ искал поддержки у братского русского народа и всегда получал ее. Так, уже во время восстания 1591—1596 годов запорожский гетман Косинский обратился к русскому правительству с просьбой принять казаков в русское подданство.
Русское правительство дало на это согласие и послало запорожским казакам жалованье деньгами и сукном, предложив одновременно донским казакам воевать против турок и татар совместно с запорожцами. Смерть Косинского, погибшего в 1593 году в боях под Черкассами, и подавление магнатами и шляхтой крестьянско-казацкого восстания временно ослабили политические связи запорожских казаков с русским правительством. Но экономические, политические и культурные связи украинского народа с русским народом из года в год усиливались и укреплялись. С конца XVI столетия начало развертываться массовое переселенческое движение украинских крестьян, горожан и казаков в Россию, главным образом на территорию Слободской Украины[1] и на Дон. Особенно широкие размеры приняло это движение после поражения крестьянско-казацких восстаний 1625 и 1630 годов. Так, в 1636 году к путивльскому воеводе С. Волконскому тайно приехал черкасский казацкий сотник и от имени трехсот казаков просил разрешения переселиться в пределы России и перейти в русское подданство. Воевода от имени русского царя дал на это согласие. После подавления шляхтой крестьянско-казацких восстаний 1637—1638 годов в Россию бежали тысячи казаков и крестьян, а также руководители восстания Я.
Острянин и Д. Донской атаман Татаринов свидетельствовал в 1638 году в Москве, что на Дону находится около 10 тысяч запорожцев и что с Украины туда непрерывно прибывает много людей. По далеко не полным данным польского правительства, только в 1638 году в Россию переселилось 20 тысяч казаков. Росту переселения в Слободскую Украину способствовало то, что она была мало заселена в то время, а крепостнические отношения не получили еще здесь полного развития. Крестьянам жилось здесь свободней, чем под гнетом польских панов. Русское правительство всемерно поощряло переселение: разрешало казакам селиться слободами, оставляло им их казацкую войсковую организацию, наделяло землей, помогало на первых порах деньгами и продуктами, разрешало заниматься промыслами и т. Казаки-переселенцы обязаны были лишь нести военную и сторожевую службу в укреплениях и на так называемых татарских дорогах и перелазах, по которым татарские орды часто прорывались в южные окраины России для грабежей и захвата людей в плен. Движение широких крестьянских и казацких масс, а также городских низов Украины против иноземных поработителей, за воссоединение с Россией неуклонно росло и в первой половине XVII столетия. Это движение получало поддержку и среди прогрессивных деятелей украинского господствующего класса.
Казацкий гетман Петр Сагайдачный, долгое время проводивший соглашательскую политику по отношению к польскому правительству, уже в 1620 году, учитывая стремления и настроения широкой казацкой массы, отправил к русскому царю посольство, которому было поручено заявить, что казаки как служили, так и будут служить русскому государству против всяких его недругов. В 1622—4624 годах представители украинского духовенства в лице митрополита Борецкого, епископов Копинского и Борискевича ставили перед русским правительством вопрос о воссоединении Украины с Россией. Стремление к воссоединению Украины с Россией выражало заветное желание широких масс крестьянства, казачества и городского населения бороться вместе с русским народом против общих врагов. Русское правительство не дало тогда положительного ответа в отношении воссоединения, ибо Россия, обессиленная польско-шведской интервенцией 1604—1612 годов и войной с Польшей 1618 года, не могла вступить в новую войну, которая была бы неминуема, если бы Украина в то время воссоединилась с Россией. Однако и в те тяжелые для России годы русское правительство оказывало значительную помощь украинским церковным братствам, церквам и монастырям. Украинское православное духовенство просило у русского правительства защиты православной церкви от притеснения польской шляхты, и русское правительство постоянно добивалось от польского правительства прекращения религиозных преследований православных в польском государстве. Сношения украинского духовенства с русским правительством имели в те времена большое значение для укрепления политических и культурных связей Украины с Россией. После подавления крестьянско-казацких восстаний 1637—1638 годов шляхетская Польша еще более усилила экономическое, политическое и национальное угнетение украинского народа. Магнаты и шляхта по-прежнему продолжали захватывать земли крестьян, казаков и православного духовенства.
В это время землевладения магнатов достигают огромных размеров. Так, магнату Конецпольскому только в южном Побужье принадлежало 740 сел и 170 городов и местечек. Во владениях магната Острожского насчитывалось на Украине 2760 сел и 80 городов и местечек. Магнату Потоцкому принадлежало все Нежинское староство, а также Кременчуг и другие города. Ополячившийся украинский магнат Иеремия Вишневецкий владел почти всей Полтавщиной. В его подданстве состояло там около сорока тысяч крестьянских и мещанских семейств. Панские фольварки, которые закрепощенное крестьянство обрабатывало своим инвентарем, все более распространялись в Приднепровье и Побужье, неся с собой усиление эксплуатации крестьянства. В 30—40-х годах XVII века в западных районах Украины крестьяне работали на барщине по шесть дней в неделю, а в Приднепровье и Побужье — по три-четыре дня. Но эксплуатация крестьян не ограничивалась только установленными днями работы на барщине.
Крестьяне должны были платить помещику большие подати деньгами и натурой: скотом, курами и др. Кроме того, крестьяне выполняли множество дополнительных работ, не предусмотренных установленными днями барщины. Особенно тяжелым было положение крестьян в тех имениях, которые магнаты сдавали в аренду, что широко практиковалось в первой половине XVII столетия. Шляхтичи и купцы, взяв в аренду имение или кустарное предприятие, не считались с установленными размерами крестьянских повинностей, а стремились за короткий срок получить максимум доходов, доводя крестьянство до полного обнищания и разорения. Например, шляхтич Лещинский, взяв в 1639 году в аренду села Кальницу и Стрибовиск в Галиции , подверг крестьян такой жестокой эксплуатации, что 57 семейств вынуждены были бежать куда глаза глядят. Большие насилия совершали над населением польские солдаты, среди которых было много немецких наемных солдат, постоянно находившиеся на Украине и расквартированные у крестьян и мещан. Крестьянству приходилось терпеть тяжкие страдания из-за феодальной анархии, которая процветала в Польше как ни в одной другой стране. Враждуя меж собой, магнаты и шляхтичи нападали друг на друга, разоряли имения, от чего более всего страдали крестьяне. Так, в 1645 году магнат Иеремия Вишневецкий совершил нападение на села Малые Межирички и Воробьевку Киевское воеводство.
В набеге участвовала целая армия наемных бандитов, насчитывавшая около пяти тысяч человек, в большинстве иностранцев. Грабители захватили оборудование винокурен, бывших в пользовании арендатора, а также скот и вещи, принадлежавшие крестьянам и людям, которые работали на винокурнях. В 1646 году ксендз Августин с монахами киевского костела совершил налет на рудню, принадлежавшую шляхтянке Тышкевич, и всех людей, работавших там, разогнал, хаты, в которых они жили, разрушил, а рудню поджег. В том же году во время набега шляхты на имение Новосельского на Житомирщине одного крестьянина обвязали соломой и подожгли, другого привязали к хвосту коня и долго волочили по полю, третьему отрубили руки. Выход из тяжелого положения крестьянство искало в бегстве на Запорожье, на Дон и в Слободскую Украину. В то же время значительная часть крестьянства продолжала вооруженную борьбу с панами, несмотря на жестокий террор со стороны последних. После подавления крестьянско-казацких восстаний 1637—1638 годов на протяжении последующих десяти лет происходили вооруженные выступления крестьян отдельных сел против своих угнетателей. После подавления крестьянско-казацких восстаний резко ухудшилось положение не только крестьянства, но и казачества. Широко применяя террор и репрессии, польское правительство и шляхта пытались подчинить и закрепостить казачество.
Шляхта обращалась с казаками чрезвычайно жестоко, захватывала их земли, принуждала выполнять различные повинности. Реестровые[2] казаки пользовались рядом привилегий: они освобождались от несения повинностей, а их семьи — от уплаты части податей. Но все права и льготы, получаемые казачеством от сеймов или короля, польская шляхта нарушала. Колониальная политика панской Польши на Украине затрагивала интересы и казацкой старшины[3], среди которой было немало мелкой украинской шляхты. Магнаты, владевшие крупными фольварками, захватывали и присваивали мелкие имения и хутора казацкой старшины. Польская шляхта при поддержке магнатов захватывала на Украине не только те земли, которыми владели казаки или крестьяне, но даже и земли украинской мелкой шляхты. Украинской шляхте приходилось отстаивать свои владения не только в сейме или в судах, но и с оружием в руках. В таких условиях значительная часть украинской шляхты все чаще приходила к выводу, что укрепления своих экономических и политических прав и надежной защиты своего имущества она может добиться только в результате воссоединения Украины с Россией. Российское государство с его сильной централизованной властью украинская шляхта считала идеалом государственного строя.
В Российском государстве на протяжении второй половины XVI и первой половины XVII столетия соотношение сил между боярами и дворянами резко изменилось в пользу последних. Дворяне преобладали в земских соборах, игравших довольно значительную роль в политической жизни страны. В польских же сеймах в то время царило полное засилье крупных магнатов — «королевят», использовавших власть в своих узко-групповых и личных интересах, и королевская власть была не в силах ограничить это засилье. Сильная государственная власть в России не только гарантировала дворянству охрану его земель и прав, но и была ему надежной опорой в борьбе против народных масс. Русская сильная централизованная власть была одной из главных причин, определявших ориентацию украинской шляхты на Россию в первой половине XVII столетия. Большое значение для усиления этой ориентации имело также сознание общности происхождения, близости языка и культуры, религиозного единства обоих народов. В первой половине XVII столетия движение за воссоединение с Россией получило значительное распространение и среди городского населения Украины. В этот период создались неблагоприятные условия для экономического, политического и культурного развития украинских городов и особенно для городов западных районов Украины. Широкие массы городского населения — ремесленники и мелкие торговцы — должны были платить непосильные налоги не только государству, но часто также владетелям этих городов.
Налоговая политика государственной власти и шляхты по отношению к городам, несение населением городов многочисленных повинностей в пользу шляхты и польского государства обрекали значительную часть городского населения на обнищание, ограничивали его покупательную способность, а это, в свою очередь, тормозило развитие торговли. Ограбленная и обнищавшая крестьянская масса также не могла быть покупателем городских товаров. Крестьянство жило натуральным хозяйством, отчасти удовлетворяя свои потребности ремесленными изделиями, изготовленными самими же крепостными в селе или в помещичьем фольварке. Шляхта же, получив право беспошлинно вывозить продукцию своего хозяйства на внешние рынки и ввозить оттуда все, что было ей необходимо, не была заинтересована в развитии городской торговли. Городское население было лишено возможности заниматься лесными, речными и другими промыслами, потому что, согласно законам того времени, право собственности на леса, землю и воду принадлежало только шляхте. Городское население, так же как и сельское, испытывало национальное и религиозное угнетение со стороны польских панов, католического и униатского духовенства. Католики и униаты захватывали должности в органах городского самоуправления, не допускали украинских ремесленников в цехи, всячески притесняли мелких торговцев, принуждали православных принимать католичество. Тяжело приходилось и низшему духовенству православной церкви, значительная часть которого находилась в положении, почти не отличавшемся от положения крестьянства, казачества и городского населения. Поэтому часть украинского православного духовенства сочувствовала угнетенным массам и призывала их к борьбе против польско-шляхетских захватчиков.
В первой половине XVII столетия украинское православное духовенство значительно усилило политические и культурные связи с Россией и было активным сторонником идеи воссоединения Украины с Россией. Важным фактором, способствовавшим усилению движения украинского народа за воссоединение Украины с Россией, являлось развитие экономических связей Украины с Россией, особенно во второй четверти XVII столетия. В России в это время усилилось развитие ремесла, начала зарождаться крепостническая мануфактура, расширились торговые связи между городом и селом. Продукция городских ремесленников и сельского хозяйства находила широкий сбыт на ярмарках и торгах. Крупными центрами торговли в России были тогда такие города, как Москва, Нижний- Новгород, Казань, Ярославль и другие. Ленин отмечал, что приблизительно с XVII столетия начался новый период русской истории, период образования единого всероссийского рынка. Русское правительство всемерно содействовало развитию этих связей. В пограничных с Украиной русских городах были построены специальные дворы для приезжих украинских купцов. Украинские купцы привозили свои товары в такие крупные города Центральной России, как Москва, Курск, Тула, Калуга и другие.
С Украины везли в Россию муку, рыбу, воск, деготь, бумагу, гончарные изделия, кожи, селитру, пригоняли на русские ярмарки лошадей. Они сбывали на украинском рынке меха соболя, лисицу, бобра, куницу, горностая , юфть, полотно, деревянные кустарные изделия, конскую упряжь и пр. Польское правительство и польская шляхта пытались рядом мер ослабить развитие экономических, политических и культурных связей Украины с Россией, усиливали террор и репрессии по отношению к украинскому народу. Политика колониально-национального угнетения, проводившаяся на Украине польской шляхтой, давила всей тяжестью прежде всего на крестьянство. Поэтому крестьянство было главной и решающей силой освободительной войны украинского народа против гнета шляхетской Польши. Борьба против польско-шляхетского гнета имела глубокий социальный смысл: крестьяне и казаки, громя ненавистных польских панов, вели борьбу против феодального угнетения вообще. Экономическое и политическое господство польской шляхты на Украине затрагивало коренные интересы и других классов и социальных групп украинского общества. Мелкая украинская шляхта, казацкая старшина, мещане терпели притеснения со стороны польской шляхты и католической и униатской церкви и вынуждены были искать выход из создавшегося в стране положения. Как народные массы, так и прогрессивные элементы украинского господствующего класса понимали, что добиться изменения положения можно только путем вооруженной борьбы за освобождение Украины из-под гнета панской Польши и за воссоединение Украины с Россией.
Во главе восставшего украинского народа, поднявшегося на борьбу за свою свободу и независимость, встал казацкий сотник Богдан Хмельницкий. Богдан Хмельницкий родился, предположительно, в 1595 году. Отец Богдана, Михаил Хмельницкий, был мелким шляхтичем и владел хутором Субботово, недалеко от Чигирина. Богдан Хмельницкий получил для своего времени хорошее образование. Службу в казацком войске он начал рано и вместе со своим отцом участвовал в войне с турками в 1620—1621 годах. На этой войне Михаил Хмельницкий был убит, а молодой Богдан попал в плен к туркам. Вернувшись через два года из плена, Богдан Хмельницкий вступил в реестровое войско. Находясь на военной службе, он занимался хозяйством в Субботове, унаследованном им после смерти отца. Как человек образованный, храбрый и преданный интересам казачества, Хмельницкий быстро завоевал среди него авторитет.
В 1637 году он занимал в реестровом войске высокую должность войскового писаря. Свой военный опыт Богдан Хмельницкий приобрел в походах против турок и татар, а также участвуя в крестьянско-казацких восстаниях. Кроме того, Богдан Хмельницкий принимал участие в посольствах казачества к королю, что позволило ему изучить как политическую обстановку в самой Польше, так и ее внешнеполитическое положение. После подавления крестьянско-казацких восстаний и введения в действие в 1638 году сеймовой ординации положения о казаках Богдан Хмельницкий был понижен в должности и назначен Чигиринским сотником. Насилия, чинимые польской шляхтой над украинским народом, испытал на себе и Богдан Хмельницкий. Польский шляхтич Чигиринский подстароста Чаплицкий напал на Субботово и разграбил его. Попытки Хмельницкого добиться у польских властей наказания Чаплицкого потерпели полную неудачу. Террористический режим шляхетской Польши так усилился в 40-х годах, что казачество было готово снова взяться за оружие. Но Богдан Хмельницкий решил поднять на борьбу не одно казачество, а весь украинский народ и прежде всего крестьянские массы.
Богдан Хмельницкий хорошо знал об извечном стремлении украинского народа воссоединиться с русским народом в едином Российском государстве и понимал, что народ видит в этом единственную возможность освободиться от польско-шляхетского гнета и защитить себя от турецко-татарской агрессии. Будучи до конца преданным интересам своего народа, Богдан Хмельницкий решил посвятить свою жизнь борьбе украинского народа против ига панской Польши, за воссоединение Украины с Россией. Разрешению этих жизненных исторических задач он отдал все свои силы, весь свой опыт военного и политического деятеля. Возглавив восстание, Богдан Хмельницкий проявил большую энергию и смелость в выполнении поставленных задач, опыт и умение руководить крупными боями и сражениями. В конце января 1648 года Богдан Хмельницкий с небольшим отрядом повстанцев напал на польский гарнизон, стоявший в Запорожской сечи, и разгромил его. А когда запорожское казачество избрало Богдана Хмельницкого своим гетманом, он сразу же обратился ко всему украинскому народу с призывом подняться на борьбу за освобождение Украины от польско-шляхетского ига. Это обращение Богдана Хмельницкого, а также известие об успехе восстания на Запорожье всколыхнули широкие народные массы. Повсюду создавались крестьянские отряды, которые направлялись на Запорожье. Многие повстанцы действовали на местах: нападали на панские имения, жгли и разоряли их, забирали хлеб и скот, убивали шляхтичей.
Весной 1648 года крестьянскими восстаниями были охвачены уже вся Полтавщина и Киевщина. Одновременно с крестьянами на борьбу с угнетателями поднялось и городское население. Командующий польскими войсками на Украине, коронный гетман Николай Потоцкий писал королю, что в Приднепровье «не было того села, не было того города, где не звали бы на бунт и не делали покушений на жизнь и имущество своих панов и державцев». Умело используя враждебные отношения между Крымской ордой и шляхетской Польшей, Богдан Хмельницкий заключил военное соглашение с крымским ханом Ислам-Гиреем III, который прислал на помощь Богдану Хмельницкому перекопского мурзу Тугай-бея с отрядом численностью около пяти тысяч сабель. Польское командование понимало опасность прихода запорожских казаков в районы крестьянского восстания и решило не допустить соединения крестьянства с казачеством. В апреле Н. Потоцкий послал на Запорожье часть своей армии во главе со своим сыном С. Потоцким и шляхтичем Шембергом. Богдан Хмельницкий не стал ожидать подхода к Сечи авангардных польских частей.
Выступив навстречу польско- шляхетской армии, он атаковал ее в степи, у урочища Желтые Воды на нынешней Днепропетровщине. Бои, начавшиеся 19 апреля, закончились 6 мая полным разгромом и уничтожением польско-шляхетской армии, которой командовал С. Гетман Н. Потоцкий, который двигался с главными силами польско-шляхетской армии на Сечь, узнав о поражении своего авангарда при Желтых Водах, начал отходить на Богуслав. Но повстанческое войско быстрым маршем догнало польско-шляхетскую армию и 16 мая под Корсунью, в лесу Гороховая Дубрава, разгромило ее. Руководители армии Н. Потоцкий и его помощник М. Калиновский были взяты в плен. Победителям достались богатые трофеи: пушки, ружья, сабли, пистоли, что дало Богдану Хмельницкому возможность лучше вооружить крестьянские массы.
Поражение польско-шляхетской армии имело большое моральное значение. Польская шляхта, охваченная сильной паникой, оставляла свои имения и бежала в Польшу. Разгром польско-шляхетской армии создал благоприятные условия для дальнейшего развития и расширения освободительной борьбы украинских народных масс. Волна крестьянских восстаний прокатилась по всему Левобережью и Правобережью и достигла предгорий Карпат. Уничтожение польско-шляхетской армии на Украине укрепило веру в победу у белорусского крестьянства, которое также поднялось в это время на борьбу с шляхетским гнетом. На борьбу против феодалов поднялось и городское население — мелкие и средние торговцы, ремесленники. Особенной активностью отличалась городская беднота. На освободительную войну поднялась и часть украинской шляхты, особенно мелкой, присоединилось к восстанию и украинское православное духовенство, в том числе и некоторые представители его верхушки. Православное духовенство, поддерживая народно-освободительную войну, стремилось защитить свои земли и церковные должности от захвата их польской шляхтой и католическим духовенством.
Таким образом, восстание, начавшееся ранней весной 1648 года на Запорожье, вскоре переросло в освободительную войну всего украинского народа против гнета шляхетской Польши. Хотя украинское крестьянство, казачество, мещане и мелкая шляхта выступали сообща в войне против польской шляхты, однако у каждого класса, у каждого сословия была своя программа и своя цель. Народные массы с освобождением от ига шляхетской Польши надеялись на уничтожение феодального и национального гнета и объединение с русским народом. Участие украинской шляхты в восстании обусловливалось иными мотивами. Она была недовольна господством польской шляхты, посягавшей на ее имения, вытеснявшей ее с государственных должностей. Таким образом, на борьбу за освобождение Украины поднялись все прогрессивные силы Украины, на пути развития которых стояла польская шляхта и весь государственный аппарат шляхетской Польши. Польша была тогда сильным государством и могла выставить большую армию.
В этот период правительство гетмана поддерживало дипломатические отношения и заключало военно-политические союзы со многими государствами - Крымским ханством, Турцией, Московским государством, Молдавией и др. При этом Украины не только испытывали административные и религиозные притеснения со стороны Польши, но подвергались экспансии Крымского ханства, которое формально считалось союзником Украины. К концу шестого года этой войны в результате непрерывных боев с польскими войсками и вероломных набегов крымских татар целые области Украины были опустошены. Постоянные измены Крымского ханства, ненадежность со стороны других союзников толкали гетмана на поддержание тесных контактов с Москвой , которая была заинтересована в росте влияния на Украину. Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство. Осенью 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о включении Левобережных территорий Днепра в состав Московского государства. Для ведения переговорного процесса из Москвы 9 19 октября 1653 года отправилось большое посольство во главе с боярином Бутурлиным. Богдан Хмельницкий вместе со старшинами прибыл 6 16 января 1654 года. Украинский гетман созвал на 18 января 8 января по старому стилю 1654 года Раду, которая отличалась от обычных старшинских или войсковых рад тем, что она была объявлена "явной всему народу", т. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Открывая Раду, Хмельницкий обратился к собравшемуся народу с речью, в которой напомнил о войнах и кровопролитиях, разорявших украинскую землю в течение шести лет. Гетман далее охарактеризовал крайне тяжелое положение тех народов, которые оказались под турецким игом, с горечью говорил о страданиях, причиненных украинскому народу татарскими набегами. Он напомнил также собравшимся о тех страданиях, какие украинский народ перенес под властью польских поработителей. В заключение своей речи Хмельницкий сообщил, что царь Алексей Михайлович прислал к украинскому народу посольство и призвал к единению с братским русским народом. Представители украинского народа встретили этот призыв гетмана возгласами: "Чтоб есми вовеки вси едино были! В феврале 1654 года в Москву было отправлено посольство из представителей высшей казацкой старшины для переговоров об условиях вступления Украины в состав Русского государства. Результаты переговоров нашли выражение в так называемых Статьях Богдана Хмельницкого и жалованных грамотах русского правительства. После Переяславской Рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. По их данным присягу дали 127 328 лиц мужского пола женщины и крестьяне к присяге не приводились. Отказались присягать ряд представителей казацкой старшины, Брацлавский, Кропивянский, Полтавский, Уманский казацкие полки, некоторые города Заключение Переяславского договора немедленно поставило Россию перед войной с Речью Посполитой. Русско-польская война продолжалась до 1667 года, когда было заключено Андрусовское перемирие, по которому Польша отказывалась от Смоленска и Чернигова и признавала русское владение над левобережной Украиной. Киев был передан России только на два года, но Россия смогла удержать его за собой, что было закреплено договором 1686 года "Вечный мир". Материал подготовлен на основе информации отрытых источников Переяславская рада 1654 г. Данное историческое событие имело огромное значение как для России, так и для Украины. Всё начиналось с того, что после нескольких попыток Украины дать окончательный отпор полякам Б. Хмельницкий решил попросить помощи у России. Рассмотрев казачью просьбу, Русское царство приняло решение о проведении мирных переговоров в городе Переяславле, для обсуждения всех сторон. Тридцать первого декабря Василий Бутурлин вместе с российским посольством прибыл в город. Спустя семь дней туда же приехал и Богдан Хмельницкий во главе казаков. Переговоры велись довольно напряжённо и не один час. В итоге казацкий старшина вместе с гетманом согласились дать присягу московскому царю Алексею Михайловичу. При этом, в тот день присягу принесли лишь около трёхсот человек, включая Богдана Хмельницкого. Однако, условия договора предполагали ответную присягу с российской стороны. Бутурлин же не захотел делать это от имени царя, отвечая «кто я такой, чтобы решать за голову великого государя». Данный часто исключаемый историками факт для многих современных историков довольно важен: ведь он и повлиял позже спустя два года на решение России заключить перемирие с Польшей. После приезда Бутурлина в Россию казаки начали составлять собственные условия на которых они согласны быть подданными России. Так был написан список из одиннадцати пунктов и в марте 1654 года он был отправлен в Москву с Павлом Тетерей и Самойлом Богдановичем судьями Запорожского войска. В Москве список был пересмотрен, а сами пункты были дополнены. Так был сформирован Переяславский договор, который долгое время был известен в истории под названием «Мартовские статьи». Настала осень 1653 г. Близился к концу шестой год освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого. За это время казацкое войско одержало ряд выдающихся побед: 6 мая 1648 г. Но не одни победы сопутствовали украинскому народу в борьбе против владычества польских феодалов. Союзник Богдана Хмельницкого - крымский хан не раз предавал казаков. В августе 1649 г. Так же коварно поступил он и в июне 1651 г. Из-за этого казаки потерпели тяжелое поражение. Татарские ханы, кроме того, беспощадно грабили Украину и массами уводили население в плен. Страшные бедствия причиняли украинскому народу польские феодалы: сжигали целые города и села, а население предавали пыткам и смерти. Опустошение страны привело к хозяйственной разрухе и голоду. Шляхетская Польша была сильным государством. Она располагала большими средствами и пользовалась поддержкой западноевропейских государств. При таких условиях освободиться от ее ига можно было лишь с помощью России, под защиту которой давно уже стремились разные слои украинского общества. Украину связывало с русским народом историческое прошлое, близость культуры, единство веры и общие задачи борьбы с агрессивными соседями: панской Польшей, Турцией и Крымским ханством. Уже 8 июня 1648 г. Хмельницкий просил также царя об оказании военной помощи. Через полгода после этого Хмельницкий направил в Москву своего посла - полковника Мужиловского, который повторил содержание этого письма. Однако царское правительство почти шесть лет воздерживалось от принятия Украины под свою власть и неизбежной при этом войны с Польшей.
Умилосердился и велел принять их под свою государскую высокую руку». Немедленно после воссоединения Россия начала 13-летнюю войну с поляками. Положив начало созданию той Украины, которую мы знаем теперь.
Алферьев Иван — московский дворянин, в разное время служил воеводой, наместником и окольничьим. Кроме этого участниками московской делегации были другие видные представители боярского сословия и служители церкви. Со стороны Гетманщины в переговорах участвовали: Члены Генеральской войсковой рады — главного совещательного и исполнительного органа Гетманщины. Представители 14 казачьих полков: из Киева, Чернигова, Брацлава и других городов. Выборные от мещан города Переяслава. Возглавлял запорожскую делегацию сам гетман Богдан Хмельницкий. Интересы сторон Запорожские казаки стремились к обретению максимальной независимости, насколько это было возможно в сложившихся обстоятельствах. Они требовали от представителей русского посольства, чтобы те присягнули казакам от имени царя Алексея Михайловича. Также они настаивали на привилегиях для православного шляхетского сословия Гетманщины. Говоря современным языком, они хотели войти в состав России на правах широкой автономии. Российская сторона в свою очередь стремилась ограничить вольнолюбивые устремления казаков. Понимая, что слишком сильное ущемление прав жителей Запорожской Сечи может привести к новым бунтам, Россия пошла на значительные уступки, но при этом настояла на некоторых особо важных для нее пунктах. Так, гетманы лишались права вести самостоятельную внешнюю политику. Сущность соглашений 8 18 января 1654 года состоялся акт принятия присяги на верность представителей Запорожской Сечи российскому монарху. Бутурлин вручил Хмельницкому грамоту от имени Алексея Михайловича, но сами представители российского посольства от присяги казакам отказались. Они пояснили это тем, что царь не может присягать подданным на верность. Церемония сопровождалась дарением Хмельницкому символов гетманской власти. Ему вручили: булаву — холодное оружие с рукоятью шаровидной формы; хоругвь — боевое знамя; меховую - боярскую шапку. Непосредственно 8 января на верность царю присягнули 284 казака. После этого в течение довольно длительного времени шел процесс приведения жителей Запорожской Сечи к присяге. В некоторых местах это происходило насильственным путем. Единого мнения среди казаков не было, многие опасались менять «польских панов» на русских бояр. Текст соглашения между представителями Гетманщины и Русского царства разрабатывался на протяжении двух месяцев после Переяславской Рады. Его лично редактировал Богдан Хмельницкий.
Переяславская Рада: как принималось решение о присоединении Украины к России
Открывая Раду, Хмельницкий обратился к собравшемуся народу с речью, в которой напомнил о войнах и кровопролитиях, разорявших украинскую землю в течение шести лет. Гетман далее охарактеризовал крайне тяжелое положение тех народов, которые оказались под турецким игом, с горечью говорил о страданиях, причиненных украинскому народу татарскими набегами. Он напомнил также собравшимся о тех страданиях, какие украинский народ перенес под властью польских поработителей. В заключение своей речи Хмельницкий сообщил, что царь Алексей Михайлович прислал к украинскому народу посольство и призвал к единению с братским русским народом. Представители украинского народа встретили этот призыв гетмана возгласами: "Чтоб есми вовеки вси едино были! В феврале 1654 года в Москву было отправлено посольство из представителей высшей казацкой старшины для переговоров об условиях вступления Украины в состав Русского государства.
Результаты переговоров нашли выражение в так называемых Статьях Богдана Хмельницкого и жалованных грамотах русского правительства. После Переяславской Рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. По их данным присягу дали 127 328 лиц мужского пола женщины и крестьяне к присяге не приводились. Отказались присягать ряд представителей казацкой старшины, Брацлавский, Кропивянский, Полтавский, Уманский казацкие полки, некоторые города Заключение Переяславского договора немедленно поставило Россию перед войной с Речью Посполитой. Русско-польская война продолжалась до 1667 года, когда было заключено Андрусовское перемирие, по которому Польша отказывалась от Смоленска и Чернигова и признавала русское владение над левобережной Украиной.
Киев был передан России только на два года, но Россия смогла удержать его за собой, что было закреплено договором 1686 года "Вечный мир". Материал подготовлен на основе информации отрытых источников Переяславская рада 1654 г. Данное историческое событие имело огромное значение как для России, так и для Украины. Всё начиналось с того, что после нескольких попыток Украины дать окончательный отпор полякам Б. Хмельницкий решил попросить помощи у России.
Рассмотрев казачью просьбу, Русское царство приняло решение о проведении мирных переговоров в городе Переяславле, для обсуждения всех сторон. Тридцать первого декабря Василий Бутурлин вместе с российским посольством прибыл в город. Спустя семь дней туда же приехал и Богдан Хмельницкий во главе казаков. Переговоры велись довольно напряжённо и не один час. В итоге казацкий старшина вместе с гетманом согласились дать присягу московскому царю Алексею Михайловичу.
При этом, в тот день присягу принесли лишь около трёхсот человек, включая Богдана Хмельницкого. Однако, условия договора предполагали ответную присягу с российской стороны. Бутурлин же не захотел делать это от имени царя, отвечая «кто я такой, чтобы решать за голову великого государя». Данный часто исключаемый историками факт для многих современных историков довольно важен: ведь он и повлиял позже спустя два года на решение России заключить перемирие с Польшей. После приезда Бутурлина в Россию казаки начали составлять собственные условия на которых они согласны быть подданными России.
Так был написан список из одиннадцати пунктов и в марте 1654 года он был отправлен в Москву с Павлом Тетерей и Самойлом Богдановичем судьями Запорожского войска. В Москве список был пересмотрен, а сами пункты были дополнены. Так был сформирован Переяславский договор, который долгое время был известен в истории под названием «Мартовские статьи». Настала осень 1653 г. Близился к концу шестой год освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого.
За это время казацкое войско одержало ряд выдающихся побед: 6 мая 1648 г. Но не одни победы сопутствовали украинскому народу в борьбе против владычества польских феодалов. Союзник Богдана Хмельницкого - крымский хан не раз предавал казаков. В августе 1649 г. Так же коварно поступил он и в июне 1651 г.
Из-за этого казаки потерпели тяжелое поражение. Татарские ханы, кроме того, беспощадно грабили Украину и массами уводили население в плен. Страшные бедствия причиняли украинскому народу польские феодалы: сжигали целые города и села, а население предавали пыткам и смерти. Опустошение страны привело к хозяйственной разрухе и голоду. Шляхетская Польша была сильным государством.
Она располагала большими средствами и пользовалась поддержкой западноевропейских государств. При таких условиях освободиться от ее ига можно было лишь с помощью России, под защиту которой давно уже стремились разные слои украинского общества. Украину связывало с русским народом историческое прошлое, близость культуры, единство веры и общие задачи борьбы с агрессивными соседями: панской Польшей, Турцией и Крымским ханством. Уже 8 июня 1648 г. Хмельницкий просил также царя об оказании военной помощи.
Через полгода после этого Хмельницкий направил в Москву своего посла - полковника Мужиловского, который повторил содержание этого письма. Однако царское правительство почти шесть лет воздерживалось от принятия Украины под свою власть и неизбежной при этом войны с Польшей. Причин для этого было много. С первых дней освободительной войны на Украине началось массовое показаченье: крестьяне объявляли себя казаками - вольными от крепостнической зависимости, убивали или изгоняли помещиков и вводили казацкие порядки - избирали атаманов, судей, писарей и все общественные дела решали на сельских сходках радах. Одновременно создавались вооруженные отряды, вливавшиеся в главное казацкое войско.
Сведения об этом постоянно поступали в Москву. Дипломат Кунаков, побывавший на Украине, докладывал, например, правительству: «А к Богдану Хмельницкому собиралися в полки многие люди своевольные и пашенные мужики, побив панов своих в их маетностях имениях ». Кунаков советовал крепче оберегать границы Русского государства от украинских повстанцев. Но еще больше пугало русских крепостников бегство их крестьян на Украину для участия в освободительной войне. Причем часто такие беглецы предварительно расправлялись со своими помещиками.
В июне 1648 г. Подавив восстание, царское правительство созвало Земский собор, на котором было принято Уложение 1649 г.
Решение Переяславской рады о воссоединении малороссийских земель с Москвой стало, по сути, итогом всенародного референдума. Здесь нельзя говорить о том, что, как утверждали советские историки, имело место воссоединение России с Украиной. Ведь такого названия как Украина в отношении территории, которая вошла в состав российского государства, тогда не существовало», — пояснил РИА «Новости» научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков. Так было и 370 лет назад, и после Гражданской войны, и после Великой Отечественной», — написал на своей странице в соцсети Артур Парфенчиков. Сегодня события той эпохи имеют принципиальное значение. Исторические параллели очевидны: после развала СССР ущемление прав русскоязычного населения на Украине приняло систематический характер. Против людей, которые стремились сохранить русский язык и русскую культуру, память о подвигах героев Великой Отечественной войны, украинские националисты развязали настоящий террор.
Он происходил из украинских шляхтичей. Когда-то Богдан занимал второй по значимости в запорожском войске пост войскового писаря. Поляки лишили Хмельницкого этого поста. Богдан имел все основания ненавидеть панов: один польский шляхтич дотла сжег его поместье и засек до смерти 10-летнего сына. Войско Богдана двинулось за пределы Сечи. В мае 1648 г.
Весть о победах привлекла к Хмельницкому повстанцев со всей Украины. У него возникла массовая народно-казацкая армия. Союзником Хмельницкого выступил крымский хан. После битв у Пилявец сентябрь 1648 и у Зборова август 1649 король вынужден был поставить вопрос об автономии части украинских земель. Богдан не очень хотел идти на эти переговоры, но хан, получивший от поляков подарки, настаивал, угрожая встать на сторону Речи Посполитой. По Зборовскому договору, число реестровых казаков увеличивалось почти в 4 раза до 40 тыс.
Хмельницкий управлял Запорожьем и Восточной Украиной. Но Богдан тогда уже грезил о великом украинском княжестве, включавшем все южнорусские земли. Беглые крестьяне, не попавшие в новый реестр, не желали возвращаться в крепостную неволю. Они жаждали биться с панами за веру и волю. Старшина и православные украинские шляхтичи не прочь были совсем вытеснить польских и литовских помещиков с украинских земель, они не хотели ограничиваться только уравниванием в правах с католическим шляхетством. В итоге началась новая война украинцев с польскими войсками.
Шла она не так успешно, как первая. В решающем сражении под Берестечком в июне 1651 опять подвел союзник украинцев - крымский хан. Когда уже казалось, что народная армия вот-вот победит, он насильно увез с поля битвы Хмельницкого и отвел свою конницу. Белоцерковский мир, заключенный в сентябре 1651 г. Ясно, что этот мир был только передышкой. В Польше раздавались голоса, требовавшие покончить с запорожскими разбойниками окончательно.
Богдан и старшина понимали, что для продолжения борьбы нужен надежный союзник. Хмельницкий не раз посылал гонцов к царю Алексею Михайловичу, которого звал не иначе, как «великий царь восточный», с просьбой взять восставшие территории под свою руку. В Москве медлили, потому что еще свежа была в памяти катастрофа под Смоленском, а принятие такого решения означало непременную новую войну с Речью Посполитой. В 1653 г. Украинцы опять воевали с панами.
Шляхтич герба Абданк на королевской службе, получивший образование в иезуитском коллегиуме, свободно владеющий польским и латынью, он всё равно оставался вторым сортом как православный и русский. Поэтому проиграл в споре за имущество и женщину своему соседу, «настоящему шляхтичу», поляку. Его личная обида резонировала с обидами десятков тысяч людей, тем более что в прошлые годы именно Хмельницкий не раз входил в состав депутаций для представления Сейму и королю жалоб на насилие, которому подвергались казаки.
Поэтому за энергичным и харизматичным человеком пошли многие. Показательным является тот факт, что к повстанцам сразу примкнул отряд реестровых казаков из польского гарнизона, находившегося при Сечи. Они разумно мотивировали это тем, что «воевать казаками против казаков — всё равно что волком пахать». Сумев привлечь на свою сторону крымских татар, чей главный интерес состоял исключительно в грабеже, Богдан быстро добился ошеломляющих успехов. Но и здесь стоит отметить, что переговоры гетмана с Москвой о союзничестве начались еще в январе 1649 г. Промосковская партия существовала на Украине всегда, поскольку была совершенно органичной в тех условиях: рядом были только жестокие татары, за которыми стояла Османская империя, и ненавистные поляки. Турецкий султан, у которого и сам гетман в свое время два года провел в рабстве, не спешил принимать Украину под свою руку. А идея перейти под подданство единоверного и единородного православного царя была популярна в угнетенных низах, среди горожан и даже некоторой части духовенства в целом стремившегося к автономии.
Только первые попытки заручиться российским покровительством были встречены в Москве без энтузиазма. Царь Алексей Михайлович не любил войн и вообще конфликтов, а три предыдущих встречи с задиристой Речью Посполитой закончились плохо. Попытка вернуть Смоленск под свою руку обернулась для Русского царства в 1634 году болезненным поражением. Польша, если кто не помнит, начиналась сразу за Великими Луками. Да и внутренних проблем хватало. Проводником украинских интересов стал новый патриарх Никон , который и списывался с запорожским гетманом напрямую, инструктировал его, как действовать. И вернулись к вопросу о союзе только в безвыходной для Богдана ситуации после разгромной битвы под Берестечком. Еще до окончания боев литовский гетман Януш Радзивилл занял Киев.
Лучший полководец Крыма Тугай-бей погиб, а Хмельницкий совершенно потерял лицо и остался без армии — под его рукой было всего лишь три тысячи казаков. Все города, закрепленные за казачеством по Зборовскому договору — Киев, Чернигов, Брацлав — перешли под контроль поляков. Они, конечно, не довели дело до окончательного разгрома, поскольку у короля Яна Казимира закончились деньги на наемников, а руководитель шляхетского ополчения, лютый Иеремия Вишневецкий , скоропостижно скончался.
«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа
Трактовка Переяславской Рады как воссоединения Украины и России, принятая ранее в советской историографии, устарела и не соответствует историческим фактам: никакой Украины и украинцев в 1654 году не было. собрание представителей украинского народа во главе с Богданом Хмельницким, принявшее решение о присоединении Украины к России. Переяславская рада — собрание представителей запорожского казачества во главе с Богданом Хмельницким, состоявшееся в январе 1654 г. в Переяслав-Хмельницком. Оригинальные документы Переяславской рады не сохранились до нашего времени и потому характер. В результате антипольского восстания под проводом Богдана Хмельницкого она будто бы и стала независимой, но была не настолько сильной, чтобы добиться междуна. Брошюра посвящена анализу исторических фактов, связанных с одним из важнейших событий в истории нашей страны – объединения Украины и России («Переяславской радой») в январе 1654 года. Затем Е. Охманьски представил события, которые привели к созыву Переяславской Рады, являющиеся, по его мнению, результатом предпринятых Москвой решений об объявлении войны с Речью Посполитой.
Переяславская рада 1654 года: причины проведения и итоги
Постоянные измены Крымского ханства, ненадёжность со стороны других союзников толкали гетмана на поддержание тесных контактов с Москвой, которая была заинтересована в росте своего влияния на Украине. Подготовка Переяславской рады Осенью 1653 г. Земский собор , проходивший в Москве, принял решение о включении Левобережных территорий Днепра в состав Московского государства, а 23 октября 2 ноября 1653 г. Для ведения переговорного процесса между Московией и мятежными провинциями Речи Посполитой в Переяславщину из Москвы 9 19 октября 1653 г. В составе московского посольства также были окольничий И. Олферьев, дьяк Л. Лопухин и представители духовенства. Местом проведения генерального военного совета был избран г. Переяслав , куда посольство прибыло 31 декабря 1653 г. Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 6 16 января 1654 г. Генеральный военный совет в Переяславе 8 18 января 1654 г.
В нём приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и 5 других казацких полков и жители Переяслава. Не было представителей от мещан кроме Переяслава и духовенства.
Следует отметить, что обращения о принятии запорожского казачества в подданство Русского государства неоднократно поступали в Москву в течение предыдущих десятилетий. В том числе в ходе восстаний Косинского 1591—1593 , Павлюка 1637 , Острянина 1638. От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года.
Осенью 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о включении Левобережных территорий Днепра в состав Московского государства. Для ведения переговоров из Москвы в октябре 1653 года отправилось большое посольство во главе с боярином Бутурлиным. Гетман Богдан Хмельницкий созвал сюда же на 18 января 1654 года Раду, которая отличалась от обычных старшинских или войсковых рад тем, что была «явной всему народу», то есть открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Впрочем, самой Великой Раде с утра того же дня предшествовал тайный старшинский совет запорожского казачества, а днем — Генеральный военный совет, в котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков — 14 из 17.
Открывая Раду, Богдан Хмельницкий напомнил о войнах и кровопролитиях, разорявших украинскую землю в течение шести лет. Напомнил собравшимся о тех страданиях, какие народ перенес под властью польских поработителей. В заключение своей речи гетман сообщил, что царь Алексей Михайлович прислал посольство и призвал к единению с братским русским народом. После чего казаки принесли присягу, а гетману от царя была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. Вся Рада дружно кричала «Навiки разом!
По их данным, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян. Переяславская Рада позволила России приобрести часть земель Западной Руси, в том числе древнего Киева , который московские великие князья и цари на протяжении веков считали своей вотчиной. Это событие стало очередным этапом собирания земли русской и приобрело для всей православной цивилизации сакральный смысл. Сегодня к власти в «Незалэжной» пришли силы, которые не имеют ничего общего с интересами, как Украины, так и всего русского мира. Кураторы нынешней киевской власти поставили своей целью разрушить восточнославянское братство и превратить Украину в АнтиРоссию.
Ставка в реализации задуманного сделана на олигархические кланы, которые обогащаясь, деребанят Украину, превращают ее в экономически отсталую и зависимую окраину Запада.
Так было и 370 лет назад, и после Гражданской войны, и после Великой Отечественной», — написал на своей странице в соцсети Артур Парфенчиков. Сегодня события той эпохи имеют принципиальное значение. Исторические параллели очевидны: после развала СССР ущемление прав русскоязычного населения на Украине приняло систематический характер. Против людей, которые стремились сохранить русский язык и русскую культуру, память о подвигах героев Великой Отечественной войны, украинские националисты развязали настоящий террор.
Инспирированный Западом госпереворот на Украине вверг ее в острую фазу кризиса. Люди в ряде юго-восточных регионов не согласились с перспективой жить во враждебном к русским украинском государстве. Жители Крыма приняли решение о возвращении в состав России.
А православный християнский Великий Государь, Царь Восточный, есть с нами единаго благочестия Греческаго закона, единаго исповедания, едино есми тело церкви православием Великия России, главу имуще Иисуса Христа. Той Великий Государь, Царь християнский, сжалившися над нестерпимым озлоблением православныя церкви в нашей малой России, шестьлетных наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое своё Царское сердце и нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с Царскою милостыо своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме Его Царския высокия руки благотишнейшего пристанища не обрящем; а будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет, вольная дорога. К сим словам весь народ возопил: волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели не навистнику Христову, поганину, достати.
Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно; потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! Хмельницкий выразил пожелание, чтобы послы первыми принесли присягу от лица Русского царя. Однако В. Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным. После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека.
От лица царя гетману вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь , булава и шапка. Основная статья: Мартовские статьи После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий, на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя. В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов, называемый Мартовскими статьями , который привезли в Москву в марте 1654 г. Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами [9].
Была ли Переяславская рада воссоединением Украины с Россией
Горькое пророчество «Парламентской газеты» Памятники Богдану Хмельницкому и сегодня стоят не только в Крыму и на Донбассе, но и во многих городах Украины, однако чувствует себя гетман там явно не в своей тарелке. Особенно тяжело ему в Переяславе-Хмельницком или, точнее, — теперь просто в Переяславе. В октябре минувшего года, уже при власти «слуги народа» Владимира Зеленского, Верховная Рада Украины ничтоже сумняшеся отобрала у этого города, где состоялась Переяславская рада, часть названия. Якобы такое решение способствует восстановлению национальной памяти украинского общества, а также преодолению исторических мифов об извечном стремлении украинского народа к воссоединению с русским народом. Митинг в честь 366-й годовщины Переяславской рады. Цитирую: «Удивительно, как украинские наци вообще до сих пор не сбросили с пьедестала вслед за Владимиром Лениным и другими российскими и советскими вождями ещё и Богдана Хмельницкого. А заодно и не переименовали названные именем «пророссийского гетмана» города Хмельницкий и Переяслав-Хмельницкий вкупе с десятками сёл». И вот, как писал киевлянин и, одновременно, великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков, «нате вам Шарикова, ешьте его с кашей!
Земли двух братских народов, когда-то входившие в единое Древнерусское государство, соединились вновь. И пусть решение Переяславской рады распространилось далеко не на все украинские территории, оно имело ключевое значение для будущего обеих стран.
Ведь именно в единстве Украины и России достигались такие поистине исторические цели, как выход к Черному морю, освоение юга, возможность дальнейшего объединения самих украинских земель. Союз наших народов обусловил успех крупнейших оборонных и экономических проектов. И конечно, без него было бы трудно как сохранить, так и развивать наши, столь близкие национальные культуры. Стоит напомнить и о другом: эпоха, когда впервые сложился мощный государственный союз славян Восточной Европы, по времени много дальше от Переяславской рады, чем Переяславская рада — от сегодняшнего дня. Почти вдвое дальше. При этом духовное наследие Древней Руси — в течение столетий и несмотря ни на что — продолжало объединять русские, украинские, белорусские земли. Ему не мешали ни новые границы, ни опустошительные нашествия, ни острые внутренние конфликты. И пусть даже эта общность не всегда осознавалась — но всеми чувствовалась. И в обеих странах, и за их пределами.
Казацкая старшина и украинское шляхетство стремились при содействии русского царя закрепить свои сословные привилегии и превратиться в правящий класс на Украине путём обеспечения политической автономии в рамках Русского государства. В целом, воссоединение Украины с Россией имело прогрессивное значение для последующего экономического, политического и культурного развития украинского народа, оно укрепило союз и дружбу двух братских народов, совместно боровшихся против иноземных захватчиков. Часть православного населения Речи Посполитой, присоединившись к Русскому государству, избавилась от национального и религиозного угнетения. Для России соглашение привело к приобретению части земель Западной Руси. Дипломатическая история освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг. Киев, 1962; Заборовский Л. Прага, 1930; Переяславская Рада и гармонизация украино-российских отношений: история и культура, наука и образование: по материалам Второй Международной научно-практической конференции 13 декабря 2007 г.
Когда пропаганда ненависти к России и всему русскому свела с ума многих людей? Не только нужно и уместно, но и абсолютно необходимо. Если в советское время дата 18 января 1654 года имела во многом символическое и идеологическое значение, то сегодня она наполнена актуальным политическим и цивилизационным смыслом. Наш Президент назвал целью России объединение русского народа. К единству стремились и участники Переяславской рады, которые, кстати, называли себя русскими, а не украинцами.