Ко времени рождения в семье Менделеевых осталось в живых два брата и пять сестер, восемь детей умерли еще в младенческом возрасте и троим из них родители не успели дать даже. Предприятие принадлежало брату Менделеевой, он передал его сестре, чтобы поддержать её семью.
Дмитрий Иванович Менделеев: жена и дети. Личная жизнь ученого
Дмитрий Иванович Менделеев, родившийся последним, семнадцатым ребенком в семье, получил свои первые уроки химии наблюдая производственный цикл на стекольном заводе. Предприятие принадлежало брату Менделеевой, он передал его сестре, чтобы поддержать её семью. Вскоре Иван ослеп и потерял работу, а забота о семье легла на плечи его жены, Марии Менделеевой.
Чем известен Дмитрий Менделеев?
- Смотрите также
- В Тюменской области активисты выступили против создания отеля в здании, где родился Менделеев
- 2. Род сибирских купцов и промышленников
- Потомки Менделеева жили по-черному - МК
- Жизнь профессора Дмитрия Менделеева
Вы точно человек?
Далее, что он в следствии утверждённого плана учебным начальством, не осмеливался на размещение Пансиона в бель-этаж. Я не могу судить о бывшем состоянии Гимназии и Пансиона, потому что если неопрятность и была во время управления Г. Менделеева, что кажется мне после всего здесь сказанного несомнительным, то от всех сих беспорядков не осталось уже ни малейшего следа ныне, когда Г. Миллер содержит Пансион и Гимназию в черезвычайной чистоте и приличии.
Из приложенного журнала о испытании в науках усмотрел Совет успехи Учеников по частям. Одно только нахожу нужным прибавить, что в отношении к практике языков успехи найдены весьма не удовлетворительны. Но могу ли удержаться, чтоб не жаловаться на скудное содержание Учителей.
Можно ли взыскивать с них недостаток рвения, и можно ли не извинить их желание скорее провести урокичные годы и освободиться от положенного на иных Учительского звания? В особенности обратил внимание на поправки, произведённые в 1825 году. Печи, полы, замки потёртыми уже, чего бы не должно ожидать еще судя по времени.
Важный недостаток, что от употребления сеней с лестницами, ближайшие покои почти не могут быть обитаемы; а на восточной стороне холод совершенно не выносим. Другой недостаток от устройства отходов из которых одни очень удалены от Главного корпуса, а другой находящийся в оном наносит дурной запах. Более других терпит от него Менделеев в своей квартире.
Яснее может усмотреть Совет усмотреть сиё состояние строений из приложенной мною бумаги под буквой «Х». Менделеев отлучился в Царицын и возложил всё попечение на Учителя Орлова, которому может быть Правление и не могло бы столько доверить. Правление Университета обманулось однако же в опытности Г.
Менделеева потому, что он сам сознаётся в противном, но допустил однако ж начальство оставаться в сём заблуждении может быть к вреду Гимназии, покуда ему предоставляем был случай воспользоваться сим недостатком его опытности, чтобы оправдаться против его обвинения Г. Попечителя Магницкого. Хотя правда, что часть денег остались в сбережении, но и спрашивается при соблюдении другого порядка, не осталось бы их более Успел ли я совершенно достигнуть той цели, которую предположил Совет, отправляя меня в Саратов, я тем не менее могу быть уверен, что мне не дано было никаких наставлений, ни словесных, ни письменных, на что я должен был обращать внимание при моих исследованиях.
Правление Университета удовольствовалось только сим кратким выражением : «произвести законное исследование об увольнении Директора Саратовских Училищ, об определении на место его Г. Миллера и об обидах от последнего». В разумности увольнения Г.
Менделеева от должности мне кажется, что после всего сказанного нельзя оправдывать Г. Менделеева в упущениях по должности, но что обвинения однако не во всей обширности своей могут быть приняты. Когда последовало его отрешение от должности и определение на место его Г.
Миллера, то Г. Менделеев с сего времени перестал быть Директором Гимназии, в следствии приказаний бывшего Г. Попечителя, но не хотел однако в своих поступках признавать Миллера Директором.
Ещё более Г. Менделеев все отношения к нему Г. Миллера заключающие в себе распоряжения, какие последний по должности своей почитал сделать нужным, принимал за притязания к нему, будто бы по ненависти и жалуется начальству на оскорбления.
Справедливость замечаний в предписаниях Г. Миллера трудно было бы доказать, потому что надобно верить или словам того или другого. Гражданский Губернатор Панчулидзев, получив просьбу от Г.
Менделеева, в которой он жаловался на обиды, нанесённые ему от Миллера, вызвался быть между ними посредником, и пригласив их 22 Марта к себе, предложил помириться. Ссорящиеся уговорились разменяться бумагами, которые они писали друг против друга. Менделеев требовал расписки от Миллера в том, что он писал о нём в запальчивости.
Миллер хотел письменного удовлетворения, что слова Менделеева: «вон, вон», были сказаны по необдумости. Предложения были приняты. Миллер сдержал слово, а Менделеев нет.
Панчулидзев в своём отношении ко мне даёт точно такое толкование. Менделеев сделал дурное употребление из записки Миллера: представил её в правление Университета, в доказательство того, что поступки Миллера надо приписывать запальчивости. Я так же хотел помирить их.
Оба оказали равное желание в начале. Менделеев сам хотел сим ознаменовать день праздника Казанской Божией Матери. Приготовления его были похвальны: он был у заутрени, у обедни, у вечерни, два раза служил молебен дома; но после всего этого пришёл ко мне и объявил, что он никак мириться с Миллером не может.
Такова была моя неудача по словесным моим предложениям. Петербург 1820 года. На странице 502 в параграфе 21 сказано: Буде кто с кем в обиде помирился, то иска нет.
На стр. Впрочем всеобщая молва в Саратове совершенно на стороне Миллера. Он в такой степени сумел приобрести себе доверенность всех, что некоторые отдали своих детей в Гимназию, для того, что Миллер начальником оной, а другие по их словам тогда лишь хотели отдать, когда Миллер будет утверждён Директором.
Из сего можно предположить, что тамошняя Гимназия под его управлением будет в гораздо лучшем состоянии. В заключение должен я ещё присовокупить замечание, которого справедливость непременно требует. Если Г.
Менделеев получает полное жалование Директора, между тем как не печётся ни об одном учебном заведении, то по всей справедливости и Г. Миллеру, показывающему неутомимую деятельность, должно быть выдано полное Адъюнктское жалование за всё время отправления им должности Директора в Саратове. Профессор, Коллежский Советник и Кавалер Ф.
Как видим, симпатии Эрдмана в целом на стороне Миллера, тогда как в адрес Менделеева высказано немало упреков. Хотя итоги ревизии были доложены Совету в декабре 1826 г. Протопопов в донесении ко мне от 3-го Сентября согласился на перемещение в Директоры Пензенских Училищ.
В следствии сего и согласно предписанию Господина Министра Народного Просвещения, от 8-го прошедшего года Августа предлагаемого Совету Университета: 1. Перевести Протопопова из Тобольска в Пензу. Визитатору Сибирских Училищ особенно наблюдать за его управлением.
Предписать кому следует о выдаче Гг. Протопопову и Менделееву, на проезд до нового места служения, прогонные деньги по чину, заимообразно до отпуска из Казанских Палат, из экономических сумм Гимназий Тобольской и Саратовской. О утверждении же Г.
Протопопова Директором Пензенских, а Г. Менделеева Тобольских Училищ, и об ассигновании им денег по чину я вместе с сим представил Господину Министру Народного Просвещения. Стоит ли говорить, что не имевший покровителей сын сельского священника И.
Менделеев в создавшейся ситуации был обречен на поражение. И сколько бы Иван Павлович не доказывал правоту тех или иных поступков, доводы его в расчет не принимались. Несомненно, идеальным директором вверенных ему учебных заведений И.
Менделеев не мог стать уже лишь по объективным причинам, вследствие бюрократического пресса и повсеместного доносительства, процветавшего среди чиновников любого ранга. По службе он лицом к лицу столкнулся с нечестностью ряда должностных лиц. Что греха таить, примерным администратором в управленческой системе той эпохи он не мог стать и по ряду личных качеств и, прежде всего, по мягкости своего характера, природной доброте и перегруженности служебными делами, перешедшими к нему от предшественников в плачевном состоянии.
Между тем любая административная система требует людей жестких и прагматичных, способных и начальству угодить, и о себе не забыть. Иван Павлович оказался человеком совсем иного склада, современники характеризуют его как человека деятельного и активного, радеющего за судьбы своих воспитанников, необычайно честного и религиозного. Даже пройдя через все испытания, выпавшие на его долю, от своих убеждений и идеалов юности он не отказался и остался верен им до конца жизни.
На наш взгляд, «Дело» является ярчайшим примером зависимости и полной беспомощности администратора александровской, а затем и николаевской эпохи от вышестоящего начальства. Не зря в российской литературе XIX века образ «маленького человека» столь популярен: это была эпоха, когда «чин шел впереди личности». Как видим, начальный конфликт со своенравным и не ценящим людей Магницким сменился еще более острой ссорой с карьеристом Миллером, а в конце Менделеев вынужден был оправдываться за каждую мелочь перед въедливым педантом Эрдманом которому столь же аккуратный «инородец» был явно симпатичен.
Иван Павлович был вынужден писать пространные объяснения, испытывая явные унижения. Тем не менее на его стороне была правда: вся его деятельность на посту директора была направлена на благо учащихся, и никакой ревизор не смог доказать обратного. Попытки обвинить его в пьянстве или хищениях провалились.
Cемья Менделеевых вынуждена была стоически переносить это испытание и не могла покинуть Саратов до окончания затянувшегося процесса проверки и разбирательства «проступков» главы семейства. Кошмар длился целых два года и завершился лишь к концу 1827 г. Трагедия усугубилась тем, что в 1826 г.
Не будем забывать, что в 1827 г. Мария Дмитриевна родила седьмого ребенка, тоже Марию младшую , и семья вернулась в Сибирь лишь к февралю 1828 г. Лишь после прочтения «Дела» можно лучше понять некоторые фразы из писем Ивана Павловича к родственникам во Млево [10], [27], которые раньше были не вполне ясны.
Теперь понятно, почему Менделеевы называют Саратовский период «временем несчастий наших», в котором они видели «горестей больше чем радостей». Яснее становится, почему своего племянника Иван Павлович поучает примерно так: «везде будешь иметь над собой начальство, следственно от взыскательности, от зависимости никуда не уйдешь»; «нужна строгость, но не менее этого необходима осмотрительность и благоразумие»; «я сам много грешивший, от сего много потерпел, теперь стал старше, и вижу кое-где свои промахи, но не воротишь»; «вот тебе совет дряхлого старика, который кровавыми опытами на себе самом дознал и дознает, что без Бога ни до порога». И, наконец, «прошу покорно не со всеми быть откровенным о сей переписке.
Есть у вас служащие, кои меня знают, следовательно, могут в чем-либо Вам попрепятствовать»... Действительно, хотя после Саратова Иван Павлович получил должность директора гимназии в Тобольске, но административный надзор за ним некоторое время продолжался. Отметим, что затрагиваемый в документах период 1823-1827 гг.
Напрашивается невольное сравнение, что у Ивана Павловича, именно в конце 1825 г. Возможно, именно это — одна из причин, почему позднее семья Менделеевых так сблизилась и даже породнилась со ссыльными декабристами. И еще один итог, возможно, сыгравший ключевую роль в судьбе будущего великого химика.
Как известно, в 1849 г. Но не в Казань! Хотя по положению именно там он должен был продолжить образование как выпускник Тобольской гимназии, входившей в состав Казанского учебного округа.
Нам видится, что причина этого — не столь далекие саратовские события, забыть о которых жене Ивана Павловича было просто невозможно. Литература 1. Холодный Г.
Историческая записка о Тамбовской гимназии. Чернов А. Менделеевы в Тамбове.
МИНЦ, 2009. Бабаев Е. Лажечников И.
Минаков А. Исторический портрет М. Фролова С.
Черняев П. Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Семёнов В.
НА РТ.
Менделеева связана, прежде всего, с поиском учёным физических причин периодичности. Так как свойства элементов находились в периодической зависимости от атомных весов, массы, исследователь мыслил возможность пролить свет на эту проблему, выясняя причины сил тяготения и посредством изучения свойств передающей их среды. Концепция « мирового эфира » имела в XIX веке большое влияние на возможное решение данной проблемы. Предполагалось, что «эфир», заполняющий межпланетное пространство, является средой, передающей свет, тепло и гравитацию. Исследование сильно разреженных газов представлялось возможным средством к доказательству существования названной субстанции, когда свойства «обычного» вещества уже не способны бы были скрывать свойства «эфира». Одна из гипотез Д. Менделеева сводилась к тому, что специфическим состоянием газов воздуха при большом разрежении и мог оказаться «эфир» или некий газ с очень малым весом.
Менделеевым написано на оттиске из «Основ химии», на периодической системе 1871 года: «Легче всех эфир, в миллионы раз»; а в рабочей тетради 1874 года учёный выражает ещё более ясно ход мысли: «При нулевом давлении у воздуха есть некоторая плотность, это и есть эфир! Тем не менее, среди его публикаций этого времени таких определённых соображений не высказано Д. В контексте предположений, связанных с поведением сильно разреженного газа инертного — «наилегчайшего химического элемента» в космическом пространстве, Д. Менделеев опирается на сведения, полученные астрономом А. Белопольским : «Инспектор Главной Палаты мер и весов , обязательно снабдил меня следующими результатами новейших исследований, в том числе и г. А далее он прямо ссылается на эти данные в своих выводах [66] [67]. При всей гипотетической направленности исходных предпосылок этих исследований, основным и наиболее важным результатом в области физики, полученным благодаря им Д. Менделеевым, явился вывод уравнения идеального газа, содержащего универсальную газовую постоянную.
Также очень важным, но несколько преждевременным, было предложенное Д. Менделеевым введение термодинамической шкалы температур. Учёным также было избрано правильное направление для описания свойств реальных газов. Вириальные разложения , использованные им, соответствуют первым приближениям в известных сейчас уравнениях для реальных газов. В разделе, имеющем отношение к исследованиям газов и жидкостей, Д. Менделеевым сделано 54 работы [13]. Учение о растворах[ править править код ] В 1905 году Д. Тут моё богатство.
Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною…» Николай Александрович Ярошенко. На портрете Ярошенко у Менделеева три ноги. Во время позирования Менделеев изменил позу, а Ярошенко забыл[ источник не указан 2892 дня ] закрасить ступню На протяжении всей своей жизни Д. Менделеева не ослабевал его интерес к «растворной» тематике. Наиболее значительные его исследования в этой области относятся к середине 1860-х, а важнейшие — к 1880-м годам. Тем не менее, публикации учёного показывают, что и в другие периоды своего научного творчества он не прерывал изысканий, способствовавших созданию основы его учения о растворах. Концепция Д. Менделеева эволюционировала от весьма противоречивых и несовершенных первоначальных представлений о природе этого явления в неразрывной связи с развитием его идей в других направлениях, в первую очередь — с учением о химических соединениях.
Менделеев показал, что правильное понимание растворов невозможно без учёта их химизма, отношения их к определённым соединениям отсутствия грани между таковыми и растворами и сложного химического равновесия в растворах — в разработке этих трёх неразрывно связанных аспектов заключается основное его значение. Однако сам Д. Менделеев никогда не называл свои научные положения в области растворов теорией — не сам он, а его оппоненты и последователи так именовали то, что он называл «пониманием» и «представлением», а труды настоящего направления — «попыткой осветить гипотетическим воззрением всю совокупность данных о растворах» — «…до теории растворов ещё далеко»; основное препятствие в её формировании учёный видел «со стороны теории жидкого состояния вещества». Развивая это направление, Д. Менделеев, поначалу априорно выдвинув идею о температуре, при которой высота мениска будет нулевой, в мае 1860 года провёл серию опытов. При определённой температуре, которую экспериментатор назвал «абсолютной температурой кипения», нагретый в парафиновой ванне в запаянном объёме жидкий хлорид кремния SiCl4 «исчезает», перейдя в пар. В статье, посвящённой исследованию, Д. Менделеев сообщает, что при абсолютной температуре кипения полный переход жидкости в пар сопровождается уменьшением поверхностного натяжения и теплоты испарения до нуля.
Эта работа — первое крупное достижение учёного. Теория растворов электролитов приобрела удовлетворительную направленность, только восприняв идеи Д. Менделеева, когда произошёл синтез гипотезы о существовании ионов в растворах электролитов с менделеевским учением о растворах. Растворам и гидратам Д. Менделеевым посвящено 44 труда [13] [68].
Серия плакатов посвящена теме многодетности, размещены плакаты в Москве, Омске и Ростове. Редакция Правмира решила продолжить идею и дополнить коллекцию плакатов.
Тратя последние средства и силы, Мария Дмитриевна покинула родную Сибирь и сделала все, чтобы определить сына в университет в Санкт-Петербурге.
Через пару недель после его зачисления она со спокойной душой скончалась. Спустя годы Менделеев выпустил фундаментальный труд «Исследование водных растворов по удельному весу», который начал со слов благодарности матери. Оставшись совершенно один, Менделеев ушел в науку, посвящая ей все свободное время. В возрасте 21 года он с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге и сразу же стал преподавателем. Ученый занимался вопросами сельского хозяйства, воздухоплавания и освоения Крайнего Севера. Именно Менделеев изобрел пироколлодийный порох , предложил наилучшие конструкции коромысла, принимал участие в строительстве первого в мире арктического ледокола. А в возрасте 53 лет исследователь, для того чтобы изучить явление полного солнечного затмения, в одиночку совершил полет на воздушном шаре. Чем однозначно удивил общественность.
Менделеев совершил полет для наблюдения полного солнечного затмения. Изобретатель, к слову, страшно обижался , когда ему говорили, что свою знаменитую периодическую таблицу он увидел во сне. Когда очередной репортер, разговаривая с Менделеевым, упомянул эту байку, тот в сердцах воскликнул : «Я над ней, может, 25 лет думал, а вы полагаете: сидел, и вдруг пятак за строчку, пятак за строчку — и готово! Его производство в России было налажено, когда будущий химик был еще ребенком. Менделеев же просто защищал диссертацию на тему «О соединении спирта с водой». По натуре Дмитрий Иванович был человеком страстным и увлекающимся, что в глазах общественности никак не вязалось с образом рассудительного ученого. Первый раз ученый женился на Феозве Лещевой, падчерице писателя Ершова, того самого автора «Конька-Горбунка». В браке у них родилось 3 детей.
Феозва была неглупой женщиной, но никак не могла подстроиться под вздорный характер супруга. Любые мелочи, отвлекающие ученого от занятий наукой, оборачивались скандалом. Менделеев кричал на домашних, метал в стену вещи и мог впасть в ярость даже из-за недостаточно горячего чая. Поругавшись с женой, он уходил в лес и залезал в дупло, чтобы поработать в абсолютной тишине. Там у него была оборудована своеобразная лаборатория, в которой помещались стул и небольшой столик. Наличие жены и детей не помешало Менделееву сделать предложение гувернантке своей дочери.
Они родились… семнадцатыми
Его отец, Иван Менделеев, ослеп и умер, когда дети были маленькими, поэтому вся забота о большой семье перешла к матери, Марии Дмитриевне. Эта энергичная, незаурядного ума женщина успевала всё: управлять небольшим стеклянным заводом, заботиться о детях, следить за хозяйством. Младшие Менделеевы ничем не были обделены и все получили прекрасное образование. Поэтому неудивительно, что Менделеев, всю жизнь окруженный братьями, сестрами и соседскими детьми, обожал общаться с малышами уже будучи взрослым. В его доме постоянно гостили крестьянские ребятишки и отпрыски многочисленных друзей. Он не делал различий между ними и собственными детьми; в гостях у Менделеева каждому было хорошо и уютно. Любимым развлечением Дмитрия Ивановича был домашний театр — дети устраивали постановки прямо в сенном сарае. Не зря по образованию великий химик был, прежде всего, педагогом: он пошел по стопам отца и окончил физико-математический факультет главного Педагогического института Санкт-Петербурга. Уроки химии в гимназии он прогуливал, а латынь не переносил на дух. Тобольская гимназия, в которой учился Д.
Менделеев Единственными предметами, которыми он охотно занимался, были физика и математика. Нелюбовь к классическому обучению у него осталась на всю жизнь — даже во время обучения в Главном педагогическом институте Петербурга будущий ученый остался на второй год. Удивительно было то, что он вообще туда попал: набор в педагогический тогда проводился раз в два года и в 1850 году его не было. Пришлось похлопотать Марии Дмитриевне: она подала ходатайство в министерство с просьбой сделать исключение для ее сына. Таким образом Менделеев оказался на первом курсе. Закончил он его плохо — по всем предметам, кроме математики, умудрился получить «неуд». Однако на старших курсах дело пошло на лад: среднегодовой балл Менделеева стал равен 4,5 при единственной тройке — по Закону Божьему, и в 1855 году он окончил институт с золотой медалью. Тем не менее впоследствии Дмитрий Иванович сам признавался, что в министерстве просвещения его не любили и должность штатного доцента органической химии дали неохотно: «Считают бунтарем, но всё-таки пришлось им подписать приказ о назначении». Любимым стихотворением Менделеева было «Молчание» Ф.
Тютчева: Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум… Его дом всегда был полон гостей: к Дмитрию Ивановичу приезжали Гоголь, Сеченов, Мечников, Глинка, Баратынский, Вернадский.
Нечистота и неопрятность в здании Гимназии и содержании Пансиона. Нечистота произошла в Пансионе от того, что во время перестроек классы помещались в нижнем этаже, что ученики приходили до начала учения, что дети выходя далеко за естественной нуждой наносили грязь и песок, что служители пренебрегали его приказаниями; что ветхая кровать ученика Пустышкина, отлучившегося к родителям, делала безобразие, в том Г. Менделеев признался.
Профессор Никольский в представлении своём говорит, что Г. Попечитель обозревал Гимназию в осеннее время, когда классы переведены были на нижний этаж. Далее, что он в следствии утверждённого плана учебным начальством, не осмеливался на размещение Пансиона в бель-этаж. Я не могу судить о бывшем состоянии Гимназии и Пансиона, потому что если неопрятность и была во время управления Г.
Менделеева, что кажется мне после всего здесь сказанного несомнительным, то от всех сих беспорядков не осталось уже ни малейшего следа ныне, когда Г. Миллер содержит Пансион и Гимназию в черезвычайной чистоте и приличии. Из приложенного журнала о испытании в науках усмотрел Совет успехи Учеников по частям. Одно только нахожу нужным прибавить, что в отношении к практике языков успехи найдены весьма не удовлетворительны.
Но могу ли удержаться, чтоб не жаловаться на скудное содержание Учителей. Можно ли взыскивать с них недостаток рвения, и можно ли не извинить их желание скорее провести урокичные годы и освободиться от положенного на иных Учительского звания? В особенности обратил внимание на поправки, произведённые в 1825 году. Печи, полы, замки потёртыми уже, чего бы не должно ожидать еще судя по времени.
Важный недостаток, что от употребления сеней с лестницами, ближайшие покои почти не могут быть обитаемы; а на восточной стороне холод совершенно не выносим. Другой недостаток от устройства отходов из которых одни очень удалены от Главного корпуса, а другой находящийся в оном наносит дурной запах. Более других терпит от него Менделеев в своей квартире. Яснее может усмотреть Совет усмотреть сиё состояние строений из приложенной мною бумаги под буквой «Х».
Менделеев отлучился в Царицын и возложил всё попечение на Учителя Орлова, которому может быть Правление и не могло бы столько доверить. Правление Университета обманулось однако же в опытности Г. Менделеева потому, что он сам сознаётся в противном, но допустил однако ж начальство оставаться в сём заблуждении может быть к вреду Гимназии, покуда ему предоставляем был случай воспользоваться сим недостатком его опытности, чтобы оправдаться против его обвинения Г. Попечителя Магницкого.
Хотя правда, что часть денег остались в сбережении, но и спрашивается при соблюдении другого порядка, не осталось бы их более Успел ли я совершенно достигнуть той цели, которую предположил Совет, отправляя меня в Саратов, я тем не менее могу быть уверен, что мне не дано было никаких наставлений, ни словесных, ни письменных, на что я должен был обращать внимание при моих исследованиях. Правление Университета удовольствовалось только сим кратким выражением : «произвести законное исследование об увольнении Директора Саратовских Училищ, об определении на место его Г. Миллера и об обидах от последнего». В разумности увольнения Г.
Менделеева от должности мне кажется, что после всего сказанного нельзя оправдывать Г. Менделеева в упущениях по должности, но что обвинения однако не во всей обширности своей могут быть приняты. Когда последовало его отрешение от должности и определение на место его Г. Миллера, то Г.
Менделеев с сего времени перестал быть Директором Гимназии, в следствии приказаний бывшего Г. Попечителя, но не хотел однако в своих поступках признавать Миллера Директором. Ещё более Г. Менделеев все отношения к нему Г.
Миллера заключающие в себе распоряжения, какие последний по должности своей почитал сделать нужным, принимал за притязания к нему, будто бы по ненависти и жалуется начальству на оскорбления. Справедливость замечаний в предписаниях Г. Миллера трудно было бы доказать, потому что надобно верить или словам того или другого. Гражданский Губернатор Панчулидзев, получив просьбу от Г.
Менделеева, в которой он жаловался на обиды, нанесённые ему от Миллера, вызвался быть между ними посредником, и пригласив их 22 Марта к себе, предложил помириться. Ссорящиеся уговорились разменяться бумагами, которые они писали друг против друга. Менделеев требовал расписки от Миллера в том, что он писал о нём в запальчивости. Миллер хотел письменного удовлетворения, что слова Менделеева: «вон, вон», были сказаны по необдумости.
Предложения были приняты. Миллер сдержал слово, а Менделеев нет. Панчулидзев в своём отношении ко мне даёт точно такое толкование. Менделеев сделал дурное употребление из записки Миллера: представил её в правление Университета, в доказательство того, что поступки Миллера надо приписывать запальчивости.
Я так же хотел помирить их. Оба оказали равное желание в начале. Менделеев сам хотел сим ознаменовать день праздника Казанской Божией Матери. Приготовления его были похвальны: он был у заутрени, у обедни, у вечерни, два раза служил молебен дома; но после всего этого пришёл ко мне и объявил, что он никак мириться с Миллером не может.
Такова была моя неудача по словесным моим предложениям. Петербург 1820 года. На странице 502 в параграфе 21 сказано: Буде кто с кем в обиде помирился, то иска нет. На стр.
Впрочем всеобщая молва в Саратове совершенно на стороне Миллера. Он в такой степени сумел приобрести себе доверенность всех, что некоторые отдали своих детей в Гимназию, для того, что Миллер начальником оной, а другие по их словам тогда лишь хотели отдать, когда Миллер будет утверждён Директором. Из сего можно предположить, что тамошняя Гимназия под его управлением будет в гораздо лучшем состоянии. В заключение должен я ещё присовокупить замечание, которого справедливость непременно требует.
Если Г. Менделеев получает полное жалование Директора, между тем как не печётся ни об одном учебном заведении, то по всей справедливости и Г. Миллеру, показывающему неутомимую деятельность, должно быть выдано полное Адъюнктское жалование за всё время отправления им должности Директора в Саратове. Профессор, Коллежский Советник и Кавалер Ф.
Как видим, симпатии Эрдмана в целом на стороне Миллера, тогда как в адрес Менделеева высказано немало упреков. Хотя итоги ревизии были доложены Совету в декабре 1826 г. Протопопов в донесении ко мне от 3-го Сентября согласился на перемещение в Директоры Пензенских Училищ. В следствии сего и согласно предписанию Господина Министра Народного Просвещения, от 8-го прошедшего года Августа предлагаемого Совету Университета: 1.
Перевести Протопопова из Тобольска в Пензу. Визитатору Сибирских Училищ особенно наблюдать за его управлением. Предписать кому следует о выдаче Гг. Протопопову и Менделееву, на проезд до нового места служения, прогонные деньги по чину, заимообразно до отпуска из Казанских Палат, из экономических сумм Гимназий Тобольской и Саратовской.
О утверждении же Г. Протопопова Директором Пензенских, а Г. Менделеева Тобольских Училищ, и об ассигновании им денег по чину я вместе с сим представил Господину Министру Народного Просвещения. Стоит ли говорить, что не имевший покровителей сын сельского священника И.
Менделеев в создавшейся ситуации был обречен на поражение. И сколько бы Иван Павлович не доказывал правоту тех или иных поступков, доводы его в расчет не принимались. Несомненно, идеальным директором вверенных ему учебных заведений И. Менделеев не мог стать уже лишь по объективным причинам, вследствие бюрократического пресса и повсеместного доносительства, процветавшего среди чиновников любого ранга.
По службе он лицом к лицу столкнулся с нечестностью ряда должностных лиц. Что греха таить, примерным администратором в управленческой системе той эпохи он не мог стать и по ряду личных качеств и, прежде всего, по мягкости своего характера, природной доброте и перегруженности служебными делами, перешедшими к нему от предшественников в плачевном состоянии. Между тем любая административная система требует людей жестких и прагматичных, способных и начальству угодить, и о себе не забыть. Иван Павлович оказался человеком совсем иного склада, современники характеризуют его как человека деятельного и активного, радеющего за судьбы своих воспитанников, необычайно честного и религиозного.
Даже пройдя через все испытания, выпавшие на его долю, от своих убеждений и идеалов юности он не отказался и остался верен им до конца жизни. На наш взгляд, «Дело» является ярчайшим примером зависимости и полной беспомощности администратора александровской, а затем и николаевской эпохи от вышестоящего начальства. Не зря в российской литературе XIX века образ «маленького человека» столь популярен: это была эпоха, когда «чин шел впереди личности». Как видим, начальный конфликт со своенравным и не ценящим людей Магницким сменился еще более острой ссорой с карьеристом Миллером, а в конце Менделеев вынужден был оправдываться за каждую мелочь перед въедливым педантом Эрдманом которому столь же аккуратный «инородец» был явно симпатичен.
Иван Павлович был вынужден писать пространные объяснения, испытывая явные унижения. Тем не менее на его стороне была правда: вся его деятельность на посту директора была направлена на благо учащихся, и никакой ревизор не смог доказать обратного. Попытки обвинить его в пьянстве или хищениях провалились. Cемья Менделеевых вынуждена была стоически переносить это испытание и не могла покинуть Саратов до окончания затянувшегося процесса проверки и разбирательства «проступков» главы семейства.
Кошмар длился целых два года и завершился лишь к концу 1827 г. Трагедия усугубилась тем, что в 1826 г. Не будем забывать, что в 1827 г. Мария Дмитриевна родила седьмого ребенка, тоже Марию младшую , и семья вернулась в Сибирь лишь к февралю 1828 г.
Лишь после прочтения «Дела» можно лучше понять некоторые фразы из писем Ивана Павловича к родственникам во Млево [10], [27], которые раньше были не вполне ясны. Теперь понятно, почему Менделеевы называют Саратовский период «временем несчастий наших», в котором они видели «горестей больше чем радостей». Яснее становится, почему своего племянника Иван Павлович поучает примерно так: «везде будешь иметь над собой начальство, следственно от взыскательности, от зависимости никуда не уйдешь»; «нужна строгость, но не менее этого необходима осмотрительность и благоразумие»; «я сам много грешивший, от сего много потерпел, теперь стал старше, и вижу кое-где свои промахи, но не воротишь»; «вот тебе совет дряхлого старика, который кровавыми опытами на себе самом дознал и дознает, что без Бога ни до порога». И, наконец, «прошу покорно не со всеми быть откровенным о сей переписке.
Есть у вас служащие, кои меня знают, следовательно, могут в чем-либо Вам попрепятствовать»... Действительно, хотя после Саратова Иван Павлович получил должность директора гимназии в Тобольске, но административный надзор за ним некоторое время продолжался. Отметим, что затрагиваемый в документах период 1823-1827 гг. Напрашивается невольное сравнение, что у Ивана Павловича, именно в конце 1825 г.
Возможно, именно это — одна из причин, почему позднее семья Менделеевых так сблизилась и даже породнилась со ссыльными декабристами. И еще один итог, возможно, сыгравший ключевую роль в судьбе будущего великого химика. Как известно, в 1849 г. Но не в Казань!
Хотя по положению именно там он должен был продолжить образование как выпускник Тобольской гимназии, входившей в состав Казанского учебного округа. Нам видится, что причина этого — не столь далекие саратовские события, забыть о которых жене Ивана Павловича было просто невозможно. Литература 1. Холодный Г.
Историческая записка о Тамбовской гимназии. Чернов А. Менделеевы в Тамбове. МИНЦ, 2009.
Бабаев Е. Лажечников И. Минаков А. Исторический портрет М.
В 1876 он стал членом-корреспондентом АН по физике, занимался изучением сопротивления жидкостей, работал в Италии, посетил промышленную выставку в Филадельфии. В 1880 он выдвигался в академики, но, несмотря на выдающиеся научные достижения, избран не был. День, когда провалили его кандидатуру, называли «днем позора Петербургской Академии наук». В 1887 году Менделеев совершил рискованный полет на воздушном шаре для наблюдений за солнечным затмением. За этот научный подвиг ему была вручена медаль Академии аэростатической метеорологии. В 1889 он стал первым отечественным служителем науки, получившим приглашение на конференцию «Фарадеевские чтения».
Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева В 1890 году ученый, как обладатель высоких гражданских качеств, подал в отставку, протестуя против ущемления прав студентов, и сосредоточился на решении проблем в промышленности и народном хозяйстве. В частности, по поручению Морского и Военного ведомств он с увлечением взялся за разработку пироколлодийного пороха для артиллерийских снарядов и блестяще справился с задачей, посетив немало западноевропейских профильных предприятий, вносил предложения при разработке таможенных правил, стал создателем ряда частей «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона. В 1899 учёный инициировал проведение и возглавил Уральскую экспедицию с целью преодоления отсталости экономики и промышленности края, спустя год в качестве вице-президента Международного жюри участвовал во Всемирной выставке в Париже. Личная жизнь Дмитрия Менделеева Свою первую любовь, дочь тобольского аптекаря Соню, Дмитрий встретил в 14 лет. На уроке танцев его поставили с ней в пару, но он отказался танцевать с 9-летней партнершей. Следующая их встреча произошла в Петербурге спустя 8 лет, и в этот раз Дмитрий безоглядно влюбился.
Однако накануне свадьбы, когда они уже были помолвлены и все поздравляли счастливого жениха, красавица призналась отцу, что на венчании в церкви скажет «нет», о чем с сожалением было сообщено несостоявшемуся зятю. Молодой человек тяжело пережил расставание с возлюбленной — 3 дня не выходил из дому, отказывался от еды. Дмитрий Менделеев и Феозова Лещева В тот же период произошло его знакомство с уроженкой его родного города Феозвой Лещевой, старшей его на 6 лет приемной дочерью поэта Петра Ершова, выпускницей Московского Екатерининского института. Девушка полюбила неординарного земляка, страдала из-за его сугубо дружеского к ней отношения и его увлечения Сонечкой. Когда после разрыва с невестой Менделеев уехал в Германию, их с Феозвой дружба продолжилась по переписке. В Гейдельберге у Дмитрия случились романтические отношения с актрисой Агнессой Фойхтманн.
Вскоре после его рождения Иван Павлович ослеп, и семья Менделеевых осталась без средств к существованию. Мария Дмитриевна работала не покладая рук, чтобы хоть как-то содержать свое многочисленное семейство. Вскоре удача улыбнулась ей: брат предложил ей управление стекольным заводом, который находился в плачевном состоянии. Конечно, такое предприятие не могло приносить много денег, но обеспечить жизнь погрязших в нищете Менделеевых было в состоянии.
А потом произошло чудо: Мария Дмитриевна возродила обанкротившийся завод, в несколько раз увеличила объемы производства и назначила работникам высокое жалование. А когда завод стал давать достаточно прибыли, Мария Дмитриевна распорядилась о строительстве школы для детей рабочих.
Женщины и дети Д.И. Менделеева
Девушка талантливая: училась музыке и живописи, посещала так называемые молодежные пятницы, которые в 1870-е устраивал Менделеев. В этом браке родилось четверо детей. Их старшая дочь Любовь стала женой поэта Александра Блока. Биография выдающегося ученого обрастала мифами. Чем еще, кроме науки, прославился Менделеев?
Интересные факты дополнят официальную биографию: Дмитрий Иванович получил мировое признание, обладал огромным научным авторитетом, имел более сотни титулов и званий разных академий, университетов, научных обществ. Но в России так и не стал академиком — его не избрали, мотивируя тем, что по химии у него мало трудов. Иностранные ученые трижды выдвигали кандидатуру Менделеева на Нобелевскую премию в 1905—1907 гг. Вероятно, сыграл роль конфликт ученого с братьями Нобель: полемика возникла из-за хищнической добычи бакинской нефти.
Создавались мифы вокруг его научной деятельности. Он сам породил легенду, что периодическая система ему приснилась. Не имеет основания и миф о том, что он изобрел водку: в его трудах о растворах ничего нет о выборе крепости спиртного напитка. В последние годы жизни ученый инициировал создание университета в Сибири, Киевского политехнического института, основал Русское общество химиков, которое сейчас носит его имя.
Прожил 72 года Менделеев, годы жизни его — 1834—1907.
Ранние годы Будущий великий ученый-полимат появился на свет 8 февраля 1834 года в Тобольске и стал семнадцатым и последним ребенком в семье. Его отец Иван Павлович, надворный советник, происходил из семьи священника Павла Соколова из села в Тверской губернии, в свое время учившего грамоте и арифметике сына помещиков Аракчеевых Алешу ставшего впоследствии видным государственным деятелем , и служил директором и преподавателем латинского языка в местной мужской гимназии и подчиненных ей училищ. Дмитрий Менделеев в детстве и юности Вскоре после рождения сына мужчина начал слепнуть и вынужден был уйти в отставку на мизерную пенсию. В результате забота о многодетном семействе из десяти человек 9 детей из 17 умерли — 8 в младенчестве, дочь Мария слегла с чахоткой в 14 лет и так и не оправилась от болезни легла на плечи матери, Марии Дмитриевны, происходившей из рода потомственных фабрикантов Корниловых, владельцев городской типографии и издателей газеты «Иртыш». Чтобы содержать семью, умная, энергичная и деятельная женщина стала управляющей стекольного завода под Тобольском, принадлежавшего ее брату Василию. Она также очень ответственно относилась к воспитанию и образованию детей — читала им вслух, играла на фортепиано, с четырех лет обучала грамоте. Именно она привила Мите страсть к науке и предопределила его судьбу. Родители Дмитрия Менделеева В их доме царила атмосфера любви, теплоты и доверия, часто бывали ссыльные декабристы. На формирование личности будущего ученого повлиял также дядя Василий, проживавший в Москве.
Подросток не раз гостил у него и встречался с посещавшими его дом представителями российской науки и культуры, включая Евгения Баратынского, Михаила Погодина, Николая Гоголя. Когда Мите исполнилось 13 лет, и он учился в гимназии, умер от туберкулеза его отец. В 1849 юноша получил среднее образование и вместе с сестрой Лизанькой и матерью остальные дети к тому времени уже «вылетели из гнезда» отправился в столицу, намереваясь продолжить обучение в Московском университете. Однако выпускникам Тобольской гимназии предписывалось поступать в Казанском учебном округе, поэтому попытки стать студентом столичного вуза и спустя год — Медико-хирургической академии в городе на Неве оказались безуспешными. Вскоре, благодаря поддержке друга покойного отца, профессора математики Дмитрия Чижова, преподававшего в пединституте, он был принят на отделение естественных наук физмата этого учебного заведения. Мать добилась для сына казенного обеспечения, но спустя несколько недель после его поступления, как будто исполнив свое жизненное предназначение, скончалась в возрасте 57 лет. В 1852 чахотка унесла также жизнь его сестры Елизаветы. Научная деятельность В 1855 Менделеев с отличием завершил обучение и стал учительствовать вначале в гимназии Симферополя, затем — Одессы на юг его отправили для поправки здоровья по ходатайству вуза перед министерством образования. Спустя год в университете города на Неве он защитил магистерскую диссертацию, в 1857 представил очередную квалификационную работу и в качестве доцента начал читать студентам лекции по химии.
Когда Мите исполнилось 13 лет, и он учился в гимназии, умер от туберкулеза его отец.
В 1849 юноша получил среднее образование и вместе с сестрой Лизанькой и матерью остальные дети к тому времени уже «вылетели из гнезда» отправился в столицу, намереваясь продолжить обучение в Московском университете. Однако выпускникам Тобольской гимназии предписывалось поступать в Казанском учебном округе, поэтому попытки стать студентом столичного вуза и спустя год — Медико-хирургической академии в городе на Неве оказались безуспешными. Вскоре, благодаря поддержке друга покойного отца, профессора математики Дмитрия Чижова, преподававшего в пединституте, он был принят на отделение естественных наук физмата этого учебного заведения. Мать добилась для сына казенного обеспечения, но спустя несколько недель после его поступления, как будто исполнив свое жизненное предназначение, скончалась в возрасте 57 лет. В 1852 чахотка унесла также жизнь его сестры Елизаветы. Научная деятельность В 1855 Менделеев с отличием завершил обучение и стал учительствовать вначале в гимназии Симферополя, затем — Одессы на юг его отправили для поправки здоровья по ходатайству вуза перед министерством образования. Спустя год в университете города на Неве он защитил магистерскую диссертацию, в 1857 представил очередную квалификационную работу и в качестве доцента начал читать студентам лекции по химии. Молодой учёный Дмитрий Менделеев Спустя два года молодой исследователь был отправлен в немецкий Гейдельберг, где занимался вопросами физхимии и познакомился со многими выдающимися просветителями, включая Германа Гельмгольца, Александра Бородина, Ивана Сеченова. В 1860 он присутствовал на съезде в городе Карлсруэ, спустя год издал знаменитый труд «Органическая химия», высоко оцененный Климентом Тимирязевым и заслуживший присвоения АН престижной Демидовской премии. В 1864 г.
Кроме этого, он участвовал в создании университетского устава, физико-химического общества, боролся с попытками ограничения прав студентов. В 1869 году ученый представил закон и свою знаменитую таблицу, систематизировав элементы. При этом он откорректировал атомные веса некоторых из них и предрек существование ряда еще неоткрытых. В 1869 году ученый представил закон и свою знаменитую таблицу Первоклассный исследователь занимался изысканиями в сфере воздухоплавания, кораблестроения, гидродинамики, упругости газов, экономики, геологии. В 1876 он стал членом-корреспондентом АН по физике, занимался изучением сопротивления жидкостей, работал в Италии, посетил промышленную выставку в Филадельфии. В 1880 он выдвигался в академики, но, несмотря на выдающиеся научные достижения, избран не был. День, когда провалили его кандидатуру, называли «днем позора Петербургской Академии наук».
В первом браке Менделеев был несчастлив, но прожил много лет и вырастил вдвоем с женой двоих детей. Дальше в возрасте 43 лет он знакомится с 16-летней Анной, и между ними вспыхивает страстная обоюдная любовь. Будучи несвободным, Менделеев пытается победить это чувство, но там был прямо ураган, оба очень страдали порознь, ни жизнь вдали друг от друга, ни угрозы отца девушки не помогли. После долгих перипетий они женятся и живут вместе до смерти Менделеева. Их старшая дочь Люба в будущем станет любимой женой Александра Блока. Вторая жена Менделеева: Памятник Менделееву: Михаил Калашников, 1919 - 2013 Российский конструктор стрелкового оружия, создатель всемирно известного автомата Калашникова. Тоже прожил долгую 94 года и очень плодотворную жизнь. В семье был младшим, семнадцатым по некоторым данным, семнадцатым из девятнадцати детей. Удивительно, конечно, как природа в голову простого деревенского пацана, который паровоз-то увидел первый раз в 17 лет вкладывает такое призвание. К механизмам Михаил тянулся с детства, всё стремился разобрать и понять принцип устройства. В восемнадцать лет, как положено, был призван в армию, а после службы застал Великую Отечественную и, лёжа в госпитале после тяжёлого ранения и контузии, задумал свой первый пистолет-пулемёт. После выписки самостоятельно создал первый образец. В тонкости стрелкового оружия и все этапы процесса изобретения и доработки я вдаваться не буду, но до финального образца АК-47 47 тут - год его создания прошло 6 лет. Сегодня АК включая последующие модификации - самое распространённое стрелковое оружие в мире. Одна пятая всего стрелкового оружия на планете — это АК, его сторонние модификации и нелегальные копии. По разным оценкам он состоит на вооружении 50-55 иностранных армий, выпущено от 60 до 100 млн. Это значит, что на каждые 60 взрослых жителей в мире приходится один автомат Калашникова. Вес автомата — 600 грамм. В многочисленных рейтингах, составлявшихся в конце прошлого века, изобретение Калашникова входило в число наиболее влиятельных в планетарном масштабе, по степени значимости ставили в один ряд с аспирином и контрацептивами. Часто повторяемый в адрес Калашникова упрёк об "Ответственности за тысячи, за десятки тысяч убийств по всему свету... Я стараюсь писать эти строки максимально нейтрально, не давая оценки этому изобретению и его автору. Безусловно, надо помнить, что идея создания первого своего оружия пришла к Калашникову в 21 год, когда он был еще юн и всей душой желал приблизить победу над немецкими захватчиками. Мог ли он предвидеть, что создаёт одно из самых смертоносных видов оружия в истории человечества. Спустя семьдесят лет так и не создано более совершенного аналога. Некоторые факты об автомате Калашникова: Автомат Калашникова изображен на гербах некоторых государств: Зимбабве, Восточный Тимор, на гербе и флаге Мозамбика, с 1984 по 1997 год АК был изображен на гербе африканского государства Буркина-Фасо. Кроме того, существовал проект включения автомата в герб Конго. В Египте, на берегу Синайского полуострова, установлен памятник автомату Калашникова. В Ираке есть мечеть, минареты которой построены в форме магазинов АК. Считается, что из автомата Калашникова было убито больше людей, чем в результате артиллерийского огня, авиабомбардировок и ракетных обстрелов. Ежегодно от пуль АК погибает четверть миллиона человек. Право на использование имени Михаила Калашникова с 2013 года принадлежит заводу «Ижмаш». В советское время умение собирать и разбирать автомат Калашникова входило в минимум знаний, получаемых на уроках начальной военной подготовки. Вы ещё здесь? Точно, продолжаем? Иоганн Себастьян Бах, 1685-1750 Немецкий композитор эпохи барокко, автор свыше 1000 произведений, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Младший из восьми детей. Сам в двух браках стал отцом двадцати детей, из которых выжило десятеро. Шутка про Цыганова зачёркнута.
Менделеев Дмитрий Иванович. Потомки
Мать боролась до последнего: разыскав друга покойного мужа Дмитрия Чижова, преподававшего в Педагогическом математику, Менделеева упросила его замолвить слово за сына – и слегла. Великий русский ученый-энциклопедист, педагог, химик и общественный деятель Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1834 года. По прошествии двух лет в семье Менделеевых произошло несчастье: от чахотки скончалась старшая дочь Мария, ей было всего 15 лет. С тех пор никто из семьи Менделеевых ничего о нем не знал.
Ранние годы
- Ранние годы
- Менделеев и его семья
- Потомки Менделеева жили по-черному
- Дмитрий Менделеев - биография, новости, личная жизнь -
- 2. Род сибирских купцов и промышленников
Дмитрий Иванович Менделеев: жена и дети. Личная жизнь ученого
Лишенный родительского внимания, Саша сумел закончить только десятилетку, а потом оказался в тюрьме. Однажды у меня дома он рассказал, что первый раз угодил в тюрьму, когда вступился за девушку, к которой приставал милиционер. Девушка звала на помощь, и Саша начал ее защищать, набросившись на милиционера. Его забрали в отделение, там избили и сумели представить дело таким образом, что Саша напал на милиционера при исполнении последним служебных обязанностей. Суд был недолгим, а приговор жестким — несколько лет тюрьмы кажется, шесть. Освободили его досрочно, но в течение какого-то времени он должен был еженедельно отмечаться в милиции, показывая свою добропорядочность и лояльность. Эти походы в милицию казались ему унизительными, он нарушал дисциплину и в конце концов получил второй срок. Время, проведенное в печально знаменитой ленинградской тюрьме «Кресты», он вспоминал с болью. Там были в основном маленькие одиночные камеры, в которые набивали по 10—12 человек.
Летом было трудно дышать, поэтому практически в каждой камере выбивали стекла, а зимой в камере без стекол было холодно: решетки — плохая защита от тридцатиградусного мороза и пронизывающего ветра, который постоянно дует с Невы. Когда Александр оказался в «Крестах» впервые, они показались ему адом, но потом, попав на зону, он вспоминал «Кресты» как место отдыха... Когда Александр вышел из тюрьмы, то его дедушка и бабушка уже умерли, их квартира отошла государству, и он остался без крова и без прописки. Потом ему удалось прописаться к матери, но жить вместе было сложно: они отвыкли друг от друга, т. Умерла Екатерина Дмитриевна в 1991 г. Исполняя последнюю волю Екатерины Дмитриевны, ее кремировали, прах передали сыну, который должен был захоронить его на Волковом кладбище в Петербурге, рядом с могилами ее знаменитого деда и матери. Первая внучка великого Менделеева от сына Владимира родилась 28 января 1893 г. История ее жизни до сих пор окружена загадками.
Долгое время ее появление на свет вообще замалчивалось. Только в 1947 г. Девочка эта вместе с матерью потом погибла во время землетрясения в Токио... Действительно, знаменитое землетрясение произошло в Токио в 1923 г.
Сама идея о фундаментальной связи между всеми химическими элементами не давала ученому покоя. Казалось бы, проводилась масса исследований по закономерностям, но все попытки выстроить элементы в единую систему были тщетны. И Менделеев тоже пытался сделать это, но по-своему. К началу 1869 года он понял, что всё дело — в атомном весе элементов, и упорядочение их по этому принципу является основным ключом к классификации. Однажды, закрывшись в кабинете, он стал писать символы элементов на обратной стороне визитных карточек, перекладывая их из одного горизонтального ряда в другой. Затем ненадолго отвлекся, прилег отдохнуть — и… «…во сне мне совершенно явственно представилась таблица.
Я тут же проснулся и набросал увиденную во сне таблицу на первом же подвернувшемся под руку клочке бумаги». Впрочем, учитывая озорной характер великого ученого, вполне возможно, что Дмитрий Иванович мог так просто пошутить… Никто не верил, что молодой и малоизвестный ученый Менделеев сделал величайшее научное открытие. Даже его бывший учитель Бунзен отмахнулся со словами: «Да оставьте Вы меня в покое с этими догадками! Такие правильности Вы найдете и между числами биржевого листка». Менделеева Но таблица Менделеева оказалась пророческой. Правда, сначала только он сам виртуозно пользовался ей. Коллеги ученого считали, что не столько «пасьянс из элементов» стал великим открытием, сколько умение самого Менделеева объяснять и прогнозировать установленные химические связи. И к 1890-м годам уже все химики широко признали его закон как веху в химическом познании. Дмитрий Иванович Менделеев, как и все гении, был натурой противоречивой, сложной. Жестикуляция его была энергичной и внушительной, а вот речь — тяжелой, насыщенной тысячами терминов.
Мысли его опережали темп речи. Идеи — дух времени. Однако убежденный, уверенный, страстный Менделеев поражал слушателей — логикой, аргументами, расчетами. Да, оратором он был своеобразным, но всё-таки блестящим.
Первая любовь случилась у него перед поездкой на стажировку в Германию. Но в день венчания невеста Соня Каш передумала выходить замуж, отказала жениху и вернула все его подарки.
Приехав в немецкий городок Гейдельберг на стажировку, Дмитрий встретил актрису Агнессу. Она вскружила ему голову, но оказалась весьма ветреной натурой. Ученый несколько раз видел ее с другими мужчинами и, бывало, с ними дрался. Агнесса родила ему дочь, однако жить с Дмитрием вместе отказалась. Ученый же до совершеннолетия дочери выплачивал алименты. С этим своим ребенком он так ни разу и не увиделся.
Кстати, в Германии Менделеев познакомился с другим российским химиком - Александром Бородиным, позднее вошедшим в историю в качестве композитора, автора оперы «Князь Игорь». Жизнь в Европе оказалась трудной. Ученому пришлось докупать оборудование за свой счет: того, что имелось, было недостаточно для запланированных исследований. В Россию Менделеев вернулся весь в долгах. Расплатиться с ними ему удалось, лишь выиграв конкурс на лучший учебник по химии. За это ему вручили Демидовскую премию.
Развод в обмен на зарплату Первой официальной женой Менделеева стала Феозва Лещева - падчерица писателя-сказочника Ершова. Она была старше мужа на восемь лет. Химик женился без особой любви, хотя сестра его была уверена, что Физа - весьма подходящая партия. Но шли годы, и становилось понятно, что Физа и Дмитрий - люди совершенно разные. И у химика случилось новое увлечение - юная студентка Академии художеств Анна Попова. Отец Поповой, донской казак, был в ярости, узнав о романе дочери с женатым мужчиной, который старше ее на 26 лет.
Но, видно, Менделееву на роду было написано маяться с женщинами! Гениальный ученый влюбился буйно в хорошенькую, женственную и пустую шведку. Она, и влюбясь в его темперамент, и не любя его — по подлой, свойственной бабам двойственности, — родила ему дочь Любу, упрямого сына Ивана и двух близнецов. Чухонка, которой был доставлен комфорт и средства к жизни, стала порхать в свете, связи мужа доставили ей положение и знакомства. Она и картины мажет, и с Репиным дружит. По прошествии многих лет ученый помер.
Жена его до свадьбы и в медовые месяцы влюбленная, во время замужества ненавидевшая чтит его память «свято»… Ей оправдание, конечно, есть: она не призвана, она пустая бабенка, хотя и не без характера, ей не по силам ни гениальный муж, ни четверо детей, из которых каждый по-своему незауряден». Разлад между супругами начался почти сразу. Просто Анна Ивановна была недовольна тем, что Менделеев слишком много сил и средств отдает прежней семье. Что построил Физе с детьми дачу на берегу Финского залива. В отместку Анна потребовала, чтобы и ей в Боблове построили новый дом — старый был ничуть не хуже, но Менделеев не стал спорить. Вот только все чаще и чаще приставлял лесенку к стволу исполинского дуба и прятался в дупле — теперь уже от Анны Ивановны.
Взрослому сыну своему — Владимиру — он писал: «Женщины убеждены, что все на свете должно делаться только для них, для их радости, счастья, спокойствия. Детей сдаст нянькам и боннам, и ладно, а сама в Гостиный Двор, в театр. Противны мужчины-шалопаи, противны также и женщины-шалопаи». И еще: «Берегите мать, берегите ее, берегите. Женитесь и выходите замуж по сердцу и разуму вместе. Если сердце претит — дальше, если разум не велит — тоже бегите.
Отец ваш был слаб, был уродлив в этом отношении». Два тома мучений Своего первого сына Дмитрий Иванович любил сильнее остальных детей. Владимир был талантлив, целеустремлен и считался надеждой русского флота. Только вот сделать успел немногое: однажды, объезжая мореходные училища, Владимир простудился и слег с воспалением легких. Анна Ивановна, перехватившая письмо с этим сообщением, решила ничего не говорить мужу. Мол, зачем тревожить пожилого человека по пустякам?
Менделеев во фраке, при орденах, вошел в ложу под руку с Анной Ивановной. По залу пробежал взволнованный шепоток, и сотни глаз с укором уставились на великого ученого. Просто утреннюю газету с сообщением о смерти Владимира Менделеева читали все, кроме Дмитрия Ивановича. Я бы застал Володю еще живым! Все его надежды сосредоточились было на внуке — трехлетнем Дмитрии, Володином сыне. Менделеев умолял невестку: «Отдайте мне Митюшу, Христа ради.
Это была бы радость моя! Буду лелеять его как сына». Та, разумеется, не соглашалась. Пока взрослые спорили, мальчик тихо умер от аппендицита. Вот тут уж Менделеев стал стремительно дряхлеть. Читать и писать почти не мог — прогрессировала катаракта.
Из доступных развлечений остались лишь чемоданы — их можно было клеить на ощупь — и романы, которые ему читали вслух. Но духом Дмитрий Иванович по-прежнему был неукротим. Один поцелуй ваших уст вознаградит меня за все опасности, которым я подвергся», — читают ему. Я же говорил, что поцелует! Толстого и Достоевского Дмитрий Иванович не жаловал: «Терпеть не могу этих психологических анализов. Убьют человека, и два тома мучений!
То ли дело в пампасах индейцы снимают скальпы! Это была одна из первых таких операций в мире, и поговаривали, что Дмитрий Иванович решился на нее не столько ради себя самого, сколько ради науки. Каменщики из-за мороза не успели выбить на гранитном памятнике никаких регалий — только имя: Дмитрий Иванович Менделеев. События на видео.
Дело об увольнении И.П. Менделеева
Жизнь на половинном жаловании оказалась тяжелым испытанием для семьи Менделеевых. Глава семьи умирает от чахотки, а чудовищный пожар почти полностью уничтожает стекольный завод Менделеевых. В семье была большая библиотека, и маленькие Менделеевы с четырех-пяти лет уже умели читать. Дмитрий Иванович Менделеев, родившийся последним, семнадцатым ребенком в семье, получил свои первые уроки химии наблюдая производственный цикл на стекольном заводе.