Таким образом, в отрешении от должности Президента РФ участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. В Италии президент избирается обеими палатами парламента.
Порядок вступления в должность Президента РФ
- Какими полномочиями обладает президент России
- Компетенция Президента РФ. Порядок вступления в должность Президента РФ
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Компетенция Президента РФ
- Слайды и текст этой презентации
Полномочия президента РФ (что может, а что НЕ может Путин)
Федеральное собрание парламент палаты схема. Процедура преодоления вето президента обеими палатами парламента усложнена — теперь сюда в качестве конечной инстанции подключен Конституционный суд. Президент также наделен полномочиями предоставлять федеральные помилования и отсрочки, а также созывать и закрывать одну или обе палаты Федерального собрания в чрезвычайных обстоятельствах. Председательствует в Федеральном совете Президент Конфедерации, который избирается сроком на один год Федеральным собранием из числа членов Федерального совета.
Компетенция Президента РФ. Порядок вступления в должность Президента РФ
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Так, нормативное регулирование взаимодействия обеих палат Федерального Собрания определяется Конституцией РФ, нормами Регламентов Совета Федерации и Государственной Думы, постановлениями Конституционного Суда и законодательными актами федерального уровня. Анализ названных актов позволяет выделить три основные формы взаимодействия палат парламента России: совместные собрания палат, создание специальных органов и совместная деятельность палат в законодательном процессе. В соответствии с ч.
Дополнительная почва для контактов создается, когда Государственная Дума преодолевает вето Совета Федерации при несогласии последнего с принятым нижней палатой федеральным законом. Основанием взаимодействия палат парламента служит процедура повторного рассмотрения федерального закона, отклоненного Президентом и одобренного Государственной Думой в порядке ч.
В Конституции США сказано, что выборщики, будучи избранными, собираются в столицах соответствующих штатов и подают голоса за кандидатов в президенты и вице-президенты. Для избрания обоих высших должностных лиц государства необходимо абсолютное большинство голосов в коллегии выборщиков, в противном случае применяется процедура, предусмотренная XII поправкой к Конституции США [61]. Система косвенных выборов могла бы действовать эффективно только в том случае, если бы выборщики были политически независимы и голосовали на основании своего внутреннего убеждения. Но так на практике не бывает. Выборщик голосует только за кандидата своей партии.
За всю историю США выборщики голосовали за кандидата другой партии лишь 8 раз. Институционализация двухпартийной системы создала ситуацию, при которой трудно говорить о свободном вотуме выборщиков. Косвенные выборы фактически превращаются в прямые, но в ухудшенном варианте, так как результаты избирательной борьбы определяются не по числу поданных голосов, а по количеству полученных выборщиков. Избиратель при этой системе голосует не за выборщиков, а за кандидата в президенты от той партии, которая выдвинула список выборщиков, но воля его при этом не только опосредуется, но и искажается, поскольку учитываются не голоса избирателей, а их порочные "эквиваленты". Система выборщиков создает возможность замещения президентской должности кандидатом, получившим меньшинство прямых голосов: в 1888 г. Палата представителей избрала Президентом Д. Несовершенства коллегии выборщиков никогда не были секретом.
Подсчитано, что с момента образования США в Конгресс было внесено более 500 резолюций, содержащих различного рода проекты реформ системы избрания Президента. После конституционно-политического кризиса 1968 г. Уоллес сумел получить 46 выборщиков, была предпринята попытка ввести прямые выборы Президента. В сентябре 1969 г. Палата представителей одобрила объединенную резолюцию, в которой содержался проект поправки к Конституции. Этот проект предусматривал ликвидацию коллегии электоров и введение прямых президентских выборов. На случай раскола голосов предусматривалось проведение второго тура, в ходе которого баллотировались бы два наиболее успешных кандидата в президенты.
Этот проект, вводивший процедуру, весьма напоминающую ту, которая применяется во Франции, был отклонен Сенатом из-за резкой оппозиции малых штатов. Косвенные выборы президента по своим последствиям мало отличаются от прямых, так как они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту. В парламентарных республиках за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы Президента прямые президент избирается путем многостепенных выборов чаще всего двухстепенных. Воля избирателей при многостепенных выборах опосредуется в основном общенациональным представительным учреждением - парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается. Такой порядок избрания Президента принят в Израиле, Турции, Ливане.
Согласно ст. В том случае, если в первом туре ни один кандидат не наберет квалифицированного большинства голосов, проводится второй тур, на котором требуется для избрания простое абсолютное большинство голосов. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных единиц. Наиболее типичный в этом отношении порядок устанавливает Конституция Итальянской Республики ст. В выборах участвуют по три делегата от каждой области, избираемых областным советом с обеспечением представительства меньшинства. Избрание Президента Республики производится тайным голосованием большинством двух третей собрания. После третьего голосования достаточно абсолютного большинства».
Термин «собрание», содержащийся в этой статье, имеет в виду избирательную коллегию, создающуюся на основе обеих палат Парламента. Выборы фактически проводятся на совместном заседании обеих палат Парламента. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Для избрания Президента нужно абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания. Если в двух первых турах голосования ни один кандидат не наберет абсолютного большинства, то Президент избирается в следующем туре относительным большинством голосов. Схожий порядок установлен индийской Конституцией 1950 г. И в ФРГ, и в Индии количество членов избирательной коллегии от союзного Парламента равно количеству членов, представляющих соответственно земли и штаты.
При избрании Президента Индийской Республики применяется пропорциональная система представительства посредством единого передаваемого голоса. Во всех трех вариантах выборов президента парламентарной республики глава государства получает мандат от парламента, его власть производна и он не может самостоятельно противопоставить себя общенациональному представительному учреждению. Избранный таким путем президент обладает номинальными полномочиями и не играет существенной роли в государственной жизни страны. Предоставление делегатам областей в Италии или делегатам субъектов федерации в Индии права принимать участие в выборах Президента не меняет парламентского характера этих выборов, ибо названное представительство является всего лишь данью принципу областной автономии в первом случае, а во втором - такой же данью принципу федерализма. Анализируя существующие в настоящее время системы избрания главы государства, можно обнаружить следующую закономерность: чем больше парламент отстранен от избрания президента, тем значительнее роль президента в осуществлении государственного руководства обществом. В чисто парламентарных республиках, где президент избирается общенациональным представительным учреждением Италия, ФРГ, Индия , его роль в практической политике сугубо номинальна.
Монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит значительное число чиновников - королевский двор, составляющих его штат.
В парламентарных монархиях роль монарха в государственном управлении обществом номинальна, сфера его дискреционных полномочий весьма невелика. Видный английский государствовед XIX в. Беджгот говорил, что монарх имеет «право советовать, право поощрять и право предупреждать». Сами по себе эти полномочия достаточно весомы, особенно в тех случаях, когда монарх является незаурядной личностью. При острых политических ситуациях спящая прерогатива монарха может быть гальванизирована. Так, английская Корона с 1706 г. В монархических странах население воспитывается в духе преданности монарху, который официальной идеологией наделяется самыми различными достоинствами и добродетелями.
Прерогативы монарха являются своеобразным конституционным резервом, которые могут быть использованы в критических случаях. В послевоенный период в ряде случаев монархия была ликвидирована конституционным путем - в Италии, Индии, Гане, Пакистане, Нигерии, Кении, Сьерра-Леоне, при этом установление республиканской формы правления в названных странах было обусловлено серьезными политическими предпосылками. В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, который как высшее должностное лицо республики всегда избирается, за исключением тех случаев, когда этот пост замещается в результате государственного переворота. В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента. Прямые выборы президента применяются во многих президентских республиках, где, как правило, глава государства занимает свой пост согласно процедуре, не предусматривающей участие парламента Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Коста-Рика, Южная Корея. Результаты голосования за выдвинутых кандидатов определяются по мажоритарной избирательной системе абсолютного либо относительного большинства. В выборах президента юридически принимают участие все избиратели, внесенные в списки для голосования.
Избранный путем прямых выборов президент получает свой мандат помимо парламента и потому от него независим. Более того, придя к власти непосредственно по воле избирателей, он имеет возможность не только противопоставить себя парламенту, но и стать над парламентом, подчинить его себе. Одним из наиболее типичных примеров в данном случае является переход от многостепенных к прямым выборам Президента во Франции. В соответствии со ст. Президент избирался коллегией нотаблей, в которую входили депутаты и сенаторы, генеральные советники и представители муниципальных советов. Согласно этой редакции статьи, Президент избирался на семь лет посредством прямых всеобщих выборов. В 2000 г.
Таким образом, электорату предоставляется возможность проголосовать за одного из двух «наиболее любимых кандидатов», что делает президентские выборы абсолютно результативными. Переход к прямым выборам существенно укрепил позиции Президента в диалоге с Парламентом, оформил институционализацию плебисцитарной демократии во Франции. Аналогичная процедура избрания Президента установлена Конституцией Аргентины 1994 г. Косвенные выборы президента также в основном применяются в президентских республиках США. При косвенных выборах избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. Эта система наиболее тщательно разработана Конституцией, обычным законодательством и практикой США, хотя следует заметить, что подлинная картина этой процедуры значительно отличается от идеального образца, описанного в литературе. Президент США согласно Конституции избирается коллегией выборщиков.
Каждый штат избирает столько выборщиков, сколько сенаторов и представителей он посылает в Конгресс. Выборщиков избирают списком по мажоритарной системе относительного большинства. Партия, набравшая наибольшее число голосов, получает все места выборщиков от данного штата. Подобная система создания коллегии электоров, которую в США именуют «системой общего списка» или «системой все или ничего», порождает резкие диспропорции между количеством голосов избирателей и количеством голосов выборщиков, полученных конкурирующими кандидатами. На выборах 1960 г. Кеннеди при минимальном перевесе голосов избирателей 34 221 355 и 34 109 398 получил почти на сто выборщиков больше, чем его противник. На президентских выборах 1972 г.
Никсон собрал 49,5 млн. Макговерн - 28,4 млн. Аналогичная ситуация сложилась и на выборах 1988 г. Буша проголосовали около 49 млн. Таким образом, при небольшом преимуществе прямых голосов Дж. Буш получил почти в четыре раза больше выборщиков, чем М. К этому следует добавить, что в выборах приняли участие более 91 млн.
Диспропорция между количеством голосов избирателей и числом выборщиков проявилась и на президентских выборах 1996 г. Поистине удивительными были результаты выборов 2000 г. Буш младший набрал больше голосов выборщиков 271 против 266 и стал Президентом Соединенных Штатов Америки.
Лекция 8: «Глава государства в зарубежных странах»
Крайне важным «негативным» полномочием Федерального Собрания, реализуемым совместно обеими палатами, является отрешение от должности Президента РФ в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления. Следовательно, назначение выборов нижней палаты Федерального Собрания не является исключительной обязанностью Президента, поскольку закон закрепляет за ним возможность проигнорировать данную процедуру. Поправки в Конституцию, внесенные в 2020 году, расширили полномочия обеих палат Федерального Собрания и существенно укрепили их влияние и статус.
Федеральное Собрание
Задача по теме: "Форма государства" | Федера́льное собра́ние Росси́йской Федера́ции — парламент Российской Федерации, является представительным и законодательным органом Российской Федерации. |
Путин поздравил депутатов и сенаторов с 30-летием Федерального собрания | Создание общего органа двух палат, наподобие бывшего Президиума Верховного Совета, Конституцией не предусмотрено: это противоречило бы установленному ею принципу разграничения полномочий палат Федерального Собрания. |
В государстве z президент избирается обеими палатами парламента какая дополнительная информация
Баланс безусловно есть и он заложен в Конституции Российской Федерации. Он состоит, в первую очередь, в разделении полномочий. Так, к ведению Совета Федерации относятся: Совета Федерации в соответствии со ст. Ж назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; з назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; и назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. К ведению Государственной думы относятся полномочия, определенные ст.
Подписание Президентом принятого Федеральным Собранием закона является одной из форм его участия в законодательной деятельности и завершающей стадией законодательного процесса и позволяет ему быть активным участником законодательного процесса. В то же время опыт показывает, что вопросы взаимоотношения Президента Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации и Совета Федерации на всех стадиях законодательного процесса недостаточно урегулированы федеральным законодательством. Вопрос о том, имеет ли право Президент РФ возвращать принятые палатами Федерального Собрания законы без их рассмотрения, разъясняет Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996г. В этом документе дается определение понятия «принятый федеральный закон» и указывается четыре нарушения, при которых Президент может вернуть федеральный закон без его рассмотрения в Государственную Думу.
Это может происходить в следующих случаях: -непрерывности законодательного процесса; -несоблюдения сроков направления принятого федерального закона Президенту; -если нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона; -если требования, установленные Конституцией, к принятию федерального закона, условия, предусмотренные ею, и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса. Часть 2 статьи 107 Конституции Российской Федерации установила, что Президент России в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует федеральный закон. Двухнедельный срок для подписания Президентом закона установлен Конституцией Российской Федерации для ознакомления с его содержанием специалистов аппарата Президента. К числу исключительных полномочий Президента РФ, прежде всего, относится право законодательной инициативы ч. Нормативное содержание этого права раскрывается в статье 84 Конституции РФ, где нормируется право главы государства вносить законопроекты в Государственную Думу. Наличие такого права не лишает Президента РФ возможности выступать с законодательным почином. Но в первом случае инициатива Президента порождает обязанность Государственной Думы рассмотреть внесенный им законопроект, причем Регламент Государственной Думы предусматривает, что внесенные Президентом законопроекты рассматриваются Государственной Думой в первоочередном порядке.
В этом случае Президент имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы в Думу. После назначения Председатель Правительства Российской Федерации представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров за исключением федеральных министров, назначаемых Президентом. Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам.
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой. Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства.
Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 98 1. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
Статья 99 1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Статья 100 1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации. Статья 101 1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
Официальные итоги выборов президента России – 2024: главные цифры и что нужно знать
Полномочия палаты Федерального собрания | Обществознание ЕГЭ с Алексеем Кулагиным. вопросы формирования высших органов государственной власти. Сегодняшняя повестка – по следам Послания президента Федеральному Собранию. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат, так как Россия имеет федеративное устройство.
Функции и полномочия Президента РФ
Отлагательное вето Президента РФ Федеральное Собрание может преодолеть только квалифицированным большинством, то есть голосами не менее двух третей депутатов обеих палат. Законодательная инициатива Президента и его участие в обсуждении законов в палатах Федерального Собрания уже рассматривались. На мероприятии присутствуют члены правительства, члены обеих палат Федерального собрания, руководители Администрации президента России, судьи Конституционного суда, члены Центризбиркома, представители дипломатического корпуса и другие. 1. Президент избирается обеими палатами Федерального собрания — Да. Мун Чжэ Ин, с 2017 Избирается народом на 5 лет, не более одного срока - может наложить вето на решение Национального собрания, для преодоления которого необходимо 2/3 голосов депутатов - принимает решение о проведении референдума - назначает. Федеральное Собрание (русский: Федеральное Собрание, тр.
Федеральное Собрание
Глава государства осуществляет руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, а также ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. При необходимости он вправе ввести на всей территории России или в отдельных ее регионах чрезвычайное положение, поставив в известность обе палаты Федерального собрания. Военное положение в РФ ни разу не вводилось. Чрезвычайное положение вводилось в 1991 г. В исключительной компетенции высшего должностного лица государства — решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Только он имеет право награждать государственными наградами РФ, присваивать почетные, высшие воинские и высшие специальные звания, а также осуществлять помилование.
Как высшее должностное лицо президент обладает неприкосновенностью. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом. Он досрочно может прекратить исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Последняя процедура импичмент осуществляется Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях главы государства признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В случае неспособности президента исполнять свои обязанности их временно исполняет председатель правительства премьер-министр. Но он не имеет права распускать Госдуму, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Выборы президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Нынешний институт президентства основан на Конституции 1993 г. После 1917 г. Указы и законы подписывались его председателем. На самом деле реальная власть в стране принадлежала партийной верхушке. Первым лицом в любой союзной республике был первый секретарь ЦК ее компартии.
При Горбачеве в 1989 г. Вскоре народные депутаты из блока «Демократическая Россия» сочли, что этот статус не предоставляет Ельцину достаточно полномочий для осуществления радикальных реформ и выступили за введение — путем референдума — поста всенародно избираемого президента РСФСР. Это решение было принято на референдуме 17 марта 1991 г. Кандидатов могли выдвигать партии, движения, профсоюзы, а также трудовые коллективы и собрания граждан по месту жительства.
Президент в президентской республике чаще является главой правительства, следовательно и руководителем исполнительной ветви власти. Разделение властей является характерным не только для президентской республики.
Каждый субъект Федерации направляет в Совет Федерации одногопредставителя от представительного и одного от исполнительного органа государственной власти. Конкретная процедура формирования Совета Федерации установлена Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995г. Из возможных вариантов формирования Совета Федерации законодатель — Федеральное Собрание Российской Федерации — избрал наиболее простой с организационной точки зрения вариант формирования Совета Федерации. В его состав по должности входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного представительного и глава исполнительного органа государственной власти ст. Как известно, в ряде субъектов Российской Федерации, в частности в Свердловской области, предусмотрено создание двухпалатных законодательных органов. В этом случае представитель законодательного органа в Совет Федерации определяется совместным решением обеих палат данного органа. На момент принятия Федерального закона большинство глав администраций краев и областей являлись должностными лицами, не избранными населением, а назначенными на свои должности Президентом Российской Федерации. Для обеспечения представительного характера Совета Федерации важно, чтобы в его состав по должности входили не назначенные, а избранные должностные лица. В силу этого ст. В разделе втором Конституции «Заключительные и переходные положения» установлено, что Совет Федерации первого созыва избирается сроком на два года. Депутаты Совета Федерации первого созыва должны были осуществлять свои полномочия на непостоянной основе.
Есть множество мест, куда можно обратиться: депутаты, Совет Федерации. Значит, есть вопросики к этой системе, что куда обращаются люди — не получают нужного ответа. Отсюда вывод, что второй критерий, по которому президент готов встречаться регулярно — Путин своим выступлением подкрепляет этот институт власти». Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Как и в апреле 2023 года, Путин рассказал, что в этому году исполняется 30 лет со дня образования верхней и нижней палат Федерального собрания. Она выразила мнение, что россияне понимают, в «какое ответственное время довелось жить и служить Отечеству и какие беспрецедентные возможности сегодня открываются перед нашей страной».
Конституционный статус Президента РФ
При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Федеральное Собрание (русский: Федеральное Собрание, тр. Поскольку для подписания и обнародования Президентом РФ законов палаты Федерального Собрания РФ должны выступить как единый орган государственной власти, принявший.
Владимир Путин: Важно укреплять парламентаризм и общественно-политическую систему России в целом
- Статья 96 Конституции РФ (действующая редакция с комментариями)
- Комментарий к Статье 96 Конституции РФ
- Президента избирают голосованием обеих палат федерального собрания
- Какие полномочия органов власти в ЕГЭ необходимо знать?
Органы государственной власти в Российской Федерации
Переход к полностью пропорциональной системе выборов депутатов Государственной Думы имеет свои преимущества. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать 500 человек. С целью гарантирования реализации пассивного избирательного права Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ устанавливает, что каждый гражданин РФ вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемых этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии она должна быть рассмотрена на конференции общем собрании регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах, а также на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов. В законодательстве РФ предусмотрен так называемый заградительный пункт процентный барьер , означающий некоторое ограничение пропорциональности представительства. Такое ограничение не допускает раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп, тем самым обеспечивая стабильное функционирование парламента. С декабря 2007 г.
Как указал Конституционный Суд РФ, разрешая дело о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21. Выборы - это возможность для избирателей определить свои предпочтения и голосовать за соответствующего кандидата или список кандидатов и, следовательно, наличие победивших и проигравших. Однако правила, по которым проводятся выборы, для всех избирательных объединений, избирательных блоков и для всех граждан, участвующих в выборах по федеральным спискам, одинаковы. Такой порядок не искажает и существо народного представительства. Граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Из ст.
Кандидат, победивший на выборах на условиях, определенных законом, причем независимо от того, по какому избирательному округу - одномандатному или федеральному - он избран, становится депутатом Государственной Думы как представительного органа РФ, то есть представителем народа в смысле ст. Вместе с тем заградительный пункт недопустимо использовать вопреки предназначению выборов. Кроме того, следует учесть, что, по смыслу ст. Поэтому если заградительный барьер будет преодолен лишь одним избирательным объединением, даже при условии, что за него подано большинство голосов, ему не могут быть переданы все депутатские мандаты по федеральному округу, так как это противоречило бы принципу пропорциональности выборов в условиях демократии. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
Конституционный срок, на который избирается Госдума, исчисляется со дня ее избрания.
В случае если ни один из кандидатов по результатам первого тура голосования не был избран Президентом, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается кандидат, получивший во втором ре большее число голосов избирателей, чем его соперник.
Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность предыдущего главы государства, а при проведении досрочных выборов — на тридцатый день со дня официального опубликования общих результатов выборов, принеся присягу. Исполнение полномочий Президентом РФ прекращается с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно в случаях: 1 добровольного ухода со своего поста отставки ; 2 стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия однако закон, который устанавливал бы процедуру и критерии признания факта наличия стойкой неспособности, до сих пор не принят ; 3 отрешения от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Полномочия Президента закреплены в четвертой главе Конституции РФ. Условно их можно разделить на несколько групп. Полномочия Президента в законодательном процессе: а обладает правом законодательной инициативы может вносить законопроекты в Государственную Думу ; б обладает правом вето может отклонить закон ; в подписывает и обнародует законы; г назначает референдум; д назначает выборы Государственной Думы — одной из палат высшего законодательного органа — и может распустить ее в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ.
Полномочия Президента в области внешней политики и международных отношений: а осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в подписывает ратификационные грамоты; г принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Полномочия Президента в сфере обеспечения обороны и безопасности страны: а является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами; б вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; в утверждает военную доктрину РФ. Полномочия Президента в сфере регулирования правового статуса граждан: а решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; б награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные, высшие воинские и высшие специальные звания; в осуществляет помилование.
Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории государства. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Двухпалатная структура парламента имеет следующие основные преимущества.
Во-первых, в федеративных государствах одна из палат, как правило, отражает интересы входящих в состав этого государства политико-территориальных образований. Во-вторых, наличие второй палаты позволяет делать законодательный процесс более качественным, поскольку законопроекты последовательно проходят через обсуждение двух палат. Среди основных недостатков двухпалатной структуры парламента называют, напротив, торможение законодательного процесса второй палатой, которая часто отличается сдержанностью и консерватизмом.
В качестве недостатка можно отметить и разобщенность, несогласованность действий парламента, в случае если палаты противоборствуют и конфликтуют. Отсутствие взаимодействия палат может негативно сказываться на качестве работы парламента и вести к ослаблению его места в системе государственной власти. Вместе с тем оценивать двухпалатную структуру российского парламента следует с точки зрения ее достоинств.
Отражение интересов субъектов РФ и своего рода «фильтрация»проектов в законодательном процессе осуществляются Советом Федерации.
Заявление может быть подано однократно в течение 3 месяцев со дня прекращения исполнения полномочий Президента. При этом Президент, полномочия которого прекращены до принятия данного закона, может подать такое заявление в течение 3 месяцев со дня вступления закона в силу. Указывается, что сенаторы — представители РФ назначаются указом Президента на 6 лет либо пожизненно не более 7 сенаторов. Назначение сенаторов является правом, но не обязанностью Президента, и может осуществляться по его усмотрению в любое время. Предусматриваются следующие требования к кандидатам в сенаторы Российской Федерации: Сенатором РФ может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства подданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Согласно цензу оседлости, кандидатом в сенаторы - представители региона может быть гражданин РФ, постоянно проживающий на территории данного субъекта РФ в течение 5-ти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению. В настоящее время такое требование не распространяется в том числе на лиц, имеющих воинские звания высшего офицера, специальное звание высшего начальствующего состава или соответствующий им классный чин.
В государстве z президент избирается обеими палатами парламента какая дополнительная информация 17.
Журналисты и аналитики оценивают их как демократические. Какое положение проводимых реформ могло вызвать подобную оценку специалистов? Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство отличается демократическим политическим режимом?