Новости почему в одессе много евреев

Еврея сложно согнать с нагретого места, если сгоняет не еврей. Еврейское агентство «Сохнут» опровергло информацию о вероятном массовом бегстве евреев из этого города, которую пятого мая распространили израильская. Одесса является русским городом и одновременно с этим чуть-чуть еврейским, заявил во время выступления на дискуссионном клубе Валдай президент Владимир Путин. Смотрите видео онлайн «Почему в Одессе проживало много евреев?» на канале «Гастрономические Вибрации» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 июля 2023 года в 12:03, длительностью 00:03:44, на видеохостинге RUTUBE.

Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Одессы

Почему в одессе много евреев. Еврейская Одесса. Одесские евреи. Одесса является русским городом и одновременно с этим чуть-чуть еврейским, заявил во время выступления на дискуссионном клубе Валдай президент Владимир Путин. Почему именно в Одессе произошло взаимное проникновение еврейской и других культур? «Одесса — это, конечно, русский город, вот, чуть-чуть еврейский, как мы сейчас говорим, чуть-чуть», — сказал он.

Население Одессы: численность и состав

По этим причинам евреи долгое время подвергалась максимальным ограничениям на фоне других народов Российской империи. 4. Когда подводятся итоги событий, оказывается — в одной Одессе погибло больше 500 человек, из них больше 400 евреев. Еврея сложно согнать с нагретого места, если сгоняет не еврей. евреи в Одессе: Как арест мэра Одессы Геннадия Труханова связан с глобальным интересом России, Одесская Хатынь: 9 лет прошло, никто не ответил за массовое убийство, Горсовет Одессы единогласно проголосовал за снос памятников Екатерины II и Суворова. Многие евреи активно участвовали в обороне Одессы в августе—октябре 1941 года, одним из руководителей которой был секретарь горкома Наум Павлович Гуревич. Израильская газета The Jerusalem Post сообщила тревожную новость: после кровавых событий 2 мая еврейская община Одессы готовится к эвакуации.

Основная навигация

  • Легенды во сне и наяву
  • Одесские евреи ч. 1
  • Что еще почитать
  • Почему в одессе так много евреев?
  • История еврейской общины в Одессе

Расцвет еврейского сообщества

  • История евреев в Одессе
  • Жизнь в Одессе изменилась до неузнаваемости: жительница города осмелилась сказать правду
  • Расцвет еврейского сообщества
  • Легенды во сне и наяву

Евреи решили бежать из Одессы?

Одесса имела крупный порт, что обеспечивало тенденцию к развитию города и это привлекало евреев, так как можно было успешно заниматься торговлей и заниматься высокооплачиваемыми ремеслами и добиться больших успехов в науке. Уменьшение количества объяснимо тем, что евреи пострадали во время холокоста в годы Великой Отечественной войны.

Тогда сказал Хлгу , что это Романус побудил меня сделать это. И сказал ему Песах: если это так, то иди войной на Романуса, как ты воевал со мной, и тогда я оставлю тебя в покое. Если же нет, то умру или буду жить, пока не отомщу за себя. И пошел тот и делал так против своей воли и воевал против Константинополя на море четыре месяца. И пали там его мужи, так как македоняне победили его огнем. И бежал он, и устыдился возвращаться в свою землю и пошел морем в Прс и пал там он сам и войско его.

Пресс-служба Российского еврейского конгресса обратилась к Бени Лидскому, главе московского отделения Еврейского агентства «Сохнут» - официальной израильской структуры, которая занимается укреплением связей между еврейской диаспорой и государством Израиль. По его словам, эвакуация евреев из Одессы не проводится и не планируется. При этом он отметил, что за последнее время в украинский «Сохнут» стало поступать гораздо больше запросов на репатриацию в еврейское государство. Агентство находится в постоянном контакте с евреями как на юго-востоке Украины, так и в других украинских регионах, сообщил собеседник РЕК.

Пустые как правило люди. Их очень много было, да они там и сейчас живут, лишь их мало после распада СССР. С характерным обликом, вредные и подлые, наглые, картавые и противные, склонные к мошенничеству и воровству. И тут я с русскими солидарен: они не особо умные и крайне противные как люди.

Почему в Одессе так много евреев: история и причины

А почему в Одессе много евреев? Видео:Почему в Одессе проживало много евреев?Скачать.
Я вам не скажу за всю Одессу...: История евреев в Одессе евреи в Одессе: Как арест мэра Одессы Геннадия Труханова связан с глобальным интересом России, Одесская Хатынь: 9 лет прошло, никто не ответил за массовое убийство, Горсовет Одессы единогласно проголосовал за снос памятников Екатерины II и Суворова.
Украину освобождают от населения для евреев | «Одесса — это, конечно, русский город, вот, чуть-чуть еврейский, как мы сейчас говорим, чуть-чуть», — сказал он.
OFF: А, почему в Одессе так много евреев? Как передает издание «В городе», в частности наблюдается большой приток евреев в Одессу.
Одесса — город русский и чуть-чуть еврейский Мужчина отправился в Еврейский музей Одессы, чтобы рассказать о том периоде своей жизни, о котором не успел поведать сыну.

Ранние времена: первые поселения

  • Новое государство Израиль со столицей Одессой: sokura — LiveJournal
  • Почему в Одессе жило так много евреев? | Народ Востока | Дзен
  • Одесские евреи приготовились к эвакуации из города
  • На Украине рассказали о создании к 2020 году еврейской республики
  • История евреев в Одессе
  • История и причины присутствия евреев в Одессе: рассмотрение фактов и обстоятельств

Почему в Одессе проживало много евреев?

Конечно, в этот период евреи также старались не изменять своей жизни и традициям, однако этому сопутствовали огромные трудности и опасности, а за еврейские традиции можно было и вовсе сесть в тюрьму. Но с 1990-того, когда Советской власти оставалось «править балом» еще недолго, нею была признана религиозная свобода и культурная автономия евреев, так что Одесса ощутила что-то вроде настоящего еврейского Ренессанса. За прошедший период в городе уже существовали структуры и организации, которые занимались обеспечением жизненного еврейского цикла, а еврейская община действовала для того, чтобы поддержать каждый элемент в общинном механизме. Образование Важной задачей всех еврейских семей стало обеспечение хорошего образования детям. И помощь в этом они получали от «Хабада-Ор Авнера», учебно-воспитательного комплекса, который представляет собой часть сети с одноимёнными школами, которые располагались по всему бывшему Союзу.

Этот комплекс состоял из школ и детских садов. Еврейское детское дошкольное учреждение является старейшим в южной части нашей страны. Здесь дети воспитываются и обучаются с девяти месяцев. Специализированную школу, где углубленно изучают иврит и английский язык состоит из трёх корпусов, местом расположения которых является центральная часть города и крупные «спальные » микрорайоны.

Обучение в школьном учреждении русскоязычное, изучением украинского языка проходит, как государственного. Помимо этого, осуществляется преподавание иврита и английского. Ученики могут пользоваться превосходной библиотекой, четырьмя компьютерными классами, тренажерным залом и бассейном. Выпускникам выдают государственные аттестаты.

Обычная государственная школьная программа здесь сочетается с обширными еврейскими знаниями. Школьное учреждение сотрудничает с высшими учебными заведениями, среди которых Одесский национальный университет имени И. Мечникова, Киевский государственный экономико-финансовый университет, американскими и израильскими ВУЗами. Самым молодым одесским учебным заведением является то, которое представлено Южно-украинским еврейским университетом, в создании которого активно участвовала еврейская община.

Университетские программы обучения разрабатываются вместе с такими учебными заведениями, как Украинский государственный торгово-финансовый университет и Южноукраинский государственный педагогический университет. Университетским студентам доступны финансово-экономический и гуманитарные факультеты. И помимо этого они занимаются изучением предметов, входящих в еврейский образовательный цикл, чтобы осознать культуру и традиции евреев. Университетский Попечительский совет, в том числе, состоит из руководителей крупных банковских учреждений Украины и зарубежья.

Они часто занимались импортом экзотических товаров, таких как пряности, шелк, кофе, чай и многое другое. Одесса стала центром торговли на Черноморском побережье, благодаря большой активности еврейских торговцев. Евреи также играли важную роль в мореплавании. Многие еврейские семьи были владельцами судов и занимались морскими перевозками. Они доставляли товары из различных портов и зарубежных стран в Одессу, а также экспортировали российские товары в другие части мира. Еврейские мореплаватели и торговцы внесли значительный вклад в экономическое развитие Одессы. Они помогли превратить город в один из ведущих торговых и промышленных центров Российской империи. Благодаря своим усилиям, евреи были одной из самых влиятельных и богатых групп населения в Одессе. Еврейские мореплаватели и торговцы Одесса привлекала множество еврейских мореплавателей и торговцев.

Евреи имели свои сети мореплавателей, доставлявших товары из разных стран. Евреи владели множеством магазинов и складов с широким ассортиментом товаров. Евреи занимались импортом экзотических товаров и стимулировали торговлю на Черноморском побережье. Еврейские семьи были владельцами судов и занимались морскими перевозками. Евреи были одной из самых влиятельных и богатых групп населения в Одессе. Именно в Одессе сформировалось самое крупное и влиятельное еврейское сообщество на территории Российской империи. Этот город стал настоящим центром еврейской культуры, образования и бизнеса. Название «еврейская Рима» образовалось благодаря множеству сходств между Одессой и древним Римом. В обоих городах процветал морской и торговый бизнес, оба были крупными портовыми городами с разнообразной культурной жизнью и значительным влиянием на окружающие регионы.

Евреи в Одессе активно вовлекались в торговлю и судоходство, что способствовало развитию города в целом.

Whole families arrived and arrived from different regions of the Russian Empire to the south. Из Подолья, Волыни, Галиции, центральных районов России и так далее.

From Podolia, Volyn, Galicia, central regions of Russia and so on. Весьма благосклонно к евреям относился руководитель региона граф Воронцов. The head of the region, Count Vorontsov, was very supportive of the Jews.

Alueen johtaja kreivi Vorontsov kohteli juutalaisia hyvin suopeasti. Благодаря ему в Одессе стали селиться зажиточные еврейские семьи из Европы, в частности из Австрии. Thanks to him, wealthy Jewish families from Europe, in particular from Austria, began to settle in Odessa.

Они привезли с собой деньги, опыт, трудолюбие. They brought with them money, experience, hard work. Благодаря новым жителям город развивался.

Thanks to the new inhabitants, the city developed. Uusien asukkaiden ansiosta kaupunki kasvoi.

В течение многих столетий евреи играли важную роль в развитии и процветании этого города. Первые сведения о присутствии евреев в Одессе можно отследить до XVII века, но значительное увеличение численности еврейского населения произошло в XIX веке. В этот период Одесса стала одним из крупнейших торговых и морских портов в Российской империи. Евреи привлекались к Одессе из разных регионов Европы и Ближнего Востока благодаря своим торговым связям и предпринимательскому духу. Кроме того, они имели определенные правовые преимущества, такие как свободу вероисповедания и право заниматься торговлей. В Одессе еврейская община внесла значительный вклад в экономическое и культурное развитие города. Еврейские предприниматели активно торговали морепродуктами, зерном, текстилем и другими товарами, что способствовало росту экономики и привлечению инвестиций. Евреи также активно участвовали в создании и развитии образовательных и культурных учреждений в Одессе.

Они строили синагоги, школы и библиотеки, способствуя распространению знаний и сохранению еврейской культуры. В результате такого участия евреев в жизни Одессы, город получил прозвище «еврейская Рима». Символично, что появление космополитического города Одессы произошло в то время, когда евреи стремились к своей независимости и свободе. Таким образом, история присутствия евреев в Одессе является важной и неотъемлемой частью истории этого города. Еврейская община внесла значительный вклад в экономику, культуру и образование Одессы, а ее влияние продолжает сказываться и в современной истории города. Видео:Скрытые мотивы советской дипломатии на Ближнем Востоке Скачать Ранние времена: первые поселения Первые еврейские поселения в Одессе появились еще в древние времена. Согласно историческим данным, евреи начали осваивать эти земли еще в VI веке до нашей эры. В это время население Одессы состояло преимущественно из греков и таврических племен. Однако с приходом евреев начался активный экономический и культурный рост города. Еврейское население росло с каждым годом, и уже к VI веку нашей эры евреи составляли значительную часть населения Одессы.

Они занимались различными ремеслами, торговлей и рыболовством.

На Украине рассказали о создании к 2020 году еврейской республики

— Потому, что в Одессе евреями не рождаются, евреями становятся. Евреи участвовали в борьбе одесского подполья и составляли значительную часть бойцов партизанских отрядов, базировавшихся в одесских катакомбах[1]. Мужчина отправился в Еврейский музей Одессы, чтобы рассказать о том периоде своей жизни, о котором не успел поведать сыну. Статья Светланы Лехтман в сборнике статей по итогам факультатива по иудаике и израилеведению в ОНУ им. Мечникова «Мама городов Израилевых» о том откуда в Одессе появились евреи, и почему к созданию Израиля приложили руку одесситы.

Почему в Одессе так много евреев: история и причины

Почему в Одессе проживало много евреев? Многие из самых успешных еврейских учреждений существовали в Одессе, что привлекало многих еврейских интеллектуалов со всей России.[d][2]: 3 [3].
Почему Одессу считают городом евреев, хотя их там всего 1% населения Почему в одессе много евреев. Еврейская Одесса. Одесские евреи.
Об антисемитизме — или его отсутствии — в сегодняшней Украине Почему же евреи выбрали Одессу в качестве своего основного места проживания?

Почему Одессу считают городом евреев, хотя их там всего 1% населения

Именно здесь 2 мая 2014 года националисты заживо сожгли в местном Доме профсоюзов десятки людей, протестовавших против Евромайдана… А сегодня этот город исправно поставляет своих граждан на войну с Россией, сносит местные памятники из российского и советского прошлого, отменяет русский язык везде где только можно. Думаю, основная причина такого положения дел кроется не только в соответствующей политике украинских властей, но и в самом характере одесситов. Легенды во сне и наяву И действительно, уже давно сложился устойчивый миф о необычайном, особом характере Одессы и её коренных жителей, с их неповторимым и причудливым юмором. Складывался образ эдакого хоть и приблатнённого, с уголовным душком, но зато интернационального по убеждению, жизнерадостного, гордого и независимого, непокорного чужой воле человека. Будете в Одессе — вам обязательно скажут, что город всегда за своих стоит горой, особенно в сложные исторические периоды. Заодно поведают и о том, что в начале Великой Отечественной войны одесситы чуть ли не в одиночку, без всякой поддержки Красной армии, защищали город от фашистов, а когда пришла оккупация, здешние подпольщики не давали фашистам покоя ни днём, ни ночью. Об особом одесском характере ещё в советские годы были сняты целые кинофильмы. Увы, всё это на поверку оказалось легендой.

Я не хочу сказать, что в Одессе никогда не было выдающихся людей и героев. Такие коренные одесситы, как главный космический конструктор Сергей Королёв, красный командир Григорий Котовский, маршал Советского Союза Родион Малиновский, писатели Евгений Петров, Валентин Катаев или Корней Чуковский, составляют законную гордость не только их родного города, но и всей России. Но если вы посмотрите на весь список известных одесситов, то с удивлением обнаружите, что настоящих героев там очень мало, зато много разного рода жулья, уголовников, торгашей, проходимцев, а также артистов эстрады и юмористов которые по своему духу очень близки к этому жулью. А главный принцип торгашей и жулья — это делать, как говорят в Одессе, гешефт, то есть прибыль, уживаясь с любой, даже самой преступной властью. И всё это проявилось в событиях 2 мая. Оказалось, что настоящими наследниками Королёва и маршала Малиновского стали лишь те самые ребята, которые сгорели в Доме профсоюзов, так и не сдавшись озверелой толпе нацистов-бандеровцев. Никто в городе так и не поднялся на массовые акции протеста против бандеровских убийц, чтобы призвать преступников к ответу.

Там им действительно было чем заняться — ремесло и торговлю дети Сиона знали гораздо лучше. Да к тому же, в этом славном городе контрабандистов был широкий простор для не очень законной, зато выгодной деятельности. Сплоченность еврейских общин этому немало способствовала. В итоге тут появилась своя особая культура, отголоски которой сохранились и сейчас. Одесский юмор, одесский жаргон и одесская манера речи возникли с большим участием евреев и сильно повлияли на культуру России и Украины. Их разнесли по всему СССР местные артисты, писатели, ну и деятели теневой экономики, что уж там. Еще в 1980-е началась репатриация евреев в Израиль и их отъезд в Америку.

Когда возникла настоятельная необходимость заселить кем-то свежеприобретенные территории Новороссии, в этом предложили поучаствовать и евреям. Был развернут проект интенсивной земледельческой колонизации, причем колонистам предоставлялись участки, налоговые льготы, семена и даже сельхозинвентарь.

Они имели возможность обрабатывать только собственные небольшие огороды и сильно проигрывали в этом умении поселенцам-славянам. В результате поселки, основанные евреями, быстро разорялись, а из жители разбегались в соседние города. Одним из главных тогдашних центров оказалась именно Одесса, которая уже в середине 19-о столетия стла третьим по значению портом Российской империи. Там можно было заниматься торговлей, были покупатели для ремесленных изделий, которыми славились евреи, а для желающих имелся прямой путь в тогдашнюю теневую экономику. Контрабандистов и налетчиков в южных воротах России всегда было просто огромное количество. Буквально через несколько десятилетий еврейское население Одессы сильно увеличилось. Тут возник своеобразный местный еврейский говор и особая культура, которая через множество знаменитостей стала известна по всей России. Многие уехали во внутреннюю территорию СССР, а затем не вернулись. Потомму что в случае какого нибудь кипиша в стране, они смогут быстро свалить.

В шестидесятые годы девятнадцатого века евреям приписывали и создание рынка «белых рабынь». Одесса стала не только крупнейшим городом юго-запада империи, но и ее главным культурным центром столицей евреев. Редактор одесской газеты «День» писал в 1879 году, что Одесса представляет собой «нервный центр всего русского еврейства, оказывая свое влияние на всю страну». Выдающийся русский хирург с мировым именем Н. Пирогов, чья профессиональная и общественная деятельность проходила в Одессе, очень верно подметил, что евреи всегда смотрели на образование детей как на священный долг. К музыке евреи особенно одесские всегда относились с восхищением, восторженно.

А одесситы весьма настойчиво обучали своих питомцев и игре на скрипке да на других инструментах, что, в конце концов, не могло не наводнить страну, Европу и всю планету своими музыкальными дарованиями и гениями. Концентрация или насыщенность евреями жителей приморского города достигла в двадцатом веке «критической массы», что привело к объевреиванию одесситов-неевреев — с одной стороны и к ославяниванию евреев — с другой. Евреи сыграли незаменимую роль, практически слившись и растворившись в сообществе одесситов, придав ему своеобразный шарм, определенные черты портовой деловитости, солнечной легкости, жизнерадостности и мягкого южного юмора. С отъездом большого количества евреев Одесса не пропала, но сильно видоизменилась и почти потеряла свое лицо, свой шарм и душу, можно сказать, утратила престижность и привлекателыьность. Знаменитые евреи Одессы: 0. Менделе Мойхер-Сфорим Яков Абрамович Шолом , родившийся в белорусском Копыле 1835 и умерший в Одессе 1915 — основоположник «дедушка», по словам Шолом-Алейхема новой еврейской литературы.

Не читал, а знаю о неем только по отзывам. Очень нравятся его произведения! Михаил Жванецкий 1934 - феномен одесского юмора, народный артист РФ. У него была Отличная фразировка песен! Народный любимец!!! Ефим Петрович Геллер 1925—1998 — советский шахматист, международный гроссмейстер 1952 , один из сильнейших советских шахматистов послевоенных десятилетий.

С начала 1950-х по начало 1970-х годов Геллер шесть раз выступал в соревнованиях претендентов, его высшими достижениями были 2—3 места в турнире претендентов 1962 года и полуфинал матчей претендентов 1965 года. Он также семь раз побеждал в шахматных олимпиадах в составе сборной СССР, дважды становился чемпионом СССР по шахматам в 1955 и 1979 году и выиграл ряд международных турниров. Геллер был известен как мастер игры в острых позициях, в том числе с нарушенным материальным равновесием. Он был крупным шахматным теоретиком, внёсшим большой вклад в исследования староиндийской защиты, испанской партии, сицилианской защиты. Мой отец не любил скрипку. Шолом-Алейхем Шолом Нохумович Рабинович 1859-1916 - выдающийся еврейский писатель.

Шолом-Алейхем, родившийся в украинском Переяславе 1859 и умерший в Нью-Йорке 1916 , писавший, кстати, не только на идише, но и на иврите и русском языке. Шолом-Алейхем поднял еврейскую литературу на мировой уровень. Исаак Бабель Исаак Эммануилович Бобель 1894 — 1940 - интересный еврейский писатель. Не читал, а знаю по отзывам. Очень популярный артист! Хорошо помню его в дуэте.

Почему в Одессе так много евреев история и причины

По этим причинам евреи долгое время подвергалась максимальным ограничениям на фоне других народов Российской империи. Конечно, и сейчас в Одессе живут евреи, многие из них вернулись после 1945 года. Почему именно в Одессе произошло взаимное проникновение еврейской и других культур? Подпишитесь на Яндекс Дзен Больше аналитики, больше новостей! Рассказываем, почему каждый год тысячи паломников едут в украинский городок.

Почему в Одессе много евреев, как они там появились? Правда ли это?

Но злодей Романус послал большие дары Хлгу, царю Руси, подстрекнув его совершить злое дело. И пришел тот ночью к городу Смкрии и захватил его обманным путем, так как не было там правителя, раб - Хашмоная. И стало это известно Булшци, он же Песах hмкр, и пошел тот в гневе на города Романуса и перебил всех от мужчин до женщин. И захватил он три города и, кроме того, много селений. Оттуда он пошел к городу Шуршун и воевал против него... И вышли они из земли подобно червям...

Число одесских евреев резко сократилось после 1941 г. Нaциcтaми их было yничтoжeно порядка 34 тыс.

Очередной спад семитской численности наблюдался в 1970-е гг. В 1989 г. Так что в наши дни это уже история, ушедшая в прошлое. Но глубокие корни, большие достижения жившего тут семитского народа от врачей до писателей и от банкиров до естествоиспытателей , интереснейшие традиции и любимый многими «еврейский юмор» надолго закрепили за Одессой славу «еврейского» города.

Он был оставлен в Одессе в составе специальной команды, которая взорвала дамбу на Пересыпи район в низкой части города , в результате чего огромная масса воды затопила важную магистраль города и этим препятствовала передвижению румынских частей. Когда эта команда взорвала дамбу, им всем разрешили розойтись по домам и ждать приказа о вхождении в особый партизанский отряд. Моему отцу повезло — он успел придти домой перед тем, как румынские войска оккупировали город. Наша семья в какой-то мере была счастлива, что мы все были вместе. На рассвете все жильцы нашего дома решили выйти на улицу. Сначала мы собрались в сквере возле Оперного Театра. Потом кто-то сказал, что театр заминирован, и мы перешли на другую сторону улицы. Когда полностью рассвело, мы увидели массу трупов вокруг. Эти люди были убиты вошедшими в Одессу румынскими солдатами. Мы были рады, что находились дома этой ночью и остались живыми. Сразу же после оккупации Одессы мы начали чувствовать на себе преследование нас как евреев со стороны соседей и властей. Буквально на следующий день после оккупации наш сосед, болгарин, стал угрожать нам с требованием освободить квартиру. Его семья всегда завидовала нам, что мы имели квартиру лучшую, чем они. Его жена сначала была замужем за италиянцем, который был депортирован во время Итало-Абиссинской войны, и потом вышла замуж за этого болгарина. Он грозился, что убьёт нас, детей, если родители не освободят свою квартиру. Мы вынуждены были перехать в одну из пустующих квартир в нашем доме на третьем этаже. В этой квартире, в которой раньше жила эвакуированная еврейская семья, после многочисленных бомбадировок совершено не было стёкол. Родителям пришлось вставить в окна фанеру. Когда я спросил маму, что это значит, она просто сказала больше не играть с этой девочкой. Так многвенно после оккупации мы стали с Альбиной врагами. Потом мы слышали, как все вокруг нас стали называть жидами. Через несколько дней после оккупации власти издали приказ всем сдать радиоприёмники. Чувстая, что на нас, евреев, надвигаются дальнейшие преследования, мы затаились в своей квартире как мыши в норах. Когда вышел приказ сдать радиоприёмники, мои родители колебались, что лучше: продолжать сидеть в нашей норе или отнести радиоприёмник. Решили, что будет лучше, если моя мать отнесёт наше радио. Ей не пришлось идти слишком далеко: проходившие румынские солдаты забрали у неё наш красивый радиоприёмник, и моя мама была довольна, что избавилась от него. Вскоре румынская администрация города объявила об обмене советских рублей на румынские леи и немецкие марки. Так как евреям не разрешалось ходить в банк, мама попросила нашу соседку Рыбкину, которая жила напротив нашей квартиры и с которой мама дружила столько лет, обменять наши деньги. Рыбкина деньги присвоила, и, когда мама стала требовать их вернуть, эта Рыбкина стала кричать, что жиды живут в этом доме и нападают на неё, и с этим криком выбежала на улицу. Проходившие мимо молодые люди вместо поддержки избили её и предупредили, что в следующий раз, когда она будет нападать на евреев, они её убьют. Может быть эти молодые люди были из подпольной партизанской группы. О том, что в доме живут евреи сообщил властям другой наш сосед Склонный. Он всегда был добрым и услуживым, любил чужих детей, так как своих не было. Его жена была портнихой, у которой мама постоянно шила и обновляла свои наряды. Всё было хорошо до оккупации, но как всё изменилось после. Этот Склонный стал смотреть на нас как на своих врагов, хотя его жена по-прежнему улыбалась. В конце концов он заявил о нас в комендатуру. На следующий день утром к нам пришёл румынский комиссар пока только с целью проверить, живут ли здесь действительно евреи, которых можно пограбить. Родители дали ему кое-что из наших драгоценностей. Кроме того, отец сказал ему, что он парикмахер. Комиссар взял отца собой в комендатуру, где отец работал целый день до позднего вечера. Мы конечно волновались, вернётсся ли наш папа вообще. Он пришёл очень поздно, и даже принёс с собой хлеб и сахар. В нашем доме на момент оккупации жили ещё две еврейские семьи. Это семья известного в Одессе портного Череховского, который также шил для моей мамы. Он жил с женой и двумя взрослыми дочерьми, которым было за 20. Вторая семья состояла из женщины средних лет, которую звали Анна, и её дочери, которой было лет 10-12. Её муж был музыкантом, он играл в оркестре Одесского Оперного Театра и учил меня играть на скрипке перед войной. Когда началась война, он был призван в армию. Все наши семьи очень дружили и старались во всём помогать друг другу. Нас объединяло ещё и то, что все мы жили в пустующих квартирах. Эти две семьи тоже были изгнаны из своих хороших квартир, на которые позарились их ближайшие соседи. Такая наша жизнь в оккупированной Одессе продолжалась всего одну неделю. Эта была тихая улица с тыльной стороны Оперного Театра. Там собралось человек 200, это были последние еврейские могикане, которых ещё не затронули массовые репрессии оккупантов. Как я упомянул выше, в центре Одессы до войны проживало не так много еврейских семей. Власти знали, в каких районах жили в основном евреи и производили там аресты и вершили зверства. Мы об этом узнали, когда нас из Театрального переулка пригнали в большую школу на Комсомольской улице. Первую неделю оккупации мы жили в своих норах, ни с кем не общались, кроме наших соседей, и питались продуктами, которые были у нас дома. Когда мы оказались в школе на Комсомольской, где было собрано огромное количество евреев, согнанных туда на регистрацию, мы узнали от них о зверстах оккупантов с первого дня оккупации. Одесса, Октябрь 1941. Регистрация евреев Людей хватали прямо на улицах и некоторых тут же вешали на столбах и деревьях для устрашения населения. Румынские солдаты врывались в квартиры якобы в поисках коммунистов и евреев и избивали прикладами находящихся там людей независимо от возраста. Молодых женщин группами насиловали на месте на глазах окаменевших от ужаса членов семьи, и грабили всё что им приглянулось, в основном драгоценности, часы, золото и деньги. Потом всех выгоняли на улицу и гнали на регистрацию в больницу на Херсонской улице или в школу на Комсомольской. Мы попали в школу, где в переполненных комнатах находились люди по несколько дней без пищи и воды. За любой протест расстреливали на месте. После формальной долгожданной регистрации всех евреев гнали в местную тюрьму, где власти решили создать еврейское гетто. Тюрьма была пустой, так как советские власти вывезли всех преступников в Сибирь и Казахстан. Было бы лучше, если бы вместо преступников вывезли туда какое-то количество евреев. Еврейские мужчины, ожидающие регистрации Когда мы находились в школе, ожидая регистрации, мы узнали о массовом убийстве евреев по дороге в село Большой Дальник. Некоторые люди шли туда добровольно, чтобы избежать издевательств в городе и в надежде, что в Дальнике они смогут спокойно жить. Некоторые наивные даже считали, что кто раньше туда придёт, сумеет лучше устроиться. Но таких наивных было немного. Мы тоже знали об этом приказе, но решили сидеть в своей норе, пока нас не выгонят. Большинство людей румынские солдаты и местные полицаи украинские полицейские, в основном дезертиры из Красной Армии, согласившиеся сотрудничать с нацистами погнали принудительно. Когда основная колона була уже далеко от города, начался грабёж, забирали ценные вещи, заставляли раздеваться, насиловали молодых женщин и девушек тут же на глазах у людей и гнали всех дальше, пока они не дошли до большого противотанкового рва. Этот ров был выкопан руками жителей города, как последний рубеж обороны Одессы. Город он не защитил, но стал могилой для 10 тысяч евреев. Здесь произошла первая массовая казнь евреев Одессы — часть расстреляли, часть сожгли заживо. Жители окружающих деревень стали свидетелями этой казни. Это было бывшее здание НКВД на Маразлиевской улице; оно было очень большое, и румыны расположили там свой штаб и комендатуру. В эту ночь оккупанты праздновали свою победу: взятие Одессы и провозглашение её столицей новой румынской провинции Транснистрии между реками Южный Буг и Днестр. Взрыв произвели советские партизаны в ответ на массовые зверства оккуппантов. В результате взрыва погибло 67 человек, включая коменданта города Одессы генерала Глугояну и 20 румынских и немецких офицеров. История этого взрыва была раскрыта только в 1982 году советским генералом А. Хреновым, который руководил установкой в этом здании радиоуправляемых мин перед уходом советских войск. Мины были приведены в действие по приказу командира Одесского партизанского отряда Молодцова-Бадаева. Румынские солдаты, полицаи, дворники и добровольцы-активисты начали выбрасывать евреев из квартир, при этом инвалидов и лежачих больных убивали с дьявольской жестокостью. Тысячные колонны евреев прогоняли по улицам города для устрашения населения. Одних из этих колонн загоняли в тюрьму, других гнали в пороховые склады по Люстдорфской дороге в 6-и км от города. Заполнение складов продолжалось и в последующие дни. Таких складов было девять. Последующие три дня были названы днями террора из-за огромного количества уничтоженных людей. К полудню 23-го октября 5 тысяч гражданских лиц, отобранных при регистрации и содержащихся как заложники, были зверски уничтожены. Большинство из них были евреи. В тот же день из тюрьмы 19 тысяч евреев погнали в порт, где они были расстреляны в сквере, огороженным дощатым забором. Потом их тела были облиты бензином и сожжены. Людей, совершено ничего не знавших о взрыве, хватали на улицах, базарах и пригородах, и тут же расстреливали на месте возле стен домов или заборов. В бывшей здравнице Одессы на Большом Фонтане было расстреляно около ста мужчин, на базаре Слободки повесили 200 евреев, на Молдаванке, Ближних и Дальних Мельницах было расстреляно ещё 250 евреев. Самое страшное зрелище представлял Александровский Проспект, где оккупанты на всех деревьях повесили около 400 евреев. Оккупанты хотели уничтожить как можно больше евреев, но не могли это сделать сразу. Поэтому в дни террора они перегоняли колоннами евреев из Одессы в село Дальник, где было собрано 40 тысяч человек. Многие были уничтожены уже по дороге в Дальник в упомянутом противотанковом рву. Чтобы ускорить уничтожение людей, их связывали в группы по 40-50 человек, бросали в ров, и потом расстреливали. В Дальнике оккупанты освоили новую технологию уничтожения. В бараках сначала тщательно забивали все проёмы, потом их поливали горючим топливом и сжигали вместе с людьми. Один барак, где находились только мужчины, дополнительно ещё обстреливали из пулемётов, чтобы не допустить побега. Всего в четырёх бараках в Дальнике погибло не менее пяти тысяч человек. Оккупанты, стремясь уничтожить как можно больше евреев, решили также уничтожить 9 бывших артиллерийских складов на Люстдорфской дороге, куда были согнаны около 30 тысяч евреев. Они проделали отверстия в стенах, установили в них пулемёты и расстреливали находящихся там людей при закрытых дверях. Склад, где находились мужчины, обстреливался даже из артиллерийского орудия. Тех, кому удалось выбраться наружу через окна и отверстия в крыше, расстреливали или забрасывали гранатами. Потом все склады были облиты газолином, который качали насосами из привезенных бочек, и подожжены. Склады горели потом ещё несколько дней. Это кульминационное массовое уничтожение евреев произошло 24-го и 25-го октября по приказу и под наблюдением румынских полковников Н. Делеану и Д. Немецкие солдаты также принимали активное участие в этом жесточайшем уничтожении евреев. В Одессе оставалось на момент оккупации 100 тысяч евреев, и к ним добавилось ещё около 100 тысяч бессарабских и буковинских евреев, которые бежали с оккупированных румынами территорий и спасаясь от их жесточайших преследований. По приказу румынского диктатора Иона Антонеску все бессарабские и буковинские евреи должны были быть уничтожены. Они все бежали в сторону Одессы, так как по заверению советского командования, Одесса никогда не должна была быть отдана врагу. Большая часть бессарабских и буковинских евреев действительно погибла в Одессе в дни террора. Когда колонна, в которой было около 10 тысяч человек, оказалась за воротами тюрьмы, они с ужасом увидели, что их гонят не в сторону вокзала, а в противоположную сторону по Люстдорфской дороге. Все они погибли в бывших артиллерийских складах. Всего в Одессе в дни террора, как следует из официальных источников [1], погибло более 80 тысяч евреев. Вот эта печальная арифметика: в первый день террора 23-го октября были расстреляны 5 тысяч упомянутых заложников, 19 тысяч евреев в портовом сквере, тысячи евреев, схваченных на улицах и базарах, были убиты или повешены. В последующие дни террора было уничтожено 5 тысяч евреев в 4-х бараках Дальника и около 30 тысяч в 9-ти бывших артиллерийских складах. Кроме того, 40 тысяч евреев было угнано в Богдановку и уничтожено в конце декабря 1941 года. Последнее массовое уничтожение 1000 евреев в Одессе было 15-го ноября на Стрельбищенском поле. После всех массовых уничтожений в Одессе оставалось 60-70 тысяч евреев, для которых власти хотели устроить гетто. Вначале они хотели устроить гетто в удалённых районах города: на Слободке или на Молдаванке. Власти даже начали огораживать колючей проволокой одну зону на Молдаванке, охватывающую улицы Малороссийскую, Среднюю, Степовую и бывший толчок. Предполагалось, что евреи будут работать в гетто и вне его, носить на груди шестиконечную звезду и на ночь возвращаться в гетто. Евреи себя успокаивали, что, хотя их права будут ограничены, но жизнь им будет сохранена. Но местные жители запротестовали. Потом они предложили жителям Слободки переехать в пустующие квартиры уничтоженных евреев в центре Одессы. Но жители Слободки никуда не хотели уходить из своих домов. Тогда власти решили сделать гетто в бывшей тюрьме. Конечно, тюрьма не могла рассматриваться как гетто. Гетто по определению — изолированный густонаселённый учсток города, где проживает этническое или расовое население.

Не потому ли ильфо-петровские пикейные жилеты так мечтали сделать Черноморск вольным городом? Со временем данная диаспора стала здесь одной из самых влиятельных, прежде всего в банковской сфере… а также в криминальной области наиболее известным в этой области был «Мишка Япончик», урожденный Мойше-Янкель Винницкий. Число одесских евреев резко сократилось после 1941 г. Нaциcтaми их было yничтoжeно порядка 34 тыс. Очередной спад семитской численности наблюдался в 1970-е гг. В 1989 г. Так что в наши дни это уже история, ушедшая в прошлое.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий