Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Министр также упомянул, что в Таджикистане проживают около 100 национальностей и этнических меньшинств, при этом не называя памирцев среди прочих. Описание ситуации вокруг протестов памирцев в 2021 и 2022 годах на. Заявление "памирцы – не таджики" нередко можно услышать во время бесед с выходцами из Горного Бадахшана. Любопытная деталь – по уверениям бадахшанских "активистов".
«Заявления режима, что нас не существует, — равнозначны оскорблению и угрозе»
Думаю, больше половины из них Мирфароз и его невеста даже не знали. Стол был накрыт скромно, но вкусно. Обошлись без алкоголя — не принято. Платье невесты взяли в аренду, зато заказали лимузин.
Я шутила по этому поводу, что «женятся трудовые мигранты, а свадьба с лимузином». На что они мне ответили: «Вот ты едешь в горы, тратишь там свои деньги, потому что тебе это интересно и важно. А нам горы неинтересны, нам интересны торговые центры и лимузин на свадьбу».
Но лимузин, кстати, на их свадьбу так и не доехал — в этот день патриарх освещал церковь, и дороги были перекрыты. Это что-то вроде местного священнослужителя. Он проповедует закон Корана, проводит религиозные ритуалы на свадьбах, при рождении детей, по пятницам читает молитвы для всего кишлака.
Это знание передается по отцовской линии: его отец и дед тоже были халифами. А вот сын Холика халифой не стал. Карим уже 7 лет работает в Москве грузчиком, чтобы прокормить семью.
Когда мы пришли к нему в дом в Москве, я попросила прочитать молитву после еды. Он не вспомнил ее текст. Хотя, возможно, стеснялся.
Карим очень скромный парень. Живет в Подмосковье с женой. От него я впервые услышала о том, что жены памирцев приезжают к мужьям в Москву, беременеют, оставляют ребенка в Памире бабушками и дедушкам, а сами возвращаются к мужьям в Москву.
Дочери Карима три года, и он ее ни разу не видел. Иногда он говорит с ней по телефону. С того конца провода обычно детский голос говорит две фразы: «Когда приедешь?
Вместе с женой Карим начинает утро в Москве ширчой — соленым молоком с маслом и чаем, в которое опускают лепешки и едят как похлебку. Это традиционный памирский завтрак. Лепешки пекут сами.
Джума отучился на геолога в Душанбе, вернулся в деревню и всю жизнь был крестьянином. Он большой философ, много говорит о том, что все люди равны и неважно, где ты родился, какой национальности и религии, — все люди должны одинаково уважать друг друга. Алихон в 17 лет вместе с женой уехал в Москву на заработки.
Сейчас трудится электриком. У него инвалидность по зрению, поэтому профессии грузчика или строителя ему не подходят.
Цыгане люли. Памирцы Ваханцы. Памир вахан. Население Афганистана пуштуны. Ваханский коридор. Мигранты нелегалы.
Трудовые мигранты Узбекистан. Трудовые мигранты нелегалы. Джуги цыгане. Мугат люли. Бухарские люли. Самаркандский лули. Российские мигранты. Мигранты из Таджикистана.
Амнистия для мигрантов из Таджикистана. Таджик подметает. Подметание пола. Узбеки на полу. Мужчина подметает пол. Гастарбайтеры в России. Толпа таджиков в Москве. Толпа мигрантов в России.
Памир тюбетейки. Памирцы в тюбетейках. Тюбетейка таджикская Памир. Узбекские цыгане люли. Узбекистан Бухарский люли. Лицо узбека. Грустный таджик. Жители Таджикистана.
Жизнь в Таджикистане. Таджикистан уровень жизни. Таджикские дети в кишлаке. Мигранты на красной площади. Таджики цыгане. Грязный гастарбайтер. Таджики в вагончике. Берегово цыгане.
Таджикские цыгане. Шапка таджика. Наша раша Равшан и Джамшут. Наша раша Равшан насяльника. Равшан Исмаилов. Наша раша строители Равшан и Джамшут. Мунира Мирзоева. Красивые женщины Таджикистана.
Самая красивая женщина в Таджикистане. Ягнобцы Таджикистан. Ягнобцы народы Таджикистана. Памирские таджики Ягнобцы. Ягнобцы Таджикистан внешность. Таджики едут в Россию. Таджикские мигранты в России. Таджикские гастарбайтеры в России.
Мигранты в тюрьме. Преступность мигрантов.
Работу найти было сложно. Работодатели часто «кидали» на деньги. Мигранты жили по 10—15 человек в съемной квартире, в которую по ночам ломились милиционеры, собиравшие с них дань. Дни, месяцы и годы проходили в постоянных поисках работы и жилья, в тяжелом монотонном труде. Абдумамад был строителем, дворником, поваром, грузчиком, снова строителем. Но еще он был музыкантом. Вначале была проблема: играть дома было нельзя. Во-первых, там спали уставшие, вернувшиеся со смены люди.
Во-вторых, вечером соседи могли пожаловаться на шум, и тогда явится милиция, прогонят с квартиры. Поэтому собирались изредка с земляками, играли для себя, где придется. Иногда приходили другие памирцы, просто послушать знакомые с детства народные песни. Их круг расширялся. Растущая памирская диаспора организовывалась. Земляки создали общественную организацию «Нур» в переводе «Свет». Появилось место и для репетиций, и для периодических выступлений. Абдумамад выступал все чаще. Помимо народных песен он стал исполнять и собственные. Он пишет о том, чем живет сам и тысячи его соотечественников, оказавшихся в чужой стране.
В переводе эти песни звучат как сухая проза, но когда слышишь их вживую, то они трогают сердце: Сегодня все мы вдали от родины, От своих родителей, от детей и от родных, На чужбине скучаем, От родителей, от детей и от дома далеки, В чужой стране мы в разлуке, Или место ищем, или дорогу, или работу, Мир неспокойный, везде опасно. В сентябре 2012-го Абдумамад впервые за 20 лет вышел на сцену как драматический актер. В московском Театре. На сцену выходили трое — уборщица, плиточник и помощник маляра. Они рассказывали свои истории. Простые, бесхитростные. О том, на какой стройке лучше работать, о том, как доехать от Памира до Москвы, о войне, о смерти и о доме. Каждый рассказ сопровождался песней. Стихи к песням писал Абдумамад, музыку использовали народную. Каждый раз спектакль проходил при полном зале.
В 2014-м авторы и исполнители «Акын-оперы» получили главную российскую театральную премию — «Золотую маску». Церемония награждения происходила в Большом театре. Абдумамад пришел после рабочего дня на стройке, он едва успел переодеться. Ему вручили приз «за преданность традиционной музыкальной культуре своего народа в экстремальных жизненных условиях». Мы сантехники и обои клеим… Этот странный переход от сцены к стройке, от шпателя к микрофону в его жизни случается постоянно. На репетиции в театре Абдумамад часто приходил с опозданием. Его задерживали на работе. А как-то раз их с братом избили у метро скинхеды. Он попал в больницу, а на следующий день у него был спектакль. Он пришел и сыграл свою роль прямо с больничными бинтами на лице.
Настоящее народное искусство так и создавалось веками в коротких перерывах между тяжелой, изнурительной работой. Его творили мужчины и женщины, рассказывавшие о своей доле, о своих мечтах и страхах. Среди ночи приходит с работы, а рано утром уходит, На цыпочках ходит по квартире, чтобы не разбудить других, Наши красавицы вот так работают в Москве, Мое сердце, сестренка, обливается кровью, Не знаю, как помочь, никто не будет жалеть тебя. Только ты сама себе можешь помочь, Скажите тогда: нужно такое государство и такая Родина? За 21 год он только трижды был дома. За это время у него родились и выросли трое детей. Когда он приехал впервые, жена встречала его в аэропорту с сыном и каким-то другим ребенком того же возраста.
Когда она приходит в дом жениха с закрытым лицом, платок ей поднимает близкий друг жениха с помощью веточки от плодового дерева и лука без стрелы. Лук в обряде является предметом, который отгоняет злых духов и недругов, а веточка — это символ плодородия. Поднимая платок, друг жениха произносит: «Три отца, три матери, три ребенка». Эта церемония закрепляет за ним особый статус: теперь он названый отец девушки. У памирской женщины три пары родителей: родные отец и мать, свекор и свекровь и друг мужа с супругой. Именно семья друзей должна будет поддерживать женщину в трудных ситуациях. Национальная кухня Кухня народов Памира проста. Основной продукт питания — пшеница. Ее перемалывают на крупу, из которой готовят каши и муку для лапши, клецок, лепешек. В рационе также присутствуют овощи, бобовые, свежие фрукты, сухофрукты, грецкие орехи. Мяса памирцы едят мало. От овец в основном получают молоко, из которого готовят кисломолочные продукты и овечий сыр. Суп варят из овощей, кислого молока или кефира и риса. Очень любят чай. Традиционный памирский чай «ширчой» готовится из черного чая с добавлением молока, соли и сливочного масла. Для приготовления ширчоя потребуется:.
Взгляд с «крыши мира». Какие тайны Памира открывает русский из Старой Майны
Интересно, что в 1990-е годы, когда в Таджикистане шла гражданская война, среди небольшой части памирцев царили проафганские настроения. Каждый памирец ежемесячно отчисляет из своих заработков несколько сотен рублей в общий котел. Лайки: тарии: в TikTok (тикток) от пользователя(@_rahmatulloeva): «Памирская свадьба в Москве #памирскаясвадьба #памирцы #памирскаяпесня. Ранее этнические памирцы дистанцировались от всех радикальных организаций, решая все возникающие вопросы с таджикскими властями путем демонстраций и диалога. Памирцы — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша, разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем. Памирцы возмущены, что их автономия, упомянутая даже в названии региона — по сути формальность, раз даже губернатора им назначают из Душанбе.
Горный Бадахшан. Часть 1: жизнь под Крышей Мира
Контингент вечеринок — малолетние русские школьницы и мигранты, там всем наливают алкоголь. У них есть чаты в соцсетях, некоторые из которых уже закрыли и поудаляли. Есть телеграм-каналы, где они выкладывают так называемые «сливы» с пьяными полуголыми девочками, которые приходили на эти тусовки. В интернете это тоже распространяли, я лично заходил в определенные беседы, пока из этого ещё не сделали шумиху. В этих чатах также были русофобские высказывания. К слову, 14 февраля должна была быть очередная такая вечеринка, но ее отменилили. На видео их обычно целая толпа, насколько я знаю, задержали только пятерых. На самом деле их гораздо больше, человек 10-15.
Но прошлой осенью против Зиебекова возбудили уголовное дело, обвинив его в том, что извинения у чиновника он выбил силой. Для ареста Зиебекова в регион отправили группу спецназа.
Зиебеков пытался бежать, по нему открыли огонь, и он погиб. Местные жители в знак протеста вышли на митинг, потребовали уволить руководителя региона Алишера Мирзонабота и расследовать преступление. Центр отреагировал на случившееся по-своему. Ответственность за разгул преступности в регионе и подстрекательство к протестам власти возложили на бадахшанских старейшин и авторитетов. Среди них много полевых командиров, участвовавших в гражданской войне в 1990-е годы и до сих пор популярных в народе. Претензии к Мамадбокирову большинство памирцев назвали надуманными. Сам он выпустил видеообращение с призывом оставить ГБАО и местных жителей в покое. От меня требуют сдаться силовым структурам. В чем моя вина?
Или я вступил в группировку вроде ИГ? Власть давит на меня 30 лет. Не знаю, почему. Мы не предали ни государство, ни президента. Мы просто хотим мира в стране Мамадбокир Мамадбокировнеформальный лидер памирцев Власть всегда недолюбливала этого лидера, к которому люди обращались даже для решения бытовых проблем. Например, он мог запросто зайти к любому чиновнику и потребовать помочь тому или иному бадахшанцу. Несмотря на темное военное прошлое, полевого командира уважали, среди молодых мужчин он стал образцом для подражания. В результате в ГБАО сложилась своеобразная система двоевластия: назначаемые центром чиновники и популярные «народные решалы» действовали параллельно Рахмон видел в этом угрозу: миф о всесильном президенте рушился под натиском местных авторитетов. Несколько раз он предпринимал попытки усмирить непокорный регион.
Так, в 2012 году центр провел в ГБАО спецоперацию по зачистке от радикалов. Памирцы уверяли, что президент просто мстит полевым командирам, способным бросить ему вызов. Десять лет назад, как и сейчас, поводом для спецоперации стали местные разборки. В организации убийства обвинили окружение бывшего полевого командира Толиба Айембекова, хотя он все обвинения отрицал. Завязалось вооруженное противостояние, не прекращавшееся несколько дней, погибли более 40 человек. Дело вокруг спецоперации замяли. Неформальные лидеры в регионе остались. Неформальные лидеры пошли на сделку с Рахмоном, подписав соглашение о невмешательстве в дела региональной власти. Главное — они заявили о своей лояльности Рахмону.
Здесь очень мало пригодной для обработки земли. Существовавшая в советские годы промышленность сегодня не работает. Прокормить себя в этих краях практически нечем. Население Бадахшана невелико — всего 216 тыс. Примерно все здесь, кто способен работать, какой-то период жизни проводят в России на заработках. По словам председателя региональной общественной организации «Нур» Карамшо Мамаднасимова, в России сегодня одномоментно находятся около 50 тыс. Памирцы говорят на дюжине разных языков восточноиранской группы. Эти древние диалекты наследуют языкам арийских племен, шедших через горные перевалы в Индию и Иран.
Когда-то на них говорили жители великих цивилизаций Согда и Мавераннахра, но сегодня их ареал редко выходит за пределы одной-двух небольших долин. Есть языки, на которых говорят жители всего пары кишлаков, а число носителей едва превышает тысячу человек. Носителей одного из них, ишкашимцев, соседи называют «немцами», настолько их речь непонятна. Памирцы отличаются от других народов региона по религии. Большинство из них исмаилиты, а народы вокруг относятся к суннитской ветви ислама. Среди жителей Памира необычно много людей с высшим образованием. Крохотные кишлаки, в которых часто нет автомобильной дороги и электричества, населены дипломированными врачами, инженерами, музыкантами и педагогами. Образование и знания редко кому приносят богатство в тех краях.
Да и в Москве мало кого интересует, сколько языков знает или сколькими дипломами владеет сантехник, чинящий кран в ванной, или строитель. Памирцев не выделяют из общей массы таджикских трудовых мигрантов. А вместе с тем эта самобытная диаспора существует и создает свою уникальную культуру. Абдумамад Бекмамадов — Я никогда не думал, что придется взять в руки шпатель, — говорит Абдумамад. Говорил: «Ты музыкант. Пальцы береги». Абдумамад не уберег. На большом пальце левой руки не хватает одной фаланги.
В Москву Абдумамад впервые приехал еще в 1986-м как призывник Советской армии. Вместе с сослуживцами он ходил по столице во время увольнительных и самоволок, рассматривал достопримечательности. Сейчас, когда он рассказывает об этом землякам, ему никто не верит. Говорят, он пересказывает какой-то фильм. Но так и было: москвичи тогда были приветливыми и гостеприимными. Потом Абдумамад вернулся на Памир. Окончил там институт культуры и даже чуть больше года успел поработать актером в театре в Хороге, столице Горного Бадахшана. Бадахшан оказался в блокаде, отрезанный от плодородных земель.
В области начался голод, людям стало не до театра. Выживали натуральным хозяйством и гуманитарной помощью, которую поставлял в Бадахшан фонд Ага-хана, духовного лидера исмаилитов. Но даже после завершения войны жизнь в горах осталась тяжелой. Экономика лежала в руинах, а земли больше не стало. Тысячи людей отправились за границу. Абдумамад уехал из дома на третий день после рождения своего первенца. Вновь он увидит сына только через пять лет. Москва конца 1990-х была не самым гостеприимным городом.
Работу найти было сложно. Работодатели часто «кидали» на деньги. Мигранты жили по 10—15 человек в съемной квартире, в которую по ночам ломились милиционеры, собиравшие с них дань. Дни, месяцы и годы проходили в постоянных поисках работы и жилья, в тяжелом монотонном труде. Абдумамад был строителем, дворником, поваром, грузчиком, снова строителем.
Карамшо Мамаднасимов говорит: — Нет, никакого своего бизнеса у нас пока нет.
К сожалению. Я говорю «к сожалению», потому что сейчас памирцы выходят на рынок труда поодиночке. И поэтому находятся в уязвимом положении. А есть как минимум две сферы, в которых мы могли бы преуспеть. Во-первых, медицина. Несмотря ни на что, у нас только в Москве сейчас более 120 практикующих врачей.
Ну и, во-вторых, строительная отрасль. Если здесь создать какой-то проект, то он бы генерировал дополнительный капитал, который нам нужен для наших социальных задач. Если в бизнесе памирцы пока не преуспели, то в социальной и культурной сфере у них есть чему поучиться. За четверть века трудовой миграции они выработали здесь огромный опыт. Началось все с организации. Выходцы из одной деревни связаны друг с другом.
Когда-то, еще до эры интернета, они лично встречались каждую неделю, обсуждали свои проблемы, планировали общие дела. Теперь вместо уличных встреч — чаты в вотсапе. В таком чате может быть от сотни до 300—400 человек. Во главе группы стоит «раис», на иранских языках — председатель. Он отслеживает, какие проблемы возникают у земляков. Кто заболел, кто потерял работу, у кого трудности с жильем или с документами, а кто не может оформить ребенка в школу или детский сад.
Кишлачные группы объединяются по районам Бадахшана — шугнанский, рушанский, ишкашимский и т. Все вместе они образуют единую сеть, которая в 2012 году была зарегистрирована как региональная общественная организация «Нур». Каждый памирец ежемесячно отчисляет из своих заработков несколько сотен рублей в общий котел. Это основной доход диаспоры. Правда, есть и еще один источник дохода. Небольшие суммы памирское землячество получает от Фонда развития духовного лидера исмаилитов Ага-хана IV.
На эти деньги «Нур» арендует офис и платит две ставки — бухгалтеру и офис-менеджеру. Но вся остальная деятельность финансируется из членских взносов. В составе «Нура» девять отделов: по спорту, культуре, социальным вопросам, образованию, по делам женщин и т. Культурный отдел организует мероприятия вроде тех, на которых выступает Абдумамад. Иногда это камерные встречи для земляков. Но проходят и огромные фестивали , например «Памир—Москва» и «Крыша мира», где выступали не только памирские, но и известные российские музыканты.
Образовательная работа сосредоточена преимущественно в офисе организации на «Кожуховской». Там ежедневно идут уроки для детей. Община оплачивает учителей русского и английского языков, а также математики для памирских детей, которым трудно учиться в московских школах. Пока сил и возможностей организовать образование для детей по другим предметам не хватает. Например, нет преподавания родного языка, и некоторые дети начинают его забывать. Приоритет отдается русскому и другим главным школьным дисциплинам.
Это важнее всего. Это предупреждает потенциальные проблемы, когда люди плохо говорят по-русски, когда у них низкая квалификация. И чем больше эта пропасть, тем больше рисков ненужных проблем. И мы занимаемся с нашими детьми, чтобы они были хорошими, квалифицированными специалистами, чтобы у них было максимум взаимоотношений с российским обществом, чтобы они общались со своими сверстниками, а не варились в собственном соку, — рассказывает Карамшо. Но больше всего сил уходит на социальную работу. Диаспора взяла на себя работу с детьми, больными ДЦП, для которых организуют кружки и творческие мастерские.
Их родители работают целыми днями и не в силах заниматься этим сами. Фактически землячество взяло на себя роль социального государства, поддерживая нуждающихся и слабых.
Таджикистан. Религия памирцев — шиизм-исмаилизм.
Оказалось, этот конфликт произошел на бытовой почве. Причем все участники потасовки являлись сотрудниками фирмы, выполняющей работы на местном нефтеперерабатывающем заводе. Напомним, попавшее в Сеть массовое побоище происходило рядом с дорогой, на оживленном тротуаре.
Видео попало в сеть и вызвало большой резонанс.
В ходе расследования выяснилось, что лишь это одна из многих потасовок, в которых участвовала группа драчунов. Себя они называли «памирцами», часто устраивали драки с незнакомцами, провоцировали на скандал, после чего снимали избиение на телефон. В суд вместе с обвиняемыми в хулиганстве приехали их многочисленные родственники.
Мать одного из них заявила, что это просто детские шалости, за которые нужно наказывать в административном порядке. В том же духе высказался и адвокат одного из несовершеннолетних участников инцидента Абусупьян Гайтаев. Он удивился, что следователь просит заключить подростка под стражу.
Об агрессивной компании давно известно на юге Москвы.
Чаще всего жертвами становились молодые люди, которые приходили на фудкорт с девушками и в ходе перепалки были вынуждены защищать своих спутниц. Об этом «МК» рассказал хакер, который долгое время следил за «памирцами» в интернете, вступая в их закрытые чаты. По его словам, в последнее время они перешли границу.
Их жертвы, как правило, подростки, там на роликах видны унижения и избиения. Они подходили к парням, которые выглядели как то не так. Одного парня они избили за татуировку. Уж как эти видео попали в общий доступ, не знаю.
Кто-то сливал из закрытой группы.
Источник: Российская газета «Благодаря комплексу мер, принятых ОМВД России по Туапсинскому району и Туапсинской межрайонной прокуратурой, установлены 15 граждан Республики Узбекистан, принимавших участие в драке 24 апреля в городе Туапсе», — рассказали в пресс-службе прокуратуры Кубани. В краевом надзорном ведомстве также добавили, что в ходе проверки была установлена причина случившегося. Оказалось, этот конфликт произошел на бытовой почве.
Кто такие памирцы?
Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Интересны свадебные традиции памирцев. Свадьба состоит из нескольких обрядов. Один из них — «пицпатчид» — церемония открытия лица невесты. Невесте закрывают лицо несколькими платками: от семи и больше. Когда она приходит в дом жениха с закрытым лицом, платок ей поднимает близкий друг жениха с помощью веточки от плодового дерева и лука без стрелы. Лук в обряде является предметом, который отгоняет злых духов и недругов, а веточка — это символ плодородия. Поднимая платок, друг жениха произносит: «Три отца, три матери, три ребенка». Эта церемония закрепляет за ним особый статус: теперь он названый отец девушки.
У памирской женщины три пары родителей: родные отец и мать, свекор и свекровь и друг мужа с супругой. Именно семья друзей должна будет поддерживать женщину в трудных ситуациях. Национальная кухня Кухня народов Памира проста. Основной продукт питания — пшеница. Ее перемалывают на крупу, из которой готовят каши и муку для лапши, клецок, лепешек. В рационе также присутствуют овощи, бобовые, свежие фрукты, сухофрукты, грецкие орехи. Мяса памирцы едят мало.
Одного парня они избили за татуировку. Уж как эти видео попали в общий доступ, не знаю. Кто-то сливал из закрытой группы. Контингент вечеринок — малолетние русские школьницы и мигранты, там всем наливают алкоголь. У них есть чаты в соцсетях, некоторые из которых уже закрыли и поудаляли. Есть телеграм-каналы, где они выкладывают так называемые «сливы» с пьяными полуголыми девочками, которые приходили на эти тусовки. В интернете это тоже распространяли, я лично заходил в определенные беседы, пока из этого ещё не сделали шумиху. В этих чатах также были русофобские высказывания.
Эмомали-младшего можно назвать неокрепшим политиком, хотя он и является де-факто вторым лицом в государстве: с 2020 года он руководит парламентом, а значит, по закону может возглавить страну в случае отхода от дел действующего президента. Тем не менее элиты не признают его весомым политиком. Именно поэтому, готовясь к передачи власти, Эмомали Рахмон стремится гарантировать наследнику максимальную стабильность в переходный период. Непопулярность Рустама в обществе ведет к тому, что транзит постоянно откладывают. Передавать власть неокрепшему политику — дело рискованное. Любая эскалация как внутри страны, так и на ее границе станет серьезным испытанием для преемника, и не факт, что он его выдержит, сохранив власть. Тогда семейному клану придется отойти в сторону, чего Эмомали Рахмон допустить не может. А потому он заранее очищает дорогу от тех, кто представляет угрозу транзиту. Горный Бадахшан всегда держался особняком от Душанбе. Включение региона в состав Таджикистана памирцы — а именно так называют себя памирские горцы — считают историческим недоразумением. В XIX веке памирцы, уставшие от постоянных набегов китайцев, киргизов, узбеков и таджиков, попросились в подданство Российской империи. Северный сосед не возражал, включил Памир в состав Бухарского эмирата, но управлял им напрямую. В регионе построили дороги, ЛЭП, инфраструктуру, соединяющую его с Таджикистаном. В 1940 году через ГБАО проложили Памирский тракт — главный инфраструктурный проект, связывающий центр и периферию. Зависимость от Душанбе стала привычной, но жители региона подчеркивали, что идентифицируют себя в первую очередь как памирцев, а потом уже как таджиков. Они причисляют себя к исмаилитам и считают себя более светскими, чем таджикские сунниты После распада СССР автономия пыталась выйти из-под контроля Таджикистана, но начавшаяся в 1992 году гражданская война показала, что в одиночку, как и полтора столетия назад, с внешними угрозами памирцам не справиться. После окончания войны в 1997 году автономный статус Горного Бадахшана был закреплен в Конституции Таджикистана. Разговоры о самостоятельном развитии региона больше не велись, но жители всегда болезненно реагировали на попытки центра усилить влияние на регион. Протесты, начавшиеся в ноябре 2021 года и не прекращающиеся до сих пор, вспыхнули по той же причине: памирцы испугались, что Рахмон намерен лишить ГБАО статуса автономии и с этой целью взялся за зачистку политической активности в регионе. Конкуренты власти Триггером нынешнего обострения стал бытовой конфликт годичной давности. Гулбиддин Зиебеков, житель Хорога — административного центра ГБАО — вступился за честь родственницы, к которой приставал заместитель местного прокурора. Тот попросил прощения, и инцидент, казалось, был исчерпан. Но прошлой осенью против Зиебекова возбудили уголовное дело, обвинив его в том, что извинения у чиновника он выбил силой. Для ареста Зиебекова в регион отправили группу спецназа. Зиебеков пытался бежать, по нему открыли огонь, и он погиб. Местные жители в знак протеста вышли на митинг, потребовали уволить руководителя региона Алишера Мирзонабота и расследовать преступление. Центр отреагировал на случившееся по-своему. Ответственность за разгул преступности в регионе и подстрекательство к протестам власти возложили на бадахшанских старейшин и авторитетов. Среди них много полевых командиров, участвовавших в гражданской войне в 1990-е годы и до сих пор популярных в народе.
Что же известно о памирцах и их родине? Какие тайны открывают их название и история? Как выяснилось, практически все прилегающие к этим горам территории считают себя частью исторического Памира. Более того, не только племена Таджикистана как те же памирцы , но и ряд афганских народностей причисляет себя к этносам Памира. Если говорить о памирцах, то они — не один народ, а ряд объединённых племён. Но почему же их родина и они сами получили такое необычное название? В старину на территории, что сегодня принято называть Памиром, существовало несколько княжеств, ряд которых сохранял относительную независимость от соседних народностей и их государств. К таким принадлежал и Мургаб, который историки назовут восточным Памиром или просто Памиром. Он представлял собой лишь небольшую часть полунезависимых владений. В дальнейшем, по аналогии с названием региона, стали именовать и народности, проживающие в нём, — памирцами. Что интересно, несмотря на смену официального именования Памира, прежнее название остаётся приоритетным в разговорной речи и художественной литературе. Что за народ? Ответить однозначно, какие народности являются предками памирцев, не сможет ни один современный историк.
Что за нация памирец. Кто они - эти памирцы
Памирцы — единственная в своем роде исмаилитская нация. ПАМИРСКИЕ НАРОДЫ (памирцы, самоназвание – помири), группа иран. народов. Живут в высокогорных долинах Памира и Вост. Через несколько лет «культурная специфика памирцев отмечалась (вновь) исследователями, составлявшими этнографическую карту Средней Азии в начале 1920-х гг.
Кто они - эти памирцы ?
Между миром и Памиром. История этой маленькой страны полна трагических страниц | Практически все соседи памирцев — мусульмане суннитского толка, а вот памирцы остаются шиитами-исмаилитами. |
Памирские народы | это... Что такое Памирские народы? | кто такие памирцы. Поскольку памирцы проживают в высокогорной области, которая разделена между четырьмя государствами, их часто приравнивают к другим народам. |
Памирский кризис. | Памирец нация Таджикистан. Памирская Национальная одежда. |
Горный Бадахшан. Часть 1: жизнь под Крышей Мира
Кроме того, памирцев, кхо и буришей сближает общиее субстратное наследие доиндоевропейских аборигенов Памиро-Гиндукуша, остатками которых и являются буриши. Памирцы состоят из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Pamir Daily News обратилось к специалистам из памирской диаспоры, чтобы они разъяснили вопрос этнической и национальной принадлежности памирцев. Представляем вниманию. Основная масса местных – это памирцы, представители группы народов, которые, если и являются родственниками таджиков, то очень дальними. Разбить ебальник памирцу без разговоров.
Памирцы - загадка Средней Азии.
Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз молятся всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам. История народа Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий.
Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы — потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет. По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы — древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири. Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры.
Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах. Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян.
Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры. Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути. На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов. Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен.
Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли.
По инициативе Николая Захарчева на месте стоянки первого отряда установлена мемориальная доска. До этого на Памире не было ни одного памятного знака русским солдатам. Захарчев вот уже несколько лет занимается этой темой, отпуска проводит в экспедициях на Памир. Чего только не проделал он, чтобы найти стоянку отряда — встречи с потомками героев Памира, поиск документов в архивах, неопубликованные фотографии, переданные родственниками, прямо-таки детективные расследования на месте, сравнения очертаний гор, расчёты расстояний, указанных в письмах, расспросы местных жителей... В конце 19 века Памир был местом «столкновения» целого ряда держав. В этом суровом, малозаселенном высокогорном районе стремились закрепиться сразу несколько держав — Россия, Англия, Китай и Афганистан. По сути, именно Шаджанский пограничный отряд поставил точку в закреплении Россией «крыши мира». Нам стараются внушить, что Россия — тюрьма народов, что малые народы угнетались и притеснялись, но пример Памира опровергает это — Россия спасла памирцев от афганского геноцида. Памирцы стали одной из самых образованных наций в бывшем СССР.
И памирцы до сих пор это помнят и благодарны русским за нашу общую историю», — говорит Николай Захарчев. Готовясь к поискам места расположения Шаджанского отряда, Николай Александрович несколько лет кропотливо собирал документальные материалы. Большую помощь ему оказала внучка выдающегося русского военного учёного и этнографа Андрея Снесарева — Анна Комиссарова. Ее дед в начале прошлого века служил начальником Памирского отряда. Она поделилась уникальными документами и фотографиями из семейного архива, которые были переданы в архив Института Восточных рукописей РАН. В частности, фотографиями, на которых запечатлено строительство Памирского поста, и снимками с надписью «Шаджан». Помогла и праправнучка легендарного генерала, «старого туркестанца» Михаила Ионова — Наталья Кареева. Ведь это ионов совершил несколько походов на Памир и вытеснил оттуда афганцев и китайцев. Захарчев познакомился также с писателем-петербуржцем Борисом Белоголовым, изучающим тему освоения Туркестана. У него есть интересные публикации о жизни русского офицера Василия Зайцева Зайцова , чей отряд сменил в 1893 году Шаджанский отряд капитана Кузнецова.
Перед экспедицией Захарчев ознакомился с военной картой Памира 1892 года, отправленной ему Борисом Белоголовым, который получил ее в отделе картографии Российской национальной библиотеки. Ценную информацию относительно места стоянки Шаджанского отряда удалось почерпнуть из писем Зайцева супруге, написанных с Памира в 1893 году. Вот, например: «Провожаю Шаджанцев, от которых в старом укреплении осталось патронов, юрт и разных запасов и хлама до 3. Как и на чём я их перевезу за 8-мь вёрст на Ак-байтал, а главное, на какие деньги, одному аллаху известно…».
Эксперт ООН встревожен репрессиями против памирского меньшинства в Таджикистане 20 мая 2022 Права человека Специальный докладчик ООН по вопросам меньшинств Фернан де Варенн призвал сегодня Таджикистан прекратить репрессии против представителей памирского меньшинства в Горно-Бадахшанской автономной области.
Он предупредил, что подавление протестов может обернуться широкомасштабным конфликтом. По его словам, многие памирцы живут в страхе возвращения к временам гражданской войны в Таджикистане 1992—1997 годов. Фернан де Варенн заявил, что встревожен «жесткой реакцией правительства» на протесты, в том числе арестами, чрезмерным и незаконным применением силы, а также привлечением военных для подавления протестов. Призыв проявлять сдержанность «Я призываю все стороны проявлять сдержанность и не допустить выхода ситуации из-под контроля», — заявил Специальный докладчик. Он рекомендовал властям начать конструктивный и открытый диалог с памирским меньшинством, а также немедленно принять все необходимые меры для предотвращения конфликта.
А те, кто приходил, всегда с людьми советовались. Узнавали, что делать надо, какие проблемы есть. Теперь всё не так. Рахмон не любит Памир. За всё время только Ёдгор Файзов всех устраивал.
Но он всего 3 года председателем был, вместо него Рахмон поставил генерала Мирзонабота, который мало кому нравится. Говорят, это у так называемого "Пешвои миллата" Лидера нации со времён гражданской войны осталось, когда бадахшанцы выступали против его Народного фронта. С тех пор и мстит", - поделился своим мнением с CA Cronos ныне живущий в России сторонник "памирских активистов" Зафар Бахтибекзода. Неожиданная идея Кстати, из многочисленных публикаций в социальных сетях, посвящённых проблеме разрешения ситуации в Горном Бадахшане, следует, что в последнее время среди жителей ГБАО всё большую популярность получает довольно неожиданная идея о выходе автономии из состава Таджикистана и присоединения… к Российской Федерации. Придерживающиеся этой идеи бадахшанцы называют четыре наиболее распространенных среди них факторов, говорящих о преимуществах российского управления автономией.
Во-первых, есть мнение, что вхождение в состав Российской Федерации позволит сохранить территориальную целостность Горного Бадахшана. Отмечается, что на него претендует Китай, считающий Восточный Памир одной из своих утраченных земель в результате заключения серии "неравноправных" договоров с Царской Россией и Британской Империей. И прецедент уже имеется. Неравнодушно смотрят на Горно-Бадахшанскую автономию и в Афганистане, где уже много лет говорят, что в 1855 году провинция Бадахшан была силой разделена русскими и англичанами на две части, несмотря на общую историю и культуру проживающих там народов. Во-вторых, почему-то считается, что став российским анклавом, ГБАО получит долгожданное экономическое развитие.
Причём не только в сфере разработки полезных ископаемых, но и в энергетике, инфраструктуре, а также туризме. Подчёркивается, что в Горном Бадахшане не только люди старшего возраста, но и среднее поколение помнят, что пика своего благополучия автономная область достигла в период с 40-х по 80-е годы прошлого столетия. В-третьих, есть точка зрения, что переход ГБАО под юрисдикцию России позволит остановить в автономной области процесс так называемой "таджикизации" Памира и поможет сохранить культурные особенности памирских народов, которые далеко не всегда ассоциируют себя с таджиками. Заявление "памирцы — не таджики" нередко можно услышать во время бесед с выходцами из Горного Бадахшана. Любопытная деталь — по уверениям бадахшанских "активистов", в ГБАО немало местных жителей после Хорогских событий 2012 года якобы постарались обзавестись российским гражданством, которое вроде как позволяет им надеяться получить одобрение Москвы в случае попытки организации вероятного референдума о новом статусе Горного Бадахшана.
Правда не совсем понятно, почему отдельные бадахшанские общественники вдруг решили, что Россия, которая всё больше втягивается в конфликт с Украиной, пойдёт на конфронтацию с Таджикистаном? Очевидно, что даже если в ГБАО каким-то невероятным образом сумеют провести плебисцит, Москва с большой долей вероятности сделает вид, что ничего не произошло. Хотя бы потому, что Горный Бадахшан находится слишком далеко Российской Федерации.
Памирцы — чем интересен народ “крыши мира”?
Основная масса местных – это памирцы, представители группы народов, которые, если и являются родственниками таджиков, то очень дальними. Памирцы состоят из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Древний народ Памира нация памирец кто такие.
Памирцы: как появился самый загадочный народ в СССР
Как путешествие русского доктора Регеля чуть не привело к геноциду памирцев | Известно, что помимо памирцев, в состав группы входят выходцы из нескольких стран и регионов, в том числе из Азербайджана и Дагестана. |
Непокоренный Памир: из-за чего в Таджикистане вспыхнули протесты | Фото: РИА Новости/Амир Исаев. |
Как живут в Москве памирцы | Памирец нация Таджикистан. Таджикистан Памирцы народность. Традиции памирцев Таджикистане. |