Его населял воинственный народ зулусов, чей уровень развития примерно соответствовал центральной и восточной Европе V-VII веков (хотя прямую аналогию провести трудно). Новый король зулусов в ЮАР Мисузулу официально занял трон, сообщает портал EWN Reporter. Благодаря его реформам, ранее незначительный народ зулусов превратился в сильную державу. Мартин: Пожалуйста Кредо Мутва: Народ Зулу, кто известен как народ воинов, народ из которого был король Шака Зулу, в прошлом веке. Мартин: Пожалуйста Кредо Мутва: Народ Зулу, кто известен как народ воинов, народ из которого был король Шака Зулу, в прошлом веке.
В ЮАР прошла коронация короля зулусов — первая за полвека
Потом [после отступления англичан] мы вошли в лагерь, и там было много дыма и стрельбы. После этого снова выглянуло яркое солнце». Тела англичан в лагере остались лежать, сгруппированные в небольшие кучи. Вероятно, они попытались дать несколько последних боев, и сопротивление было долгим. Немногочисленные британские кавалеристы, которые легко могли сбежать, предпочли остаться и погибнуть с остальными. Когда закончились патроны, англичане отбивались штыками и прикладами. Зулусы рассказывали о крупном ирландце, который штыком отгонял врагов от командирской палатки, пока его не проткнули копьем. Африканцы захватили два полковых знамени, а третье увез на лошади лейтенант Мелвилл но потерял его в пути и был убит. Их противники понесли невозвратные потери от 1 тыс. Зулусам было приказано не трогать белых в гражданской одежде, зато они казнили сражавшихся за англичан африканцев, поскольку сочли их предателями.
Кроме того, африканцы расчленили тела англичан, — те сочти это варварством и впоследствии часто не брали пленных, но этому феномену есть культурологическое объяснение. Зулусы жили племенной общиной и имели множество ритуалов, чтобы сплотить армию в единую целое. В том числе считалось, что ради единства каждый должен обагрить копье в крови врага и стать символическим соучастником победы. Это называлось хломула, и ее практиковали в том числе на охоте: завалив опасное животное, каждый из участников подходил и наносил дополнительную рану. Британской империи территории зулусов были не нужны, но стерпеть такое поражение государство не могло. Поэтому на помощь войскам было выслано подкрепление, Королевство Зулу было разбито и разделено.
Также Чака требовал от своих воинов постоянных тяжёлых тренировок, что позволяли всегда быть в прекрасной физической форме. Учитывая, что в ту пору зулусы практически всё время вели войны с соседями, подобные меры были жизненно необходимыми. Прижизненный рисунок Чаки, стоящего с длинным метательным дротиком и тяжёлым щитом в 1824 году, за четыре года до смерти Художник: James King Борьба за свободу Земли зулусов стали колонией англичан, однако это не означало, что народ покорился чужеземцам. Европейцы, что вечно недооценивали африканцев, решили, что сломить их будет несложно. В битве при Изандлване в 1879 году англичане вступили в бой с зулусами, которые, к удивлению противника, проявили необыкновенную тактику и даже одержали победу. Увы, сломить натиск европейцев во всей войне зулусам так и не удалось, однако они не переставали бороться. Битва при Исандлване 1879 Наталь, Южная Африка Художник: Чарльз Эдвин Фрипп Местонахождение: Национальный музей армии, Лондон Летом того же года в плен был взят вождь королевства, после чего государство, некогда основанное Чакой, было разделено на несколько территорий, во главе которых англичане поставили своих людей. И хотя история Королевства зулусов насчитывает менее века, потомки великих воинов армии Чаки не забывают о событиях прошлого. Сегодня зулусы представляют одну из крупнейших общин Африки. Сломить этот народ европейцам не удалось. Интересно, что современные жители Зулуленда так называют земли, населённые зулусами в большинстве своём сохраняют преданность традиционным верованиям. Религия, полученная от далёких предков, подразумевает очищение и стремление к чистоте — как физической, так и духовной. Верующие зулусы совершают омовение более трёх раз в день. Зулусские танцы. Наталь, Южная Африка.
И Дёрнфорд, и Пуллейн были убиты. Зулусы захватили три британских знамени, две пушки и более тысячи современных винтовок. Находившийся всего в 11 километрах от места сражения Челмсфорд, услышав выстрелы, решил, что Пуллейн устроил учения, и даже не подумал, что оставленный им отряд нуждается в помощи. О разгроме британцев написали газеты всего мира. Противников Лондона произошедшее воодушевило. По словам историков, новости из Южной Африки вызвали настоящее ликование в захваченных британцами странах, в частности в Ирландии. Вскоре английские консерваторы проиграли выборы, а премьер-министр Бенджамин Дизраэли из-за неудач в Зулуленде и Афганистане лишился своего кресла. Поражение в Африке разъярило британское общество: если бы покорённые народы осознали, что англичанам можно успешно противостоять, это могло вызвать в колониях цепную реакцию, способную привести к падению империи. В Африку срочно стали перебрасывать дополнительные силы. Сражение у Роркс-Дрифт Вслед за успехом при Изандлване войска Кечвайо одержали ещё три победы над британскими отрядами, но правитель понимал, что ему не добиться долгосрочного преимущества. Он постоянно обращался к британцам с предложениями о мире, однако англичане отказывались их принимать. Получив подкрепление, 2 апреля 1879 года Челмсфорд одержал первую крупную победу над зулусским отрядом, а 4 июля полностью разгромил войска Кечвайо. Жизнь после войны Вождь зулусов оказался в плену. Зулуленд британцы поделили между 13 вождями и поставили над ними белого правителя Джона Данна. Местное население заставили выплачивать налоги на хижины и скот. Зулусскую армию распустили, а вождей обязали отправлять мужчин на заработки к британцам. Напряжение в стране стало быстро расти.
Смерть зулусского царя:« Он посажен, а не похоронен » Королева будет похоронена на частной церемонии в Королевском дворце KwaKhangelamankengane в городе примерно в 480 км 300 милях от Йоханнесбурга в четверг. Около дворца было много полицейских, где забивали коров, чтобы накормить скорбящих, которые собрались, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Тем временем зулусские мужчины с копьями и молодые женщины в традиционной одежде собрались у морга в Йоханнесбурге. Ожидалось, что они будут сопровождать останки королевы Мантфомби при подготовке к захоронению. Wearing leopardskin ponchos and headbands, the Zulu men were singing and dancing as they made their way to the mortuary. She was named regent by her late husband, King Zwelithini, who died from diabetes-related complications at the age of 72 on 12 March. The longest-reigning Zulu monarch, King Zwelithini had six wives and at least 26 children.
ЮАР, ГОРОД ДУРБАН, ПЛЕМЯ ЗУЛУ
Однако народу зулу приходилось сохранять свою самобытность в исключительно сложных исторических условиях. Зулусы — это народ, проживающий на юге Африканского материка, численность которого насчитывает около 10 млн человек. Зулусы обитают преимущественно на территории. Смотрите видео на тему «Иерусалина Африканский Танец Зулусы» в TikTok.
Люди неба - зулусы. Вокруг света вместе с "АиФ"
Земли зулусов стали колонией англичан, однако это не означало, что народ покорился чужеземцам. Зулусы Самоназвание: amaZulu Общая численность: 10,4 млн (2001, оценка[1]) Расселение: КваЗулу-Наталь: 7,6 млн Гаутенг: 1,9 млн Мпумаланга: 0,8 млн Свободное государство: 0,14 млн (2001, оценка[1]) Язык: Зулу, многие владеют английским, африкаанс. Квазулу-Натал — родина Джейкоба Зумы, этнического зулу и крупнейшего народа ЮАР, и именно Зума, харизматичный популист, ввел Квазулу-Натал, до того оппозиционный АНК.
Зулусского короля проводила в последний путь толпа колоритного народа
В то же время мясо других животных и остатки пищи могут быть выброшены или переданы в дар жителям других деревень. Предок может быть приведен на умсамо от места погребения новым вождем-жрецом, старшим сыном бывшего правителя, который отмечает путь прутиками. В умсамо идлози предок может быть призван возвратиться на свое законное место. Так происходит первое обращение к предку, так ему впервые воздают хвалу наряду с другими предками, поскольку пришло время оказывать ему почет и уважение и рассматривать его как источник силы, доброй или злой. Теперь старший сын полностью готов принять роль вождя-жреца. Описание смерти вождя-жреца и последующих ритуальных действий жителей деревни позволяет показать основные элементы религиозной системы зулу в действии. Деревня превращается в сцену для погребальных церемоний. Особенно важным местом становится умсамо, где может быть установлена связь с предками. В действие вступают специальные роли: вождь-жрец, предсказатель и знахарь. Эти последние представляют собой церемонии, сопровождающие переход от одной роли в религиозной системе зулу к другой, например от старшего сына к вождю-жрецу. Каким образом достигает он этого высокого положения?
В чем заключается его карьера? Какие этапы пришлось ему пройти, чтобы его достигнуть? Назовем его Бхудаза и проследим основные вехи его пути, начиная с рождения3. С того момента, как его мать почувствовала себя беременной, Бхудаза стал частью религиозного мира. Ощутив его первые движения, мать поняла, что находится в опасной ситуации. Она обратилась к знахарю, с тем чтобы он предоставил ей снадобья, способные их защитить, и начала есть только ритуально одобренную пищу. Когда наступило время родов, к матери пришли деревенские старухи, обладающие опытом повивальных бабок. Мать знала, что роды ее первого сына пройдут благополучно, потому что перед этим встретила предка в образе змеи. Сразу же после рождения Бхудаза был отнесен в умсамо; в сакральном месте было вырыто углубление, где его омыли. В воду были добавлены снадобья, а пуповина была зарыта в умсамо.
Ритуальное значение этого действия определялось тем, что зулу считали себя тесно связанными с образом рогатого скота. Поскольку знахарство обладало своей собственной силой, первые несколько дней ребенку снова давали снадобья, опасаясь угрозы со стороны предков и чародейства, его вместе с матерью изолировали. Только после этого отцу разрешали увидеть ребенка. Лишь после этого ребенку можно было дать имя, что требовало тщательного обдумывания и консультаций. Когда решение было найдено, имя связывали или с каким-нибудь значительным событием, или с кем-либо из предков. В данном случае оно быловыбрано потому, что упоминалось в хвалебной песне Макингване, сыну Лубхоко из клана Чуну, так что Бхудаза становился новым членом этого клана. За некоторое время до наступления зрелости Бхудаза прокалывали уши. Специальная церемония по этому поводу происходила или в начале новолуния, или в период полнолуния. Чтобы отметить этот переход, нужна была полная изоляция, которой Бхудаза подвергался в ночь перед операцией кхумбаза. Отец Бхудаза, вождь-жрец, шел в умсамо с жертвенным животным, где приносил благодарность предкам за то, что они послали ему первого сына и охраняли его.
В это время и происходила операция, которую производили у входа в загон для скота — обиталища предков. Наутро после этого, задолго до восхода солнца, Бхудаза собирал скот из загона, а иногда и из соседних деревень в такое место, где его трудно было найти. Пропажа скота и мальчика вызывала общую тревогу в деревне, и жители отправлялись на поиски. В это время отец Бхудаза начинал готовиться к предстоящему ритуалу. Когда скот находили, то вели обратно в загон. Мальчика встречали, давали ему снадобье, отец отводил его в одну из хижин и велел находиться в умсамо. В такой близости от сакрального места он был только раз — во время ритуального омовения после рождения. В остальное время умсамо оставалось запретным местом, и это правило строго запрещалось нарушать. В течение этого промежуточного периода его могли навещать только сверстники. Сам же он мог выходить из хижины лишь с большими предосторожностями, ни при каких условиях ему не разрешалось видеть женщин или общаться с ними.
В это время его отец готовился к особому дню — празднику зрелости. Когда этот день наступал, Бхудаза приводили в загон для скота. Приносили в жертву быка, исполняли хвалебные песни предкам изибон-го и давали ему снадобья. Жертвоприношение предкам совершал в умсамо вождь-жрец, после чего мальчика отводили обратно в хижину. После нового обращения к предкам и до начала праздника сверстники вели его на реку и снова совершали ритуал омовения; его прежнюю одежду снимали и уничтожали, и он облачался в новые одежды. Ему также давали новое имя. Теперь у него было два имени: данное при рождении Бхудаза и Мдинги, данное ему сверстниками. Уничтожали не только его старые одежды, но и ширму, за которой он находился. Одетый в новые одежды Бхудаза и его сверстники начинали танцевать. Им овладевал «дух танцев», и вскоре все присутствующие танцевали и пировали.
На следующий день Бхудаза снова шел в умсамо, где вступал в общение с предками и ел мясо жертвенного быка, приправленноеснадобьями. Теперь он был подготовлен к следующему этапу своей жизни. До того как английская колонизация и правление белого меньшинства ЮАР совместными усилиями окончательно уничтожили независимость королевства Зулу, оно имело в своем распоряжении несколько вооруженных полков. Если бы Бхудаза жил в эпоху расцвета государства Зулу, он также был бы призван. Первая часть ритуала укубутхва объединение в группы включала ордалию испытание огнем и водой , которую проводили опытные воины полка, тяжелую работу, ритуальную борьбу и совместные состязания членов группы. Вторая часть носила учебный характер. Во время третьей части полковой церемонии Бхудаза получал новое имя. Его присвоение было исключительной привилегией короля. После того как он объявлял это имя, нараспев произносились изибонго хвалебные песни и имена , причем все сопровождалось танцами. Четвертая часть ритуала заключалась в раздаче боевого оружия.
Приносили в жертву быка, воздавали хвалу предкам, затем начинались веселье и пиршество. Настало время, когда Бхудаза мог жениться. Важным их источником, разумеется, были снадобья, и он принимал их, убежденный в том, что они помогут ему в поисках жены. Любовное зелье увеличивало возможность найти подходящую девушку. Помимо употребления любовных напитков, Бхудаза носил кехла — головное кольцо, считавшееся религиозным символом, выражавшим его намерение вступить в брак. Когда он находил будущую жену, начиналось осуществление свадебных ритуалов, включавших целый ряд действий. Между двумя деревнями начинались долгие переговоры. Наконец после ряда ухищрений и отговорок невеста прибывала для брачной церемонии в деревню жениха. Невеста после приезда в деревню будущего мужа со своей семьей обращалась со специальной песней к своим предкам. Через некоторое время мать жениха и другие жены его отца тоже начинали петь.
По разным сторонам загона для скота образовывались две группы: справа — невесты, слева — жениха Они выкрикивали разные слова и били в барабаны. Церемония продолжалась всю ночь. Вскоре они возвращались, и снова начинались танцы. Отец невесты обращался к предкам, прося их признать ее новый статус. В свою очередь дядя Бхудаза просил у предков своей деревни прощение за потерю скота, переданного в деревню невесты, и сообщал, что взамен они получили невесту и жертвенное животное умбека. Начинался общий праздник и пир. После короткого уединения невеста возвращалась в деревню жениха. Свадебного быка, умкхолисо, приносили в жертву предкам, а его желчью обливали невесту. Обе семьи ели жертвенного быка, после чего невеста входила в хижину Бхудаза. Этой ночью жених и невеста завершали свою свадьбу.
На следующий день происходила церемония с бусами. Бхудаза должен был выбрать одну бусинку из левой руки своей жены, которая прятала их, перекатывая в ладони. Они были белого, красного и черного цвета. Жених надеялся взять белую бусину — знак удачного брака. Красная бусина означала, что невеста не была девственницей, черная — что она вела беспорядочную жизнь. Затем невеста дарила новым родственникам сделанные своими руками подарки. На четвертое утро после свадьбы невеста совершала обряд очищения деревни новой семьи. Ей помогали ее друзья, которые после этого возвращались в свою деревню. Оставалось выполнить еще одно ритуальное действие: невеста должна была вырезать ножом кусок навоза, прежде чем могла начать питаться обычной пищей своей новой деревни. Если Бхудаза просто переходил из холостого состояния в положение женатого мужчины, то его жена меняла одно жилище предков на другое, и эта весьма значительная перемена могла вызвать вмешательство очень опасных сил.
Поэтому с ее стороны требовалось соблюдать величайшую осмотрительность. Особенно важным считалось требование закрывать лицо, появляясь на улице. Его нарушение рассматривалось как неуважение к новым предкам и могло вызвать их гнев, направленный как на нее, так и на всех жителей деревни. Через несколько месяцев ей разрешалось отказаться от этого знака уважения. Теперь Бхудаза и его новая жена ждали появления первого ребенка. После смерти Бхудаза совершались те же ритуалы, что и после смерти его отца, и, таким образом, жизненный цикл был завершен, и начинался новый круг. Религиозная организация жизни в западном обществе мы прекрасно отдаем себе отчет в различии между религиозным и светским поведением. Нам понятна разница между благодарностью, выражаемой повару за удачный яблочный пирог, и хвалой, которую мы возносим Богу за его милосердие, между подъемом флага и демонстрацией «тела Христова» во время церковной мессы. Это происходит без труда, поскольку нас приучили к этому с детства. Гораздо труднее провести такое разграничение, когда речь заходит об обществе зулу.
Почти каждое действие, совершаемое зулу, можно рассматривать как религиозное. Можно было бы сказать, что весь образ жизни зулу организован в соответствии с их религиозным вероучением. Так, невеста должна покрывать голову в присутствии предков своего мужа, несоблюдение этого правила считается проявлением неуважения. В старые времена жених выбирал бусинку, скрытую в руке невесты, и если она оказывалась красной или черной, это была настоящая трагедия. В наши дни жених, чтобы быть уверенным в благоприятном исходе, нередко выбирает бусину из ее руки и, конечно, берет белую. Все это говорит о том, что религиозная система зулу за последние 150 лет претерпела значительные изменения. Одной из причин этих перемен были контакты с западной культурой, в том числе осознание разницы между религиозным и светским поведением. Вера в силу предков не исчезла, но под влиянием западных религий в том числе христианства , ислама и даже индийских религиозных учений в провинции Натал проживает немало индийцев некоторые элементы религиозной системы зулу стали приобретать все большее значение. Поклонение Небесному Богу принадлежит к числу наиболее древних верований зулу, хотя до встречи с другими религиозными системами обрядовые действия, обращенные к нему как к источнику силы, играли сравнительно второстепенную роль. Под влиянием сионства и других независимых церквей сакральные холмы, связанные с его культом, становятся местом активной религиозной деятельности.
Праздник урожая зулусы обычно проводят весной, но в разное время. Точная дата праздника устанавливается на совете вождей и жрецов, собирающихся в деревне, где живет верховный правитель народа инкоси. До этого момента жрецы пытаются определить торжественный день, гадая по звездам и некоторым частям животных, приносимых в жертву. После назначения конкретной даты каждая зулусская семья сообщает об этом своим родственникам, работающим в разных районах Южно-Африканской Республики. У зулусов принято, чтобы в этот праздник все члены семьи находились дома.
Добравшись до своих краалей, зулусы сначала переодеваются — они снимают городскую одежду и облачаются в национальные костюмы. Затем проходит обряд очищения — мужчины омывают тело в реке, после чего натирают его смесью золы, глины и коровьего жира. Праздник урожая - не просто праздник. Это традиция, призванная укрепить единство и сплоченность народа, восстановить преемственность поколений, упрочить союз предков и потомков. Зулусы верят, что если они сохранят обычаи почитания предков, те всегда смогут встать на их защиту и оградить от уничтожения.
В марте президент Южно-Африканской Республики Сирил Рамапоса от имени государства официально признал Мисузулу королем зулусов. Сейчас он занял престол, пройдя необходимое посвящение. Неделю назад аналогичный ритуал совершил старший сын короля Звелитини принц Симакаде, который оспаривает права на престол. Сторонники принца Мисузулу уже объявили Симакаде самозванцем. Гудвилл Звелитини находился на троне почти 50 лет, у него было шесть жен, осталось 26 детей.
Несмотря на то что он специалист мирового масштаба, постоянно удивляет своей скромностью и тактичностью. Мы проезжали по пустынной равнине, лежащей среди Столовых гор. Их вершины не упирались в небо острыми пиками, а были плоскими, словно кухонные столешницы. Благодаря этому сходству они и получили своё название. Но ледники на самом деле ни при чем. Все эти горы очень старые, некоторым из них около 500 млн лет, и в прошлом они были вулканами. Кипящая лава, извергаясь, разрушала базальтовую породу и застывала в кратерных каналах. Со временем эрозия и атлантические ветры сделали своё дело и превратили вершины в плоские «столешницы». Окаменевшая миллионы лет назад лава, каким странным это ни покажется, до сих пор выделяет тепло, вследствие чего по утрам горы окутывают туманы. Тут Джакобо добавил, что его предки зулусы, как и раньше, верят в демонов, раскуривающих там трубки. Я, признаться, был несколько удивлён, узнав, что мой приятель - зулус, и, естественно, попросил рассказать его о своём народе, который, как известно, сыграл немалую роль в становлении государственности ЮАР. Джакобо, как мне показалось, был даже рад моей просьбе и предложил заехать в этническую деревню зулусов Шака-Лэнд. В основном их регион - провинция Квазулу Натал. Одни из них приспособились и ассимилировались среди «белой» культуры, другие, которых гораздо меньше, живут так же, как жили их предки, сохраняя самобытные обычаи и культуру. С тем отличием, что перестали воевать с соседними племенами и сменили охоту на земледелие и скотоводство. Когда-то зулусы жили в королевстве, лидером которого был знаменитый король Чака. Он прославился талантами хитрого военачальника и особой жестокостью. Но благодаря его действиям разрозненные племена примитивных туземцев были объединены в мощную народность «альма зулу» — «дети Неба», армия которой захватила огромные территории.
Невероятная культура африканских племен
South Africa Celebrates 30th Anniversary of Freedom Day - 27.04.2024, Sputnik Africa | Король зулусов в ЮАР Мисузулу каЗвелитини госпитализирован в государстве Эсватини, не исключено, что он отравлен. |
Дикие племена Африки | Его населял воинственный народ зулусов, чей уровень развития примерно соответствовал центральной и восточной Европе V-VII веков (хотя прямую аналогию провести трудно). |
Русский в ЮАР рассказал о беспорядках: «Грабят даже полицейские» - МК | Зулусы — это народ, проживающий на юге Африканского материка, численность которого насчитывает около 10 млн человек. Зулусы обитают преимущественно на территории. |
Что известно о госпитализации короля зулусов Мисузулу Звелитини? | Аргументы и Факты | 48-летнего короля зулусов Мисузулу КаЗвелитини экстренно доставили в больницу с подозрением на отравление. |
Порвали на британский флаг. Как племя зулусов с копьями разгромило английскую армию - | Зулусы – один из многих народов, живущих на территории Южной Африки. |
В ЮАР опровергли информацию о госпитализации короля зулусов
В воскресенье пресс-служба короля зулусов Мисузулу Зулу заявила, что информация о его отравлении не соответствует действительности. Зулу́сы — африканский этнос численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции Квазулу-Натал в Южно-Африканской Республике. Народ зулу является неотъемлемой составляющей коренного африканского населения, со своей уникальной историей, полной неразгаданных тайн. В южноафриканском городе Дурбан прошла коронация 48-летнего короля зулусов Мисузулу Синкобиле Зулу.
Кем была королева Мантфомби?
- Классика колониализма
- Откуда он появился?
- Ваш комментарий будет первым
- Что произошло
- Универсальная нация зулусов -
ЗУЛУСЫ НА ВОЙНЕ
Однако все забеспокоились, полагая, что какие-то события могли произойти еще до вчерашнего дня. Принялись наводить справки, но безуспешно. И только через двадцать часов до Претории добрался на измученной лошади гонец с дурными вестями. Откуда узнала о случившемся зулуска? Разве что туземцам известен или был известен способ передачи новостей почти со скоростью телеграфа, о котором мы, белые, ничего не знаем». Что это за способ? Пока что остается только гадать. Что это, пожар в саванне? Нет, ответил Бейн. Он позвал старика зулуса, находившегося в их лагере, и что-то спросил его. Старик взглянул на дым и ответил: кто-то из его племени охотится, они упустили антилопу гемсбока и убили двух спрингбоков.
У высохшего русла реки Носсоб собрали коренья и мед. Мед хороший и из него можно сделать приятный освежающий напиток. Многие люди могут читать дымы. Позже я открыл тот же способ передачи информации у некоторых аборигенов Австралии». А что, если поискать ключ к разгадке в другом? Многим путешественникам в Африке доводилось слышать барабанный рокот-язык в ее южных районах. И вряд ли они поверили бы в такое, если б самим не довелось услышать этот тревожный и загадочный рокот. Палочки, совсем не различимые даже вблизи, колотили по стволу дерева, выдолбленному и обтянутому бычьей шкурой, но о чем они говорят? Спрашивать было нельзя. Зулусы не могли себе представить, что их удивительный язык, их средство общения, которое осваивают в Южной Африке уже в юном возрасте, может быть кому-то непонятным… Язык барабанов весьма распространен на африканском континенте.
Зулусам суждено будет выйти на историческую арену чуть позже, но так, что о них заговорит весь мир. Первым был швед Карл Тунберг, который за три года тщательно изучил геологию Африки. Его называют отцом ботаники Капской колонии. В его путешествиях ему помогал спутник — Андреас Спаррман, оставивший первое подробное описание жизни готтентотов и бушменов. Болезнь помешала ему участвовать в походе полковника Гордона в 1777г. Но два года спустя Паттерсон все же побывал в ее устье, а нижнее течение изучил швед Викар, сбежавший со службы в Ост-Индской компании. Среди нескольких фамилий, которые можно выделить из длинного списка имен, вошедших в историю географии и этнографии, особенно выделяются две, это Дж. Томпсон и Р. Последний известен во всем мире, он прожил среди африканцев более пятидесяти лет. Наверняка, немногим известно, что он был одним из первых, кто рассказал, хотя и кратко, на страницах своих «Путешествий и приключений в Южной Африке» о зарождающейся империи Чаки — империи зулусов.
В свое время известный немецкий писатель Г. Белль опубликовал свои наблюдения за своеобразными штампами в описании тех или иных народов. А зулусы? Пожалуй, такого емкого, но в то же время краткого и точного определения в литературе прошлых веков, изданной в России, не найдешь. В большинстве своем это пространные описания, заимствованные у миссионеров, и схожи с теми, что опубликованы в вышедшей в 1846г. Собранные им сведения по-своему уникальны и поэтому нам стоит обратить на них самое пристальное внимание. До 1818г. Это были «аба-ква-зулу», то есть «те, кто произошел от Зулу». Этот Зулу был вождем, который после смерти отца в XVII веке покинул родной крааль и пришел в эти места из Трансвааля, а потом вместе с матерью перебрался в глубь необитаемой страны — «равнины, со всех сторон окруженной холмами». Здесь зулу построили новый крааль и дали начало самостоятельному клану.
Показательно в этой связи и отношение зулусов к бушменам. Зулусы всегда относились к ним с опаской и старались поддерживать добрые отношения с ними. При встрече бушмен обычно задает зулусу традиционный вопрос: «Где ты меня впервые увидел? Значит, над его малым ростом насмехаются. Но если вежливый зулус ответит: «О, я тебя всегда вижу издалека! Вождь Чака. Один из достоверных рисунков. Португальцы же были очень заинтересованы в торговле с Чакой, основателем и первым правителем империи зулусов, и упрашивали его разрешить им построить торговую факторию на севере Зулуленда, которая ускорила бы прохождение товара.
За этими сражениями наблюдали все соплеменники, даже старики и женщины, приходившие "из тыла". Военные потери в таких битвах были минимальны, и под завершение дня одна сторона признавала себя побежденной и обязалась платить победителям дань.
Со временем битвы становились ожесточённее, противники уже часто переходили в жестокую рукопашную схватку. Главным наступательным оружием являлось копье. Приближаясь к противнику, зулусы сначала метали легкие ассегаи, а затем стремительно переходили в рукопашную, используя копья-иклва, булавы и прикрываясь щитами.
Кечвайо прекрасно осознавал, что силы его союза несоизмеримы с мощью Британии, и повода для войны не давал. В конце концов британцы ухватились за то, что зулусы похищали с подконтрольных Англии территорий жён своих вождей, ранее бежавших от супругов. В 1878 году англичане выдвинули Кечвайо заведомо невыполнимый ультиматум: от него потребовали не только выдать британскому суду зулусских юношей, которые силой забирали домой своих родственниц, но и распустить армию, ликвидировать систему воинского призыва, а также допустить в страну английских миссионеров и правительственного агента. Англо-зулусская война Война началась с одного из самых громких поражений британской армии в XIX веке. Армии Кечвайо нигде видно не было, поэтому командующий лорд Челмсфорд принял решение разделить войска.
С большей частью своего корпуса он отправился на поиски основных сил зулусов, а в лагере оставил отряд под командованием снабженца бревет-подполковника Генри Пуллейна и бревет-полковника Энтони Дёрнфорда. Согласно английским источникам, зулусских воинов было около 20 тыс. Им противостояли порядка 1,4 тыс. Правда, у англичан было огромное техническое преимущество: они были вооружены современными винтовками, пушками и даже появившимся на вооружении британской армии ракетным оружием. Зулусы же располагали копьями-ассагаями, палицами и небольшим количеством устаревших кремнёвых ружей. Однако, вопреки надеждам Пуллейна, африканцы не дрогнули под огнём и развернули наступление. Организовать отход своих сил офицер-снабженец не смог — некоторые британцы, нарушив построение, обратились в бегство. Бой перешёл в рукопашную, и большая часть английского отряда была уничтожена.
И Дёрнфорд, и Пуллейн были убиты. Зулусы захватили три британских знамени, две пушки и более тысячи современных винтовок. Находившийся всего в 11 километрах от места сражения Челмсфорд, услышав выстрелы, решил, что Пуллейн устроил учения, и даже не подумал, что оставленный им отряд нуждается в помощи. О разгроме британцев написали газеты всего мира.
В ночь штурма лагеря только одних патронов зулусы захватили 400 000 штук. Однажды до начала войны англичане пригласили в свой лагерь лучшего зулуского полководца Мосиликатзе. Ему показали маневры пехотного полка. Чернокожий военачальник был под большим впечатлением от увиденного. Когда его спросили, сколько времени его воины продержаться в бою против такого мощного противника он рассмеялся. Потрясенным англичанам зулуский объяснил, что надо подождать когда англичане зайдут в неудобное для боя место, атаковать их и попытаться убить каждого солдата до того как он успеет сделать второй выстрел. После позора англичан в битве при Изандлване генерала Челмсфорда сняли с должности командующего. В Южную Африку срочно выслали подкрепления. Только 4 июля 1879 года собрав необходимые силы англичане захватили столицу зулусов Улунди. Земли зулусов англичане разделили между тринадцатью вождями которые тут же начали междоусобную войну. Показать полностью.