Посетительница фотографирует картину на выставке Игорь Грабарь. Грабарь. Март. Картина, зимний пейзаж, зеленые елки, белый снег, фото. Сайт о русском художнике Игоре Грабаре. Игорю Грабарю на картине «Мартовский снег» удалось поймать и передать тот неуловимый миг перехода дневного освещения в вечернее.
Смотрите также
- Локация пользователя
- Локация пользователя
- Telegram: Contact @classicrusart
- Описание картины Игоря Грабаря «Мартовский снег»
И. Грабарь Март 1939 г
Без заголовка Часть 43 - Игорь Грабарь. Грабарь И.Э. «Мартовский снег» (1904). Девушка с коромыслом, ставшая смысловым центром картины, появилась на ней случайно. Грабарь И.Э. «Мартовский снег» (1904). Девушка с коромыслом, ставшая смысловым центром картины, появилась на ней случайно. Картина Игоря Эммануиловича Грабаря март. Картина Грабаря март. Грабарь Мартовский снег картина. Игорь Грабарь Березовая аллея.
Картина «Мартовский снег», Игорь Эммануилович Грабарь — описание
Ясно, что солнце уже собирается к закату, в результате такого природного эффекта на картине автор демонстрирует такие длинные синие тени от высокого дерева, которое нам не видно, на уже подтаявшем серо-голубом с розоватым отливом снегу. Обнаженные стволы деревьев и кустарников изображены по бокам. Они уже сбросили свой красивый зимний снежный наряд и через пару недель на них появятся набухшие почки. Вокруг еще лежит снег, уже не такой пушистый и сверкающий как зимой, а тяжелый, набухший от воды, кое-где даже видна земля. Протоптана лишь тропинка, которая ведет к колодцу.
Изображая в любимом стиле импрессионизма весенний солнечный день, Грабарь использует множество светлых оттенков. Особенно это заметно на переднем плане картины. Здесь краски и белые, и желтоватые и светло розовые, и конечно все оттенки от голубого до синего.
В: - Какой снег и какими красками рисовал художник? Дети: - Снег рыхлый, влажный, бугристый нарисован белой с розовым и жёлтым оттенками, голубой краской, а тени от деревьев и под елями снег нарисован синей краской. В: - Что делает снег на солнце? Дети: - Снег на солнце блестит, искрится, сверкает, тает. В: - Что вы видите ещё на снегу? Дети: - 2 синие полосы, это следы от саней. В: - Что мы видим в верхней части картины между деревьями? Дети: - Ярко-синее прозрачное высокое небо. В: - Какие деревья нарисовал художник? Какие краски использовал для елей. Дети: - Ели стоят большие, зелёные, сочные, яркие. Берёзки тонкие, нежные, хрупкие, от лучей солнца кажутся золотистыми. В: - Представьте, что вы оказались на этой полянке. Что вы почувствуете? Дети: - Свежий воздух, лёгкий ветерок, ослепительно светит солнце, тёплое прикосновение его лучей к коже.
Но снег уже стал ноздреватым, с ледяными, оплавленными солнцем, комочками сверху. Но и этот постаревший снег представляется художнику чем-то дивным. Грабарь уловил ту ускользающущю голубизну снега, которую можно увидеть только в определённое время дня, точнее, когда день вот-вот сменят сумерки. На улице — умиротворение, так тихо и спокойно, и только слышно как ступает девушка, ломая тонкую ледяную корочку, образовавшуюся на дорожке. Лишь этот хруст раздаётся в тишине. В воздухе уже пахнет весной, и чтобы показать это, картина написана мягко и легко. Зрителя картина привлекает незамысловатостью сюжета, гармонией и красотой сельской жизни. Художник изобразил обычные будни жителей деревни.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Весенние пейзажи на полотнах Игоря Грабаря
одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Грабарь Игорь Эммануилович «Март», 1939 Холст, масло 81x101 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Описание картины грабаря март. Описание картины грабаря март. Предки: великое движение славян 25 марта 1871 года во времена народных волнений в Будапеште на свет появился Игорь Грабарь — один из последних.
Локация пользователя
- Грабарь И. Э. Март - Виртуальный Pусский музей
- Весенние пейзажи на полотнах Игоря Грабаря | Вход бесплатный | Дзен
- Описание картины Игоря Грабаря «Мартовский снег» (Март)
- Мартовский снег — Игорь Грабарь
Картина «Мартовский снег», Игорь Эммануилович Грабарь — описание
Ключевые слова Весна растения Поделиться Несмотря на то, что в советский период Грабарь писал и портреты, и большие официальные полотна, в его творчестве пейзаж доминировал всегда. Пейзажам, созданным в конце 1930-х — 1940-е годы, свойственна та же свежесть и оптимистичность мировосприятия, что и его ранним картинам этого жанра.
На её голове — теплый платок, девушка одета в темную телогрейку и юбку до пола. А за окном уже март, и всё же девушка одета тепло. Не зря в народе говорят, что когда настал марток, надо надевать двое порток. Ведь при том, что становится теплее, особенно на солнце, на улице всё же сыро. И особенно ощущается это к вечеру. Понять, что вечереет, можно по синим теням деревьев на тающем снегу. Такая тень может получиться только в рыжих лучах заката. На дорожках снег уже стаял.
Картина написана очень легко и воздушно, так художник хотел передать ещё невидимое, едва уловимое наступление весны. В каждой детали этого сельского пейзажа видна любовь Игоря Грабаря к русской деревне и сельской природе. Год написания картины: 1904. Размеры картины: 80 x 62 см. Материал: холст.
На поиски Грабаря отозвался Валентин Серов, сказав автору ободряющую фразу: «Трудная задача, а вышла у вас. Зима действительно белая, но без белильности». Февральская лазурь Игорь Грабарь. Февральская лазурь. Государственная Третьяковская галерея В пейзаже «Февральская лазурь» воплотилось восторженное восприятие русской зимы, открытое Грабарём. В истории русского зимнего пейзажа картина занимает особое место. Художник ушел от изображения глубокого пространства, сосредоточив внимание на одном дереве в своеобразном аккомпанементе берёзовой рощи. Грабарь написал полотно в окрестностях имения Дугино. Невозможно лучше самого художника передать то потрясение красотой природы, которое он пережил: «Когда я взглянул на верхушки берез снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба». Нагнувшись за упавшей тростью, он увидел березу снизу вверх, словно расправляющей свои белые ветви. Отсюда избранный художником вертикальный формат. Грабарь вырыл в снегу траншею и запечатлел это красочное великолепие. Он работал под голубым зонтиком, что вынуждало делать цвета более интенсивными. Экзальтированное восприятие красоты природы соединилось в картине с рационалистическим методом разложения цвета на мазки контрастных цветов — дивизионизмом. Цветное конфетти разноцветных мазков, мелькающее в глазу зрителя, озвончает все краски, создает ощущение рассыпавшейся на миллионы брызг радуги и одновременно ослепительной белизны. Белый ствол березы на белом снегу превращается в своеобразный экран, отражающий цветные блики. Береза стала идеальной «моделью» для Грабаря. Исполнив ствол и ветви дерева рельефными мазками дополнительных цветов, небо художник передает длинными вертикальными мазками жидкого лака поверх рельефного белильного слоя. Если у «коралловых» верхушек берез это интенсивный ультрамарин, то ближе к горизонту тон неба становится бирюзовым, а верхушки берез — пурпурными. Таким образом, Грабарь последовательно применяет свой метод работы масляными красками, который он определял как масляно-лаковый. Это написанное под непосредственным впечатлением от натуры полотно воспринимается и как прекрасный миф о русской зиме. Береза подобна чудо-дереву или сказочной морозной жар-птице, разметавшей свои, напоминающие морозные узоры перья, предвещая горением красок весеннее пробуждение природы. Это произведение по-прежнему производит на зрителя впечатление открытого свежего взгляда на природу и является самым последовательным воплощением импрессионистической поэтики в русском искусстве. Мартовский снег Игорь Грабарь. Мартовский снег. Государственная Третьяковская галерея «Мартовский снег» относится к числу снежных пейзажей, созданных в Дугино на пленэре, и отмечен наиболее новаторским взглядом на натуру. Композиция производит впечатление перемотки кадров пленки снизу вверх, когда верхний кадр с идущей по подтаявшей дорожке девушкой с коромыслом представляет собой вполне традиционный сельский пейзаж с фигурой, домиками и деревьями, а следующий кадр — изображение фактуры тающего снега с прозрачной тенью березы. Этому эффекту способствуют высокий горизонт и прием своеобразного «зуммирования», когда взгляд зрителя упирается в рельефную фактуру снега. Первоначально в названии работы было имя девушки, которую Грабарь попросил попозировать 10—15 минут, — Лампейка Евлампия , но впоследствии пейзаж был переименован, так как главные живописные открытия совершаются именно в изображении снега и играющих на нем прозрачных теней. Здесь проявилось своеобразие видения Грабаря, умевшего сфокусировать взгляд на одном пейзажном фрагменте и погрузиться в любование им. В фрагментировании проявляется особенность пейзажа эпохи импрессионизма в отличие от повествовательности пейзажа реалистического. В «Мартовском снеге» намечается радикальный шаг к распредмечиванию пейзажа — основным объектом изображения становится голубая тень от дерева и снежная поверхность. Верный своему методу дивизионизма, рельефными нашлепками белил художник передает рыхлость старого снега, игру бликов и рефлексов. Фактурные эффекты создают дополнительную оптическую иллюзию мерцания, вибрации атмосферы. Композиция разомкнута в разные стороны. Пространство превращено в плоскость. Условность изображения доведена до той грани, когда трудно сказать, что важнее для художника: передать поверхность снега или добиться самодостаточной выразительности рельефной живописной поверхности? За самоваром Игорь Грабарь. За самоваром. Государственная Третьяковская галерея Картина воспринимается во многом как подготовка к разработке композиции «Хризантем», но она отличается как общим настроением, так и цветовым строем, редко встречающимся у Грабаря.
Игорь Эммануилович Грабарь
Грабарь нашел новые возможности воплощения русской природы в «послелевитановскую» эпоху и получил широкое признание как художник за его великолепные зимние пейзажи и натюрморты. Рябина и березы — Игорь Грабарь Картина написана в духе французских импрессионистов — сочетанием мелких пятен и небрежных, размытых мазков желтого. одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Картина Игоря Эммануиловича Грабаря март. Картина Грабаря март. Грабарь Мартовский снег картина. Игорь Грабарь Березовая аллея. Описание картины грабаря март. Описание картины грабаря март. Предки: великое движение славян 25 марта 1871 года во времена народных волнений в Будапеште на свет появился Игорь Грабарь — один из последних.
Грабарь. Март. Картина, зимний пейзаж, зеленые елки, белый снег, фото
Главная» Новости» Картина март грабарь. А этот март он написал спустя треть века. Заслушивание образца рассказа воспитателя Март Художник Игорь Грабарь на картине «Март» изобразил весенний солнечный день. В последней картине Грабарь поставил цель «передать контраст шероховатой скатерти, блестящей посуды и матовых нежных цветов при помощи соответствующей каждому предмету фактуры и характера окраски»[24]. тэги: грабарь игорь эммануилович, март, описание картины.
Картина «Мартовский снег», Игорь Эммануилович Грабарь — описание
Сам автор называл себя махровым дивизионистом одно из направлений этой техники, связанное с мелкими дробными мазками, складывающимися в общее целое, притом неосязаемые блики света кажутся не менее материальными, чем изображенные предметы. В данном полотне автор решил отойти от традиционной для себя эстетики изображения деревьев, стоящих на лесной поляне, вокруг которых нет ни единой живой души ни человека, ни дикого животного — а ведь подобных пейзажей было написано им сотни. Сюжет Здесь изображена жанровая сцена: деревня, тепло одетая девушка с коромыслом и, согласно традиции, изумительно изображенные зимние образы природы. На переднем плане лежат длинные голубые тени от ветвей дерева, оттеняющие грязно-белый мартовский снег.
Холст, масло, темпера. Государственная Третьяковская галерея Картина открывает новый, сезаннистский период в творчестве Грабаря.
Элементы хаоса художник подчиняет логически выстроенной композиции, противопоставленной натуре. В этой натюрмортной постановке художник обобщает поиски в области мотива накрытого стола в Дугино. Художник переносит натюрмортную постановку из пленэрной среды в интерьер, о чем свидетельствует фон — обои с крупным рисунком. Хотя манера наложения мазков осязаемым рельефом сохраняется, но разложение цвета становится более умеренным, цветные рефлексы остаются только в тенях. Об изучении системы Сезанна, творчеством которого Грабарь увлекается одним из первых среди русских художников в 1907 году Иван Морозов приобрел сезанновский «Натюрморт с драпировкой» , свидетельствует опрокинутая на зрителя плоскость стола, что сразу создает эффект противопоставления изображения пространству зрителя.
Предметы расположены по принципу вращения вокруг центра, что выявляет жесткую композиционную конструкцию, не дающую им и скатерти соскользнуть с поверхности стола. Грабарь поляризует цвет на резкие контрасты теплых и холодных цветов, превращая яблоки в пылающие сгустки. Продолжая восходящую линию ваз с фруктами, Грабарь помещает горшок с бело-голубой цинерарией, написанной темперой, — акцент, который завершает всю композицию. В этой искусственно срежиссированной постановке оказывается множество участников, включая кресло, втянутое в поле композиции. В то же самое время зрительно-осязательное обаяние предметного мира не отпускает художника до конца, и он все же стремится «передать контраст шероховатой скатерти, блестящей посуды и матовых нежных цветов при помощи соответствующей каждому предмету фактуры и характера окраски».
Рождается эксцентро-концентрическое пространство, где межпредметные связи и оси, соединяющие изображение с глазом зрителя, предельно напряжены. Вслед за Сезанном Грабарь движется в направлении пересоздания предметного мира из единого драгоценного живописного вещества, что логически приводит его к изменению классической философии натюрморта. Этот жанр, традиционно погружавший в размышления о хрупкости материального мира, теперь становится обоснованием нетленных законов творчества, торжествующих над энтропией. Автопортрет с палитрой Игорь Грабарь. Автопортрет с палитрой в белом халате.
Государственная Третьяковская галерея Автопортрет написан художником в период подведения итогов его разносторонней деятельности: художника, искусствоведа, музейного реформатора, организатора реставрационного дела. В эти годы Грабарь работает над автомонографией «Моя жизнь» 1937. Автопортретный образ отличается последовательной самореперезентацией. Перешедший 60-летний рубеж, художник полон сил и уверенно смотрит в зеркало. В композиции портрета подчеркнут масштаб фигуры, что не соответствовало объективным физическим данным модели.
Несколько академичная обезличенная художественная манера является данью методу соцреализма. Образ складывается из отчетливых декларативных посланий зрителю. В руках у Грабаря палитра и кисти, что указывает на верность призванию живописца. Атрибуты живописи прочитываются как своего рода щит, а художник демонстрирует уверенное владение мастерством. Обращает на себя внимание расположение красок на палитре, где чередуются полосы синего, белого и красного цветов — ассоциирующиеся с цветами французского флага, что может быть прочитано как напоминание о приверженности художника французской художественной культуре от импрессионизма до Сезанна.
Грабарь в период борьбы с формализмом неоднократно выступал в защиту высоких художественных традиций и необходимости интернационального обмена опытом в искусстве. Будучи авторитетным государственным деятелем, был убежден в необходимости продвижения национальной культуры в международном контексте. Костюм с галстуком под халатом указывает на административное поприще, на котором Грабарь получает признание, будучи инициатором создания различных художественных и исследовательских институций. Белый халат, накинутый поверх костюма, призван поведать о третьей важной составляющей его деятельности — это одежды реставратора, человека, причастного к сохранению и раскрытию памятников старины, хранителя культурного наследия. Березовая аллея Игорь Грабарь.
Берёзовая аллея. Государственная Третьяковская галерея К мотиву березовой аллеи художник неоднократно обращался в последние десятилетия своей жизни. Этот образ воспринимается как своего рода метафора пути художника и общественного деятеля, целенаправленно всю свою долгую жизнь посвятившего культурному созиданию. Мотив аллеи — это также образ возвращения к уединенным раздумьям и размышлениям над опытом прожитых лет, своего рода подведение итогов большого пути. Художник, когда-то воспевший березу как олицетворение красоты русской природы, выстраивает композицию из прекрасных стройных и могучих деревьев, тянущихся своими белыми стволами к небу и в перспективе вспыхивающими пламенем ветвей.
По-прежнему играют цветные тени на снегу, и яркое солнце освещает колею. И, хотя живописная манера художника уже не поражает радикальностью экспериментов, но наглядно демонстрирует верность любимой тематике. С детских лет и до сих пор оно для меня почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, единственное подлинное содержание жизни», — подводя итог своим размышлениям, о своем призвании писал Грабарь.
В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Портал работает под эгидой Российского союза писателей.
Но гладкая поверхность холста, четкость контуров, точность рисунка — почерк «зрелого» Грабаря. Язык его живописи стал заметно проще и сдержаннее, что, конечно, было связано с его желанием дистанцироваться как можно дальше от импрессионизма и других формальных «измов» и приблизиться к реалистической трактовке образа.
Смотрите также.
Грабарь. Март. Картина, зимний пейзаж, зеленые елки, белый снег, фото
Грабарь Игорь Эммануилович «Март», 1939 Холст, масло 81x101 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Картина была написана в 1939 году в Абрамцеве. Картина даёт ощущение лёгкости и ожидание чего-то светлого радостного. Март, автор - Igor Grabar., коллекция - The State Russian Museum, Exhibition - Игорь Грабарь. Подробная информация: описания экспоната, жанр, сюжет, оригинал, сочинения. Без заголовка Часть 43 - Игорь Грабарь. А этот март он написал спустя треть века.
Доп. соц. сети пользователя
- И. Грабарь Март 1939 г
- Описание картины Игоря Грабаря «Мартовский снег»
- Картина Грабаря Мартовский снег. 1904 г. Краткое описание
- Самое популярное:
- И. Грабарь Март 1939 г (Елена Ярина) / Стихи.ру
Картина Грабаря Мартовский снег. 1904 г.
Это произведение по-прежнему производит на зрителя впечатление открытого свежего взгляда на природу и является самым последовательным воплощением импрессионистической поэтики в русском искусстве. Мартовский снег Игорь Грабарь. Мартовский снег. Государственная Третьяковская галерея «Мартовский снег» относится к числу снежных пейзажей, созданных в Дугино на пленэре, и отмечен наиболее новаторским взглядом на натуру. Композиция производит впечатление перемотки кадров пленки снизу вверх, когда верхний кадр с идущей по подтаявшей дорожке девушкой с коромыслом представляет собой вполне традиционный сельский пейзаж с фигурой, домиками и деревьями, а следующий кадр — изображение фактуры тающего снега с прозрачной тенью березы. Этому эффекту способствуют высокий горизонт и прием своеобразного «зуммирования», когда взгляд зрителя упирается в рельефную фактуру снега. Первоначально в названии работы было имя девушки, которую Грабарь попросил попозировать 10—15 минут, — Лампейка Евлампия , но впоследствии пейзаж был переименован, так как главные живописные открытия совершаются именно в изображении снега и играющих на нем прозрачных теней.
Здесь проявилось своеобразие видения Грабаря, умевшего сфокусировать взгляд на одном пейзажном фрагменте и погрузиться в любование им. В фрагментировании проявляется особенность пейзажа эпохи импрессионизма в отличие от повествовательности пейзажа реалистического. В «Мартовском снеге» намечается радикальный шаг к распредмечиванию пейзажа — основным объектом изображения становится голубая тень от дерева и снежная поверхность. Верный своему методу дивизионизма, рельефными нашлепками белил художник передает рыхлость старого снега, игру бликов и рефлексов. Фактурные эффекты создают дополнительную оптическую иллюзию мерцания, вибрации атмосферы. Композиция разомкнута в разные стороны.
Пространство превращено в плоскость. Условность изображения доведена до той грани, когда трудно сказать, что важнее для художника: передать поверхность снега или добиться самодостаточной выразительности рельефной живописной поверхности? За самоваром Игорь Грабарь. За самоваром. Государственная Третьяковская галерея Картина воспринимается во многом как подготовка к разработке композиции «Хризантем», но она отличается как общим настроением, так и цветовым строем, редко встречающимся у Грабаря. Серебристые оттенки предметов сочетаются в ней с глубокими и не характерными для высветленной гаммы дивизионизма оранжевыми, бордовыми и коричневыми цветами.
В творчестве мастера это один из наиболее удачных и гармоничных примеров включения в композицию фигуры человека — создания полужанровой композиции в традициях Серова. Художнику позировала юная Валя Мещерина, племянница художника Николая Мещерина, хозяина усадьбы Дугино, которая в будущем станет женой Игоря Грабаря. Модель была рыжеволосой с пылающим на щеках румянцем, и она прекрасно вписалась в эту пышущую жаром самовара предметную среду. Тема чаепития прочно вошла в историю русского импрессионизма с работами К. Коровина конца 1880-х годов, и в повседневном укладе Дугино самовар всегда ждал художников, возвращающихся согреться после работы на пленэре. Грабарь создает насыщенную плотной предметной средой интерьерную сцену, в которой предметы и стихии проявляют себя очень активно, в то время как позирующая модель становится лишь невольной свидетельницей энергичной жизни предметного мира.
Ее образ не приобретает самодостаточной портретности. Хризантемы Игорь Грабарь. Предметный мир в них представлен в своеобразном пленэрном интерьере, что свидетельствует о новом понимании содержания натюрморта. Вместо темных теней старинных натюрмортов на полотнах Грабаря торжествуют свет и воздух, разложенные на радугу. Самый великолепный из них — «Хризантемы». Экзотические цветы и драгоценная посуда на столе — характерная черта обстановки усадьбы Дугино.
В центре крупные желтые хризантемы, присланные коллекционером и цветоводом Иваном Ивановичем Трояновским, другом художника. Композиция выстроена на системе контрастов и нюансов. Два букета цветов в переливающихся майоликовых вазах обозначают две зеркальные оси. Отражаясь в окнах, они создают эффект непрерывного движения взгляда по кругу. Динамику пространству придает также двойная точка зрения. На цветы художник смотрит снизу, на поверхность стола — сверху.
Пространство картины благодаря этому кажется фрагментом интерьера, приближенным к взгляду зрителя. В «Хризантемах» техника дивизионизма проявляется в разложении белого цвета скатерти на рельефные мазки: розовые и бирюзовые, желтые и голубые. Сливаясь на расстоянии, они заполняют пространство голубоватой атмосферой. Грабарь счел важным отметить в подписи время создания картины — «ноябрь», так как работал над ней в течение месяца, когда теплые цвета осени уходят и зима своими холодными оттенками напоминает о себе.
Детали Как и требует того импрессионистский стиль, детально прописаны только те фрагменты, которые кажутся автору значимыми при передаче колорита, впечатления, сиюминутного настроения. Например, лица девушки совсем не различить, и художник совсем не старался добиться портретной точности. Напротив, намного детальнее изображены ведра на коромысле, а тени от дерева на первом плане переданы с фотографической достоверностью. Становится понятным, что главная героиня — совсем не та незнакомка, отправившаяся за водой, а зимняя природа, и именно ее красоте посвящено это полотно.
Серый день» 1941, ГТГ. Живописец вновь возвращается к старой теме - изображению эффекта инея, мотиву, принесшему ему популярность в дореволюционной России. Как и прежде, его вновь увлекла «красота бесконечных бирюзово-сиреневых переливов на снегу»[22]. В этих зимних пейзажах, так же как в написанном ранее «Сентябрьском снеге» 1903, ГТГ , а потом «Светлане» 1933, ГТГ , ему удалось выразить «налет поэзии, теплого отношения, внимания и нежности к теме, которая никогда не дается холодному рассудку и формальному подходу»[23]. В начале 1900-х Грабарь, пожалуй, первым из русских художников Серебряного века обратился к картине-натюрморту. Следует напомнить, что Константин Коровин, мастер этого жанра, стал писать свои изысканные композиции с букетами роз и рыбами, блистающими серебристой чешуей, только в начале 1910-х годов. Среди них такие шедевры, как «Хризантемы» 1905 и «Неприбранный стол» 1907. В последней картине Грабарь поставил цель «передать контраст шероховатой скатерти, блестящей посуды и матовых нежных цветов при помощи соответствующей каждому предмету фактуры и характера окраски»[24]. Для этого он использовал смешанную технику. Вся работа написана маслом, но для изображения цветов применена темпера, а в качестве материала для лессировок - акварель. Все перечисленные произведения, разные по композиции и колориту, объединяет общее настроение восторга перед красочным изобилием материального мира. Не трудно заметить, с каким вниманием и какой изысканностью живописец изображал фарфоровую и хрустальную посуду, серебряные приборы, роскошные цветы и фрукты, сверкающие белизной крахмальные скатерти, тем самым выражая через них счастье бытия. Лишь на рубеже 1914-1915 годов, в период увлечения живописью Поля Сезанна, ему удалось выработать новый подход в живописи. По примеру гениального новатора он стал писать натюрморты с фруктами на плоской поверхности, взяв точку зрения сверху вниз и используя контрастные локальные краски. В плоскостной, декоративной манере исполнены «Васильки» 1914, частное собрание и два варианта пейзажа «Рябинка» 1915, ГТГ. Первая писана в мае, вторая - в сентябре. Обе вышли неплохо, в особенности вторая, находящаяся в Третьяковской галерее»[26]. Коренной перелом во всех сферах жизни и радикальное ее преобразование, последовавшие после Октябрьской революции, не могли не отразиться на искусстве Грабаря. Несмотря на административную занятость, погруженность в выставочную работу и постоянное участие в научно-исследовательских экспедициях по разным уголкам России, он не прекращает заниматься живописью. В период соцреализма Грабарь по-прежнему работал в жанре натюрморта и пейзажа, но, постепенно переключившись на портрет, стал одним из ведущих портретистов страны. Еще в 1929 году, находясь в Германии с иконной выставкой, он сумел вновь побывать во многих европейских городах и любимых музеях, обращая внимание преимущественно на портреты старых мастеров. Особенно его тогда взволновал Франц Хальс. Эмоциональный Грабарь сразу тогда приступил к написанию портретов, используя себя в качестве модели. Это были небольшие погрудные изображения, исполненные на нейтральном фоне. Художник пытался передать свою внешность и отчасти внутренний мир. С этой целью его внимание сосредотачивалось на изображении лица и глаз. В целом автопортреты демонстрировали явную попытку самоанализа. На репрезентативном «Автопортрете с палитрой в белом халате » 1934, ГТГ Грабарь изобразил себя практически в полный рост и во всех свойственных ему ипостасях: художника палитра и кисти , ученого деловой костюм , реставратора белый халат. Из портретной живописи наиболее соответствовала духу времени «Светлана» 1933, ГТГ - воплощение идеала советской молодежи. Портрет создавался быстро, на одном дыхании, и явно нравился автору. Умение увидеть внутренний мир человека и изобразить его так, чтобы не было заметно натянутости во время позирования, помогло Грабарю при написании многих картин, в частности «Зимой. Свою дочь Ольгу он изобразил на фоне зимнего пейзажа, с разрумяненным от мороза лицом и сияющей чистой, детской улыбкой. Девятилетний сын Мстислав, сидящий с раскрытой книгой за столом, напротив, чрезвычайно сосредоточен и строг. Многие портреты художник исполнил по заказу. Часто заказчиками оказывались государственные учреждения, в том числе Академия наук, но были и частные обращения. Дочь художника отмечала, что отец «быстро нащупал уязвимое место людей, достигших определенного положения в обществе, - желание быть увековеченным»[27]. Совершенно иным по поставленным задачам стал «Портрет С. Прокофьева» 1941, ГТГ. Грабарь был поклонником таланта композитора и первый его портрет выполнил в 1934 году. Во время эвакуации в Нальчике они оказались с композитором в соседних номерах гостиницы, и у художника появилась возможность не только общаться с Прокофьевым, но и присутствовать во время его работы над оперой «Война и мир». На полотне он как раз попытался зафиксировать миг творческого озарения - рождения музыки. Прокофьева» художник считал одним из лучших в своем творчестве и при жизни с ним не расставался. Грабарь, как и многие его современники - А. Герасимов, Е. Кацман, И. Бродский, П. Кончаловский, - не избежал периода увлечения советским салонным искусством. Обращение к подобному жанру - довольно необычное явление, особенно для творчества таких авторов, как Кончаловский и Грабарь. Действительно, кумирами Грабаря всегда были выше названные художники. Известно также, что он восхищался живописной пластикой полотен Андреса Цорна и маэстрией Филиппа Малявина, но к академическому, тем более салонному искусству относился критически. Сам мастер в лучшую пору деятельности работал экспрессивно, не заботясь о рисунке, четком контуре и тщательно прописанных деталях, выражая лишь самую суть. Однако впоследствии Грабарь так же, как и многие другие художники, не избежал «срыва в салон», угождая массовому вкусу. Не слишком ли уж художники презирают этого зрителя? Самым ярким примером подобного рода живописи стал «Портрет В. Дулова позировала музицирующей на арфе в собственной квартире, обставленной ампирной мебелью красного дерева, в роскошном концертном платье. Произведение получилось эффектным, радующим глаз продуманной композицией и ярким колоритом. Художник прорисовывает не только лицо и руки героини, но тщательно прорабатывает обстановку - антикварную мебель, старинную золоченую арфу и даже ее струны, акцентирует материальность складок роскошного платья героини. В работе сказалась любовь художника к миру вещей, к красоте видимого мира. В последние годы мастер продолжал писать по-прежнему солнечные оптимистичные пейзажи, пышные букеты цветов - флоксы, дельфиниумы, розы, которые он с любовью выращивал на своей даче в Ново-Абрамцеве, вероятно, не подозревая, что все они в целом стали «обильной почвой, профессиональным фундаментом, на котором произросла мифология света тридцатых годов»[30]. В 1954 году Грабарь исполнил один из последних автопортретов, где он изобразил себя грустным, усталым, погруженным в свои мысли. До последних дней Игорь Эммануилович не уставал повторять: «Свою благословенную профессию мы должны любить страстно и нежно, до самозабвения, как лучшую и единственную на свете. Без этого я не мог существовать, не мог дышать ни один день моей жизни»[31]. А в автомонографии признавался: «... Искусство, искусство и искусство. С детских лет и до сих пор оно для меня - почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни! Грабарь - В. Андреева, Т. Далее: Игорь Грабарь.
Масло, Холст. Грабарь Игорь Эммануилович «Весенний пейзаж. Грабарь Игорь Эммануилович Дерево в полном цвету, создает мягкий контраст на фоне лазурного неба, изумрудных елочек и кристально чистого берега. Весь пейзаж исполнен весенней прелести и любви к природе. Произведение находится в частном собрании. Березовая аллея В 1940 году 69 летний художник написал "Березовую аллею". Я предполагаю, что перед нами изображен март месяц. Картину часто интерпретируют, как символичную. Грабарь Игорь Эммануилович "Березовая аллея", 1940 Холст, масло 88 x 75 см. Грабарь Игорь Эммануилович Рыхлый снег с проталинами и протянувшаяся вперед колея могут считаться философским размышлением о жизненном пути. А может это просто совпадение, притянутое позднее к сюжету картины. Высокие березы, тропинка устремляющаяся вдаль, чистое безоблачное небо - картина потрясающе хороша!