Сохранилось всего около 40 образцов эламского линейного письма. Линейное письмо B было дешифровано в 1952 М. Вентрисом (Великобритания), помощь которому в отождествлении языка текстов, записанного им, с древнейшим греч. языком оказал Дж.
История Греческого Алфавита. Как он был создан
Линейное письмо B использовалось на материковой части Греции и на Крите на 50-150 лет позже линейного письма A. © 2024, RUTUBE. Линейное письмо А. Знаки линейного письма а. после этого важные перемены, свидетельствующие о появлении в этих местах нового народа. Считается, что оба этих языка являются источниками линейного письма В, который позже будет использоваться микенской цивилизацией и станет самой ранней формой древнегреческого языка. Как показал анализ структуры линейного письма А и Б, судя по начертанию букв, письмо это было приспособлено скорее для надписи чернилами на неком более тонком и недолговечном материале (коже или пергаменте), нежели для начертания на глиняных табличках или камне. Фридрих, рис. 78, стр. 275. (Фридрих И. История письма.) Chadwick, 1989, рис. 28, стр.48. Stone lable from Troullos.
Линейное письмо А и Б
Если коротко о версии Клидема: Дедал сбежал на корабле в Афины, Минос погнался за ним, но бурей был занесён на Сицилию и там погиб. Тесей же построил корабли, взял в проводники Дедала и отправился на Крит. Критяне решили, что к их берегу подходят дружественные суда. Тесей сразу же отправился во дворец-лабиринт, где у ворот убил Девкалиона и его телохранителей.
Власть перешла к Ариадне, и Тесей, заключив с ней мир, получил обратно подростков-заложников; так возник мир между афинянами и критянами. И ещё много, много различных версий и легенд о судьбе Ариадны. Что ещё представляет из себя минойская цивилизация?
Конечно же, самый знаменитый Кносский дворец-лабиринт. Дворец Миноса состоял из 5 этажей, в нём было очень много помещений, ходов, переходов, пристроек. У него просто невероятно сложная планировка!
При этом весьма впечатляющие размеры самого дворца, который находился в окружении города. И те, кто бывали в Кносском дворце, говорили, что без проводника ориентироваться в нём просто невозможно. Реконструкция План Макет Скорее всего, этот факт и породил легенду о лабиринте.
Также ещё характерной особенностью является то, что у города не было никких оборонительных сооружений. Это тоже яркая характеристика менталитета и культуры проживающего там народа. Во дворцах минойцы проводили канализацию и водопровод.
Сооружали бани и бассейны. Ритуальный сосуд. Культ быка.
Но, к сожалению, нам ещё не всё ясно о минойской культуре. Одной из причин является, то что у минойцев было несколько вариантов письменности в разные времена. Изначально было арханесское письмо или просто критские иероглифы.
Примерно после 1700 г. Линейное письмо А Около двух веков оно существует параллельно с иероглифами. Но после ахейского завоевания в 1450 г до н.
На сегодняшний день Критские иероглифы и Линейное письмо А ещё не дешифрованы.
Заметим, что «tiripo» состоит из трех слогов, а «dipa» из двух. Тогда можно предположить, что письмо на табличке слоговое, и составить небольшую таблицу: Заметим, что среди фрагментов, начинающихся на , только г не продолжается знаком. Выводим, что обозначает слог «me», а — «e». Итак, у нас остаются четыре фрагмента: в , д , е и ж. Фрагмент в — единственный из них, у которого после идет не. Заметим, что во фрагменте д есть такой же набор знаков, как и в в , —. У нас остаются два фрагмента — е и ж.
Оба начинаются на , что, видимо, значит «di-pa-me-wi-jo». Заметим, что е продолжается знаками. Задание 2 Возможно, вы заметили, что последние куски фрагментов не обозначают никаких звуков. К тому же все эти знаки однотипные: либо треножник, либо ваза с несколькими ушками и следующие за ними штрихи. Чтобы понять, что написано на табличке, нужно задать другой вопрос: зачем оно написано? Судя по изображениям, это список предметов, которые находятся на каком-то пилосском складе. Среди предметов есть треножники и вазы, которые изображены после всей фразы. Всё, что нам остается, — понять, какое слово что говорит об изображенном предмете.
Напишем фразы и соответствующие им фрагменты: Первое, что мы замечаем, — это что там, где изображен треножник, у нас слова «tiripo» и «tiripode», а там, где ваза, — «dipa» и «dipae». Слово «tiripode» стоит там, где рядом с треножником два штриха, а «dipae» — там, где то же самое у вазы. Скорее всего, эти слова обозначают те самые предметы, но не в единственном числе из задачи мы не можем понять, двойственное это число или множественное. Заметим, что у нас два раза встречается «qetorowe», и оба раза — когда нарисована ваза с четырьмя ушками. Послесловие Эта табличка — обычный список, включающий в себя несколько ваз и треножников. Но именно она послужила финальным аккордом в дешифровке письма, известного как Линейное письмо Б. С тех пор археологов охватил интерес к микенской цивилизации — цивилизации, предшествовавшей классической Греции. С открытия Шлимана было найдено множество артефактов того времени.
Наконец, еще один факт, неоспоримо указывающий на проникновение на Крит новых этнических элементов: почти все дошедшие до нас таблички кносского архива были написаны не на минойском, а на греческом ахейском языке. Эти документы датируются в основном концом XV в. Кносский дворец был разрушен и в дальнейшем никогда уже полностью не восстанавливался. В огне пожара погибли замечательные произведения минойского искусства. Археологам удалось восстановить лишь незначительную их часть. Начиная с этого момента упадок минойской цивилизации становится необратимым процессом. Она все более вырождается, утрачивая те черты и особенности, которые составляли ее неповторимое своеобразие, резко выделяя ее среди всех других культур бронзового века. Из первенствующего культурного центра, каким он оставался свыше пяти столетий, Крит превращается в глухую отсталую провинцию.
Главный очаг культурного прогресса и цивилизации в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура. Глава IV. Ахейская Греция во II тысячелетии до н. Микенская цивилизация 1. Греция в раннеэлладский период до конца III тысячелетия до н. Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III—II тысячелетий до н.
В основном это монументальные надписи, надписи на глиняных табличках и конусах и надписи на металлических сосудах гунаги. Последние в итоге сыграли ключевую роль в дешифровке. Как расшифровать древнюю письменность? Говоря о дешифровке, прежде всего нужно разграничить две ситуации: расшифровка письменности и расшифровка языка.
Бывает так, что нам уже известна письменность, но неизвестен язык. Это, например, случай хеттского языка. Хеттские тексты записаны разновидностью аккадской клинописи, которая была прочитана в середине XIX века. Поскольку тексты можно было легко «озвучить», оказалось не слишком сложно понять, что язык принадлежит к индоевропейской семье. После того как это установили, значение многих слов стали выводить из значений родственных слов в других индоевропейских языках. Важную роль сыграло и то, что аккадская клинопись, кроме слоговых знаков, использует идеограммы, то есть иероглифы, обозначающие не какой-то звук или слог, а понятие. На счастье исследователей, хеттские писцы к тому же вставляли много аккадских слов. О значении оставшихся слов часто можно догадаться по контексту, точно так же, как мы это делаем на уроке иностранного языка. Читайте также Другое дело, когда неизвестна сама письменность. И в таком случае сначала неплохо определить тип письма.
Довольно надежно это можно установить по количеству знаков: 20—40 знаков — алфавитное письмо, где знак соответствует фонеме; 50—100 знаков — силлабическое письмо, где знак соответствует слогу; 100—600 знаков — смешанный тип: силлабическое или алфавитное письмо с использованием иероглифов логограмм и идеограмм. Если очень повезет, то, глядя на алфавитную или силлабическую систему, можно угадать язык, на котором написан текст. Тут на помощь приходит анализ частотных сочетаний и их вариантов. Так, в расшифровке микенского линейного письма Б ключевым оказалось предположение, что тексты написаны на греческом языке. Об этом догадались, заметив, что за вариациями цепочек символов можно разглядеть греческие словоизменительные парадигмы. Важнейший шаг к успешной дешифровке древней письменности — идентификация в тексте каких-нибудь личных имен или географических названий, известных по другим источникам. Поскольку имена собственные, как правило, звучат похоже на разных языках, они помогают легко установить фонетическое значение письменных знаков. Жан-Франсуа Шампольон совершил прорыв в исследовании египетского письма, идентифицировав картуши с именами Птолемея и Клеопатры на Розеттском камне. Майкл Вентрис нашел географические названия в табличках с линейным письмом Б. Фридриху Гротефенду удалось расшифровать персидскую клинопись благодаря тому, что Бехистунская надпись содержала список царей, известных по работам Геродота.
Очень упрощает дешифровку наличие параллельных текстов на других языках. Памятники, содержащие одновременно оригинальный текст и его перевод, называют билингвами. Если перевод точный, то дешифровка превращается в не очень сложную лингвистическую задачу вроде тех, с которыми за несколько часов справляются старшеклассники на олимпиаде по языкознанию. Уже упомянутая Бехистунская надпись — чрезвычайно важный памятник. Это параллельная трехъязычная надпись на древнеперсидском, аккадском и эламском в клинописной передаче. Итак, дешифровка письменности, скорее всего, будет успешной, если удастся выполнить хотя бы два из трех условий: понять, на каком языке написаны тексты, и найти известные родственные языки; идентифицировать личные имена; найти билингвальные тексты. В случае с эламским линейным письмом все три условия уже были выполнены, так что полная дешифровка оставалась делом времени. Эламский язык Предположение, что надписи, выполненные линейным эламским письмом, отражают именно эламский язык, до сих пор оставалось лишь гипотезой, хотя и довольно надежной. Теперь эта догадка подтвердилась. Гипотеза, что загадочные надписи сделаны на эламском языке, придавала оптимизма дешифровщикам.
КРИ́ТСКОЕ ПИСЬМО́
При раскопках их набралось довольно много. Изучив найденные тексты, англичанин смог отнести их к трем группам: иероглифическому, линейному письму «А» и линейному письму «Б». Первоначальное письмо Крита было иероглифическим рис. С XVII века до новой эры появляется одна разновидность линейного письма, которой условно обозначается индексом «А» рис. Памятников последнего на-бралось больше всего. Как известно из истории Древней Греции, греки ахейцы, дорийцы — кочевые племена, переселившиеся на Балканский полуостров и Эгейские острова. Они заимствовали у местного населения его культуру, мифы и связанные с ними имена богов, сакральные традиции и, наконец, письменность. Именно эта часть критской письменности, использованная греками, дешифрована М. Вентрисом и Дж. Чедвигом и она оказалась на древнегреческом языке. Таким образом, основная проблема — проблема дешифровки остальных форм критской письменности, выполненных на языке ее создателей — догреческого населения материковой Греции и Эгеиды — остается не разрешенной, хотя этому вопросу посвящено большое число научных статей крупных специалистов мира.
Только известно, что язык этого автохтонного населения был не только не греческим, но и не укладывался в рамки ни индоевропейских и ни семитских языков. Остается без ответа вопрос: «Кто были эти автохтоны, создатели высокоразвитой культуры и первой в Европе уникальной в своем роде письменности, и на каком языке они го-ворили? Как читается иероглифическое письмо? Критское письмо — слоговое, то есть оно писалось не буквами, а слогами. Но, как писать слоги, если не известны буквы? Слоги критского письма — это рисунки! Чтобы получить какой-то слог, рисовали такой предмет, название которого начиналось именно с этого слога! В литературе такой способ оформления письма называется «акрофоническим». Представляете, как это было бы легко читать, если точно знаешь названия предметов, а на-звания этих предметов иероглифических рисунков известны на латинском, английском, русском и др. Мы же на примере слова «мо-ло-ко» брали названия рисунков из русского языка.
А что, если мы не знаем, на основании, какого языка надо читать древнее письмо, или же на каком языке искать название рисунков? Вот загадка! Проверено большое число существующих и даже мертвых языков мира. Увы, безрезультатно. А что, если в качестве языка-ключа брать лезгинский язык? Ведь, догреческое населе-ния Крита были пеласги и это этническое название созвучно с «лезги» «ласги» ; тем более акад. Марр прямо отождествляет пеласгов с современными лезгинами, одним из крупных народов кавказской семьи. Кроме того, название современного государства Балканской Албании идентично с названием древней Кавказской Албании, причем письменность кавказских албанцев однозначно дешифруется при помощи лезгинских языков. Правда, эти данные недостаточны для утверждения родства пеласгского языка с лезгинскими. Однако, как говориться, попытка — не пытка!
Иероглифическое письмо Возьмем царскую печать на рис. Имя владельца этой печати состоит из трех слогов, которые передаются рисунками , и. Первый рисунок в литературе назван «сильфий» дух воздуха , второй рисунок «нога» и третий рисунок «ворота». Наша дешифровка показала, что первого рисунка следует отождествлять с «мак»: на лезгинском языке «бубу» «полевой мак» или «хвешхвеш» культурное растение. На более ранних царских печатях этот рисунок имеет вид:. Сравнивая этот рисунок и на других образцах иероглифического письма, мы пришли к заключению, что он передает слог «ЛУ». Литературное лезгинское «кIвач» не совсем точно передает разговорную форму: «кIуач» или «кIwач», то есть вторая буква — это не губно-зубная «в», а губно-губная «w». Третий рисунок «ворота» по-лезгински «вар», что соответствует слогу «ВА». Очевидно, к товару прикрепляется бирка из обожженной глины с заранее когда глина еще была сырая спрессованными слогами ЛУ-КIА-ВА Н , что подтверждает принадлежность товара Лукаву. Возьмем рисунки на первой царской печати на рис.
Печать имеет три грани, пронумерованные по направлению чтения справа налево. На первой грани, согласно литературе, нарисована «собака», но рисунок идентичен с «лори» лезгинский вариант — «лури»; в древних письменах, как и в современном лезгинском, нет буквы «о» из семейство полуобезьян. У этих полуобезьян, в отличие от обезьян, хвост отсутствует. Итак, первый рисунок передает слог «ЛУ» от слова «лури». На второй грани рисунки читаются снизу вверх, так как вся надпись произведена по методу «бустрофедон»: рисунок на первой грани направлен сверху вниз, на второй грани — направление снизу наверх, на третьей грани — сверху вниз по направлению рисунка. Здесь я хочу обратить внимание читателей на очень интересное «совпадение». Слово «бустрофедон» на древнегреческом языке означает «как волы ходят на поле» то есть в прямом и обратном направлениях. На второй грани — рисунки «нога» — «кIwач» по-лезгински дает слог «КIА» и «ворота» — «вар» по-лезгински дает слог «ВА».
Реставрация дворца Эванс был в восторге от своего открытия, и решил во что бы то ни стало реставрировать дворец и найденную в нем живопись. Частью на свои деньги, частью при поддержке Фонда исследования Крита археолог отреставрировал древнюю постройку. Со своей находкой он обращался вольно: полагают, что некоторые известные фрески он полностью написал сам, часть статуэток собрал едва ли не из произвольно набранных фрагментов. Да и насколько облик отреставрированного дворца совпадает с тем, как здание выглядело тысячелетия назад — большой вопрос. Восстановленные руины Кносского дворца. Pinterest Однако Эванс потратил на свой проект большие деньги и, без сомнения, внес огромный вклад в изучение минойской цивилизации. Позже он занялся исследованием критского письма. Именно Эванс выделил три формы древней письменности — иероглифику, линейное письмо, А и Б. Восставший из пепла Кносский дворец находился на холме. Все-таки его не зря сравнивали с лабиринтом — здание было построено довольно хаотично, так что незнакомые с планом посетители часто подолгу в нем блуждали. В плане он был прямоугольным, но сами помещения беспорядочно располагались вокруг четырехугольного двора. Строился дворец дважды. Первый вариант дворца, по преданию, построил царь Минос, а архитектором его был Дедал. Первую постройку относят примерно к 2 тысячелетию до н.
Ряд знаков аналогичен знакам в линейном письме B, но это не означает, что они похожи ни по фонетическому значению, ни по значению. Кроме того, большинство знаков с линейным письмом А вообще не имеют связи с каким-либо знаком с линейным письмом B. Однако лувийское происхождение теории линейного письма А потеряло многих сторонников во второй половине двадцатого века с ростом археологических и лингвистических данных об анатолийских языках и народах. Семитское происхождение В 2001 году Ян Бест опубликовал статью, в которой якобы продемонстрировал, как и почему линейное письмо A записывает архаичную форму финикийского языка. Его методология вызвала широкую критику. Хотя один или два термина, возможно, имеют семитское происхождение, недостаточно доказательств, чтобы установить связь между языком линейного письма А и семитскими идиомами. В отличие от большинства других письменностей, используемых для семитских языков, линейное письмо A включает в себя много письменных гласных. Индоиранский Французский ученый Юбер Ла Марль предположил, что линейное письмо А может принадлежать к индоиранской семье языков. Его теория основана на частотах каждого знака в определенных положениях, а также на сравнении линейного письма А с другими древними письменами со всего Восточного Средиземноморья. Ла Марль предположил, что использование этих двух методов дает заключения о фонетической природе силлабических знаков для значительного большинства знаков и что аспекты линейного письма А очень напоминают древний индоиранский язык. Глоттохронологическое исследование индоевропейской языковой семьи, проведенное лингвистами, поместило разделение протоиндоевропейского языка на отдельные языки, по крайней мере, еще в седьмом тысячелетии до нашей эры. Независимо от происхождения Фестского диска, расшифровка линейного письма А зависит не только от одного артефакта, но и от надписей на многих предметах, и, вероятно, требует большего, чем было обнаружено на сегодняшний день, чтобы завершить его перевод. Тем не менее, можно сделать вывод, что линейное письмо A заметно отличается от архаической формы греческого письма, для которого линейное письмо B является графически связанным письмом.
Опять таки из-за незнания подходящего языка-ключа. При помощи лезгинского языка-ключа нам удалось не только дополнить существующий в литературе список, но и уточнить его, и придать ему кавказоязычную специфичность. Возьмем первый образец линейного «А» на рис. Надпись состоит из шести слоговых знаков. Не выдаваясь в подробности их интерпретации более подробно см. Яралиев, Н. Дешифровка критской письменности. Пеласгско-лезгинский язык. История лезгин. Том 2. Обратите внимание, не литературное лезгинское «зи», а диалектное кубинское наречие «зу». Так как в критском письме большинство слогов, получаемых из названий рисунков, открытые, а в разговорной речи много закрытых слогов, истинный смысл предложения появляется при добавлении в случае необходимости к открытым слогам закрывающие их согласные буквы. А именно какая согласная буква, подсказывает смысл предложения. Например, слог «ХЕ» в зависимости от смысла предложения можно транскрибировать или как «хе б », или «хе л », или «хе в », или «хе н », или «хе х » и т. Возьмем вторую надпись линейного «А» на рис. Предложение надписи состоит из 14 слогов. На первый взгляд этот набор слогов без надлежащей транскрипции ничего вразумительного не дает. К какому слогу прибавить какую согласную букву, как разделить слова друг от друга, как осмыслить неизвестные слова? Последний рисунок надписи, который дает слог «ЛИ» — это «лиэн» диал. Сколько таких слов, информаций содержит этот уникальный источник кавказско-албанского письма! Вернемся к дешифровке предложения на линейном «А». Линейное письмо «Б». Безоговорочное утверждение о том, что «критское линейное письмо «Б» дешифровано и оно написано на древнегреческом языке» следует считать не совсем точным. Линейное письмо «Б» — это дальнейший этап развития критского «А». Линейное «Б» более усовершенствованное письмо и маловероятно, что оно принадлежит пришлым грекам с низким уровнем культуры, а не создателем самого письма. Несомненно, линейное «Б» принадлежит догреческому населению Крита — пеласгам, и они писали этим письмом, а греки только его заимствовали. Кроме того, М. Чедвигом при дешифровке линейного «Б», как ни странно, не получено ни одного целого предложения со всеми его грамматическими особенностями. Дешифрованные нами образцы линейного «Б» написаны на таком же пеласгском языке, что и иероглифическое письмо и линейное «А», со всеми грамматическими связками между слов. Мы ограничимся здесь разборкой только одного образца линейного «Б» рис. Надпись читается слева направо. Первый рисунок — круг с внутренним крестиком передает слог «КIА». Они обнаружили один глиняный диск диаметром 16 см и толщиной около 2 см, на обеих сторонах которого спиралеобразно были расположены рисунки рис. По мнению ученых, диск был изготовлен примерно 3800 лет тому назад. Рисунки на диске точно установлены: голова, женщина, дом, птица и т. Их — 45. Некоторые из них имеют нижнюю черточку. Отдельные слова выделены друг от друга вертикальными линиями. После публикации надписи диска, специалисты-дешифровщики древних письмен и многочисленные дилетанты усердно занимались прочтением надписи. Появилось несколько десяток сенсационных статей о возможных вариантах дешифровок, продолжающихся и поныне. Все эти попытки потерпели фиаско. Ни в одном из этих случаев не найден язык-ключ, при помощи которого можно было бы удовлетворить акрофонический принцип надписи, позволяющий правильно ориентировать научные исследования. Не найдя выхода из тупикового положения, исследователи вынуждены были называть рисунки каждый по-своему, чтобы получить какой-то положительный результат. Это стало поводом того, что крупные специалиста мира выступали категорически против применения акрофонического принципа, и даже были предложения вообще запретить публикации по дешифровке «Фестского диска». В последнее время американские ученые, исследовав диск, пришли к сенсационному выводу о том, что, якобы, «Фестский диск» — подделка, придуманная итальянским археологом Пернье. Когда я делал доклад на международном коллоквиуме кавказоведов Москва, МГУ по дешифровке «Фестского диска», были возгласы: «Опять о «Фестском диске»! Сколько можно? И все-таки, давайте попробуем лезгинский язык для дешифровки «Фестского диска». Для примера возьмем фрагмент надписи из центральной части обратной стороны диска рис.
КРИ́ТСКОЕ ПИСЬМО́
Зашифрованные тексты были написаны двумя языками – Линейное письмо А и Линейное письмо Б. Второе криптологи быстро расшифровали, а вот первое нет. Два письма явно происходят от линейного письма А: линейное письмо В, используемое на Крите и в Греции, которое было расшифровано в 1950-х годах Майклом Вентрисом и транскрибирует микенский греческий диалект, и кипро-минойский слог, используемый на Кипре. критские пиктограммы. Большинство знаков линейного письма В совпадает с линейным письмом А, однако, последнее до сих пор не поддается расшифровке потому, что первоначально базировалось на логограммах (иероглифах). Линейное письмо A и линейное письмо B, линейные формы письма, использовавшиеся некоторыми эгейскими цивилизациями во 2-м тысячелетии до нашей эры. Чедвику удалось найти ключ к пониманию знаков линейного слогового письма на табличках из Кносса и Пилоса, в распоряжении историков появился еще один важный источник информации.
Минойский Крит
В то время как сложная клинопись, созданная шумерами около 3500 г. Это было важным шагом в развитии письма, и она была принята греками, возможно, благодаря их знаниям финикийского письмо и их способности внести изменения для приспособления к своим нуждам. Устная традиция, сложившаяся в Темные века и включавшая в себя мифы о сотворении мира, рождении богов и подвигах великих героев, теперь могла быть зафиксирована в письменной форме. По-видимому, это произошло довольно быстро после того, как грекам был представлен алфавит. Греческая рукопись Ученый Томас Р. Мартин отмечает, что знание письменности было одним из наиболее значимых вкладов древнего Ближнего Востока в развитие Греции в период ее выхода из Темных веков.
Вероятно, греки изначально усвоили алфавит у финикийцев для ведения деловой переписки и торговли, так как финикийцы были мастерами в этой области. Однако вскоре греки стали использовать его и для записи литературных произведений, в частности, эпической поэзии Гомера. Несмотря на то что умение читать и писать оставалось необязательным навыком в сельскохозяйственном обществе древней Греции и не было широко распространено из-за отсутствия образования, писатели играли ключевую роль в формировании культуры. Их произведения передавали социальные ценности и представления о правильном поведении, что сыграло важную роль в становлении политических форм греческого общества. Примерно в это же время поэт Гесиод создал свою Теогонию, а позднее написал "Труды и дни", призывая богов стать на его сторону против несправедливых судей.
Хотя аналогичные жанры существовали в более древних цивилизациях, таких как Египет и Месопотамия, для греков они были новым явлением. Влияние этих произведений на греческую культуру было огромным. На примере трехстрочной надписи на кубке Нестора видно, как простой текст может вызвать ассоциации с эпическими героями и богами, возвышая слушателя. Культурное влияние гомеровских эпосов и других произведений, созданных благодаря греческому алфавиту, было огромным и сыграло ключевую роль в формировании греческой цивилизации. Этот новый способ записи позволил сохранять уроки прошлого и способствовал развитию философии, науки, медицины, религии, политики, культуры и социальных систем.
В единственном сообщении Бейла, которое было расшифровано, говорится, что автор оставил огромное количество золота, серебра и драгоценностей в каменном погребе на глубине шести футов: UGC 140 лет назад человечеству представили брошюру, в которой якобы описано огромное сокровище. Сегодня оно стоило бы 60 миллионов долларов. Автором брошюры выступает некто Томас Бейл, существование которого даже не доказано. Но в брошюре было указано, что Бейл передал коробку с тремя зашифрованными сообщениями владельцу гостиницы, который на протяжении нескольких десятилетий ничего с ними не делал. Одно из сообщений все же сумели расшифровать. Автор утверждает, что оставил много драгоценностей в погребе. Загвоздка в том, что расположение погреба зашифровано в другом послании. Знаменитый серийный убийца из Калифорнии по прозвищу Зодиак дразнил полицию Сан-Франциско несколькими шифрами: UGC Полицию Калифорнии «терроризировал» серийный убийца по прозвищу Зодиак.
Он заявлял, что его шифры раскроют полицейским расположение бомб, зарытых в разных частях города. Части шифров он отправил в местные газеты. Тогда, один учитель увидев их смог разгадать шифр. В сообщении говорилось: «Мне нравится убивать людей, потому что это очень весело. Это веселее, чем убивать диких животных в лесу, потому что человек — самое опасное животное из всех. Убийство дает мне самые острые ощущения. Это даже лучше секса. Самое лучшее ждет, когда я умру.
Я снова появлюсь на свет в раю, и все, кого я убил, станут моими рабами. Я не скажу вам моего имени, потому что вы захотите замедлить или остановить набор рабов для моей загробной жизни». Примечательно, что человек взявший на себя ответственность за убийство 37 людей так и не был найден.
Имя богини неизвестно, но в надписях богиню называют владычицей. По произведениям критского искусства можно утверждать, что она имела несколько обличий.
Мы можем видеть ее в образе владычицы зверей и охотницы, покровительницы растительности, ей посвящалось деревья, помимо этого с ее культом связаны птицы, чаще всего голуби. Иногда она предстает перед нами царицей подземного мира, держащей в руках змей. В Кносском дворце найдены подобные изображения- это фигурки из фаянса или слоновой кости, богато украшенные золотом. В бедных домах найдены такие же изображения только из глины. В критском пантеоне мы также видим мужское божество, олицетворяющее разрушительные силы природы.
Здесь будет уместным отметить, что на Крите часто случались различные катаклизмы: землетрясения, морские штормы, грозы, ливни, засушливые годы, голод и эпидемии. Эти явления претворялись в сознании минойцев в образе бога-быка. На некоторых печатях он изображен в виде фантастического существа - человека с бычьей головой. Это напоминает более поздний греческих миф о Минотавре. На острове символом мужского божества был Лабрис - двойной топор, изображение которого часто встречается в критском искусстве.
По всей видимости в религиозных церемониях ведущая роль принадлежала женщинам. Мужчины редко фигурируют в культовых сценах и появляются только в поздний период. На Крите не обнаружено монументальных храмовых зданий. В домах среднего слоя населения и во дворцах обнаружены святилища с культовыми изображениями и жертвенными столами. По все видимости существовали сельские святилища, которые состояли из жертвенника и группы священных деревьев.
Дворец в Фесте. Современный вид Дворец в Закросе. Современный вид Кносский дворец. Современный вид Культура и искусство Теперь давайте перейдем к рассмотрению минойской культуры и искусства на примере Кносского дворца. Кносс располагается в центральной части северного Крита, известный как столица острова и резиденция царя Миноса.
Здесь, согласно мифу, Тесей убил Минотавра. В архитектуре Кносского дворца видны характерные черты критского строительства: живость линий, световые дворики, открытость помещений, вентиляционные и световые отверстия предположительно могли затягиваться таканью , множество залов, соединенных между собой коридорами вокруг центрального двора, зауженные к низу колонны. При раскопках Кносского дворца, начатых А. Эвансом в 1900 г. Второй, более просторный дворец, построенный на развалинах, позже тоже был разрушен в результате новых подземных толчков ок.
После этого только некоторые помещения были вновь приспособлены для проживания, но и они ок. Величественные руина второго дворца, относящиеся к периоду апогея критской цивилизации 17-15 века до н. Внешний вид предстает не прямолинейными фасадами, а с углублениями и выступами. Во дворец можно войти через монументальную дверь с колонной в центре и пройти по узкому коридору в виде буквы L, названному коридором Процессии по огромным фрескам с изображением кортежа виночерпиев, которыми был расписан зал. Таким образом, проходим к портикам, которые в свою очередь, ведут к лестнице верхних этажей.
Дворец был двух и более этажным. Дальше, следуя по зигзагообразному пути можно войти в центральный двор, который окружает весь дворец. На западе открываются залы представительства, священный комплекс и тронный зал, построенный ок. За ними находятся 22 помещения, предназначенные для складов. Проход в центре восточной части двора ведет к многочисленным частным кварталам, а спуск- к колонному залу, служившему вестибюлем; отсюда, на север — в квартал лабораторий и к складу больших глиняных сосудов; на юг — к царским кварталам: зал Двойного топора с тремя портиками и соответствующими световыми шахтами, мегарон царицы с копией фрески дельфинов: рядом сохранился небольшой туалет.
Кноссикий дворец имел водопровод и канализацию.
Археологический словарь. Перевод с английского Г.
Славянская письменность Греции
Два письма явно происходят от линейного письма А: линейное письмо В, используемое на Крите и в Греции, которое было расшифровано в 1950-х годах Майклом Вентрисом и транскрибирует микенский греческий диалект, и кипро-минойский слог, используемый на Кипре. Определение термина Линейное письмо А. Выборка из десятков исторических словарей. Линейное письмо «Б» — это дальнейший этап развития критского «А». Линейное «Б» более усовершенствованное письмо и маловероятно, что оно принадлежит пришлым грекам с низким уровнем культуры, а не создателем самого письма. Чэдуик публикует свою книгу «Дешифровка линейного письма Б», русский перевод которой был предложен вниманию советского читателя в сборнике статей.
Вы точно человек?
Считается, что этот алфавит использовался в административных целях минойскими правителями. Было высказано предположение, что письменность, возможно, была связана с более поздним греческим языком, но это еще предстоит доказать. Поскольку письменность не расшифрована, неизвестно, что означают эти символы и как они использовались, но за прошедшие годы все же были раскрыты некоторые интересные факты. Считается, что минойский шрифт пишется слева направо, что делает его одним из старейших примеров письменного текста в этом направлении.
Минойская культура во многом повлияла на античную, а некоторые слова греческого языка, которые употребляются по сей день, были заимствованы из древнекритского. Древнейшие из тех, что сохранились, письменные артефакты критского письма дошли до нас с примерно 2100 года до нашей эры. Найдены они были на печатях из слоновой кости в некрополе в Арханесе в 7 километрах от Кносского дворца. Письмена древнего Крита представляют собой иероглифические знаки, характерные для многих народов того времени.
Но, несмотря на тесные контакты минойской и египетской цивилизаций, древнекритские знаки не имеют ничего общего с письменами последней. Почти все найденные археологами письмена древнего Крита носят хозяйственный характер и представляют собой или учёт имущества, или математические действия над ним. Судя по изогнутым линиям их иероглифов, они употреблялись в основном для письма тушью на таких материалах, как кожа или пергамент. Несмотря на однообразность записей, линейное письмо А и древнекритские иероглифы не были расшифрованы до сих пор. Они не только представляют собой ценный материал для лингвистов, но и раскрывают некоторые особенностей культуры минойцев.
Следовательно, мы можем предположить, что знаки, относящиеся к линейному письму A, выражают то же значение, что и линейное письмо B. Выделение выводов или аргументов из простой морфологии вряд ли можно считать методологически удовлетворительным. Вывод должен заключаться в том, что даже если можно найти некоторые случайные сходства между словами на обоих языках помните, что это ДОЛЖНО происходить статистически: например, английский и персидский языки используют одно и то же слово «плохо», чтобы выразить значение ПЛОХО, хотя доказано, что оба слова вообще не имеют генетической связи , они, вероятно, структурно различны. Анатолийские языки С конца 1950-х годов некоторые ученые предположили, что линейный язык A мог быть Анатолийский язык.
Однако эта теория не получила всеобщей поддержки по следующим причинам: Нет заметного сходства между минойской и хетто-лувийской морфологией. Ни одна из существующих теорий происхождения хетто-лувийских народов и их миграция в Анатолию либо с Балкан , либо с Кавказа связаны с Критом. Прямых контактов между хетто-лувийцами и Минойский Крит; последний никогда не упоминался в хитто-лувийских надписях. Небольшие государства, расположенные вдоль западного побережья древней Малой Азии, были естественными преградами между хетто-лувийцами и минойским Критом. Очевидные антропологические различия между хетто-лувийцами и минойцами можно рассматривать как еще одно косвенное свидетельство против этой гипотезы. Ликийский В статье 2001 года Маргалит Финкельберг , почетный профессор классических наук Тель-Авивского университета, высказал предположение о «высокой степени соответствия между фонологической и морфологической системой минойского языка и системы ликийского языка. Гордон впервые предложил в 1966—1966 гг. Гордон использует морфологические данные, чтобы предположить, что u- служит префиксом в линейном письме А, как семитская связка u-.
Уильям Чарльз Брайс опубликовал первый анализ надписей Линейным А, основанный на довольно небольшом количестве текстов. В 1976 г. Дэвид Вудли Паккард опубликовал основательное исследование по морфологии надписей Линейным письмом А с применением методов компьютерного анализа. Почти сразу после него Ж. Рэзон и М. Поуп издали полный свод надписей Линейным А с текстологическим и статистическим анализом. В начале 2000 г. Одновременно в своём блоге венгерский исследователь Андраш Зеке также активно публиковал исследования текстов Линейного А [6]. Лурье , В. Шеворошкин , А. Кондратов , А. Молчанов , Н.
Лезгинский культурный журнал
Слоговое письмо древнего критского языка. Линейное письмо А — письменность из группы эгейских письменностей. Чтение большинства знаков линейного письма А приблизительно известно. Именно Эванс выделил три формы древней письменности — иероглифику, линейное письмо, А и Б. Линейное письмо Б было открыто в начале XX века Артуром Эвансом, который, однако, не смог его дешифровать. Линейное письмо А использовалось в основном в канцелярских целях. Последовательно существовало три вида письма.
Тайна линейного письма. Часть первая.
Письменный язык минойцев Крита называется «Линейное А» письмо и ещё не всё расшифровано лингвистами. Разновидность критского письма — Линейное письмо А. Кодекс Хаммурапи (Вавилон). Чэдуик публикует свою книгу «Дешифровка линейного письма Б», русский перевод которой был предложен вниманию советского читателя в сборнике статей.