Отзывы читателей о книге Кружевница Настя, автор: Паустовский Константин Георгиевич. Предлагаем вашему вниманию произведение «Кружевница Настя». Автор Константин Паустовский. Рецензии, цитаты. Возможность купить.
Кружевница Тропинина
Вместе с ним свободу получает и жена. А вот сын Арсений станет вольным лишь через пять лет… Звание назначенного художника Морков предлагает Василию Андреевичу остаться в его графском доме и обещает похлопотать о месте в военном ведомстве. Однако художник, так долго мечтавший о полной независимости, решил жить самостоятельно. Он селится в квартире с мастерской в доме на углу улиц Ленивки и Волхонки, где проработал большую часть жизни. Именно сюда зимой 1826—27 годов приходил позировать для портрета Александр Пушкин. За эти работы он получает звание назначенного художника, дающее право на получение классного чина в табели о рангах. Всего год спустя, в 1824-м, за «Портрет К. Леберехта» ему присваивают звание академика. О Тропинине заговорили. Купеческая Москва, подражавшая дворянской моде на портреты, загудела и повалила к новомодному художнику с заказами.
Бывший крепостной стал одним из самых востребованных русских живописцев. Его работы ценились и покупались. Карл Брюллов, отказываясь писать портреты москвичей, говорил: «У вас есть собственный превосходный художник». Душа красавицы «Кружевницу», «Гитариста» и др. Этот портрет-тип стал визитной карточкой художника. А «Кружевница» — значительное явление в живописном искусстве того времени, принесла ему славу мастера женских образов. Кроме этого полотна в 1820—1830-х годов. Тропинин написал ещё несколько работ, посвящённых труженицам-горожанкам и их кропотливому труду «Пряха», «За прошивками», «Золотошвейка». Все эти «Белошвейки», «Кружевницы», «Золотошвейки» вовсе не дворянские барышни, от скуки занявшиеся рукоделием.
Скорее всего, они были дворовыми девушками или московскими рукодельницами. Однако всех молодых женщин Тропинин наделил общим внешним сходством. Их объединяет нежный овал лица, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд. Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в момент, когда на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю. Её облик наводит на мысль, что труд ей ничуть не в тяжесть, что это всего лишь игра. Детально выписаны кружева, коклюшки, ящик для рукоделия — так Тропинин создает столь важное для себя ощущение покоя и уюта. Обнажённые за локоть руки её остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, — и всё это изображено с такой правдой и простотой», — писал критик Павел Свиньин. Проза жизни осталась за холстом Тропининскую «Кружевницу», как и других его рукодельниц, часто называли родными сёстрами «бедной Лизы» — героини повести Николая Карамзина. Напечатанная впервые в 1792 году в «Московском журнале», повесть вскоре приобрела широкую известность.
Карамзин пишет о своей героине, что она, «не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь». Подобно Лизе, живущей в хижине, но мало похожей на крестьянку, идеализирована и тропининская «Кружевница».
Говор рассказ , стр. Грех рассказ , стр. Двухаршинный нос рассказ , стр. Мёртвое тело рассказ , стр. Хлебное дельце рассказ , стр. Русак очерк , стр. Серенькая повесть , стр.
Самородок рассказ , стр. Январь очерк , стр. Приёмыш рассказ , стр. Дедушка Бугров рассказ , стр.
Но если это и игра, то Тропинин заставляет зрителя поверить в естественность этой игры, в простоту и скромность своей «Кружевницы». Может быть, современный зритель найдёт в холсте черты некой сентиментальности или умиротворенной идеализации действительности. Дело в том, что Тропинин никогда не был борцом.
Его чуткая и чистая душа, может, мирилась со многим. Он чтил красоту человека труда, потому-то и воспевает в своей «Кружевнице» чувство внутреннего достоинства, которое девушка сумела сохранить. Трудная проза жизни осталась за холстом. Её если и можно рассмотреть, то с большим трудом в неуловимом движении плеч героини. Основоположник нового направления в русском искусстве Именно Тропинин стал у истоков совершенно нового направления в русском искусстве, связанного с внимательным, серьёзным анализом народного характера. В принципе и до него изображали крестьян. Однако это было скорее исключение, нежели правило.
А ему удалось утвердить подобные образы в русской живописи XIX века. Художники-передвижники подхватили это начинание и развили. Современники говорили, что Тропинин переписал всю Москву: чиновников, дворян, купцов, актеров, писателей, художников… Своих заказчиков Василий Андреевич всегда старался изображать в благостном расположении духа. Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжёлое впечатление, возбуждать тяжёлые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни», — любил говорить он. Надо сказать, что художник никогда не был за границей и сам развивал свой талант изучением натуры. Однако его талант и художественное мастерство были настолько велики, что многие знатоки живописи принимали портреты, написанные им, за произведения Рембрандта, столько в них было поразительного колорита и силы освещения.
Долгий путь «Кружевницы» Современники называли его «русским Грёзом» за то, что он никогда не поправлял природу модели и не приукрашивал её искусственными эффектами. Свою модель он всегда вырисовывал очень тщательно и передавал почти неуловимые особенности лица изображаемого человека. Позы людей на его работах натуральны и разнообразны, а исполнение просто безукоризненно. За свою долгую жизнь Василий Тропинин создал более трёх тысяч картин. Во многих из них, особенно в поздних работах, узнаешь знакомый облик московских дворян, высвеченных гением Грибоедова, Гоголя, Тургенева… С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества. Василий Андреевич Тропинин скончался в 1857 году.
Похоронен на Ваганьковском кладбище. В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. Тропинина и московских художников его времени». Изначально картина «Кружевница» попала в коллекцию Свиньина, собрание живописи в которой насчитывало 82 картины. К сожалению, к 1834 году Свиньин разорился и решил распродать свое собрание. Часть была продана барону Гумбальту, остальное разошлось по частным коллекциям России.
Увлечённая тонкой ручной работой, девушка изображена в тот момент, когда она с лёгкой улыбкой подняла голову и взглянула прямо перед собой. Мастерски выписана гладкая кожа её лица и рук, гармонирующая со складками шёлковой ткани, на которой плетёт кружевница. Тщательно и любовно изображён натюрморт на первом плане, состоящий из её инструментов: ножниц, коклюшек, ящика для рукоделия. Здесь проявился интерес художника к среде, окружающей человека, его одежде, привычкам. Общий оливковый тон картины сдержанно благороден, а многочисленные тонкие слои краски позволили добиться Василию Андреевичу нежного эффекта фарфоровой прозрачности.
Кружевницу Тропинина восприняли восторженно
Здесь есть возможность читать онлайн «Константин Паустовский: Кружевница Настя» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). Картина Кружевница — это первая из опубликованных автором в качестве вольного художника. Цикл «Трилогия о русском театре». 1. Повесть о кружевнице Насте и великом русском актёре Фёдоре Волкове. Автор Анна Ольшанских. Аннотация: Вия даже не могла предположить, что когда-то попадет в другой мир, полный магии, и станет поводом для войны, что ее закрутит водоворот событий, а.
Василий Тропинин.
- Поделиться
- Кружевницу Тропинина восприняли восторженно
- Паустовский Константин - Кружевница Настя
- Форма поиска
- Форма поиска
- Кружевница (картина Тропинина) — Википедия
Василий Тропинин "Кружевница" (1823)
Не чуждаясь моды, Москва была больше привержена старине, отчётливее выговаривала по-русски. Москва, лишённая главенствующего положения столицы, всегда сохраняла важную роль в духовной жизни русских. Постепенно она сделалась противоположностью чиновному бюрократическому Петербургу. Устойчивые черты особого московского образа жизни — хлебосольство, гостеприимство, верность русским традициям — были возведены в общественном сознании в ранг качеств национального характера. Этюд Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском наряде в интерьере. Музей Тропинина и художников его времени Неустанное портретное творчество сделало Тропинина известнейшим и ведущим портретистом древней столицы. Художник работал над портретами университетских профессоров и других знатных лиц Москвы. Выполненные им изображения видных городских сановников украшали залы Опекунского совета, Общества скаковой охоты, Сельскохозяйственного общества и других. Его кисть запечатлела целый ряд героев-победителей Отечественной войны 1812 года. Как иконографический материал они были использованы английским художником Доу при создании Военной галереи Зимнего дворца.
Постепенно заслуги Тропинина как художника все больше привлекали внимание общества, и став полноправным академиком, он снял квартиру в Москве в доме на Ленивке близ Большого Каменного моста, где и был написан знаменитый портрет поэта Александра Пушкина. Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит Ещё в XIX веке исследователи творчества Пушкина отмечали, что «русская публика остается недовольною почти всеми портретами поэта, сделанными при его жизни». В 1827 году один из современников писал о портрете Тропинина: «Физиономия Пушкина, столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить её, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней понятие». Очевидно, публике хотелось видеть на портрете не только внешнее сходство, но и материальное воплощение того поэтического дара, которым обладал Александр Сергеевич. В то же время, Иван Тургенев заметил: «Отличительная черта поэзии Пушкина — изящная и умная простота, и эта именно простота должна проявляться в самом изображении поэта». Кажется, что именно этой простоте и следует в своей работе Тропинин. Так Риму, Дрездену, Парижу известен впредь мой будет вид Вообще, отличительные черты многих портретов Тропинина — это камерность, теплота и уют. Его модели подчас предстают не в мундирах и фраках, а в простой домашней одежде. Художника так и называли — «халатный живописец», а когда заказывали портрет, уточняли: «только непременно в халате».
Вот и Александр Сергеевич кисти Тропинина по-домашнему растрёпан, непринужденно свободен и расслаблен. Из-под его халата виднеется ворот белой рубахи, а на шее небрежно повязан платок. Широкие складки халата, напоминая античные одеяния, создают при этом впечатление некоторой торжественности. Во всей его позе чувствуется внутреннее достоинство и гордость за своё призвание. Лёгкий разворот и застывшее импульсивное движение вносит в изображение эффект динамики: он величав и в то же время порывист. Гордо приподнятая голова направлена вправо, лицо внимательно и сосредоточенно. Взгляд широко раскрытых глаз вдохновенно устремлен вдаль. Иными словами, в этом портрете воплотилось и состояние творческого вдохновения, и внутренней собранности, и человеческой теплоты. Портрет Пушкина работы Тропинина до сих пор висит в последней квартире поэта на Мойке, 12 Всероссийский музей А.
Пушкина Музей-квартира на Мойке. Помимо портретов на заказ художник писал своих друзей, приятелей и хороших знакомых. К этим дружеским работам художника относятся портреты: гравёра Е. Скотникова, владельца багетной мастерской П. Карташёва, скульптора И. Витали, гравёра Н. Уткина, любителя-гитариста П. Перед нами идиллический портрет: молодой человек приятной наружности, в распахнутом на груди халате, с гитарой в руках. Он как бы изливает в романсе чувствительность своей души, свои мечты, свою печаль или радость.
В это время в обществе, в городском быту большое место стал занимать лирический романс, и этот образ как бы явился откликом на полюбившееся пение под гитару. После академической выставки художник приобрёл известность, круг его клиентов расширился. Тропинин писал портреты московских дворян, купцов, деятелей культуры. Часто это были персонажи из простонародья — люди, близкие и понятные мастеру, а также небогатые московские дворяне. Изображённая Тропининым «Женщина в окне» — героиня поэмы М. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Каждый портрет кисти Тропинина сюжетен и демонстрирует интерес художника к будничной стороне жизни человека. Теплый колорит полотна, мягкий, естественный свет рождают ощущение реальности и создают уют и доброе настроение. Герои Тропинина привлекают своей простотой и непосредственностью, располагая к себе открытостью и задушевностью.
Этот портрет был представлен Русским музеем в Москве в стенах музея Тропинина. Женщина в окне Казначейша. Русский музей, Санкт-Петербург В творчестве Тропинина периода расцвета 1820-1830-е годы наблюдается эволюция живописной манеры: колорит произведений приобретает насыщенность, форма становится более объёмной. Усиливаются жанровые мотивы, характерные для всего искусства Тропинина. С годами начинают появляться реалистические тенденции, наиболее отчётливо проявившиеся на закате творчества художника. Тщательно проработанные Тропининым детали жанрового портрета сделали из молодой девушки, занятой тяжелым кропотливым трудом, настоящую портретную модель. Художник выписал до мельчайших подробностей каждую деталь — от элементов одежды девушки до стола, за которым она работает. Благодаря такому кропотливому труду и необыкновенному мастерству художника, картина больше похожа на художественную фотографию. Красный платок, покрывающий плечи швеи, и ее вышивка с золотым орнаментом выглядят как живые, готовые всколыхнуться от малейшего ветерка.
Уделяя столь большое внимание объектам окружающей обстановки, художник не обделяет и образ молодой девушки. Колорит картины очень свеж и ярок, Тропинин смело играет светом и тенями, вследствие этого не только фигура швеи, но и все остальные элементы интерьера оживают на холсте. В 1833 году с образованием публичного художественного класса началась педагогическая деятельность Тропинина. Однако Василий Андреевич никогда официально не числился преподавателем. Один из первых его учеников писал о нём: «Какой прекрасный человек, он как отец принимал нас…» Живописец всегда отказывался от частных уроков, а вернее, от оплаты за них. Он всегда стремился помочь и поддержать начинающих художников. Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся остротой наблюдений. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы. На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым.
Про художника говорили, что он переписал «буквально всю Москву». У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков. Тут и первые лица в городской иерархии, люди государственные, а также духовно близкие Тропинину актёры, писатели, художники. Тропинина и московских художников его времени Музей В. Тропинина и московских художников его времени Работы В. Тропинина в экспозиции Музея В. Тропинина и московских художников его времени Фотограф Андрей Лобанов Мирное течение московской жизни всколыхнул приезд Карла Павловича Брюллова в декабре 1835 года. Обеды в честь знаменитого живописца устраивали Московский художественный класс, любитель искусства и коллекционер Егор Иванович Маковский, скульптор Витали. Маковский же и привёл Брюллова в мастерскую Тропинина.
Биограф художника Рамазанов вспоминает: «Карл Брюллов, поражённый в старце необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нём разговором, полюбил Тропинина всей душой и редкий день не навещал его. Не один раз случалось, что, приглашённый на роскошный обед аристократа, Брюллов изменял данному слову и приходил разделить за столом Василия Андреевича простые щи и кашу». Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. Общение с Карлом Павловичем не прошло для него бесследно. У Тропинина появляются произведения большого размера со всеми приёмами и аксессуарами большого парадного портрета. В портрете самого Брюллова артистическую незаурядность художника Тропинин подчёркивает пышным фоном античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием.
В 1804 году на академической выставке молодой художник впервые представил свою работу «Мальчик с умершей птичкой». А президент Академии, граф Александр Сергеевич Строганов, узнав от своего друга Ореста Кипренского, что один из лучших студентов продолжает являться крепостным, пообещал выхлопотать вольную.
Но, увы, барин думал иначе. Просвещённый граф Ираклий Морков не хочет расставаться с Василием. Более того, узнав об интересе к нему столь высокопоставленных господ, отзывает его на Украину в своё новое имение Подолье. Барину не нужен высокообразованный портретист. Ему требовался крепостной усадебный художник, который будет писать иконы и алтарные образы для строящейся новой церкви и украшать кареты. Кроме того, подневольному Тропинину поручено выполнять портреты хозяев. Интересно, что сам Тропинин жизнь на Украине воспринимает как возможность продолжить обучение. В итоге, Василий Андреевич одновременно становится управляющим поместья, каковым прежде был его отец, слугой, пастухом, архитектором и личным художником графа. Поразительный факт — Тропинин был настолько добрым человеком, что в своих мемуарах даже поблагодарил хозяина за годы, прожитые на Украине.
По его словам, именно Малороссия сделала его большим художником… Дворяне возродили старые традиции В деревне Кукавка Василий Андреевич повстречал свою любовь. Есть несколько версий о происхождении его жены. Чаще всего упоминается, что избранница была сестрой художника Катина, с которым Тропинин подружился в годы учёбы в Академии. Достоверно известно лишь то, что Анна Ивановна Катина была свободной поселянкой, но не испугалась выйти замуж за крепостного и того, что тоже станет крепостной. Вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и дети, которым будет суждено родиться в этом браке… Отечественная война 1812 года застала семейство Тропининых в Малороссии. Граф Морков был избран в руководство Московского ополчения, где довольно неплохо себя показал. После разгрома Наполеона Тропинину было приказано ехать в столицу с обозом хозяйского имущества. В отстроенном после пожара доме графа ему разрешили открыть мастерскую, где он пишет портреты хозяев, их близких и знакомых дворян. В ту пору стало модным возрождать в своих домах портретные галереи вместо сгоревших в московском пожаре полотен.
В 1818 году Тропинин написал портрет историка Николая Михайловича Карамзина, который был гравирован и открывал собрание сочинений писателя. Появились заказы и от представителей купечества. Долгожданная вольная Надо сказать, что в Москве художественные выставки тогда не проводились. Культурной столицей считался Санкт-Петербург. Однако мастер быстро получил известность как хороший портретист. Особый интерес к его личности вызвали лестные строки в «Отечественных записках»: «Тропинин, крепостной человек графа Моркова. Он также учился в Академии художеств и имеет счастливое дарование и склонность к живописи. Колорит его похож на Тицианов». Многие просвещенные и благородные люди, узнав о том, что живописец Тропинин — крепостной человек, не скрывали возмущения.
Они считали своим долгом принародно требовать от Моркова предоставления свободы талантливому художнику.
Владелец «Кружевницы» П. Свиньин отмечал, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того, в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту…». Правдивость жанровой сцены сочетается в картине Тропинина со стремлением к красоте, а само полотно оставляет впечатление спокойствия и размеренности текущей жизни, нередко вызывающего у зрителей самые разные ассоциации.
В «режиссуре» «Кружевницы» иногда видят воздействие художественных приемов популярного французского живописца Ж. Вместе с тем, демократизация образа, «проникнутость» городским духом, поэтизация «мира вещей», особая «уютная» интонация были характерны для современных Тропинину мастеров раннего бидермейера.
В своих произведениях автор старается уходить от стандартных понятий, развивать новые мысли, вести читателей к тому, чтобы они задумались — правильно ли они живут, относятся к своим близким, к своим детям. Может кто-то найдет в книгах подсказку, как поступить в той или иной жизненной ситуации, или узнает что-нибудь новое, так как Ирина включает во все свои романы сведения из разных областей знаний — истории, литературы, искусства. У него есть собственные соображения по поводу тайны происхождения девушки, но он не спешил ими делиться… У Инги сохранились смутные воспоминания о матери, ведь ее вырастила бабушка.
Кружевница Настя — рассказ Константина Паустовского
Авторские повторения «Кружевницы» хранятся сегодня в фондах Государственной Третьяковской галереи и Нижегородского Государственного художественного музея. Кружевница - Google Art На нашем сайте вы можете скачать книгу "Кружевница Настя" Паустовский Константин Георгиевич бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2, читать. «Кружевница» — картина русского художника Василия Андреевича Тропинина, написанная в 1823 году.
Кто автор рассказа «Кружевница Настя»?
Цикл «Трилогия о русском театре». 1. Повесть о кружевнице Насте и великом русском актёре Фёдоре Волкове. КРУЖЕВНИЦА. Анна Ольшанских. Вия даже не могла предположить, что когда-то попадет в другой мир, полный магии, и станет поводом для войны, что ее закрутит водоворот событий, а. Только на секунду кружевница взглянула на живописца, но руки ее продолжают свое дело. Читая "Кружевницу" (1974) французского писателя Паскаля Лене (Pascal Laine), словно заглядываешь в старые парижские журналы мод. Автор снабжает отправившихся на летний. Текст научной работы на тему «Романы Паскаля Лене «Кружевница» и «Неуловимая»: сюжет, герой, мотивы». В этой деревушке жила со своим отцом — лесным сторожем — девушка Настя, знаменитая в тех местах кружевница и красавица.
Другие книги автора
- КРУЖЕВНИЦА, Тропинин В.А. | IZI Travel
- Константин Паустовский: Кружевница Настя
- Кружевница — Узнай Москву
- Книги, похожие на «Сети кружевницы»