О щедровании и колядовании (ритуал проводимый на Коляду) упоминается в 41 и 92 главах «Стоглава» и в более ранних анонимных поучениях иудохристианских церковников. Очень часто возникает вопрос: кто является объектом щедрования 13 января?
13 января - Щедрый вечер или канун Старого Нового года-2021. Как щедровать и что готовить?
Дай нам, тетка, пятака! Пока тетка донэсла — Рукы-ногы обожгла! Мы, бывало, поем, а ребята наши озоруют — там, где нас скупо одарили за наши щедровочки, могли известью стекла в окнах побелить или дверь входную. А могли снять калитку с петель и унести ее на другую улицу, чтоб хозяева поутру поискали. Если же снять калитку не удавалось, завязывали-запутывали ее веревками так, чтобы неповадно в другой раз было скупиться в Щедрый вечер. Рассказывает Наталья Николаевна об обычаях почти ушедшей старины с известной долей грусти: — Сейчас колядок-щедровок почти не увидишь: время другое, люди и законы другие. Унеси сейчас у хозяев калитку — кража личного имущества. И все же Наталья Николаевна надеется, что, возможно, сегодня ее песенки-щедровочки кому-то и пригодятся — вечер-то волшебный… Еще один собиратель и хранитель народных традиций - заслуженный работник культуры Кубани Юрий Рогальский, живущий в станице Новодеревянковской Каневского района. Он всю жизнь по крупицам собирает информацию об обрядах казаков, популяризирует казачью культуру.
Они содержат пожелания хорошего урожая, благополучия и мира в семье. Рассказывают стихи или поют праздничные куплеты. Характерное отличие от колядок — в щедровках повторяют припев: Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на весь вечер! В старину верили, что на «Щедрый вечер» приходит Маланка-Вода с Василием-Луной погостить и принести хозяевам достаток и удачу на грядущий год. Поэтому иногда можно услышать «Щедрик-петрик», «Васильева мать» и другие фигуры речи. Тех, кто щедрует — девушек и женщин, за стол хозяева не приглашают. Посевалки Посевалки, или засевалки, похожи по содержанию на щедривки, но поют их, начиная с 14 января и при этом разбрасывают зерно. Посевать могут не только родственники, главное — мужчины. Обязательно первым в эту ночь или последующий день, если посевальщики пришли утром, в дом входит мужчина. По поверью считается, будто девушки счастья не принесут, поэтому засевают мужчины. Фото: общественное достояние Бытует мнение, что это молодежная забава — колядуют и посевают парни, но на самом деле ограничений по возрасту нет. Мужчины, это может быть и группа, наполняют тканевые мешочки, карманы или рукавицы зерном: рожью жито , пшеницей, ячменем, овсом, иногда рисом. Идти им приходится по многим домам, поэтому карманы или мешки выбирают вместительные. Чем щедрее посыплешь-посеешь, тем на большее угощение хозяев можно рассчитывать. Посевать начинают с собственного дома, в ответ родители или родственники одаривали сладостями, иногда деньгам и другими подарками. Придя в другой дом, посевальщики спрашивают хозяйского разрешения на проведение обряда. Там, где дорожат традицией, посевальщик — желанный гость.
Это родовая память, сохраняющаяся на генетическом уровне, рассказала «360» социальный психолог Наиля Бирарова. Когда мы встречаем Новый год по старому [стилю], на самом деле не столько сам праздник отмечаем, сколько почитаем своих родных, предков, свой род, возвращаемся к исконным корням. Эти корни очень важно подпитывать, потому что древо нашего рода начинается с корней. Если современные люди будут встречать Новый год по старому календарю, хотим мы этого или не хотим, мы одновременно будем ресурсировться за счет истории нашего рода. Наиля Бирарова По словам специалиста, для каждого россиянина этот день, возможно, даже сильнее энергетически, чем 31 декабря. Ведь состояния праздника приумножается силой родовой истории. В жизни и так много тревожных событий. Лишний праздник может добавить радости, улучшить настроение и восприятие реальности. Это создает хороший эмоциональный и гормональный фон, добавила Бирарова. А что думаете вы? Ждем ваши мнения в « Суперчате 360».
Поэтому принято ходить молодежи женской стати. Если таковой не находилось в группе подростков, то кто-то из юношей переодевался в Маланку. Участникам в этот вечер принято было ярко наряжаться и краситься. Приходя в какой-то дом, они приговаривали: «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье». В старину считали, что такие пожелания, звучащие в доме, обеспечивали добром на весь год. Те, кто были заняты в щедровании, должны свои походы закончить до полуночи. Далее наступает время посевальщиков. Посевать начинают с первой минуты 14 января. Иногда молодежь ждет, когда девчата пощедруют, и тогда наступает их пора, чтобы получать подарки от щедрых хозяев. В этом обряде задействуется только мужской пол.
Зачем Щедровать?
Петь колядки и щедровки следует исключительно 13 января вечером, а ходить посевать по домам – утром и днем 14 января. Щедрование — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Щедрование — украинский, белорусский и южно-русский сельский обычай аграрного характера, приуроченный к кануну Нового года и состоящий в том. В первый день Старого Нового года, 13 января, проводят обряды щедрования и посевания. Смешные щедровки для детей на Старый Новый год. Еще живы на Рогачевщине традиции щедрования И все же еще не померкли яркие традиции этого старинного праздника в наших краях. Щедрованием называют угощение едой, которое проводится после захода солнца или после полуночи.
Колядовать, щедровать, посевать: как правильно и когда?
На этой странице мы собрали самые красивые и веселые щедровки, которые может выучить как ребенок, так и взрослый. В России щедрование — веселая традиция для взрослых, молодежи и детей. Славянские традиции Щедрого вечера: праздничный стол, щедрование, гадания, ряженье, игры и забавы.
Пресс-центр
Для этого они собираются в небольшие группы, берут звезду и колокольчик, которые делают заблаговременно, и ходят по домам. В коляде звучит благая весть о рождении Христа. Колядникам не принято отказывать, и считается хорошей приметой, если они пришли в дом. За их труд хозяева должны отблагодарить, положив в приготовленный мешочек сладости, продукты или деньги, но не стоит давать их в руки. Читайте еще : Красивые поздравления и открытки пригодятся в католическое Рождество 25 декабря 2021 года Щедровать начинают вечером 13 января. Он еще называется «Маланка и Василий». Поэтому принято ходить молодежи женской стати. Если таковой не находилось в группе подростков, то кто-то из юношей переодевался в Маланку. Участникам в этот вечер принято было ярко наряжаться и краситься.
Приходя в какой-то дом, они приговаривали: «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье».
Поэтому колядки присущи только Рождеству. Древние колядовщики выступали в роли «духов предков» , проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. При колядовании обходили дворы, пели колядки, овсеньки, виноградья, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам. После принятия христианства стали петь рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп» , показывая представления на евангельские сюжеты.
Щедруют в канун Нового Года, только не гражданского, а церковного, то есть 13 января. Щедрующие под Новый год, ходят по домам щедровать и поют щедровки — песни, в которых величают хозяина желая всякого добра. За щедровки награждают подарками.
Кто щедрует Щедруют — девочки, посевают — мальчики, но не наоборот. Первый посевающий на Старый Новый год приносит в дом счастье. Им должен быть мальчик или парень. Когда посевать Согласно традиции, щедровать начинают вечером 13 января — и до полуночи. Посевают утром 14 января, до полудня. Чем посевают 14 января Это не обязательно должна быть пшеница, можно брать ячмень, рожь и даже рис.
Шли, например, в хлев, вырывали шерсть у овцы: черная жених будет чернявый, белая — блондин. Считали колья забора — девятый и двадцать седьмой: если кол в коре, то муж будет богатый, если голый — бедняк. Утром на «старый» Новый год казачата, набрав в мешочек пшеницы, ржи и других зерен, бегали по куреням «посевать». Войдя в дом, они бросали зерна в святой угол со словами: Сею, сею, посеваю, Роди, Боже, нам жито и пшеницу на всякую долиницу В поле - стогами, у нас — закромами. Где бык копытом, там пшеница кустом, Где бык рогом, там пшеница стогом.
Щедрец — что можно и чего нельзя делать в праздник 13 января
Ответы : когда щедруют колядуют и посивают??? | После того как щедрование завершено, можно со спокойной душой заняться празднованием, прогуливая честно заработанные съестные и денежные подарки. |
Щедрование: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Горячее | Пикабу | Щедрование — славянский новогодний ритуал обхода домов с исполнением песен-благопожеланий и получением вознаграждения от хозяев дома. |
13-14 января Старый Новый год: традиции празднования
Щедровками поздравили специалисты культуры и участники самодеятельности Верхне и Нижнемитякинского Домов культуры своих земляков со Старым Новым годом.В ночь. Смотрите видео онлайн «щедрование в Макашевке (Воронежская обл.)» на канале «Скрытые святыни» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 7 апреля 2024 года в 15:17. Ведь самое главное в колядках, щедровках и посевании — не полученные дары, а хорошее настроение и осознание, что вы сохраняете глубокие древние традиции. История щедровки, кто щедрует, основные правила. В первый день Старого Нового года, а именно 14 января, происходят обряды – «щедрования» и «посевания».
Почему Старый Новый год – магическое время?
- Почему появился старый Новый год и как его празднуют
- Нарышкинские дети «щедровали» в Васильев вечер
- Кто может щедровать 13 января 2024 года и когда это следует делать
- Щедрый вечер, Щедрец
- Дополнительная информация
В щедровках на Старый Новый год 2022 принято желать здоровья и благополучия
Возле собаки она прошла ближе, чем положено, лишь в надежде, что ее спасут, помогут, ждала, именно его, сына хозяина — Борьку. Дуня стояла со льдинками на щеках и не могла больше проронить ни слова, опустив взгляд. Не понимала, как же продлить этот волшебный момент рядом с ним. Совсем не хотелось возвращаться домой, ведь скоро он уйдет, и тогда придется принять поражение. А в ее спальне не нужны будут: ни зерно, ни мешочек с конфетами, а захочется только тихо плакать, уткнувшись в подушку. Передай отцу благодарность за подарок… пойду я, — развернулась в сторону ворот. Боря в ответ усмехнулся и за Дуниной спиной послышался грохот хлопнувшей двери. Шла по улице.
Из двора во двор с песнями бродили веселые компании. В сердце смешалась горечь и ликование, на дне души скреблась когтями обида, но почему-то, где—то вверху ее парила необъяснимая радость, от которой хотелось летать, порхать и кружиться над непротоптанными свежими сугробами. Очнулась от оклика, больше похожего на скрип колес у телеги, что часто смазывал дегтем, сосед — дед Панас. Оглянулась и снова услышала скрипучий голос: — Дуняшка! А Дуняшка? Сюда иди милая, сюда, за забор! Девушка не верила своим ушам, голос шел из-за забора бабы Веры, той самой, от которой шарахалась вся ребятня.
Дуня подумала: «А вот возьму и пойду! Ерунда — это все, что про нее говорят. Бабулька как бабулька». И вошла внутрь. Весь двор оказался устлан толстым слоем снега, даже пустая собачья будка утонула в нем по самую крышу. В сугробе, по пояс стояла пожилая женщина. Старушка обратилась: — Милая.
Не поможешь старухе? Вот, завалило все. Не пройти даже в сарай за дровами. Девочка сразу же согласилась, заинтересовавшись предложением. Подумала: «Вдруг она позовет в дом, тогда узнаю, что там у нее такого необычного, отчего ее сторонятся! Внутри, на стенах домика висели иконы, образа, складни и горящие лампадки. Маленькие и большие лики смотрели прямо на Дуняшу, как та, уставшая, сидит у потрескивающей печи и потягивает травяной чай из глиняной кружки.
В самом углу, у стены, лежали еловые ветки, с диковинными украшениями на них. Кто же вам все это смастерил, можно мне посмотреть? Хорошо ты внучка потрудилась, очень я тебе благодарна! А кто делал? Раньше мой муж, а теперь я продолжаю в память о нем. Дуня подошла к ароматным еловым веткам и взяла статуэтку удивительного животного. Оно больше походило на вола или быка, а по телу у него располагались широко открытые глаза, словно животное видело больше, чем можно себе вообразить.
Затем она нежно провела пальцами по деревянной птице, которая держала крупный свиток в когтистых лапах. Но, больше всего ей понравился благородный лев, необыкновенность его заключалась в том, что у него на спине выросли солидные крылья, словно у птицы. А в пасть уходило глубокое темное отверстие. Дуняша пригляделась и заметила за острыми клыками маленький свиток бумаги. Вытащила его, развернула и прочитала строку закорючек вслух: — Прошу, очень мне нужно прогреть дом, уже неделю не могу добраться до сарая, замерзаю. Девочка уставилась на бумажку, затем на крылатого льва, и раскрыв рот повернулась в сторону бабушки. Ведь я… вам сама… только что почистила, а это вы… когда успели написать?
Бери себе льва в подарок. Только запомни, желания обратного хода не имеют, не обожгись. Старайся быть мудрой перед тем, как просить! Особенно когда на сердце скребет обида. Дуняша летела домой словно на крыльях, не помнила она, как пробралась в свою комнатку незамеченной, не знала, когда утихла метель и на дворе стемнело, а на небо вышел ясный месяц. Мысли крутились вокруг Борьки и крылатого льва: «Попробовать или нет? Вдруг я неправа и станет только хуже?
А что, если он меня, итак, полюбит? Не сделаю ли я ему вреда? Тревожно спала и ворочалась. Во сне гналась за ней Чернушка, разрывая в клочья одежду. Затем отчитывала Дуню сварливая баба из крайнего двора и требовала продать как можно дороже кобылу на базаре. Под утро объяснялся ей в любви Борька, но лишь протянул он губы в поцелуе, и Дуняша закрыла глаза в ожидании, как одел он мешок ей на голову и громко захохотал. Открыла Дуняша глаза, а на лице и правда мешковина.
В селах после заката солнца молодежь собирается в компании щедровать колядовать. Щедровальники ходят по домам, поют обрядовые песни, в которых прославляют семью хозяина, желают благополучия и богатого урожая. За это они получают вознаграждение в виде сладостей и денег. В некоторых домах в этот день принято устанавливать обрядовый сноп из колосьев прошлогоднего урожая — дидух. Его размещают в самом видном углу дома. Дидух символизирует дух нового урожая. В конце святочных праздников сноп сжигают.
Праздничный ужин В праздничном меню присутствует запеченная рыба, жареный поросенок, студень со свиными ножками, домашние колбасы, пироги с грибной и мясной начинками, вареники. На столах также можно увидеть запеченную свиную голову. В качестве десерта хозяйки подают рулеты с начинкой из мака или орехов, пряники, медовые пироги, ягодные кисели. Среди алкогольных напитков популярны вина и шампанское.
Если на утро зерно не было тронуто, то семью, живущую в этом доме, в предстоящем году ждет много хорошего и славного. Если же зерна были подъедены или вовсе исчезли, то это тоже не беда, ведь, по крайней мере, птицы и грызуны были накормлены. Утром после праздника по домам ходили юноши-подростки, которые проводили обряд засевания. Они входили в жилище людей и раскидывали там зерна пшеницы или ячменя, тем самым обеспечивая урожайный год. Исходя из традиций праздника, можно составить список из 5 дел, которые обязан выполнить каждый человек к Васильев день с 13 на 14 января. Приготовить богатый стол с большим количеством еды, на котором обязательно будет кутья. Приготовить запеченную свинину, вареники или печенье с предсказаниями для праздничных гаданий. Поучаствовать в процессе щедрования или колядках, петь много песен и частушек. Погадать на суженного, будущее и судьбу. Помириться со всеми своими врагами или разрешить давние ссоры и конфликты с друзьями, знакомыми и близкими. В Васильев день актуальным был процесс гаданий, когда молодые девушки и юноши пытались заглянуть в будущее и узнать свою судьбу.
Существовало много возможностей «задобрить» этого бога. Так, например, при сборе урожая зерновых частенько оставляли тонкую полоску не сжатой как жертву и называли ее «велесовой бородкой». В канун этого дня крестьяне и землевладельцы занимались делами, которые носили ритуальный характер. В этот день объезжали неприученную к этому молодую живность, а также окропляли себя и животных водой, прося богов подарить здоровье и защиту от хворей. Зажигались костры, пеплом которых потом посыпали пашню для плодородности, остатки соломы от костров отдавали домашнему скоту, чтоб хорошо «родился». Вечером готовился ужин, обычно пироги с различными начинками. В этот же период, ночью с 13 числа надо было начинать щедровать. Какого числа ходят щедровать? Вечер 13 января считался у наших предков светлым и щедрым, так как в это время уже заканчивался пост, связанный с праздником Рождества. На ужин готовили вкусные и разнообразные кушанья. Поэтому в этот период девушки и девочки рядились, примеряя на себя разные образы, и ходили по соседям с песнями, танцами и пожеланиями всех благ.