Детей-интровертов часто принимают за застенчивых детей, но быть замкнутым и застенчивым — это не одно и то же.
Психолог дал советы родителям, которые помогут социализироваться ребенку-интроверту
Малышей придётся занимать любимыми игрушками или книгами, проявлять терпение. Иначе ребёнок будет капризничать или впадать в истерику. Внимательно следите за его эмоциональным состоянием. Интроверты склонны его скрывать. Родным нужно изучить поведение ребёнка и реагировать на изменения. Можно предложить малышу поговорить о том, что его беспокоит. Или увлечь любимыми занятиями. Оставляйте ребёнку личное пространство. Интроверту жизненно необходимо оставаться наедине с собой. В идеале у него должна быть собственная комната или уголок, где никто не станет беспокоить. Время в одиночестве позволит ему пережить накопленные за день эмоции, отдохнуть от общения.
Помогайте находить общий язык с людьми. При таком темпераменте сложно выстраивать социальные связи. На первых порах окружающим может показаться, что интроверт угрюмый, нелюдимый. На самом деле, он не испытывает негатива к обществу, ему просто труднее даётся взаимодействие. Родителям потребуется терпение и время на то, чтобы научить малыша правилам общения. Не принуждайте ребёнка к разговорам, если он этого не хочет. С раннего возраста малыш может отказываться говорить или начнёт это делать позже других. Не стоит паниковать, даже если родственники намекают на отклонения в развитии, если по остальным параметрам ребёнок развивается нормально. Он заговорит, когда сам этого захочет. С пониманием относитесь к потребностям ребёнка.
Интровертам трудно привыкать к новым правилам и коллективам. Это относится и к образованию. Для ярко выраженного типа характера стоит задуматься о домашнем обучении. Без должного внимания к потребностям в отдыхе от общения и одиночеству интроверт может впасть в стрессовое или депрессивное состояние. Лучше заранее позаботиться о комфортной обстановке для таких детей. О чем следует помнить Спокойный, задумчивый ребёнок — настоящая находка для родителей, но только на первый взгляд. Взрослые могут столкнуться с негативными последствиями особенностей такого характера. Например: Ребёнок не хочет общаться со сверстниками и заводить друзей. Окружающие и некоторые врачи могут углядеть в этом даже признаки аутизма. На самом деле, интроверты способны выстраивать прочные отношения и становятся прекрасными друзьями.
Просто не торопите малыша. Ему нужно на это немного больше времени. Отказывается от взаимодействия с малознакомыми взрослыми. Стандартная ситуация: в гости приезжают дальние родственники, а малыш встречает их плачем, отказывается даже подойти, не говоря об объятиях или посиделках на руках. С понимающими родственниками можно договориться, предложить им вести себя сдержанно. С непонимающими лучше ограничить контакты, пока крошка не подрастёт. Не уверен в себе. Концентрация на себе часто выливается не только в развитие личностных качеств, но и в самокритику, самокопание. Малышу нужно помогать верить в себя, учить адекватно воспринимать критику или неосторожные слова окружающих.
ТГ Денис любит гонять в футбол с друзьями, играть в пионербол и волейбол. С виду он обычный 12-летний мальчишка. Но на самом деле Денис — куда более глубокий человек, чем кажется со стороны. Он спокойный и уравновешенный, задумчивый и рассудительный. Денис — классический интроверт.
Каган выбрал именно эти критерии, поскольку считалось, что их контролирует один очень сильный орган головного мозга — миндалевидное тело. Этот орган находится в глубине лимбической системы — древнего участка головного мозга, который есть даже у таких примитивных животных, как мыши и крысы. В этом участке мозга который называют иногда «эмоциональным мозгом» формируются базовые инстинкты, которые свойственны нам, как и животным: голод, половое влечение и страх. Миндалевидное тело служит «эмоциональным коммутатором» головного мозга. Оно получает информацию от органов чувств, а затем передает в остальную часть мозга и нервной системы сигналы о том, как следует реагировать на соответствующий раздражитель. Одна из функций миндалевидного тела заключается в том, чтобы немедленно фиксировать всё новое или угрожающее, что появляется в окружающей среде начиная с летящего прямо в вас диска и заканчивая шипящей змеёй , и мгновенно отправлять по всему телу сигнал, стимулирующий реакцию «дерись или беги». Когда диск летит прямо вам в голову, именно миндалевидное тело приказывает быстро пригнуться. Когда гремучая змея собирается вас ужалить, именно миндалевидное тело приказывает вам бежать. Джером Каган выдвинул предположение, что младенцы с возбудимым миндалевидным телом начнут плакать и извиваться при виде незнакомых предметов — и именно эти младенцы станут детьми, которые в большинстве случаев будут вести себя настороженно с незнакомыми людьми. Все произошло так, как и предсказывал Каган. Другими словами, четырёхмесячные малыши, которые размахивали ручками и ножками, как поклонники панк-рока, делали это не потому, что они будущие экстраверты А потому, что их маленькое тельце сильно реагировало на новые изображения, звуки и запахи другими словами, они были высокореактивными. Спокойные младенцы молчали не потому, что они будущие интроверты, а потому, что их нервная система слабо реагировала на новизну. Чем активнее миндалевидное тело ребёнка реагирует на раздражители, тем сильнее физическая реакция: повышается частота пульса, расширяются зрачки, напрягаются голосовые связки, повышается уровень кортизола гормона стресса в слюне — поэтому ребёнок и ведет себя более возбуждённо, когда на него воздействует новый раздражитель. Подрастая, высокореактивные дети встречаются с чем-то новым в самых разных ситуациях, начиная с посещения парка развлечений и заканчивая первым днем в школе. Как правило, мы обращаем внимание на то, как наши дети реагируют на незнакомых людей. Как ребёнок ведет себя в первый день в школе? Кажется ли он неуверенным на вечеринках в честь дня рождения, где много незнакомых ему детей? Вообще-то, в этих случаях мы замечаем лишь чувствительность ребёнка к новизне в общем, а не только к новым людям. Высокая и низкая реактивность нервной системы — это не единственные биологические причины интроверсии и экстраверсии Очень многим интровертам не свойственна чувствительность высокореактивных детей; кроме того, некоторые дети с высоким уровнем реактивности становятся экстравертами. И все же ряд открытий, сделанных Джеромом Каганом в ходе его исследований, длившихся десятки лет, свидетельствует о существенном прорыве в нашем понимании типов личности, в том числе тех оценочных суждений, которые мы делаем.
Просьба о помощи Если экстраверт заставит всех носиться вокруг, чтобы выполнить его просьбу, то интроверту бывает сложно попросить о помощи даже самых близких людей. Отношения с родственниками и друзьями при этом могут быть замечательными. Проблема в другом — интроверты просто очень замкнутые личности. В итоге мамам и папам приходится пересиливать себя, чтобы научиться просить о помощи. Быстрое решение вопросов Интроверты склонны тщательно и взвешенно обдумывать вопросы и решать задачи в своем темпе. Но с семьей ситуация зачастую требует мгновенной реакции. Чем больше семья, тем больше мелких ежедневных задач требуют быстрого решения. Борьба с чувством вины Мамам-интровертам реже, чем папам, удается провести время в одиночестве.
Ребёнок-интроверт: признаки и особенности воспитания
Наряду с этим, ребенок-интроверт может без, казалось бы, основательной причины недолюбливать друзей семьи и наотрез отказаться общаться с неприятными ему личностями. Ребенок-интроверт может столкнуться с неправильной оценкой его поведения и способностей в школе. Интроверты и застенчивые дети проявляют себя похожим образом: избегают социальных контактов, много времени проводят в одиночестве, больше слушают, чем говорят. Мамы с типом мышления интроверта часто устают от занятий с детьми. Клинический и когнитивный психолог Евгения Глебова рассказала, что многим родителям легче воспитывать детей-интровертов, нежели экстравертов, сообщает
Как общаться с ребенком-интровертом?
Психотерапия Ещё о детях Семья Беременность и дети Семья и отношения Некоторые родители начинают не на шутку волноваться, когда замечают, что их чадо не проявляет интереса к общению с другими детьми. Малыш может длительное время сидеть в стороне и увлеченно заниматься своими тихими играми, полностью погружаясь в процесс. Он часами сидит в одиночестве и, кажется, ни в ком не нуждается, даже в маме и папе. Вряд ли!
Пусть занимается тем делом, в котором он будет чувствовать себя уютно и будет открыт к общению.
Пробудите у ребенка интерес к книгам и поэзии. Фантазировать интроверты очень любят, им хорошо подходят книги с фантастикой, сказки. Это помогает им развиваться. Если вы хотите помочь ребенку с поиском друзей, то лучше всего отправьте его на кружки по любимому делу.
Там ему будет легче освоиться и найти друзей. Если ваш ребенок чем то увлеченно занят, не отвлекайте его по пустякам помыть посуду, заправить кровать, выпить стакан воды , он это сделает после, но в данный момент его легко вывести себя, так как он любит углубляться в задачу, стоящую перед ним. Интроверт личность ранимая, и криками проблему уж точно не решить. Постарайтесь найти индивидуальный подход.
Поговорите спокойно, подберите правильные слова. Хвалите ребенка почаще не за просто так конечно , им будет приятно, и они будут с большей силой стараться. Ваш ребенок-интроверт может вас очень порадовать, стать гордостью семьи, главное помнить о том насколько его мир хрупкий. И ни в коем случае не раздавить его мечты и фантазии.
Поощрять неформальное общение. Общение с одноклассниками не должно ограничиваться рамками класса. В школе дети преимущественно нацелены на учебу и найти общие интересы у них часто не хватает времени. Пригласите ребят в гости, организуйте им совместный досуг — в свободной игре общение всегда будет более непринужденным и легким для вашего маленького интроверта. Научить дружить. Расскажите ребенку, как выглядит настоящая дружба, когда ребенок может не переживать, что он недостаточно общителен, замкнут или стеснителен. В младшем возрасте дети интуитивно находят себе друзей среди тех, кто любит такие же игры, как и они, и кто добр к ним.
Хотя дружба имеет важное значение в жизни детей, они редко задумываются о том, как правильно выбирать друзей, которые приняли бы ребенка со всеми его особенностями.
Чтобы изменить их действия или привычки, вам придётся очень постараться. Слабо выражают свои эмоции. У них может быть буря в душе, но внешне они останутся неприступными. Ребенок-интроверт: как воспитывать Неправильно думать, что дети-интроверты никогда не хотят общаться.
У них тоже есть потребность в коммуникации, просто они не знают, как находиться в коллективе. Нужно научить малыша адаптироваться к окружающей среде. У интроверта вызывает страх всё новое. Поэтому изменения в жизнь ребенка нужно вносить постепенно. Если малыш пошел в школу, то нужно объяснить ему, что там будет интересно и безопасно.
Дайте ребенку возможность отдыхать в одиночестве. Выделите в доме для него место, куда бы он мог приходить и посидеть один.
Ребенок-интроверт: 15 вещей, которые нужно знать.
Более того, подчеркните, что если бы он ничего не скрывал, все обошлось бы гораздо легче, и вы вдвоем нашли бы оптимальный выход. Дети—интроверты не склонны к компромиссам Такие дети консервативны. Они с раннего возраста понимают, что такое «личное пространство», и с неохотой отказываются от своих убеждений — отсюда и их кажущееся упрямство. Никогда не навязывайте вашему ребенку решение категорично, и если он упорствует, продемонстрируйте преимущества вашей точки зрения не на словах, а на деле. Например, если вы собираетесь перевести его в другую школу, устройте настоящую экскурсию. Покажите ему разными маршрутами ее удачное расположение, заинтересуйте его не только новой обстановкой в школе, но и тем, что может увлечь вашего ребенка близ нее: фитнес-клуб, бассейн или секция, кинотеатр или парк аттракционов, куда бы он мог ходить с новыми друзьями. Любите своего малыша, стремитесь понять его, а не переделать в экстраверта. Защищайте его от обстановки, которая может чрезмерно напрячь или истощить беззащитного и ранимого кроху. Уважайте его стремление иметь личное пространство — это признак самостоятельности и сильной личности. Проявляйте живую, но ненавязчивую заинтересованность его жизнью, поощряйте его увлечения.
Общается он всего с несколькими друзьями. И, что еще более странно, — ему это нравится. Ваш ребенок — интроверт. Родители-экстраверты часто беспокоятся по поводу своих замкнутых детей и даже считают их поведение не вполне здоровым. Стоит заметить, что дети с такими симптомами могут страдать от тревожности и депрессии. Иногда отстраненность и недостаток жизненной энергии сигнализируют о чем-то совершенно ином, чем интровертность. Тем не менее, многие дети-интроверты вообще не испытывают депрессии и тревожности. Их поведение связано с их врожденным темпераментом. Интровертность — это генетически обусловленная черта, и она не изменится. Чем больше вы принимаете своего ребенка таким, какой он есть, тем счастливее он будет. Рассмотрим 15 вещей, которые вы должны понимать, если ваш ребенок — интроверт. Что нужно знать о детях-интровертах 1. Говорят, что даже Махатма Ганди и мать Тереза были интровертами. Ваш ребенок не перестанет быть интровертом Может ли ребенок преодолеть свою неприязнь к шумным компаниям? Американский психолог Марти Лэйни, автор книги «Непобедимый интроверт», утверждает, что интровертность и экстравертность обусловлены генетически, хотя родители играют большую роль в развитии темперамента. Кроме того, мозг интроверта отличается от мозга экстраверта. Лэйни утверждает, что интроверты и экстраверты используют разные механизмы нервной системы. Интроверты используют парасимпатическую нервную систему, позволяющую обрабатывать эмоции в состоянии покоя, а экстраверты — симпатическую, запускающую механизм «бей, беги или замри». Медицинские исследования также подтверждают, что интроверты отличаются большим количеством серого вещества в префронтальной коре головного мозга — участке, который отвечает за абстрактное мышление и принятие решений. Поэтому, если ребенок проявляет осторожность и сдержанность, на это есть биологические причины.
Между тем исследователи предполагают, что интроверсия и экстраверсия являются врожденными. Хотя развитие личности — это процесс, который также подвержен многим факторам окружающей среды, но в целом врожденный темперамент считается мало изменчивым. Ведь проявление темперамента тесно связано с индивидуальными особенностями и особенностями человеческого мозга. В физиологии мозга выявляются различия между интровертами и экстравертами: так, исследования мозговой активности людей показали, что мозг интровертов в основном имел более высокую электрическую активность — независимо от того, были ли они заняты или отдыхали. Например, психолог по развитию Джерри Каган из Гарвардского университета обнаружил, что миндалина интровертов с рождения более возбудима, то есть та часть мозга, которая отвечает за восприятие чувств и, в частности, за реакцию стресса. Таким образом, у детей-интровертов выше нейронная активность, и поэтому у них большая потребность в защите от сенсорной перегрузки. Кроме того, дальнейшие исследования показали, что уровень нейромедиатора дофамина в мозге интровертов ниже обычного. Нейромедиатор регулирует наше ожидание вознаграждения, тем самым мотивируя нас к действию. Если дети более интровертны, поощрительные события, такие как мороженое или признание приятелей — менее мотивируют их к действиям. Награда и признание просто меньше интересуют детей-интровертов. Скорее, они мотивируют себя, из страсти к конкретному хобби, интересу или школьному предмету. Таким образом, быстрая сенсорная перегрузка и потребность в отдыхе могут быть недостатком для детей-интровертов в нашей, как правило, более шумной и ускоренной действительности. Но в то же время у этих детей есть сильные стороны. Хотя дети-интроверты быстрее устают в стрессовых ситуациях, они часто очень тщательно и добросовестно выполняют задания, особенно если они могут выполнять их самостоятельно и в своем собственном темпе. Кроме того, они менее зависят от одобрения и часто заводят более аутентичные и честные дружеские и межличностные отношения. Все это помогает лучше относиться к своим ближним". Кроме того, они часто принимают более сбалансированные решения. Так, невролог Камелия Кухен из Университета Северной Каролины подтвердила, что, хотя мозг интровертов работает медленнее из-за более низкого уровня дофамина, эти люди принимают менее рискованные и более продуманные решения. И все же дети-интроверты иногда сталкиваются с адаптационным давлением, например, в школе. Именно там они часто перегружены; школьная жизнь с высоким уровнем шума и постоянными социальными взаимодействиями может быть очень утомительной для них.
Поэтому воспитателю необходимо позаботиться о помощи дошкольнику в выступлении подсказать, стишок или движение в танце. И для стеснительных детей лучше минимизировать выступление перед всей группой. Если за день не случилось ничего особенного, то и рассказать не о чем. Они предпочитают ответить односложно. Таким дошкольникам нужно объяснить, что воспитателю и другим педагогам не важно что они скажут, а важно как они скажут. Задание на говорение- всего лишь возможность закрепить новые слова в речи. Не задавайте слишком личные вопросы, интроверты не любят делиться своими переживаниями. Интроверты предпочитают работать в одиночестве, когда есть достаточно времени подумать и проявить свои творческие способности.
Что делать, если ваш ребенок – интроверт
Не знаю почему. Я просто не хочу всё это делать в присутствии кого-то. Однако стоит закрыться входной двери как у меня сразу появляется желание делать что-нибудь по дому. Когда родители приходят, я чувствую разочарование и сижу в своей комнате практически не высовываясь. Большую часть своего времени я посвящаю чтению. Это могут быть статьи, школьная литература или даже книги с самиздата. Друзья у меня есть, вернее, подруги. Гуляю и выхожу на общение с ними я достаточно редко, но они знают меня достаточно хорошо, поэтому привыкли мириться с моей любовью быть наедине с собой. Перейду к сути. Я очень ревностно отношусь к своему личному пространству и территории. К примеру, у моих родителей есть привычка, которая меня очень сильно злит.
Они постоянно заходят в мою комнату. Ладно если это по делу - отцу нужен компьютер или матери нужно что-то взять, но они заходят просто так и смотрят что я делаю. У меня возникает ощущение, что они пытаются подловить меня на чем-то противозаконном или непристойном. Я злюсь и ухожу в другую комнату, потому что чувствую напряжение и не могу спокойно заниматься своими делами чтением или просмотром фильма. И тогда они задают вопрос что я делаю. Я отвечаю как есть - читаю или смотрю что-нибудь, и тогда они начинают задавать кучу других ненужных вопросов: "Что именно", "Как называется", "Почему именно это" и т. Это очень сильно раздражает. Самое ужасное то, что это повторяется изо дня в день. Они задают те же самые вопросы, на которые я продолжаю отвечать одно и тоже. Я стараюсь сохранять спокойствие, но чаще всего у меня не выходит.
Я правда не понимаю смысла всего этого. Когда у меня уже прикипело я попросила перестать меня трогать и задавать эти дурацкие вопросы, завела речь о личном пространстве и т. Реакция у родителей была разная. Отец смеялся. Не понятно.
Они смотрят, прежде чем прыгнуть и думают, прежде чем говорить. Интроверт чувствителен к окружающей среде.
Он может плакать, находясь в местах, где много шума или деятельности. Младенцы реагируют на незнакомые раздражители и взрослых, растут застенчивыми и замкнутыми. Когда ребенок становится старше, он предпочитает находиться с безопасным человеком, особенно в обществе новых людей и незнакомых ситуациях. Интроверты имеют маленький вес при рождении или появляются на свет раньше срока. С незнакомыми людьми ребенок избегает зрительного контакта и ведет себя тихо. Им нужно время, чтобы привыкнуть.
Миндалевидное тело служит «эмоциональным коммутатором» головного мозга. Оно получает информацию от органов чувств, а затем передает в остальную часть мозга и нервной системы сигналы о том, как следует реагировать на соответствующий раздражитель. Одна из функций миндалевидного тела заключается в том, чтобы немедленно фиксировать всё новое или угрожающее, что появляется в окружающей среде начиная с летящего прямо в вас диска и заканчивая шипящей змеёй , и мгновенно отправлять по всему телу сигнал, стимулирующий реакцию «дерись или беги». Когда диск летит прямо вам в голову, именно миндалевидное тело приказывает быстро пригнуться. Когда гремучая змея собирается вас ужалить, именно миндалевидное тело приказывает вам бежать. Джером Каган выдвинул предположение, что младенцы с возбудимым миндалевидным телом начнут плакать и извиваться при виде незнакомых предметов — и именно эти младенцы станут детьми, которые в большинстве случаев будут вести себя настороженно с незнакомыми людьми. Все произошло так, как и предсказывал Каган. Другими словами, четырёхмесячные малыши, которые размахивали ручками и ножками, как поклонники панк-рока, делали это не потому, что они будущие экстраверты А потому, что их маленькое тельце сильно реагировало на новые изображения, звуки и запахи другими словами, они были высокореактивными. Спокойные младенцы молчали не потому, что они будущие интроверты, а потому, что их нервная система слабо реагировала на новизну. Чем активнее миндалевидное тело ребёнка реагирует на раздражители, тем сильнее физическая реакция: повышается частота пульса, расширяются зрачки, напрягаются голосовые связки, повышается уровень кортизола гормона стресса в слюне — поэтому ребёнок и ведет себя более возбуждённо, когда на него воздействует новый раздражитель. Подрастая, высокореактивные дети встречаются с чем-то новым в самых разных ситуациях, начиная с посещения парка развлечений и заканчивая первым днем в школе. Как правило, мы обращаем внимание на то, как наши дети реагируют на незнакомых людей. Как ребёнок ведет себя в первый день в школе? Кажется ли он неуверенным на вечеринках в честь дня рождения, где много незнакомых ему детей? Вообще-то, в этих случаях мы замечаем лишь чувствительность ребёнка к новизне в общем, а не только к новым людям. Высокая и низкая реактивность нервной системы — это не единственные биологические причины интроверсии и экстраверсии Очень многим интровертам не свойственна чувствительность высокореактивных детей; кроме того, некоторые дети с высоким уровнем реактивности становятся экстравертами. И все же ряд открытий, сделанных Джеромом Каганом в ходе его исследований, длившихся десятки лет, свидетельствует о существенном прорыве в нашем понимании типов личности, в том числе тех оценочных суждений, которые мы делаем. Экстравертам иногда приписывают такое качество, как просоциальность другими словами, забота о других людях , а об интровертах неуважительно отзываются как о людях, которые не любят окружающих. Однако реакция младенцев, участвовавших в экспериментах Кагана, не имеет никакого отношения к людям. Младенцы плакали или не плакали , когда им давали понюхать ватные палочки, смоченные алкоголем.
Как помочь ему адаптироваться к школе? В издательстве «МИФ» вышла книга «Тайная сила». В ней профессор психологии Сьюзан Кейн рассказывает, как интроверту найти свое место в этом безумном мире. Книга написана для детей и подростков, но многие советы стоит взять на заметку родителям. Здесь и далее — иллюстрации из комикса Дебби Танг «Быть интровертом» Интровертов много — от трети до половины всего населения Земли. Но это слабое утешение, когда кажется, что ребенок слишком застенчив, отстает от бойких сверстников и в школе чувствует себя несчастным. Чередуйте активные и тихие занятия Нервная система у интровертов и экстравертов функционирует по-разному. У экстравертов реакции приглушены, поэтому они стремятся к внешним стимулам — яркому свету, грохочущим звукам. Это их заряжает. Интроверты же острее ощущают вкусы, запахи, звуки, сильнее реагируют на общение. Стимулирующая среда, например шумная школьная столовая, истощает их. Чтобы расслабиться и «подзарядить батарейки», интроверту нужна более спокойная обстановка — необязательно в одиночестве, но непременно в небольшой компании близких людей. Постарайтесь создать для ребенка-интроверта такой распорядок дня, чтобы активные занятия чередовались с моментами «подзарядки» в тишине.
Психолог рассказала, почему родителям легче воспитывать детей-интровертов.
Ребенок интроверт довольно часто задумывается и, если его подгонять с ответом, то это создаст значительное напряжение, которое может вылиться во вспышку гнева. Ребенок–интроверт может не проявлять безудержного энтузиазма, как другие дети, но его сдержанность обычно позволяет ему делать более продуманный и обоснованный выбор. У ребенка-интроверта должен быть свой уголок, в котором он может насладиться одиночеством. С кем дружите дольше всего? А что если у ребенка нет друзей? Как заводить друзей интровертам? Может ли интроверт быть лидером. Обоих участников потасовки в детском центре развития на Парфёновской улице характеризуют как неконфликтных.
Другие статьи
- Дети экстраверты и дети интроверты.
- Внимание, в классе интроверт! Советы школьного психолога
- Сообщить об опечатке
- Спецпроект РИА «Воронеж». Пусть мама увидит. Интроверт Денис
Шутник и интроверт: что известно об участниках конфликта в детском центре на Парфёновской
Дети-интроверты сначала долго наблюдают за игрой или каким-либо мероприятием, и лишь затем решают к нему присоединиться. Но интроверты в большинстве своём наделены исследовательскими способностями и учатся не плохо. Как научить его дружить и найти свое место в коллективе, узнаем в этом выпуске программы «Счастливый ребенок» у психолога, тьютора Школы Макарун Владимира Мухина. Детей-интровертов часто принимают за застенчивых детей, но быть замкнутым и застенчивым — это не одно и то же. Детей-интровертов легче воспитывать, чем экстравертов, так как они отличаются осторожностью, заявила клинический психолог Евгения Глебова. Очень многим интровертам не свойственна чувствительность высокореактивных детей; кроме того, некоторые дети с высоким уровнем реактивности становятся экстравертами.
Родителям на заметку: как воспитывать ребенка-интроверта?
Как правило, родители, привыкшие видеть непосед, наблюдая за своим ребенком, бьют тревогу. Полагая, видимо, что у интровертов присутствуют психические отклонения. На самом деле, дети-интроверты требуют к себе особого подхода в воспитании. Чего делать категорически не следует?
Родителям стоит уяснить, что ребенок-интроверт меньше нуждается в общении. Потому давить на него отсутствием друзей, что вполне вероятно, и упрекать этим во взрослой жизни не стоит. Ведь интроверты обладают куда более глубинным мышлением, нередко способны к интроспекции.
Отсутствие друзей никак не мешает интроверту общаться такое количество времени, которое ему необходимо. Но ему жизненно необходимо пару дней побыть в одиночестве для пополнения жизненных и личных сил.
Но при этом они отнюдь не глупы. Также не стоит стремиться брать ребенка с собой в компании или на экскурсии против его воли.
Как помочь ребенку развиваться? Родителям важно учитывать нюансы характера ребенка в любом возрасте. В раннем детстве основной упор можно сделать на учебе и интеллектуальных навыках, не заставляя общаться ребенка с кем-либо против его воли. Такие дети могут наотрез отказаться ходить в секции.
Но согласятся позаниматься с репетитором и это необходимо учесть. Также ребенку стоит все-таки посещать хотя бы спортивные секции для гармоничного развития. Интроверты редко испытывают тягу к командным играм, а вот теннис, плавание или бадминтон вполне могут удовлетворить потребности ребенка как в физическом, так и в нравственном развитии.
Еда вне дома Дети-интроверты часто теряют аппетит в шумных, переполненных ресторанах и кафе.
Суета, шум-гам, незнакомые блюда — от этого у ребенка буквально кусок в рот не лезет. Не ждите, что ваш маленький интроверт будет много есть в гостях при большом скоплении людей. Лучше накормите его дома, перед выходом; а там, во время застолья, он может просто что-нибудь поклевать из вашей тарелки. Мы ложимся спать Многие дети, с которыми мне приходилось работать, страдали от хронического недосыпания.
Я считаю, что если ребенок-интроверт лишается полноценного восьмичасового сна, то он не восполняет затраченную энергию. К тому же нарушение сна мешает ребенку отложить в долговременную память полученные в течение дня знания. Так как у «внутренников» доминирует парасимпатическая нервная система, они нуждаются в отдыхе больше, чем «наружники». Особенно сильно нуждаются в полноценном сне подростки — хотя сами они меньше всего расположены много спать.
Использование подчиненного отдела нервной системы Как интровертам, так и экстравертам необходимо прибегать к помощи подчиненных отделов нервной системы. Например, занятия спортом, стимулируя симпатическую нервную систему, заряжают интровертов энергией извне. С другой стороны, сон, используя возможности парасимпатической нервной системы, оказывает благотворное влияние и на экстравертов, улучшая их эмоциональные и познавательные функции, способствуя выздоровлению при физических заболеваниях, стимулируя пищеварение и другие сохраняющие, восстановительные функции. Сон — это вечная головная боль интровертов начиная с самого детства.
Ацетилхолин является одним из главных нейромедиаторов, и в сочетании с другими биологически активными веществами он задает ритм сна и бодрствования. Ацетилхолин выделяется неравномерно, а поскольку интроверты особенно чувствительны к таким колебаниям, это сильно влияет на цикличность их сна. Интровертам нужен вполне определенный уровень активности холинергических нейронов для того, чтобы заснуть и спать продолжительное время. Если ацетилхолина слишком много, то человек постоянно испытывает сонливость.
Если же запущен механизм реакций борьбы и бегства, то интроверту становится трудно сопротивляться возбуждающему действию допамина и норадреналина, а значит, и уснуть. Известно, что если мозг интроверта возбужден, то унять его бывает крайне сложно. Еще одна причина, по которой дети-интроверты плохо засыпают, объясняется чисто психологически: разлукой с родителями. Отход ко сну сопровождается пробуждением множества разных страхов, особенно у маленьких детей.
В результате у многих возникают трудности с засыпанием и сном. Ребенок может просыпаться по четыре-пять раз за ночь. Способность проспать всю ночь без перерывов — это достижение, требующее определенной зрелости детской нервной системы. Пусть это будет колыбельная, сказка, стишок или недолгая спокойная игра.
Дети постарше могут перед сном почитать или пообщаться с родителями. Нарушения сна могут возникать также в периоды повышенного напряжения, привыкания к чему-то новому, при семейных драмах и в поворотные моменты развития ребенка. В любом случае мягко успокаивайте ребенка до тех пор, пока он не научится засыпать сам. Исследования показывают, что «внутренники» лучше спят, если прячут руки и ноги под одеяло.
Мой внук-интроверт Кристофер до трехлетнего возраста спал в своих любимых пушистых тапочках. Что касается интровертов постарше, то им обычно помогает уснуть тихая музыка, расслабляющая возбужденный за день мозг. Напротив, экстраверты лучше всего засыпают в абсолютной тишине и в темноте, отключая все внешние сигналы. Вместе с ребенком поищите чудовищ в темном углу комнаты.
Я, например, брала бейсбольную биту и, размахивая ею, выгоняла злых гномов из-под кроватки дочери. Одна-две просьбы и все. Для маленьких детей можно рисовать купоны — «Просьбы на ночь», например: «Дай попить», «Пошли мне воздушный поцелуй» и т. Договоритесь тратить только по два купона за вечер.
Если ребенок начнет капризничать, скажите ему: «Ну все, хватит, ты уже потратил свои два купона. Теперь спать. Спокойной ночи». Ненавязчивая дисциплина Дисциплина готовит детей к самостоятельной взрослой жизни.
Дисциплина создает определенные неудобства — и для вас, и для ребенка, — но она необходима. У родителей, откровенно говоря, довольно мало рычагов воздействия на ребенка. Интересно, что лучший способ приучить ребенка к дисциплине — это позволить ему наблюдать за поведением родителей. На детей гораздо сильнее действует то, что вы делаете, чем то, что вы говорите.
За сравнительно короткое время общения с ребенком вы можете показать ему очень многое: как держать себя в руках, как мыслить независимо и одновременно уважать чужой авторитет. Вы можете преподать ребенку важнейший урок: ответственность — цена независимости. В книге «У каждого свой дар» Изабель Майерс-Бриггс подчеркивает значимость самодисциплины, которую она называет «добросовестным суждением» — способностью сделать лучший выбор и поступать в соответствии с ним. Если этот фундамент не заложить в самом раннем возрасте, то с годами жизнь ребенка будет становиться только тяжелее.
Дети-интроверты самой природой предрасположены к самодисциплине. Они умеют говорить себе «нет», умеют объективно оценить ситуацию, а так как они склонны думать, прежде чем действовать, то, как правило, выбирают наилучшие варианты поведения. Если с детьми-интровертами тепло обращаются, то они сами легко вырабатывают у себя привычку к самодисциплине. Их просто надо ненавязчиво направить в нужное русло.
Континуум дисциплины Существует целая шкала степеней дисциплинированности. На одном конце диапазона находятся дети, вообще не знающие, что такое дисциплина. Им не приходится сталкиваться с последствиями своих поступков. В результате они вырастают, не понимая связи между своими решениями и событиями в их жизни.
Из детского опыта они подсознательно делают вывод, что им позволено все. В своих проблемах они винят только других. На противоположном конце диапазона находятся сверхдисциплинированные дети. Слишком жесткие порядки для ребенка — это то же самое, что безветрие для парусника.
Малейшая неопределенность заставляет ребенка опустить руки и признать свою неудачу. Такие дети легко сдаются, так как лишены уверенности в своих силах. Нормальная дисциплинированность подразумевает здоровое равновесие между «слишком много» и «слишком мало». К счастью для вас, родителей, дети-интроверты от природы склонны к порядку.
Они сами умеют обуздывать свое поведение. Поскольку они обычно берут паузу, прежде чем что-то сказать или сделать, они редко совершают необдуманные поступки. По сравнению с детьми-экстравертами они лучше представляют себе последствия каждого своего шага. Более того, они наблюдательны и прекрасно понимают, что происходит вокруг.
Обычно у детей-интровертов очень сильная воля. У них рано, пожалуй, даже преждевременно, появляются нравственные принципы. При этом они, конечно, все равно остаются детьми, и время от времени им надо попробовать перешагнуть границы дозволенного. Естественно, они могут ошибаться в своих суждениях.
Воспитывать привычку к дисциплине у интровертов и экстравертов надо по-разному. Основа характера интроверта — это склонность подавлять свои порывы. Экстраверты же не стесняют себя никакими рамками и часто ведут себя, как им вздумается. Им необходимо одобрение окружающих, но в число этих окружающих они не всегда включают собственных родителей.
Оставшись без нужной им внешней стимуляции, дети-экстраверты могут устроить какую-нибудь шалость просто для того, чтобы пощекотать себе нервы. Такие дети получают настоящее удовольствие от конфликтов, испытывают от них приятное возбуждение. Поскольку «наружники» могут быть импульсивными и несдержанными, воспитывать их надо в строгости и устанавливать для них четкие границы дозволенного. Экстраверты, в отличие от интровертов, не склонны испытывать стыд или чувство вины за свои поступки.
Детям-интровертам нужны лишь поощрение и поддержка; в жестких ограничениях они не нуждаются. Им хватает разумного объяснения. Ты не мог бы часок-другой не играть на гитаре? Они испытывают трудности с обратной моделью поведения: когда нужно выразить несогласие или принять рискованное решение.
Для «внутренников» характерна одна особенность: они с готовностью берут на себя слишком большую ответственность и испытывают чувство вины даже в тех случаях, когда неудача произошла не по их вине. Многие дети-интроверты говорили мне, что, когда учительница в классе объявляла о какой-то пропаже, они чувствовали себя виноватыми, хотя не имели к этому никакого отношения. Вот почему следует проявлять мягкость и деликатность, приучая маленьких интровертов к дисциплине. Непременно следите, не давит ли на вашего малыша груз ответственности за произошедшую неприятность.
Если он считает себя виноватым, то может надолго повиснуть на этом крючке. Помочь ему освободиться — ваша прямая обязанность. Если, например, ребенок случайно наступит на лапу собаке, то он ужасно расстроится и разозлится на себя. Его не надо ругать или укорять — он сделает это сам и в будущем станет внимательнее смотреть под ноги.
Принимать меры нужно только в тех случаях, когда ребенок не раскаивается, что причинил кому-то боль — животному или другому человеку. Устанавливая разумные границы поведения, осторожно направляйте детей-интровертов, но ни в коем случае не берите их в ежовые рукавицы и не лишайте уверенности в себе. Не всегда легко соблюсти этот тонкий баланс. Встроенный стоп-сигнал Дети-интроверты от природы склонны подавлять свои внутренние импульсы и оценивать последствия своих поступков.
Они в меньшей степени склонны к таким видам деструктивного поведения, как быстрая езда, воровство в магазинах или иные противоправные действия. Это можно только приветствовать. Мало того, дети-интроверты испытывают физический и психологический дискомфорт, если в их крови повышается содержание «возбуждающих соков» — обычных спутников риска. У детей-экстравертов такого встроенного стоп-сигнала нет, и выделение возбуждающих гормонов доставляет им большое наслаждение.
Именно поэтому такие дети могут, не задумываясь, совершать дерзкие поступки, а порой и преступления. Выходит, что отрицательная сторона характера интровертов — излишняя податливость — компенсируется пониманием недопустимости неоправданного риска. Интроверты с высоким уровнем самооценки, которых в детстве чаще поддерживали, чем критиковали, умеют при необходимости спрятать в карман свое самолюбие, на что далеко не каждый способен в нашем сегодняшнем мире, но, когда речь заходит о принципиальных вещах, в состоянии постоять за себя. В качестве образца для подражания они могут выбрать обладательницу «Оскара» актрису Хелен Хант, которая называет себя «дерзким интровертом».
Она говорит, что может иногда робеть, но, если ей приходится покинуть свою зону комфорта, она может стать и по-настоящему нахальной. Помните: для того чтобы воспитать из ребенка-интроверта уверенную в своих силах личность, с ним непременно надо наладить доверительные отношения. Если ребенок не будет уверен, что его ценят и уважают, он никогда не вылезет из своей скорлупы. Самый надежный способ вырастить забитого, застенчивого и робкого ребенка — это обращаться с ним сурово, силой принуждать его к дисциплине.
Телесные наказания и другие средства унижения убеждают ребенка в том, что агрессия — наилучший способ решения любых проблем. Все исследования по развитию детей говорят о том, что бить, унижать, пороть, дразнить или сравнивать с другими хорошими детьми — значит отравлять нормальный процесс развития ребенка. Более того, эти методы дисциплинарного воздействия попросту не работают. Трудно быть родителями, и каждый время от времени может вспылить.
Но если вы вообще не умеете сдерживать свой пылкий нрав, то подумайте, не следует ли вам обратиться к психотерапевту. Контроль или сотрудничество? Многие родители думают, что должны употреблять власть и полностью контролировать поведение своего ребенка. Возможно, они сами этого даже не осознают, но такая диктатура имеет множество обличий: обвинения, поучения, угрозы, приказной тон, сарказм, сравнение с другими или разыгрывание из себя мученика.
Противоположность контролю — это сотрудничество, когда и ребенок, и его родители отказываются от претензий на абсолютную власть. Наилучший способ пригласить ребенка к равноправному сотрудничеству — это дать ему понять, словом или делом, что он на многое способен. Сотрудничество с взрослыми членами семьи внушает ребенку уверенность в себе и своих силах, а это, в свою очередь, позволит ему в будущем эффективно взаимодействовать с другими людьми. Даже если вы прекрасно сознаете преимущества сотрудничества и тщетность авторитарных методов воспитания, иногда бывает очень трудно не сорваться на командный тон и не проявить властных наклонностей.
Во-первых, дети в определенном возрасте начинают включать свою самостоятельность. Многие слышали, какие сцены устраивают «ужасные двухлетки». К упрямству склонны и дети четырех с половиной лет. Далее идут дети шести, восьми, тринадцати и семнадцати лет — тоже серьезные испытания для терпения родителей.
На этих опасных рубежах схватка за первенство может нежданно-негаданно вспыхнуть из-за любого пустяка. При том что ребенок-интроверт выглядит паинькой, он все равно любит, чтобы все было по его хотению. Он слышит недоступный окружающим ритм, отбиваемый старым упрямым барабанщиком, и марширует в такт. Ребенок внешне проявляет особенное упорство, если внутри чувствует беспомощность, подавленность, гнев или страх.
Но в борьбе участвуют двое, и вы, как родитель, не имеете права заглатывать брошенную вам наживку. Даже если вы и не чувствуете себя таковым, то все равно воздержитесь от борьбы. Перестаньте спорить. Если бой все же завязался, то это значит, что вы не признаёте права собственного ребенка на чувства и свою точку зрения.
Отступите и сделайте глубокий вдох. Подумайте: «Почему же мы зашли в тупик? Сделайте еще один глубокий вдох и посмотрите на все происходящее со стороны. Спросите себя: «Чего я к нему цепляюсь?
Подумайте о том, что вы будете делать, а не о том, что вы хотите заставить сделать ребенка. Не злись, завтра после обеда будет новый десерт! В результате я раздражаюсь, а ты опаздываешь в школу и расстраиваешься». Давай посмотрим, как нам быть».
Если ребенок затрудняется что-то предложить, то придите ему на помощь и сами выскажите несколько идей: накануне выбрать одежду и сложить ее на стуле, заранее приготовить школьный завтрак, не включать утром телевизор.
Иногда мне кажется, что Габи не совсем здорова, подавлена; или, может быть, у нее что-то более серьезное — например, аутизм. Мне хочется, чтобы она была со мной откровеннее». Родители-экстраверты буквально из кожи вон лезут, стараясь сделать своего маленького интроверта более активным.
Но они только даром теряют время. Между прочим, ребенок-интроверт тоже может поставить своих родителей-экстравертов на грань нервного истощения. Родители считают, что черепашья медлительность ребенка мешает ему все делать вовремя. Он действует им на нервы своей дотошностью и бесконечными «почему», «зачем» и «как».
Дети-«внутренники» с завидным упрямством ищут ответы на вопросы, о которых родители-«наружники» просто никогда не задумываются, так как не склонны к рефлексии и не любят утруждать себя поисками ответов. Кроме того, на многие темы им говорить неловко. Поведение детей-интровертов часто пугает или раздражает родителей-экстравертов: «Какая разница, ему не надо этого знать», «Почему она не может быть такой, как все? В своем стремлении переделать массу дел родители-экстраверты не находят времени для разговоров с детьми.
Ребенок-интроверт: как помочь ему адаптироваться в школе
Если ребенка-интроверта что-то беспокоит, родители могут об этом и не узнать, потому что он им просто не расскажет. Не все знают о том, по каким признакам можно вычислить ребенка-интроверта. Многие дети-интроверты обладают развитым воображением и богатым внутренним миром, который для них является живым и реальным. Очень многим интровертам не свойственна чувствительность высокореактивных детей; кроме того, некоторые дети с высоким уровнем реактивности становятся экстравертами. Как родители могут помочь ребенку-интроверту адаптироваться к жизни в социуме, рассказывает бизнес-тренер по коммуникации и ораторскому мастерству Гульнара Ибракова.
Что нужно помнить, если ваш ребенок – интроверт
- Внимание, в классе интроверт! Советы школьного психолога
- Как воспитывать ребенка-интроверта: подсказки для родителей малышей | MedAboutMe
- Богатая внутренняя жизнь
- Ваш ребенок интроверт? - статья сайта о детях
- Ребенок-интроверт. О чем нужно помнить родителям - Воспитание и психология
- Ребенок-интроверт: как распознать, признаки, как воспитывать