Философа Иммануила Канта нельзя всерьез называть «русским трофеем», при этом власти Германии не следуют его идеям. В экспозиции были представлены иллюстрации художника-этнографа Ольги Дмитриевой (Калининград) из графической новеллы «Жизнь и суждения философа Иммануила Канта». Канцлер Германии Олаф Шольц заявил о том, что Россия любой ценой стремится присвоить себе немецкого философа Иммануила Канта и его работы.
Наследие философа Канта предложили пересмотреть
Все самое интересное и актуальное по теме "Кант Иммануил". Фигура философа Иммануила Канта в воссозданной Валленродтской библиотеке в Кафедральном соборе. Канцлер Германии Олаф Шольц заявил о том, что Россия любой ценой стремится присвоить себе немецкого философа Иммануила Канта и его работы.
Зачем нам сегодня Кант
Немецкий философ Иммануил Кант стал русским трофеем, как и все остальное, что можно увидеть в Калининградской области. Ученые БФУ создали виртуальную вселенную Иммануила Канта — можно будет пройтись по любимым маршрутам философа в Кенигсберге XVIII века, встретить его самого, историка. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что уверен в том, что немецкий философ XVIII века Иммануил Кант «имеет прямое отношение» к конфликту на Украине: Кант. Все самое интересное и актуальное по теме "Кант Иммануил". Иммануил Кант принял российское подданство в январе 1758 года и, по легенде, до конца своих дней так от него и не отрекся. С анимированным портретом 44-летнего Канта кисти Иоганна Готлиба Беккера теперь старается пообщаться почти каждый экскурсант Кафедрального собора.
Философ о вине Канта в начале СВО: «Говорить об этом смешно»
Калининград, наверное, не было ни одного более знаменитого человека, чем философ Кант, прославившего свой родной город на весь мир. Внешняя жизнь Канта текла размеренно и однообразно. Но этого не скажешь о жизни внутренней, о жизни его духа. Здесь происходили удивительные свершения. Мысль жила напряженно и порой драматически. Мало кто знает, каким Кант был в повседневной жизни и как именно постигал он глубинные философские смыслы.
Вниманию читателей в рамках акции была предложена книжная выставка, рассказывающая о судьбе философа.
Гёте, Франк-фурт-на-Майне рассмотрел возможности применения прагматической рациональности Канта для описания публичной сферы, тем самым продолжив линию защиты кантовско-го «старого» Просвещения. Прагматическая рациональность, связанная с теоретической и практической рациональностью, но не исчерпываемая ими, имеет отчетливый социальный характер в антропологии Канта и прокладывает мостик к его политической философии. Недооцененная ранее, прагматическая рациональность в приложении к публичной сфере может иметь ряд преимуществ: например, выступать связующим звеном между разными слоями кантовской философии, позволяя нам понимать особенности трансформаций социальных принципов поведения и адаптировать некоторые кантовские понятия например, «гражданин мира», «космополитизм» и др. При обсуждении доклада Р. Апресян задал вопрос о том, каким образом и в каком смысле прагматическая рациональность может быть принципом социального взаимодействия в публичной сфере. Жаворонков подчеркнул, что принципы взаимодействия в социальной сфере динамичны, а кантовская антропология позволяет адаптировать различные элементы кантовской этики и политической философии к нуждам социальных наук и к социальной практике. Отвечая на вопрос А. Зильбера о взаимосвязи знания о мире как прагматического и одной из максим самостоятельного мышления мысля, ставить себя на место всякого другого как публичного, А. Leonid Yu.
Zagirnyak to stress their importance for the "new Enlightenment": according to Kant and Hessen, the teacher should not "pressure" his pupils didactically, but should above all foster a free individual who is aware of himself and understands his freedom as freedom of creative endeavour. Alexey G. In the discussion R. Apressyan asked how and in what sense pragmatic rationality can be a principle of social interaction in the public domain. Asked by Andery Zilber about the interconnection be- ной стороны, чтобы более эффективно получать знания о мире, необходимо уже уметь ставить себя на место другого, а с другой — приобретение знаний о мире помогает лучше ставить себя на место другого. Он также предложил рассматривать кантовскую антропологию как осведомленную относительно остального корпуса кантовской философии. Лусиана Мартинез Университет Буэнос-Айреса, Аргентина в своем выступлении обратилась к анализу различия между мнением, верованием и знанием в теоретической философии Канта. Знание — такая информация, которая субъективно и объективно обоснована и достигается процедурой убеждения. Мартинез показывает, что, вопреки заявлению Римского клуба, мы не обладаем знанием о будущем, а для того чтобы принимать решения и действовать, важно не путать уговаривание с убеждением. Поэтому следует не терять из виду предмет размышления, а также всегда быть частью сообщества, в котором обсуждаются и пересматриваются основания наших суждений, чтобы обеспечить пространство обдумывания для всех участников глобальных перемен.
Чалый предложил обратиться к проблеме Геттиера и задуматься над вопросом, попадает ли Кант в ловушку, если считает знанием объективно достаточные убеждения. По мнению Л. Мартинез, Кант уходит от этой проблемы, различая то, что мы считаем истиной субъективно, и то, о чем мы имеем объективное знание, что оно истинно. По его мнению, авторы Доклада, говоря о необходимости преодоления «старого» Просве- tween knowledge of the world as pragmatic and one of the maxims of independent thinking putting oneself in the place of the other as public, A. Knowledge is information grounded subjectively and objectively and achieved through the process of conviction. Martinez showed that, contrary to the statement of the Club of Rome, we do not possess knowledge of the future and, in order to make decisions and act, it is important not to confuse persuasion with conviction. Therefore one should never lose sight of the object of reflection and always be part of the community in which the foundations of our judgments are discussed and revised to provide space for reflection for all the participants in global change. Chaly, recalling the Gettier problem, raised the question whether Kant might fall into a trap if he considered objectively sufficient convictions to be knowledge. Martinez replied that Kant sidesteps this problem, distinguishing what we consider to be true subjectively and that of which we have objective knowledge that it is true. Свой доклад О.
Зензен построил как разбор каждой из этих идей с кантовских позиций. Говоря о рационализме, Римский клуб имеет в виду отмену разумом традиций и ценностей. Разум в философии Канта, действительно занимает главенствующую роль, но не абсолютную. Разум человека не может охватить весь мир, он не может познать некоторые идеи, например Бога, свободы и души. Он не призывает нас к отказу от ценностей, но предостерегает от попадания в рабство к обычаю, призывает нас мыслить самостоятельно, последовательно и в сотрудничестве с другими. Отвечая на обвинения Канта в индивидуализме, О. Зензен отметил социальный характер философии Канта, а именно его учение о всеобщих целях, согласно которому моральное действие предполагает благо для всех. Поэтому кантов-ская автономия вовсе не означает полного индивидуализма. Относительно третьего обвинения в адрес Канта, будто бы в его философии отсутствует баланс между разумом и чувственностью, О. Зензен указал, что Кант, подчеркивая важность чистого разума, в своей теоретической и практической философии не умалял роли чувственности.
Без чувственности нам не был бы дан ни один предмет, а без рассудка ни один предмет не мог бы мыслиться В 75. В области практической философии Кант также соблюдает баланс, разрабатывая антропологию как эмпирическое знание человеческой природы, необходимое для конкретного применения моральных принципов. Канта, Калининград , отправляясь от идеи баланса, изложенной в Докладе, сосредоточился на проблеме баланса между краткосрочной и долгосрочной перспективой, между скоростью и стабильностью, между развитием и справедливостью в кантов-ской философии. Sensen structured his presentation by unpicking each of these ideas in the light of the Kantian position. Speaking about rationalism, the Club of Rome refers to reason cancelling traditions and values. Human reason cannot embrace the whole world, it is unable to grasp some ideas, e. God, freedom and the soul. He does not call on us to renounce values, but warns us against becoming slaves of custom and urges us to think independently, consistently and in cooperation with others. Responding to the accusation of individualism in Kant, O. Concerning the third charge against Kant, i.
Sensen pointed out that Kant, while stressing the importance of pure reason, in his theoretical and practical philosophy did not belittle the role of sensibility. Without sensibility not a single object would be given us, and without understanding no object could be thought KrV, B 75. Likewise, Kant keeps a balance in the field of practical philosophy by developing anthropology as empirical knowledge of human nature, necessary for applying moral principles in practice. Представление о политическом идеале как базовом принципе права служит регулятивной идеей, которая требует постепенных улучшений и подталкивает к поиску баланса между краткосрочной и долгосрочной перспективой, а стабильность воспроизводства является условием для стабильности постепенного развития. Для Канта важен баланс между областью нравственных принципов и областью утилитарных целей, однако принципы должны определять приоритетные цели и средства, а не наоборот. Зильбер указал, что в философии Канта обнаруживаются инструменты, которые могут оказать влияние на принимающих решения и проводящих реформы, — это публичность, стихийность которой сегодня отчасти превратила ее в средство манипуляций, и временность, или незавершенность правовых установлений. Последняя сочетает соблюдение справедливости и определенной скорости развития. Как заметил в обсуждении С. Гради-ровский, из логики доклада следует, что сам Кант создал искомый Вайцзеккером и Вийк-маном концептуальный философский аппарат, и поэтому необходимо вернуться к Канту. Зильбер подтвердил и напомнил, что калининградский кантовед Л.
Калинников см. Апресян заметил, что докладчик делает Канта актуальным диспутантом по поводу современных проблем, но возникает вопрос, при каких методологических условиях можно рассматривать его в таком качестве. The notion of the political ideal as the basic principle of law is a regulatory idea which calls for gradual improvement and prompts the need to seek a balance between short-term and long-term perspectives, while stability of reproduction is the condition of stability of gradual development. For Kant the important thing is the balance between the realm of moral principles and the realm of utilitarian goals, with the principles determining the priority ends and means, and not vice versa. The latter combines compliance with justice and a certain speed of development. In the discussion, S. This would dictate a return to Kant. Zilber confirmed this and recalled that Leonard Kalinnikov, a Kaliningrad Kant scholar see Chaly, et al.
В принципе, конечно, Запад в том виде, в котором он существует, далек и от Канта, и от идеалов многих других философов. Кант говорил о вечном мире, он надеялся на возникновение общей мировой федерации, в которой страны находились бы в мирных отношениях.
Он добивался такого «вечного мира». Увидеть в нем и идеолога войны, конечно, можно, но его можно увидеть и в Аристотеле, в Фоме Аквинском, в ком угодно. Вообще, лучше бы конечно отделять философию от политики. Сами философы делать это не могут, но что касается деятельности административно-политических деятелей, то мне кажется, губернатору Калининграда стоит воспринимать Канта как мост взаимоотношений с другими цивилизациями, которые могут существовать в рамках «вечного мира», а не в рамках «вечной войны».
Особый упор стоит сделать на конкретно научную часть конгресса. Ведь он объединяет усилия специалистов в деле разработки неустаревающей кантовской философии. Она невероятно многогранна. В стенах БФУ прозвучало несколько сотен докладов. Все дни работали 19 тематических секций, где проходили круглые столы и пленарные заседания. Приведу пример тем, о которых говорили теоретики.
Это «Кантовская философия права и её влияние на современные правовые теории и практики», «Кант и кантианство в России: история, дискуссии, влияние» и «XXI век в свете кантовских идей». Правда, он говорил о божественном разуме — не потому, что Бог нас создал, и поэтому мы его не поймём. Просто там совсем другие принципы организации мышления. Просто как пример говорю, как актуально рассматривать Канта.
Наследие философа Канта предложили пересмотреть
Вероятно, настоящий Кенигсбергский философ Иммануил Кант отнесся бы к такой перспективе с ужасом. Хозяину площадки – ректору БФУ, философу Александру Федорову вице-премьер Чернышенко адресовал вопрос о том, как Кант ответил бы бизнесмену Илону Маску, который говорил о том. Активируй промокод TUBE30 на 30 дней бесплатного доступа: наш курс-саммари «Вся история философии» фоном и всего за 300 рублей. 22 апреля был День рождения философа Иммануила Канта.
В Калининграде напомнили Шольцу, что Кант умер российским подданным
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года. России великий философ не чужд: он жил и умер на территории нынешнего Калининграда. А в 1758 году, когда Восточная Пруссия во время Семилетней войны была занята русскими войсками, он написал всеподданнейшее письмо в Петербург императрице Елизавете Петровне — прося о вакантном месте профессора в местном университете.
Но этого не скажешь о жизни внутренней, о жизни его духа. Здесь происходили удивительные свершения. Мысль жила напряженно и порой драматически.
Мало кто знает, каким Кант был в повседневной жизни и как именно постигал он глубинные философские смыслы. Вниманию читателей в рамках акции была предложена книжная выставка, рассказывающая о судьбе философа. В книге «Кант» серии "Мыслители прошлого", написанной профессором, доктором философских наук И. Нарским дан краткий биографический очерк жизни философа, подробно освещено его мировоззрение.
Большую благодарность студентами, волонтерам и переводчикам высказал почетный профессор философии Университета свободного государства ЮАР Оливьер Берт. Канта Нину Дмитриеву. Директор Института философии Санкт-Петербургского университета Никита Кузнецов добавил, что теперь, когда он будет видеть на книжных полках произведения Канта, то будет воспринимать их не только как обыденность, но будет вспомнить восхищенную атмосферу дней Кантовского конгресса. Александр Федоров, ректор БФУ им. Канта: Спасибо всем, кто приехал — российским ученым и зарубежным гостям, благодаря кому это большое событие состоялось. Четыре дня мы провели в диалоге, дискуссиях.
Канцлер Германии Олаф Шольц ранее высказал мнение, что у президента РФ Владимира Путина «нет ни малейших оснований ссылаться на Канта», поскольку позиция России по Украине идет вразрез с представлениями философа о мире. Он также пожаловался, что российские власти стремятся «присвоить Канта и его работы». Шольц запретил Путину цитировать Канта «Что касается войны и мира, тут есть много разных аспектов, в частности, и не в пользу Канта, потому что идеал вечного мира на самом деле приводил к идее вечной войны.
Есть даже такое выражение "вечная война за вечный мир". Кант был максималист в этом смысле. Он считал, что если не созданы условия для вечного мира, бессмысленно заключать какие-то промежуточные мирные договоренности, а нужно заранее устранить все источники возможной войны.