Штирлиц, как тень в сказке Андерсена, внедрился в жизнь артиста. Семенов был не против, чтобы Штирлица сыграл актер Арчил Гомиашвили, который в то время ухаживал за Лиозновой, у них как раз разгорался любовный роман.
95 лет назад родился легендарный Штирлиц из фильма «Семнадцать мгновений весны» Вячеслав Тихонов.
У актера было немало прекрасных ролей, но для миллионов телезрителей он навсегда остался в первую очередь Штирлицем. Мы решили составить фото-список того, что стало с актерами и актрисами сериала «17 мгновений весны» (1973): тогда и сейчас. По замыслу Лиозновой, от Филоненко Исаев-Штирлиц перенял манеру двигаться, носить берет Михаил Иванович много работал с Тихоновым в то время, когда актер вживался в роль. Роль молодого Штирлица исполняет актер Даниил Страхов, снявшийся недавно в картине Владимира Наумова «Джоконда на асфальте». Режиссер: Татьяна Лиознова, Зиновий Гензер. В ролях: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Екатерина Градова и др. Ушел из жизни сыгравший в военной драме «Семнадцать мгновений весны» актер Константин Желдин.
Кто сыграл Штирлица в кино?
Именно роль Штирлица полностью раскрыла актёрский потенциал, дар Вячеслава Тихонова – эта работа мгновенно закрепила его имя в списке самых любимых и популярных актёров СССР. В интервью «Российской газете» актер рассказал о съемках и своем отношении к этому словам Желдина, бутылка, которую актер Вячеслав Тихонов (Штирлиц). На протяжении 16 серий молодой чекист Всеволод Владимиров сначала становится Максимом Исаевым, а потом тем самым Отто Фон Штирлицем. Для Вячеслава Тихонова такой работой стала роль Штирлица в 12-серийной картине «Семнадцать мгновений весны».
Актер Лаврентий Масоха умер из-за скандала во время съемок фильма «Семнадцать мгновений весны»
Образ Штирлица был создан Тихоновым настолько достоверно, что в реальность его существования поверили не только миллионы зрителей, но и сам Леонид Брежнев. Биография советского актера Вячеслава Тихонова: личная жизнь, развод с женой Нонной Мордюковой, воспитание дочери, рождение внуков. Так что руки Штирлица, раскладывавшего спичечные фигуры, принадлежат другому человеку — художнику-постановщику и актеру Феликсу Ростоцкому.
Штирлиц в 1947 году возвращается в СССР
Он принимает решение… Что стало с героем Кадр: 17 мгновений весны» Как же на самом деле закончил Штирлиц? В финале разведчик понимает, что должен продолжать свою работу — и возвращается в Берлин. Перед этим следует трагическая сцена, в которой Штирлиц сидит на обочине, наблюдает за парящими в небе свободными птицами и думает о том, повернуть ли ему назад или бросить все и вернуться к жене. Однажды Татьяна Лиознова раскрыла судьбу героя. В архивном интервью она отмечала, что впереди Штирлица ждало не лучшее будущее.
Зато на экранах зрители увидят Шелленберга в исполнении Алексея Филимонова, сыгравшего главную роль в сериале "Вертинский". А настоящих людей играть ещё интереснее. Хочется приблизиться к нему, понять, почему он так действовал, какие у него были мотивы и основания, — рассказывает Алексей Филимонов. Неточностей будет гораздо меньше Авторы "Берлинской жары" обстоятельно подошли к делу, и им удалось детально воссоздать Германию того времени. Военно-исторический консультант Юрий Маслак объясняет, что неточностей в "Мгновениях" было хоть отбавляй. Дело в том, что в советские времена было мало информации — и добывать её приходилось "со скрипом". В новом сериале все ляпы исправили. Они чётко привязаны к рынку, который был на тот период времени в Берлине. Это абсолютно точно.
И, наверное, впечатления от подобных встреч не прошли бесследно... Сцена в кафе, где Штирлиц-Исаев встречался с женой, навеяна как раз такого рода воспоминаниями. Сцена эта, кстати, имела продолжение. Помните, в конце фильма Исаев долго и мучительно пишет записку жене. И тут же рвет ее. Интересно узнать мнение режиссера о некоторых логических нестыковках, которые можно при желании обнаружить в фильме. Одна из них относится к событиям, показанным в третьей серии: Штирлиц, игнорируя правила работы разведчика, сперва отправляется на квартиру, где живут его радисты, а потом везет Эрвина на машине в лес, чтобы оттуда передать радиограмму в Центр. Данные эпизоды позаимствованы из романа, и на бумаге, по мнению Татьяны Михайловны, из-за «особенностей жанра» подобные поступки советского резидента не выглядели сомнительными. Однако на экране парадоксальность ситуации стала куда очевиднее. Лиознова: «С этим сюжетным ходом нам пришлось туго.
Решили прибегнуть к закадровому тексту, поясняющему, что Штирлиц пошел на риск только в силу чрезвычайных обстоятельств. Но это, конечно, полумера, не прибавившая достоверности самой ситуации…». Среди сохранившихся старых вырезок удалось отыскать интервью, где Татьяна Михайловна очень оригинально ответила на вопрос о своем отношении к появившимся многочисленным анекдотам про Штирлица: «Анекдоты о нем — подтверждение его высокого рейтинга у народа. Много вы анекдотов слышали о Джеймсе Бонде? То-то и оно…». В другой раз она поделилась анекдотом из жизни — случаем, произошедшим во время знакомства советского генсека с отснятыми недавно «Мгновениями…». На вопрос, правда ли, что Брежнев смотрел каждую серию и плакал, Лиознова ответила: «Может показаться неправдоподобным, но он реагировал на фильм как ребенок. Однажды, расчувствовавшись, достал из домашней аптечки вместо сердечных капель слабительное и выпил. Мне рассказывал об этом председатель Гостелерадио Лапин. Леонид Ильич мог, пропустив стаканчик, поинтересоваться у Кати Градовой исполнительницы роли радистки Кэт.
Премьеру «Мгновений…» хотели приурочить к очередной годовщине Победы: первое появление Штирлица на голубых экранах должно было состояться 8—9 мая 1973-го. Такой подарок к празднику даже анонсировали по радио. Однако потом в Кремле спохватились: ведь в конце того же мая генсеку КПСС предстоит важнейший визит в Федеративную Республику Германии, во время которого должны быть подтверждены на высшем уровне долгосрочные договоренности о поставках нашего газа в обмен на импорт крайне необходимого СССР германского оборудования. А вдруг «капиталистические немцы» увидят в телетрансляции нового сериала намек на приравнивание ФРГ к нацистской Германии, обидятся и не захотят подписывать контракты? В такой ситуации сочли за лучшее премьеру отложить. Ее сдвинули на июнь, потом на июль… Наконец «сверху» было дано «добро» на демонстрацию фильма в августе. Дольше тянуть с показом фильма, информация о завершении съемок которого уже довольно широко разошлась, в том числе и по зарубежным странам, посчитали, видимо, неудобным. Это могло скомпрометировать «выдающиеся достижения СССР в области кинематографии». Мариам Быховская. Фото: Геннадий Черкасов Немцы подвели Некоторые заэкранные секреты создания легендарного фильма автору этих строк довелось узнать в свое время, оказавшись в гостях у Мариам Быховской — подруги и ближайшей соратницы Татьяны Михайловны.
В «Мгновениях…» она была художником по костюмам. На мою долю тоже выпал колоссальный объем работы. Лиознова хотела максимальной достоверности, это ее требование относилось к костюмам главных и второстепенных действующих лиц, даже массовки. Чтобы не сфальшивить в своих эскизах, я заказывала в методическом кабинете на киностудии подборки альбомов и фотографий, просмотрела немало старых документальных фильмов… Даже отправилась на киностудию в ГДР, и там мне демонстрировали сохранившуюся в костюмерном цехе одежду тех лет, форму в подлинном виде... Кроме того, фильм «опекал» председатель КГБ Андропов, чье ведомство выделило специального консультанта, очень засекреченного. Настоящую фамилию его никто из нас не знал, а в титрах он указан как Х. Ходили слухи, что во время войны он был советским разведчиком и служил в каком-то из подразделений СС. Меня предупредили, что этот человек досконально знает все тонкости, касающиеся военной формы офицеров Третьего рейха. Он подсказывал мне, например, какой именно мундир или, наоборот, гражданский костюм должен быть на Штирлице в той или иной ситуации: в Управлении РСХА, на встрече с Шелленбергом, в поездке на швейцарскую границу... Лиознова ввела жесткое правило: пока консультант не утвердит очередной изготовленный мундир, артист надевать его, чтобы появиться в кадре, не имеет права.
Увы, впоследствии обнаружилось, что таинственный товарищ не был столь уж великим знатоком в данной области. Ветеран «органов» допустил серьезную ошибку, одобрив черную эсэсовскую форму для Штирлица и его коллег по РСХА. Дотошные историки выяснили: на самом деле офицеры СС в ту пору носили кители светло-серого цвета. Такой мундир на Штирлице можно увидеть, но лишь в единственном эпизоде — когда он приходит в приемную Гиммлера. У Мариам Быховской сохранились несколько подготовленных ею эскизов костюмов для героев будущего сериала. Это арестантский костюм пастора Шлага… А вот эскиз форменного пальто Штирлица…» Увиденная картинка корреспондента «МК» озадачила: — Этот мужчина — Штирлиц? Совсем не похож... По словам Быховской, для нее подготовительный этап перед началом съемок фильма растянулся на два месяца. При поддержке руководства КГБ во главе с Андроповым удалось договориться с соответствующими министерствами. В результате одна из ткацких фабрик по нашему заказу наладила производство тканей, аналогичных тем, что выпускали немцы во время Второй мировой.
Что мне, чтобы выиграть свою битву, нужно скрывать, что я Исаев. Скрывать то, во что я верую, что люблю» Андрей Мерзликин Актер Актер отметил, что после того, как он признался, что он верующий, ему перестали предлагать сценарии определенные люди, будто он «совершил какой-то каминг-аут». Также он рассказал, как однажды сфотографировался со священником, но при публикации в глянцевом журнале его убрали с фото.
Почему Штирлица сыграл Вячеслав Тихонов
Однако сильные характеры помешали артистам провести друг с другом всю жизнь, и через пять лет Градова подала на развод, хотя Миронов до последнего пытался спасти семью. Ее избранником стал физик-ядерщик Игорь Тимофеев. Символично, что героиня Градовой в «17 мгновениях весны» спасла ребенка и планировала его усыновить, и в реальности актриса действительно взяла на воспитание малыша из детдома. Актриса преподавала в гимназии и занималась общественной деятельностью, но в последние годы сбавила обороты. Ну а 22 февраля 2021-го артистка скончалась от инсульта на 75-м году жизни. Понимающий и скромный священнослужитель оказался чуть ли не первым позитивным прообразом представителя духовенства в СССР. Татьяна Лиознова выделяла Плятта из плеяды актеров, отмечая, что тот играл лучше всех. Когда мы приехали после съемок в Москву, он звонил каждый день и спрашивал: «Хозяйка, ну когда начнем? Тосковал по работе», — рассказывала режиссер. В конце 80-х Ростислав Плятт ушел из кино в театр В дальнейшем Плятт сыграл еще в нескольких фильмах, последним из которых был «Визит к Минотавру», но в целом сосредоточился на деятельности в театре. Он занимался дубляжом, выступал на радио и участвовал в творческих вечерах.
Но, несмотря на занятость и успех, окружающие подмечали, что Ростислав Янович был очень одиноким человеком. Что-то в нем навсегда сломалось после смерти первой супруги от тяжелой болезни. Хотя актер женился второй раз, он так и не стал отцом, что мучило его до конца дней. Евгений Евстигнеев Герою Евгения Евстигнеева в сериале сопереживали зрители Актер был любимцем всей съемочной группы. Его обаяние и открытость импонировали коллегам, а персонаж Евстигнеева, профессор Плейшнер, вызывал у зрителей глубокое сочувствие. Роковая ошибка наивного героя стоила ему жизни, но профессор принял смерть с достоинством и смелостью. Отдельного внимания заслуживает знаменитая походка незадачливого шпиона, ставшая предметом спора Татьяны Лиозновой и второго режиссера Аллы Заболотской. А я была на площадке и видела, что это его личное изобретение. Евстигнеев тщательно работал над образом, вкладывал душу. Я разругалась с Лиозновой, которая присвоила находку артиста себе.
С тех пор мы с ней не разговариваем», — делилась Заболотская. Любимой ролью Евгения Евстигнеева стал профессор Преображенский Актер снимался в кино не столь часто, как хотелось, к тому же, долгое время режиссеры предлагали ему исключительно роли второго плана. Недаром артиста прозвали «королем эпизода». Сам Евстигнеев очень любил образ, исполненный им в «Собачьем сердце»: интеллигентного профессора Преображенского. С 70-х Евгений Александрович занялся преподаванием, что изменило не только его творческую, но и личную жизнь. Евстигнеев пережил развод с Галиной Волчек и смерть второй супруги Лилии Журкиной.
А через несколько дней этот артист умер. Вот как он переживал" - приводится воспоминание Броневого в книге "Олег Табаков. Либеральный русский театр". После такой реакции постановщицы Масоха отправился в ресторан и, чтобы справиться со своими эмоциями, заказал 50 грамм водки. Спустя некоторое время его наши мертвым. Посетители вызвали врача, однако было уже поздно.
Она — кубанская казачка, кровь с молоком, темпераментная, взрывная, властная, а Тихонов — тихий, застенчивый павловопосадский красивый мальчик, ещё не созревший для роли главы семьи, к тому же моложе жены на три года. Вернее, не жить, а мучиться — ни ему домой не хотелось, ни мне… Развивалась наша семейная жизнь коряво. Всегда в долгах как в шелках, еле перебивались от зарплаты до зарплаты… Наш брак был готов рассыпаться уже через год». Настоящая причина расставания так и осталась тайной за семью печатями, но, по выражению Вячеслава Васильевича, они с Мордюковой разошлись «как в море корабли в разные стороны». Встретились только однажды — на съёмках «Войны и мира». И больше ни разу в жизни так и не пообщались — даже в 1990 году на похоронах сына Владимира, продолжившего семейную актёрскую династию и трагически погибшего. Второй раз Вячеслав Тихонов женился в 1968 году — в сорокалетнем возрасте. Тамара Ивановна работала в объединении «Совэкспортфильм» переводчицей с французского языка, в тот момент была замужем, но перед обаянием Вячеслава Васильевича не устояла. В 1969 году у них родилась дочь Анна, впоследствии ставшая актрисой и кинопродюсером. Анна Тихонова рассказывала: «Знакомство папы и мамы было довольно романтичным. Они встретились на озвучивании фильма «Мужчина и женщина» Клода Лелуша. Папа озвучивал Жана Луи Трентиньяна, а мама работала переводчицей на этой картине. А потом… Знаете, как говорится, жизнь прожить — не поле перейти. И любовь была, и сложности. Вообще, папина личная жизнь — большая загадка! Он не был кондовым в советские времена и не стал распущенно-отвратительным в наши, «свободные». Отец был красив сам по себе. Прост, скромен… Ему не надо ничего «добавлять», и процесс внутреннего самосовершенствования в нём не прекращался до конца. Удивительная особенность отца заключалась в том, что он был абсолютно достоверен, естествен и правдив». И действительно, Вячеслав Тихонов — в каком-то смысле уникум: знаменитый актёр, красавец мужчина, что сегодня особенно стоит упомянуть в назидание — абсолютный гетеросексуал, при виде которого теряли голову даже всемирно известные красотки актрисы не говоря уж о партнёршах по нашим фильмам , не был ловеласом и донжуаном. За всю жизнь при изобилии легенд, сплетен о Тихонове-артисте — нет ни малейшего правдоподобного слушка о его романах и даже лёгоньком флирте на стороне. Кое-кто, конечно, мог запустить байку «о тайных отношениях» Тихонова со всесильным министром культуры СССР Екатериной Фурцевой, которая, как поговаривали, неровно к нему дышала, но опять же — он повода не дал. По отношению к женщинам Вячеслав Васильевич вёл себя безукоризненно порядочно: влюбился — женился. А потом — кремень и скала! Да что романы, к нему вообще никакая грязь и червоточина не липла — у Тихонова не было ни одного тайного порока типа дружбы с зелёным змием, на него недоброжелателями не было собрано ни миллиграмма компромата. Разумеется, у него были толпы поклонниц, он мешками получал письма с признаниями в любви, но, когда его называли «главным секс-символом СССР», терялся, краснел и не знал, как на это реагировать. Помню, совсем недавно народная артистка Татьяна Конюхова мне говорила: «А такого брильянта, как Вячеслав Васильевич Тихонов, сейчас даже близко нет. Изумительной красоты и нравственной чистоты человек. Он, даже когда состарился, оставался божественно красивым. Не курил, за всю жизнь никто его не видел пьяным. Анна Тихонова: «Так сложилась его кинематографическая судьба, что герои Тихонова сплошь благородные рыцари без страха и упрёка. Вы можете представить Штирлица или князя Болконского, которые бы жаловались на жизнь или рассказывали скабрезности о любимых женщинах? Он играл в кино идеальных героев и сам, может быть, помимо воли, не специально, старался быть на них похожим. Недаром до последних дней женщины писали ему восторженные письма, объяснялись в любви, рассказывали о своих житейских драмах. Наверное, они в нём видели то, чего не находили в жизни. Причём писали и папины ровесницы, и школьницы. Недавно пришло письмо от 16-летней девочки, которая влюбилась в папу после того, как посмотрела «Войну и мир». Я её письмо отцу читала вслух. Он был растроган детской искренностью. А чьи-то рассказы или воспоминания о том, что отец был в жизни сухим, неэмоциональным человеком, — выдумки. Эти люди отца плохо знали. Папа был остроумным, искромётным, ироничным человеком, он замечал красивых женщин и реагировал на них, как любой нормальный мужчина» Но был ли один из самых успешных и востребованных актёров счастлив в личном плане? Например, по мнению знаменитого певца Иосифа Кобзона, — нет. Оба мы были молоды и веселы. Собирались в гостиничном номере и просиживали ночи за разговорами: мечтали, смеялись… Он был очень скромным, красивым и застенчивым. Все влюблялись в него. Столько поклонниц всегда было, где бы он ни появился. Но внешность — не самое главное. Слава был очень душевно притягательным человеком… Но если посмотреть закулисную часть его жизни, то видно, что она была тяжёлой. Слава понимал, каким огромным успехом пользуется у женщин, но почему-то всегда был не очень счастлив в личной жизни. Не сложилось… Он вообще прожил очень нелёгкую жизнь и на самом деле сильно переживал всё это — и своё одиночество, и потерю сына, и свою невостребованность, которая началась в российские годы». По поводу тройки самых дорогих его сердцу ролей всё ясно — это Матвей Морозов, Исаев-Штирлиц и Андрей Болконский, но был ещё ряд картин, которые Вячеслав Васильевич выделял особо. Например, он очень любил номинировавшуюся в 1979 году на «Оскара» мелодраму «Белый Бим Чёрное ухо» — о человеческой жестокости и сострадании по отношению к братьям нашим меньшим. Там впервые на съёмочной площадке ему пришлось работать с собакой, причём они с английским сеттером по кличке Стёпа не только подружились на время, но и всерьёз привязались друг к другу. И зритель это сразу почувствовал — после сеанса люди выходили из кинотеатров, вытирая слёзы… Разумеется, Тихонов дорожил всеми фильмами, где он снялся у Станислава Ростоцкого. А ещё одной из последних своих работ — картиной Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы», где Михаил Ульянов, Олег Ефремов и он сыграли боевых друзей-фронтовиков, шокированных «реалиями новой России». Получилась своеобразная лебединая песня актёров целого поколения. Тихонов вообще любил играть военных — любая военная форма ему удивительно шла. Он переиграл их немало — особенно после встречи со знаменитой предсказательницей Вангой. Кстати, любопытная история! Однажды, после всесоюзного успеха «Мгновений…» они с Юлианом Семёновым и Татьяной Лиозновой ездили с творческими встречами по странам соцлагеря и, оказавшись в Болгарии, решили заехать к знаменитой предсказательнице. Первое, что рано утром увидели, подъехав к её дому, — огромное скопление машин и людей, которые прибыли из разных стран, чтобы попасть к Ванге и узнать своё будущее. Когда пришла моя очередь, нервы уже немножечко напряглись… Признаюсь, стало даже страшновато: а вдруг она что-то такое сейчас скажет, чего я знать ещё не должен, чего знать не хочу… Но пошёл всё-таки. Она посмотрела в мою сторону и сказала: «Твоя главная роль — военная. И играть тебе всё про войну дальше». Вот как она, слепая, это узнала? Она же никогда телевизор не смотрела и знать меня по «Мгновениям…» не могла… Но главное — всё сказанное ею сбылось. После этого девять лет я «воевал» в кинотрилогии «Фронт без флангов» — «Фронт за линией фронта» — «Фронт в тылу врага». И я не жалею об этом». Меня устраивало, что мои картины с удовольствием смотрят. Да, узнают на улице, но это лишь значит, что на данном этапе я выполнил свою миссию. И мне было радостно на душе. Писем было много, но ничего такого, что бы как-то мешало мне в жизни или отвлекало от любимой работы». Несмотря на то что почти все фильмы, в которых снялся Вячеслав Васильевич, были успешными и кассовыми, особых богатств актёр не нажил. Единственное, чем он обладал к концу 1990-х, — скромная недвижимость: квартира в районе станции метро «Кропоткинская» да двухэтажная дача из красного кирпича. Плюс президентская надбавка к пенсии. На вопрос о «банковских счетах» и «бриллиантах» актёр всегда реагировал живо и иронично: «Да какие бриллианты, боже мой?! Внуки мои — два бриллианта. И дочь — бриллиант! Я за них сейчас переживаю! Когда мы работали в кино, о деньгах не думали… Я богатый тем, что много людей смотрели, смотрят и, надеюсь, будут смотреть те небольшие картины, которые я сделал». После сыгранной им роли деда в 137-м выпуске «Ералаша» в 2000 году Вячеслав Васильевич на съёмочной площадке уже почти не появлялся. Интересных драматических ролей ему не предлагали, а играть различных мафиози или криминальных авторитетов он отказывался.
Внутренний мир героев Несмотря на то что этот фильм о войне и разведчиках, в нем мало батальных и остросюжетных сцен. Лиознова старалась заглянуть в душу своих героев, раскрыть их перед зрителями. Например, именно с этой целью были придуманы образы Габи и фрау Заурих. Уже во время съемок их дописала к сценарию сама Лиознова.
Названая дочь Лиозновой раскрыла имена прототипов Штирлица и радистки Кэт
Как же на самом деле закончил Штирлиц? — этот вопрос мучал далеко не одного зрителя. Как оказалось, во время съемок фильма были интересные лось, что руки актера Вячеслава Тихонова не подходили для роли Штирлица. В интервью «Российской газете» актер рассказал о съемках и своем отношении к этому словам Желдина, бутылка, которую актер Вячеслав Тихонов (Штирлиц).
Как скандал на съемках убил звезду "17 мгновений весны"
Штирлиц помолодеет в новом телесериале «Исаев» | Штирлиц стал одним из фундаментальных образов советской и российской массовой культуры. |
Печальная судьба Ефима Копеляна — великого артиста, голосом которого «думал» Штирлиц | Сегодня стало известно, что заслуженный артист РСФСР Константин Желдин скончался в Москве на 91-ом году жизни. |
«17 мгновений весны»: 4 актера, которые могли бы сыграть Штирлица вместо Вячеслава Тихонова
Историю жизни немецкого актёра рассказал один из членов съёмочной группы Татьяны Лиозновой. Образ Штирлица был создан Тихоновым настолько достоверно, что в реальность его существования поверили не только миллионы зрителей, но и сам Леонид Брежнев. Актеры, режиссер, продюсеры и другие участники съемочной группы. 41-летний актер приехал в Москву без жены Елизаветы Боярской. Максим Матвеев удивил публику изменившимся имиджем – он отпустил бороду и усы.