Нужно признать, что эти другие дисциплины имеют привычку обращать к истории литературы неудобные для нее вопросы.
Зачем людям литература - фото сборник
Вот зачем надо читать книги. Зачем нужна нам всем литература? Тогда зачем действительно это нужно? Нет времени на формирование начитанности, когда нужно освоить столько новых навыков, заработать как можно больше денег, а ещё сформировать правильные привычки, не выгореть, завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей.
Зачем нужна литература?
10 причин, почему вам стоит читать художественную литературу | Если это так, то зачем читать современные романы, особенно если мы можем купить огромное количество классических произведений по бросовым ценам или скачать их в интернете совершенно бесплатно? |
Зачем людям литература | Если это так, то зачем читать современные романы, особенно если мы можем купить огромное количество классических произведений по бросовым ценам или скачать их в интернете совершенно бесплатно? |
Что дает художественная литература
Информационные технологии "убивают" тягу к чтению, такая потребность в современном мире почти утрачена. Образ жизни настоящей молодежи никак не связан с литературой. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку" [4],- сказал как-то Луи Жан Жозеф Блан, в чем был абсолютно прав. В заключение хотелось бы отметить, что влияние классической литературы на образ жизни современного человека исключительно избирательное. Тот, кто в свое время почерпнул знания из книг, его жизнь проходит на этой основе. В основном, такой человек является «белой вороной» в обществе, особенно в настоящее время, находит недопонимание и зачастую враждебное отношение к себе. И в противовес этому существует большая серая масса людей, которая от своей общей необразованности и неначитанности чувствует комфорт в современном мире. На них классическая литература не влияет никак, потому что они сами этого не хотят, а то и вовсе не считают нужным. Ведь чтение подобных произведений не развлечение, не отдых, а напряженный духовный труд, требующий постоянной внутренней работы над собой. Классика зовет человека вперед, она его тревожит, раздражает, делая явными его тайные грехи и несовершенства [3]. Но нельзя забывать, что "литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым" [4] , - как справедливо отмечал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Афоризмы и высказывания писателей, философов, поэтов. Зачем нужна классическая литература. Лебедев, Ю. Литература: учебник 10 класс. О литературе.
Постараемся кратко представить некоторые функции. Литература осмысливает конкретно взятые пространство и время целокупно с менталитетом народа или менталитетом определенного социума; тем самым литература способствует тому, что люди осознают собственные потребности, выверяют свои интересы. Так, например, «Белая Гвардия» Михаила Булгакова и «Как закаклялась сталь» Николая Островского с разных точек зрения показывают нам послереволюционную Россию; мы никогда не поймём сердцем всех противоречий грандиозной эпохи в истории Отчизны, изучая историю только по строкам учебников и исключив вклад литературы.
Напротив: встречая произведение литературы, где познавательная функция не выполняется, мы должны посмотреть: поставлены ли автором какие-либо иные задачи? Может быть, это произведение выдающегося стилиста, где знаковые задачи довлеют над содержанием попробуйте оценить с точки зрения познавательности некоторые стихотворения Велимира Хлебникова, сильного математика, подходящего к литературным опытам зачастую как к художественным и математическим экспериментам! Или это произведение гуманистической направленности как, например, «Приключения майора Звягина» Михаила Веллера — замечательная книга для молодежи, способная воодушевлять и воспитывать, - но слишком смело было бы рекомендовать её в качестве познавательной! Здесь мы процитируем слова, сказанные профессором, доктором философских наук Л. Немировской относительно трансляционной функции культуры. Мы полагаем, что выдержка из учебного пособия Л. Немировской «Культурология» удачно иллюстрирует также информативную функцию литературы: «Информативная функция позволяет людям осуществлять обмен знаниями, навыками. Хорошо сказал по этому поводу Бернард Шоу: «Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то у каждого остаётся по яблоку.
Но если у каждого из нас по одной идее, и мы передаём их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно — обладателем двух идей». Таким образом, становится понятно, что информативная функция литературы «работает» с «социальной генетической наследственностью» человечества; наиболее насыщены ею древние предания, легенды, былины, сказания… В самом деле, ничего «познавательного» для нас в сказах о Змее-Горыныче или о Бабе-Яге нет, настолько ничтожна вероятность для человека разумного встречи с ними. Одновременно сказы эти несут в себе колоссальную «генетическую социальную» нагрузку, работают на механизм социальной идентификации. Снова приведем два примера: назовем произведение литературы, где информационная функция проявляет себя мощно, и назовем такое произведение, где именно она чрезвычайно слаба. В качестве первого примера можно привести многие драмы А. Так, в широко известных «Грозе», «Бесприданнице», так же, как и в сказке драматурга «Снегурочка», представлены архетипические модели поведения; эти произведения играют роль «учебников жизни» - так же, как большинство произведений древнерусской литературы - тем, что подспудно, самим развитием сюжета, дают нам важную информацию о социуме и возможном воплощении судьбы в нём.
Также для художественной литературы характерно наличие монологов и диалогов между персонажами, что недопустимо во всех остальных видах литературы исключение составляет интервью в публицистическом стиле. Композиционные приемы также характеризуют только художественную литературу. Композиция художественной произведения может быть: линейной, последовательной, кольцевой, зеркальной и многие другие виды. Также в художественной литературе существует вид композиции, когда предусматривается разбиение текста на не связанные между собой части М. Лермонтов «Герой нашего времени». Характеристики героев, их внешности, костюмов. Это отличает художественную литературу, поскольку только в ней значение имеет, как и во что был одет герой. Иногда это может нести и смысловую нагрузку М. Булгаков «Мастер и Маргарита».
В данном стихотворении я тщательно подбирал нужные слова, подчёркивал словесные оттенки для того, чтобы понять и сформулировать, в первую очередь для себя как для автора, не просто общие или даже общеизвестные принципы, суждения, а отобразить важные нюансы — умереннее, тоньше, точнее… Зачем нужна нам всем литература? Вот мой ответ: не для космических идей. Не для Её Высочества Культуры. А чтобы делать из людей — Людей!..
Зачем читать художественную литературу: 5 очень субъективных причин
А также обсудят книжные рейтинги и поговорят о том, почему в Татарстане регулярная книжная рубрика есть только в «Реальном времени». Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор telegram-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».
Гораздо больше цена зависит от жадности продавцов и накруток сетей распространения. Цену определяет рынок, и пока есть спрос, книги будут продавать массово, а значит, по приемлемым ценам. Интернет с его возможностями по добыванию электронных книг - слишком серьезный конкурент, чтобы позволить цене бумажной книги улететь в облака. Бумажный экземпляр будет стоить не очень больших денег, а когда экономика типографского дела не позволит при таких ценниках держать производство на плаву, оно почти единомоментно и повсеместно разорится и закроется.
Интерес к чтению, на мой взгляд, сохраняется. Потребление букв как минимум не падает. Мы читаем бумажные книги, электронные книги, слушаем аудиокниги. В таком случае правильней говорить о диверсификации форматов, а не об утрате интереса к литературе? Максим Мошков: Не соглашусь.
Делить приходится не чтение как таковое, а активное время, посвященное развлечению. И оно распределяется между фильмами, сериалами, телепередачами, компьютерными играми, просмотром видеороликов в интернете, музыкой, общением с друзьями, спортом, выпивкой и наконец-то чтением. А уже непосредственно чтение дробится на новости, телеграм-каналы, соцсети, личную переписку в мессенджерах и еще раз наконец-то чтение литературы. Вот и прикидываем, какая доля от какой доли этого времени достается художественной литературе, продолжая съеживаться, как шагреневая кожа, с каждым годом. Соцсети, видеоигры, стриминговые сервисы, telegram-каналы - они действительно составляют конкуренцию литературе?
Мне-то кажется,что у них своя ниша, а у книголюбов своя. Максим Мошков: Они все "дербанят" один ограниченный ресурс - время человеческого внимания. Ниши разные, а время на всех одно. И конкуренция бешеная. Меня даже удивляет, насколько крепка все же любовь к чтению, что держится на заметном статистическом уровне на фоне всех этих времяпожирающих захватывающих альтернатив.
Раздавать новости через интернет на порядок дешевле Электронные книги, аудиокниги - они вытесняют книги печатные? Максим Мошков: О да, несомненно. Я об этом уже лет 20 говорю на каждом углу. Результат-то налицо. Достаточно отслеживать объемы заработков в электронной и бумажной сфере.
И порой даже в большей степени, чем перечисленные профессионалы своего дела! Лучше понимать людей Чтение классики не только способствует духовному развитию, но и знакомит вас с азами психологии. Задумайтесь: прочитав монументальные произведения Гончарова , Тургенева , Кафки , Уайлда , вы начнете понимать причины и следствия того или иного поведения, узнаете поближе человеческие характеры и постигнете непростую науку взаимодействия с окружающим миром. Ведь если задуматься, несмотря на кажущуюся уникальность, человеку в большинстве случаев свойственно действовать по сложившемуся сотни лет назад шаблону. Читая классику, вам удастся не только с легкостью разгадывать поведенческие мотивы собеседников, но и подбирать к каждому характеру свой «ключик». Хотите стать мастером переговоров? Обратитесь за помощью к великим писателям.
Положение в центре оси координат оказывается довольно выгодным, оно освобождает литературу от каких бы то ни было ограничений и правил. Казалось бы, что после таких рассуждений мы не найдем ответа на вопрос, которым я вдруг заинтересовался. Действительно, если литература хаотична, если в ней нет никаких правил, то и единой цели ее существования нет и быть не может.
Но торопиться с подобными выводами не надо. Это можно сделать путем выделения из огромного букета текстов самого главного цветка. То есть первостепенной целью существования литературы должна стать философия, трансляция идей, но эта трансляция оказывается облаченной в самобытную литературную форму. В самом деле, философский трактат может наскучить. Слишком все назидательно, слишком явно стремление заключить мысли в оболочку терминов и категорий. Кроме того, почему автор этого трактата считает себя умнее читателя?! Почему читатель вдруг оказывается в положении обучаемого?! Что толку от того, что кто-то будет вдалбливать всем остальным, что Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овес… В этот самый момент к нам на помощь приходит литература. Автор может зашифровать свою мысль в образе. Действительно, представьте себя на берегу Волги, попытайтесь увидеть этих лошадей… Пусть читатель сам отгадает, что имел в виду автор.
А если и не отгадает, то тоже ничего страшного не произойдет.
Сочинение ЕГЭ в наше время чтение художественной литературы
Но отказываться от книг полностью всё же не стоит. К обсуждению вопроса также присоединилась кандидат филологических наук, преподаватель литературы Светлана Царегородцева. Педагог считает, что литература — способ художественного освоения мира. И этот метод, по ее мнению, гораздо интереснее, чем научный. Светлана Сергеевна Царегородцева — российский филолог, кандидат наук, доцент Московского университета имени А. Грибоедова, педагог. Автор научных публикаций — Естественно, у литературы есть свои функции. Но самая главная из них — гедонистическая. Хорошая книга приносит удовольствие, — рассказала эксперт. Он потянется к тому, от чего мы как раз хотим его отвлечь.
Пора отказаться от Пушкина? Вопрос «обветшавшего памятника» Пушкина и его устаревших для современных реалий произведений всё еще остается открытым. Филолог Царегородцева считает, что проблема заключается не столько в устаревших классиках, сколько в том, что некоторые произведения могут оказаться просто «не по зубам» школьникам. Те произведения, которые мы сейчас преподаем в школе, могут быть не по силам нашей молодежи. Может быть, вместо «Котлована» Платонова надо дать «Песчаную учительницу»? А вместо «Преступления и наказания» — «Белые ночи»? Необходимо хотя бы сначала преподавать ранние произведения Достоевского, а потом уже «Преступление и наказание».
И здесь мы имеем в виду не техническую специализацию, которая может быстро устареть, а универсальную способность, легко адаптирующуюся и бесконечно поддающуюся обновлению». Следовательно, те, кто изучал свободные искусства, отнюдь не хуже приспособлены к существованию в деловом мире, чем их более целенаправленные и ориентированные на бизнес современники. Можно предположить, что литературное образование в университетской программе чувствует себя достаточно уверенно. Что же касается существования литературной науки, то здесь все обстоит сложнее. В гуманитарном знании эпистемологические требования сильно возросли в течение последних трех десятилетий. Это своего рода парадоксальное следствие релятивизации знания. Если не существует безусловно авторитетных решений и если множество ответов может быть порождено любым вопросом, казалось бы, нам не нужно беспокоиться по поводу логичности и обоснованности наших исследований. Но в действительности все получается как раз наоборот. Если все тексты считаются культурно значимыми, тогда наш научный долг состоит в том, чтобы, прочитывая газету, пьесу, приглашение, обнаружить в них наличие «социальных проблем» «social anxieties», если воспользоваться одним из расхожих выражений. Погружаясь в текст XIV века, в отношении которого все спорно: дата создания, авторство, смысл, — мы тем не менее должны превратить его в свидетельство о средневековой личности. Если взгляды «маленьких людей» считаются не менее важными, чем взгляды их знаменитых исторических современников, тогда нам не избежать необходимости реконструировать «общественное мнение» даже в те периоды и в тех обществах, от которых не сохранилось достаточного количества документальных источников. А в качестве исследователей литературы мы едва ли имеем право остаться «только» усердными филологами или проницательными читателями. Фраза: «Мы все сегодня являемся историками культуры» — широко разносится по профессорским комнатам британских университетов. Теперь я хочу задать вопрос: должен ли нас пугать подобный поворот событий? Или если зайти с другой стороны: существует ли опасность для литературы быть колонизированной другими дисциплинами? Нужно признать, что эти другие дисциплины имеют привычку обращать к истории литературы неудобные для нее вопросы.
Нам интересно, кто продолжатель, кто сейчас занимает те же ниши и подхватывает те же традиции, в которых писали классики. И, конечно, для того, чтобы убедиться, что современные авторы классикам в подметки не годятся, и лет через сто их никто не будет помнить. Возможно, мы читаем современную литературу, чтобы всегда возвращаться к нашим классическим корням. Или для того чтобы почувствовать себя частью авторской аудитории. Ведь есть свои аудитории у Пелевина, Сорокина, Прилепина. У каждого автора есть своя партия читателей. Писатель воспринимается ими, как лидер, пророк или великий гуру. Он наделяет свою группу характерным языком и собственным способом выражения. Как вы думаете, они испытают симпатию друг к другу? Чтение современной литературы понимается нами как способ принадлежности к значительной группе единомышленников, испытывающих общие желания и потребности. Читать одну и ту же книгу, это все равно, что быть на одном и том же концерте. И есть еще одно важное уточнение — это может быть и международное сообщество. Если это роман «Щегол» Донны Тартт, или «Гарри Поттер» Джоан Роллингс, то происходит преодоление границ, расширение сознания, ощущения себя в мировом сообществе людей. Цветкову возразил директор магазина «Пиотровский» Михаил Мальцев: — Я почти не читаю художественную литературу. Мне кажется это занятие бессмысленным. Кое-что пытался читать, но именно эта часть литературы была для меня поразительно скучна. Считаю, что упоминаемая вами социальная оптика применима в кино, и эта аналогия вполне уместна. Меня несколько задело, что вы принизили третий способ чтения книг. Первые два способа, которые вы обозначили, как наиболее важные, они применимы к тем, кто получает удовольствие от «умничания». На мой взгляд, литература и кино в данном случае выполняют функции психотерапии. Они, конечно, решает разные задачи, например, ты устал, пришел домой и хочешь отвлечься. У тебя есть личные переживания, и ты читаешь литературу, которая через героев помогает тебе пережить собственные эмоции, найти ответы на какие-то собственные вопросы, которые тебя волнуют. Это ключевой и главный способ — понять себя. И вопрос: не являются ли эти первые два способа разрушением удовольствия от чтения? Потому что четвертый способ, когда ты находишься под гипнозом сюжета, текста, языка, и вдруг начинаешь анализировать, раскладывать по полочкам — это же убьет все удовольствие. Читатели «Пиотровского» согласились, конечно, все мы читаем тексты не так, как их читали в XIX веке. Но отвечая на главный вопрос лекции, как мы читаем современную литературу, можно быть уверенным, что анализ не убивает магию чтения, он, как бы, надстраивает ее, делает более четким фокус. Еще недавно читатели спорили, не вытеснят ли гаджеты бумажные книги. Сегодня, в «Пиотровском» этот вопрос кажется смешным. Важно не то, как мы читаем — важно какие книги мы читаем. И как среди множества авторов найти своего. Но это уже тема для следующей дискуссии.
Его жертвой пали и отдельные писатели, и целые литературные направления новокрестьянская литература, представленная С. Есениным, П. Васильевым, С. Клюевым, А. Хармса, К. Вагинова, А. Но не только лишь к уничтожению писателей и литературных направлений сводилось внимание государства к литературе. Создается Союз писателей, формируется впервые в мировой истории Литературный институт, готовящий профессиональных литераторов, организован академический Институт мировой литературы им. И все эти события становятся объектом колоссального общественного внимания, воспринимаются людьми 1930-х годов так же остро и с той же гордостью, как перелет в США через Северный полюс и эпопея спасения челюскинцев. Иногда, правда, приходится слышать следующее: массовое открытие литературных изданий, поддержка Литинститута, Союза писателей и др. Мы полагаем, что это не так. В данном случае речь идет о разнонаправленных и даже противоречивых векторах советской системы и советской политики, которая несла в себе как глубочайший гуманизм и любовь к человеку примеры известны, среди них — ликвидация беспризорности, сплошная грамотность, отсутствие бездомных, поголовное среднее образование, всеобщий доступ к медицинскому обслуживанию и многое другое , так и людоедство ГУЛАГА и всего, что с ним было связано. Один вектор почти не пересекался с другим, они будто существовали в разных измерениях, поэтому об одной эпохе написан и «Василий Теркин» А. Твардовского, и пронзительная повесть К. Воробьева «Это мы, Господи! А позитивная роль литературы, какую она играла в советские годы, была обусловлена именно государственным вниманием и поддержкой. Именно в результате государственного влияния и поддержки возникло явление, которое получило название социалистического реализма. Не понятое в советское время из-за неизбежной идеологизации любого его филологического исследования , осмеянное в постсоветское, сейчас оно все более привлекает внимание исследователей. Постепенно становится ясно, что социалистический реализм удовлетворял очень важную общественную потребность. Когда революцией были уничтожены прежние социальные институты, общественные связи нарушены, мораль, основанная на общечеловеческих принципах, объявлялась буржуазной, религия трактовалась как опиум для народа, а Церковь подвергалась невиданным гонениям, общество нуждалось в слове, способном организовать распадающийся мир, лишившийся прежних связей и структур и не обретший новых. Литература могла сказать такое слово и говорила его. Именно социалистический реализм стал тем литературным направлением, которое сумело показать человеку, выбитому из прежних социальных ячеек, его место в становящемся мире. Литература объясняла читателю новый мир, творящийся на его глазах, структурировала его, указывала личности место в новых социальных структурах, формировала представления о частных, социальных, исторических задачах, указывала место в мироздании. Это было органичное, идущее изнутри литературы стремление. Литература брала на себя функцию организации общества, лишенного бытийных, онтологических, религиозных ориентиров и исконных нравственных ценностей. Иными словами, литература структурировала пореволюционный ХАОС, превращала его в новый послереволюционный КОСМОС, придавала ему черты гармонии и высшей разумности, вписывая в него читателя, объясняя ему, в чем состоят результаты грандиозной исторической ломки, пережитой в прошлом десятилетии. Утратив прежнюю мифологию, общество нуждалось в новых мифах, способных представить революцию как эпоху первотворения, результатом которой является современное мироздание. И литература ответила на эту общественную потребность, создала художественную мифологию, которая формировала у читателя картину мира, светлого и преображенного, устремленного к несомненным и очевидным историческим перспективам. Советская мифология, созданная литературой социалистического реализма, конструировала категории мышления строителя прекрасного коммунистического завтра. Литература рождала миф о Революции как о грандиозном историческом преображении космических масштабов, приведшем к сотворению Нового Мира. Основные константы этого мифа оформились в исторической эпопее А. Островского «Как закалялась сталь», в колхозном эпосе М. Шолохова «Поднятая целина». Рядом с этим мифом и одновременно с ним творился миф о Новом Человеке, герое-демиурге. Его воплощением стал Левинсон «Разгром» А. Фадеева , Павел Корчагин «Как закалялась сталь» Н. Островского , Курилов «Дорога на Океан» Л. Чертами такого героя становятся аскетизм, отсутствие личной жизни любовь сознательно принесена в жертву Революции , железная воля, способность к строгому рациональному мышлению, сильный дух, властвующий над физически слабым и изможденным телом. С названными чертами нового человека ассоциируется христианский мотив укрощения плоти потерянное в борьбе здоровье , жертвенность и восхождение. В той мифологической модели нового мира, которая создавалась литературой социалистического реализма, даже пространство и время обретали особые качества. Время, история могли выступать как косное начало, требующее ускорения ценой невероятных волевых усилий героя-демиурга и его сподвижников, способных схватить Фортуну за волосы и повернуть к себе лицом, рвануть колесо истории и заставить его крутиться быстрее «Петр Первый» А. Миф о победе над временем создают В. Катаев «Время, вперед! Эренбург «День второй». Советская мифология преобразовывала и переосмысляла христианские и языческие образы, мотивы, сюжеты, перетолковывая их в соответствии со своими нуждами. Наиболее очевидно подобное переосмысление в романе «Молодая гвардия» А. Он буквально впитывает в себя канонические христианские представления и этот аспект художественного мира романа не был затронут в ходе переработки, когда создавалась вторая редакция. Молодогвардейцы ощущают себя почти так же, как первые христиане, их конспиративные встречи выглядят как катакомбные собрания, свою миссию они видят в проповеди Правды, в донесении Благой Вести до сограждан через листовки, переписанные от руки, размноженные сводки совинформбюро; радиоречи Сталина передают друг другу и ближним как слова апостольской проповеди; флаги, вывешенные на 7 ноября, напоминают церковные хоругви. Конфликт и его разрешение вписываются в рамки той же традиции: участвуя в битве с силами тьмы и инфернального зла, молодогвардейцы одерживают безусловную нравственную победу и обретают вечную жизнь через жертвенную смерть. Задача формирования советской идеомифологической системы ставилась перед новой литературой: она должна была «воспитать нового человека». В определении, данном социалистическому реализму в 1934 году, говорилось о важнейшей «задаче идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма». Именно эта литература, создавая новую мифологию, ориентировала человека в историческом пространстве ХХ века, воспитывала его, формировала высокие духовные идеалы и противостояла все усиливающемуся карьеризму и стяжательству сталинской бюрократии, ее беззакониям, нарастающим репрессиям, ГУЛАГУ. Вполне естественно, что положение литературы в школе как предмета было совсем иным, чем сейчас. Это был основополагающий предмет школьного цикла, что подчеркивалось тем, что сочинение было первым и обязательным выпускным экзаменом и первым и обязательным экзаменом вступительным. Фасады типового здания советской школы 30-50-х годов украшали профили писателей — Ломоносова, Пушкина, Горького, Маяковского. Литература создала столь притягательный образ советского мира, что он стал национальной идеей огромной страны, мировой державы на протяжении нескольких десятилетий. Образ мира, созданного советской литературой, формировал идеал жизни, приближение к которому обусловило исторические цели нескольких советских поколений. И хотя этот идеал так и не был достигнут, он обладает несомненной ценностью, и можно ли от него с пренебрежением отвернуться нынешнему поколению, которое не смогло выработать для себя и своих детей не то чтобы идеал, но хоть сколько-нибудь внятную историческую перспективу, которая не была бы связана с курсом иностранной валюты и ценой на нефть? Обращаясь к сегодняшнему дню, мы можем поставить два принципиальных вопроса. Во-первых, понимают ли чиновники Министерства образования и науки неестественность и неорганичность для русского сознания утраты культурного литературоцентризма? Во-вторых, если понимают, то хотят и могут ли что-нибудь противопоставить данной ситуации? Ответы приходят сами собой, когда видишь, что происходит в школе с гуманитарным циклом предметов, в том числе с литературой. Положение литературы в современной школе видится как плачевное. Такое впечатление, что она теперь просто не нужна, существует по инерции и с каждым годом все теряет и теряет отведенные на нее часы. Такое положение усугубилось введением ЕГЭ, системы абсолютно формальной, резко сужающей до холодного прагматизма интересы выпускника и выхолащивающей суть гуманитарного знания. ЕГЭ нанес по литературе в школе сокрушительный удар. Суть в том, что гуманитарное знание, а литература в особенности, в принципе не поддается формализации. Отмена школьного сочинения как экзамена по русскому языку и литературе и переход к тестам и коротенькому эссе привели к тому, что литература утратила статус обязательного предмета. Изучение литературы «под ЕГЭ» не имеет никакого смысла ни для ученика, ни для вуза, куда он принесет свои результаты. В таком виде экзамен по литературе и в самом деле не нужен.
Задачи литературы в современном социуме
Действительно, зачем нам нужна художественная литература, если мы можем посмотреть художественные фильмы, снятые по мотивам известных произведений, прослушать аудиокниги. Тогда зачем действительно это нужно? В статье мы поговорим о том, нужно ли читать книги, есть ли реальная польза от художественной литературы.
Зачем нужна литература в школе
Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Польза чтения» (ЕГЭ по русскому языку) | Зачем нужна классическая литература? Этот вопрос волнует многих людей, которые не понимают, зачем читать произведения, написанные еще несколько веков назад. |
Зачем людям литература - фото сборник | Современную литературу нужно читать, чтобы понять, куда мы движемся и зачем. |
Зачем нужна литература | В статье мы поговорим о том, нужно ли читать книги, есть ли реальная польза от художественной литературы. |
6 доказательств того, что литература полезна в обычной жизни • Arzamas | Зачем нужна русская литература? Одной из доминант современного общественного сознания становится ощущение некой идейной пустоты. |
Зачем нужна русская литература? | Предлагаем вашему вниманию статью на тему: Нужно ли современной молодежи читать русскую классику: «за» и «против». |
Популярные группы
Вот эта синяя черта показывает, насколько больше слов знают те, кто постоянно читают фикшн-литературу. А бирюзовая нижняя линяя — это те, кто «художку» читает редко. Разница между теми и другими — почти в два раза. Терапия В отличии от литературы по саморазвитию «художка» не нацелена на эффективность.
Она больше про глубину, осмысление, переживание эмоций. И да, конечно, чтение не может излечить нас от проблем со здоровьем или глубоких психологических травм. Но оно помогает «копнуть» чуть глубже: пережить ситуацию, в которую попадает герой, испытать катарсис и почувствовать себя лучше.
Словно побывать на сеансе психотерапии, где собеседниками становятся автор или герои книги. Источник Кстати, любимые персонажи часто становятся нашими друзьями и советчиками. После прочтения новой книги я ещё пару месяцев веду с героями диалоги в своей голове.
Спрашиваю их о чем-то и представляю, что бы они мне ответили. Художественная литература помогает мне переживать новый опыт и находить решения внутренних противоречий. И конечно, получить удовольствие от самого чтения и наслаждаться каждой написанной фразой.
Чехова «Дама с собачкой». Информационная составляющая сюжета сводится здесь всего лишь к банальному сообщению о курортном романе.
Очевидно, главную нагрузку здесь несут две другие функции — а именно ценностная и человекотворческая, иначе никакие поколения не стали бы перечитывать как поэму о любви такой незатейливый житейский сюжет — перечитывать вновь и вновь. Коммуникативная функция литературы способствует духовному росту личности, самосовершенствованию человека, адаптации человека в социуме. Наиболее заметно выполняют коммуникативную функцию произведения, прямо ориентированные на живую и яркую реакцию читателя: произведения публицистического жанра, сатирические произведения.
Сразу вспомнятся «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, рассказы М.
Часто яркую коммуникативную роль играют и автобиографические произведения, например, «Былое и думы» А. Но бывает и так, что произведение заведомо не ориентировано на коммуникативные реакции читателя и ведет себя как «вещь в себе», тем не менее имея и свое место в литературе, и свой круг читателей. Пожалуй, в качестве примера можно привести «Поэму без героя» А.
Ахматовой, где поэтесса сама не стремится к тому, чтобы произведение было верно понято и легко воспринято каждым читателем. Опять-таки, несоблюдение одной или даже нескольких функций не лишает истинные произведения литературы присущей им ценности: так, наш современник Михаил Веллер призывал в данном случае не искать в золоте жемчужного блеска, а в жемчуге — вкраплений золота; в каждом свои достоинства и своя природа их соотношений. Поскольку творчество связано с энергией, с избытком душевных и духовных сил человека, важно заметить, что литература, как один из видов искусства, обладает яркой рекреативной, восстановительной функцией.
Поскольку физическое и душевное здоровье также связано с энергией организма, мы можем назвать эту функцию литературы — целительной функцией. Рекреативная функция литературы позволяет читателю восстановить, обновить, привести в норму свой духовный потенциал; целительная функция литературы выполняет в жизни читателя и общества в целом своеобразную профилактику духовного состояния. Она выполняет задачу катарсиса, «очищения души», если говорить о читателе, и задачу оздоровления общества, если говорить о социуме.
Каждый из нас замечал, как хорошо чувствуется после прочтения славной книги стихов, умного и доброго рассказа… Мы будто побывали в гостях, или в тишине природы, - отдохнули душою.
Разумеется, первое, что приходит в голову — это личные воспоминания. Так сказать, мой собственный опыт знакомства с этим предметом, приобретенный давным-давно, в эпоху классической советской школы, когда среднее образование, согласно нередко высказываемым ныне мнениям, "не было еще разрушено варварскими реформами". Так вот, что же дало мне изучение литературы в школе? Сразу скажу, что учился я довольно прилежно, все полагающиеся произведения прочитывал — причем, прочитывал как положено: до 1 сентября года изучения этого произведения в программе.
По их мнению, у аутистов часто проявлялись исключительные способности, но жить без чьей-то помощи такие дети не могли. Домашнее существование Кима проходило за чтением книг, причём на самую объёмную из них у него уходило всего несколько минут. Причиной этого была особая методика чтения: левую страницу он читал левым глазом, а правую — правым. Всё это происходило одновременно.
Ким мог одинаково читать как в обычном виде, так и в перевёрнутом. К двадцати годам юный гений прочитал более 10000 книг и мог каждую из них цитировать наизусть. Когда изучением мозга мальчика занялись учёные НАСА, они установили, что причиной многократного увеличения памяти стало редкое генетическое заболевание, связанное с мутацией Х-хромосомы. Обратной стороной этого заболевания был низкий мышечный тонус и отёк головного мозга. Сценарист Барри Морроу был почётным гостем на конференции Ассоциации умственно отсталых граждан, где продемонстрировал свои способности Ким. Морроу был настолько поражён, что создал сценарий фильма «Человек дождя», который завоевал четыре «Оскара» и множество других премий. После премьеры фильма на Кима обрушилась мировая слава, его стали приглашать на телевидение, а газеты издавали о нём статьи. Люди на улицах стали просить автограф, они безумно хотели познакомиться с настоящим человеком дождя. С возрастом способности Кима не угасали, а только прогрессировали.
С 50 лет он начал играть на рояле без нот, воспроизводя музыку по памяти. Мировой гений покинул этот мир в 58 лет, что является совсем не малым сроком для человека с его состоянием здоровья. Народная мудрость «Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость». В данной пословице говорится о том, что хорошую книгу читать всегда интересно, такое чтение приносит одно удовольствие. Наши мудрые предки призывали свой народ дорожить книгами, потому что они делают людей мудрее и опытнее. Наши предки говорили о том, что нельзя бросать дело неоконченным. Недочитанная книга, это словно путь не пройденный до конца. Наши мудрые предки знали, что в книгах содержится много знаний, поэтому тот, кто много читает — много и знает. Смысл данной пословицы заключается в том, что чтение — это увлекательное и интересное занятие.
Поэтому тот, кто любит читать — скучать никогда не будет. Смысл данной пословицы заключается в том, что человеку мало быть от природы умным, необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Человеческий разум и чтение книг — такие же неразделимые понятия, как и крылья с птицей. Ум без книги не развивается, а птица без крыльев не летает. В этой пословице говорится о том, что пользу может принести только вдумчивое чтение. Необходимо не просто прочитать, а понять, что хотел сказать автор. В этой пословице говорится о том, что чтение книг — это серьёзное занятие, к которому нужно относиться ответственно. Смысл данной пословицы заключается в том, что книга имеет множество функций. Одни люди, читая, хотят стать образованнее, а другие — отвлечься от насущных проблем и получить удовольствие.
В данной пословице говорится о том, что при чтении нужно пытаться понять, что хотел сказать автор. Книга — это не просто набор слов, там заложены особые мысли и идеи. Афоризмы «Следует читать много, но не многое». Древнеримский государственный деятель и писатель Плиний Младший уже много лет назад обратил внимание своего народа на то, что читать нужно много, но не всё подряд. Выбирать необходимо книги, которые принесут только пользу.
Зачем нужна современная литература?
10 фактов, с которыми нужно смириться. Зачем нужно изучать литературу?» – Читать классику – скучно! – Произведения из школьной программы – непонятные! – Литература в школе должна заинтересовывать, но на самом деле она может только привить отвращение к чтению! Если это так, то зачем читать современные романы, особенно если мы можем купить огромное количество классических произведений по бросовым ценам или скачать их в интернете совершенно бесплатно? Нужно признать, что эти другие дисциплины имеют привычку обращать к истории литературы неудобные для нее вопросы. Современную литературу нужно читать, чтобы понять, куда мы движемся и зачем. — Литература нужна человеку для того, чтобы оригинально мыслить. Кем бы он ни работал дальше, что бы он дальше ни изучал, ему необходимо чтение книг.