У фанатиков этой песни, и Михаила Шуфутинского в целом, когда наступает этот Шуфутинов День (Третье Сентября, начало: Второго Сентября (По понятным причинам)), устроенный по этой песни, то они плевать хотели на то, какие исторические праздники заложены в эти два дня.
Шуфутинов день. 3 сентября
В Америке, чтобы получить такую популярность, надо создать что-то совершенно невероятное. Или вложить столько денег, сколько невозможно представить даже внешне. А в Союзе у вас какие гонорары были? Я тогда не мог представить, что мы будем получать особые деньги. Когда начались стадионы и Дворцы спорта, это никак не повлияло на мой гонорар. Он был неплохой по тем временам. Просто эта поездка явилась для меня решающим таким, краеугольным камнем. Я решил, что буду жить здесь. Мы сделали за три летних месяца 70 концертов в Дворцах спорта и на стадионах.
Это невероятное количество, учитывая переезды, которые и сейчас являются большой сложностью, а тогда тем более. Со мной ездил оркестр, мы возили аппарат, все это выглядело для меня масштабно, потому что это был не эмигрантский ресторан на Брайтоне или в Лос-Анджелесе, а настоящая гастрольная деятельность. Представьте: 100 миллионов людей, из которых тебя 50 знают, а 40 — любят. Не это ли счастье? И когда я вернулся обратно в Лос-Анджелес, куда мы к тому моменту переехали из Нью-Йорка, то, придя в привычный маленький ресторанчик «Подмосковные вечера», где я играл с оркестром, я понял, что надо срочно валить обратно, и как можно скорее. Шанс представился скоро, потому что мне позвонили и предложили 20—25 концертов. Я сразу согласился, просто моментально. Леонард подключился опять.
Он очень умело мог преобразовать эти гастроли в какие-то свои очень полезные связи и создавал очень большой коммерческий интерес для себя. Жаль, что я не мог поступить так же, но я тогда ничего не понимал. Состоялись вторые гастроли, третьи, и в конце концов я решил, что незачем мне рваться туда-сюда, потому что на родине у меня есть большое поле деятельности. То есть после моего возвращения интерес у людей не увял, а, наоборот, стал развиваться. Ко мне стали поступать разные предложения: издать альбомы, которые были записаны в Америке. А их было пять или шесть к тому моменту. Смешно было подумать, что в Америке я попаду в какие-то высшие музыкальные сферы. Я просто был для этого не готов.
Не потому, что я не профессионал, а просто мы другие. У нас другой язык. У нас другая ментальность. Если я вас спрошу, много ли вы назовете артистов из России, ставших знаменитыми в то время в Америке, вы едва ли ответите, их просто нет. Туда и европейца-то близко не подпустят. Демис Руссос один раз был в Лос-Анджелесе и выступал в греческом ночном клубе, а в России он был суперзвезда. Эмигрантам можно было зацепиться и работать в индустрии. Можно было открыть свою студию, писать музыку, записывать музыку для кино, поскольку мы в Голливуде жили, были какие-то случайные связи.
Можно было где-то подрабатывать звукорежиссером в американских студиях. Я тоже это делал. Это дало мне большой опыт. Но подняться, расправить плечи, как это я сделал здесь, у меня бы там никогда не получилось. Мой успех на родине случился благодаря тому, что я, во-первых, пою и думаю по-русски, это страна, где я родился, это мой язык, это моя душа, мое сердце, и я другого не умею и не хочу делать. Во-вторых, в те годы настал такой момент, когда такой человек, как я, оказался здесь нужен. Человек, который приехал и запел вольную песню. Здесь уже был Розенбаум, но он был как бы здешний, местный, и его прижимали.
А я приехал, и раз — меня приняли как иностранца, но вроде как своего. И это все такое парадоксальное. Оно все так совпало... Это удача, на меня свалилась удача. Насколько гастрольный опыт в России отличался от американского? Ну, в Америке мы не таскали с собой колонки, аппарат, мы все это заказывали. Мы писали организаторам необходимый для нас перечень условий, которые должны были быть созданы для нашего выступления. Как бытовых, так и технических.
Впоследствии это стало называться райдером. Хотите верьте, хотите нет, но я не знал слова «райдер», когда жил в Америке. Я узнал об этом понятии, приехав сюда. Так вот — я писал своим друзьям-музыкантам в Союзе и рассказывал им по телефону, как это происходит в Америке. Что ты просто звонишь в компанию, отсылаешь им вот этот райдер, приезжаешь на площадку, и у тебя с собой только гитара или клавиши, а можно и вообще с пустыми руками приехать. К твоему приезду все уже будет стоять, техник будет настраивать звук и так далее. Ты приехал, встал и работаешь. Саундчек — и выступаешь.
Советские люди очень предприимчивые, поэтому довольно быстро начали применять на практике западный опыт, о котором я им рассказывал. Когда я приехал, то увидел, что разница между тем, что было, и что стало, конечно, огромная. С «Лейся, песня» мы возили с собой огромные металлические ящики, колонки — чего мы только не делали, чтобы у нас был нормальный звук. А в начале 1990-х уже можно было приехать и тебе точно так же, как в США, по райдеру предоставляли заказанный аппарат. В Москве появились несколько компаний, у которых были огромные аппараты, они могли обеспечить несколько концертов сразу. Это меня очень порадовало. Я увидел — вот они, первые ростки Запада в советском шоу-бизнесе! А через несколько дней советский шоу-бизнес превратился в российский, начались девяностые, и хоть они и были лихие, в смысле развития шоу-бизнеса в нашей стране они сыграли огромную роль.
Пускай некоторые называют это беспределом, но в общем началась свобода для предпринимательства, люди стали развиваться, стали организовывать свои студии. Многие научились рекламировать и продавать альбомы других исполнителей, продюсировать их. Мне, впрочем, не нужна была никакая продюсерская компания. Я сам себе продюсер был и приехал уже готовый. Наоборот: я всем рассказывал, как это надо делать и почему. Михаил Шуфутинский — «Москвичка», 1991 А вот эта лихость девяностых — насколько она вас коснулась? Учитывая вашу популярность и жанр, в котором вы работали, приходилось ли сталкиваться с людьми с криминальным прошлым? Можно сказать, что не с криминальным прошлым, а с криминальным настоящим.
Я же пел песни для разных людей, независимо от социальной категории. Мне было важно, чтобы у меня была аудитория самая разнообразная. Я пел то, что мне нравится, и то, что мне казалось нужным и желанным в этой стране на тот момент. Поэтому никто никогда не пытался меня приватизировать, сказать: «Вот ты здесь работай, мы тебе будем платить». Или наоборот: «Ты работай как хочешь, но ты будешь нам платить». Именно потому, что я пел песни, которые такие люди тоже любили, ни у кого не повернулся язык подойти и как-то мне ухудшить жизнь. Каждый из них, наверное, предполагал, что найдется другой такой, который за меня придет и вступится. Другое дело, что могли обманывать администраторы концертов, потому что среди них оказалось достаточно нечестных людей.
Бывало такое, что меня обманывали. Но постепенно мы тоже научились с этим бороться. Неурядицы тоже существовали. Что-то срывалось, что-то не вовремя приносили, не было транспорта, что-то еще. Площадки были не подготовлены. Понятно, что ни один унитаз не имел своего круга, нужно было везти его с собой в целлофановом пакете. Ты никогда не ошибался, решив, что в том или ином Дворце спорта или Доме культуры нет сидений для унитазов, потому что люди почему-то решали, что их надо сорвать и унести домой. Бывали смешные истории, неожиданные.
Помню, что ночью однажды мы ехали в поезде, я вышел из купе и пошел курить. Открываю дверь в коридор — стоят три мужика,и ковыряют отверткой дверь. Один из них подошел, говорит: «Мишань, не волнуйся, мы вагонные воры. Щас тут быстро, ты не волнуйся». То есть они вас узнали? Они знали, что я еду здесь. Но они не пришли меня грабить, а пришли грабить тех, кого, по их мнению, можно ограбить. В те годы это было нормально.
Для меня это было даже отрадно, потому что бурная, чаще всего безалаберная жизнь начинала появляться. Застой кончился, все развивалось и росло. Менты срослись с блатными, как еще говорили тогда. Бизнес сросся с криминалом. В Америке такое длилось целое столетие, здесь это должно было произойти за 10 лет. И оно произошло. Еще через 10 лет все уже стало принимать более-менее человеческий, цивилизованный характер.
Популярный музыкант 90-х Юрий Лоза прокомментировал РИА Новости славу бессмертной песни Шуфутинского", заявив, что шутка про "3 сентября" — является дурновкусием, так как ее можно использовать только раз в год, в отличие от шуток про его песню "Плот". Песню "3 сентября" часто исполняет на своих концертах Игорь Крутой, ее "перепели" многие другие исполнители, в том числе и зарубежные.
Например, некоторые заведения общественного питания в этот день в меню вводят специальные блюда. Сам Шуфутинский позитивно относится к рождению мема "3 сентября" и возрождению популярности своей песни. Исполнитель поддерживает интерес к "знаменательной" дате. В преддверии 3 сентября 2019 года певец размещает в соцсетях обращение к поклонникам, с котором напоминает о необходимости "перевернуть календарь".
В клипе снялся и сам Шуфутинский [16]. Оценки[ править править код ] Редактор интернет-издания TJ Никита Лихачёв сделал предположение, что песня стала мемом «из-за прямой привязки к малоизвестной дате, а также из-за медитативного повторения припева в упадническом духе» [6].
Шуфутинский сразу отметил магнетизм песни и сказал Игорю Крутому, что обязательно должен её спеть [5] , а впоследствии отмечал, что «Третье сентября» немного затянута и драматична [5]. Повышенный интерес интернет-аудитории к песне Шуфутинский оценил положительно. Он также оценил профессионализм музыкального клипа с «Третьим сентября», в котором в песню были вкраплены слова из композиции Рика Росса : «Звучит довольно симпатично. Всё это вместе как-то удачно совпало. Умеют они, чертяки». Вместе с тем Шуфутинский выразил надежду, что композиция сейчас только набирает популярность: «Эта волна постепенно нарастала.
Не было обиды какой-то? Как правило, в ней присутствуют юмор, ирония, узнаваемость. И всплеск популярности «Третьего сентября» был связан именно с интернет-мемами. Вы помните, как это началось? Я не думаю, что песня своей популярностью обязана каким-то мемам. Тому, что кто-то что-то придумал из какой-то фразы. Я не думаю, что это так. Плохую песню никакой мем не спасёт и не сделает популярной. А хорошую песню никакой мем не загубит.
Поэтому я думаю, что мемы — это вторично. В моей жизни не произошло ничего такого страшного, трагического или, наоборот, уникального, фантастически весёлого 3 сентября. Это такая дата, когда у многих моих знакомых и друзей день рождения. Мой старший внук Дмитрий родился 3 сентября. Сейчас ему 23 года.
«Это песня феномен». Михаил Шуфутинский — о популярности песни «Третье сентября»
Рассказываем об истории создания и смысле песни Михаила Шуфутинского "3 сентября", а также об этом дне в истории. «Третье сентября» («Я календарь переверну») — русская лирическая песня, впервые исполненная Михаилом Шуфутинским в 1993 году и вошедшая в 1994 году в его сольный альбом «Гуляй, душа». Песня "Третье сентября" стала мемом ещё в 2011 году. Прослушивания трека "Третье сентября" эстрадного певца Михаила Шуфутинского выросли в 90 раз по сравнению с августом этого года, сообщает пресс-служба сервиса РИА Новости, 04.09.2023. Михаил Шуфутинский подтверждает слова Игоря Николаева о том, что 3 сентября было выбрано в качестве случайной даты.
Шуфутинский рассказал, что произошло в его жизни 3 сентября
Невозможно везде успеть — постоянно интервью, съемки, пресс-конференции, посвященные этому, клипы, в общем много всего. Это активность, это хорошо. Я не могу пожаловаться. Чего жаловаться, если тебя любят и любят то, что ты делаешь? Но, в общем, это нелегко и занимает массу времени", — рассказывал певец. Сам Михаил Шуфутинский говорит, что никогда не спрашивал об этом создателей композиции. Поделиться Что случилось у Шуфутинского 3 сентября Что случилось у Шуфутинского 3 сентября "Песню мне показал Игорь Крутой, потому что мы в это время записывали альбом с ним вместе. Она мне очень понравилась, и я решил начать пробовать работать над ней. Я никогда не расспрашивал почему", — подчеркнул исполнитель. По словам Шуфутинского, музыка и текст песни очень емкие по смыслу и каждый слушатель воспринимает их по-своему.
А рождение "Третьего сентября" шансонье называет совпадением.
Волна популярности накрыла трек после того, как в одном из раскрученных сообществ ВКонтакте неизвестные авторы опубликовали фотографию рэпера Рика Росса с текстом из песни Шуфутинского. Комический эффект мема строился на внешнем сходстве российского шансонье и чернокожего хип-хоп исполнителя. Картинка разлетелась по сети со сверхсветовой скоростью, породив собою ещё более обширную волну цитат, пародий и демотиваторов, а заодно и пробудив в интернет-аудитории интерес к треку. Когда в следующем году накануне 3-го сентября ленты соцсетей вновь затопило тематическими мемами, стало понятно, что явление обрело сезонный характер. Феномен «Третьего сентября» стал хорошим инфоповодом, и Шуфутинского вскоре атаковали журналисты. Оказалось, что Михаил Захарович всегда был с интернетом на «ты» и о новой волне популярности своего шлягера он узнал фактически сразу. По мнению музыканта, известность треку обеспечило удачное исполнение, а сложившаяся с песней ситуация — отличная реклама, за которую певец никому ничего не должен.
Это слишком большая серия фамилий на протяжении многих лет. Может быть, они не хотят, чтобы я об этом говорил. Михаил Шуфутинский заслуженный артист России При этом Шуфутинский добавил, что за время существования композиции периодически освежались определенные звуки в аранжировке. Пока песня не требует кардинальных изменений. Она нравится всем в оригинальном виде, в котором звучит", — отметил собеседник Москвы 24. Шуфутинский рассказал, что каждый год 3 сентября он проводит по-разному. День проходит так же, как и другие.
Какие-то мемы, полагает певец, здесь ни при чём, ведь «плохую песню никакой мем не спасёт». Песня «Третье сентября» была впервые исполнена им в 1993 году, автор музыки и текста — Игорь Николаев. В песне идет речь о расставании и былой любви.
Почему песня "3 сентября" Шуфутинского стала такой популярной, и что значит эта дата для автора
Исполнитель хита Михаил Шуфутинский решил пошутить по этому поводу. Голос за кадром говорит ему: «Солнце, еще рано! Опечаленный шансонье грустно опускает глаза и отвечает: «Ну ладно». Шутливый настрой знаменитого исполнителя подхватили и подписчики: «Еще месяц потерпеть и перевернем», «Обожаю вас с детства и ваш юмор», «Дядя Миша, ничего не рано, пора уже». Светлана Уразова всегда рядом с любимым Интересно, что сам 73-летний Шуфутинский с юмором относится к востребованности своего хита.
Несмотря на яркую романтическую жизнь, ничего в биографии певца не говорит о связи его избранниц со знаменитой песней.
Но тут важно вспомнить, что он — лишь исполнитель. Если уж и разгадывать тайну «3 сентября», то лучше узнать получше тех, кто непосредственно придумал сам хит. Крутой поворот Исполнить песню Михаилу Шуфутинскому предложил уже тогда популярный на эстраде композитор и продюсер Игорь Крутой. Изначально Крутой намеревался отдать ее другому певцу, но после встречи с вернувшимся из США Михаилом Захаровичем передумал, тем более что тот сам влюбился в композицию. Когда она впервые транслировалась по радио, ведущий презентовал ее как якобы написанную по мотивам жизни Игоря Крутого.
Вспоминая печальные строчки песни, стоит отметить, что Крутому в делах любовных пришлось пережить очень болезненные моменты. Шуфутинский с Игорем Крутым Источник: shufutinsky. В 1979 году, когда они поженились, Крутой еще не был таким крутым: творческий путь только начинался, с работой не ладилось, денег не хватало. Супруге такое положение дел быстро стало в тягость, что выливалось в регулярные скандалы, пока однажды она, будучи уже на третьем месяце беременности, не выставила мужа из дома. Родись их ребенок весной, можно было бы предположить, что «пролетел желтый лист по бульварам Москвы» именно в честь развода Игоря с Еленой.
Но тот появился на свет в октябре, так что числа не бьются. По иронии судьбы, спустя 4 года после расставания вышла первая пластинка с двумя композициями Крутого. Вскоре вышла еще одна — уже с 9 его работами, общим тиражом 2,5 миллиона экземпляров. После Игорь Крутой удостоился национальной премии «Овация» и, занявшись продюсерской деятельностью, привлек целую плеяду знаменитых певцов — Валерия Сюткина, Александра Малинина, Татьяну Буланову и многих других. В 1991 году ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств России.
И лишь после этого, в 1995-м, Игорь Крутой решился на второй брак. С Ольгой Крутой он вырастил двух дочерей одну от первого брака супруги. Тут стоит напомнить строчку «журавлей белый клин, твоя дочь и мой сын». Действительно, когда Игорь и Ольга познакомились, у него уже был сын, а у нее — дочь. Но есть пара существенных обстоятельств, свидетельствующих, что «3 сентября» — не о Крутых.
Во-первых, пара по сей день живет вместе и поводов для столь печальных композиций Крутому этот брак дать не мог. А самое главное — как уже было сказано выше, осенний хит был придуман и исполнен еще до их свадьбы.
И на корпоративах заказывают только 3 сентября. Причем круглый год. По данным СМИ, за корпоративы Шуфутинский берет 2,5 миллиона рублей. Но любителей перевернуть календарь это не останавливает. По словам певца, такое отношение его обижает.
Так рождаются песни, те, которые надолго", — рассказал на своей странице в Instagram автор. Для Шуфутинского дата, о которой поется в песне, имеет особое значение. Спустя два года после выхода музыкального произведения 3 сентября 1995 года на свет появился старший внук артиста. Мем в честь песни "3 сентября" родился в 2011 году, когда в соцсетях стало распространяться фото рэпера из США Рика Росса, которую сопроводили цитатой из песни Шуфутинского. С сентября 2013 года мем обрел популярность и стал тиражироваться повсеместно. Популярный музыкант 90-х Юрий Лоза прокомментировал РИА Новости славу бессмертной песни Шуфутинского", заявив, что шутка про "3 сентября" — является дурновкусием, так как ее можно использовать только раз в год, в отличие от шуток про его песню "Плот".
"Я календарь переверну": в чем секрет песни "Третье сентября" и о ком ее сюжет
Заслуженный артист России Михаил Шуфутинский рассказал Москве 24, как относится к повышенному вниманию к его песне "3 сентября". Например, песня "Третье сентября" стала популярна из-за американского рэпера. Культура - 3 сентября 2023 - Новости Екатеринбурга - Большое интервью с Михаилом Шуфутинским об истории создания хита. Сам Михаил Захарович вспоминал, что в его репертуаре «Третье сентября» появилась почти случайно.
Третье сентября
Михаил Шуфутинский рассказал о том, как появился хит Третье сентября, а также о своем отношении к мемам о песне. Михаил Шуфутинский считает, что песня “Третье сентября” стала мемом, потому что переживания лирического героя по-своему близки каждому человеку. Заслуженный артист России Михаил Шуфутинский рассказал Москве 24, как относится к повышенному вниманию к его песне "3 сентября". Впервые песня «Третье сентября» была исполнена в 1993 году и издавалась в альбоме Михаила Шуфутинского «Гуляй, душа».
Вести Твери
Фальстарт! Михаил Шуфутинский запел про третье сентября на месяц раньше – видео | У фанатиков этой песни, и Михаила Шуфутинского в целом, когда наступает этот Шуфутинов День (Третье Сентября, начало: Второго Сентября (По понятным причинам)), устроенный по этой песни, то они плевать хотели на то, какие исторические праздники заложены в эти два дня. |
Какова история песни "Третье сентября" и кто ее написал - Толк 03.09.2019 | Страница посвящена песне Михаила Шуфутинского Третье сентября: представлены, история песни, ещё текст и музыкальное видео, а также мемы. |
Третье сентября | Композитор и певец Игорь Николаев, который написал текст для известной песни "Третье сентября" Михаила Шуфутинского, в своем Instagram рассказал, как создавался этот хит. |
Михаил Шуфутинский о том, как стал человеком-мемом | Заслуженный артист РФ Михаил Шуфутинский рассказал Москве 24, как относится к повышенному вниманию к хиту «3 сентября». |
Шуфутинского обижает популярность песни «Третье сентября»
Впервые песня «Третье сентября» была исполнена в 1993 году и издавалась в альбоме Михаила Шуфутинского «Гуляй, душа». When did Михаил Шуфутинский (Mikhail Shufutinsky) release “Третье сентября (September 3rd)”? Объясняя, о чём песня «Третье сентября», Михаил Шуфутинский также говорил, что с пресловутой датой его ничего не связывает.
Фальстарт! Михаил Шуфутинский запел про третье сентября на месяц раньше – видео
Автор: Анастасия Денисенко Михаил Шуфутинский объяснил, почему долгие годы не исполнял «3 сентября» на концертах Шуфутинский признался, что не пел «3 сентября» вживую из-за лиричности песни. По словам шансонье, в 90-х, когда вышла эта композиция, в моде был другой по стилистике репертуар. Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм» Лайк! Могло быть лучше Не работает «Лет 10—12 с того момента, когда она вышла, я ее на концертах даже не пел, изредка.
Я - поющий финансист : Люблю музыку и творчество и посвящаю этому большую часть своего свободного времени. На моём канале - мои самые любимые песни и немного стихов. Это моя творческая отдушина, мой маленький мир и я рада тебя здесь приветствовать!
Спасибо за просмотр! Поставь лайк и напиши комментарий, если тебе понравилось. Подписывайся, если ждёшь новых видео ; 3сентября шуфутиновдень шуфутинский кавер каверпесни Показать больше.
Оба они родом из сахалинского города Холмска. Познакомились Игорь и Елена, когда им было по 14 лет, а уже в 18 поженились, переехав в Москву. Карьера Николаева не сразу, но шла в гору. Вместе с женой он растил дочь, но, когда той было 13 лет, развелся. Казалось бы, расставание с той, кого любил с детства и кому клялся быть рядом и в горе, и в радости — более чем подходящий повод для создания строчек «было всё у нас всерьез» и «как костры горят обещания». Еще и фразу «ты мой друг, я твой враг» можно истолковать как намек на причину развода. Возможно, Николаев имел в виду вовсе не день женитьбы, тем более, что познакомился он с первой любовью гораздо раньше.
И опять же, в «день расставания» Игорь Николаев был не один, как поется, а уже с новой возлюбленной. В любом случае, сам певец отверг эти слухи. По его словам, дата 3 сентября не имеет отношения ни к кому конкретному — ни к нему самому, ни к Игорю Крутому, ни к Михаилу Шуфутинскому. Просто именно эти слоги, как объяснил он, наиболее гармонично легли на музыку. Пусть так, но, с другой стороны, по-настоящему хорошие песни обладают способностью внушить, что они не только и не столько о том, кто поет, но и о тех, кто слушает. Хорошая песня часто ни о ком, но лишь потому, что на самом деле она обо всех. В этом смысле хит Николаева, Крутого и Шуфутинского может быть и о первой любви автора текста, и о неудачном браке композитора, и о матери его внебрачного сына, и о разводе исполнителя, и о других их неведанных нам драмах — но не только о них. Хоть даже даты, времена года, имена не совпадают — положенные на красивую мелодию точные слова заставляют каждого вспоминать свою собственную историю. Потому, наверное, «3 сентября» и находит отклик в сердцах такого количества людей. Всем так или иначе приходилось в этой жизни «переворачивать календарь».
Шуфутинского, кстати, любят и в Архангельске. В 2020 году в городе даже появился огромный календарь с одной единственной датой — 3 сентября, в честь пестни-мема. Пели эту песню в караоке? Все хотят теплоты и ласки Всё не то, всё не так Обо всем важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте» , самые оперативные новости — по каналу в Telegram.
Я послушал живьем Каунта Бейси. Я был на концерте Тома Джонса, я слушал Рэя Чарльза близко, в первых рядах.
Я посмотрел несколько мюзиклов на Бродвее. Я много чего увидел для себя. Самое главное, что мне понравилось, в Штатах, — до тебя тут никому нет дела. Никто не лезет в твою душу, не пытается направить на путь истинный. Ты как хочешь, так и живи. Это замечательно. Поэтому у меня поначалу не было никаких раздражающих факторов. Ну да, мы жили небогато, нужно было искать работу, зарабатывать.
Бояться, что потеряешь работу. Это всем понятная эмигрантская специфика нашей жизни. Но в принципе, у меня все складывалось благополучно. Моим навыкам нашлось применение, я был достаточно известный и нужный человек для того, что там происходило в музыке. Я оказался в самом центре эмиграции, где существовала какая-то культурная жизнь. Там были и актеры из театров, и режиссеры, и другие люди, работавшие в разных сферах музыкальной деятельности. Были писатели, танцоры и, соответственно, музыканты, которые играли в ресторанах, где эмиграция должна была проводить свой досуг, радоваться за своих близких — отмечать юбилеи, дни рождения, свадьбы. Поэтому мне было достаточно легко.
Кроме того, я пытался всячески начать какую-то работу, которую я делал здесь, — работать со звукозаписью, продюсировать кого-то. Нашел студии, поработал в них, включал провода, выключал штекеры, двигал колонки. И продюсировал русских артистов: Успенскую, Могилевскую, Михаила Гулько, которые тоже хотели творчески развиваться. Тогда пластинок не выпускали, были кассеты. Они моментально расходились значительными тиражами по русским магазинам. Это был дефицит, такого не хватало, потому что не было связи с Советским Союзом. Поэтому мы делали свое за океаном, самостоятельно, на основе того опыта, который мы привезли из Советского Союза. В конце концов я и запел, спродюсировал сам себя.
Первый альбом Михаила Шуфутинского — «Побег», 1982 Насколько вся эта увиденная в Штатах музыкальная жизнь повлияла на вас как на автора и продюсера? Я всегда был больше нацелен в сторону джаза, но и популярная музыка меня привлекала, любая: и госпел, и соул, и кантри. В Штатах были неограниченные возможности, чтобы все это в себя впитывать. Впрочем, я мало использовал это в тех альбомах, которые записывал. То есть я использовал только те необходимые технические вещи, которые в Союзе были недоступны — с точки зрения звукозаписи, приемов аранжировки. Но, в общем, это две разные культуры — популярная американская музыка и популярная советская музыка. Они были очень далеки друг от друга, и смешивать их я никогда не пытался. Играя в ресторане, нам приходилось исполнять разную танцевальную музыку.
Например, я работал в ресторане «Националь», там был большой оркестр, духовые инструменты, все как полагается. И мы играли весь топ-40, то есть 40 главных произведений, которые звучали по всем радиостанциям. Их нужно было знать, чтобы работать в Нью-Йорке. Но для русской эмиграции была нужна ностальгическая музыка — та самая советская минорная нотка, к которой люди привыкли. Когда человек попадал в Штаты, были вещи, по которым он ностальгировал. Например, живя в Советском Союзе, он не мог купить себе хороший автомобиль. Поэтому такие люди с непреодолимой страстью приезжали и на первые деньги покупали дорогое хорошее авто. Ведь это была мечта их жизни.
Люди хотели получить то, чего они были лишены. А музыка и песни, свободные от цензуры, всегда были недоступны — и значит, всегда нужны, их всегда хотели. Поэтому, попав в Штаты и услышав, что у нас в эмиграции есть свои музыканты, певцы, артисты, которые поют свободно, приезжие из Союза приходили в восторг. Содержание тех песен было такое, за которое в Советском Союзе по головке не погладили бы, выкинули бы просто навсегда из эфиров. У нас была целая эмигрантская культура — она отличалась от эмигрантской культуры первых волн, когда были Петр Лещенко, Вертинский, когда пела Татьяна Иванова. Еще Борис Рубашкин знаменитый, я с ним был знаком лично, Иван Ребров — они пели русские песни вроде «Из-за острова на стрежень». То была ностальгия по России дореволюционной. А наши песни были более свободного содержания.
Например, всякие хулиганские песни, магаданские. Тематика Севера, естественно, песни о заключенных, потому что полстраны было за решеткой. Так у нас образовался некий костяк. Появилось несколько артистов, которые развивались в этом жанре. Гораздо позже, через много-много лет, его стали называть русским шансоном. Насколько вам близок этот термин? Я был не против, но не могу сказать, что он мне близок, потому что «шансон» переводится как «песня». Называть жанр «русская песня» — это странно.
Изначально под шансоном подразумевалось то, что не было доступно всем и разрешено, песня с другой тематикой, другим смыслом, непривычным для советского уха. То, что я пою, — это шансон, просто он бывает разный. Как песня бывает разной. У нас есть французский шансон и любой другой. Российский шансон вполне имеет под собой определенные корни, но не русский шансон. В музыку, которая сегодня называется шансоном, влились разные культуры. Там и молдавское звучание, и еврейское, одесское, и какие-то моменты чисто русской кварто-квинтовой музыкальной фактуры. Поэтому я бы назвал это российский шансон, который на территории одной страны вобрал в себя культуры разных народов и сделал одну общую песню.
Туда не вошла какая-то пентатоника, поэтому Казахстан — это в другую сторону. А вот европейская часть, евреи, украинцы, белорусы, русские — все это вместе составило российский шансон. Вот говорят еще: «Русский рок». Это смешно. Рок-н-ролл — это английский жанр, американский, но не русский. Он здесь не родился, не имеет основания. А российский шансон имеет, потому что еще много-много лет назад пели: «И за борт ее бросает в набежавшую волну» или «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно, часовые днем и ночью стерегут мое окно». Каторжные песни — это тоже большая часть российского шансона, отдельная ветвь на этом огромном дереве.
Как была устроена ваша продюсерская деятельность в Америке? В Штатах я стал записывать свои альбомы, концерты, а также начал продавать кассеты. Ну как продавать? Это приносило очень слабый коммерческий эффект. Предприятие по изданию своих альбомов было очень невыгодным, поскольку максимум, что мы могли сделать, — это тираж в тысячу экземпляров. В первый же день мы развозили кассеты по всем русским продовольственным магазинам, потому что русский книжный был только один, на Манхэттене, и возглавлял его Рувим Рублев. Мы и туда отвозили. Буквально в первую же неделю наши кассеты стали продаваться в виде пиратских копий.
То есть каждый покупал одну кассету, переписывал десяток и раздавал всем. Или продавал, такие тоже были. Прямо на Брайтоне сидел человек и торговал нашими же кассетами — или похожими на наши, может, обложка была не такая. Людям это было неважно, песни-то свежие. Но если мы ставили 10 долларов за свою кассету, чтобы отбить хотя бы половину затрат, то спекулянты ставили пятерку-трешку, им все равно, какая разница, они все равно ничего не вложили. Вы как-то боролись с этим? А как было с ними бороться? Это бессмысленно, можно самому по роже получить.
Все друг друга знают. Ну, пригрозил, ну, он ушел с этого угла, перешел на другой. Понятно, что в полицию ты не пойдешь на него заявлять. Слишком мелкие это для них прецеденты. При этом наши кассеты очень широко разошлись в Союзе. Их привозили те редкие люди, которые попадали в США, — туристов было мало, в основном командировочные, какие-то рыбаки, моряки. Они покупали эти кассеты и привозили их на родину. Таких людей преследовали, наказывали, это считалось контрабандой, но все равно возили.
А в Союзе уже, понятно, пиратство продолжало цвести буйным цветом. На родине наши кассеты разошлись миллионными тиражами. Из каждого окна, из каждого автомобиля, из каждого дома, из каждого ресторана звучал мой голос. Поэтому в какой-то момент мне начали предлагать поехать в Союз на гастроли. Я отвечал: «Вы что, с ума сошли? Как я могу?
За «3 сентября» Шуфутинскому просят присвоить звание народного артиста
Известный российский шансонье Михаил Шуфутинский выступил накануне в московском Государственном Кремлёвском дворце с программой " И снова 3 сентября". Известная песня Михаила Шуфутинского «Третье сентября» не является откликом на какие-либо события в его жизни, однако уже после выхода песни именно 3. Рассказываем об истории создания и смысле песни Михаила Шуфутинского "3 сентября", а также об этом дне в истории. Певец Михаил Шуфутинский назвал глупостью запрет администрации соцсети «ВКонтакте» на шутки про 3 сентября. Михаил Шуфутинский соглашается с композитором «3 сентября», за датой реально ничего не стоит.
Нет комментариев
- За «3 сентября» Шуфутинскому просят присвоить звание народного артиста
- Михаил Шуфутинский высказался о легендарной песне «Третье сентября» - 3 сентября 2023 - Е1.ру
- Шуфутинский рассказал, что произошло в его жизни 3 сентября
- Феномен популярности песни «Третье сентября» в интернете
- Что за 3 сентября, причём тут Шуфутинский и почему все шутят про него?