800px-Volgodonsk_ Террористи́ческий акт в Волгодо́нске — взрыв около жилого дома в Волгодонске (Ростовская область), произошедший 16 сентября 1999 года в 5 часов 57 минут. Погибшим в «Крокусе» дончанкам удалось пережить теракт в Волгодонске в 1999 году.
20 лет спустя: воспоминания переживших теракт в Волгодонске
Погибло 19 человек, 89 были госпитализированы. Ход событий [ править править код ] Террористический акт в Волгодонске был частью серии терактов , осуществлённых в российских городах 4—16 сентября 1999 года. По данным следствия, эта серия терактов была организована и профинансирована руководителями незаконного вооружённого формирования Исламский институт «Кавказ» Эмиром аль-Хаттабом и Абу Умаром [1]. Эти теракты были направлены на массовую гибель людей, с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения и оказания воздействия на принятие решений органами власти по ликвидации последствий нападения боевиков на Дагестан в августе 1999 года [1]. Один из его председателей, Ачимез Гочияев , организовал из сподвижников диверсионную группу. Гочияев до 1997 года имел успешный бизнес в Москве в сфере строительства.
В 1997 году он увлёкся идеями ваххабизма. Из Москвы он возвратился в Карачаевск, затем прошёл обучение в лагере Хаттаба. Взрывчатку изготовили в посёлке Мирный Ставропольский край , откуда родом один из участников теракта, Юсуф Крымшамхалов , путём смешения тротила , алюминиевой пудры, аммиачной селитры и сахара. Оттуда её под видом сахара переправили на продуктовую базу в Кисловодске , которой заведовал дядя Крымшамхалова. На продовольственной базе террористы расфасовали взрывчатую смесь в мешки из-под сахара с логотипом Эркен-Шахарского сахарного завода.
После того, как всё было спланировано, террористы организовались в несколько групп для перевозки взрывчатки в несколько городов. Северокавказцы купили грузовую автомашину Искендерова « ГАЗ-53 », объяснив, что она им нужна для развозки по рынкам Волгодонска картофеля, которого они привезли более 10 тонн [4].
Одного из виновных вскоре нашли — им оказался милиционер Станислав Любичев. По версии следствия, Любичев за взятку позволил проехать на территорию Кисловодска автомобилю «КамАЗ», водитель которого не имел сопроводительных документов на перевозимый груз. В его кузове в это время лежало несколько тонн взрывчатого вещества, замаскированного под мешки с сахаром.
Позже милиционера приговорили к четырем годам лишения свободы за содействие террористам. После взрыва администрация Волгодонска решила восстановить пострадавшие дома и заселить их жителей обратно. Демонтированы были только две наиболее поврежденные секции дома — остальные были реконструированы и сейчас представляют собой новое семиэтажное здание. Его адрес также был изменен на «Гагарина, 56а». Нам запретили вселяться в дома сразу: боялись, что где-нибудь еще есть взрывчатка.
Пока работали правоохранительные органы и спасатели, мы сами организовали народные дежурства», — вспоминает Надежда Горбанева страшные дни, последовавшие за 16 сентября 1999 года. Спустя год после трагедии в память о погибших людях в Волгодонске был установлен мемориал: стелла с именами погибших и памятный знак — скорбящая женская фигура. Вокруг также разбит Сквер памяти. Можно только немного отойти», — говорит Надежда. Эхо трагедии до сих пор живет и в жизни местной жительницы Ирины Халай.
У меня черепно-мозговая травма после теракта была и контузия, а мне написали «легкое увечье», — рассказывает Ирина. С 2006 года Ирина Халай занимается защитой прав пострадавших от теракта. Под ее руководством действует общественная организация «Волга-Дон», в которой состоят 700 взрослых и 230 пострадавших от теракта детей. В некоторых федеральных СМИ до сих пор ходит информация, что у нас 310 пострадавших. В то время как их больше 15 тысяч!
Самый забытый теракт», — говорит Халай.
Взрывное устройство мощностью более 1000 кг в тротиловом эквиваленте было замаскировано под груз картофеля. За террористической атакой стояли полевые командиры чеченских боевиков Эмир аль-Хаттаб и Абу Умар. Они были ликвидированы спецслужбами в начале 2000-х. Взрывной волной в близлежащих зданиях были выбиты стёкла, оконные рамы и дверные проёмы.
Отголоски взрыва прокатились еще по двум близлежащим кварталам, повредив 37 жилых домов, отделение милиции, две школы, детский сад и здание библиотеки. Всего по официальным данным пострадавшими в результате теракта были признаны около 16 тыс. Среди тех, кого затронул теракт, оказалась и Надежда Горбанева.
В ночь на 16 сентября женщина довольно поздно легла спать — она заговорилась с приятельницей. Не успев толком уснуть, Надежда Горбанева внезапно очнулась от сильного удара — в этот момент в комнате разом вылетели все стекла. Я была в сознании, но ничего не видела. Помню только детское платье, колышущееся на высоком дереве. Все остальное — шум: сирены спасательных машин, людские крики и стоны, какой-то общий гул. Столько людей вокруг, и никто ничего не понимает», — приводит воспоминания женщины портал Nord-Ost. Правоохранителям не составило труда установить личность владельца подорванного автомобиля — им оказался уроженец Азербайджана Аббаскули Искендеров. Однако сам мужчина был абсолютно не осведомлен о том, какой груз хранился в его машине.
По словам Искендерова, за несколько дней до теракта он познакомился с тремя мужчинами — уроженцами Северного Кавказа — на стоянке грузового автотранспорта в Волгодонске. Они объяснили новому знакомому, что привезли в город 10 тонн «картофеля на продажу» и предложили выкупить его грузовик «ГАЗ-53» по очень выгодной цене. До двух часов ночи за грузовиком, процесс продажи которого должен был завершиться на следующий день, наблюдала жена Искендерова. Остаток ночи сам мужчина спал в кабине машины, однако около шести утра отправился уйти домой погреться. Это спасло ему жизнь. Позже специалисты установили, что погибших в результате взрыва могло быть еще больше, если бы не специально-разработанная сейсмоустойчивая конструкция домов, оказавшихся в эпицентре. Благодаря ей они сохранили несущие конструкции, рухнули только перекрытия. Террористический акт в Волгодонске стал частью серии терактов, осуществленных в российских городах в сентябре 1999 года.
Террористический акт в Волгодонске 16 сентября 1999 года.
Исполнители террористического акта принимали участие во вторжении чеченских бандформирований на территорию Дагестана в августе 1999 года. Селезнев зачитал нам новость о взрыве, потом мы стали ждать сообщения о случае в Волгодонске в теленовостях. В Волгодонске прошла панихида по жертвам теракта 1999 года. Террористический акт в Волгодонске — взрыв около жилого дома в Волгодонске (Ростовская область), произошедший 16 сентября 1999 года в 5 часов 57 минут. А еще сменился адрес: здания с адресом Октябрьское шоссе, 35, в Волгодонске теперь нет. 12 сентября 1999 в Волгодонске тоже был взрыв. Сначала решили что террористический, потом оказалось что криминальный.
Мы помним! 16 сентября исполняется 23 года со дня теракта в Волгодонске в 1999 году
16 сентября 1999 года в 5 часов 57 минут в Волгодонске взлетел на воздух автомобиль, начинённый взрывчаткой, по мощности равной примерно двум тоннам тротила. 16 сентября 1999 года жизнь жителей Волгодонска изменилась навсегда. А у некоторых внезапно и страшно закончилась. Теракт, который случился 23 года назад. Сегодня, 16 сентября, в Волгодонске почтили память жертв террористического акта, произошедшего в 1999 году. 800px-Volgodonsk_
20 лет со дня взрыва в Волгодонске: хроника теракта
Террористический акт в Волгодонске 16 сентября 1999 года. | 16 сентября 1999 года жизнь жителей Волгодонска изменилась навсегда. А у некоторых внезапно и страшно закончилась. Теракт, который случился 23 года назад. |
Теракт в Волгодонске | Взрыв в Волгодонске стал последним в серии терактов, произошедших в России осенью 1999 года. |
Волгодонск. День Памяти. | Дмитрий Панкратов | Погибшим в «Крокусе» дончанкам удалось пережить теракт в Волгодонске в 1999 году. |
Годовщина теракта в Волгодонске: как о нём у знали за три дня до взрыва? Блокнот. | Теракт 16 сентября 1999 года в Волгодонске Ростовской области унес жизни 19 человек, около сотни тогда получили ранения. |
Поделиться
- Похищение Аслана Эрзнукаева
- «Что известно о взрыве дома в Волгодонске в 1999 году?» — Яндекс Кью
- «Попытка запугать людей»: 20 лет со дня теракта в Волгодонске
- Видеозаписи о событии
- Взорвавший жилой дом в Волгодонске в 1999 году террорист раскаялся в содеянном
- Теракт в Волгодонске (1999 г.)
В Волгодонске сегодня почтили память жертв теракта 16 сентября 1999 года
Террористи́ческий акт в Волгодо́нске — взрыв около жилого дома в Волгодонске (Ростовская область), произошедший 16 сентября 1999 года в 5 часов 57 минут. Предложить новость. Главная. Новости. В Волгодонске сегодня почтили память жертв теракта 16 сентября 1999 года. Воронка от взрыва после теракта в Волгодонске, сентябрь 1999г.
Читайте также:
- «Кровь, крики, паника»: как террористы атаковали Волгодонск
- В Волгодонске произошел теракт
- В Волгодонске вспоминают жертв теракта 1999 года | ОТР
- Террористический акт в Волгодонске — Википедия
Взрывы домов осенью 1999 года
После того, как всё было спланировано, террористы организовались в несколько групп для перевозки взрывчатки в несколько городов. Северокавказцы купили грузовую автомашину Искендерова « ГАЗ-53 », объяснив, что она им нужна для развозки по рынкам Волгодонска картофеля, которого они привезли более 10 тонн [4]. Оформить сделку купли-продажи автомобиля договорились 16 сентября [4]. Якобы с целью экономии времени, Деккушев уговорил Искендерова на ночь поставить «ГАЗ-53» у его дома по Октябрьскому шоссе, с тем, чтобы около 7 часов утра 16 сентября перевезти картофель на рынок, а затем после его реализации оформить документы купли-продажи автомобиля [4]. Заплатив в качестве вознаграждения Искендерову 70 рублей, Деккушев сопроводил его на «Москвиче» до места и, убедившись, что тот поставил автомашину «ГАЗ-53» напротив подъезда, попросил за ней присматривать, после чего уехал [4]. С вечера до двух часов ночи жена Искендерова присматривала за стоящей у дома автомашиной, а после двух часов ночи 16 сентября машину сторожил сам Искендеров, находясь в кабине [4]. После пяти часов ему стало холодно, и он вернулся в квартиру [4]. В 5 часов 57 минут 16 сентября произошёл взрыв бомбы, находившейся в автомашине «ГАЗ-53». Мощность взрывного устройства составила около 850—1850 кг в тротиловом эквиваленте [5]. Взрывной волной была разрушена фасадная часть в двух блок-секциях дома, обрушилась часть перекрытий, были повреждены лестничные проёмы.
В общей сложности было повреждено 37 домов в двух кварталах, были выбиты стекла, оконные рамы и дверные проёмы, в некоторых домах образовались трещины. Отголоски взрыва были слышны практически во всём городе. Из завалов было извлечено 18 погибших в том числе 2 детей , 1 человек умер в больнице, 89 человек госпитализированы [6].
Эти теракты были направлены на массовую гибель людей, с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения и оказания воздействия на принятие решений органами власти по ликвидации последствий нападения боевиков на Дагестан в августе 1999 года. Один из его председателей, Ачимез Гочияев, организовал из сподвижников диверсионную группу. Гочияев до 1997 года имел успешный бизнес в Москве в сфере строительства. В 1997 году он увлекся идеями ваххабизма. Из Москвы он возвратился в Карачаевск, затем прошёл обучение в лагере Хаттаба. Взрывчатку изготовили в Урус-Мартане на фабрике удобрений путём смешения тротила, алюминиевой пудры, аммиачной селитры и сахара.
Оттуда её под видом сахара переправили на продуктовую базу в Кисловодске, которой заведовал дядя одного из террористов, Юсуфа Крымшамхалова. На продовольственной базе террористы расфасовали взрывчатую смесь в мешки из-под сахара с логотипом Эркен-Шахарского сахарного завода. После того, как всё было спланировано, террористы организовались в несколько групп для перевозки взрывчатки в несколько городов. Крымшамхаловым и Т. Кавказцы купили автомашину Искендерова «ГАЗ-53», объяснив, что она им нужна для развозки по рынкам Волгодонска картофеля, которого они привезли более 10 тонн.
Со временем это прошло… — Рану телесную можно вылечить, — говорит Константин Юрьевич. По меркам психотерапевтов, такой человек — калека. Он выпадает из социума.
Страдают и его дети, и те дети, кто был в утробе матери в момент взрыва, кто родился после теракта и кто был рядом. Жители Беслана, Чечни, которые «больны» депрессией и тревогой, жертвы других терактов — тоже и постоянно нуждаются в помощи. На уровне государства её нет. И пока каждому из пострадавших приходится самому думать о себе, психиатр Галкин даёт всем нам один совет: помнить, что жизнь прекрасна. Человек должен любить и работать, а главное — хотеть жить! Жертвы — есть, статуса — нет — Взрыва не слышала, — вспоминает Ирина Халай. И чей-то крик: «Взорвали всё-таки, сволочи! Игорь 11-летний сын Ирины Ивановны проснулся, но не успел подняться с постели — и остался жив… Дым стоял пеленой.
Под ногами валялось что-то «мохнатое». Я подумала: «Убило кота». Оказалось — одежду разметало по полу. Первое, что увидела, — телевизор на диване — там, где совсем недавно лежала моя голова. От шифоньера осталась только гора полок. Дверь выбило взрывной волной на балкон. Я схватила заранее собранные в одном месте документы после терактов в Москве внутренний голос подсказывал, что так надо делать , пальто, сына — и на улицу. По лестнице текло малиновое варенье.
Кто мог — бежали вниз. Люди были полуголые, все — травмированы. Собирались в кучки тут же — у своих домов. Идти было некуда. Рядом с нами складывали трупы… Когда разрешили заходить в дом через час-два после взрыва , мы вернулись. Белого кота Маркиза нашли под ванной — серым от копоти. Во втором подъезде от воронки. Но пострадавшие почти сразу начали наводить порядок в квартирах.
Люди собиралась там жить! Разыскали свои входные двери. Стали выносить, потом выбрасывать из окон и балконов на тыльную сторону дома в одночасье ставшую хламом мебель. Ирина вынесла 17 вёдер стекол. Ночевать остались в разбомбленных жилищах. Они нам говорили: «Вы будете мародёрствовать», — продолжает рассказ о событиях 10-летней давности Ирина Ивановна. Позже оказалось, что документы утеряны, описывали по новой, но «фильтруя» списки имущественных потерь. Помню, как сын принёс домой приготовленную солдатами на полевой кухне кашу — геркулес с салом — и туалетные принадлежности.
Помыться было нечем: во всём квартале отключили воду, свет и газ. Как нам потом дали два часа на сборы и вывезли на базу отдыха — тех, кто мог ехать… Уже 17-го сентября героиня моего рассказа почувствовала себя плохо. Затылок разболелся так, будто сломала шею. В травмпункте выяснилось: черепно-мозговая травма, сотрясение. Потом было отделение неврологии, где лечила адские головные боли, истерики, панические страхи, и гастроэнтерология, где восстанавливала отравленную медикаментами печень. Так и кочевала, как, впрочем, и другие, пострадавшие от взрыва: больница — база отдыха — гостиница — съёмное жильё. Пока в феврале 2001-го не получила квартиру в специально построенном москвичами для пострадавших от теракта доме в народе его называют «лужковским». Своё заявление о приёме на работу, подписанное начальниками 13 сентября, после взрыва она найдёт приклеенным на мусоропроводе… Потом, уже после получения инвалидности в сентябре 1999г.
Но человека с таким здоровьем никто на работу брать не хотел. Халай назначили пенсию — 430 рублей, как получившей бытовую травму в результате несчастного случая. Она судилась, дошла до Конституционного суда, но и тот не признал ни Ирину, ни её соседей пострадавшими. То есть, пострадавшие от теракта в Волгодонске есть, а статуса у них такого нет.
Не успев толком уснуть, Надежда Горбанева внезапно очнулась от сильного удара — в этот момент в комнате разом вылетели все стекла. Я была в сознании, но ничего не видела. Помню только детское платье, колышущееся на высоком дереве. Все остальное — шум: сирены спасательных машин, людские крики и стоны, какой-то общий гул. Столько людей вокруг, и никто ничего не понимает», — приводит воспоминания женщины портал Nord-Ost. Правоохранителям не составило труда установить личность владельца подорванного автомобиля — им оказался уроженец Азербайджана Аббаскули Искендеров.
Однако сам мужчина был абсолютно не осведомлен о том, какой груз хранился в его машине. По словам Искендерова, за несколько дней до теракта он познакомился с тремя мужчинами — уроженцами Северного Кавказа — на стоянке грузового автотранспорта в Волгодонске. Они объяснили новому знакомому, что привезли в город 10 тонн «картофеля на продажу» и предложили выкупить его грузовик «ГАЗ-53» по очень выгодной цене. До двух часов ночи за грузовиком, процесс продажи которого должен был завершиться на следующий день, наблюдала жена Искендерова. Остаток ночи сам мужчина спал в кабине машины, однако около шести утра отправился уйти домой погреться. Это спасло ему жизнь. Позже специалисты установили, что погибших в результате взрыва могло быть еще больше, если бы не специально-разработанная сейсмоустойчивая конструкция домов, оказавшихся в эпицентре. Благодаря ей они сохранили несущие конструкции, рухнули только перекрытия. Террористический акт в Волгодонске стал частью серии терактов, осуществленных в российских городах в сентябре 1999 года. До него взрывы прогремели в городе Буйнакске 4 сентября, в Москве 8 сентября на улице Гурьянова и 13 сентября на Каширском шоссе.
В общей сложности жертвами террористов стали около 500 человек. Число пострадавших исчисляется тысячами. Проанализировав остатки взрывчатки, следователи пришли к выводу, что все три теракта были подготовлены одной и той же группировкой.