Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней.
Великий пост - 2023: как правильно поститься и питаться по дням
14 апреля — воскресенье Неделя 4-я Великого поста. WebTypikon автоматически формирует уставные указания и полный текст службы на любой день любого года. Текст богослужения второго воскресенья Великого поста. ТРЕТИЙ ЧАСИерей: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки : Тебе, Боже наш, слава Небесный. У православных верующих сегодня начинается Великий пост — время молитв, служб, духовных и телесных подвигов, которое завершается торжеством Светлого Христова Воскресения — Пасхой. 8/21 апреля в Неделю Пятую Великой Поста (Прп, Марии Египетской) в храмовом комплексе преподобного Сергия Радонежского на Рязанке состоялись Богослужения Воскресного дня.
календарь Великого Поста
- Самое главное, что нужно знать о Великом посте -
- Великий пост — Википедия
- У православных верующих начинается Великий пост - Новости
- Повечерие | Свято-Троицкий собор
Четверг 5-й седмицы Великого поста. Мариино стояние
Великий пост делится на две части. Первые шесть недель называются Святой Четыредесятницей, они посвящены памяти о сорока днях Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и где постился и молился. В последнюю неделю — Страстную Седмицу — вспоминают последние дни земной жизни Сына Божьего. Под полный запрет подпадает мясо, а также колбасные изделия, молоко, сыр, яйца, сливочное масло, сметана, творог, сдобный хлеб и выпечка.
Под частичным запретом — растительное масло и рыба. Особенно строго пост необходимо соблюдать в первую и последнюю недели, а в первый и последний дни верующим рекомендуется полностью отказаться от еды и пить только воду.
Наиболее характерной особенностью является чтение в конце каждой службы суточного круга молитвы прп. Ефрема Сирина с поклонами. И вообще одной из характерных особенностей Богослужений Великого Поста является обилие земных поклонов.
Между прочим, земные поклоны полагаются отнюдь не только на «Господи, Владыко живота моего…» Вопрос: каков смысл совершения Литургии Василия Великого в воскресные дни, а в субботние — Литургии Иоанна Златоустого? Почему не наоборот? Ответ: не надо забывать, что, согласно церковному преданию, Литургия Иоанна Златоустого есть некоторое сокращение Литургии Василия Великого. Поэтому в те дни, когда от нас требуется сугубая молитва, совершается Литургия Василия Великого. Понятно, что воскресный день во всех отношениях превосходит день субботний, поэтому по воскресным дням Великого Поста совершается Литургия Василия Великого, а по субботним — полная «обычная» Литургия, т.
Литургия Иоанна Златоустого. Потому что Вербное Воскресение ни при каком исчислении не причисляется к Великому Посту. Еще одна важная особенность, относящаяся не к данной службе суточного круга, а ко всему суточному кругу в целом: особый устав чтения Псалтири. Пока скажу лишь, что Великим Постом прочитывается в течение седмицы не 20, а 40 кафизм, т. Псалтирь прочитывается не единожды, а дважды за седмицу.
Это достигается вследствие двух причин: — на великопостной утрени прочитывается не две, а три кафизмы; — кафизмы читаются почти на всех Часах. Между прочим, в субботние и воскресные дни устав о кафизмах не изменяется, что тоже подтверждает отсутствие в субботу и воскресение великопостных особенностей. Следующая особенность заключается в изменении чинопоследования каждой из служб суточного круга. Об этом мы будем говорить более подробно, а пока скажу лишь, что Великим Постом вечерня совершается ранее, чем в дни Великого Поста. Она присоединяется к Часам, согласно установившейся у нас практике впрочем, дозволяемой Типиконом.
А поскольку вечерня совершается днем, а не вечером, то вечером в седмичные дни служится не малое, а великое повечерие. В пятницу вечером также совершается великое повечерие, но уже без великопостных особенностей. Устав называет это повечерие «повечерием великим без поклонов». В воскресенье вечером Великим Постом в первые пять воскресений, а также в неделю сыроспустную совершается вечерни со входом и великим прокимном. Два великих прокимна глаголятся поочередно.
Вопрос: откуда появилась традиция служить в воскресение пассию? Ответ: оттуда же, откуда и традиция служить в черных ризах. Собственно, «пассия» латинское слово означает «страдание». Это служба не уставная, она распространилась у нас в синодальный период. Между прочим, чина пассии нигде нет и в разных храмах она совершается по—разному.
Есть редкие храмы, где она не совершается, а совершается уставная служба. Собственно говоря, пассия — это великопостная понедельничная вечерня со входом и великим прокимном, с молебном по отпустительных тропарях, с каноном иногда акафистом и чтением Евангелия. Причем пассии совершаются четыре раза: во второе, третье, четвертое и пятое воскресение Великого Поста. Почему четыре? Потому что четыре евангелиста: на первой пассии читаются страсти по Матфею, на второй — страсти по Марку, на третьей — страсти по Луке, на четвертой — страсти по Иоанну.
В прошлый раз мы охарактеризовали общие особенности всех великопостных Богослужений. Сегодня мы будем изучать конкретные особенности тех или иных служб суточного круга, отправляемых во время Св. Великого Поста. Надо сказать, что Типикон посвящает великопостному Богослужению довольно значительную часть своего объема — это глава 49—я, занимающая несколько десятков страниц. Глава эта называется «Последование Святыя Четыредесятницы».
Я буду излагать особенности служб суточного круга не в порядке следования богослужебного дня, а в порядке следования дня астрономического. Полунощница вседневная Напомню, что полунощницы делятся на вседневные, субботние и недельные воскресные. И если мы говорим об особенностях великопостной полунощницы, то относиться они могут только к вседневной полунощнице, поскольку в субботу и воскресение никаких великопостных особенностей нет. По возгласе священника: «Боже, ущедри ны и благослови ны…» — молитва Ефрема Сирина с 16—ю поклонами. Это и есть единственная особенность великопостной полунощницы.
Согласно ныне действующей редакции устава, полагается 3 земных поклона, 12 поясных с краткой молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной поклон в сумме 16. До богослужебной реформы патриарха Никона молитва Ефрема Смирина совершалась иначе по крайней мере на Руси : полагались 16 поклонов земных, а краткие молитвы были разными. Текст самой молитвы в той редакции тоже несколько отличался от теперешней: «Господи Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, праздности и любоначалия отжени от мене» а не «не даждь ми». С богословской точки зрения такая формула безукоризненна: Господь не может дать нам чего? Другое дело, что мы можем просить Бога, чтобы Он отделил, «отженил» от нас то, чему не подобает в нас возрастать.
Некоторые святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста» ut apostolica institutio quadraginta dierum jejuniis impleatur, P. Подобные же выражения использовали историк Сократ Схоластик и Иероним P. Однако, современная историческая наука опровергает данное мнение, поскольку есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития. Существует письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий Hist. Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней.
Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия.
С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе.
Святитель Григорий Палама, память которого в этом году празднуется 24 марта,— византийский богослов. Он является основоположником исихазма — учения о том, что через очищение сердца и непрестанную молитву можно стать причастником Божественного Света. Обращение к личности и наследию святителя Григория в дни Четыредесятницы призвано напомнить, что целью христианской жизни является стяжание Святого Духа.
Третья седмица. Неделя 3-я: Крестопоклонная 25—31 марта В субботу третьей седмицы 30 марта совершается заупокойное богослужение — это вторая из трех родительских суббот Святой Четыредесятницы. А вечером того же дня — в канун дня воскресного — для поклонения верующих выносится крест и возлагается на аналой в середине храма. Крестопоклонная неделя приходится на середину Великого поста — непростое время, когда, с одной стороны, пройден уже значительный путь и ослабевают силы, а с другой — еще далеко до «другого берега». И Церковь, желая поддержать своих чад, напоминает нам о страданиях Христовых, о том, что каждый, кто хочет быть учеником Господа, призывается нести свой крест, претерпеть всё до конца и спастись.
Четвертая седмица. Неделя 4-я: преподобного Иоанна Лествичника 1—7 апреля В субботу четвертой седмицы 6 апреля совершается поминовение усопших, которым завершается цикл великопостных родительских суббот. Воскресный же день — 7 апреля — посвящен памяти одного из величайших аскетов, игумена Синайской горы Иоанна, именуемого также Лествичником, по названию руководства к духовной жизни, которое он нам оставил,— «Лествицы». Обращение к памяти этого святого призвано напомнить христианам о том, что вся жизнь верующего человека представляет собой процесс духовного восхождения, совершаемого через преодоление трудностей, молитву, постоянство в христианской жизни. Богослужение этого дня вновь и вновь возвращает постящегося к мысли о краеугольном камне поста — смирении и к необходимости стяжания добродетелей.
Этот праздник входит в число двенадцати главных праздников, посвященных евангельским событиям. Таинственное и непорочное зачатие Девой Марией Господа, по учению Православной Церкви, относится к великой тайне благочестия: человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение — Деву, способную стать Матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа. В день Благовещения для верующих по случаю праздника ослабляется пост — разрешается рыба. Пятая седмица. Неделя 5-я: преподобной Марии Египетской 8—14 апреля Вечером в среду пятой седмицы 10 апреля совершается одна из главных служб не только Великого поста, но и всего церковного года — так называемое Мариино стояние.
Оно представляет собой утреню, на которой прочитывается — уже целиком, а не по частям, как на первой седмице,— Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской. Житие преподобной Марии — единственное житие, которое читается на православном богослужении. Оно посвящено подвигу удивительной святой, которая после страшных грехов юности 47 лет провела в пустыне в строжайшем подвиге покаяния. Ее обращение от греха к Богу было внезапным и практически мгновенным — и затем, приняв решение перейти Иордан и удалиться в пустыню, она никогда уже не возвращалась в мир, ведя на протяжении долгих лет суровую брань с помыслами и искушениями. Этот пример не просто назидателен и не только удивителен — он дает каждому верующему человеку надежду на обращение от глубины своих грехов к подлинно христианской жизни, показывая, что для этого нужны лишь решимость, вера и упование на Бога.
В субботу пятой седмицы Церковь возглашает особую хвалу Божией Матери. Этот праздник так и называется — Похвала Пресвятой Богородицы. Другое его название — Суббота Акафиста, так как это единственный день церковного года, когда акафист является основной частью церковной службы. Читается акафист накануне, в пятницу вечером.
Великий пост завершился, но мы продолжаем поститься
Великий пост каждый год имеет разные даты и зависит от того, в какой день будет Пасха. Подробнее о Страстной неделе Великого поста в 2024 году читайте в материале РЕН ТВ. Расписание Богослужений в монастыре Оптина Пустынь на шестой седмице великого поста 2024 г. (седмица ваий) (22 — 27 апреля 2024 г.). ежедневно в 8.30 (во время Великого поста по понедельникам, вторникам, четвергам, а также в другие дни, когда не положено Литургии, исповеди нет). Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней.
Православные христиане вступают в Страстную седмицу
Затем Иисус приказал покойнику «Лазарь, выйди вон! Праздник Входа Господня в Иерусалим отмечается 28 апреля Весть о чудесном воскрешении быстро распространилась среди иудеев. Поэтому, когда Иисус прибыл в Иерусалим, его встречали как мессию, царя, победившего смерть. Люди ликовали и устилали его путь пальмовыми листьями, которые со временем стали важным атрибутом другого праздника — Входа Господня в Иерусалим. В России из-за особенностей климата это растение заменили на вербу. Так появилось народное название торжества — Вербное воскресенье.
По преданию, Лазарь прожил еще 30 лет. Спасаясь от гонений, он уехал на Кипр, где был возведен в сан епископа и до конца жизни проповедовал христианство. Его мощи были обретены в IX веке в городе Ларнака. После этого их перевезли в Константинополь, а над могилой святого возвели храм Праведного Лазаря. Лазарева суббота в 2024 году — суть С богословской точки зрения воскрешение Лазаря имеет очень важное значение.
Это одно из главных свидетельств об Иисусе как о мессии, а также символ победы над смертью.
Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести 1 Кор.
Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства; а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное. Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне». Опасность подобного поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным.
А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих Мф. От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен. Итак, постясь телесно, постимся и духовно.
Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный. Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день. По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день кроме субботы на Страстной седмице. В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим.
В Лазареву субботу накануне Вербного Воскресения разрешается есть рыбную икру. Первая неделя седмица Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу предписывается сухоядие пища не варится и не жарится , а в пятницу и субботу — полное воздержание от пищи. Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие.
Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост это следует делать по благословению священника. Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.
В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого пост, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души. Но тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех, направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост.
Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны. Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает как в церковном уставе, так и в нашем келейном правиле большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, о том, что мы много работаем или о том, что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, — у каждого наберутся такого рода саможаления, — то Великий Пост следует начать с того, что все эти попущения, проистекающие из саможаления к себе, пресечь. Тот, кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, тот должен стараться делать это ежедневно хотя бы весь Великий пост.
Хорошо было бы каждому и дома тоже добавить молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего». Она многократно читается в храме в будничные дни Великого Поста, но естественно ей было бы войти в домашнее молитвенное правило. Для тех, кто уже имеет большую меру церковности и как-то радеет об еще большей мере приобщения к великопостному строю молитвы, можно порекомендовать и вычитывание дома хотя бы некоторых частей из каждодневных последований Триоди Постной. На каждый день Великого поста в Триоди Постной есть каноны, трипеснцы, двупеснцы, четверопеснцы, которые сообразны смыслу и содержанию каждой недели Великого Поста и, самое главное располагают нас к покаянию. Для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, хорошо прочитывать дома в свободное время — вместе с утренними или вечерними молитвами или отдельно от них, — каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы.
Последний выпадает на субботу, 15 апреля. Сырная седмица Масленица Последняя неделя перед Великим постом — Сырная седмица. В народе ее называют Масленицей. По церковному уставу в Сырную седмицу из животной пищи можно есть только молочную пищу, яйца и рыбу. Сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде, так как в этот период необходимо готовиться к ограничениям, которых придется придерживаться во время Великого поста. На Сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В постные дни, среду и пятницу, не служится Литургия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия.
К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие», — добавил иеромонах Иов Гумеров. К Святой Четыредесятнице присоединяется еще и Страстная седмица последняя неделя перед Пасхой. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы и пост Страстной седмицы», — рассказал иеромонах Иов Гумеров. Период поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха — Светлое Христово воскресение. Суть Великого поста У многих пост ассоциируется в первую очередь с ограничениями в пище и некоторых действиях, которые должен выдержать человек. Однако на самом деле суть заключается в очищении тела и души от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. В IV-V веках тех, кто не соблюдал Великий пост, отлучали от церкви на некоторое время Вероучение говорит, что видеть свои грехи — это не обыкновенная способность человека, а дар Божий. И в пост люди становятся способными к восприятию дара.
Пост для верующего — время, когда можно ослабить тело воздержанием и сделать душу более восприимчивой к общению с Богом. В эту неделю православные чтят победу в иконоборчестве. Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Он объяснил связь между Богом и миром. Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту.
Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой — пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим.
Сегодня в Евангелии от Марка говорится, что мы не знаем о чем просим, потому что нам не хватает готовности, которую ждет Господь. Сострадание, соумирание — в нас этого нет. Мы готовы требовать, но не готовы жить со Христом... Но что значит жизнь со Христом?
Господь говорит: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
Православные христиане вступают в Страстную седмицу
Неделя пятая Великаго поста, прп. Марии Египетской, глас 5. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. В своём слове настоятель напомнил о старательном прохождении поприща Великого поста. В 2024 году шестая неделя Великого поста начинается с 22 апреля и продолжается до 28 апреля.
Календарь Великого поста-2023: первая седмица
При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. То есть воздержание - пищевое ли, телесное - только средство. И оно может стать вредным и даже опасным, если существует само по себе. Если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то при соприкосновении с этим невидимым миром оно оказывается незащищенным перед темными силами. Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов... Телесный пост без поста душевного, считают святые, ничто. Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и какая им от того польза?
Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра - и какая им от того польза? Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений.
Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: "Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты". Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова.
Пройти диспансеризацию на грядущей седмице Великого поста и честно посмотреть, насколько за минувшую неделю мы продвинулись к этому Царству. Если не сложно, то поминутно посчитать: сколько времени в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу я уделил вопросам, имеющим какое-то отношение к Небесному Царству. Почему это важно сделать на следующей неделе? Потому что после Пасхи это будет уже очень сложно. Сейчас какой-то огонёк теплится, если мы постимся, читаем и молимся усиленно. Участвуя в Богослужениях, рассуждая о глубоком, о важном, мы пытаемся что-то понять, вместить. Но очень скоро на это не будет времени. Потому что будет не до этого... Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия. А какой вам больше распев нравится? А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь. Как они поют, какие красивые мужчины! А какие замечательные женщины вот в том монастыре! Такие они милые, такие вдохновленные! А дальше, после этого, будет ещё ниже. Понаблюдайте, посмотрите.
По окончании 2-й паремии отверзаются Царские врата. Священник, стоя в Царских вратах, благословляет чтеца: Мир ти. Чтец тихо : И духови твоему. Алтарник ударяет в колокол, стоящие в храме опускаются на колени. Канонарх или певчие, став напротив Царских врат, поют прокимен избранные стихи 140-го псалма Да исправится молитва моя... Священник, не снимая камилавку 24 , стоит перед святым престолом и совершает каждение. Во время пения 3-го стиха Не уклони сердце мое... Диакон тоже переходит к жертвеннику и становится на колени рядом со священником. Священник, когда поется в последний раз Да исправится... По окончании пения алтарник ударяет в колокол, и все встают. Священник перед престолом произносит молитву святого Ефрема Сирина с 3-мя земными поклонами. Молитвой святого Ефрема Сирина заканчивается вечерня и начинается литургия Преждеосвященных Даров 26. Диакон произносит сугубую ектению. Священник во время ектении тайно молится словами прилежной молитвы Господи Боже наш, прилежное сие моление... Царские врата закрываются. Диакон произносит ектению об оглашенных: Помолитеся, оглашеннии, Господеви... Священник в это время читает молитву об оглашенных и при словах Открыет им Евангелие правды разворачивает антиминс полностью. По окончании ектении священник произносит: Да и тии с нами славят... При этом возгласе он начертывает на антиминсе знамение креста губкой, целует ее и полагает на правой стороне антиминса. Диакон произносит Елицы оглашеннии, изыдите... Священник читает 1-ю молитву верных Боже великий и хвальный... Диакон произносит малую ектению: Паки и паки... Священник тайно читает 2-ю молитву верных Владыко святый, преблагий... Ныне силы небесныя... Диакон входит в алтарь северными дверями, открывает Царские врата, берет кадило и кадит алтарь и священника, тайно читая 50-й псалом 28 , а по окончании каждения становится у престола рядом со священником. Священник и диакон кладут 3 малых поклона перед престолом с молитвой Боже, очисти мя, грешнаго... Священник с воздетыми горе руками произносит: Ныне силы небесныя... Диакон каждый раз читает окончание молитвы... Затем священнослужители трижды поклоняются святому престолу. Священник целует антиминс и святой престол, а диакон — святой престол, и оба они идут к жертвеннику 29. Здесь они совершают 3 малых поклона со словами Боже, очисти мя, грешнаго, затем священник трижды кадит Святые Дары и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо большой воздух 30 , сам же берет дискос правою рукою, поставляет его на своей голове, а левой берет чашу «при персех несет». Через северные двери священник исходит из алтаря. В это время алтарник звонит в колокол, и все молящиеся падают ниц. Диакон идет, обратясь лицом к Святому Агнцу, перед священником, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и кадит по возможности часто Святой Агнец. Священник, входя в Царские врата, вполголоса произносит: Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Хор: Верою и любовию приступим... Священник, войдя со Святыми Дарами в алтарь, ставит сначала на святой престол на антиминс святую чашу, а затем обеими руками снимает с головы дискос в это время алтарник звонит в колокол, и все встают , снимает с дискоса и чаши покровцы, берет с плеча диакона воздух и, покадив его, покрывает воздухом Святые Дары, кадит их, по обычаю, но при этом ничего не произносит и затем молча благословляет диакона. Священник по окончании пения Верою и любовию приступим... Царские врата закрываются, и завеса задергивается наполовину. Диакон на амвоне произносит просительную ектению: Исполним вечернюю молитву... Священник в это время читает тайную молитву Иже неизреченных таин... Хор: Отче наш... Священник: Яко Твое есть царство... Диакон: Главы наша Господеви приклоним. Хор: Тебе, Господи. Священник, наклонив голову, читает тайную молитву Боже единый и благий... Священник читает тайную молитву Вонми, Господи... После этой молитвы священник в алтаре, а диакон на амвоне поклоняются трижды, тайно произнося: Боже, очисти мя, грешнаго. Диакон: Вонмем завеса закрывается до конца. Священник, благоговейно прикасаясь рукой к Святому Агнцу, возглашает: Преждеосвященная святая святым и отлагает воздух и звездицу. Хор поет Един свят... Диакон входит в алтарь и, став около священника, тихо произносит: Раздроби, владыко, Святый Хлеб. Священник раздробляет Святой Хлеб на четыре части, произнося: Раздробляется и разделяется... Диакон вливает в чашу теплоту. Священник при этом ничего не произносит. Затем священник раздробляет частицу с надписью «ХС», по числу служащих.
Есть традиция — приходить в храм в этот день с веточками вербы. Обычно потом их кладут за иконы в «красный угол». Также в Великий пост есть особые дни поминовения усопших. Они называются родительскими субботами. Всего их три: во вторую, третью и четвертую субботу поста. В этом году это 30 марта, 6 и 13 апреля. Традиционно в храмах в эти дни служится панихида по умершим христианам. Определены эти дни специально, чтобы не оставлять души умерших без церковного поминовения на протяжении всех 48 дней поста. Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью. С понедельника по четверг на вечерних службах читается покаянный канон святого Андрея Критского. Многие христиане стараются в эти дни попасть на службу в храм. Если вам еще не понятен смысл того, что читается в храме, то можно распечатать себе текст покаянного канона на русском языке. И следить за ходом богослужения по нему. Торжество Православия.
Великий пост завершился, но мы продолжаем поститься
В текущем году в оставшиеся дни Великого поста возможны следующие варианты совершения минейных служб на повечериях[1]. 14 апреля — воскресенье Неделя 4-я Великого поста. Первая неделя Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью.
Четверг 5-й седмицы Великого поста. Мариино стояние
Новинки. Евангелие дня. 19 апреля, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением акафиста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Великий пост - само по себе время очень особенное, в том числе в церковном календаре, но и в самом посту не все дни одинаковы. В текущем году в оставшиеся дни Великого поста возможны следующие варианты совершения минейных служб на повечериях[1]. Седмицы Великого поста Первая Седмица Великого поста проводится особо строго – в ее дни и монахи, и миряне стараются соблюдать предписания Устава о воздержании максимально точно.