Королевские мушкетеры – личная гвардия французского короля Людовика XIII, воспетая в знаменитом произведении Александра Дюма «Три мушкетера».
Появление роты королевских мушкетеров
- Кем были королевские мушкетеры на самом деле | Исторические сражения | Дзен
- Мушкетеры: что это значит и кто они были
- Почему французы ненавидели королевских мушкетеров?
- Защищайтесь, господа, или Военный дом короля
Где и когда впервые появились мушкетеры
МУШКЕТЁРЫ (франц. mousquetaire, от mousquet – мушкет), 1) воины, имевшие на вооружении мушкеты; 2) разновидность пехоты в армиях Зап. Вся соль» Настоящая история» Кто такие мушкетеры. Глядя кино с д’Артаньяном, трудно было не задуматься — кто такие эти мушкетёры короля, что ходят без мушкетов и весь день свободно шляются по городу, и почему. Мушкетёры — в XVI—XVII веках солдаты вооружённые мушкетами (двойными аркебузами), как правило с фитильным замком, который из-за своей мощности позволял вести огонь только.
Дмитрий БУРУКИН: "Мушкетеры - королевский спецназ!"
На убеждения и подготовку ушло некоторое время, так что экспедиция в Лапландию отправилась лишь в следующем году. В ее состав вошел и шведский астроном Андерс Цельсий тот самый! Ясно, что при таком ученом составе экспедиция была обречена на успех. К сожалению, недостаток места не позволяет хотя бы вкратце рассказать обо всех опасностях и перипетиях путешествия без надежных карт в далекие земли и о методах измерений. Остается лишь сказать, что в 1737 году Мопертюи вернулся в Париж триумфатором — измерения показали, что Земля действительно приплющена у Северного полюса.
Даже Людовик XV удостоил членов экспедиции благосклонной аудиенции. Портрет великого ученого и путешественника в спецодежде, приготовленной для экспедиции, был известен всей просвещенной Франции. Наиболее ехидные посмеивались над тем, что он собственноручно плющит глобус. Мопертюи упивался славой и успехом.
Не омрачало их даже ворчание Жака Кассини который упорно не соглашался с добытыми экспедицией результатами , тем более что сам Вольтер разразился стихотворным панегириком, в котором называл Пьера Луи «героем физики» и «современным аргонавтом». Мопертюи скакал из города в город, из страны в страну, всюду читая лекции и рассказывая о своих приключениях, так что одна высокопоставленная парижская дама даже назвала его «блохой». А в 1738 году он стал почетным членом Петербургской академии наук. Не дожидаясь возвращения южной экспедиции, от которой изредка приходили обнадеживающие весточки, Мопертюи написал короткую заметку «Фигура Земли» и стал готовить книгу с подробным описанием путешествия и полученных результатов.
И тут оказалось, что своими восхвалениями Вольтер оказал ему, в общем-то, медвежью услугу. Этот вольнодумец нападками на власть настолько достал короля, что тот в 1734 году запретил издание его «Философических писем». Но Вольтер не унимался и изо всех сил добивался публикации вступления к сочинению Ньютона. При дворе укрепилось мнение, что «ньютонианство» равнозначно «вольтерьянству».
Вольтер Мопертюи всерьез забеспокоился, что его книгу тоже могут запретить, а потому стал готовить ее к печати в обстановке строжайшей секретности. Десяток наборщиков заперли в типографии и не разрешали покидать ее даже на минуту. Там они ели и спали, и там же в один из церковных праздников для них пришлось устроить мессу. Но всё обошлось — книжка вышла в свет и тут же стала живо обсуждаться, причем не всегда с положительными отзывами, хотя ее полностью одобрил, например, Рене Антуан Реомюр тот самый!
Особенно на нее ополчились французские астрономы и изготовители астрономических инструментов, поскольку Мопертюи предпочел использовать в экспедиции английскую технику. В Англии книгу встретили с восторгом, и один из членов Королевского общества даже посочувствовал автору за то, что на родине его сильно клюют. В 1739 году, через год после возвращения северной экспедиции, Мопертюи поджидал сюрприз. В Париж неожиданно прибыли две барышни из самой Лапландии!
Оказалось — чего, впрочем, никто особенно и не скрывал, — что путешественники не обременяли себя воздержанием и охотно заводили себе пассий из числа тамошних прелестниц. Вот две из них и прибыли разыскивать своих соблазнителей. Как они попали в Париж, осталось загадкой. Тут, как водится, греховодники стали валить вину один на другого.
Мопертюи, откровенно писавший маркизе дю Шатле из Лапландии о своей тамошней возлюбленной, заявил, что одна из скандалисток — дочь шведского негоцианта, а не его походно-полевая жена, которая осталась горевать дома. Алексис Клеро тоже открестился, и всё свалили на безответного художника экспедиции, который якобы наврал девицам с три короба о своем богатстве, хотя был беден как церковная мышь, и убедил, что все парижане сплошь богачи. В конце концов эта история завершилась более или менее благополучно — одну из девиц отправили в монастырь, а другую находчивый остроумец Мопертюи пристроил компаньонкой к одной из своих бывших любовниц. Следующие лет пять Пьер Луи провел в приятной праздности, купаясь в лучах славы, пописывая изящные литературные поделки и не помышляя о науке.
Но тут что-то заставило его встрепенуться, и он внезапно решил заняться совершенно новой для себя темой — преломлением света. Он, конечно, знал о наблюдениях Пьера де Ферма, который еще около 1650 года установил свой принцип наименьшего времени: из всех возможных путей свет выбирает тот, где для его прохождения затрачивается минимальное время. Знал он и о результате своего коллеги по экспедиции Клеро, который установил, что закон тяготения Ньютона применим и к преломлению света. Знал и о том, что без помощи состарившегося Иоганна Бернулли вряд ли справится с математическими сложностями, — но всё же рискнул вторгнуться в эту новую для себя область.
У него была грандиозная идея и гораздо более квалифицированный наставник, чем базельский старец: сам Господь! Похоже, у Мопертюи, как и у его вдохновителя Исаака Ньютона, с годами крыша сдвинулась от физики к метафизике и теологии. Он уверовал, что «законы, которым Природа следует по воле высшего Разума и являет себя нам согласно Его воле, всегда действуют так, чтобы все процессы протекали простейшим образом». В другой статье, озаглавленной «Гармония различных законов природы, представлявшихся доселе несовместимыми», он, похоже, впервые вводит понятие действия для процесса преломления, которое для этого случая определил как произведение скорости света на длину пути.
Но это было лишь началом. Его целью было обобщить свой принцип на все механические явления. Природа, по его мнению, была «экономной», вела себя так, чтобы «расходы» были минимальны, — и он поставил себе цель объяснить, почему это так. Любопытной особенностью принципа Ферма, как и принципа наименьшего действия, является то, что эти принципы вроде бы представляются телеологическими — преследующими определенную заданную цель.
Каждая частица света если следовать корпускулярной теории Ньютона должна заранее «знать», куда она должна попасть, чтобы потратить на это минимум времени. Мопертюи всячески подчеркивал методологическую роль «конечной цели» в установлении законов физики. Ответ на вопрос, почему частицы света ведут себя именно так, был ему кристально ясен — так повелел Господь. Он всегда знает конечную цель, и всё в природе подчиняется Его воле.
Гармония этих атрибутов столь совершенна, что все природные явления можно вывести одно из другого, если рассматривать их по отдельности. Слепая механика с необходимостью подчиняется замыслу самого просвещенного и самого свободного Разума», — писал Мопертюи. Или: «... Он уверял, что своим принципом наименьшего действия решал триединую задачу: открывал истинные замыслы Господа, применял эти замыслы для решения конкретных проблем и пытался понять, в чем состоит смысл этих проблем.
Со временем ярый безбожник Вольтер врезал ему по первое число. Ничего не забыл: ни всеведущего боженьку, ни связь со своей возлюбленной, ни путешествие в Лапландию. В последнем случае он поступил просто — взял свой панегирик, где называл Мопертюи «современным аргонавтом», и поменял в нем лишь последние строки, написав: «... А в 1752 году довольно издевательски описал экспедицию в повести «Микромегас», где с ее участниками беседует гигантский пришелец с планеты, вращающейся вокруг Сириуса.
В общем, Вольтер сменил милость на гнев. И Мопертюи ощутил его на себе в полной мере... Но захватывающие детали изложим опять-таки чуть позже, а пока расскажем о дальнейших карьерных успехах нашего героя.
Задорное слово «Каналья! Это слово появляется лишь в классическом переводе Деборы Лившиц, да и то всего дважды. Книги по теме.
Ибо преимуществами лёгкой кавалерии скоростью и массовостью не обладал. Всё более широкое применение огнестрельного оружия пехотой сделало неспешные атаки «с пистолетом наголо» и вовсе невозможными. Конницу наконец стали переводить на фланги, чтобы использовать для нападения с холодным оружием на лёгкую пехоту врага.
Но и там она не добивалась успеха, как вследствие медлительности, так и потому, что… рейтары скверно ездили верхом! В атаку конница устремлялась шагом, в лучшем случае рысью. Тесно связанная с искусством конного боя «рыцарская» культура Западной Европы пришла в упадок.
Не существовали уже орденские и королевские конные школы, в которых рыцарей учили атаковать клином. Между тем движение «стремя к стремени» галопом и конная рубка требуют хорошей подготовки как всадников, так и лошадей. Рейтарам негде было её приобрести.
У всадников начала XVII века даже не имелось оружия, которым они могли бы пользоваться в движении. Кавалерийская шпага, конечно, была длиннее и тяжелее пехотной, но разрубить шлем ею было нельзя. Попытка же колоть противника с наскоку чревата не только потерей клинка, но и переломом запястья.
Ядро Так как ядра из камня высекали каменотёсы, а не скульпторы, геометрической строгостью формы они не отличались «Крепким орешком» для артиллеристов XVI-XVII веков стала проблема снаряда. Каменные ядра, бывшие в употреблении в средние века, уже не соответствовали духу времени. Будучи выпущенными из кулеврины, они при ударе о землю раскалывались и рикошета не давали.
Обмотанные верёвкой железные болванки летели намного дальше, но очень неточно. С точки зрения дальности стрельбы лучшим материалом являлся свинец. Но при ударе о землю или крепостную стену мягкий металл расплющивался в тонкий блин.
Оптимальным решением было использование бронзы, сочетавшей твёрдость и упругость с технологичностью. Но такие снаряды стоили бы слишком дорого. Находкой оказался чугун — дешёвый и пригодный для литья металл.
Но для его производства требовались доменные печи, поэтому даже в начале XIX века Турция, например, испытывала нехватку чугунных ядер. Из чугуна, кстати, можно было отлить и сами пушки, хотя при той же мощности их стволы оказывались на 10-15 процентов тяжелее бронзовых. По этой причине до конца XIX века бронза оставалась предпочтительным «артиллерийским металлом».
Чугун же позволял изготовлять массу дешёвых орудий для вооружения кораблей и крепостей. Реформы Густава-Адольфа В Европе подпорка, снабжённая лезвием и превращённая в бердыш, именовалась «шведским пером». Хотя сами шведы скоро отказались от подпорок вообще Может сложиться впечатление, что армии XVII века были громоздкими, малоэффективными и избыточно сложными.
У правителей той эпохи оно, во всяком случае, сложилось. Не последнюю роль в этом сыграл технический прогресс. Пушки стреляли всё чаще, потери пехоты росли.
Наконец, постепенное вытеснение аркебуз мушкетами, дальность эффективного огня которых превышала 200 метров, делало невозможным прикрытие баталии алебардщиками. Им пришлось бы отойти слишком далеко от пикинёров, а кто бы тогда защитил их самих от вражеской конницы? Из всех родов пехоты — пикинёров, аркебузиров, арбалетчиков, алебардщиков, мушкетёров, мечников — он сохранил лишь два: мушкетёров и пикинёров.
Для снижения потерь от вражеского огня были приняты и менее глубокие построения: для мушкетёров в 4 ряда вместо 10, и 6 вместо 20-30 рядов для пикинёров. Для повышения мобильности пикинёры были лишены защитного снаряжения, а сами пики укорочены с 5 до 3 метров. Теперь пику можно было не только с трудом удерживать наперевес, зажав тупой конец под мышкой, или упирать в землю, превращая в выставленную на пути вражеской конницы рогатину, но и наносить ею удары.
Мушкеты также были значительно облегчены и стали применяться без подпорки. В России перевооружение по европейскому образцу было начато не при Петре I, а ещё при Алексее Тишайшем. Просто он реформы проводил тихо Перечисленные меры, конечно, лишили армию Густава-Адольфа иммунитета к атакам конницы.
Но, учитывая боевые качества рейтаров, шведы ничем не рисковали. Со своей стороны, король предпринял шаги, направленные на усиление шведской кавалерии. Всадникам запретили использовать доспехи к тому времени у других народов всё ещё мало отличавшееся от рыцарских лат.
От них начали требовать умения атаковать галопом, в строю, холодным оружием. Шведы справедливо полагали, что проблема не в пиках, а в недостаточной манёвренности кавалерии, неспособной обойти баталии. Наконец, в Швеции армия впервые была переведена на постоянную основу, превратившись в подобие гвардий других государств.
У мушкетёров короля была самая красивая во Франции форма — по желанию самого короля. Она представляла из себя лазоревую ярко-голубую накидку, расшитую серебряными галунами и большими белыми крестами. Крест нашивали из бархата, чтобы он красиво мерцал, и украшали золотыми королевскими лилиями на концах и алыми трилистниками в сердцевинке. Все королевские мушкетёры должны были ездить на «серебряных» — то есть серых в яблоко или белых — конях. Во время выездов мушкетёры короля были вооружены до зубов. Во-первых, конечно, мушкет и два пистолета. Во-вторых, шпага на случай схватки на земле и палаш — если придётся сражаться верхом. В-третьих, дага — кинжал для левой руки, тоже для схватки на шпагах. Ну и, конечно, буйволовая перевязь, увешанная мешочками с пулями и порохом. Мушкетёры были очень стильной гвардией.
Несмотря на такие требования ко внешнему виду, вооружению и подготовке мушкетёров, за счёт казны им выдавался только мушкет. Остальное королевский спецназ приобретал за свой счёт или за счёт богатой любовницы, как Портос. Где взять денег было постоянной головной болью королевских мушкетёров.
Какими были настоящие мушкетеры: почему француженки не любили фаворитов короля
Он создал по примеру своего отца, короля Генриха IV, личную гвардию, все обязанности которых заключались именно в том, чтобы во время выездов постоянно держаться начеку и быть готовыми отстреливаться в окружении или обнажить свои шпаги за короля. Главным отличие от личной гвардии Генриха было вооружение — более современные мушкеты вместо карабинов — и хорошая подготовка. Мушкетёры короля должны были одинаково метко стрелять и лихо фехтовать. От них требовалась идеальная физическая форма и бесконечная преданность королю. Именно по этим критериям в королевские мушкетёры отбирали, во-первых, очень молодых дворян, во-вторых, из очень хороших, зарекомендовавших себя как всегда хранивших свою честь и преданностью королю семей, в-третьих, лучше с окраин — амбициозность и отсутствие связей со знатью центральной Франции были лучшей рекомендацией того, что мушкетёры на службе будут из шкуры вон вылезать.
Хотя непосредственно службу королевским мушкетёрам доводилось нести далеко не каждый день, ожидалось, что свободные дни они будут тратить на то, чтобы поддерживать форму. Возможно, именно поэтому книжный Людовик сквозь пальцы смотрит на то, что его мушкетёры нарушают запрет на дуэли — ведь смертельная схватка подготовит их к настоящему сражению за короля лучше, чем дружеские поединки. Понятно также, почему в книге на каждого из положительных героев врагам приходилось нападать скопом, чтобы одолеть — ведь королевские мушкетёры были лучшими бойцами страны, чем-то вроде спецназа по уровню крутости. Самые современные и самые модные У мушкетёров короля была самая красивая во Франции форма — по желанию самого короля.
Она представляла из себя лазоревую ярко-голубую накидку, расшитую серебряными галунами и большими белыми крестами. Крест нашивали из бархата, чтобы он красиво мерцал, и украшали золотыми королевскими лилиями на концах и алыми трилистниками в сердцевинке.
Мушкетеры — это герои одноименного романа Александра Дюма, а также исторический термин, обозначающий солдат, вооруженного мушкетом. Слово «мушкет» происходит от французского «mousquet», что означает «сквозь стену». Это было первое огнестрельное оружие, с которым можно было поражать цели на большом расстоянии.
В то время кроме мушкетов более мощного огнестрельного оружия не было, поэтому они использовались в армиях многих стран. Они представляют собой образец храбрых инастоящих джентльменов, готовых защищать свои убеждения и честь, и никогда не допускающих лжи и предательства. Слово «мушкетеры» стало синонимом смелых и отважных людей, которые готовы рисковать своей жизнью ради защиты своих убеждений и близких. Термин «мушкетер» происходит от французского слова «mousquetaire», что означает «владелец мушкета» — старинного огнестрельного оружия. В пору своего максимального расцвета, во времена правления кардинала Ришелье 1624-1642 , мушкетеры были самым престижным королевским подразделением Франции.
Из числа мушкетеров набирались лучшие воины и стратеги, которые сражались за Францию во всех крупнейших войнах того времени. В отличие от других королевских гвардейцев, мушкетеры считались элитой. Они были знатоками оружия, знали многие стили фехтования и были прекрасными наездниками. Мушкетеры охраняли короля не только на парадной, но и на сражении. Они сражались не на лошадях и не на оплоте, а на боевом поле.
По мере того, как Франция становилась все более цивилизованной, мушкетеры стали более символическими, как олицетворение тех времен, когда рыцарство и дуэли были наиболее значимыми в Франции. Несмотря на это, мушкетеры остаются одним из символов Франции, а их романы являются классическими произведениями мировой литературы. Известные источники употребления Слово «мушкетеры» было широко известно благодаря произведению Александра Дюма «Три мушкетера». Эта книга стала своеобразным символом кавалерийской эпохи Франции. Также слово «мушкетеры» используется в различных исторических передачах и фильмах.
Рассказы о бравых и отважных героях, защищающих правительственные интересы и королевскую власть, всегда будут интересны зрителям. Поэтому мушкетеры постоянно попадают на экраны мирового кинопроизводства. Еще одним источником употребления слова «мушкетеры» являются различные книги и исторические статьи, посвященные этому периоду французской истории. Многие из них пытаются достоверно воссоздать образы героев и их приключений, рассказывая о жизни в тот эпоху.
Они не выполняли таких же функций, как и при французском дворе, оставаясь всего лишь элитной частью армии. Последние взлеты и падение Мушкетеры были для французской короны и секретной службой, и влиятельным военным подразделением, и правоохранительными органами. Вскоре после основания отряда появился второй аналогичный — гвардия кардинала Ришелье. После смерти Ришелье новый кардинал, Мазарини, захотел подчинить себе мушкетеров, игравших роль противовеса кардиналу и его гвардейцам. Однако де Тревиль не захотел передать свою роту под командование племянника Мазарини. Пользуясь малолетством короля Людовика XIV, кардинал заявил, что средств у казны не хватает, и в 1646 году… распустил роту. Через 11 лет он воссоздал ее, все же отдав племяннику. Формально подчиненный кардиналу, де-факто лейтенант а затем и капитан был предан королю. Параллельно, в 1660 году, Мазарини получил в подарок от короны еще и роту «малых мушкетеров» — фактическую замену гвардейцев кардинала времен Ришелье. Людовик XIV, придя, по мере взросления, к фактической власти, забрал обратно короне обе роты — и королевскую мушкетерскую, и гвардейцев кардинала. Их реорганизовали по цвету лошадей — разделили на «Серых мушкетеров» или «больших» и «Черных» «малых». Численность обеих рот увеличили вдвое, до четверти тысяч человек в каждой. Обе активно участвовали в боевых действиях, причем в основном — в качестве кавалерии. На следующий год, в возрасте 60 лет, он погиб в отчаянной кавалерийской атаке на открытой местности, устроенной по инициативе внебрачного сына английского короля Карла II. Случилось это при осаде голландского Маастрихта, где и похоронен знаменитый гасконец. Cмотр «черных» мушкетеров, 1729 г. Художник Робер Поль Понсе Антуан, wikipedia. Самое известное из них — «война кружев» — пришлось на вторую половину XVII века.
Недостаточным было и рассеяние картечи. Поэтому для самообороны батареи в неё, кроме 8-10 кулеврин, включались 2-4 фальконета. Массовую отливку орудий под мощный заряд, но со стволом, укороченным до 12-14 калибров, удалось наладить в течение XVII века. Конница Рыцарские доспехи, правда, в основном уже как турнирное и парадное снаряжение, продолжали совершенствоваться до начала XVII века. В случае войны король по-прежнему мог рассчитывать на ополчения городов роль которых, впрочем, сводилась к защите стен и верных вассалов, выставляющих конницу. Ведь военную обязанность знати никто не отменял. Но боевое значение рыцарства уже с начала XVI века стало сходить на нет. Времена изменились. Помещики теперь подсчитывали доходы от своих имений и уже не стремились участвовать в войнах — разве что по традиции. Да и сами короли меньше всего стремились к тому, чтобы магнаты начали набирать личные армии. Но конница всё-таки была нужна. Поэтому властители начали прибегать к услугам наёмных рейтаров. В европейских языках никакой разницы между рыцарем и рейтаром нет. Её не было и на самом деле. Как рыцарская, так и рейтарская конница состояла преимущественно из бедных дворян, не имевших своих поместий. Только прежде они служили в качестве вассалов некоему крупному феодалу за натуральное довольствие, а в XVI-XVII веках за деньги — всякому, кто заплатит их. Наём рейтаров, впрочем, редко оправдывал себя. Уже с XVI века кавалерия находилась в глубоком кризисе. Длинные пики не оставляли ей шансов. Наиболее эффективный тактический приём — наезд — стал невозможным. Использовать же кавалерию для фланговых охватов в Европе не умели. Да и не годились тяжеловесные рыцарские клинья для манёвров. Восточноевропейская тяжёлая кавалерия в XVII веке сохраняла на вооружении копья так как дело с пикинёрами ей приходилось иметь редко. В целом, она была значительно боеспособнее западной Временный выход был найден в замене копий на длинные колесцовые пистолеты. Предполагалось, что всадник сможет расстреливать пехоту с безопасного расстояния в 5-10 метров. Неторопливо разъезжающая по полю боя и останавливающаяся для выстрела и заряжания конница наверняка производила неизгладимое впечатление. Но никакой пользы от неё не было. Тяжеловооружённый конный стрелок — это нонсенс. Сравнительно с азиатским всадником «огнестрельный» рейтар оказывался вдесятеро дороже и примерно в такой же пропорции хуже. Ибо преимуществами лёгкой кавалерии скоростью и массовостью не обладал. Всё более широкое применение огнестрельного оружия пехотой сделало неспешные атаки «с пистолетом наголо» и вовсе невозможными. Конницу наконец стали переводить на фланги, чтобы использовать для нападения с холодным оружием на лёгкую пехоту врага. Но и там она не добивалась успеха, как вследствие медлительности, так и потому, что… рейтары скверно ездили верхом! В атаку конница устремлялась шагом, в лучшем случае рысью. Тесно связанная с искусством конного боя «рыцарская» культура Западной Европы пришла в упадок. Не существовали уже орденские и королевские конные школы, в которых рыцарей учили атаковать клином. Между тем движение «стремя к стремени» галопом и конная рубка требуют хорошей подготовки как всадников, так и лошадей. Рейтарам негде было её приобрести. У всадников начала XVII века даже не имелось оружия, которым они могли бы пользоваться в движении. Кавалерийская шпага, конечно, была длиннее и тяжелее пехотной, но разрубить шлем ею было нельзя. Попытка же колоть противника с наскоку чревата не только потерей клинка, но и переломом запястья. Ядро Так как ядра из камня высекали каменотёсы, а не скульпторы, геометрической строгостью формы они не отличались «Крепким орешком» для артиллеристов XVI-XVII веков стала проблема снаряда. Каменные ядра, бывшие в употреблении в средние века, уже не соответствовали духу времени. Будучи выпущенными из кулеврины, они при ударе о землю раскалывались и рикошета не давали. Обмотанные верёвкой железные болванки летели намного дальше, но очень неточно.
9 занятных фактов о мушкетерах, о которых умолчали в романах и фильмах
Три мушкетера» — это классический роман французского писателя Александра Дюма, в котором рассказывается история трех мушкетеров и их молодого друга, живших в 17 веке. Королевские мушкетеры — личная гвардия короля Людовика XIII, увековеченная в легендарном произведении А. Дюма «Три мушкетера». Русск. мушкетёр (также в форме мушкетир) — с XVIII века, заимств., вероятно через нем. Для Екатеринбурга таким символом стали, что удивительно, мушкетеры. Пехотный полк квартировал в городе на Исети с конца XVIII века до 1807 года, сообщает "Уралинформбюро". Согласно историческим справкам, мушкетеры – это род войск французской армии.
Настоящие мушкетеры, какими они были?
Картина Робера Поля Понсе Антуана, 1729. В 1746 г. В конце царствования Людовика XV 1774 королевские мушкетёры насчитывали 454 человека; сразу же после его смерти они были ликвидированы из соображений финансовой экономии, в ходе начавшейся военной реформы 15 декабря 1775 г. Попытки восстановления и окончательный роспуск королевских мушкетеров[ ] Униформа королевских мушкетеров в 1660-1814 гг. Впоследствии делались две кратковременные попытки восстановить эту часть: в 1789 году распущена после падения монархии, в ноябре 1792 и в начале Реставрации, 6 июля 1814 года. Однако мушкетеры, вновь набранные из эмигрантов и вообще наиболее воинственных легитимистов прежде всего бывших солдат Конде и вандейских повстанцев были окружены в армии, состоявшей из наполеоновских ветеранов, такой всеобщей ненавистью, что это встревожило и Людовика XVIII. С 1 января 1816 г. Униформа[ ] Мушкетеры имели голубой плащ, на котором гордо красовался серебряный крест c геральдической лилией, охваченной пламенем.
В то время как одежда, носимая под плащом, изменялась в соответствии с капризами моды, плащ сохранил свой первоначальный вид почти до 1660 г. Мушкетеры несли караульную службу в Лувре как верхом на лошадях, так и пешими. Другая гвардия — гвардейская рота кардинала Ришелье — была одета в красные с белым плащи того же покроя, которые также имели крест. Знаменитые королевские мушкетёры[.
Это вопрос очень спорный. Что действительно бесспорно и что нашли исследователи — миледи, роковая женщина и одна из главных темных гениев этой книги, вокруг которой крутится масса интриг, живет по адресу, который на самом деле принадлежал Гюго.
Это указано в тексте книги достаточно откровенно — особенно учитывая, что в XVII веке не было нумерации домов. А Дюма указывает улицу и номер дома, где жил Гюго и где сейчас в Париже находится его музей. И для него, конечно же, было очень важно представить своего персонажа в какой-то особый момент. Мы заходим вместе с Бонасье малоприятный персонаж в кабинет — и, как пишет Дюма, видим: «У камина стоял человек среднего роста. Хотя при нем не было шпаги, все же он походил на военного, а легкая пыль на его сапогах указывала, что он в этот день ездил верхом». А дальше Дюма говорит, что это был кардинал де Ришельё, но вы его никогда не узнаете.
Потому что у нас принято его изображать по-другому. Достаточно странная ситуация. Потому что для Альфреда де Виньи это абсолютно, стопроцентно кровопийца. Дюма выстраивает свой образ великого кардинала, отталкиваясь от того изображения, которое было в романе Альфреда де Виньи. Отталкиваясь не только в художественном смысле, но и в смысле политическом. Ему очень важно показать кардинала как активного, бодрого и чрезвычайно подвижного политика.
У Дюма кардинал почти все время находится в движении. Он едет, он пробирается, крадется… Его встречают, на него наталкиваются — и так далее. Ришельё, как мы помним, является не только министром, он является принцем Церкви — а значит, должен быть одет соответствующим образом. И он думает: «Это, наверное, либо секретарь, либо поэт». Дюма абсолютно осознанно убирает это из текста книги. С выяснением отношений между духовной властью и светской, с вопросом, который был актуален и в XVII веке: насколько духовные власти должны быть подчинены папе римскому, а не французскому королю.
В Англии британский король стал главой Церкви, но некоторое движение в эту сторону было и во Франции. Франция тоже хотела не то чтобы совсем освободиться от ватиканского престола, но добиться большей независимости. Зона политики — это исключительно зона светская, и вопросы духовные здесь неуместны. Это два персонажа, которых невозможно и до сих пор не получается разделить. Он не был таким бодрячком, каким его изображает Дюма, тут Альфред де Виньи был намного более прав, потому что Ришельё страдал множеством недугов и не очень мог участвовать в военных кампаниях, хотя ему приходилось это делать. Его действительно в последние годы жизни носили на носилках, потому что он не переносил тряски: у него были дикие боли.
Рота получила штандарт с изображением двенадцати оперенных дротиков острием книзу и девизом: "Alterius Jovis altera tela" "Такой же Юпитер, такие же стрелы". Ботфорты полагались чёрной кожи, шляпа — чёрная с белыми перьями. Голубые плащи-казакины были заменены в 1688 г. К концу царствования Людовика XIV каждая рота имела по штату 250 рядовых, капитан-лейтенанта, 2-х сублейтенантов, 2-х ансэней, 2-х корнетов, 2-х aide majors буквально "старший помощник", низший офицер , 8 вахмистров, 4-х бригадиров, 16 суббригадиров, 1 знаменщика, 1 штандартоносца, 1 comissaire a la conduire, 1 священника, 1 фурьера, 9 хирургов, 1 аптекаря, 1 кузнеца, 1 седельщика и 3-х казначеев. Обязанности майора в роте как правило выполнял её командир, хотя теоретически их могли выполнять и другие офицеры.
В эту эпоху мушкетёры являлись уже ближними телохранителями короля, несшими службу в королевских покоях; в боевом же использовании, они окончательно превратились из ездящей пехоты в кавалерию. К концу царствования они получили на вооружение ружья, хотя мушкеты по традиции некоторое время ещё использовались на смотрах. Картина Робера Поля Понсе Антуана, 1729. В 1746 г. В конце царствования Людовика XV 1774 королевские мушкетёры насчитывали 454 человека; сразу же после его смерти они были ликвидированы из соображений финансовой экономии, в ходе начавшейся военной реформы 15 декабря 1775 г.
Попытки восстановления и окончательный роспуск королевских мушкетеров[ ] Униформа королевских мушкетеров в 1660-1814 гг. Впоследствии делались две кратковременные попытки восстановить эту часть: в 1789 году распущена после падения монархии, в ноябре 1792 и в начале Реставрации, 6 июля 1814 года.
В-третьих, дага — кинжал для левой руки, тоже для схватки на шпагах. Ну и, конечно, буйволовая перевязь, увешанная мешочками с пулями и порохом. Несмотря на такие требования ко внешнему виду, вооружению и подготовке мушкетёров, за счёт казны им выдавался только мушкет. Остальное королевский спецназ приобретал за свой счёт или за счёт богатой любовницы, как Портос.
Где взять денег было постоянной головной болью королевских мушкетёров. И провёл ряд значительных реформ. Теперь это была одновременно гвардия из очень молодых с замечательной реакцией людей и нечто вроде военной академии. В мушкетёры стали брать с шестнадцати-семнадцати лет, и через четыре года, получив офицерское звание, гвардеец шёл в любое другое армейское подразделение — там его принимали с раскрытыми объятьями. Конечно, самые искусные и умные оставались в королевских мушкетёрах. Во-вторых, он, наконец, решил вечно больной для молодых мушкетёров вопрос, где жить, построив «Отель мушкетёров» — то есть нечто вроде хорошего общежития.
В-третьих, в роте завели собственных хирурга и аптекаря, что позволяло оперативно получать помощь при ранениях, а не бегать по городу в поисках свободного хирурга.
Дмитрий БУРУКИН: "Мушкетеры - королевский спецназ!"
Что такое (кто такой) "Мушкетеры". При таком подходе мушкетеры были необычайно эффективны и к середине XVI века составляли до 50% регулярных войск практически всех армий Европы. Мушкетеры ездили верхом исключительно на «серебряных», то есть серых или белых, лошадях.
Мушкетер наименьшего действия
Три мушкетера» — это классический роман французского писателя Александра Дюма, в котором рассказывается история трех мушкетеров и их молодого друга, живших в 17 веке. В этом выпуске окинем кратким взглядом историю Франции и расскажем о жизни и деятельности элитного военного подразделения мушкетеров, которое играло важную роль в политической и социальной жизни страны. Мушкетеры: что это значит и кто они были. Кто такие мушкетеры? Кто становился мушкетером? Прототипы героев романа Дюма "Три мушкетера" и что в романе правда, а что вымысел? Автор и ведущий программы, историк Сергей Виватенко. У мушкетера была перевязь с 12 натрусками (от глагола натрусить – насыпать): в одной была пороховая мякоть для передачи огня заряду, а в остальных – сами заряды.
Откройте свой Мир!
Я намеренно употребил слово «эссе», потому как его сочинение не было математическим исследованием. Он лишь в общих чертах описал конструкцию популярных тогда гитар, лютней и арф, сопроводив описание велеречивыми философскими пассажами и сентенциями типа: «... Мы увидим, что время облачило музыкальные инструменты в формы, предписанные физикой». Тем не менее сочинение было с благосклонностью принято жюри и даже парижскими газетами. Видимо, и тут не обошлось без содействия друзей.
Место адъюнкта Мопертюи получил. Адъюнкт Мопертюи должен был заниматься геометрией, но его всё больше привлекало новомодное исчисление бесконечно малых, разработанное независимо Ньютоном и Лейбницем у них шла жестокая борьба за приоритет. Немного разобравшись с началами дифференциального исчисления, в 1726 году он пишет короткую работу «По вопросу о максимумах и минимумах», в которой демонстрирует, что в состоянии решать задачи на экстремум. В то время в среде натурфилософов шла оживленная дискуссия о vis viva, «живой силе», как окрестил ее Лейбниц.
Последователи Рене Декарта — а таких во Франции было, естественно, большинство — полагали, что в механических процессах сохраняется количество движения, mv, тогда как сторонники Лейбница настаивали на сохранении «живой силы», mv2. В 1724 году Парижская академия пообещала приз за ответ на следующий вопрос: «Каковы законы, согласно которым приведенное в движение идеально твердое тело вынуждает двигаться подобное же тело, с которым оно сталкивается в покое или в движении, в пустоте или в некой среде? После этого дискуссия развернулась с новой силой, потому как Бернулли продолжал настаивать на своей правоте и обретал всё больше сторонников. В самый разгар этого высокоученого спора не принимавший в нем явного участия Мопертюи вознамерился в мае 1728 года съездить на ту сторону Ла-Манша, пообщаться с членами Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе и заодно решить, чем ему заниматься дальше.
Там он был покорен ньютоновской картиной мира. Оформившись зарубежным членом общества видимо, тогда это было проще, чем теперь, а членские взносы ему было чем платить , спустя три месяца Пьер Луи вернулся в Париж и стал нести идеи Ньютона в широкие массы научной общественности. Мопертюи настаивал, что можно оставаться верным сыном отечества, не следуя слепо воззрениям физиков своей страны. Критиковать их требовало большого мужества, которым он обладал в полной мере».
Но в Париже ему не сиделось, и уже в сентябре следующего года он отправился к Иоганну Бернулли в Базель, чтобы получше изучить математику под руководством мэтра. Он быстро вошел в семью талантливых Бернулли и особенно очаровал Иоганна. Видно, было в Пьере Луи какое-то особое обаяние; у французов есть для таких людей слово charmeur. Основательно подковавшись в математике, в сентябре 1730 года он вернулся в Париж.
В своей академии Мопертюи продолжил заниматься малозначительными задачами из теории кривых, время от времени представляя статьи, которые предварительно посылал на просмотр и правку Бернулли. Так он поступал на протяжении нескольких лет, вплоть до кончины базельского математика в 1748 году. Заметного следа эти работы не оставили. И тут ему на глаза попалась статья Жака Кассини, в которой тот утверждал, что Земля имеет форму веретена, то есть сужается к полюсам.
Из теории же Ньютона следовало, что Земля у полюсов должна быть приплюснута. Соотечественники были склонны доверять Кассини, тем более что он ссылался на результаты геодезических измерений, тогда как рассуждения Ньютона были умозрительными и опирались на его теорию всемирного тяготения, к которой французы продолжали относиться с подозрением. Мопертюи решил заняться этой проблемой подробнее и, не принимая ничью сторону заранее, рассмотрел общую задачу о вращении жидкого тела под действием сил притяжения, произвольно изменяющихся с расстоянием, а не обязательно обратно пропорционально квадрату расстояния. Он установил, что, вне зависимости от типа сил притяжения, на экваторе должно появляться утолщение.
Бернулли ошибок не нашел, но общий вывод ему не понравился, так что Мопертюи даже в шутку назвал его в письме «врагом притяжения». Опасаясь враждебного приема на родине, Мопертюи перевел свою работу на латынь и отправил для публикации в Лондонское королевское общество. В Парижской академии он вместо этого напечатал статью об анатомии и ядовитых свойствах скорпионов. Медленно, но верно Мопертюи двигался вверх по служебной лестнице и в 1735 году стал заместителем директора Парижской академии наук.
Особенно коллегам приглянулась его работа 1732 года «О формах небесных тел». Он продолжал блистать в кафе и салонах, где в конце концов познакомился с Франсуа-Мари Аруэ, более известным под именем Вольтера. Пьер Луи очаровал и его, а заодно и завербовал в поклонники Ньютона. Потрясенный открывшейся перед ним новой, грандиозной картиной мира, Вольтер поспешил устроить Мопертюи наставником своей любовницы, чтобы та смогла освоить математику и тоже приобщиться к трудам Ньютона.
Вот уж в ком жизненная сила била ключом! Эмили дю Шатле Об этой даме на Западе написаны тома, и она того вполне заслуживает. Здесь же придется ограничиться лишь отрывочными сведениями. Эмили дю Шатле придерживалась весьма прогрессивных взглядов — как в науке, так и в морали.
Родив мужу-маркизу трех сыновей, она решила, что выполнила супружеский долг и может пожить в свое удовольствие. Постоянно разъезжавший муж не возражал при условии соблюдения приличий, потому Вольтер, двенадцатью годами старше Эмили, проходил как друг семьи. Впрочем, он был не первым и не единственным ее любовником. Она уже успела вскружить головы весьма высокопоставленным персонам, в том числе маршалу Франции герцогу Ришелье.
Вскоре и занятия с Мопертюи переросли в роман. Поначалу Вольтер вроде бы отнесся к этому спокойно, и даже ходили слухи, что они мирно уживались втроем, но вскоре эта идиллия закончилась. Как Вольтер стал расправляться с соперником и чем это кончилось, будет рассказано ниже, а пока — еще несколько слов об Эмили. Она оказалась способной ученицей и под влиянием Мопертюи и Вольтера сильно увлеклась Ньютоном.
И не просто увлеклась, а взялась за перевод «Математических начал натуральной философии» с латыни на французский, который в итоге и сделала. Забегая вперед, скажу, что ее работа по сей день остается единственным переводом этого фундаментального труда Ньютона на французский. Гравюра из французского перевода «Математических начал натуральной философии» Дабы облегчить чтение этого действительно трудного сочинения достаточно сказать, что все математические утверждения там доказаны геометрическими методами , Вольтер с возлюбленной предварили его обширным вступлением в 25 главах, где сравнительно простым языком объясняли мысли великого ученого. Это вступление предваряла аллегорическая гравюра, на которой любовники не забыли изобразить друг друга.
Пока абстрактный переводчик трудится над текстом, босой Вольтер, подобно Творцу, сидит на возвышении, с небесной сферой и циркулем в руках, любуясь своей музой Эмили, которая в окружении купидонов освещает его отраженным светом по-видимому, учения Ньютона. Можно лишь добавить, что, несмотря на других любовниц, Эмили оставалась его избранницей до самой своей смерти в 1749 году, в возрасте 43 лет. Безутешный Вольтер пережил ее почти на 30 лет. Работа Мопертюи «О формах небесных тел» широко обсуждалась в Парижской академии наук, и вскоре было решено перейти от разговоров к вещам сугубо практическим.
Нужно было проверить, кто же прав — Кассини с его веретеном или Мопертюи с его приплюснутым эллипсоидом вращения. Для этого было решено направить к экватору и к полярному кругу две экспедиции с заданием измерить отрезки дуг по меридиану и по параллели. Экспедицию на север, в Лапландию, поручили возглавить Мопертюи, что было вполне логично — всякая инициатива наказуема, и так было во все времена.
На самом деле все было не так просто. Фото: pulse. При этом книжный герой был отнюдь не лапочкой. Его друзья ничуть не лучше. Атос — мизантроп, алкоголик, убийца собственной супруги, азартный игрок, проигравший имущество лучшего друга. Портос — альфонс, аферист и садист, который убивал крестьян просто от скуки. Арамис — убил человека, который помешал ему стать священником иронично.
Вот такие замечательную люди в литературной первооснове. Но романы романами, а мы вернемся к реальности. Политическая жизнь во Франции бурлила как гейзер. Фото: goodfon. Это как раз то время, когда в Европе продолжаются Религиозные войны, в том числе печально известная Тридцатилетняя война 1618-1648 годов. И хотя гугенотов порезали в прошлом веке в ходе Варфоломеевской ночи в 1572 году, спокойнее на внутриполитической арене французского государства не стало. Хотя Франция и была на тот момент абсолютистской монархией, король в ней был далеко не единственным столпом политической силы. Многочисленная знать по-прежнему тянула одеяло на себя, так как интересы короля и страны нередко расходились по чисто экономическим вопросам с интересами аристократии.
Характер Атоса — графа де ла Фер — Дюма, как полагают его биографы, списал с Адольфа де Левена, который был его наставником и воспитывал его сына. Рассказывали, что де Левен производил впечатление холодного и замкнутого человека, но за друзей готов был отдать жизнь.
Портос Алексей Макаров в роли Портоса. Он отличается недюжинной силой, любит земные радости вроде выпивки, вкусной еды и красивых женщин. В реальности прототипом добродушного толстяка Портоса являлся Исаак де Порто — правда, от него Дюма взял, главным образом, имя, ну и еще некоторые моменты биографии. Исаак де Порто происходил из рода дворян-протестантов. Авраам Порто, его дед, как говорят документы, был поставщиком птицы при дворе Генриха Наваррского. Ему пришлось бежать из Португалии в Наварру и принять протестантизм, так как в Португалии начались гонения на его соотечественников-евреев. В романе Портос является королевским мушкетером, что по умолчанию свидетельствует о его высоком происхождении и достаточном богатстве: ведь элитной роте мушкетеров из королевской казны покупали только мушкеты, а все остальное — коня, сбрую, шпагу, одежду и даже личного слугу — они оплачивали из собственного кармана. Впрочем, Дюма рассказывает о нежных отношениях Портоса с некой замужней дамой — госпожой Кокнар, женой адвоката, которая и помогает ему приобрести все необходимое. Реальный Исаак де Порто был в семье младшим из троих сыновей.
Из тех и других в 1600 году он и сформировал конную роту своей личной охраны. Чтобы стать «королём всех французов», Генрих IV принял католичество. Но, например, для парижан он оставался чужаком и, конечно, нуждался в надёжной охране, которая формировалась именно из земляков, которые частично приняли католичество, частично оставались гугенотами, но, во всяком случае, их благополучие было неразрывно связано с династией Бурбонов. Французских гугенотов, кстати, тоже не обидели, предоставив юго-западным провинциям широкое самоуправление, а крепость Ла-Рошель стала чем-то вроде столицы автономного государства. В 1610 году короля Генриха IV убили. Самовластье итальянца французскую знать не устраивало, поэтому был организован заговор, решающую роль в котором сыграл Николя де Витри, капитан королевской конной гвардии. Людовик XIII начал править самостоятельно, передоверив повседневную государственную деятельность кардиналу Ришельё, своему первому министру. Служить за 300 ливров В 1622 году король решил реорганизовать свою личную гвардию. Входящие в неё подразделения именовались так называемым Королевским домом и были перевооружены с упором на огнестрельное оружие. Мечи окончательно уступили место шпагам, исчезли шлемы и кирасы. Элитная рота конной гвардии стала считаться пехотной и получила мушкеты, вес которых к тому времени благодаря проведённым модернизациям уменьшился с 8-10 до 5-6 килограммов. Однако для несущих службу в основном при дворе гвардейских подразделений пики были неактуальны. Такое оружие предназначалось для противостояния атакам крупных масс конницы. А что делать таким конным массам в Париже? Поэтому на вооружение гвардейцы получили мушкеты и шпаги. И ещё самая приближенная к королю рота наследница подчинённых Витри обрела характерную униформу — короткие лазоревые плащи, с нашитыми спереди, сзади и на боковых лопастях белыми крестами с золотыми королевскими лилиями на концах и алыми трилистниками на перекрестьях. Плащ и мушкет выдавались за казённый счёт, но лошадь и прочее вооружение мушкетёр должен был покупать сам. Годовое жалование составляло 300 ливров, что уступало годовому доходу ломового извозчика. Добавим сюда расходы на слугу, который обязательно должен был иметься у благородного господина. А все бойцы королевской мушкетерской роты были именно дворянами. В общем, не имея собственных доходов, свести концы с концами было непросто.
Мушкетеры: что это значит и кто они были
статья посвящена одной из наиболее крупных, но малоизвестных в России молодежных организаций российской эмиграции в Маньчжурии в 1920–1940х гг — Союзу Мушкетеров. Новости Руководство Структура Служба Образование Наука Документы Энциклопедия Мультимедиа Контакты. Во времена трёх мушкетёров игра в бильярд происходила на столах, не отличающихся внушительными размерами. часть, носившая название «королевские мушкетёры, которая комплектовалась из дворян и составляла охрану короля (те самые мушкетёры – герои Дюма). Всё верно: и гвардейцы, и мушкетёры несли службу непосредственно при дворе короля. МУШКЕТЁРЫ (франц. mousquetaire, от mousquet – мушкет), 1) воины, имевшие на вооружении мушкеты; 2) разновидность пехоты в армиях Зап.