Легендарный первый полёт человека в космос, осуществлённый 12 апреля 1961 года — великое событие не только для СССР и его правопреемницы России, но и для всего мира.
Сегодня отмечается 63-я годовщина полета Юрия Гагарина в космос
Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало 50 лет назад самой цитируемой новостью в мире, передает ИТАР-ТАСС. Ровно 55 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком, который совершил полет в космос — на корабле «Восток-1» он облетел вокруг Земли. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым в истории человеком, совершившим полет в космос.
12 АПРЕЛЯ — ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ «ГАГАРИНСКИЕ СТАРТЫ»
В 2024 году, 12 апреля, Россия празднует первый полёт человека в Космос, который совершил Юрий Алексеевич Гагарин 63 года назад, а также День космонавтики. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым в истории человеком, совершившим полет в космос. О полете первого человека в космос в тот день узнал весь мир. Спустя два дня после приземления по личной инициативе Никиты Хрущева прошла торжественная встреча первого космонавта на Красной площади.
Поиск по сайту
- Гагарин Юрий Алексеевич — краткая биография, жизнь и творчество | Узнай Москву
- История первого полета человека в космос: полёт Гагарина 12 апреля 1961 года
- 12 апреля 1961 года. Легендарное: «Поехали!»
- «Поехали!»
- День космонавтики (10 малоизвестных фактов о полёте Юрия Гагарина)
- Сегодня отмечается Международный день полета человека в космос
2. Что за аппарат был Восток-1?
- 12 апреля 1961 года. Легендарное: «Поехали!»
- Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века
- Первый полёт человека в Космос был совершен 63 года назад
- Подвиг и жизнь Юрия Гагарина: 89 лет со дня рождения первого космонавта
90 лет со дня рождения Юрия Гагарина: как был осуществлён первый полет в космос?
При проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлён в запланированное время. Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи! Дело в том, что до Гагарина никто не имел чёткого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблём плотных слоёв атмосферы при спуске.
Поэтому Гагарин, как всякий лётчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу — рабочий момент, который происходит при каждом полёте. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин. Известные кадры съёмки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королёва на командном пункте — это имитация, сделанная в более поздний период. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит — в момент реального старта им было просто не до этого.
Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королёва повторять те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года. На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: на высоте 1500 метров пилот катапультировался.
В рамках мероприятия Соколову Ю. Цицина РАН, организатору установки памятного знака у дома Гагариных в д. Клушино Гагаринского района, была передана земля с малой родины Юрия Гагарина для церемонии открытия 14 апреля в рамках празднования 85-летия со дня рождения Юрия Гагарина в городе Ираклион на греческом острове Крит парка, названного в честь первого покорившего космос человека.
Причины того, что Гагарин сказал так вместо уставной фразы «Экипаж, взлетаю», точно неизвестны.
По одной из версий, «Поехали! Впрочем, здравого смысла в этом слове было больше, чем хулиганства, — кроме самого Гагарина, других членов экипажа на борту «Востока» не было. Текст письма публиковался не раз. В нем космонавт сообщает, что техника подвести не должна, однако «бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею». При этом Гагарин просит супругу воспитать дочерей и, если уж так случится, устроить и свою личную жизнь. Свой полет он посвятил «людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке». В тот раз письмо не пригодилось.
Оно было передано вдове Юрия Гагарина спустя 7 лет, в марте 1968 года, после гибели летчика в авиакатастрофе. Первый полет человека в космос длился 108 минут. Впрочем, у космонавта был код, позволяющий разблокировать ручное управление кораблем. Причина, по которой Гагарину не доверили управление кораблем, по словам экспертов, крылась в психологии.
По техническим критериям, ракета считается надежной, если подряд было не менее восьми успешных запусков. Но по отношению к кораблю «Восток» этот стандарт явно не выдерживался.
Всего три удачных полета из семи попыток — этого, конечно, было явно мало. Но американцы тоже готовили пилотируемый полет. И наши специалисты тревожились: вдруг обгонят? Не менее важным был вопрос, сохранит ли космонавт работоспособность в условиях полуторачасовой невесомости, эмоционального напряжения, «пребывания один на один с Вселенной». Некоторые специалисты, в том числе и весьма авторитетные, говорили о возможности помутнения рассудка космонавта. Конструкторы выбрали такую схему, при которой корабль должен был совершить полет полностью в автоматическом режиме.
Пилоту вообще не требовалось прикасаться к ручкам системы управления. Но как быть в случае отказа аппаратуры? Тут, понятно, пилот должен взять управление на себя. Для этого ему требовалось доказать, что он в ясном уме и твердой памяти. Система управления кораблем была «закрыта» от него кодовым замком. Космонавту необходимо было достать из бортовой документации запечатанный конверт, вскрыть его, прочитать код, состоящий из трех цифр, — 125, и набрать их на пульте.
Только тогда включалось питание в системе ручного управления. В стремлении максимально подстраховаться конструкторы пошли еще дальше. По их замыслу, даже если бы отказал тормозной двигатель, все равно корабль должен был сам вернуться на Землю через 5-7 суток. Орбита специально выбиралась очень низкой с таким расчетом, чтобы «Восток», задевая верхнюю атмосферу, постепенно замедляя скорость, вошел в плотные слои и совершил баллистический спуск. Правда, корабль при этом мог сесть и в океане, и в горах Южной Америки, и в Казахстане... Но все-таки «Восток» должен был вернуться в течение недели.
Однако после старта стало ясно, что на этот аварийный вариант рассчитывать уже не приходится. Из-за ошибки прибора, измерявшего скорость, траектория «Востока» в апогее оказалась на 40 километров выше расчетной. И при отказе тормозного двигателя спуск корабля на Землю с такой высоты произошел бы только через 15-20 суток. Система жизнеобеспечения не была рассчитана на столь длительный срок. Иными словами, при таком варианте у Юрия Гагарина не оставалось ни одного шанса на спасение». Небывалые риски Гигантские риски представлял в ту пору сам старт, начиная с того момента, когда Гагарин занял место в кабине.
Самый ответственный этап — предстартовый отсчет времени и первые секунды подъема. В случае возникновения аварии на этом этапе например, пожара в ракете Гагарину предстояло катапультироваться на высоте всего несколько десятков метров. Риск был бы огромный: космонавт должен приземлиться рядом с еще не стартовавшей или немного поднявшейся и рухнувшей ракетой, взрыв которой, скорее всего, уничтожил бы и его, и спасателей. Забегая далеко вперёд, замечу, что на смену «Востокам» пришел корабль «Союз», оснащенный специальной системой аварийного спасения САС. И эта система действительно спасла жизнь двум космонавтам. Мгновенно включились двигатели САС, расположенные на вершине ракеты.
Они подняли кабину с космонавтами ввысь и отвели спускаемый аппарат в сторону. Затем кабина плавно опустилась на достаточном удалении от пылающей ракеты. Страшно подумать, что было бы в подобной ситуации с Гагариным. Но, слава Богу, старт прошёл штатно. Полёт проходил тоже в целом нормально, хотя если вникнуть, то, несомненно, в крайне жёстких условиях. При наборе скорости перегрузки возросли до 4 единиц вес Гагарина при этом увеличился с 70 почти до 300 килограммов.
Специалисты, следившие за физическим состоянием пилота, зафиксировали, что его пульс участился с обычных 64 ударов в минуту до 150. Так быстро еще никто не летал. Впервые Гагарин испытал явление реальной невесомости. Всё это не могло не давить на психику. Но первый космонавт крепко держал себя в руках. Все 90 минут полёта он не только отвечал на вопросы специалистов ЦУПа, но и вёл бортовой журнал.
Он писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом, чётко фиксируя всё, что видел и слышал. Стиль и почерк были идеальны, что свидетельствовало о спокойствии, уверенности космонавта и отсутствии в его душе малейшего страха. Проблемы начались на завершающем этапе. Вот как писал об этом впоследствии Гагарин в техническом отчёте: «В точно заданное время прошла... Я почувствовал, как заработала ТДУ тормозная двигательная установка — С. Через конструкцию ощущался небольшой шум.
Я засек время включения ТДУ. Включение произошло резко. Время работы ТДУ составило точно 40 секунд. Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок, и корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Все кружилось.
То вижу Африку над Африкой произошло это , то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Разделения нет. Я знал, что, по расчету, это должно было произойти через 10—12 секунд после выключения ТДУ.
По моим ощущениям, больше прошло времени, но разделения нет... Я решил, что тут не всё в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Прикинул, что всё-таки сяду, тут еще всё-таки тысяч шесть километров есть до Советского Союза. Потом тысяч восемь километров до Дальнего Востока.
Где-нибудь сяду. Шум не стоит поднимать. По телефону, правда, я доложил, что ТДУ сработала нормально, и доложил, что разделения не произошло. Как мне показалось, обстановка не аварийная, ключом я доложил: «ВН» - всё нормально. Лечу, смотрю — северный берег Африки, Средиземное море, всё чётко видно.
Гагарин Юрий Алексеевич
Гагарин Юрий Алексеевич. Большая российская энциклопедия | 12 апреля 1961 г.12 апреля 1961 г. Гагарин впервые в мире совершил полёт в космос – на космическом корабле «Восток», облетел земной шар за 1 ч 48 мин и благополучно вернулся на Землю. |
День космонавтики – 2023: история полета Гагарина в цифрах / Известия | Афиши в Одессе в день полета Юрия Гагарина в космос, 12 апреля 1961 года. |
День космонавтики 12 апреля: история праздника
60 лет полету Юрия Гагарина в космос | Первый полет человека открыл путь для дальнейших исследований космоса и вдохновил многих молодых людей по всему миру стремиться познать тайны Вселенной. |
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос | 12 апреля Международный день полёта человека в космос 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. |
Сегодня отмечается 63-я годовщина полета Юрия Гагарина в космос | После полета в космос Гагарин активно занимался международной общественной деятельностью. |
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
Советский Союз не собирался скрывать информацию о полете первого человека в космос вне зависимости от исхода полета. Первое — торжественное на случай успешного полета. Второе — на случай, если корабль с космонавтом приземлиться не в заданном районе и не на территории СССР. Это сообщение должно было предупредить страны, что на их территории может приземлиться космонавт и ему понадобится помощь. К счастью для Юрия Гагарина и для всех нас, первый полет в космос завершился успешно. Жители Земли услышали 12 апреля 1961 года торжественное обращение ТАСС, которое ознаменовало собой новый этап космической эры человечества. Как родилась знаменитая фраза «Поехали!
Ёмкая фраза очень быстро превратилась в настоящий символ, который олицетворял собой новую, космическую эру в истории всего человечества. Существует несколько версий того, откуда именно взялась данная фраза, но все эти версии объединяет летчик-испытатель Марк Галлай, который был методистом и инструктором первого отряда советских космонавтов. При взлёте Марк Галлай вместо уставной фразы «Экипаж, взлетаю! Возможно, именно это побудило Гагарина произнести фразу, ставшую в итоге знаменитой. В конце 2020 года «Роскосмос» даже решил запатентовать знаменитую фразу Гагарина «Поехали! Это понадобилось госкорпорации, чтобы защитить фразу патентом и предотвратить недобросовестную конкуренцию.
В «Роскосмосе» надеются таким образом защитить известную фразу от тех предпринимателей, кому «чуждо правовое поле и историческая память».
Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, после чего спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории, то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что космонавт некоторое время испытывал серьёзное затруднение с дыханием. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься в ледяную воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполётная подготовка - управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:53 на 106-й минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное.
Запуск первого космонавта планеты Юрия Гагарина стал возможен во многом благодаря Сергею Павловичу Королеву - одному из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигуре в освоении человеком космоса, основателю практической космонавтики. За подготовку первого полёта человека в космос С. Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.
У Юры было два брата — старший Валентин и младший Борис, а также старшая сестра Зоя. Отец Юрия, Алексей Иванович, любил мастерить из дерева различные поделки и научил этому мастерству своих детей. В шестилетнем возрасте Юра пошел в школу. Мальчик проучился всего год, когда грянула Великая отечественная война. Фашисты захватили многие советские города и деревни, в том числе, и Клушино.
Поэтому о дальнейшей учебе в школе маленькому Юре пришлось забыть. Когда Гагарин вырос и стал знаменитым, он предпочитал не вспоминать о тяжелом времени оккупации. Когда фашисты отступали, они угнали Зою и Валентину Гагариных в Германию. К счастью, им удалось вернуться оттуда живыми. Юрий Гагарин в детстве Деревню, где жили Гагарины, освободили в 1943 году. Когда война закончилась, Гагарины перебрались в Гжатск. Там мальчик продолжил свою учебу. Мальчик был очень любознательным и способным.
У него было очень много увлечений, например, фотография, музыка и пр. После окончания шестого класса школы Юра решил переехать в столицу, где было намного больше возможностей для его дальнейшего развития. Родители юноши были не слишком довольны таким решением и пытались его отговорить, однако Юрий своего решения не изменил и в пятнадцатилетнем возрасте переехал в Москву. Подросток поселился у столичных родственников и поступил на учебу в ремесленное училище. Параллельно он учился в московской школе рабочей молодежи, уже в седьмом классе. В это время он начал играть в баскетбол, в скором времени став капитаном команды. Через несколько лет Гагарин переехал в Саратов, поступив на учебу в местный индустриальный техникум. В Саратове Юрий впервые оказался в клубе авиалюбителей.
В клубе читались доклады людей, ставших основателями космонавтики. Впервые познакомившись с выкладками Циолковского , молодой человек влюбился в небо и решил связать свою жизнь с авиацией. Юрий Гагарин в юности Выпустившись из техникума, Юрий уже имел на своем счету несколько полетов на небольшом учебно-тренировочном самолете. Через пару месяцев после окончания техникума Гагарин был призван в Чкаловское военное авиаучилище для прохождения службы в армии. Во время учебы у Юрия возник конфликт с однокурсниками, который едва не закончился трагически. Гагарин был помощником командира взвода. Он очень строго относился к дисциплине, а некоторых сокурсников такое положение дел не устраивало. Они решили проучить юношу и жестоко избили его ночью.
В результате этого Юрий попал в больницу, где ему пришлось провести целый месяц. Вернувшись на службу, он остался таким же строгим и требовательным, как и до избиения. Сломить боевой дух будущего космонавта хулиганам не удалось. Во время учебы Гагарину удавалось успешно справляться со всеми заданиями, за исключением посадки самолета. Управляемое курсантом воздушное судно все время «клевало носом». В училище к обучающимся предъявлялись чрезвычайно строгие требования, поэтому Гагарина решили отчислить. Юрий был невероятно огорчен этим решением, так как без неба уже не представлял своей дальнейшей жизни. К счастью, начальник летного училища, который все время пытался понять, почему его лучший курсант не может освоить посадку самолета, предположил, что неудачи объясняются маленьким ростом молодого человека.
Юрию предоставили последний шанс, и юноша его блестяще реализовал.
Пошел он по стопам своего отца в плане профессии, решив продолжить ремесленное дело. В 1927-м году, спустя три года после рождения Валентина, у пары рождается дочь Зоя Алексеевна Гагарина. И вот в семье появляется третий ребенок Юрий Алексеевич Гагарин.
Буквально сразу после рождения родители запрягли конную повозку и привезли малыша домой, чтобы как можно быстрее познакомить его со своим старшим братом и сестрой. Чтобы облегчить жизнь своим родителям, инициативу в помощи и заботе о Юре в младенчестве Валентин и Зоя взяли на себя. С годами их дружба и родственная любовь только укреплялась, между ними никогда не было разладов. Справедливость, честность и верность друг другу были тремя китами семьи Гагариных.
Отец, по его словам, мог мастерски работать кем угодно — хоть столяром, пахарем, каменщиком, слесарем. К труду он приучал сыновей с детства. Когда у маленьких братьев впервые что-то получалось сделать самостоятельно, будь то запрячь лошадь, поправить забор или насадить топор на топорище, отец за них гордился — хвалил, и сами мальчики были счастливы друг за друга. Ответить она могла, как казалось самому Юрию Алексеевичу, абсолютно на любой вопрос.
Всю жизнь она была для него неиссякаемым источником мудрости. Он всегда и по любому поводу с ней советовался. Юрий никогда не скрывал своей любви к ней. И несмотря на то, что у него к 23-м годам появилась своя семья, мама для него всегда оставалась самым близким и любимым человеком.
Ради неё он был готов на все. Это пример самой чистой и искренней любви сына к матери и матери к своим детям. Как отец оказывал особое влияние на сыновей, так мама Анна Тимофеевна была кумиром и примером для своей доченьки Зои. Она воспитала в ней любовь к книгам.
Зоя была не по годам грамотным и начитанным ребенком, которая при этом никогда не стеснялась работы по дому. Она была очень хозяйственной — вся в маму. Шла война. Вокруг то и дело слышались звуки выстрелов из винтовок.
Стены дрожали от разрывающихся неподалеку боевых снарядов. В один из учебных дней, когда классная руководительница проводила урок на улице, рассказывая об истории их маленькой родины, где родились и жили все дети, на глазах у всех упали два советских бомбардировщика — «Як» и «Ланг». Юра, будучи любознательным и смелым ребенком, решился разведать, что случилось… Когда Гагарин добежал до берега реки, он увидел упавший самолёт. Его дно было изрядно помятым.
С корпуса свисали листы металла, а стекла иллюминаторов сложились в кучку блестящей крошки, напоминавшей чем-то отдаленно куски мозаики. Неподалеку от самолёта сидели два члена экипажа — пилот и его помощник. Юрий не стесняясь начал расспрашивать их о произошедшем. Чтобы командирование армии узнало об их местонахождении, они дали мальчику записку, и тот передал её главе поселения.
Пилоты рассказали о надвигающемся батальоне нацистской армии. Школа, в которой учился Гагарин — сгорела. Началась невиданная паника. Поселение захватили фашисты.
Из домов стали выгонять местных жителей. Дом Гагариных был занят одним из вражеских военных под мастерскую по зарядке аккумуляторов. Отец, мать и трое детей были вынуждены ютиться в крошечном погребе. Каждый кусочек хлеба был на вес золота.
Фашисты не жалели никого, еженедельно проводились публичные казни. За каждого убитого немецкого солдата под узел удавки пускался каждый десятый советский житель деревни. На глазах у жен и детей были повешены их мужья и отцы. Агония фашистского безумия, бесконечной жестокости и бессердечия морально истощала каждого.
На глазах у Юры солдат, занявший их родной дом, чуть не повесил на дереве за маленький и единственный детский шарфик, согревавший зимой младшего брата Борю. А случилось это потому, что изголодавшиеся юнцы увидели, как враг, во время дефицита хлеба у коренных жителей, готовил на углях огромный шмат куриного мяса. По пропитанному страхом и жестокостью леденящему воздуху стали витать нотки будоражащих аппетит ароматных специй. Пока фашист не видел, Юра и Боря решились забежать на территорию своего дома и отломить небольшой кусочек жареной курицы, чтобы прокормить себя и свою семью.
К сожалению, мальчикам не удалось остаться незамеченными. Разъяренный фашист начал издеваться над маленькими детьми. Юра успел отбежать. Борю гад взял, словно котенка за шкирку и начал трясти.
Потом повязал его любимый шарф, как удавку вокруг шеи и повесил мальчика на высокой ветке извилистой березы во дворе Гагариных. Брат Юры не мог дышать. Сам Юра тоже не мог никак помочь, у него не хватало роста и сил его вызволить. Единственное, что он мог — это кричать о помощи.
Шум и плач Юры услышала мама и немедленно прибежала спасать сына — развязывать шарф. К счастью, с Борей все было в порядке. Успели… Наступила зима. Семья Гагариных жила в темном, холодном погребе.
Отец решил утеплить и возвести небольшое подобие печки, чтобы спастись и не умереть от все более и более крепчавших морозов, в одну из ночей. За нужными вещами ему пришлось идти к себе в родной дом, занятый фашистом. Он их не мог терпеть всей душой. Не имея возможности скрыть свою ненависть и презрение, он вступил в словесную перепалку с ним, за что поплатился.
Двое солдат взяли его за обе руки и повели в скотник. Чтобы наказать непокорного русского, они привязали его грязной веревкой к столбу и стали жестоко избивать плетью. Юра узнал, что его отца увели. Он рыдал, изо всех сил пытаясь как-то спасти его, но все безуспешно.
Зная о том, что сын рядом, отец, прикусив язык, не проронил ни звука, ни даже самого легкого стона. Алексей Иванович был невероятно сильным духом человеком. После наказания Алексея Ивановича отпустили. Когда Советская Армия освободила деревню от фашистов, те бежали без оглядки из села, унося с собой все, что только было в домах жильцов.
В качестве военнопленных, солдаты фашистской армии забирали с собой детей и подростков. Так, из семьи Гагариных они забрали Валентина и Зою. К счастью, им удалось сбежать из плена. И они до конца войны служили в Советской Армии.
Зоя — медсестрой в госпитале, а Валентин — танкистом. В жизни Гагарина началась новая глава. После освобождения села в 1943-м году отец Юрия, как и хотел, смог устроиться солдатом в пехотные войска. А Юра, вместе с мамой и Борей, переехал в Гжатск, где продолжил свое обучение.
В Гжатске будущий космонавт, кроме школы, начал увлекаться художественной деятельностью — пел, играл на музыкальных инструментах, рисовал, увлекался фотографией. В 6-м классе Юрий Алексеевич решил переехать в Москву, чтобы поступить в училище и начать работать. Родители старались пресечь амбиции своего сына, но сделать им этого в конечном счёте так и не удалось. В 1949-м году 15-летний Юрий Алексеевич Гагарин переехал жить и обучаться в столицу.
Москва — Саратов Переехать в Москву Гагарин решил, как я уже сказал, после окончания шести классов Гжатской школы. Учителя и родители советовали ему доучиться еще один год, чтобы была возможность поступить в любое училище, в которое только ему захочется. Но Гагарин следовал своим намеченным целям и не собирался от них отклоняться. Когда Юрий Алексеевич поведал родителям о своих планах, они, переступив через себя — с болью и тоской в душе все-таки собрали Юру в дальний путь.
Отец верил, что его сын не пропадет. После нескольких часов дороги вместе со своим старшим братом Валентином, Юрий Алексеевич впервые ступил на землю столицы. Москва… Сердце Советского Союза. Красивая… Гагарин с детства любил нашу столицу, постоянно собирал фотографии и открытки с достопримечательностями.
Мечтал посетить и увидеть вживую экспонаты Третьяковской галереи. По пути в дом Савелия Ивановича Гагарин восхищался широкими улицами, проспектами города, обилием колоритных людей, машин… Как только Гагарин расположился в своей комнате, в уютной квартире своего дяди, оставив все вещи и приведя себя в порядок, он двинулся со своими сестрами гулять по городу. Те показали ему Кремль, Мавзолей, Большой театр и сводили, как давно хотел Юра, в Третьяковскую галерею. Он был восхищен величием и духом этого места.
Покидать город он уже не хотел ни за что.
Юрий Гагарин открыл людям дорогу в космос. Но сейчас его имя хотят стереть из истории
Праздник День космонавтики был установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 г. в честь совершённого 12 апреля 1961 г. Юрием Алексеевичем Гагариным первого в мире полёта человека в космос. О полете первого человека в космос в тот день узнал весь мир. Спустя два дня после приземления по личной инициативе Никиты Хрущева прошла торжественная встреча первого космонавта на Красной площади. Вернуться в космос ему не удалось: 27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб при выполнении полета на учебно-тренировочном истребителе МиГ-15 УТИ.
«Самый волнительный день»
Сегодня отмечается 63-я годовщина полета Юрия Гагарина в космос | Международный день полета человека в космос, или День космонавтики отмечается ежегодно 12 апреля. |
12 АПРЕЛЯ — ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ «ГАГАРИНСКИЕ СТАРТЫ» | Афиши в Одессе в день полета Юрия Гагарина в космос, 12 апреля 1961 года. |
Рекордсмен космической эры
Претенденты на роль первого космонавта изначально их было 20 не являлись самыми лучшими асами, но в этом и не было необходимости — их отбирали по другим параметрам. Королёву, главному конструктору корабля-спутника «Восток-1» и пионеру практической космонавтики, требовался лётчик до тридцати лет, весом до семидесяти двух килограмм и ростом до ста семидесяти сантиметров, имеющий великолепное психофизическое здоровье. Гагарин в Центре подготовки космонавтов: Королёву требовался кандидат с идеальным здоровьем Такие требования были продиктованы сложностью космических полётов и конструкцией кабины модуля «Восток-1» — в ней помещался только один человек с определёнными данными. Плюс ко всему было необходимо, чтобы космонавт был настоящим коммунистом, а не беспартийным. При конструировании «Востока» было придумано несколько простых, но весьма эффективных решений, которые потом использовались и на других космических ракетах. Сделать некоторые вещи в срок не получилось, и, например, по этой причине было принято решение не вставлять сюда систему аварийного спасения при старте. Вдобавок ко всему из конструкции уже строящегося корабля удалили вторую тормозную систему, дублирующую первую. Отказ от неё обосновали тем, что «Востока-1», войдя на не слишком высокую орбиту до 200 километров , всё равно в течение десяти суток слетел бы с неё из-за торможения о высшие атмосферные слои и возвратился бы обратно на нашу планету. И систем жизнеобеспечения на корабле-спутнике тоже хватало максимум на десять суток.
Сначала из 20 претендентов выбрали 6, а окончательное решение, кто именно должен лететь, приняли на одном из заседаний госкомиссии — была одобрена кандидатура Юрия Гагарина дублёром назначили Германа Титова. А в качестве даты для запуска «Востока-1» было выбрано 12 апреля. Биография Гагарина до дня полёта Юрий Алексеевич Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в обычной семье рабочих. Большую часть детства он провёл в городке Гжатске теперь этот город в Смоленской области называется Гагарин и соседних деревнях, пережил, будучи маленьким мальчиком, фашистскую оккупацию. В октябре 1955 года Гагарина призвали в вооружённые силы и направили в Чкалов этот город сегодня называется Оренбург в местное авиационное училище. Учился Гагарин у лётчика Ядкара Акбулатова, который в то время считался одним из лучших специалистов в своей сфере. Юрий Гагарин во времена своей учёбы в Оренбургском высшем авиационном училище В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. Но при этом он никак не мог в совершенстве овладеть посадкой — нос самолёта всё время немного клонился вниз.
В один момент из-за этого было даже принято решение отчислить его. Но Гагарин умолял дать ему ещё шанс, заявлял, что не представляет свою жизнь без неба. В итоге ему удалось осуществить идеальную посадку. В октябре 1957 года документ об окончании училища всё-таки был выдан Юрию Гагарину. Затем он два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» старшего лейтенанта. Вероятность успеха запуска не была стопроцентной Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее — власти стремились обеспечить секретность.
Поэтому невероятное напряжение, царившее в центре управления, длилось все 108 минут этого эпохального полета. Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос. Сам аппарат выводится многоступенчатой ракетой-носителем, от которой он должен отделиться, достигнув нужной высоты. Корабль состоял из двух частей: кабины, в которой расположены системы обеспечения жизнедеятельности и пульт управления, и второго отсека с тормозным двигателем и прочими приборами. В кабине находится кресло, в которое встроена катапульта, отделяющая его от корабля. Помимо этого, кресло снабжено запасом провианта и медикаментов, рацией и даже спасательной лодкой на случай вынужденной посадки на воду. Как известно, оболочка корабля, находящегося в плотных слоях атмосферы, нагревается до невероятной температуры, поэтому была предусмотрена специальная система термозащиты корпуса, а иллюминаторы сделаны из жаропрочного стекла.
Можно сказать, что средство доставки первого космонавта на орбиту было абсолютно технологически революционным для своего времени.
Стечкин, инженеры Д. Журавленко, Б. Юрьев и другие. Большим уважением пользовался профессор Н.
Он подготовил серию книг «Межпланетные сообщения», что стало своеобразной энциклопедией космонавтики того времени. В 1941 году профессор Н. Рынин руководил кафедрой Ленинградской Военно-воздушной академии с 1955 года — академия им. К началу Великой Отечественной войны в РНИИ было завершено создание знаменитой ракетной установки БМ-13, которую фронтовики ласково прозвали «катюшей». Впоследствии научные и экспериментальные работы в области ракетно-космической техники проводились в условиях войны, послевоенное время и были обусловлены прежде всего необходимостью укрепления обороноспособности страны.
В этой области к началу 1950-х годов в нашей стране работала большая группа выдающихся ученых, конструкторов, специалистов, военнослужащих, была создана мощная промышленно-производственная база, что позволило Советскому Союзу вплотную подойти к созданию межконтинентальных баллистических ракет и подготовке космического полета человека. Прорыв человека в космос. Королев, Ю. В ее рамках активно проводились работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас» с последующим развертыванием и постановкой на боевое дежурство таких ракет. Принятая в США доктрина «массированного возмездия» предполагала использовать ядерное оружие в качестве средства политического и военного давления на все антиамериканские силы, и прежде всего на СССР.
Ракета должна была обеспечить доставку термоядерной головной части массой до 5,5 тонн в любую точку планеты и поразить стратегические цели на заданном континенте. Головным разработчиком было определено ОКБ-1 С. Создаваемая ракета получила наименование «межконтинентальная баллистическая ракета МБР Р-7». Для испытаний новой ракеты требовался новый полигон. Ранее испытания советских ракет проводились на Государственном центральном полигоне Министерства обороны СССР Капустин Яр в Астраханской области, созданном в 1946 году.
Однако условия расположения и испытательная база этого полигона не могли обеспечить летные испытания МБР Р-7 и ракет-носителей космических аппаратов. Исходные данные для поиска нового места запуска ракеты были выданы С. Предстояло решить сложнейшую задачу по выбору района расположения нового полигона с учетом целого ряда требований. Важнейшими среди них были: наибольшая близость к экватору — для использования скорости вращения Земли, обеспечение секретности испытаний ракет и безопасности для гражданского населения, благоприятные условия местности и метеорологические условия. Маршал Г.
Жуков и маршал артиллерии М. Неделин хорошо понимали огромную важность создания нового полигона для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты. Они считали, что современные средства доставки ядерного оружия лишат неуязвимости вероятного противника, а военные базы США, окружающие СССР, потеряют свое военно-стратегическое значение. Предложения по размещению нового полигона в Казахстане к востоку от Аральского моря были утверждены. Это была полупустыня, безлюдная степь, вблизи не имелось населенных пунктов.
Однако здесь протекала одна из крупнейших рек Средней Азии Сырдарья и проходила железная дорога, соединяющая Москву со столицей Узбекистана Ташкентом. Началом истории строительства полигона можно считать 12 января 1955 года, когда на железнодорожную станцию Тюратам прибыли первые военные строители. Руководить сооружением первого в мире космодрома был назначен известный строитель — ветеран Великой Отечественной войны генерал-майор Георгий Шубников. Среди реализованных им проектов — величественный мемориал воину-освободителю на кладбище советских воинов в Трептов-парке в Берлине. Под его руководством были организованы работы по строительству основной испытательной базы полигона.
Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга». Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями летом температура выше 40, а зимой — ниже 30 градусов Цельсия и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов. Работы велись круглосуточно. Военным строителям и первым испытателям приходилось жить в землянках, палатках, старых железнодорожных вагонах, сборно-щитовых бараках. Несмотря на суровые климатические и крайне тяжелые бытовые условия, работы по строительству основных объектов полигона были выполнены в кратчайшие сроки — за полтора года.
Объекты полигона располагались на огромной территории от реки Сырдарья до Камчатского мыса Озерный. Численность его штата составляла 1900 военнослужащих и 664 вольнонаемных работников. Впоследствии этот день был официально признан днем образования города и космодрома Байконур. Первым начальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейтенант артиллерии Алексей Нестеренко, командовавший во время Великой Отечественной войны соединениями гвардейских минометных частей, орденоносец, лауреат Сталинской премии. Под его руководством были сформированы первые боевые расчеты полигона, проведены первые полигонные испытания МБР Р-7 и успешные запуски первых искусственных спутников Земли.
Большинство военных испытателей прошло обучение и стажировку на заводах, производящих ракетно-космическую технику, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, на полигоне Капустин Яр. В этот же день боевой расчет полигона совершил первый запуск ракеты Р-7, однако он оказался неудачным из-за негерметичности в магистралях горючего ракеты. По техническим причинам неудачными стали попытки запуска 9 июня и 12 июля. После принятых мер по повышению надежности и тщательной подготовительной работы боевого расчета полигона 21 августа состоялся успешный запуск ракеты Р-7. Испытания ракеты прошли успешно.
Из соображений секретности в сообщении ТАСС местом старта ракеты был объявлен Байконур — ближайший к станции Тюратам населенный пункт, расположенный по трассе полета ракеты. Это был достойный ответ США. Страна получила средство доставки ядерного боезаряда до территории вероятного противника, который уже мог наносить удары по Советскому Союзу с военных баз, созданных вокруг СССР. Учитывая положительные результаты испытаний изделия Р-7, С. Королев на заседании Государственной комиссии предложил ускорить подготовку запуска ракеты с целью выведения на орбиту искусственного спутника Земли ИСЗ.
МБР Р-7 стала первой космической ракетой, прототипом ракет-носителей для осуществления программы пилотируемых космических полетов. На базе МБР Р-7 в дальнейшем было создано целое семейство советских ракет-носителей, получившего прозвище «семерка». Первый американский спутник «Эксплорер-1» был запущен 1 февраля 1958 года и весил 8,3 кг. Он умещался на ладони, и американская пресса назвала его «апельсин». Сентябрь 1959».
Дубликаты вымпелов ныне хранятся в Музее космодрома Байконур. На основании фотографий, переданных станцией «Луна-3», в 1960 году были составлены первые атласы и карта обратной стороны Луны. По результатам испытаний Государственная комиссия приняла решение осуществить запуск корабля «Восток» с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года. Выбор пал на Ю. Титов был назначен его дублером.
Основу отряда составляли военные летчики-истребители Ю.
Гагарин стал всенародным героем, любимцем всех женщин СССР сразу или, как сейчас бы сказали, настоящей «звездой». Этот короткий орбитальный рейс имел огромнейшее значение для мировой науки, но он чуть не закончился самым оглушительным фиаско в мировой истории... Идеальный полёт? Все советские средства массовой информации в один голос твердили как мантру, что всё прошло «идеально». Одновитковой полёт Юрия Гагарина проходил строго по плану и завершился ровно через 108 минут после старта, чётко в том месте где и должен был. При этом, однако, никто не удосужился объяснить, почему после приземления «Восток» встречала не поисковая команда, а местные жители и военнослужащие ближайшей части.
Корабль «Восток». Все документы, касавшиеся полёта были строго засекречены. Поднимать все эти архивы начали только после 1991 года. Целых двадцать лет исследователи разбирали документы и лишь недавно начали выходить подробные сборники, где были точно описаны все правдивые подробности этого события. Согласно фактам, первый космический полёт не просто не прошёл «идеально». Он вполне мог закончиться ужасной катастрофой и даже гибелью пилота. Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос.
Не очень удачный проект На сегодняшний день уже известно, что до того, как стартовал корабль с Юрием Гагариным на борту, в космос запускали семь аналогичных кораблей. Самый первый беспилотный корабль—спутник в СССР запустили в мае 1960 года. Всего четыре дня спустя, после команды на торможение и спуск, в системе ориентации произошёл сбой. Спутник наоборот разогнался и стал подниматься всё выше и выше. Потом был запуск космического корабля с подопытными собаками на борту: Лисичкой и Чайкой. К сожалению ракета взорвалась почти сразу после запуска. Запуск «Востока».
Этот полёт уже привлёк всеобщее внимание. Через день космический аппарат приземлился в расчётном районе, с животными было всё в порядке. Потом был отправлен в космос третий корабль с собаками Пчёлкой и Мушкой. Пробыв один день на орбите, при возвращении на Землю корабль сильно отклонился от предписанной траектории. В результате система аварийного подрыва объекта уничтожила его. Эта информация достоянием общественности не стала. Произошедшее тщательно скрывали.
В декабре того же года был запущен ещё один аппарат с собаками Альфа и Жемчужная. При возращении по неизвестным причинам отказала третья ступень ракеты, сработала система аварийного спасения. Корабль совершил аварийную посадку недалеко от посёлка Тура в районе реки Нижняя Тунгуска. Аппарат был найден, собаки тоже. Всё аккуратно собрали и вывезли. Этот запуск нельзя было назвать успешным и сведения о нём тоже скрыли. Все полёты до этого были не совсем удачными.
Иными словами, на начало 1961 года из пяти космических полётов только один завершился безаварийно. Это была недопустимая результативность. Проект нужно было полностью пересматривать и менять. Только вот времени на это не было. США со дня на день должны были реализовать свой проект полёта первого человека в космос. Советский Союз не мог этого допустить. Было принято решение продолжить испытания.
В начале марта состоялся запуск точной копии корабля «Восток».
Сегодня отмечается 63-я годовщина полета Юрия Гагарина в космос
Буквально за два года до полета в космос в жизни Юрия и Валентины Гагариной случилось самое долгожданное событие — у пары 17 апреля 1959-го года родилась их первая дочурка Лена. Полной гарантии успешного первого полета в космос не будет никогда, а некоторая доля риска оправдывается величием задачи». Ровно 55 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком, который совершил полет в космос — на корабле «Восток-1» он облетел вокруг Земли. 12 апреля 1961 года, день полёта Юрия Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики. Юрий Гагарин перед первым полетом в космос. Сам Гагарин признавался, что на финальном испытании Титова подвели нервы. Юрий Гагарин прощается с друзьями перед полетом в космос.
День космонавтики 12 апреля: история праздника
Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос. Первая полоса экстренного выпуска газеты «Правда» от 12 апреля 1961 года, посвящённого полёту Юрия Гагарина в космос. Из-за этого Гагарин рисковал остаться в космосе больше 20 дней.