Новости язык обезьян

подписчиков нашего канала (и не только), с целью научить вас правильно говорить, чтобы. Возможно, ученые близки к открытию древнего языка предков людей и обезьян | VOKRUGSVETA.

Получившая шанс

  • Россияне возвращаются к языку обезьян
  • Тысячи вокальных записей шимпанзе показали как сильно развит язык приматов
  • Могут ли животные выучить человеческий язык - Лайфхакер
  • Новости Партнеров
  • О чем Говорят Обезьяны? Проект Уошо и Коко - YouTube

Новое исследование показало, что люди могут понимать язык жестов обезьян

Также она помогла освоить около 600 жестов самцу Майклу, вместе с которым жила с 1979 года. Здесь также отметим, что Коко целенаправленно обучали амслену с возраста около 1 года. Феномен Канзи Принципиальное отличие Канзи от всех вышеперечисленных особей заключается в том, что он научился языковому общению самостоятельно. Впрочем, отметим здесь и сходство Канзи с другими вышеупомянутыми обезьянами — он с самого раннего детства общался с людьми. Он был приемным детенышем самки бонобо по имени Матата, которую обучали «йеркишу» - особой разработанной для обезьян системе символов, которые можно было нажимать на клавиатуре для составления слов и высказываний. В специальной литературе они называются «лексиграммами»; подробнее о знаковой системе йеркиш можно почитать здесь. Феномен Канзи заключался в том, что он по малолетству просто сопровождал Матату на занятия йеркишем. И, тогда как Матата испытывала огромные сложности с изучением этого языка, Канзи превосходно освоил его, просто находясь рядом, играя и дурачась. Известно более 13 000 предложений, которые он самостоятельно составил из лексиграмм.

Кроме того, уже в одной из первых статей о Канзи, вышедшей в 1999 году, указано, что он обладает « рудиментарными синтаксическими навыками ». Предполагается, что Канзи можно сравнить с ребенком, страдающим специфическим расстройством речи SLI , и педагогическая работа с Канзи напоминает работу с такими детьми. Наиболее важный аспект, касающийся воспитания Канзи — как раз в том, что его никто специально не «натаскивал на язык». Напротив, Канзи воспитывался в человеческом обществе, где пользовался именно таким повышенным вниманием, которое получает ребенок с задержкой в развитии, если эту задержку удастся диагностировать достаточно рано. Именно поэтому Канзи удалось развить лингвистические и когнитивные навыки, значительно превосходящие самые смелые ожидания о подобных способностях приматов. Итак, для демонстрации вполне человеческой языковой способности Канзи важно продемонстрировать, что он понимает и использует не только синтаксис, но и грамматику. Приведем два примера рассказывает Сью Рамбо, преподавательница Канзи : Важность синтаксиса для бонобо впервые была выявлена при попытке объяснить Канзи событие, не вполне буквально характеризовавшее то, что хотела сказать автор. Автор сидела рядом с клавиатурой и нарезала корм для Канзи.

Она случайно задела большой палец ножом. Канзи не видел, как это произошло, поскольку в тот момент увлеченно играл с игрушкой. Повернувшись, он увидел, что палец у женщины кровоточит. Канзи проявил озабоченность и удивление, не понимая, как это случилось. Поскольку на клавиатуре с лексиграммами не было слова «резать», Сью набрала «нож поранил Сью» Knife hurt Sue. В ответ Канзи издал громкий тревожный вопль и швырнул нож через всю комнату. Автор отмечает, что такая реакция неадекватна в случае небольших травм. Как правило, пытаясь смягчить небольшие травмы, Канзи почесал бы или погладил больное место.

Именно это он и сделал бы, если бы Сью сказала: «Я порезалась ножом». Но в данном случае Канзи отреагировал не на подразумеваемое значение, а на синтаксис произнесенной фразы, поступив с ножом так, если бы нож действовал по собственному умыслу. Если бы Канзи воспринимал только лексические значения слов «нож» и «поранить», а не синтаксическую структуру, в которую они встроены, то не мог бы приписать ножу активное действие в данном случае. Этот факт приоткрыл значительные синтаксические способности Канзи, которые ранее недооценивались. Тогда Сью, осознав, что произошло, по-английски объяснила Канзи, что на самом деле нож ее не резал, а она сама случайно порезалась.

Однако до этого времени ученые оставались в неведении, сколь большое количество информации приматы могут передавать от особи к особи. В общей сложности было идентифицировано 12 различных типов структурированных коммуникаций приматов: хрюканье, пыхтение, уханье, лай, крики и прочее. Примечательно, что звуки из каждой группы голосовых вызовов, издаваемых шимпанзе, имели разное значение в зависимости от контекста использования.

Программа обучения была схожа с программой обучения детей.

Сначала Уоше показывали предмет или действие, затем складывали её пальцы в подходящий жест. Когда небольшой набор жестов был усвоен, исследователи подключили множество игр с разнообразными наградами. Итог такого обучения был поразителен — через 5 лет после начала эксперимента она знала 160 слов! Болтают о своём, о женском. Причём всеми этими словами она пользовалась довольно свободно. Слово «шляпа» обезьяна использовала для обозначения головных уборов любых форм и размеров, включая шапки с кепками. Со временем она научилась даже комбинировать до 3 знаков, чтобы точнее выражать свои желания. Например, последовательно сложенные знаки «еда» и «питьё» она использовала для обозначения домашнего холодильника — практически всю свою жизнь Уошо прожила у Гарднеров дома. Уошо засветилась и на телеэкранах.

Она стала главной героиней 3 документальных фильмов. Этот опыт переняли другие исследователи, и к 1972 году в Оклахомском университете проживало больше десятка шимпанзе, более или менее разбирающихся в американском жестовом языке. Методики, полученные при обучении Уошо, помогли и при обучении обезьян других видов. Отличные результаты показала Коко, самка гориллы, выучившая около тысячи знаков!

Они создали онлайн-игру, в которой люди смотрели видео с распространенными жестами шимпанзе и бонобо и выбирали возможное значение этих жестов из предложенных вариантов. Анализ данных 5656 участников показал, что люди хорошо распознают обезьяньи жесты.

Эти результаты важны для понимания эволюции коммуникации и речи. Человеческий язык нужен не только затем, чтобы передавать информацию, но и чтобы передавать смысл. Мы используем язык преднамеренно, в отличие от вокализаций других животных, которые нередко являются просто реакцией на какой-то определенный стимул вроде близости хищника или пищи — и не важно, есть вокруг сородичи, или нет. Мы можем выбирать, говорить или не говорить что-то, как и когда это делать. Однако, по мнению ученых, было бы ошибкой полагать, что такая сложная форма коммуникации появилась у человека ни с того ни с сего. Все остальные гоминиды — орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо — говорить как люди не могут, но используют звуки и жесты примерно схожим образом.

Они также ориентируются на адресата и перестают демонстрировать жест, когда другая обезьяна делает то, что от нее хотят. Сейчас идентифицировано более 80 жестов гоминид, часть из которых у разных видов — общие.

Ученые выяснили, что у шимпанзе есть свой примитивный язык

Но зачем мы вообще развили в себе эту способность? Ради языка — вот первый ответ, который приходит на ум. И тут же возникает проблема «курицы и яйца». Дело в том, что для эволюции не существует отдалённого будущего: те или иные качества не развиваются только потому, что будут полезны в дальнейшем. И если способность подражать необходима для появления языка, то на момент его возникновения она уже должна была быть. Но в таком случае для её появления были другие причины. Для некоторых птиц имитация звуков окружающего мира — один из способов обогатить свой певческий репертуар. Попугаи делают это без видимой практической цели.

Возможно, таким образом они рассчитывают завязать знакомство или приобрести влияние. Речь идёт в конечном счёте о новых возможностях совокупления. Что, если у человеческого таланта к имитации похожее происхождение? Быть может, у наших далёких предков способность подражать другим животным влияла на социальный статус? Никаких доказательств этой гипотезы у нас нет. Учёные обратили внимание на подражательные способности современного человека, не связанные с лингвистическими целями. Охотники, грибники и прочие любители леса нередко подражают звукам животных как на охоте, так и позже, рассказывая о ней.

В условиях, когда не было языка, эта способность могла иметь большое значение, скажем, при планировании совместной охоты. И это одна из возможных причин развития у человека «подражательного» таланта. Белая колли мчится в конец сада, где лежит несколько мячей и других игрушек, и возвращается с полосатым мячом. А теперь принеси утку. Некоторое время колли озадаченно перебирает игрушки, но в конце концов останавливается на жёлтой пластмассовой утке. Собака хватает лакомство, ложится рядом с хозяином и, довольная, жуёт. Многие из нас пытались научить животных человеческому языку с более или менее переменным успехом.

Одно очевидно для любого, кто пробовал учить лошадей, собак и других домашних питомцев, — их можно обучить понимать некоторые вербальные команды. Собаки без проблем усваивают команду «сидеть! В крайнем случае мы можем подкрепить приказ жестом. Сесть на стул, когда говорим «сидеть», или встать со стула, отдавая соответствующую команду. Многие млекопитающие способны научиться такому, даже если с одними животными это получается лучше, чем с другими. Выдрессировать кошку садиться по команде труднее, чем собаку. И дело здесь не в интеллекте, как подсказывает мне мой опыт общения с кошками.

Просто выполнять приказы действительно не кошачье дело. Но то, что собака может адекватно интерпретировать наши слова, значит ли это, что она понимает человеческий язык? Ну… во всяком случае, речь идёт об очень ограниченном понимании. Собака различает слова разных команд до тех пор, пока знает, что должна делать, скажем, при слове «сидеть». Если же слова связаны с пищей и кормлением, проблем с интерпретацией тем более не возникает. Среди собак попадаются особенно талантливые, которые способны усвоить сотни слов, выбрать из кучи игрушек нужную и принести хозяину. Но и в этом случае не может быть и речи о полноценном понимании языка.

Животные всего лишь запоминают некоторые слова и связывают каждое из них с определённым действием. Она всего лишь узнаёт некое ключевое слово, что бы там ни думали хозяева о своём питомце, и реагирует на него вполне конкретным действием. Либо реагирует на наше поведение определённым действием, — например, когда мы садимся, приказывая ей сидеть, или наполняем миску кормом. Ничто — увы — не указывает на большее. Лингвистические способности человека позволяют ему рассуждать о том, чего нет здесь и сейчас, и в этом направлении ни у одной из собак до сих пор не наблюдалось никакого продвижения. Вот тебе ещё орех. Герой приведённого выше диалога — попугай, отвечающий на вопросы человека.

Эта птица, как мы уже заметили, идеально воспроизводит человеческую речь. Птицу зовут Алекс, и она много лет проходила обучение у Ирене Пепперберг. Алекс не просто знает много слов, он употребляет их так, будто понимает значение. Может ответить на множество вопросов о форме, цвете и количестве предметов. Если его спросить: «Сколько здесь зелёных мячей? А если Алекса спросить: «Что это там зелёное? Во всяком случае, знает множество понятий, обозначающих разные предметы, цвет, форму и количество.

И его языковых способностей хватает на то, чтобы облечь эти понятия в слова.

При этом "бум" всегда остается неизменным, а "крак" и "хок" могут получать "аффикс" "у". Полученные сочетания были расшифрованы учеными как "Крак-у" - опасность вообще, а "хок-у" - все остальное, от присутствия неподалеку конкурирующей стаи до любого пернатого хищника, за исключением упомянутого орла. Второе исследование, проведенное теми же учеными, касалось повторяемости указанных выше "слов". Так, если "бум" произносится много раз, это означает, что стае пора сниматься с места.

Результаты исследований повергли в шок! Оказывается, у приматов существует гораздо более развитый язык общения, чем предполагалось ранее, сообщает potokmedia. Однако до этого времени ученые оставались в неведении, сколь большое количество информации приматы могут передавать от особи к особи.

Известно более 13 000 предложений, которые он самостоятельно составил из лексиграмм. Кроме того, уже в одной из первых статей о Канзи, вышедшей в 1999 году, указано, что он обладает « рудиментарными синтаксическими навыками ». Предполагается, что Канзи можно сравнить с ребенком, страдающим специфическим расстройством речи SLI , и педагогическая работа с Канзи напоминает работу с такими детьми. Наиболее важный аспект, касающийся воспитания Канзи — как раз в том, что его никто специально не «натаскивал на язык». Напротив, Канзи воспитывался в человеческом обществе, где пользовался именно таким повышенным вниманием, которое получает ребенок с задержкой в развитии, если эту задержку удастся диагностировать достаточно рано. Именно поэтому Канзи удалось развить лингвистические и когнитивные навыки, значительно превосходящие самые смелые ожидания о подобных способностях приматов. Итак, для демонстрации вполне человеческой языковой способности Канзи важно продемонстрировать, что он понимает и использует не только синтаксис, но и грамматику. Приведем два примера рассказывает Сью Рамбо, преподавательница Канзи : Важность синтаксиса для бонобо впервые была выявлена при попытке объяснить Канзи событие, не вполне буквально характеризовавшее то, что хотела сказать автор. Автор сидела рядом с клавиатурой и нарезала корм для Канзи. Она случайно задела большой палец ножом.

Канзи не видел, как это произошло, поскольку в тот момент увлеченно играл с игрушкой. Повернувшись, он увидел, что палец у женщины кровоточит. Канзи проявил озабоченность и удивление, не понимая, как это случилось. Поскольку на клавиатуре с лексиграммами не было слова «резать», Сью набрала «нож поранил Сью» Knife hurt Sue. В ответ Канзи издал громкий тревожный вопль и швырнул нож через всю комнату. Автор отмечает, что такая реакция неадекватна в случае небольших травм. Как правило, пытаясь смягчить небольшие травмы, Канзи почесал бы или погладил больное место. Именно это он и сделал бы, если бы Сью сказала: «Я порезалась ножом». Но в данном случае Канзи отреагировал не на подразумеваемое значение, а на синтаксис произнесенной фразы, поступив с ножом так, если бы нож действовал по собственному умыслу. Если бы Канзи воспринимал только лексические значения слов «нож» и «поранить», а не синтаксическую структуру, в которую они встроены, то не мог бы приписать ножу активное действие в данном случае.

Этот факт приоткрыл значительные синтаксические способности Канзи, которые ранее недооценивались. Тогда Сью, осознав, что произошло, по-английски объяснила Канзи, что на самом деле нож ее не резал, а она сама случайно порезалась. Канзи воспринял это пояснение слегка подозрительно, но далее действовал так, как будто нож уже не представляет угрозы, и предложил погладить ранку. В другом случае Канзи продемонстрировал способность к осознанному выбору из множества вариантов на основании сообщенной ему информации: В ответ на просьбу «Принеси помидор, который лежит в микроволновке» Канзи должен был проигнорировать несколько помидоров, в том числе, лежащий прямо перед ним, и сходить к микроволновке. Открыв микроволновку, он должен был проигнорировать другие предметы, лежащие в ней, и вернуться с одним лишь помидором. Если бы он понимал только отдельные слова, «помидор» и «микроволновка», то сходил бы к микроволновке, вернулся и передал экспериментатору тот помидор, который лежал ближе всего. Однако, поскольку Канзи понимает рекурсивную семантику, заключенную в обороте «который в микроволновке», он осознал, что экспериментатор говорит не о любом из помидоров, лежащих в комнатке, а о конкретном, находящемся именно там, где указано. Особенно важно, что, при отсутствии такой конкретики в синтаксической структуре, например, «Сходи к микроволновке и принеси помидор», Канзи замечал такую разницу и возвращался с любым помидором, а не именно с тем, что лежал в микроволновке. Таким образом, человеческая языковая способность во многом заключается в умении усвоить грамматику родного языка. Ребенок, развивающийся в человеческом обществе не являющийся «маугли» легко осваивает один или несколько языков, на которых с ним говорят до трехлетнего возраста, и особенно в трехлетнем возрасте.

ГРАММАТИКА БИБИЗЯНЕГО ЯЗЫКА

Новое исследование показало, что люди могут понимать язык жестов обезьян Видеозапись, на которой обезьяна якобы силой мысли выводит на нейроинтерфейсе слова с просьбой о еде, — это просто красочная иллюстрация.
Ученые перевели язык обезьян на английский И «Яхт-клуб скучающих обезьян» — это настоящая золотая жила противоречивых образов.

Шотландские ученые расшифровали язык обезьян

14:30 Сходство человека и обезьяны, характер гамадрил, язык приматов Трудно быть самородком: кулибинские штучки Главные темы часа. Возможно, эта способность передалась современному человеку от его далёких предков, которые «разговаривали» с обезьянами на общем языке жестов. Возможно, ученые близки к открытию древнего языка предков людей и обезьян | VOKRUGSVETA. К такому выводу ученые пришли обнаружив, что люди способны воспринимать и понимать язык жестов обезьян. Язык из средства выразительного раскрытия своего мира превращается в набор указательных местоимений.

ДимДимыч знает язык обезьян

Представители животного мира сразу же предупредили друг друга о новой опасности, только используя совсем другой язык, а не предупреждающий крик, который они издают при наземных предостережениях, таких как появление леопарда или змеи. Не менее интересным моментом, по мнению специалистов, является то, они не воспринимали птиц как опасность, когда те кружили над головой, но новое «слово» было сходно с призывами, характерными для их сородичей, живущих в Восточной Африке, в ответ на появление орлов. Сигнал тревоги быстро стал частью языка, и когда исследователи воспроизводили перед ними записи шума дрона, они смотрели на небо, ища признаки пугающего объекта.

На материке исследователи обнаружили, что обезьяны Кемпбелла используют специфический «диалект»: они не только говорят «Крак» и «Хок», но и добавляют к ним окончание «у» для обозначения менее серьезных оснований для угрозы. Также они произносят «Бум», когда угроза уже миновала. На «человеческом» языке так обозначается контекст — мы выбираем наиболее информативный термин, чтобы описать нечто более расплывчатое.

Для обучения приматов использовалось несколько языков-посредников. Они были построены на основе грамматики английского языка, но включали в себя незвуковые символы. Эксперименты, которые проводились с участием приматов в начале XX века показали, что они не способны к тонкой артикуляции, их голосовой аппарат отличается от человеческого опыты Фурнеса, Ладыгиной-Котс, семьи Келлог. Именно поэтому обезьяны не могут овладеть звуками человеческого языка но жестами могут. В опытах использовалось 2 языка: амслен American Sign Language , построенный на основе языка глухонемых США; йеркиш по имени Йерксовского института, где он был создан , искусственный язык, использующий особые значки-«лексиграммы» для обозначения слов.

Супруги Гарднеры, усыновившие шимпанзе Уошо, впервые стали использовать амслен для обучения своего питомца. Вскоре обезьяна Уошо уже овладела 130 знаками, с помощью которых строила простые предложения. Уошо была «креативной», давала названия новым предметам, которые придумывала сама на основе своего опыта. Первой обезьяной, которую обучали искусственному языку «йеркишу» была двухлетняя шимпанзе Лана.

Такое явление вызвало интерес у зоологов, и они решили поэкспериментировать с дроном, символизирующим воздушную угрозу. Наблюдая за зелёными обезьяна более 10 лет, учёные ни разу не слышали от них звука, подобного тому, что они издали при виде «орла». Однако он был идентичен сигналу их сородичей. Проведя второй эксперимент, но уже только со звуком, учёные получили тот же результат, что говорит о несомненной эволюции языка приматов.

Обезьяны умеют общаться «словами». Как это выглядит?

14:30 Сходство человека и обезьяны, характер гамадрил, язык приматов Трудно быть самородком: кулибинские штучки Главные темы часа. Зелёные мартышки испугали и заговорили на несвойственном им не учёные провели исследование на западноафриканских зелёных. Команда исследователей во главе с профессором Джулией Фишер в результате наблюдений за обезьянами сделали выводы, что эти животные изучают «новый язык» для предупреждения. Отвечает лингвист Светлана Бурлак: «Обезьяны продемонстрировали поразительные умственные способности.

Говорящая горилла Коко — правда, мистификация или заблуждение ученых?

Интересно, что обезьяны чаще используют жесты и движения, в то время как человечество перешло к практически полной вокализации. В процессе хейзовских экспериментов выяснилось, что обезьяны, в отличие от нас, не используют движения губ и языка, издавая естественные для них звуки. Так что изначально образ обезьяны позволял художникам иносказательно осуждать и высмеивать неблаговидные человеческие свойства. Книга будет полезна специалистам в области зоологии и зоопсихологии, а также историкам науки и всем, кто интересуется вопросами изучения языка животных. Шотландские исследователи обнаружили, что обезьяны способны к «словообразованию», присоединяя к «корню» «аффикс» (новый звук), меняя значение первоначального сигнала. Более 5500 участников попросили просмотреть 20 коротких видеороликов с жестами обезьян и выбрать значение жеста из четырёх возможных ответов.

Обезьяна Илона Маска с чипом Neuralink в мозгу научилась печатать текст силой мысли

Описан случай, когда обученная языку знаков самка бонобо сама обучила своего детеныша вместо человека-экспериментатора. В эксперименте, проведенном Фондом исследования больших человекообразных обезьян США , знаменитого самца Канзи удалось научить понимать на слух около 3000 английских слов и активно употреблять более чем 500 слов при помощи клавиатуры с лексиграммами геометрическими знаками. Критика Позиция критиков сильно зависит от понимания того, что именно представляет собой человеческий язык [4]. Практически с самого начала опытов, способности обезьян к языку встречала критику и нападки. Герберт Террейс утверждал, что обезьяны произвольно повторяют жесты, недавно использованные в речи собеседника. В дальнейшем критика и претензии Террейса были подробным образом оспорены и проверены в научных дискуссиях, в которых он сам предпочитал не принимать участия. Стоит отметить, что некоторая критика конкретных работ не была безосновательной, но её нельзя распространять на всю совокупность.

К сожалению, содержание их «переговоров» пока остается для ученых загадкой. Густисон и его коллеги планируют проверить «языки» других животных на соответствие закону Мензерата. Следующие на очереди — дельфины, летучие мыши, мартышки и макаки. Эти животные, как и гелады, обмениваются сложным звуковым сигналами. Однако понимание общих закономерностей между способами коммуникации разных видов позволит лучше понять происхождение нашего языка», — сказал Пика.

На протяжении длительного времени зоологи и лингвисты пытались дешифровать звуки, издаваемые мартышками Кемпбелла, чтобы попытаться разобраться в их «словарном запасе» Сейчас ученые из Национального центра научных исследований Франция и Нью-Йоркского университета смогли выявить некоторые ключевые слова, которые приматы используют для коммуникации между собой. Однако на острове Тивай в Сьерра-Леоне, где нет ни одного леопарда, те же мартышки используют «Крак» как сигнализацию для любой угрозы, в том числе орлов.

Из этого следует, что обезьяны различают корни и суффиксы, чтобы описать как природу угрозы, так и степень ее опасности.

Возможно, жесты других гоминид все еще доступны нам — хотя бы отчасти. Ученые проанализировали данные 5656 участников, которые посмотрели 20 коротких видео, где обезьяна показывает какой-либо жест, и выбрали значение этого жеста из четырех предложенных вариантов. Участников случайным образом разделили на две группы: одна смотрела только видео с жестами, другая видела также краткое описание контекста — всего по одной строке. Каждое видео сопровождалось простой иллюстрацией жеста, которая помогала понять, что происходит на видео неопытный зритель не всегда определяет это с первого раза — примеры таких иллюстраций можно посмотреть здесь. Всего было 40 видео с жестами шимпанзе и бонобо, и каждая группа увидела по 20. Исследователи выбрали 10 наиболее распространенных типов жестов, значение которых было уже известно как у шимпанзе, так и у бонобо. У большинства 13 штук жестов было одно значение, а у 4 типов жестов шимпанзе и 3 типов жестов бонобо — несколько.

Исследователи определили главное более частое и дополнительное значение — оба эти значения предлагались среди вариантов. Так, например, жест «сильный громкий скрежет» на видео обезьяна чешет себе бок используется для инициирования груминга, в то время как «встряхивание объекта» на видео обезьяна трясет ветви деревьев — как для груминга, так и для совокупления. Бонобо трясет ветку дерева — такой жест обезьяны обычно используют как призыв к совокуплению Видео с разными жестами можно посмотреть на ютуб-канале Great Ape Dictionary , там есть большой плейлист с примерами жестов бонобо.

Экспериментаторы из Шотландии показали, что люди с обезьянами могут говорить на одном языке

И поскольку именно воспроизводить звучащую речь оказалось для обезьян непреодолимым барьером, попытки исследователей перекинулись на невербальные языки. Описать ранее неизвестный язык приматов помогли 5000 записей вокала обезьян. Попытки научить обезьян разговаривать люди предпринимали давно. Отвечает лингвист Светлана Бурлак: «Обезьяны продемонстрировали поразительные умственные способности. Однако в предыдущих исследованиях не учитывались значения жестов у каждого конкретного вида обезьян. Книга будет полезна специалистам в области зоологии и зоопсихологии, а также историкам науки и всем, кто интересуется вопросами изучения языка животных.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий