Новости где похоронен достоевский

Мемориальная доска, закладной камень «Могила вского» по адресу Санкт-Петербург, Лаврский проезд, метро Площадь Александра Невского-2. Памятник на могиле Фёдора Достоевского открыли после завершения реставрационных работ, сообщает ТАСС.

На могиле Достоевского началась реставрация

Поскольку он незадолго до кончины высказывал желание быть погребенным в стенах монастыря, то представитель лавры сказал родственникам писателя, что монашество «просит принять место безвозмездно и будет считать за честь, если прах Достоевского, ревностно стоявшего за православную веру, будет покоиться в стенах лавры». Похоронили Федора Михайловича на Тихвинском кладбище вблизи от могил В. Жуковского и Н. Как умирал Фёдор Михайлович: Анна Григорьевна спросила его о самочувствии, на что он ответил: - Знаешь, Аня, я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь сознал ясно, что я сегодня умру.

Удалось установить, что одна из стен состоит из бревен, порубочная дата которых 1831—1832 гг. Очевидно также, что стена была переложена в ходе одного из ремонтов советского периода. Ничто не указывает на то, что дом Достоевских стоял на месте современного флигеля, но при строительстве последнего использовались материалы, которые «помнят» юного Федора Михайловича». В результате во флигеле оставлено реставрационное раскрытие стены 1830-х годов, и теперь можно — буквально — прикоснуться к бревнам, которые, и это опять-таки не исключено, помнят Федора Михайловича в детском возрасте.

Много лет в доме было только электричество, экскурсии приходилось заказывать заблаговременно в Зарайске. Проект реставрации предусматривал подключение к коммуникациям и удобствам, расширение площадей, так что теперь во флигеле смогут постоянно находиться сотрудники и вести научную и экскурсионную работу. Но основной дискуссионный вопрос был — на какую эпоху воссоздавать флигель? Достоевских или Ивановых? В основании стен — каменный цоколь, снаружи сруб обшит тесом, кровля металлическая. С севера к срубу примыкала веранда. Исторический облик ее утрачен.

Также в числе утрат: одноэтажная пристройка кухня , разобранная в 1950-х гг. В советские годы было изменено цветовое решение фасадов, несколько раз перестраивалась крыша. Основой для проектных решений послужили научные исследования. Архитектурный облик восстановили по сохранившимся историческим фотографиям. Ценная информация о планировке дома содержалась в письмах племянницы Ф. Достоевского Ольги Александровны Ивановой, проживавшей в Даровом, и в архиве Государственного литературного музея. К сожалению, черно-белые фотографии дома, сделанные в конце XIX в.

В этом вопросе мы опирались на исторические документы периода постройки флигеля, регламентирующие цвета, разрешенные в те времена в покраске фасадов. Восстановление утраченной пристройки-кухни было выполнено в габаритах сохранившихся частей фундаментов, обнаруженных при археологических исследованиях». Фото: Страница письма племянницы Достоевского Ольги Александровны Ивановой сестрам с описанием и схематическим планом флигеля. Фото: Флигель на фотографиях 1925 года, когда в усадьбе жила племянница писателя и хранительница его наследия Мария Александровна Иванов Вопрос методологический Проект реставрации флигеля был отмечен дипломом Союза архитекторов России на фестивале «Архитектурное наследие» в 2021 году. И все же нельзя игнорировать тот факт, что есть и другое мнение, неоднократно озвученное и на конференциях, и на страницах печати, и на федеральных научно-методических советах при Министерстве культуры РФ: воссоздавая или реставрируя Даровое и Моногарово на период Ивановых, мы тем самым создаем музей совсем другой семьи и ее истории. Более того, «наполнение» экспозиции темой «достоевского» периода 1830-х годов вступает в противоречие с обликом дома, который более чем на полвека младше. Вот что рассказал нам Владимир Викторович, доктор филологических наук, профессор, председатель правления НП «Заповедное Даровое», член оргкомитета по подготовке к празднованию 200-летия со дня рождения Ф.

Достоевского: «Наша волонтерская команда преподаватели и студенты Коломенского университета, учителя, школьники, ландшафтные архитекторы, биологи трудится здесь с 2003 года. Мы расчищали усадьбу, погосты, храмовую территорию от бурьяна и залежей мусора, лечили и подсаживали деревья, параллельно велись архивные, археологические, дендрологические, историко-культурные исследования спасибо РГНФ и РФФИ. Мы мечтали: вот придут реставраторы, а мы уже подготовили для них и территорию, и научную базу. Они и пришли… В результате Свято-Духовский храм, прихожанами которого были Достоевские, восстанавливается в том виде, в каком он запечатлен на фотографии начала XX века. А ведь мы нашли архивные документы по ремонту храма мемориального, «достоевского» периода. Из них видно, что храм был трехглавый по количеству алтарей. Восстанавливается теперь только одна глава, поскольку реставраторы не нашли следов двух других.

Они и не могли их найти, так как искомые главы были деревянными и утрачены вместе с разрушившейся обрешеткой кровли. Что касается флигеля, то получился домик-пряник песочно-желтого цвета далась же нам желтизна, которую так ненавидел Достоевский! Ивановы так разделялись, а мы, выходит, музеефицируем их внутрисемейные конфликты. Пространство дома при Марии Федоровне Достоевской, матери писателя, было единым — любовным и сердечно-душевным. В итоге мы получаем не музей Достоевских, а музей Ивановых». Основной контраргумент реставраторов — нет обмеров или хотя бы изображений флигеля и храма в Моногарове на мемориальный период. Натурные обследования тоже не всегда позволяют найти «следы» и сделать выводы.

По реставрационной методике воссоздание идет на период, на который демонстрируется лучшая сохранность или на который есть точная документация… Это не только прописанный законом, но и многажды зарекомендовавший себя подход. Допустимо ли «дофантазирование» в Даровом? Да, для нас важны здесь Достоевский и его детство, нынешний флигель он не видел. Но эта постройка — часть подлинной истории Дарового, она уже «намолена» миллионами посетителей, чего никак не скажешь про новодел, который появится в случае вольного воссоздания без документальной основы…Такие новоделы опасны еще и тем, что имеют тенденцию «размножаться»: сначала «воссоздадут», точнее сказать, выстроят заново флигель, потом — глядишь — и остальные постройки усадьбы появятся в том виде, в каком они «могли бы быть». Так что лучше уж меньше и медленнее, с опорой на уже существующее… Но в любом случае дискуссия продолжается. Кто знает, возможно, будут обнаружены какие-то документы, письма, изображения… Фото: Флигель Достоевских из набора открыток о Зарайске 1970-х годов Фото: Флигель до реставрации Что теперь в Даровом Сейчас во флигеле реконструированы гостиная и комната матери: здесь разместилась интерьерная экспозиция с обстановкой среднепоместной русской усадьбы 1830-х годов. За аналогию взяты те предметы, которые бытовали в семье Достоевских в московской квартире, позже были перевезены в Даровое, а в 1920-х годах вернулись на Божедомку.

Во флигеле показывают фильм об истории усадьбы Даровое, в выставочных витринах представлены археологические находки, в коридоре предусмотрено пространство для временных выставок, а мультимедийная часть будет посвящена тому, как Даровое отразилось в творчестве писателя. Одновременно в доме могут находиться не более 10 человек, так что группы будут ограничивать… Таким образом, мемориальный центр Дарового в 2021 году приведен в порядок. Проект реставрации и приспособления ландшафтной части усадьбы выполнен ООО «Межрегиональные проекты и программы развития» главный архитектор проекта — В. На следующий год планируются работы со специалистами по дендрологии и сохранению старых деревьев: опиловке, лечению и разработке планов компенсационной подсадки.

Они сошлись как лёд и пламень и получилась Александро-Невская лавра — самый известный монастырь Петербурга. У её стен расположились несколько кладбищ, среди которых Лазаревское и Тихвинское — самые популярные в городе, ведь здесь обрёл покой практически весь цвет русской культуры XIX века. Пётр Первый основал свой любимый город в 1703 году и уже через несколько месяцев выбрал место для будущего главного монастыря.

Конечно же, Невская битва здесь не происходила воины схлестнулись мечами в сорока верстах выше по реке , но сын Александра Невского Андрей в 1301 году разгромил стоявшую здесь крепость Ландскрона. Так что боевое прошлое имеется. В 1710 году обитель получила название и Троицы, и святого князя Александра Невского, а его мощи сюда перенесли 14 лет спустя, ещё при жизни Петра.

После возложения для пришедших провели театрализованную экскурсию с участием актеров и музыкантов.

В периоде XIX века очень много выбитых здесь на памятниках имен тесно связаны с Достоевским. Поэтому мы стараемся в наших программах вспоминать эту связь.

Память Федора Достоевского почтили в Санкт-Петербурге

145 лет назад, 7 июля 1878 года Федор Михайлович Достоевский посетил Оптину пустынь, где его встреча с преподобным старцем Амвросием подвела итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя. Позже семья переехала в квартиру, где Достоевский написал свои первые произведения. Фёдор Достоевский учился в элитном частном московском пансионе, поступил в Главное инженерное училище в Петербурге.

Федор Достоевский

Белинского, который ввел его в свой кружок. Деятельность В 1849 г. Достоевский был арестован по политической статье за участие в кружке М. Петрашевского и заключен в Петропавловскую крепость. Ему грозила смертная казнь, которую заменили на четыре года каторги.

По окончании срока в 1854 г. Выйдя в отставку и поселившись в Петербурге, вместе с братом литератором Михаилом начал издавать журнал «Время», который имел большой успех. Но подорванное на каторге здоровье и тяжелая болезнь туберкулез жены Марии Дмитриевны заставили писателя поехать на лечение за границу в Париж, Лондон и Женеву. В 1864 г.

Достоевского постигло несколько тяжелых ударов.

Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Реалии» Кавказ. Реалии Крым.

Литературоведы установили адреса героев повести «Униженные и оскорбленные» Набережная Фонтанки, 103 и Переулок Пирогова,6 , романа «Идиот» Парфен Рогожин жил на Гороховой, 41 , но прежде всего, Петербург Достоевского — это Петербург «Преступления и наказания». Это город «Свинцово-серого неба, грязных подворотен, узких тёмных лестниц и давящих дворов-колодцев». Атмосферу «Петербурга Достоевского» можно искать в районе, где расположен «дом Раскольникова» Гражданская улица, 19 , дом старухи-процентщицы канал Грибоедова, 104 , дом Сони Мармеладовой Канал Грибоедова, 73 , на Вознесенском и Кокушкином мостах через канал Грибоедова, на Сенной площади покаяние Раскольникова.

Музей-квартира Ф. Достоевского в Москве расположен в здании бывшей Мариинской больницы, где он родился и провел первые 15 лет жизни сегодня ее адрес - улица Достоевского, д. У здания больницы находится памятник писателю работы С. Меркурова, созданный в 1914 году. Первоначально он был установлен в 1918 году на Цветном бульваре и стал первым постоянным памятником, поставленным при советской власти. На нынешнее место он был перенесен в 1936 году.

Главный интерес для читателей представляет ее книга об отце «Достоевский в изображении его дочери», в которой содержится немало уникальных сведений об образе жизни, привычках, чертах характера Ф. С 1913 г. Любовь Федоровна жила за границей. Умерла в северной Италии. Федор Федорович Достоевский 1871—1921 с детства любил спорт, увлекался лошадьми. Окончив юридический и естественный факультеты Дерптского университета, он стал крупным специалистом по коневодству. В последние годы жизни сын писателя, выполняя волю своей матери, продолжал собирать и хранить архив Достоевского. Умер и похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище могила не сохранилась. Федор Федорович был женат дважды, у него были сыновья Федор 1905-1921 и Андрей. Андрей Федорович Достоевский, внук писателя, 1908-1968 внес большой вклад в дело создания музея. Он передал музею ценнейшую коллекцию, посвященную памяти его деда, которая стала основой экспозиции музея. Вся ее жизнь была посвящена мужу. Она была постоянным секретарем и стенографом Достоевского, занималась изданием его произведений, книжной торговлей, вела все денежные дела в доме, воспитывала детей. Достоевский высоко оценил деятельность Анны Григорьевны: ей он посвятил последний, самый главный свой роман «Братья Карамазовы». После смерти Достоевского Анна Григорьевна всю оставшуюся жизнь 37 лет собирала материалы о жизни мужа, издавала его сочинения.

Г. Я. Галаган Кончина и похороны Ф. М. Достоевског

Достоевского, в Санкт-Петербурге традиционно вспоминают писателя. Общая программа 13:00 Возложение цветов к могиле Ф. Достоевского Некрополь мастеров искусств. Государственный музей городской скульптуры Пл.

И теперь, чтобы не отступать, надо идти ко Христу и призывать к этому нынешнее поколение. Вечная память великому писателю на все времена! Достоевскому входит в экспозицию Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга. Он был установлен в 1883 году, отреставрирован при содействии городского комитета по культуре и вновь освящен 11 ноября 2020 года. На мраморной плите начертана цитата из Евангелия: «Аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ» Ин.

На ночь детям читали сказки народов мира, на семейных вечерах — произведения Карамзина, Державина, Пушкина.

На Пасху всей семьей ходили смотреть на балаганы с "паяцами, клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами". Летом ездили гулять в Марьину рощу. Семья была дружная, радушная и гостеприимная, совсем не чуждая светской жизни. Не случайно великий писатель вспоминал свое детство как лучшую пору в жизни. В юности Достоевский получил образование в элитном частном московском пансионе, а потом по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. Позже он назовет это обучение ошибкой, которая испортила его будущее. Первые произведения Достоевского Достоевский начал работать над собственными драмами и романом "Бедные люди", который закончил в 1845 году, уже прослужив год полевым инженерам-подпоручиком, и выйдя в отставку в чине поручика. Роман восторженно принял критик Виссарион Белинский , а Некрасов назвал Достоевского "новым Гоголем". Однако следующее произведение молодого писателя, повесть "Двойник", разочаровало Белинского и его коллег.

Но слава уже шагала впереди молодого писателя, благодаря ей он легко сошелся с новыми знакомыми, не менее выдающимися литераторами: критиком и поэтом братьями Майковыми, писателями Гончаровым и Григоровичем, поэтом Плещеевым и другими. Они стали друзьями на долгие годы. На собраниях обсуждались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Николаем Спешневым, которое ставило своей целью "произвести переворот в России". Весной 1849 года писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После восьми месяцев заключения он был признан виновным "в умысле на ниспровержение... Уже на эшафоте ему объявили, что расстрел заменен четырьмя годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу Достоевский отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников. В 1857 году он был восстановлен в правах.

В 1859-м получил разрешение жить в Твери, а конце этого года переехал в Петербург и вместе с братом Михаилом стал издавать журналы "Время" и "Эпоха". На страницах "Времени", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные" 1861. В течение следующих двадцати лет Достоевский напишет свои самые выдающиеся произведения, в том числе те, что войдут в его "великое пятикнижие" и в которых отразились нравственные, философские и социальные взгляды писателя. В них Достоевский изучает внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаенные уголки человеческой души и подсознания. Произведения Достоевского 1866—1880-х годов После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче — писал "Преступление и наказание" и параллельно работал над романом "Игрок". Интересно, что причиной создания "Преступления и наказания" стало тяжелое финансовое положение Достоевского. Он написал письмо редактору журнала "Русский вестник" Каткову, описал сюжет будущего романа и получил 300 рублей аванса. В 1867—1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека".

Следующий роман, "Бесы", был создан в 1872 году под впечатлением от террористической деятельности Сергея Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа". Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского "Братья Карамазовы", задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Планировалось, что "Братья Карамазовы" станут лишь первой частью романа "История великого грешника", но осуществить задуманное писателю помешала смерть. Зимой 1881 года здоровье Достоевского ухудшилось — дала знать о себе застаревшая эмфизема легких.

Грановского , П. Бесовская одержимость силами зла и разрушения, гордыня идеологического своеволия, самозваные претензии на владение миром, сверхчеловеческие амбиции — эти глубинные духовные пороки политических честолюбцев и авантюристов, руководителей русской смуты, обретают в романе апокалипсическое значение, обнажая сущностные законы противостояния добра и зла. В июле 1871 г. Достоевский с женой и дочерью вернулись в Россию. Лето 1872 г. Став редактором газеты-журнала «Гражданин» , Достоевский с 1873 г. Имевший большой успех «Дневник писателя» — «моножурнал» Достоевского, включавший публицистические статьи на политические, юридические, социальные, педагогические и другие темы, литературно-критические статьи и очерки, мемуары, а также художественные произведения. В нём были опубликованы, в частности, мрачно-иронический рассказ «Бобок» 1873 в традиции «Разговоров в царстве мёртвых» Лукиана , являющийся по своим идеям «всё позволено», если нет Бога , темам «бесстыдной правды», сознания на грани безумия, сладострастия и др. Бахтин всего творчества Достоевского; а также «фантастические» рассказы: «Кроткая» 1876 — монолог мужа у гроба покончившей самоубийством жены, который, пытаясь собрать «мысли в точку», приходит к ясному осознанию случившегося в предисловии к рассказу Достоевский сформулировал суть своего «фантастического» метода — представить стенограмму внутреннего монолога героя ; «Сон смешного человека» 1877 , восходящий к жанру фантастических путешествий в утопическую страну и завершающийся прозрением героя, который «видел истину» — «рай на земле» и знает отныне, что надо делать для его достижения «главное — люби других, как себя». Весной 1874 г. Достоевский, тяготясь редакторством и конфликтами с издателем, покинул свой пост, отправившись для лечения усилившейся эмфиземы лёгких за границу, в Эмс поездки туда повторились в 1875, 1876, 1879. В 1875 г. Итоговым произведением Достоевского стал роман «Братья Карамазовы» 1879—1880 , органично сочетавший семейную хронику с жанрами жития , поучения, философской притчи , исповеди, судебной речи, диспута. В нём нашёл осмысление трагический конфликт века — противостояние жажды веры и болезни неверия. Извечная борьба добра и зла в душе человека — проблемный узел романа. Накопленный огромный опыт вражды и ненависти преломляется в опасном соперничестве между отцом и братьями в семье Карамазовых, между старцем Зосимой и монахом Ферапонтом в стенах монастыря. Убийство, загадочно совершённое в странном семействе, переплетается с неразрешимыми проблемами русской общественной жизни, испытывающей глубокий нравственный кризис. Государство и Церковь, суд и судебные учреждения, семья и школа, помещики, купцы и крестьяне, уездный город и нищая деревня, страдания взрослых и детей, прошлое, настоящее и будущее России — таков перечень главных вопросов, исследуемых в самом широком, всеохватном романе Достоевского. Идейное средоточие романа — притча о Великом инквизиторе, поэма-импровизация Ивана, отразившая сокровенные размышления автора о природе человека; в ней «мы находим глубокое сознание человеческой слабости, граничащее с презрением к человеку, и одновременно любовь к нему, простирающуюся до готовности — оставить Бога и пойти разделить унижение человека, зверство и глупость его, но и вместе — страдание» Розанов. Последний год жизни Достоевского ознаменовался выступлением на открытии памятника А. Пушкину в Москве [6 18 — 8 20 июня 1880]. Речь Достоевского — его самое известное публицистическое произведение, в котором осмыслено национальное значение Пушкина как выразителя «всечеловечности», «всемирной отзывчивости» русского народа, призванного «стать братом всех людей». В ночь с 25 на 26 января с 6 на 7 февраля 1881 г. Достоевский искренне верил в идею «всемирного человеческого обновления», которая осуществится в виде «Христовой правды», в то, что «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» «Сон смешного человека» ; в этой вере — квинтэссенция его гуманизма и религиозных исканий. Как художник Достоевский был «поэтом нашей совести» И. Анненский , выразителем глубокой трагедии, которую переживает смятенная человеческая душа в эпоху катаклизмов. Свой реализм Достоевский определял как «фантастический», реализм «в высшем смысле», имея в виду пристрастие к изображению неординарного, исключительного как раскрывающего «самую сущность действительности» и «все глубины души человеческой». Отсюда — преобладание ситуаций катастроф и скандалов, парадоксальность и эксцентричность характеров и поступков героев. Этим определяется и такая особенность произведений Достоевского, как сочетание серьёзной нравственно-философской проблематики с занимательностью и сложностью интриги авантюрно-детективного свойства. Достоевский, по словам М. Бахтина, — создатель полифонического романа , который «строится не как целое одного сознания, объектно принявшего в себя другие сознания, но как целое взаимодействия нескольких сознаний, из которых ни одно не стало до конца объектом другого». Предметом художественного изображения у Достоевского становится идея; его герой — идеолог, особая точка зрения на себя и на окружающую действительность. При этом «коперниковский переворот» писателя состоит в том, что если «обычно самосознание героя является лишь элементом его действительности, лишь одною из черт его целостного образа, здесь, напротив, вся действительность становится элементом его самосознания». Такому самосознанию автор может противопоставить лишь мир таких же равноправных с ним самосознаний. Потому и слово автора о герое — это слово о присутствующем и могущем ему ответить, «оно ориентировано на героя как на слово и потому диалогически обращено к нему. Автор говорит всею конструкциею своего романа не о герое, а с героем» Бахтин. Творчество Достоевского, наследника русской классики, органически вобрало в себя опыт европейской литературы прежде всего традиции О. Гюго , Ч. Диккенса ; оно стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой культуры, оказало значительное влияние на искусство, философию, общественную мысль 20 в. Опубликовано 19 сентября 2022 г. Последнее обновление 19 сентября 2022 г. Связаться с редакцией.

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

Когда Достоевский скончался, его супруга хотела его похоронить на Новодевичьем кладбище, однако, для этого требовались немалые деньги, каковых у семьи Достоевских не имелось. Федор Достоевский родился в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных, где его отец служил штатным лекарем. Похороны Достоевского прошли 1 февраля, могила Достоевского находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Десятки людей собрались у могилы Достоевского, где отслужили литию

Оказывается, для того, чтобы помолиться на могиле великого Достоевского надо купить билет в кассе на входе. Между тем благоустройство требуется и кладбищу, где согласно историческим записям, был похоронен отец автора «Преступления и наказания». Похороны Достоевского прошли 1 февраля, могила Достоевского находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. В журнале Достоевский поместил некролог брату, где писал.

Федор Достоевский: биография и некролог

Реставрация его надгробия — это не только дань памяти мировому классику, но и забота об историко-художественном и культурном наследии нашего города, — сказал он. Отмечается, что капремонт памятника провели в преддверии 200-летия Достоевского в 2021 году. Надгробный памятник Достоевскому — часть основной экспозиции Музея городской скульптуры — некрополей Александро-Невской лавры. Он был установлен в 1883 году.

Очевидно, писатель сразу оценил читательскую проницательность и мастерство рисовальщика. И вот теперь Порфирьеву было суждено запечатлеть последний земной путь писателя. Рисунок этот ныне стал хрестоматийным. К сожалению, о судьбе графика и живописца, рисовавшего также карикатуры, сведений почти не сохранилось. Только в четвёртом часу дня процессия дошла до ворот Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только люди, нёсшие венки, и представители разных учреждений. Из-за позднего времени и наступивших сумерек отпевание и погребение перенесли на следующий день.

В церковь, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно. Духа была удивительно красива во время заупокойной обедни, — вспоминал Николай Страхов. Теснота была большая, но, несмотря на то, тишина была вполне благоговейная». Служба и отпевание продолжались очень долго. В церкви было сказано несколько речей. Приходили молиться интеллигенты, разночинцы, студенты, дамы, священники, офицеры. Когда начали выносить, гроб пришлось передавать буквально по головам. То есть гроб двигался, а люди стояли. Аллеи были запружены, люди взбирались на памятники и деревья, цеплялись за решётки.

Каменная ограда, отделяющая старое Тихвинское кладбище — всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю. Распоряжавшийся прощанием Дмитрий Григорович просил студентов очистить путь к могиле, расположенной рядом с захоронениями Николая Карамзина и Василия Жуковского, где также стояла толпа. Русский народоволец Иван Попов рассказывал: «Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно. Речей я не слышал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов». Первым выступил драматург, поэт и романист Александр Пальм, петрашевец. Он вспомнил о молодых годах Достоевского, об аресте писателя, обряде казни, каторге, о его трудной жизни, сказал о том, что всё это ускорило гибель писателя. В других речах упоминаний об этом уже не было — видимо, чтобы не обострять ситуацию, друзьями сразу же были внесены коррективы в тексты выступлений. Выступавшие говорили лишь об огромном таланте Достоевского, о том, что он своим творчеством внёс великий вклад в русскую культуру.

Публика накрыла принесёнными венками гроб почти до верхней части могилы. Остальные венки разрывались на части, и присутствовавшие уносили листочки и цветки на память. Говорилось много стихотворений, посвящённых памяти Фёдора Михайловича. Некоторые из них, а также высказывания ораторов, процитированы на сохранившемся в архиве фотомонтаже. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Это поклонение памяти Достоевского продолжалось вплоть до 1 марта». Похороны в силу своей исключительности для России, жившей в разочаровании от половинчатых реформ Александра II, получили огромный общественный резонанс и энергично обсуждались в среде либеральной интеллигенции и студенчества. Скорбная, почти торжественная сторона проводов Достоевского, участие в них сановных лиц, внимательных людей не обманула, они справедливо увидели в событии провозвестника грядущих больших перемен в России. Похороны обратили на себя внимание и иностранных посольств в Петербурге.

Розданные билеты следует предъявлять при входе в монастырскую ограду и церковь. Каждый билет дает право на вход только одному лицу". Достоевского и его жены. Пальм, О. Миллер, П. Гайдебуров, К. Бестужев-Рюмин, Вл. Соловьев, студент Д. Козырев, студент Павловский, П. Речи А.

Пальма и О. Миллера были опубликованы 2 14 февраля "Новое время", 1881, No 1772 ; речь Вл. Соловьева -- 3 15 февраля "Новое время", 1881, No 1773 ; Д. Козырева -- 5 17 февраля "Новое время", 1881, No 1775. Майков на могиле не выступал, но подготовленная им речь была опубликована 2 14 февраля в "Новом времени" 1881, No 1772 со следующим редакционным примечанием: "За недостатком времени А. Майков не успел прочесть у могилы следующие строки, вызванные сегодняшним грустным событием". Тексты речей на могиле Достоевского см. Поповым в книге "Минувшее и пережитое. Достоевская Варвара Михайловна 1822--1893 , сестра Ф. Достоевским С.

Как же! Я уже описала Вам в прошлом моем письме мои посещения дяди в среду за 4 часа до его смерти и в четверг -- когда я была там утром и вечером на панихиде. Я забыла сообщить Вам в том письме, что все хлопоты в доме приняли на себя 2 дамы, хорошие знакомые Анны Григорьевны, именно M-lle Кашпирева,4 которая действительно приносила пользу, и M-me Аверкиева,5 которая только суетилась и все путала. Анна Григорьевна все время была в каком-то ужасном состоянии отупения, -- зато Лиля точно переродилась, -- каждый венок, приносимый на гроб отца, доставлял ей много радости, она с блестящими глазами обращалась несколько раз ко мне: "Смотрите, смотрите, как украшают моего дорогого папочку! Было ужасно тяжело! В этот день у нас обедала Соня Сташевская6 и Саша, и они втроем с Мишею отправились вечером на панихиду, после которой Миша и Саша оставались еще там довольно долго, и Миша был избран распорядителем первой группы депутатов. Приехали они домой в этот день очень поздно. На другой день с утра в субботу мы с Мишей отправились в квартиру покойного дяди; Миша встал у Кузнечного переулка и принялся расставлять депутации своей группы и венки. Я прошла в квартиру. Там я застала уже Сашу.

Анна Григорьевна была пободрее. Я пошла поклониться дяде и увидала, что тело его уже начало разлагаться -- его не бальзамировали, так как это оказалось очень дорого и взяло бы много времени. Анна Григорьевна передала нам 4 номера для Саши, нас, Савостьяновых11 и Вас; все эти номера теперь у Саши, и он доставит один из них Вам на днях. Когда мы покончили с этим делом, пора было уже идти к гробу; мы надели все шубы, совершена была небольшая лития и тело дяди вынесли из того кабинета, где он так усиленно занимался в последние дни. Слезы у всех текли из глаз. Как только гроб вынесли на улицу, его окружили ряды венков. Вслед за гробом шла Анна Григорьевна; ее вел Григорович. С нею рядом -- дети, затем мы с Сашею и другие родные. Не буду описывать Вам шествия -- оно известно Вам из письма Миши и из газет; в "Новом времени" это все подробно и слезно описано. Здесь была отслужена лития, по окончанию которой мы с Анной Григорьевной сели на скамейку и рассматривали, как развешивали венки.

Некоторые из них были великолепны. Когда толпа в церкви немного поредела, мы вышли из церкви и зашли посмотреть могилу. Она была между памятниками Жуковского и Карамзина. Затем мы усадили Анну Григорьевну в карету, Саша отправился к себе, а мы с Мишею домой. Вечером Миша ходил за билетами для всей группы в квартиру покойного дяди и затем развез эти билеты по назначению;13 возвратился в 1-м часу ночи. Саша тоже в этот вечер ездил развозить билеты. В воскресенье мы выехали из дома очень рано, потому что Мише, как распорядителю, надо было быть в церкви пораньше. Церковь была великолепно украшена венками, которые шпалерами держали депутаты; за ними стояла публика, и перед венками у гроба было оставлено место для родных. Я стояла рядом с Анною Григорьевною, и Лиля была на моем попечении. По окончании панихиды Янышев сказал речь,14 и затем гроб понесли.

Саша был в числе несущих, Миша взял Анну Григорьевну под руку, но не успели мы еще выйти из церкви, как масса народа сдушила нас и разделила всех; детей -- Лилю15 и Федю16 -- кто-то взял на руки, а Анну Григорьевну какими-то судьбами увлекли с толпой -- она была почти в бессознательном состоянии; беспорядок этот произошел оттого, что монахи пустили много народа без билетов, вследствие этого почти все родные -- кроме Анны Григорьевны, детей и Саши -- не попали к могиле. В том числе была и я. Меня течением толпы увлекло от Миши, и уже долго спустя мы нашли друг друга; так как я стояла близ ограды, то слышала некоторые из речей,17 но ничего не видела; что мне очень не понравилось -- так это то, что после каждой речи аплодировали. В толпе я видела Александру Михайловну и тетушку Варвару Михайловну,18 но не могла говорить с ними. Когда гроб опустили в землю и речи окончились, толпа опять хлынула из-за ограды с криками: "Дайте пройти семье Федора Михайловича! Саша отправился домой отдохнуть, я тоже, а Миша поехал за Андреевым, чтобы вместе ехать к Менделееву, как это было условлено. Только около 6-ти часов Миша был дома и мы сели за обед. Вечером мы легли спать очень рано. Сегодня с утра встали свежими и бодрыми. Я приписала несколько строк в письме, которое написал Вам Миша, и отправилась на Петербургскую к Александре Михайловне, чтобы захватить дома тетушку Варвару Михайловну и взять ее к нам.

Прислуга сказал мне, что она дома, но когда я взошла в комнату, ко мне вышла Александра Михайловна и встретила очень любезно; тут же была и тетушка Вера Михайловна. Тетушка Варвара Михайловна ушла уже к Анне Григорьевне. Я очень сожалела, что не застала ее, уж очень хочется ее видеть. Я передала ей наш адрес. Возвратилась я домой около 4-х часов; затем пришел Саша и мы вместе обедали; темою разговора служило печальное событие. На днях я думаю побывать у Анны Григорьевны... Только было хотела запечатать это письмо, дорогие папа и мама, как пришла тетушка Варвара Михайловна, она посидела у меня с часок, закусила, напилась чаю и поехала прямо на железную дорогу. Я очень рада, что она побывала у нас. Она такая милая и симпатичная. Она просила кланяться Вам.

Теперь до свидания, дорогие папа и мама, целую Вас крепко. Завтра рассчитываю получить письмо от Вас. Обнимаю Вас, Ваша Женни. Леоновой очередь чтения была за Д. Смерть Ф. Достоевского, его сверстника, однокашника, товарища по учению и друга, жестоко поразила Дмитрия Васильевича. Взволнованным голосом, сквозь слезы, просил он публику отнестись снисходительно к его чтению, на котором не могло не отразиться тяжелое событие. Он мастерски прочел отрывки из "Цыган" и, окончив их, заявил, что друзья и почитатели покойного Ф. Достоевского, открыв между собой частную подписку на сооружение памятника над его могилой, пожелали доставить и публике возможность почтить память покойного участием в этом деле. Публика отозвалась на это сочувственно, и в течение двух антрактов было собрано 308 руб.

Аверкиева см. Раздраженный отзыв о ней Достоевского см. Достоевской от 28--29 мая 1880 г. Достоевская Мария Михайловна 1843--1888 , дочь M. Достоевского, и ее муж Владимир Константинович 1853--1899. Речь Янышева опубликована в "Церковном вестнике" 1881, No 6, 7 февраля. Но я употреблю все усилия, чтобы достать эти номера другими, частными путями, хоть это возьмет, может быть, много времени, и легко может быть, что мне и не удастся достать требуемые номера из всех петербургских газет; но я все-таки постараюсь. Относительно маски дяди Ф. Из писателей там был только один Аверкиев,4 который, как говорит Анна Григорьевна, им порядком надоел; он сидит у них буквально целые дни, во все мешается и все путает, и между тем все эти дни является очень много книгопродавцев -- скупают "Дневник" и другие романы. Первое издание "Дневника" уже все распродано, и второго издания напечатано уже 4 тысячи.

Анна Григорьевна говорила мне, что она в нерешительности -- как поступить с деньгами подписчиков на "Дневник писателя". Воля дяди была, чтобы все эти деньги были возвращены немедленно после его смерти, что она и хотела сделать. Между тем Майков5 и многие другие советуют ей не отсылать денег, а удовлетворить подписчиков, составив для них томик из последних материалов и набросков, которые найдены в бумагах дяди! Кажется, что и Анна Григорьевна склоняется к этому.

В 1864 г.

Достоевского постигло несколько тяжелых ударов. В Москве умерла его жена, вскоре неожиданно скончался его брат, затем друг А. Потеряв близких людей и имея множество долгов, Федор Михайлович выехал за границу и, в надежде поправить свое материальное состояние, стал играть на рулетке, в результате чего проиграл абсолютно все. Вернувшись в Москву, написал романы «Игрок» и «Преступление и наказание». Женившись второй раз, он снова уехал за границу, где продолжал безуспешно играть на рулетке.

По возвращении в Петербург жена писателя Анна Григорьевна взяла в свои руки обустройство их жизни. Последние восемь лет жизни были наиболее удачными и светлыми годами Достоевского. В это время им написаны такие романы как «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др. Личная жизнь Женат дважды.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий