Святитель построил в Москве храм во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких, что помогло с развитием книгопечатания в столице. Митрополит Филипп Московский вернулся на свою кафедру – с которой был изгнан, пережив предательство близких людей, гонения, наконец, мученическую кончину.
Навигация по записям
- Житие митрополита Филиппа (Колычева)
- Филипп II (митрополит Московский) — Википедия
- В селе Маково почтили память святителя Филиппа, митрополита Московского
- Где находятся мощи святого
16 июля 2023 года Церковь празднует перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского
Святитель Филипп хорошо был известен всей Церкви, он прославился еще будучи настоятелем Соловецкого монастыря, проведя строительные работы, которые до сих пор восхищают всех, кто посещает нашу Северную Фиваиду. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Сегодня мы вспоминаем святителя Филиппа, митрополита Московского, который закончил жизнь свою мученически — он был умерщвлен по повелению царя Ивана Грозного. Сегодня Русская православная церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского.
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ. СВЯТОЙ ДНЯ
Но юный Федор Колычев избрал путь служения Богу. В 30 лет он тайно покинул Москву и ушел в Соловецкий монастырь, где через полтора года был пострижен с именем Филипп. Царь Иоанн Грозный в то время искал себе человека, который станет для него духовной опорой и поддержкой. Он вспомнил о Филиппе, с которым дружил в детстве. Но надежды царя не оправдались. Филипп не поддерживал взгляды царя и особо ярко выступал против опричнины.
А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит» Евангелие от Иоанна гл.
Пользуясь этим, опричники делали в Москве все, что хотели. Занять престол Московской митрополии предложили Соловецкому игумену Филиппу. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника. Но святитель долго отказывался возложить на себя это великое бремя, поскольку духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Духовенство и бояре от себя слезно молили святого Филиппа принять сан митрополита. Убежденные в его добродетелях, они надеялись, что он на месте первосвятителя твердостью своего духа и благоразумием возвратит Иоанну и всему царству прежнее спокойствие.
Филиппу пришлось уступить. Он смиренно принял сан, видя в этом Божью волю. В 1566 году он стал митрополитом Московским и всея России. Святительство Филиппа продлилось недолго. Он оказался единственным во всей России, кто осмелился противопоставить себя царю и его опричникам, погрязшим в кровавых беззакониях. Сначала он хотел обратить к царю соборное архиерейское послание, однако никто из епископов его не поддержал. Тогда святитель стал действовать в одиночку. Он несколько раз наедине беседовал с царем, требуя от него прекратить кровопролитие невинных людей.
Эти беседы приводили Иоанна в глухое раздражение.
Некоторые утверждают, что святитель был против возвышения царского трона и поддерживал бояр, которые во времена расцвета феодализма на Руси имели большие политические полномочия и контролировали целые земли Русского государства. А Иван Грозный, желая создать единое мощное Русское государство, боролся с сепаратизмом феодальных владык — для того чтобы Русь, став единым государством, могла противостоять Западу. Уже тогда, задолго до Петра I, Иван Грозный обратил свои взоры к Балтийскому морю, понимая, что выход на Балтику означает выход за рубеж, на Запад. А все это требовало от России силы, и не только военной, но силы духовной; и потому царь Иван Грозный, будучи человеком благочестивым, очень многое делал для укрепления церковной жизни. Но по природе свой он был вспыльчив и подозрителен, и именно эти отрицательные черты и привели к трагедии в Тверском Отрочем монастыре, где проживал святитель Филипп», — сказал Святейший Владыка. И царь, движимый особенностями своего характера, совершил преступление, и не где-нибудь, а в том месте, где мы с вами сейчас находимся.
Здесь совершалась служба, святитель стоял на стасидии, по обычаю тогдашних Предстоятелей Русской Церкви, а царь стоял вот на этом месте; и, казалось бы, ничто не предвещало трагической развязки. Но царь, как уже сказано, был человек возбудимый — по всей вероятности, врачи могли бы сейчас диагноз поставить, что не очень-то он мог совладать с болезненным состоянием своей нервной системы. Подозревая митрополита Филиппа в сговоре с боярами, в его готовности противостоять царской власти, Иван Грозный заточил святителя, а затем тот был сослан в Отроч монастырь, где его убил посланник царя Малюта Скуратов. Вот такая трагическая история. Вообще она свидетельствует о том, что Церковь по своей природе не должна вмешиваться в государственные дела.
Кроме того, «Приход. Думаю, что и в дальнейшем мы будем развивать сотрудничество. У вас хороший подход: все разумно, эргономично и вместе с тем просто, ясно, так что этим удобно пользоваться. Это хорошая основа для плодотворной работы.
Святитель Филипп II Московский и всея Руси (Колычев)
Святитель Филипп, митрополит Московский. Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. Сегодня Русская православная церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель Филипп был вынужден оставить Соловецкий монастырь и вернуться в Москву, чтобы, по решению царя Ивана IV (Грозного), принять сан митрополита и возглавить управление Московской митрополией и всей Русской Церковью. В РПЦ отреагировали на слова Владимира Путина о том, что митрополит Московский Филипп мог погибнуть и не от рук Малюты Скуратова. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей.
Новости Патриархии
- Святитель Филипп митрополит Московский и всея России чудотворец — Храм Вмч. и Целителя Пантелеимона
- Святитель Филипп, митрополит Московский
- Кого Церковь может и должна поддерживать?
- Где находятся мощи святого
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
День памяти святителя Филиппа | В день перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, в храме Рождества Богородицы села Маково состоялась Божественная литургия, которую совершил иерей Сергий Куликов. |
Какого числа день памяти Филиппа Московского в 2024 году | Главная Новости Главные событияВ год 455-летия мученической кончины святителя Филиппа Московского в Успенском Отроче монастыре митрополит Амвросий совершил Божественную литургию. |
Святитель Филипп II, митрополит Московский и всея Руси
Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Святитель построил в Москве храм во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких, что помогло с развитием книгопечатания в столице. 22 января 2024 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
Святитель Филипп, митрополит Московский
Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году. Таких, как святитель Филипп, митрополит Московский, который не побоялся противостоять грозному тирану, проливавшему невинную кровь. Святитель ФИЛИПП, митрополит Московский и Всея Руси, чудотворец (†1569).
Память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России
Но святитель долго отказывался возложить на себя это великое бремя, поскольку духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Духовенство и бояре от себя слезно молили святого Филиппа принять сан митрополита. Убежденные в его добродетелях, они надеялись, что он на месте первосвятителя твердостью своего духа и благоразумием возвратит Иоанну и всему царству прежнее спокойствие. Филиппу пришлось уступить. Он смиренно принял сан, видя в этом Божью волю. В 1566 году он стал митрополитом Московским и всея России. Святительство Филиппа продлилось недолго.
Он оказался единственным во всей России, кто осмелился противопоставить себя царю и его опричникам, погрязшим в кровавых беззакониях. Сначала он хотел обратить к царю соборное архиерейское послание, однако никто из епископов его не поддержал. Тогда святитель стал действовать в одиночку. Он несколько раз наедине беседовал с царем, требуя от него прекратить кровопролитие невинных людей. Эти беседы приводили Иоанна в глухое раздражение. Вскоре конфликт принял открытую форму. Царь в гневе покинул собор.
Участь митрополита была предрешена.
При этом он отметил, что церковь не обязана соглашаться с заявлениями историков, и подчеркнул, что внесение изменений в жития святых требует «особенно тщательных исследований». Ранее Владимир Путин заявил о наличии альтернативной версии гибели митрополита Филиппа в Твери в 1569 году. Так, по словам президента, есть версия о том, что Скуратов не убивал Филиппа и «не проезжал там, а если проезжал, то проезжал мимо».
Костомаров [36] , так и XX века: Г. Федотов , Р. Скрынников [49] , а также богословы и церковные историки такие, как митрополит Макарий Булгаков [17] , А. Карташёв [66]. Сторонники канонизации Ивана Грозного пытаются выдвинуть свои версии произошедшего [67] , но их мнение не находит поддержки [68]. Как говорит Дмитрий Володихин : Все источники уверенно сообщают об акте убийства, совершенного Малютой, притом в полном согласии между собой, хотя и созданы лицами, независимыми по отношению друг к другу, в разных местах, в разное время и в разных обстоятельствах. А версия об «изменниках», сгубивших Филиппа помимо Малюты, является поздней спекуляцией, опирающейся на вольную фантазию. Ни один текст XVI века её не подтверждает [69]. Возможно, на убийство опального Филиппа имелось тайное указание Ивана Грозного , так как Скуратов не мог самостоятельно решиться на убийство известного церковного деятеля и остаться безнаказанным [12]. По мнению профессора Р. Скрынникова , убийство было совершено с согласия царя [49]. Основным источником версии об убийстве митрополита по указанию царя выступает житие, написанное в конце XVI века [70] , а также несколько летописных упоминаний позднего происхождения и ряд воспоминаний современников подробнее см. Окончательно установить, действовал ли Скуратов по прямому указанию Ивана Грозного, нельзя. Однако, по всей вероятности, царь знал, что убийцей является Скуратов, и никак не наказал его [71]. Почитание и канонизация[ править править код ] Святитель Филипп покров на раку , 1650 год, мастерская Е. Стрешневой Почитание в Соловецком монастыре[ править править код ] В 1591 году по просьбе братии Соловецкого монастыря мощи Филиппа были доставлены из Отроча монастыря и захоронены под папертью придела святых Зосимы и Савватия Спасо-Преображенского собора [72]. В конце XVI века было составлено первое житие Филиппа [73] и начинается его местное почитание как святого с днём памяти 9 января. Концом XVI века датируют самое раннее иконописное изображение святителя на створке складня, написанного Истомой Саввином, происходящего из Благовещенского собора Сольвычегодска [74]. Филипп изображён припадающим к Богородице Боголюбской вместе со святителями Алексием , Киприаном и Стефаном. В описи Соловецкого монастыря за 1632 год приводится описание гробницы святителя: «на гробнице образ пядница на золоте Филип митрополит, а во облаце Спас» [75]. Были записаны первые сообщения о чудесах по молитвам к святителю Филиппу. Патриарх Иоасаф I постриженник Соловецкого монастыря в 1636 году включил в минею текст службы святителю Филиппу и установил ему, по мнению ряда исследователей, общецерковную память [76]. Однако Евгений Голубинский считает, что общецерковное почитание Филиппа началось только после перенесения его мощей в Москву [77]. В описи монастыря за 1645 года упоминается уже первый шитый покров с изображением митрополита Филиппа, по его краю был вышит тропарь святому [72]. Во время нахождения мощей Филиппа в Соловецком монастыре появились и первые шитые покровы с его изображением, которые, по мнению искусствоведа Василия Пуцко , отражают иконографию не сохранившиеся до нашего времени икон [74]. В 1650 году стольник Иван Иванович Колычёв пожертвовал в Соловецкий монастырь покров на раку святителя, который является самым ранним из подобных сохранившихся произведений с изображением Филиппа [78]. Близок к нему по времени другой шитый покров, созданный в 1650 году в мастерской Евдокии Стрешневой, который был вложен в Соловецкий монастырь её мужем боярином Василием Стрешневым , родственником царицы Евдокии [74]. Оба покрова были привезены в Москву при перенесении мощей святителя Филиппа. Перенесение мощей в Москву[ править править код ] В 1652 году царь Алексей Михайлович по инициативе Новгородского митрополита Никона и по согласованию с патриархом Иосифом решил перенести мощи святителя в Москву. После трёхдневного поста за литургией в Спасо-Преображенском соборе Никон перед ракой с мощами прочёл грамоту царя, адресованную святителю: …великому господину, отцу отцев, преосвященному Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси, по благоволению Вседержителя Христа Бога, царь Алексей, чадо твое, за молитв святых твоих здравствует. За его покаяние и нашего ради прошения прийди к нам, святый владыко… [79] Рака с мощами святителя Филиппа По просьбе монастырской братии Никон оставил в монастыре часть святых мощей, а остальные переложил в привезённую с собой раку и начал с ними обратное путешествие в Москву. По дороге Никон письмами информировал царя о своём передвижении, на всех остановках мощи вносили в храмы и при большом стечении народа совершали перед ними молебны. Их встречали крестным ходом с участием царя и церковных иерархов, на месте встречи впоследствии был воздвигнут храм святого Филиппа в Мещанской слободе. Царь восторженно описал встречу святыни в своём письме к князю Н. Одоевскому : Такое множество народа было от самаго Напруднаго по соборную апостольскую церковь, что нельзя было и яблоку упасть, а больных лежащих и вопиющих к нему безмерно много, и от великаго вопля и плача безмерный стон был. Стоял он десять дней посреди церкви для молящихся, и во все дни с утра до вечера был звон, как на святой неделе, так и те дни радостны были: то меньше, что человека два или три в сутки, а то пять, шесть и семь исцеление получат. А как патриарха поставили [80] он, свет чудотворец, двух исцелил в тот день, и ныне реки текут чудес [81]. Над гробницей была помещена древняя икона с деисусом [82]. Позднее рака была покрыта серебряной доской, которая была утрачена при захвате Москвы войсками Наполеона. Из серебра, отбитого у французов М. Кутузовым , 52 фунта 21,3 кг было использовано на возобновление раки митрополита Филиппа [83]. Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе Первая церковь во имя святителя Филиппа была построена в 1677 году в Мещанской слободе на месте встречи царём его мощей [84]. Изначально постройка была деревянной, в 1691 году церковь перестроили в камне, а в 1777—1788 годы здание было перестроено архитектором Матвеем Казаковым и стало одним из лучших образцов московского классицизма [85]. После прославления святителя церкви и часовни в его имя начали строиться в монастырях Филипповская церковь в Валдайском Иверском монастыре , середина XVII века; Филипповская часовня и церковь в Соловецком монастыре, конец XVII века и в различных городах страны [86].
На сугубой ектении были вознесены особые прошения и прочтена молитва о мире. Поздравляю всех вас, братия и сестры, с днем памяти перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России. Святитель, в миру Феодор, происходил из боярского рода. Уже в юном возрасте душа его искала иноческих подвигов и молитвенного уединения. Отрекшись от мира и его суеты, он ушел в далёкий и никому неизвестный Соловецкий монастырь. Поступил туда он не как сын знатного рода, а как сын простых родителей, так что никем не был узнан. Заботясь об очищении души и сердца от грехов, он исполнял различные послушания, как все прочие насельники монастыря. После полутора лет искуса Феодор был пострижен в монашество с именем Филиппа. Под руководством опытных старцев обители инок Филипп возрастал духовно. Мало-помалу братия стала замечать, что он — человек святой жизни.
Жития святых. Филипп, митрополит Московский
Тропарь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца глас 5. Тропарь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца глас 5. Святитель Филипп, Митрополит Московский и всея России Чудотворец. Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита.
Святитель Феофан Затворник "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия"
- 16июля-память свт. Филиппа Московского и всея Руси (Галина Николаевна Николаева) / Проза.ру
- Святцы на сегодня
- Дни памяти
- Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского
- Конструктор православных сайтов - Приход.ру
Святитель Филипп II Московский и всея Руси (Колычев)
По примеру отца, Феодор начал военную службу, но сердце его не лежало к благам мира. Он тайно от всех оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течение девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена.
В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше - в нравственном отношении. Он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги в местах прежде непроходимых, завел скотный двор, улучшил соляные варницы, воздвиг два величественных собора - Успенский и Преображенский и другие храмы, устроил больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место, известное в дореволюционное время как Филиппова пустынь. Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность.
Во многом именно он создает первое впечатление в глазах многих посторонних людей, служит лицом общины и ее храма. Поэтому особенно важно, что такой сервис как «Приход. Кроме того, «Приход. Думаю, что и в дальнейшем мы будем развивать сотрудничество.
Послание оканчивалось словами, в которых ясно виден душевный стержень святителя: «А я вас благословляю и много челом бью… Бога ради, живите любовно». Отказ в благословении Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Турлыгин, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. Врубеля В 1567 году, расследуя дело конюшего И. Федорова, одного из первых лиц в государстве, царь применил массовые казни.
Репрессиям подверглось множество людей невинных — вельмож, их слуг, членов семей, крестьян. Московская Русь такой крови не знала, жестокий террор не был ее политической традицией. Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «…я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания. Не добившись своего, митрополит обличает опричников прилюдно: «Мы приносим жертву Господу чистую и бескровную за спасение людей, а за алтарем неповинно кровь льется христианская и люди напрасно умирают! Оклеветан и убит «Митрополит Филипп 1507-1569 и Малюта Скуратов». Неврев, 1898 Царь не ожидал от митрополита Филиппа столь твердого и публичного противостояния. Прилюдное осуждение невинных убийств, призыв к милосердию вызвали ярость. Царь отдает приказ схватить митрополита и отдать главу Русской церкви под суд. Архиерейские одежды были сорваны с митрополита Филиппа прямо в храме, во время богослужения, и заменены на рваную рясу.
Некоторые иерархи противилось суду, а когда, под давлением царя, первоиерарха Русской Церкви митрополита Филиппа на основе клеветнических показаний все-таки признали виновным в «порочной жизни», они не позволили его сжечь, как было положено по канонам за такое преступление. Смертная казнь была заменена ссылкой в тверской Отроч монастырь. Но месть Ивана Грозного, не сумевшего добиться прилюдной казни для Филиппа, не замедлила. В монастырь тайно приехал опричник Малюта Скуратов-Бельский, личный убийца Ивана Грозного, и умертвил святителя.
Благое житие святого Филиппа Колычева Родился будущий святитель, митрополит Московский в 1507 году в знатной боярской семье Колычевых. С ранних лет отец готовил его к государственному служению, уповая на ратный дух.
Мать воспитывала сына в благочестии и искренней вере. С самого детства мальчик почитал Священное Писание, изучал святоотеческие произведения, на которых основывалось русское просвещение тех времен. До тридцати лет святитель, известный в миру под именем Федора, служил при великокняжеском дворе. Здесь он познакомился с князем Иваном, который впоследствии стал первым русским царем — Иоанном Грозным. У юноши, будущего митрополита Московского, были блестящие перспективы и карьерные возможности, но придворная жизнь и государственная деятельность его не прельщали. Кроткое сердце его стремилось посвятить жизнь Граду Небесному.
Однажды на Божественной литургии он услышал слова, которые стали судьбоносными: «Двум господам никто не может служить». После этого святой помолился и тайно покинул Москву, даже не попрощавшись с родителями. Он пошел на Онежское озеро, а затем достиг Соловецкого монастыря. Служение на Соловках Тридцатилетнему послушнику пришлось преодолевать немало тяжелых испытаний на новом месте. Он копал землю, рубил дрова, работал мельником и монастырским кузнецом. Через послушнические труды он решил принять постриг с именем Филипп.
Спустя восемь лет святитель стал игуменом Соловецкой обители. Иногда он удалялся в пустынное место, подальше от Соловецкого монастыря, чтобы совершать молитвы. Эту глухую местность впоследствии прозвали Филипповой пустыней. Хозяйственные и религиозные достижения Игумен за время своей деятельности сделал храм великим культурным и промышленным центром Руси.