Итогом парламентских выборов в Иране станет новый виток дискуссий в западных СМИ о недемократичности и нелегитимности иранских властей. Я могу подтвердить, что на Парламентском форуме БРИКС в Санкт-Петербурге в июле Исламская Республика Иран будет представлена на уровне Председателя Парламента. Сторонники президента Ирана Хасана Роухани побеждают на парламентских выборах. По данным агентства IRNA, в парламентских выборах за 290 депутатских кресел будут бороться около пяти тысяч кандидатов.
В Иране проходит второй тур парламентских выборов
11-ые парламентские выборы Ирана стартовали сегодня в пятницу по всей стране. Явка на парламентских выборах в Иране, по предварительным данным, составила 41%. Парламентские выборы в Иране. Февраль 22, 2020 19:06 Europe/Moscow. Парламентские выборы в Иране. Февраль 22, 2020 19:06 Europe/Moscow. Парламентские выборы в Иране, состоявшиеся на фоне обострения отношений с Западом, показали существенный сдвиг в настроениях граждан.
СМИ сообщили о ходе парламентских выборов в Иране
Явка на парламентских выборах в Иране, по предварительным данным, составила 41%. Назиф сказал, что иранский парламент работал над внесением поправок в закон о выборах в прошлом году и принял новую версию закона, которая включала более 50 статей. Одиннадцатых парламентские выборы в Исламской Республике Иран состоялись 21 февраля 2020. 21 февраля в Иране пройдут выборы депутатов Меджлиса. По прогнозам экспертов, консерваторы сохранят за собой парламентское большинство. Напомним, что на предыдущих выборах в 2020 году большинство кресел в 290-местном парламенте получили консервативные силы.
На парламентских выборах в Иране побеждают сторонники Ахмадинежада
Результаты выборов в Иране: сдвиг в сторону независимых кандидатов | Иран проведет выборы в меджлис (парламент) и Совет экспертов. На каждое кресло в парламенте претендуют более 52 человек от 30 до 75 лет, принадлежащие к различным слоям общества. |
Парламентские выборы в Иране: консерваторы побеждают | Назиф сказал, что иранский парламент работал над внесением поправок в закон о выборах в прошлом году и принял новую версию закона, которая включала более 50 статей. |
Правила комментирования
- В Иране завершились парламентские выборы
- Власти Ирана опасаются апатии электората после протестов
- Парламентские выборы в Иране
- Регистрация кандидатов на парламентские выборы стартовала в Иране
- Поделиться
- В Иране начался второй тур парламентских выборов
Консерваторы побеждают на выборах в Иране
Группы влияния превратились в реальные политические силы, конкурирующие не только в аппаратной борьбе, но и на выборах разных уровней: муниципальных, парламентских, президентских. В 80-е годы можно было без каких-либо проблем назвать победителя президентских выборов еще в самом начале избирательной кампании - религиозное руководство страны определяло фаворита, а остальные кандидаты должны были играть роль статистов. Так дважды был избран президентом Али Хаменеи, ставший затем преемником имама Хомейни на посту лидера страны. При этом в ходе выборов 1981 года его номинальные соперники заявили о том, что будут голосовать за фаворита. Впрочем, надо отметить, что в это время Иран не только находился в состоянии войны в Ираком, но и переживал острейший внутриполитический кризис - достаточно сказать, что первый президент страны Абольхасан Банисадр был смещен парламентом со своего поста и бежал за границу. А следующий президент Мохаммад Али Раджаи погиб в результате теракта вместе с тогдашним премьер-министром жертвой террористов тогда чуть было не стал и сам Хаменеи, который был ранен террористами. В 1985 году результаты выборов были также предсказуемыми, хотя два соперника Хаменеи уже не выражали своей сервильности.
Затем также два раза победителем становился Али Акбар Хашеми-Рафсанджани. В 1989 году сколько-нибудь серьезная конкуренция была совершенно невозможной - после кончины имама Хомейни иранский истеблишмент был заинтересован в максимально спокойной передаче власти новым лидерам страны. Впрочем, в 1993 году соперничество несколько обострилось - представитель консерваторов, бывший министр труда Ахмед Тавакколи получил достаточно значительную поддержку избирателей. Но реальных шансов на избрание он все же не имел - скорее, речь шла о демонстрации возможностей влиятельных политических сил, которые критически относились к деятельности Хашеми-Рафсанджани. В 1997 году конкуренция стала уже реальной, а результаты выборов - непредсказуемыми. Фаворит избирательной кампании, спикер парламента Натег-Нури, торжественно принятый в российской Думе, где по инерции были уверены в его гарантированном избрании, потерпел сокрушительное поражение от лидера реформаторов Хатами, которого западные СМИ несколько поспешно назвали "аятолла Горбачев".
Такое развитие событий было связано с несколькими факторами. Среди них харизма Хатами, выгодно отличавшая его от соперника, который скорее являлся администратором, чем публичной политической фигурой не случайно, что Натег-Нури более не участвовал в выборах. Кроме того Хатами стал кандидатом от достаточно широкой политической коалиции, в которую входили как сторонники реформ, находившиеся тогда на подъеме, так и умеренные консерваторы, включая и Хашеми-Рафсанджани. В то же время на стороне Натег-Нури оказался аятолла Хаменеи. Четыре года спустя Хатами смог удержаться у власти, несмотря на попытки противодействия со стороны консерваторов. Более того, он получил даже большую поддержку, чем за четыре года до этого.
Это было связано как с общественными настроениями реформаторы убедительно выиграли парламентские выборы 2004 года , так и с тем, что Хаменеи был вынужден учитывать объективную расстановку сил и не сопротивлялся избирательной кампании президента. На нынешних выборах конкуренция была беспрецедентной для Ирана. Два ярко выраженных реформаторских кандидата - Мостафа Моин и Мохсен Мехрализаде - вначале получили отказ в регистрации, но затем все же стали кандидатами. Такое решение принял аятолла Хаменеи с тем, чтобы избежать усиления напряженности в стране. Сам по себе такой шаг духовного лидера весьма показателен для характеристики ситуации в стране - он носил явно вынужденный характер. Таким образом, вроде бы всесильный аятолла был вынужден учесть мнение значительной части истеблишмента Ирана.
В поддержку такого решения выступили не только сторонники реформ, но и умеренные политики - такие как Хашеми-Рафсанджани, который небезосновательно рассчитывал на поддержку со стороны реформаторов перед вторым туром выборов. Реформаторы и консерваторы Еще одна распространенная точка зрения заключается в том, что иранские политические силы делятся на прогрессивных сторонников реформ и реакционных консерваторов, представителем которых является победитель нынешних выборов Ахмади-Нежад. В принципе, она имеет под собой существенные основания, но нуждается в определенной корректировке. Дело в том, что значительная часть реформаторов в течение 80-х - первой половины 90-х годов проделали непростую идейную эволюцию. Так, занявший на выборах пятое место Моин является характерной для иранских реформаторов фигурой. В молодости он был крайним радикалом и даже участвовал в известном захвате американского посольства в 1979 году.
Затем занимал высокие посты в исполнительной власти, был министром при президентах Хашеми-Рафсанджани и Хатами. Постепенно из радикала стал реформатором, из фанатичного исламиста - сторонником демократизации. В ходе нынешней кампании Моин выступал за свободу слова и вероисповедания, интеграцию страны в мировое сообщество, против вмешательства государственных органов в личную жизнь граждан. По этому пути прошли многие приверженцы реформ в современном Иране, включая и инициатора захвата американских заложников в 1979 году, ходжат-оль-ислама Мохаммада Мусави-Хоениха, политическая биография которого выглядит следующим образом: активист радикальной исламской организации, генеральный прокурор в середине 1980-х годов, депутат парламента популистского толка до 1992 года, журналист-реформатор, поддерживавший деятельность президента Хатами.
Их причиной стала смерть 22-летней девушки, задержанной полицией нравов. Ее звали Махса Амини и она умерла после ареста в Тегеране.
Официальные власти отвергли обвинение в том, что причина смерти — пытки. Однако позднее появились свидетельства, что девушка была жестоко избита. Студенты в Тегеране и соседи Махсы в ее родном городе Сакез вышли на акции протеста, скандируя лозунг «Женщина, Жизнь, Свобода! Волна негодования прокатилась по стране. Амини была родом из Курдистана и там начались забастовки. Женщины демонстративно срывали с себя хиджабы и озвучивали уже другой призыв — «Смерть диктатору!
Акции продолжились, и толпы людей принялись забрасывали камнями полицию, выкрикивая: «Долой исламскую республику! Иранский кризис вызван взаимодействием целого ряда факторов — экономических, экологических, политических и национальных. Это создает возможности для расширения восстания и для его углубления. Массовые протесты в стране, включая насильственное сопротивление полиции, идут с 2017 года. Некоторые требуют обычной светской республики. Другие поддерживают конституционную монархию во главе с отпрыском бывшего Шаха, свергнутого в ходе революции 1979 года.
В иранском Азербайджане и, отчасти, в Курдистане прозвучали требования национальной независимости. В этих регионах живет до 40 процентов населения Ирана. Но главный лозунг восстания — Женщина, Жизнь, Свобода! Его символом стал сорванный с головы хиджаб. Кризис исламской республики То, что называется словосочетанием «исламская республика», является шиитской теократией. Во главе Ирана стоит пожизненно назначенный духовный лидер рахбар и его канцелярия «бете рахбари».
Диктатура верховного лидера опирается на одну из иранских армий, в которую набирают наиболее религиозных военных — Корпус Стражей Исламской революции КСИР или Революционная гвардия. В ней служит около 120 тысяч наиболее религиозных военных, солдат и офицеров, однако КСИР — не только армия. Это еще и сеть спецслужб и ополченцев, на которой держится режим. Ключевую роль в подавлении протестов населения играют ополченцы-басиджи, которые так же подчиняются руководству корпуса. Одновременно, КСИР является могущественный корпорацией, которая контролирует около половины или даже, по некоторым данным, 80 процентов иранской экономики, судебную систему и почти все министерства. В руках КСИР буквально все, начиная от экспорта и заканчивая водными ресурсами.
Например, сегодня иранские высокопоставленные чиновники не могут назвать точные цифры экспорта нефти — главного экспортного продукта страны — потому что он целиком находится в руках КСИР и организация не желает делиться этими данными не только с простыми смертными, но даже с высокопоставленными бюрократами. Что, разумеется, создает почву для коррупции невиданных масштабов. В Иране для обозначения системы правящих в стране религиозных организаций используется термин «незам» система. Это глубинное государство, к которому относятся верховный лидер и его канцелярия управление , КСИР, на откуп которому верховный лидер, практически отдал страну, и некоторые другие институты. Параллельно существует обычное государство. Однако выборные президент и парламент всего лишь обеспечивают логистику военно-религиозной диктатуры.
Иранский президент — не более чем слабый премьер-министр при сильном авторитарном лидере. Впрочем, даже эти парламентско-президентские структуры сегодня представлены сторонниками КСИР, потому что их оппонентам запретили принимать участие в прошлогодних выборах. Совет Экспертов нечто вроде исламского конституционного суда по поручению верховного лидера отстранил около 600 кандидатов в президенты, оставив лишь 7 из них и убрав всех серьезных соперников Ибрахима Раиси, который в итоге и стал президентом. Большинство иранцев не пришли на выборы, а еще четыре миллиона вычеркнули всех кандидатов. К тому же, правительство принудило миллионы государственных служащих голосовать за Раиси. Это разрушило остатки политической легитимности исламской республики, вызвав отторжение преобладающей части общества.
Иранцы, которым раньше позволяли хотя бы выбрать раз в несколько лет начальника логистики, были возмущены и окончательно разочаровались в существующей политической системе. Прежде политологи говорили, что внутри жесткого тяжелого экзоскелета диктатуры бьется маленькое живое сердце президентских и парламентских выборов, что придает определенную жизненность системе, убеждая население в том, что оно все же влияет на текущую политику. Сегодня это сердце парализовано.
Это случилось впервые после массовых протестов. Фото: am.
Голосование должно пройти в марте 2024 года, передает inbusiness. Отмечается, что это будут первые выборы в стране после волны массовых протестов в прошлом году.
Консерваторы — сторонники верховного лидера Ирана критически относятся к сотрудничеству с Европой и США, поддерживают теократический строй и госрегулирование. Умеренные, в свою очередь, занимают промежуточную позицию: поддерживая теократический строй, они в то же время выступают за экономическую либерализацию. Ранее аятолла Али Хаменеи призвал иранцев принять активное участие в голосовании, назвав выборы «ресурсом для укрепления страны». С этой целью они создают аналитические центры.
Они пытаются отдалить иранскую молодёжь от исламской системы ценностей. Если никто не преодолевает эту планку, то в избирательном округе проводится второй тур. Он запланирован на 17 апреля. Так, накануне голосования спецпредставитель Госдепа США по Ирану Брайан Хук заявил журналистам на брифинге, что предстоящие парламентские выборы в республике якобы являются «постановочными». Также по теме «Искусственно нагнетает обстановку»: к чему могут привести новые попытки Вашингтона оказать давление на Иран Госдеп США продлил санкции, связанные с иранской ядерной программой. По мнению американской стороны, ИРИ использует свой ядерный...
Между тем спикер Совета стражей Конституции Аббас Али Кадходаи, который наблюдал за проведением голосования, выступил на государственном телевидении с заявлением о том, что серьёзных нарушений в ходе выборов обнаружено не было. В свою очередь, верховный лидер Ирана считает, что зарубежные СМИ пытались повлиять на настроения в обществе перед голосованием.
ВЫБОРЫ В ИРАНЕ: ПОБЕДА КОНСЕРВАТОРОВ
Косачев: Парламентские выборы в Иране породят дискуссию о нелегитимности иранских властей | Предыдущие парламентские выборы в Иране прошли в 2020 году, тогда не допустили до участия более 7 тыс. кандидатов, что составило почти половину из тех, кто подавал заявки на регистрацию. |
Выборы в парламент Ирана и Совет экспертов: исламская демократия проходит проверку на прочность | Явка на парламентских выборах в Иране, по предварительным данным, составила 41%. |
Бывший президент Ирана Роухани хочет участвовать в парламентских выборах
Результаты выборов в Иране: сдвиг в сторону независимых кандидатов | Напомним, что на предыдущих выборах в 2020 году большинство кресел в 290-местном парламенте получили консервативные силы. |
В Иране проходят парламентские выборы | Новости Беларуси|БелТА | Прежде политологи говорили, что внутри жесткого тяжелого экзоскелета диктатуры бьется маленькое живое сердце президентских и парламентских выборов, что придает определенную жизненность системе, убеждая население в том, что оно все же влияет на текущую политику. |
Косачев: Парламентские выборы в Иране породят дискуссию о нелегитимности иранских властей | Спустя год после начала масштабных антиправительственных протестов в Иране парламент страны одобрил закон «О хиджабе и целомудрии». |
Международный
Их работа продлится до 6 часов вечера, с возможностью продления. Планируется, что своим избирательным правом воспользуется около 60 млн жителей страны. Совет экспертов, или Экспертное собрание, является высшим законодательным органом Ирана. Он состоит из 88 членов, избираемых сроком на восемь лет. Главной функцией Совета экспертов является выбор и надзор за работой Верховного лидера Ирана, который является верховным политическим и религиозным деятелем в стране.
В результате атаки погибли генерал иранского Корпуса стражей Исламской революции Касем Сулеймани, замглавы иракского шиитского ополчения Абу Махди аль-Мухандис и около десяти человек сопровождения. В Иране есть люди, которые хотят реформ, но, когда американцы убивают их народного героя, это значит, что они плюют на чувства иранцев. И здесь просыпается патриотизм. Это реакция на американскую политику», — уверен эксперт. Также по теме «Невнятная позиция»: почему Вашингтон предоставлял недостоверные данные о пострадавших от удара по базе в Ираке Пентагон обнародовал новую информацию о числе пострадавших в результате иранского ракетного удара по объектам армии США в Ираке.... Поэтому они и отдали свои голоса консервативным силам в знак протеста против американской политики», — пояснил аналитик.
Однако ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов полагает, что не стоит ожидать сильного изменения политического курса Ирана после того, как парламентским большинством завладеют консерваторы. Однако консолидация общества на фоне действий США приобретает устойчивый характер», — отметил эксперт в разговоре с RT. В свою очередь, Степанян подчёркивает, что, судя по высказываниям иранского руководства, «оно настроено по-боевому». Мы ведь видели, как иранцы нанесли ракетные удары по американским базам в Ираке. Это вдохновило граждан республики — у них появилась вера, что они могут отстоять свою независимость», — заключил эксперт. Ошибка в тексте?
То есть, на фоне заметного «потепления» отношений с Западом, Тегеран проявлял твердую стойкость в ближневосточных делах, которые идут в разрез с интересами Запада. В условиях отсутствия признаков желания сторон прежде всего США сесть за стол переговоров и дипломатическим путем решить существующие вопросы, можно утверждать, что противостояние между США и Ираном будет сохраняться на нынешнем уровне, временами принимая острые формы. Как к ним относятся иранские граждане? Влияют ли американские ограничения на численность рядов оппозиции? Тегеран начал выстраивать свою региональную внешнюю политику полностью независимо от Запада. Это не могло не оставить свой негативный отпечаток на отношениях с ведущими западными государствами, прежде всего — с США, которые в течение пары десятилетий являлись главным союзником шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Уже выросло поколение иранцев, которые родились в период санкций. Его надежды на их снятие или смягчение обрушились в связи с политикой администрации Трампа, которая заняла непримиримую позицию к региональной деятельности Ирана и наложила на него новые, более суровые ограничения. Такой подход вызвал смещение внутриполитического баланса сил в пользу консерваторов, сторонников «жесткой линии», что и было зафиксировано результатами недавних парламентских выборов. Несомненно, сильное давление международных санкций на средний класс вызывает ответную реакцию последнего. Временами его представители устраивают масштабные акции протеста, критикуя неэффективность мер правительства Рухани по решению насущных социально-экономических вопросов. Но, думается, руководство Ирана сумеет справиться и с нынешними международными вызовами, тем более, имея сорокалетний опыт выживания в условиях изоляции со стороны Запада.
Парламентское большинство составляет 146 депутатских мандатов из 290. Каждый депутат несет ответственность перед всем народом. Депутатский мандат относится к конкретному депутату и не может быть передан кому-либо еще. Меджлис Исламского совета не может передать законодательные полномочия какому-либо человеку или группе людей, однако в необходимых случаях может, согласно положениям Конституции Ирана, возложить подготовку определенных законов на свои комиссии. В таком случае эти законы в течение периода времени, определенного Меджлисом Исламского совета, будут исполняться в порядке эксперимента, а затем окончательно утверждаться Меджлисом Исламского совета статья 85 Конституции Ирана. Депутатом может быть избрано лицо в возрасте от 30 до 75 лет ранее — от 26 до 75. Срок полномочий депутатов — четыре года. Прошлые парламентские выборы состоялись в 2020 году продолжительность двухтуровой парламентской избирательной кампании составила семь месяцев: с 21 февраля по 11 сентября 2020 года : в целом в голосовании приняло участие 42. В целом, указанные выборы с учетом дополнительных выборов привели к тому, что консерваторы фундаменталисты получили значительное большинство депутатских мандатов — 226, а реформисты — только 21, при этом независимые кандидаты получили 42 депутатских мандата 1 депутатский мандат оставался вакантным. Из числа избранных 289 депутатов Меджлиса Исламского совета было 273 мужчины и 16 женщин 5. Первая сессия Меджлиса Исламского совета нового созыва открылась 27 мая 2020 года. Очередные выборы 290 депутатов Меджлиса Исламского совета 12 созыва назначены на 1 марта пятница 2024 года или на 11 эсфанда 1402 года по солнечному календарю. В соответствии со статьей 100 Конституции Ирана в целях исполнения социальных, экономических, культурных, образовательных и иных программ, связанных с повышением благосостояния и укреплением здоровья населения, при участии народа, с учетом местных потребностей управление делами и контроль исполнения в каждом поселке, районе, городе, округе или провинции осуществляется соответственно поселковыми, районными, городскими, окружными или провинциальными советами, которые выбираются жителями соответствующих местностей. Условия, которым должны соответствовать избиратели и кандидаты в депутаты, сфера их прав и обязанностей, порядок проведения выборов и осуществления контроля соответствующими советами и их иерархия, которая должна соблюдаться с учетом принципов национального единства, территориальной целостности, исламского республиканского строя и подчиненности центральному правительству, определяются законом. В целях предотвращения дискриминации и обеспечения участия в подготовке программ благоустройства и благосостояния провинций и контроля за их согласованным выполнением образуется Высший совет провинций, состоящий из депутатов провинциальных советов. Порядок образования и задачи этого органа определяются законом. Высший совет провинций имеет право в сфере своей компетенции готовить проекты и представлять их в Меджлис Исламского совета непосредственно или посредством Правительства. Меджлис должен рассматривать эти проекты статьи 101 и 102 Конституции Ирана. Губернаторы провинций, городов, уездов и другие местные правители, назначаемые Правительством, в том, что касается сферы полномочий советов, обязаны соблюдать их решения статья 103 Конституции Ирана. В соответствии со статьями 105 и 106 Конституции Ирана решения, принятые советами, не должны противоречить нормам ислама и законам страны. Запрещается роспуск советов, кроме случаев их отклонения от своих законных полномочий. Закон определяет инстанцию, которая сможет прийти к выводу об отклонении советов от сферы их компетенции, а также порядок роспуска и образования новых советов. Если совет не согласен с решением о его роспуске, он может обратиться с жалобой в соответствующий суд, который обязан рассмотреть это дело вне очереди. В соответствии со статьей 59 Конституции Ирана при решении важнейших экономических, политических, социальных и культурных проблем законодательная власть может осуществляться с помощью референдума путем прямого обращения к воле народа. При решении важнейших экономических, политических, социальных и культурных проблем законодательная власть может осуществляться с помощью референдума путем прямого обращения к воле народа. В соответствии со статьей 110 Конституции Ирана Духовный лидер страны обладает, в частности, правом принятия решения о проведении плебисцита. Требование об обращении ко всеобщему голосованию должно быть утверждено двумя третями от общего числа депутатов Меджлиса статья 59 Конституции Ирана 10. Президент Ирана обязан после прохождения определенных законом процедур подписывать итоги референдума, представленные ему, а затем передавать их ответственным лицам для исполнения статья 123 Конституции Ирана. Не во всех областях общественной и политической жизни женщины пользуются равными правами с мужчинами, в том числе при проведении выборов. При этом, как отмечалось, Вице-президентом Ирана по правовым вопросам является Эльхам Аминзаде, первая женщина Вице-президент Ирана. В действующем составе Меджлиса Исламского совета женщины составляют только 16 женщин или 5. В соответствии со статьей 26 Конституции Ирана партии, политические и профессиональные общества и организации, исламские общества и признанные религиозные меньшинства свободны, при условии ненарушения принципов независимости, свободы, национального единства, исламских норм и основ Исламской Республики Иран. Никому нельзя запретить в них участвовать и никого нельзя принудить к членству в какой-либо организации. Однако согласно Закону 1981 года запрещается деятельность политических партий и неисламских организаций, хотя на практике политические партии функционируют. В Иране около 250 политических партий различной политической направленности, из них 12 являются основными политическими партиями. В целом, политические партии фактически образуют три основные политические группировки: фундаменталистские консервативные политические партии, реформаторские политические партии и умеренные политические партии. Фундаменталисты консерваторы , поддерживающие принципы исламской революции, подразделяются, в свою очередь, на две основные политические группы — соответственно Объединенный национальный фронт и Широкий национальный фронт; к числу реформистских политических групп относится, в частности, Партия умеренности и развития лидер — Джавад Херави. С 1997 по 2004 год в Меджлисе Исламского совета доминировали представители реформаторского крыла, затем — фундаменталистского консервативного , при этом в 2016 году консерваторы технократы и современные технократы получили 111 депутатских мандатов, а реформисты — 10, в 2020 году доминирование фундаменталистов в парламенте стало абсолютным 226 депутатских мандатов. В соответствии со статьей 12 Конституции официальной религией Ирана является ислам джафаритского толка, признающий существование 12 имамов, и этот принцип навсегда останется неизменным. Другие исламские мазхабы, в частности ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский и зейдитский, пользуются полным уважением. Официальным и общим языком и алфавитом для иранского народа является персидский язык и персидский алфавит статья 15 Конституции Ирана. Официальные документы и тексты, официальная переписка соответственно должны быть написаны и вестись на этом языке и этим алфавитом, в то же время местные национальные языки могут свободно использоваться наряду с персидским языком в прессе и иных средствах массовой информации. К основным особенностям конституционно-правового регулирования организации и проведения настоящих очередных парламентских выборов можно отнести, в частности, следующие: 1. Решение о проведении выборов депутатов Меджлиса Исламского совета — однопалатного парламента Ирана принимает Совет стражей Конституции на основании представления Министерства внутренних дел Ирана, на которое законодательством возложена обязанность по подготовке и проведению выборов депутатов Меджлиса Исламского совета. В соответствии со статьей 17 Конституции Ирана официальный выходной день недели — пятница. Очередные парламентские выборы назначены на 1 марта пятница 2024 года. В современной политической истории Ирана с 1980 года все парламентские выборы были очередными парламентскими выборами. Для избрания 290 депутатов образуется 208 многомандатных избирательных округов и 5 одномандатных избирательных округов. В одномандатном «этноконфессиональном» избирательном округе каждый избиратель имеет один голос, в многомандатном избирательном округе — такое число голосов, которое соответствует количеству подлежащих замещению депутатских мандатов. Если же число кандидатов меньше вышеуказанного критерия, повторное голосование не проводится, и окончательными результатами признаются итоги первого тура голосования. Избранным признается кандидат, получивший больше голосов избирателей, чем другой кандидат, то есть применяется мажоритарная избирательная система простого относительного большинства. Во втором туре голосования кандидату для избрания депутатом Меджлиса Исламского совета — парламента Ирана достаточно получить большинство голосов избирателей по отношению к другому кандидату. В 2023 году в Закон о выборах Меджлиса Исламского совета в более чем 50 его статей были внесены изменения и на этой основе принята новая его редакция обновленный законодательный акт был одобрен Советом стражей Конституции, и вступил в силу ; таким образом, очередные парламентские выборы 1 марта 2024 года проводятся по обновленному законодательству. Подготовка, проведение и контроль за парламентскими выборами осуществляется системой государственных Совет стражей Конституции и Министерство внутренних дел Ирана и избирательных комиссий. В систему избирательных комиссий Ирана, которые являются временными органами, образуемыми на период подготовки и проведения парламентских выборов, входят: Центральное избирательное управление Ирана, образуемое Министерством внутренних дел Ирана, провинциальные избирательные комиссии, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Участковые избирательные комиссии могут образовываться также в местах временного пребывания избирателей например, в лечебных учреждениях, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также в местах лишения свободы, в воинских частях. В целом, образовано 65. Активным избирательным правом обладают граждане Ирана, достигшие возраста 18 лет и старше. При этом в соответствии с законодательством зарубежные иранские избиратели участие в голосовании на выборах депутатов Меджлиса Исламского совета не принимают. В Иране отсутствует централизованная государственная система регистрации избирателей; на практике, регистрация избирателей является пассивной и практически обязательной. В связи с отсутствием государственной системы регистрации избирателей каждый избиратель может принять участие в голосовании на любом избирательном участке по предъявлении документа сертификата о рождении. При проведении парламентских выборов регистрация избирателей проводится посредством биометрического дактилоскопического сканирования отпечатка указательного пальца правой руки избирателя. При проведении настоящих очередных парламентских выборов в списки избирателей включено около 60 млн. Таким образом, начиная с 1996 года, наблюдается резкий рост числа зарегистрированных избирателей — почти на 26 млн. При проведении выборов депутатов Меджлиса Исламского совета — парламента Ирана каждый гражданин Ирана в возрасте от 30 до 75 лет может самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения в качестве независимого кандидата , либо быть выдвинут политической партией; хотя, на практике, выдвижение кандидатов производится, как правило, в рамках политических партий или политических группировок — фундаменталистов консерваторов , умеренных и реформаторов. Внесение избирательного залога либо представление подписей избирателей в поддержку выдвижения лица в качестве кандидата на парламентских выборах Конституцией Ирана и законодательством о выборах не предусмотрено. Период для выдвижения кандидатов составляет семь дней со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов. В соответствии с законодательством регистрация кандидатов в депутаты Меджлиса Исламского совета — однопалатного парламента представляет собой двухэтапный процесс: этап предварительной регистрации с 8 по 13 августа 2023 года и этап окончательной регистрации кандидатов на парламентских выборах октябрь 2023 года. Период для выдвижения кандидатов в депутаты Меджлиса так называемая предварительная регистрация лиц, выдвигающих свою кандидатуру в качестве кандидата на парламентских выборах — семь дней со дня объявления Министром внутренних дел Ирана начала избирательной кампании. При проведении настоящих очередных парламентских выборов выдвижение и предварительная регистрация кандидатов началась не за два месяца до дня голосования на указанных выборах, как это быль раньше, а 7 августа 2023 года, то есть почти за семь месяцев до дня голосования на указанных парламентских выборах. В августе 2023 года 48. Период для подачи документов для регистрации составляет семь календарных дней, начиная с 19 октября 2023 года и заканчивая среда с 08:00 до 18:00 по местному времени каждый день. После проверки выдвинутых кандидатур, Советом стражей Конституции к участию в парламентских выборах было первоначально допущено зарегистрировано 14. Только 30 так называемых «умеренных» кандидатов были зарегистрированы в качестве кандидатов на парламентских выборах одним из оснований для отказа в регистрации около 50 кандидатов реформистского и умеренного толка, в том числе ряда депутатов действующего Меджлиса Исламского совета, являлась, в частности, якобы их «недостаточная идеологическая квалификация». В целом, с 2000 года по 2024 год наблюдается резкий рост — почти в три раза — числа кандидатов, допущенных к участию в парламентских выборах с 5. В соответствии с законодательством при проведении 1 марта 2024 года очередных парламентских выборов продолжительность агитационного периода составляет семь календарных дней — с 22 февраля и до 08:00 по местному времени 29 февраля 2024 года, то есть предвыборная агитация заканчивается за 24 часа до начала времени голосования голосование избирателей начинается в 08:00 по местному времени. Продолжительность периода электоральной тишины — с 20:00 по местному времени 29 февраля до завершения времени голосования избирателей 1 марта 2024 года 18:00. В агитационный период запрещается, в частности, повреждать или уничтожать агитационные материалы, распространять кандидатами и их уполномоченными представителями несоответствующую действительности информацию в отношении других кандидатов, размещать печатные агитационные материалы в запрещенных законодательством местах, использовать официальные средства массовой информации, пятничные намазы в мечетях для проведения предвыборной агитации, использовать государственные либо государственно-общественные ресурсы и структуры для проведения предвыборной агитации. Негативная предвыборная агитация законодательно запрещена. В соответствии с законодательством государственные средства массовой информации должны быть политически нейтральными при освещении избирательного процесса, тогда как частные средства массовой информации могут проводить агитацию в поддержку того или иного кандидата. В соответствии с законодательством все печатные агитационные материалы должны быть не позднее чем за день до дня голосования удалены в пределах непосредственной близости к помещениям для голосования избирательных участков. В каждой провинции Ирана образуется специальный наблюдательный комитет для осуществления контроля за соблюдением участниками парламентских выборов положений законодательства о проведении предвыборной агитации, в том числе обеспечении равного доступа кандидатов к соответствующему информационному пространству и ресурсам. Законодательство детально не регулирует вопросы финансового обеспечения парламентских выборов, однако не устанавливает каких-либо ограничений на расходы участников выборов, иных организаций, союзов и ассоциаций при проведении предвыборной агитации. При этом использование каких-либо государственных финансовых ресурсов для финансирования проведения предвыборной агитации законодательно запрещено. Создание избирательных фондов законодательством о выборах прямо не предусмотрено. Автоматизированные системы голосования, электронное голосование избирателей законодательством о выборах предусмотрены. При проведении настоящих очередных парламентских выборов на 8. Законодательством о выборах не предусмотрено проведение досрочного голосования избирателей, а также голосование с использованием открепительных удостоверений. При проведении парламентских выборов голосование избирателей проводится в официальный выходной день — пятницу статья 17 Конституции Ирана. На настоящих очередных парламентских выборах голосование избирателей начинается 1 марта пятница 2024 года в 08:00 по местному времени и завершается в 18:00; таким образом, продолжительность голосования избирателей составляет 10 часов, однако, при наличии высокой явки избирателей время проведения голосования может быть продлено по решению Министра внутренних дел Ирана11. При проведении голосования избирателей в помещении избирательного участка в течение всего времени голосования избирателей находятся уполномоченные представители губернатора провинции и окружной избирательной комиссии, а также наблюдатель от Совета стражей Конституции. Кроме того, в помещении для голосования избирательного участка могут находиться уполномоченные представители зарегистрированных кандидатов, которые вправе осуществлять наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей. Мужчины и женщины голосуют, как правило, отдельно на раздельных избирательных участках — местах для голосования. В соответствии с законодательством о выборах избиратель вправе принять участие в голосовании на любом избирательном участке по предъявлении удостоверения личности в частности, сертификата свидетельства о рождении , при этом, однако, при проведении второго тура голосования он может проголосовать только на том избирательном участке, на котором он принимал участие в первом туре голосования. При проведении парламентских выборов в сертификат свидетельство о рождении проставляется отметка об участии избирателя в голосовании, а указательный палец левой руки проголосовавшего избирателя маркируется несмываемыми чернилами с целью недопущения множественного голосования. Электронная система Министерства внутренних дел Ирана проверяет вероятность голосования избирателей в первом туре голосования в различных избирательных округах, сверяя идентификационные номера документов, удостоверяющих личность. В соответствии с законодательством явка избирателей не имеет юридического значения для признания парламентских выборов состоявшимися, хотя, косвенно, может служить одним из индикаторов доверия избирателей к выборам и их результатам. При проведении в 1996 году очередных парламентских выборов в голосовании приняло участие 71. При этом явка избирателей в 2020 году была самой низкой в современной политической истории Иран с 1979 года. Таким образом, с 1996 года наблюдается тенденция резкого снижения уровня участия избирателей в голосовании на парламентских выборах — на 28. В преддверии настоящих очередных парламентскими выборов и необходимостью обеспечения повышенной явки избирателей Духовный лидер страны Великий аятолла Али Хаменеи издал фетву, объявляющую участие избирателей в выборах голосовании обязательством шариата, публичным джихадом и испытанием Божьей воли. При проведении парламентских выборов судебная власть не имеет каких-либо полномочий по рассмотрению избирательных споров. Жалобы, связанные с проведением парламентских выборов, подаются в иные государственные и избирательные органы. Так, в соответствии с положениями Закона о выборах Меджлиса Исламского совета жалобы, связанные с соблюдением порядка подготовки и проведения выборов, могут быть поданы только в Совет стражей Конституции не позднее семи дней после дня голосования. Жалобы на отказ в регистрации могут быть поданы в течение пяти дней после принятия решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Меджлиса Исламского совета и только в Совет стражей Конституции — орган, который принимает решение об отказе в регистрации в качестве кандидата. Электоральные жалобы могут быть поданы в соответствующие окружные избирательные комиссии, которые во взаимодействии с окружными наблюдательными комитетами образованными Центральным наблюдательным комитетом при Совете стражей Конституции в течение семи календарных дней рассматривают поступившие жалобы и принимают по ним решения. После окончания времени голосования избирателей жалобы могут быть поданы не позднее двух дней со дня проведения голосования. В случае допущенных при проведении голосования избирателей нарушений законодательства о выборах, установленных окружной избирательной комиссией и окружным наблюдательным комитетом, окружная избирательная комиссия может признать итоги голосования избирателей на данном избирательном участке недействительными, однако при соблюдении условия, что их отмена не приведет к изменению результатов выборов по соответствующему избирательному округу. В случае если выявленные нарушения и отмена итогов голосования на соответствующем избирательном участке приводят к изменению результатов выборов по соответствующему избирательному округу, решение принимает Совет стражей Конституции. Совет стражей Конституции вправе принять решение об отмене итогов голосования и изменении результатов парламентских выборов абсолютным большинством голосов своих членов. Институт национальных наблюдателей законодательством о выборах не предусмотрен. Вместе с тем зарегистрированные кандидаты вправе назначить своих представителей для осуществления наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей. Деятельность указанных представителей кандидатов находится под контролем Министерства внутренних дел Ирана. При проведении парламентских выборов законодательство предусматривает несколько моделей осуществления национального общественного наблюдения на указанных выборах. Во-первых, кандидат вправе назначить своего наблюдателя на каждый избирательный участок; во-вторых, контроль за прозрачностью выборов осуществляет в целом сам народ в лице каждого избирателя; в-третьих, функционирующий в стране Совет стражей Конституции также вправе назначить своих доверенных лиц, которые осуществляют наблюдение за процессом голосования и подсчетом голосов. Институт иностранных международных наблюдателей законодательством о выборах прямо не предусмотрен.
Международный
Ожидаемая низкая явка на парламентских выборах в Иране беспокоит правящую теократию: это подрывает её ДАЛЕЕ. Как уточняет IRNA, в марте в Иране перенесли второй тур парламентских выборов в связи с пандемией коронавируса. Второй тур выборов в Меджлис (парламент) стартовал в пятницу в Иране. Об этом сообщило агентство ISNA. В Иране подводят итоги парламентских выборов. Согласно предварительным данным, побеждают сторонники президента Махмуда Ахмадинежада из лагеря консерваторов.
Косачев: Парламентские выборы в Иране породят дискуссию о нелегитимности иранских властей
Достаточное число голосов не набрала даже сестра действующего главы государства Махмуда Ахмадинежада. Эксперты называют это поражение заходом эпохи его правления. Успех консерваторов связывают с обострением конфронтации с западом.
Подавляющая часть тех, кто преодолел фильтры, были сторонниками жесткой линии. За это время Исламская Республика успела обновить законодательство о выборах. Как заявил в июле представитель Совета стражей Хади Тахан Назиф, голосование в 2024 году будет проводиться в соответствии с новым регламентом, над которым Меджлис работал с прошлого года. Эта версия законодательства включает свыше 50 статей. Важный фактор представляет собой и то, что это будут первые выборы после волны массовых протестов, которые потрясли Иран с осени прошлого года, после подозрительной смерти девушки Махсы Амини, задержанной полицией нравов из-за неправильного ношения хиджаба.
Теперь реальный уровень явки может стать барометром общественных настроений. В начале июня верховный лидер использовал традиционные нарративы об иностранном вмешательстве, говоря о выборах. Он выразил уверенность, что внешние силы попытаются посеять чувство недоверия и безнадежности среди иранцев, чтобы они воздержались от участия в голосовании 2024 года. Отдельно он обвинил западные СМИ в пропагандистской кампании.
По его словам, западные страны хотят расшатать внутреннюю ситуацию в Иране. На мой взгляд, главной защитой от таких попыток является развития демократических процессов внутри страны. Тогда никто не сможет использовать изъяны в демократическом развитии как повод для внешнего вмешательства», - уточнил Косачев. Напомним, в Иране в пятницу, 2 марта, пройдут выборы в меджлис - 290-местный однопалатный парламент. В качестве кандидатов зарегистрированы около 3,5 тыс человек, то есть за каждый депутатский мандат будут бороться в среднем 12 претендентов, передает ИТАР-ТАСС.
Предыдущие выборы в Иране проходили в июне 2009 года.
Последние процедуры по внесению поправок в закон в парламенте были проведены в воскресенье, и следующие парламентские выборы, которые должны состояться в марте 2024 года, будут проведены с новым измененным законом, сообщил пресс-секретарь, сообщает Mehr News.
Парламентские выборы в Иране: консерваторы побеждают
Так, часть консерваторов недовольна экономической политикой иранского руководства.
Ближний восток » На парламентских выборах в Иране побеждают сторонники Ахмадинежада На парламентских выборах в Иране побеждают сторонники Ахмадинежада 16 мар 2008, 12:25 К этому часу определена судьба двух третей депутатских мандатов, передает НТВ. Так, пока консервативные политики занимают более 70 процентов мест и около четверти кресел отвоевали реформисты.
По сообщениям ряда СМИ, многим кандидатам, выступающим за проведение реформ в Иране, запретили участвовать в парламентских выборах, а некоторых политических деятелей, в том числе бывшего президента Ирана Хасана Рухани, не допустили до выборов в Ассамблею экспертов. Выборы прошли на фоне призывов властей Ирана принять в них активное участие, а также призывов оппозиции к их бойкоту. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в день выборов призвал сограждан проголосовать, чтобы разочаровать внешних недоброжелателей, назвав голосование определяющим для дальнейшей судьбы страны. Аналитики ожидают, что консерваторы и ультраконсерваторы, которые занимают большинство в парламенте 2020 года после дисквалификации реформистов и умеренных кандидатов, снова будут доминировать.
В первой половине декабря протесты прекратились почти по всей стране следующие два месяца массовые вспышки неповиновения властям происходили почти исключительно в провинциях Курдистан, откуда родом Махса Амини, а также Белуджистан и Систан, где достаточно активны нелегальные группы сепаратистов-белуджей. Участники волнений все же добились фактического исполнения одного из своих ключевых требований: женщины стали свободно ходить без хиджаба в общественных местах. И их за это больше не преследовала полиция нравов. Более того, патрули полиции нравов исчезли почти повсеместно с улиц иранских городов.
Я побывал в Иране уже после окончания массовых протестов. В Тегеране новую реальность или новую нормальность иранской столицы, как выражались местные жители, мне показывала моя местная приятельница — участница прошедших акций протеста. Повсеместно она ходила без хиджаба. Да к тому же с иностранцем.
Мы проходили мимо мечетей, мимо немногочисленных патрулей КСИР, которые дежурили на перекрестках в самом центре города, бывали на базарах и в модных местах района Дарбанд. Нигде моя приятельница не закрывала волосы, никто при этом ее не останавливал и не подвергал критике И таких девушек, которые всюду ходят без головных платков, в Тегеране можно было увидеть тысячи. Совершенно немыслимое дело даже летом прошлого года — то есть до начала протестов. Еще одной яркой чертой новой нормальности после протестов прошлой осени стало то, что парочки — вне зависимости от возраста — стали открыто и даже показательно гулять за руки в общественных местах.
Тоже вещь совершенно нетипичная для Ирана до прошлогодних волнений. Гулять за руку — это тоже у нас форма протеста против режима Мехри имя изменено жительница Тегерана Имелись и нюансы. Иранцы и иранки — это, на мой взгляд, мировые чемпионы по количеству селфи. Такого количества селфи-палок на душу населения, как в Иране, пожалуй, нет ни в одной другой стране мира.
При этом после окончания протестов девушки с непокрытыми волосами фотографировались в общественных местах обычно со спины, чтобы не показывать лиц.
Консерваторы побеждают на выборах в Иране
Умеренные кандидаты союзники президента Ирана Хасана Рухани набрали наибольшее количество голосов во втором туре парламентских выборов, передает Reuters со ссылкой на неофициальные результаты. Выборы в Иране, будь то муниципальные, парламентские или президентские, не являются ни свободными, ни справедливыми. Результаты первого тура выборов станут известны 5 марта: подсчет голосов в Иране производится вручную, по приблизительным оценкам, займет до трех дней. К парламентским выборам не допустили около девяти тысяч иранцев, в том числе 90 членов уходящего состава парламента, многие из них — сторонники умеренного курса или реформаторы. Явка на парламентских выборах в Иране достигла исторического минимума — около 40%.
Анализ выборов в иранский парламент и совет экспертов лидера 2024 года
В пятницу в Иране проходят выборы в парламент, 7100 кандидатов ведут борьбу за 290 мест. На парламентских выборах в Иране может победить оппозиция․По данным различных прогнозов, у оппозиционного лагеря хорошие шансы выиграть выборы после того, как Совет стражей конституции отклонил кандидатуры 75 процентов умеренных кандидатов. Консерваторы набрали большинство голосов на прошедших в Иране парламентских выборах, сообщил в понедельник ряд иранских СМИ. По данным агентства IRNA, в парламентских выборах за 290 депутатских кресел будут бороться около пяти тысяч кандидатов. 11-ые парламентские выборы Ирана стартовали сегодня в пятницу по всей стране, передает IRNA.