Новости отец достоевского

Сам Достоевский не обмолвился об этом ни словом, ни прямо – в дошедших до нас текстах, ни косвенно – в передаче воспоминаний. Омский художник реконструировал счастливое детство Федора Достоевского и собирается «дописать» его произведения.

Разработка ученых ЮФУ поможет найти отца Достоевского и клонировать мамонта

Как прославленный мыслитель помогает потомкам и сегодня, в интервью АиФ-Петербург рассказал Дмитрий Достоевский, правнук Федора Михайловича. У нас была работа по идентификации предположительно отца писателя Федора Достоевского — Михаила Достоевского, чья могила утеряна в подмосковном поместье. Его отец Михаил Андреевич происходил из рода шляхтичей Достоевских герба Радван. Также дочь Достоевского мечтала о такой же литературной славе, что была у её отца. «Около мёртвого сидел художник и рисовал Достоевского в его вечном сне» Любовь Фёдоровна также вспоминала, как на следующее утро она бесстрашно зашла в комнату отца и увидела.

Загадочная смерть отца Достоевского: его действительно убили свои же крепостные?

Достоевский смог вернуться в Петербург в конце 1859 года, хотя еще в течение 15 лет оставался под негласным надзором полиции. Все остальное было в свое время у членов семьи Достоевских и их потомков отобрано, как писал мой отец, «принудительно-добровольно». Вдохновившись книгой «Мой отец Федор Достоевский», написанной дочерью писателя, автор попытался собрать воедино самые интересные факты из жизни русского мыслителя, философа. В семье Достоевских детей воспитывали в послушании, отец внушал им почтение и страх, и ходили они по струнке, не допускались никакие фривольности.

Почему же Достоевский — бренд?

  • Использованные материалы
  • Как Фёдор Достоевский проявлялся в своих потомках - Интервью - Литература - РЕВИЗОР.РУ
  • Al Modon (Ливан): «Мой отец Федор Достоевский»... Что скрыто за великим наследием писателя?
  • Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь -
  • Путин подарил папе Франциску на 85-летие скульптурный портрет Достоевского

Достоевский, Федор Михайлович

Она говорит: «Ну, теперь мне все понятно». Есть настоящие, а есть наши трудовые люди, другие Достоевские. О праправнуке и Федоре четвертом — Расскажите, пожалуйста, о своих внуках и сыне. Алексею уже за сорок, он нашел себя и рад тому, чем занимается. Ему нравится его работа, которая дает возможность интересно жить и иметь средства, чтобы воспитывать четверых детей. Внук Федя учится в пятом классе, ему 11 лет.

Федька продолжает заниматься в музыкальной школе, через которую прошли и внучки. Все четверо были одними из первых в классе по успеваемости в музыкальной школе, потому что у родственников Федора Михайловича Достоевского были музыкальные способности. Например, его племянник — Федор Михайлович-младший — был довольно известным в центральной России певцом, давал сольные концерты на фортепиано, а в пожилом возрасте держал музыкальный магазин, где продавали пианино и фортепиано. Одна из родственниц Федора Михайловича тоже была певицей. То есть музыкальные и певческие способности передаются по наследству.

Выступая перед молодежью, я обязательно советую расспрашивать своих предков — бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек — о том, как они жили, чем интересовались, что помнят, ведь многое передается по наследству. Например, дочь писателя Люба была сладкоежкой, и я вижу, что это «сладкоежество» продолжает существовать в его потомках. Федор Михайлович умел рисовать, и мой отец рисовал в музее в Старой Руссе есть его блокнот зарисовок. Я тоже умею рисовать. Передаются даже такие мелочи, как, например, привычка днем немножечко поспать, как было у моего деда, стало быть, прадеда для моего сына.

И я, и Алексей немножко спим днем. Ген писательства, естественно, немного затухает. Я пишу рассказики, и те, кто их читал, говорят, что это очень интересно. Во внучках я обнаруживаю умение складывать слова, они не боятся текста. Так что многие черты характера, привычки и увлечения предков передаются новым поколениям.

Я несколько консервативный человек. Мы, потомки Федора Михайловича, до мелочей наследуем его консерватизм. Я советую расспрашивать своих предков о том, как они жили, чем интересовались, ведь многое передается по наследству Когда моему сыну Алексею пришла пора служить в армии, он служил в православной воинской части. Получив из-за язвы «белый билет», остался при монастыре и совершенно не мог понять свою тягу к лошадям. Он вечерами в конюшне пропадал с лошадьми.

А потом, узнав, что его прадед всю жизнь занимался лошадьми, Алексей сказал: «Ну, тогда все понятно». Даже такие хобби могут передаваться по наследству. Кто-то когда-то шляпки шил, а потом тяга к этому вдруг обнаруживается через два-три поколения. Поэтому я советую молодежи расспрашивать своих родных, чтобы лучше себя понимать. О реализованной мечте Шукшина — В этом году Первый канал показал документальный фильм о вас с Алексеем.

И сразу тогда сообщили, что художественный совет принял этот документальный фильм о Достоевских. Не знаю, почему 3 года мурыжили его. Снят он у нас на даче, которую за 3 года мы перестроили. И соседи не те, прежние дом снесли. То есть очень многое за это время изменилось.

Антураж другой, но мы не очень-то постарели. Еще покойный Василий Шукшин мечтал снять десятую главу «Братьев Карамазовых», посвященную детской теме, которая, по сути дела, является сквозной в творчестве Достоевского, начиная от «Бедных людей» и кончая «Братьями Карамазовыми». Но Шукшину отказали, и он умер, так и не сняв этот фильм. Его сокурсники — режиссеры Юрий и Ренита Григорьевы, муж и жена, решив выполнить его завещание, сняли очень хороший фильм на киностудии им. Ренита недавно умерла.

Царство ей Небесное. Мы познакомились с режиссерами в Старой Руссе, где Достоевский писал роман «Братья Карамазовы» и где чета Григорьевых попыталась снимать по нему фильм «Мальчики». В 1989-м году они пригласили меня на съемки в качестве консультанта, и я сыграл эпизодическую роль учителя гимназии. К сожалению, в Старой Руссе очень мало что сохранилось со времен Федора Михайловича, поэтому фильм снимали в Ельце. Со мной был сын, и режиссеры спросили: «А Алеша не хотел бы сняться в нашем фильме?

Они пригласили праправнука Федора Михайловича на роль Коли Красоткина. Они пригласили праправнука Федора Михайловича на роль Коли Красоткина Фильм прошел с большим успехом и у нас, и в Японии, куда Горбачев взял лишь два фильма, в том числе картину «Мальчики». Алеша был в восторге, когда слушал себя на японском языке. Леша, конечно, не сам говорил по-японски, его дублировали. Слыша отзывы зрителей, что сын хорошо сыграл роль Коли Красоткина, я не удивлялся, потому что, возможно, это тоже в генах заложено, ведь еще одним увлечением Федора Михайловича была игра в любительском театре.

Многие его современники писали, что это у него очень неплохо получалось. В Старой Руссе в семье Достоевских ставили небольшие спектакли с участием детей. Например, разыгрывали басню Крылова «Стрекоза и муравей», другие басни. Я же их всех очень люблю. Многие мне помогли в тяжелое время, многим я помог, чем мог.

Там-то и происходит трагедия — июньским днем 1839 года помещика Достоевского находят мертвым в поле — признаков насилия нет, но всем очевидно, что его убили крестьяне. Шептались, что он пьянствовал, бранился, взял себе в хирургические помощницы крестьянскую девушку и начал с нею жить. Федор Михайлович тяжело переживал смерть отца, именно после неё появляются первые признаки эпилепсии. На протяжении всего творчества Достоевского его герои так или иначе изживают действительные или мнимые и сильно преувеличенные грехи Михаила Андреевича — пьянство, жестокость, соблазнение беззащитных, всегда на страницах этих романов царит преступление, и тщетный поиск отца. Трагедия в Даровом имела еще одно последствие. Первым из русских классиков Достоевский не был помещиком. У него нет ни пушкинского усадебного интеллектуализма, ни тургеневских красот природы, ни толстовского изящества персон. Его герои — душевно изломанные беспочвенные горожане.

Такие же, как мы с вами.

После четырёх лет в сибирском остроге Достоевский отправился на службу в Семипалатинск. Лишь после смерти императора Николая I писатель, как и другие петрашевцы, был помилован Александром II, но вернуться в Петербург смог только в 1859 году.

В том же году в печати появились его произведения — повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Негласный полицейский надзор продолжался вплоть до 1875 года. Арест и годы, проведённые в ссылке, перевернули сознание Достоевского.

Из Сибири Фёдор Михайлович вернулся глубоко верующим человеком, для которого до конца жизни будет важен поиск идеалов христианства и приближение к заветам Иисуса Христа. Расцвет творчества С 1861 года Фёдор Михайлович вместе со старшим братом Михаилом издавал литературные журналы: сначала «Время», затем «Эпоха». На их страницах, разумеется, появлялись и произведения писателя: «Униженные и оскорблённые», «Скверный анекдот», «Записки из подполья» и др.

Опубликованные в 1861—1862 гг. Тема положения каторжан стала для русских читателей откровением. В 1862 и 1863 гг.

После очередного разорительного проигрыша он, наконец, избавился от игромании. Впечатления этого периода, как и многие другие факты биографии Достоевского, нашли отражение в его творчестве — в сюжете романа «Игрок». Фёдор Михайлович посетил Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, однако, в отличие от многих своих соотечественников, не влюбился в Европу и не принял распространённых на западе либерально-буржуазных ценностей и идей.

В 1860-е гг. В 1864 году скончался старший брат писателя и его издатель Михаил Михайлович, и на плечи Фёдора Михайловича легли все долги журнала. Спустя год «Эпоху» пришлось закрыть, а писатель, остро нуждавшийся в деньгах, согласился на кабальные условия издателей и был вынужден писать много и быстро.

В условиях жесточайшей нехватки времени, под страхом нищеты он создал романы «Преступление и наказание» и «Игрок» — последний писатель надиктовал за рекордные 26 дней. Достоевский не справился бы с такой задачей в одиночку: ему помогала одна из лучших стенографисток столицы Анна Григорьевна Сниткина, ставшая впоследствии супругой писателя. В 1867 году Достоевский бежал от кредиторов за границу и некоторое время жил в Швейцарии, Италии и Германии.

Там он работал над такими романами, как «Идиот» и «Бесы». Вернуться на родину писатель смог только в 1871 году. Не оставлял Достоевский и публицистическую деятельность.

В 1870-х гг. В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов.

Прощай, мой милый друг, да благословит тебя Господь Бог, что желает тебе нежно любящий отец». Это письмо оказалось последним. Через десять дней Михаила Андреевича не стало. История смерти Достоевского-отца, запутанная и загадочная, всегда интересовала биографов Достоевского-сына. Обстоятельства его смерти, якобы насильственной, под пером истолкователей творчества Ф. Смерть Михаила Андреевича в воображении иных авторов — едва ли не первопричина становления Достоевского-писателя. Не будь отцеубийства — все бы они рассердились и разошлись злые...

Достоевский естественной смертью — писали бы о нем как о деспоте, запойном пьянице, неблагообразием своим "омрачившем детство и отрочество" сына? Или, быть может, он назван был бы рыцарем долга, ценою разрыва с отцом и семьей ушедшим за тысячи верст учиться медицине? Незаурядным врачом и замечательным отцом, сделавшим много для образования своего сына? Федоров, опубликовавший в 1975 году материалы судебного следствия по делу о смерти М. К риторическому рассуждению Федорова нам хочется добавить только одно: М. Достоевский заслуживает звания рыцаря долга, незаурядного врача и замечательного отца — несмотря на особенности его характера угрюмого, нервного, подозрительного, ревнивого и независимо от того, при каких обстоятельствах его настигла смерть. Итак, 6 июня 1839 года по дороге из Дарового в Черемошну, проезжая полем с потрескавшейся землей и высохшей почвой, при сорокаградусной жаре солнце стояло уже высоко , скоропостижно скончался помещик Достоевский.

Только эти сведения — о времени и факте события — могут быть названы бесспорными. Далее начинаются версии, слухи, толки и домыслы. Утром рокового дня барин ехал на дрожках, и с ним сделался удар. Приступы болезни бывали у него и прежде: немело тело, кружилась голова. Кучер оставил барина в поле и поскакал в Моногарово за священником. Кроме священника к больному привезли из Зарайска доктора И. Шенрока — значит, была надежда спасти умирающего, и тогда версия насилия теряет смысл?

Но спасти не удалось, и, не обнаружив следов насилия, доктор констатировал смерть от апоплексического удара. Будучи служащим Рязанской, а не Тульской губернии, он не имел права выдать официальное заключение о смерти пациента и распорядился оставить тело в поле в «исходном» положении до прибытия властей и судебного расследования. Согласно этой версии, прямых свидетелей случившегося, то есть свидетелей-очевидцев, было трое: безымянный кучер, священник и доктор. Нечаева приводит записанный ею в 1925 году рассказ старика И. Мелихова, крестьянина Черемошны, назвавшего себя внуком Семена Широкого кучера, несколько лет возившего Достоевских из Москвы в имение и обратно. Внук категорически опровергал рассказы других стариков о событиях 76-летней давности и стойко держался «мирной» версии — о том, как приехавшие следователи «полмесяца жили в деревне, всех поодиночке опрашивали, детям конфеты давали, но ничего подозрительного не нашли» 19. Крестьянская молва назовет имя и другого кучера, Давида Савельева, о котором А.

Достоевский вспоминал как о преданном крепостном человеке, возившем папеньку «на практику», а маменьку — по городу с визитами, жившем неотлучно при Михаиле Андреевиче до дня его смерти; в 1855 году Андрей Михайлович встретит старика с седой окладистой бородой в кучерском наряде у подъезда московского дома своей сестры Веры и узнает в нем, к обоюдной радости, «старого кучера отца, крепостного, который ездил с отцом лет 20». Ребенком Андрей запомнил, что «кроме своей четверки лошадей Давид ничего не знал и не имел более никаких занятий... Личность эту папенька особенно любил и уважал против прочей кухонной прислуги». В рассказе сына о смерти отца имя Давида вообще не упоминается, значит, его никто и не называл. Зато именно на кучера безымянного «покажет» Л. Достоевская : деда Михаила «нашли на полпути, задушенным подушкой из экипажа. Кучер исчез вместе с лошадьми, одновременно исчезли еще некоторые крестьяне из деревни.

Во время судебного разбирательства другие крепостные моего деда показали, что это был акт мести». В сведениях, дошедших до Л. Если принять за истину показания внуков тех крестьян, чьи деды были участниками событий, получается, что второй очевидец, священник, находился в «убийственном» сговоре. Нечаева приводит улику — поданным церковных ведомостей, все мужское взрослое население Черемошны не говело в 1839 году «за нерачением». Это значило, что крестьяне избегали исповедоваться на Великом посту в феврале — марте , чтобы таить преступный замысел и не выдать ни себя, ни других. Догадывался ли священник, почему вся деревня дружно не говеет, не исповедуется и не причащается? Неужели вошел в сговор так загодя?

Хорош же он был в таком случае... И совсем непонятно, как быть с доктором, который приехал спасать больного, да еще коллегу, а не покрывать убийц? Кто же и зачем его привез, если кучер и поп были в сговоре с убийцами? У нас нет проверенных данных, которые свидетельствовали бы о жестокости М. Достоевского с крестьянами или об их злостной эксплуатации» 20. Анализируя письма Михаила Андреевича жене, Нечаева, сторонник насильственной версии, тем не менее утверждала: «Советы жене свидетельствуют о рядовом поведении "рачительного" хозяина-крепостника этой эпохи и не позволяют делать выводы о его жестокости» 21. Ни слова о жестоком обращении отца с крепостными не написал и сын Андрей но ведь не забыл же он, как отец однажды дал пощечину своему шурину Нечаеву за то, что тот, в ответ на выговор Марии Федоровны о недопустимости в семейном доме заводить шашни с прислугой, обозвал ее дурой.

Никаких жестокостей, надо полагать, не наблюдали и старшие сыновья — как, в противном случае, с их чувством справедливости, они могли бы применить к папеньке категорию «лучших, передовых людей»? Насильственная версия не имеет ни единого свидетеля-очевидца и ни единого свидетеля, кто лично слышал о подробностях убийства; она основана лишь на показаниях лиц, которые весьма противоречиво пересказывают историю убийства со слов тех, кто тоже не был свидетелем-очевидцем и питался лишь слухами. Воспоминания А. Достоевского , приобретшие статус первоисточника, были написаны в 1895 году, когда мемуаристу было уже 70 лет; его рассказ о событиях более чем полувековой давности основан на рассказах неочевидцев. Четырнадцатилетний Андрей, проживая в Москве, узнал о несчастье от няни, прислуги и родственников. Никто из них на месте в момент преступления не был: няня, почти свидетельница, видела только труп барина; горничная Арина жила в Москве у Куманиных и узнала о происшедшем от навещавшей ее родни. Никого из родственников покойного, кроме двух его малолетних детей, Коли и Саши, в деревне в тот момент тоже не было.

Версия Андрея не содержит сведений о ключевых свидетелях дела — кучере, священнике и докторе — и рисует сцену, как отец, проезжая мимо работающих в поле мужиков, выразил недовольство их работой, вспылил и закричал. В ответ кто-то дерзкий нагрубил ему и, боясь последствий, крикнул остальным: «Карачун ему! Первым его делом, конечно, было разъяснить, сколько мужики могут дать за сокрытие этого преступления. Не знаю, на какой сумме они порешили, и не знаю также, где крестьяне взяли вдруг, вероятно, немаловажную сумму денег, знаю только, что временное отделение было удовлетворено, труп отца анатомирован, причем найдено, что смерть произошла от апоплексического удара, и тело было предано земле в церковном погосте села Моногарова». Каждая деталь этого драматического рассказа проблематична. Как установил Федоров, «стая коршунов» — каширский исправник Н. Елагин, уездный штаб-лекарь X.

Шенкнехт, а также становой пристав и стряпчий — пробыли в Даровом несколько дней и провели «тщательные изыскания»; причем лекарь официально подтвердил выводы первого доктора, уточнив, что удар произошел «вследствие привычных геморроидальных напряжений, от которых привычного пособия не было принято». На основании чьих признаний «коршуны» дознались об убийстве и лишь рядились с убийцами о сумме взятки, если крестьяне, кучер, поп и зарайский лекарь таких показаний не давали? Так всё-таки: таились или сразу дали «коршунам» «немаловажную взятку»? Молчали, опрашиваемые поодиночке, или устроили складчину для мздоимцев? Заметим: по версии Андрея Михайловича, именно крестьяне, а не родственники покойного, которых не было в деревне, когда там находились «коршуны», выступают взяткодателями, признавая, таким образом, свою вину. И только во вторую очередь возникает вопрос: откуда нищие крестьяне во время засушливого лета, когда съедены все припасы и нечего продать, могли в несколько дней добыть деньги на взятку «стае» корыстных чиновников? Разве что попросить в долг у помещиков-соседей, тех же Хотяинцевых, сделав и их соучастниками преступления.

Но возникает вопрос: когда родственники успели это сделать, если уже 16 июня на имя тульского гражданского губернатора из каширского суда было отправлено донесение о скоропостижной смерти даровского помещика с припиской: «По произведенному временным отделением сего суда следствию в насильственной смерти его, г. Достоевского, сомнения и подозрения никакого не оказалось, а последовала таковая... Эти «свидетели» «свидетельствовали» по слухам и преданиям седой старины; они, еще не родившиеся, когда произошла эта история, охотно рассказывали московскому писателю Д. Стонову в 1924-м и ученым В. Нечаевой и М. Волоцкому в 1925-м, какой плохой, злой и жестокий был барин, владевший их дедушками и бабушками: «Зверь был человек. Душа у него была темная...

Строгий, неладный господин... Крестьян порол ни за что» 25. Что в этих показаниях — истина, а что — клевета на того, кого уже некому защитить? По версии даровских крестьян, убивали мужики черемошинские, по сговору четверых, не выехавших на работу и сказавшихся больными, чтобы заманить во двор барина, который наверняка захочет «вылечить» их палкой.

«Он видел приближение смерти, не боясь её»: Сегодня День памяти Ф.М. Достоевского

К идее отыскать могилу отца великого писателя Федора Достоевского вернулись краеведы из подмосковного Зарайска. Достоевский смог вернуться в Петербург в конце 1859 года, хотя еще в течение 15 лет оставался под негласным надзором полиции. Поводом для приезда Алексея Дмитриевича стали две памятные даты – 200-летие со дня рождения Ф. М. Достоевского и 165-летие его венчания с М. Д. Исаевой в Кузнецке. Достоевский смог вернуться в Петербург в конце 1859 года, хотя еще в течение 15 лет оставался под негласным надзором полиции.

«Клянусь вам, что в этом три четверти счастья жизненного». Достоевский и его включенное отцовство

Отец Достоевского, Михаил Андреевич, был врачом, а мама, Мария Фёдоровна, происходила из богатого купеческого рода, который разорился во время Отечественной войны 1812 года. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского, а Фёдор и Михаил получили небольшое наследство. – Я, потомок «архискверного Достоевского», как называл писателя Ульянов-Ленин, родился в день его рождения – 22 апреля.

Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь

Написал «Игрока» за 26 суток Литературную продуктивность Достоевского почти всегда подстегивали особые внешние обстоятельства — жесткий договор с издателем и «горящие» сроки возврата долгов. Федор Михайлович безудержно писал, особенно по ночам, запивая вдохновение неизменным крепким чаем. Так, «Игрока» он написал за 26 суток, чтобы не попасть в «вечную» кабалу к издателю Федору Стелловскому. Отвечал на письма в «Дневнике писателя» «Дневник писателя» Достоевского стал первым «интерактивным» журналом и прообразом всей современной сетевой публицистики. Ничего подобного в то время просто не существовало. Писатель получал большое количество писем читателей и даже вступал с ними в личную переписку, а иногда отвечал на письма на страницах «Дневника». Задолго до Ницше вывел тип особого «сверхчеловека» Герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников убивает, чтобы самому себе доказать, что он «не тварь дрожащая, а право имеет». Он признается: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил.

Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Я просто убил; для себя убил, для себя одного. Мне надо было узнать тогда и скорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я преступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею? Психологизм произведений Достоевского поражает каждого, кто открывает страницы его великих книг.

Ницше писал, что Достоевский дал ему «ценнейший психологический материал» и был «единственным психологом», у которого ему было чему поучиться. Считал себя виновным в смерти сына Младший сын Достоевского, Алеша, родился в августе 1875 года. Он рос веселым, умным мальчиком и был любимцем отца. Ребенок был здоров. Но в два с половиной года с ним неожиданно случился эпилептический припадок, который мальчик не смог пережить. Анна Достоевская вспоминала: «Федор Михайлович был страшно поражен этою смертию. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненной любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится.

Федора Михайловича особенно угнетало то, что ребенок погиб от эпилепсии, — болезни от него унаследованной». Дети Ф. Слева — Алеша, справа — Федор и Любовь. Фото: Н. Лоренкович, 1878 г. Даля Некоторые исследователи приводят мнение крупнейшего педиатра, профессора Александра Клиорина, который не обнаружил серьезных оснований считать Алешу эпилептиком и предположил, что имела место молниеносная форма менингита. Как бы то ни было, Достоевский глубоко переживал эту смерть.

Боль и потрясение от нее нашли свое отражение в его последующих творениях. Заставил плакать Тургенева Открытие памятника Пушкину в Москве в июне 1880 года было огромным событием, а пушкинская речь Достоевского стала апофеозом этого события. Федор Михайлович долго готовился к этому выступлению, которое начал словами Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». Достоевский говорил об уникальном качестве Пушкина — чувствовать душу любого, иногда даже совсем чуждого, народа, его гений. И, переходя к роли всего русского народа, Федор Михайлович особо выделял понятие «братства»: «Наш удел всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей». Свидетели этой речи вспоминали, что она произвела колоссальное впечатление на слушателей: удивительным образом тут же произошло примирение людей совершенно разных направлений и взглядов. Тургенев, с которым у Достоевского было много разногласий, со слезами подошел к Достоевскому.

Они обнялись. Никогда не жил в материальном достатке За печатный лист он зарабатывал 150 рублей. Для сравнения, Толстому за тот же объем платили 500 рублей. В финансовых делах Федор Михайлович был человеком совсем не практичным: вести бюджет, планировать расходы, копить он не умел. Долги были его почти всегдашними спутниками. Можно почти с уверенностью сказать, что если бы его вторая жена Анна не взялась основательно за «экономическую политику» семьи а об этом ее прямо попросил муж , то Достоевский мог бы скатиться до откровенного нищенства и уголовного преследования за невыплаченные долги. Дом Ф.

Отец Достоевского, Михаил Андреевич, штаб-лекарь больницы для бедных на Божедомке в Москве, был сыном униатского священника, то есть принадлежал к духовному сословию. И только в 1827 году, когда сыну Федору было 6 лет, он дослужился до чина коллежского асессора, и в следующем, 1828 году был произведен в дворянское достоинство. Дети Достоевские рождены не дворянами, а стали ими, поскольку дворянство заслужил их отец. Достоевский - дворянин только во втором поколении. Достоевский ничего и никогда не говорил о своих предках, никогда не прибегал к генеалогическим аргументам.

РГ: Пушкин в одном стихотворении не без гордости назвал себя "мещанином". Как вы определите социальный статус предков Достоевского? Сараскина: Ближайшие предки, как со стороны отца, так и со стороны матери, были людьми "среднего, темного круга": бурсаки, семинаристы, сидельцы в лавках, приказчики, купцы, лекари, интеллигенты-разночинцы. Их социальный статус - городские мещане, скромные, небогатые обыватели. Сараскина: Человечество узнало о семействе штаб-лекаря из больницы для бедных исключительно благодаря его второму сыну - остальные шестеро детей, не имей они родственных отношений со своим гениальным братом, не остались бы, наверное, в памяти истории.

Как затерялся бы в истории и сам штаб-лекарь, и все его предки.

В 1821 г. Впоследствии вместе с родителями он посещал храм каждое воскресенье. Купол церкви был хорошо виден с крыльца квартиры Достоевских.

В дальнейшем, всякий раз выбирая квартиру, Фёдор Михайлович искал такую, чтобы из её окон была видна церковь. Помощь ближним Первые уроки благотворительности Ф. Достоевский получил ещё в детстве. Во время ежедневных летних прогулок вместе с родителями, вспоминал его младший брат Андрей, «проходя мимо часового, стоявшего неизвестно для каких причин при ружье и в полной солдатской форме у ворот Александровского института, принято было за непременную обязанность подавать этому часовому грош или копейку».

Когда в имении случился пожар, няня будущего писателя Алёна Фроловна, видя в какое отчаяние пришли его родители, предложила накопившиеся за годы службы и отложенные на старость средства - почти 500 руб. Помогли тогда и родственники Куманины. В свою очередь Мария Фёдоровна каждому крестьянину-погорельцу выдала по 50 руб. Позднее, в 1839 г.

Самый близкий человек - старший брат Михаил и Фёдор Достоевские были погодками. Но не только возраст сближал их. Оба они были страстными читателями и мечтали стать литераторами. В итоге оба брата пришли в литературу.

Михаил Михайлович писал повести, рассказы, драмы, стихи, переводил с немецкого и французского. Его произведения печатались в столичных журналах и одобрительно отмечались критикой. Именно в письме к брату Михаилу в 1839 г. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Братьям не пришлось встретиться с поэтом. В Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после его гибели. Если бы обстоятельства сложились иначе, свои первые опыты молодые литераторы принесли бы на оценку Александру Сергеевичу, как это делали в ту пору многие начинающие сочинители. Известие о смерти Пушкина пришло в дом Достоевских, когда семья переживала один из самых трагических моментов: в возрасте 37 лет после длительной болезни скончалась Мария Фёдоровна, любимая мать и душа дома.

Михаил Андреевич и дети были охвачены горем, и, тем не менее «Фёдор в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину». В июне 1837 г. Духовная опора - Троице-Сергиева Лавра Светлый образ праздничной Троицкой лавры, с её особым молитвенным настроем, с торжественными службами, с просветлёнными лицами пришедших поклониться святому Сергию русских людей, стал для Достоевского самой настоящей духовной опорой. Это она дала ему силы выстоять в суровых условиях каторги и солдатчины, не потерять человеческого облика и не обозлиться.

Не красивый поступок Азартные игры сопровождали писателя на протяжении всей его жизни: он находил утешение в рулетке каждый раз, когда в творчестве наступал застой. Однажды на отдыхе в Баден-Бадене Достоевский проигрался настолько, что забрал у подруги Полины Сусловой всю наличность. Во избежание скандала пришлось заключить невыгодную сделку с издателем и написать «Игрока» за 26 дней. Азартный порок Федора Бывали случаи, когда писателю приходилось закладывать свою одежду.

Так он поступил и с пальто, когда находился в сложной финансовой ситуации. Интимная жизнь Федора Когда Достоевский учился в инженерном училище, женщины вызывали у него священный трепет. По мере взросления ситуация стала меняться: писатель тяготел к интимному общению и не брезговал услугами жриц любви. Что касается самих женщин, то они старались избегать близких контактов с Достоевским.

Причиной тому были частые эпилептические припадки и привычка распускать руки, из-за которой на теле оставались неприглядные синяки. Девушка судьба, которая все терпела Первой женой Достоевского стала Мария Исаева. Она прожила с ним 7 лет, но эпилептический приступ, случившийся у писателя в первую брачную ночь, внушил ей отвращение и отвернул от мужа на долгие годы. Вторая жена, Анна Сниткина, стала для Достоевского спасением во всех возможных смыслах.

Она принимала участие в написании «Игрока», боролась с пристрастием к рулетке, помогала вести финансовые дела и терпела многочисленные унижения как в жизни, так и в постели. Неприятные наклонности Федора Садомазохизм по природе, Достоевский любил причинять боль своим любовницам. Если его сторонились даже уличные женщины, приходится только догадываться, через что пришлось пройти его второй жене. Преданная женщина Анна Сниткина стала для писателя самым близким человеком.

На момент смерти Федора Михайловича ей было 35 лет, но, несмотря на это, она отвергала других мужчин и оставалась верна покойному мужу до самой смерти. Общение с петрашевцами Достоевский общался с петрашевцами, целью которых было осуществление государственного переворота и создание нелегальной типографии. За это суд приговорил его к лишению всех прав состояния и смертной казни, которая впоследствии была отменена. Федора Михайловича ожидало 8 лет каторги, но император Николай I сократил срок до 4 лет.

Проблемы с здоровьем Болезненность Федора Михайловича стала проявляться во время учебы в инженерном училище. Что касается приступов эпилепсии, то они появились в 1839-1850 гг. Ссылка в Сибирь ухудшила и без того плохое состояние здоровья, а ближе к концу жизни стали развиваться осложнения в т. Идеал поэта Период заключения и военной службы стал переломным в жизни писателя.

Он погрузился глубоко в религию и нашел для себя новый идеал, на который ориентировался до конца своей жизни. Им стал Иисус Христос. Обмороки Федора Классик отличался излишней впечатлительностью и склонностью к обморокам. Он мог потерять сознание в любой ситуации, будь то общение с красивой женщиной или эмоциональная беседа на повышенных тонах.

Ненависть к знаменитому поэту Больше всего из писателей Достоевский ненавидел Тургенева: последний был богат и мог работать над своими произведениями без спешки. За лист текста Федор Михайлович получал втрое меньше конкурента: 150 руб. Еще одна причина ненависти крылась в противоположных взглядах на жизнь. Достоевский верил в Бога и горячо любил родину, а Тургенев слыл атеистом и эмигрировал во Францию.

Великий поклонник Федора Достоевского Фридрих Ницше считал Достоевского хорошим психологом и знатоком человеческих душ. Он читал произведения писателя и настаивал на том, что у Федора Михайловича есть чему поучиться. Любовь к напитку Достоевский предпочитал крепкий черный чай. Кружка с напитком стояла на столе каждый раз, когда писатель приступал к работе.

Что касается самовара, то он не остывал практически никогда. Проблемы в творчестве Как и Гоголь, Достоевский иногда сжигал свои рукописи. В 1871 г. Позднее он жег «Преступление и наказание»: Федору Михайловичу не нравилось написанное, и он несколько раз начинал работу над романом заново.

Рукописи Ранние рукописи Достоевского пьесы для театров не сохранились. Прощание с Федором По одной из версий Достоевский умер через 2 дня после эмоционального разговора с сестрой о наследстве, когда у писателя пошла кровь горлом. По другой версии это произошло во время работы, когда писатель уронил перо и наклонился, чтобы поднять его с пола. Проститься с писателем пришло около 30000 человек, поэтому процессия растянулась на версту.

Эпитафия на надгробии содержит слова о пшеничном зерне Евангелие от Иоанна, 12:24. Они же используются в качестве эпиграфа к «Братьям Карамазовым». Интеллект-квест «7 секретов «Преступления и наказания» В одном из лучших произведений Ф. Достоевского открывается творческий мир автора как особая реальность, как живой духовный организм, где буквально всё имеет значение.

С помощью увлекательной игры, участники пройдут по тонкой нити творчества русского гения, писателя, мыслителя, философа и публициста. Цели: совершенствовать навыки анализа художественного текста на примере романа «Преступление и наказание»; учиться правильно использовать информационное пространство сети Интернет для изучения 31 романа, интересных фактов произведения; ознакомиться с трактовкой «Преступления и наказания» в критике, живописи, киноискусстве; научиться анализировать образы главных героев романа, определять мотивы преступления, давать им нравственную оценку; формировать умение работать в команде, комментировать чужие высказывания, достигать компромисса. Архитекторы Вы выбрали роль архитекторов для анализа романа «Преступление и наказание». Ваша задача: ознакомиться с архитектурой Петербурга, упоминаемой в романе, путешествуя по «углам» города.

Для прохождения уровня нужно выполнить следующие задания: 1. Подготовить рассказ об истории основания г. Найти фото, иллюстрации с видами города и составить из них фотогалерею. Подготовить резюме-выступление «Использование стиля барокко в создании Петербурга».

Организовать виртуальное литературное путешествиепрезентацию «Интерьеры «петербургских углов». Киноведы Если Вы выбрали роль киноведов для анализа указанного романа, то ваша задача - ознакомиться с лучшими экранизациями произведения, театральными постановками и спектаклями. Для прохождения уровня предлагаются задания: 1. Проинформируйте о биографии актёров, сыгравших роль Раскольникова в кинофильмах.

Составьте список жанровых особенностей, используемых режиссёрами. Запишите интересные видеофакты об экранизациях романа. Подберите фотографии актёров, сыгравших Раскольникова для литературной фотогалереи. Криминалисты Их задача - расследовать преступление, совершённое главным героем произведения, основываясь на уликах и доказательствах в тексте.

Для прохождения уровня необходимо: 1. Определить мотив «тупика» в романе Достоевского. Раскрыть причины преступления Родиона Раскольникова. Выписать цитаты, подтверждающие доказательство его вины.

Литературоведы Главное - ознакомиться с историей создания романа, проанализировать работы критиков. Для прохождения уровня предлагается: 1. Собрать мнения критиков о романе «Преступление и наказание». Подготовить сообщение-выступление «История создания романа глазами литературных критиков».

Озвучить, какое место занимает данное произведения в мировой литературе. Проследить символику чисел в романе. Для прохождения уровня предлагается выполнить следующие задания: 1. Ответьте, какова идея воскрешения личности в романе «Преступление и наказание».

Подготовьте доклад на тему «Путь Раскольникова к преступлению». Раскройте внутриличностный конфликт Родиона Раскольникова. По вашему мнению, главный герой - страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? Приведите аргументы.

Художники Если вы выбрали роль художников, то главная задача - понаблюдать за образами героев романа, основываясь на иллюстрациях великих художников. Для прохождения уровня вам будет предложено выполнить следующие задания: 1. Соберите сведения о художникахиллюстраторах романа «Преступление и наказание». Найдите портреты Ф.

Достоевского, написанные кистью известных художников. Составьте синквейн короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк в соответствии с темой квеста. Расскажите о портрете Ф. Достоевского работы художника В.

Эксперты Ваша задача: ознакомиться с героями произведения, узнать, кто такие «двойники» и «антиподы» главного героя. Для прохождения уровня: 1. Представьте систему «двойничества» в романе.

С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинск и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. Первый брак В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной... Идеалистка была в полном смысле слова...

Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге «сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского. В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М. Катковым , Некрасовым , А. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге , куда он приехал в декабре 1859 года. Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман «Униженные и оскорбленные»— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг.

В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома». В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи « почвенничества » — специфической модификации идей славянофильства. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника». Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» «Эпоха», 1864 — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости.

Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой 1861—1866 получили отражение в романе «Игрок», «Идиот» и других произведениях. В Баден-Бадене , увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире , а в конце 1863 — апреле 1864 — в Москве , наезжая по делам в Санкт-Петербург. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот». После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни.

Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866. Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В. Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А. Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден , откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для «Русского вестника», впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино , поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман «Преступление и наказание». Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям... Точно и многогранно изображены в романе Петербург и «текущая действительность», богатство социальных характеров, «целый мир сословных и профессиональных типов», но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей.

Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий