Масленица – праздник языческий. И первоначально ее празднование на Руси было связано, по одним версиям, с прославлением бога Солнца Ярилы, по другим — «скотьего бога» Велеса. Масленица Масленица: история праздника. На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» Православной церкви. Как появился праздник? Истоки Масленицы берут свое начало в глубокой древности. История праздника Традиции на Масленицу Вопросы о традициях на Масленицу.
Поговорим о масленице
Масленица – один из самых веселых славянских праздников. Как известно, Масленица — это древний славянский праздник, возникший ещё в далёкие времена язычества и сохранившийся после принятия Русью христианства. Масленица по дням недели. В славянской традиции праздничная седмица делится на две части: Узкую Масленицу, с понедельника по среду, и Широкую, с четверга по воскресенье. самый веселый, шумный, любимый народный праздник. Масленица – это многодневный народный праздник проводов зимы и встречи весны, с которым связан обычай печь блины. языческий праздник, как она называлась у славян и каким богам была посвящена - рассказываем в этом материале.
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео
Вторник — «заигрыши». Холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого поста сыграть свадьбу. Среда — «лакомка». Тёще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни. В среду принято было посещать тёщу, отсюда и пошло знаменитое «к тёще на блины». Четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг».
После семейных посиделок народ устремлялся в балаганы, на карусели и площади, где были организованы гуляния. Пятница — «тещины вечерки». Зять приглашал на тёщины вечерни, это мог быть праздничный обед для всей родни жены или скромный ужин в семейном кругу. Суббота — «золовкины посиделки». Невестка приглашала родню мужа, его сестер с их семьями.
Воскресение — «проводы», «проща», «прощенье», «прощеный день», «целовальник».
Волков горячо берётся за это дело. Сам выходец из народа, он мечтает создать на улицах Москвы красочное зрелище и лицом к лицу встретиться с многотысячной народной аудиторией.
Это было мечтой всей его жизни. Это было то, чего не хватало ему в созданном им Ярославском театре… Празднество началось в разгар Масленицы. В двухстах колесницах едут четыре тысячи участников маскарада.
В каждую колесницу впряжены 12 разукрашенных волов. С десяти часов утра и до позднего вечера по Немецкой, по обеим Басманным, по Мясницкой и Покровке движется маскарадное шествие. Пляшут нимфы и вакханки.
Сатиры едут на козлах, на свиньях, на обезьянах. Вокруг нестройный хор музыки; музыканты наряжены в костюмы животных. Музыканты пятятся задом, платье надето наизнанку, хористы едут верхом на быках, коровах, верблюдах.
Слуги в ливреях везут карету — в карете лежит лошадь. Несколько карлиц с трудом поспевают за великанами. Медленно движется громадная люлька.
В люльке лежит спелёнатый старик. Старика кормит грудью младенец. В другой люльке дряхлая старушка играет в куклы и сосёт рожок, а за нею присматривает маленькая девочка с розгой.
Снова музыканты на ослах, коровах, верблюдах, гирлянды цветов, грандиозные венки, артисты, фокусники, акробаты… В ало-бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, в бриллиантовой диадеме императрица объезжает улицы в раззолоченной карете, запряжённой восемью неаполитанскими лошадьми, украшенными цветными кокардами. За императрицей тянется нескончаемая вереница тяжёлых золотых карет, похожих на раскрытые веера. В каретах — пудреные головы и расшитые золотом бархатные кафтаны вельмож, атласные роброны дам, замысловатые фигурные причёски.
На запятках стоят лакеи. Фёдор Волков неутомим. Целые дни он разъезжает верхом по московским улицам.
Каждый день превращался в настоящий пир, поскольку каждая хозяйка старалась приготовить как можно блюд и напечь блинов. В это время никто не думал о работе или домашних заботах, ведь все наслаждались бурным весельем, а незамужние девушки гадали на суженого. Во время совместных катаний каждая из них старалась привлечь к себе внимание парней и их родителей, поскольку в те времена от решения отца и матери во многом зависел выбор будущей избранницы или избранника. Также в Масленицу не забывали о молодожёнах, которые вступили в брак в прошлом году. По народным обычаям их валяли в снегу, скатывали с гор, а родственники и друзья практически каждый день приходили в гости. В последний день празднования, который ещё называют "Прощенное воскресенье", все просили прощения друг у друга, а также прощали полученные от врагов или знакомых обиды. Блины: откуда пришла традиция печь блины Блины любят дети и взрослые, их едят не только во время Масленицы, но именно в эту неделю это блюдо имеет особое знание.
Во все времена хозяйки соревновались в приготовлении блинов, ведь у каждой из них был свой рецепт. Его хранили и передавали из поколения в поколение. Чаще всего для приготовления этого основного праздничного блюда использовали пшеничную, овсяную и кукурузную муку, кусочки тыквы и яблок, а также сливы. Изначально круглая форма блинов была выбрана язычниками для того, чтобы привлечь весну и порадовать бога Ярило. Именно он был одним из самых почитаемых в их религии. Первый готовый блин всегда отдавали нищим, поскольку пекли его в память о всех умерших.
Конечно с проводов зимы.
В нашем детском саду празднование Масленицы стало хорошей и доброй традицией. Масленица - самый веселый, шумный, любимый народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. Все дети знают про Масленицу, про блины, которые нужно есть, и про чучело, которое нужно сжигать.
Как отметить Масленицу? Самые интересные традиции в старину и сегодня
Празднование при Петре Первом В первой половине 18-го века в Россию проникли некоторые европейские традиции. В частности, в 1722 году, по окончании затяжной войны со Швецией, император Петр Первый пригласил принять участие в масляничных гуляниях иностранных послов. И это еще не все! За царственными особами двигались другие корабли, запряженные разными зверями, которые везли придворных. Все это сопровождалось громкой музыкой и иллюминацией и произвело на зрителей неизгладимое впечатление. Празднование Масленицы при Екатерине Второй История Масленицы содержит и несколько интересных страниц, связанных с именем Екатерины Второй.
В частности, она ввела обычай устраивать маскарадные шествия в Москве, куда переезжала со всем двором в конце зимы. Впервые таким зрелищем жители города и иностранные гости смогли полюбоваться в день коронации императрицы. Всего в шествии приняли участие 4000 человек и 200 колесниц. Есть и такая история празднования Масленицы, относящаяся к эпохе правления Екатерины Второй: по случаю рождения внука Александра императрица устроила гуляния невиданного размаха. В частности, известно, что придворным, которые становились победителями в играх, затеянных после ужина, дарились драгоценные подарки.
Праздник этого христианского святого приходится на 11 24 февраля, когда «Власий сшибает рог зиме», что трактуется как конец зимнего времени и начало весны. Кроме того, в этот день принято было освящать коровье масло и печь блины. Коров в это время старались кормить как можно сытнее и лучше. Связь Св. Власия с маслом сохранилась в фольклоре, например, в Беларуси есть поговорка: «На Власа бери ковшом масло». Ещё одна народная пословица гласит: «У Власия и борода в масле». Однако правдоподобность связи Масленицы с Власием или Велесом ставится под вопрос, ведь, вероятнее всего, эти праздники существовали в одно время.
Обряды Масленичные обряды — это целый сложный комплекс, связанный с несколькими направлениями: встреча весны и проводы зимы поминание умерших земледелие и плодородие семейно-брачная обрядность Поминальные обряды часто связываются с земледельческими, так как основное время помина приходилось на весну Масленица, Радуница, Троица , когда земля и природа пробуждаются, освобождаются от зимних оков и наступает время посева. Эту связь подкрепляют верованиям о том, что умершие предки уходят в загробный мир и оттуда помогают живым. Особенно сильно, по поверьям, они могли воздействовать на урожай. Например, у русских крестьян была традиция зимой зажигать поминальные костры для предков. Они надеялись, что «от этого огня пшеница народится ярая» [Зеленин]. Есть мнение, что Масленица, как и Святки, была когда-то поминальным праздником. Раньше было принято первый испечённый блин класть на окно или отдавать нищим «на помин усопших».
В последнее воскресенье Масленицы Прощёное женщины в полном молчании шли на кладбище. Там они просили прощения у умерших, плакали и причитали. Затем клали на могилы блины иногда ставили и водку и также в молчании уходили обратно. К поминальным обрядам можно отнести кулачные бои, песни, пляски и скачки, которые проводят на Масленицу. Пропп считает, что они дошли до нас с древнейших времён тризны — восточнославянского погребального обычая, когда после сожжения покойника в его честь устраивались пиры, военные состязания и т. Кроме того, танцы и хороводы были направлены на плодородие и хороший урожай. У чехов была поговорка: «Не будешь танцевать, не уродится у тебя репа».
Отдельный интерес составляют брачные обряды. Вероятно, они были направлены как на увеличение плодородия, так и на пожелание большого и здорового потомства, ведь издавна способность женщины рожать проецировалась на способность земли приносить урожай.
На Руси каждому из дней соответствовали определённые прозвища и обряды. Некоторые из них сохранились до сих пор. Понедельник называли «Встречей». Обычно на него начинали марафон по приготовлению блинов, причём первый всегда отдавали беднякам.
А затем выбирали место, на котором будет установлено чучело из тряпок и соломы. Вторник — день народных гуляний «Заигрыши». В него любили кататься на санях с горок. А молодые люди устраивали смотрины, чтобы уже после поста и Пасхи отпраздновать свадьбу. Среда называлась «Лакомка». На третий день положено звать гостей.
На праздничном столе были пряники, пироги и, конечно, блины. Одна из традиций этого дня нам знакома: когда зять приходит на блины к тёще. Четверг назывался «Разгуляй». Именно в него начиналась широкая Масленица: до конца недели работать было запрещено. Этот день полностью посвящали веселью. Было принято кататься на каруселях, устраивать снежные битвы, водить хороводы, прыгать через костры и петь обрядовые песни.
Самым любимым развлечением был штурм снежных крепостей. По пятницам проходили «Тёщины вечёрки». В этот день уже зятья должны были угощать своих тёщ блинами. Празднование Масленицы. Фото: Анна Болдина Суббота называлась «Золовкиными посиделками». Невестки звали на ужин родственников мужа, а главными гостями считались золовки, его сёстры.
На посиделках было принято гадать на будущих женихов или количество детей в браке. Кульминация праздника — «Прощёное воскресенье».
Проведение Масленицы в детском саду - это отличный способ весело провести время с детьми и также рассказать им о культуре и традициях русского народа, привить любовь и уважение к своей истории. Наш праздник прошел интересно: с ряжеными, хороводами, играми-забавами. А какая же Масленица без вкусных блинчиков? Традиционно праздник закончился поеданием вкусных и ароматных блинов, которые с любовью приготовили наши повара.
Детскому счастью не было предела! А блины - просто объедение!
Истоки праздников: Коляда и Масленица
Масленица — один из самых веселых и любимых праздников, который отмечают по всей стране. В последний день Масленичной недели, в Прощёное воскресенье, было принято в русских деревнях идти с блинами на кладбище, просить прощения у покойных и оставлять им несколько блинов и водку. Масленица – раскрываем секреты празднования 1. Масленичные традиции бережно передавались из века в век, поэтому теперь праздник представляет из себя горячую смесь языческих и христианских обрядов. Когда в России отмечают Масленицу. История праздника. Как проходит Масленичная неделя: традиции, обряды, что едят на Масленицу. Праздник возглавлял назначаемый на время Масленицы шутовской «Патриарх», возглавлявший «всешутейший и всепьянейший собор». Праздник возглавлял назначаемый на время Масленицы шутовской «Патриарх», возглавлявший «всешутейший и всепьянейший собор».
Смысл и традиции Масленицы
Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое.
Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван.
В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души.
Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием.
Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту.
Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года.
Четыре основных славянских праздника: зимний Солнцеворот праздник Коляды, Бога молодого Солнца , весеннее равноденствие праздник Ярилы, Бога Страсти и Плодородия , летний Солнцеворот праздник Купало, Бога летнего Солнца , осеннее равноденствие праздник Авсеня-Святовита, Бога-Первопроходца. Праздник Масленицы продолжается несколько дней, потому что это два славянских праздника Праздник Закликания Весны-Лёли и прихода Ярило-Солнца После поминок Мары-Морены, которые длились неделю до весеннего равноденствия, и называемых раньше праздник Комоедицы, а сейчас праздник Масленицы, начиналась неделя славянского праздника, знаменующая приход Весны. Где Лёля, там и Ярило, чем не красивая пара! Деревце устраивали на возвышенном месте, называемом обычно Ярилиной плешью. Готовили место тщательно, убирали снег, утаптывали до ровной площадки. Зовут люди Лёлю и Ярило, устраивают гуляние с песнями да хороводами, пекут куличи, баранки, пряники—жаворонки и печенье, напоминающее солнышко, жгут костры. Славянский праздник Весны и Любви отмечал поворот природы к лету, свершение еще одного круга Жизни. О самом празднике говорить можно много! Масленица столь важна, что одной статьи здесь недостаточно. Потому прочтите ещё о том, как проходила сама встреча весны. После праздника Масленицы начиналась неделя славянского праздника, знаменующего приход весны Что изменится, если мы будем знать языческие праздники? Я не люблю, когда мне указывают календарный день, в который я должна плакать или смеяться. Даже если вокруг это делают толпы с пустыми глазами и румяными щеками. Даже если так распространена нынче несвоевременная Масленица в начале марта или даже конце февраля. Масленица, Комоедица, Проводы Зимы могут оказаться просто льдинками, повисшими в пустоте. Но я хочу, чтобы струны, связывающие меня, маленькую частицу, с бесконечным миром, сами начинали петь от радости так, чтобы ноги пускались в пляс. Чтобы во время проводов Зимы и встречи Весны я могла встретиться с Богами, даже если не понимаю их во всей полноте и никогда не увижу во плоти. Думаю, что природная гармоничная связь оживёт только тогда, эмоции подпитаются пониманием смысла того, что происходит на этой земле. Поэтому — хочу знать о славянских праздниках больше! А то, что знаю, помогаю раскрывать в книгах «Северной сказки», издавать их и отдавать тем, кто чувствует любопытство и свою живую гармоничную связь с этой землей. Будьте свободны!
В уличных театрах и балаганах без конца шли представления. Прямо на улице устраивались маскарады. Масленицу на Руси всегда отмечали на широкую ногу — с песнями и плясками, со скоморохами, маскарадами, уличными балаганами Основные гуляния начинались с четверга и продолжались до воскресенья в начале же масленичной недели народ готовил к празднику угощения. Молодёжь каталась на санях с горок, играла в горелки, жмурки и прочие зимние забавы, устраивались кулачные бои и соревнования по перетягиванию каната, перестрелка снежками. Взрослые и ребятня возводили снежные крепости, разыгрывали целые представления: одна команда нападала на строения, захватывала их, а другая — защищала. Традиционной забавой были попытки залезть на высокий ледяной столб. Его специально окатывали холодной водой, а на обледенелую поверхность вешали ценные подарки на определённом расстоянии друг от друга. Победителем становился смельчак, сумевший вскарабкаться на самый верх. Многие игровые традиции сохранились и до наших дней. В наше время традиционно на площадях всех городов и посёлков устраиваются гуляния — проводы зимы. Происходит это в воскресенье — последний день масленичной недели. Народу предлагаются различные забавы, соревнования — только мужчины залезают не на ледяной столб, а на обычный. Сегодня, как и много веков назад, народ веселится на Масленицу, устраивает различные игры и забавы Видео: битва на бревне мешками на Масленицу Детям обязательно нужно показать репродукции картин известных русских художников, посвящённых Масленице.
В субботу «золовкины посиделки» молодые принимают остальную родню, невестки одаривают золовок. В Прощеное воскресенье, по христианской традиции, просят прощения и троекратно целуются в знак примирения, а затем с чистой совестью сжигают чучело и провожают Масленицу — до следующего года. Татьяна Ивашкова Празднование наступления весны в Европе В Европе размах весеннего праздника в той или иной стране зависит от того, какая христианская конфессия является преобладающей. Празднование равноденствия и наступления весны, почти прекратившееся во времена раннего средневековья, возобновилось с IX-X вв. Первые карнавалы начали проводить в Италии венецианский карнавал и по сей день является самым известным, соперничая лишь с бразильским , затем во Франции и в других странах. До начала XVI в. Церковь относилась к карнавалам терпимо, но затем сменила отношение на отрицательное — хотя до этого праздник отмечали даже в монастырях. При этом протестантское духовенство выступало против карнавалов гораздо решительнее, чем католическое. В результате в Англии, в скандинавских странах и в областях Германии с преобладанием протестантов масленичные торжества проходят очень скромно — в отличие от католических стран. Традиционный европейский карнавал продолжительнее нашей Масленицы. В разных странах он начинается в разное время. Чаще всего — в «жирный четверг» на неделе, предшествующей началу Великого поста, но праздничные базары начинают работать еще в субботу. Последний день карнавала, «жирный вторник», празднуется особо пышно, а на следующий день, в «пепельную среду» у католиков начинается пост. Как и Масленица, карнавал немыслим без обильных застолий, народных гуляний, игр и балаганов, но все же главной составляющей карнавала являются театрализованные шествия. Несмотря на общий смысл и содержание карнавала, в каждой стране он имеет свои «изюминки». Так, в Англии, где празднования сводятся к одному лишь «исповедальному вторнику», главное событие — забег женщин с блинами на сковороде. В Бразилии все внимание направлено на соревнования танцевальных школ по исполнению самбы. Люцернский карнавал Швейцария немыслим без причудливых костюмов на всех участниках и ночного шествия музыкантов. В Восточной Европе главными действующими лицами праздника являются холостяки. В Польше в последний день гуляний в деревенских трактирах скрипачи «продают» незамужних девушек. В Сербии холостяка могут прокатить по деревне в свином корыте, а на крышу поставить фигуру Соломенного Деда. А за безудержным весельем начинаются степенные дни размышления и молитвы. Скоро Пасха… Масленица — время просить прощения и готовиться к посту Протоиерей Анатолий Малинин Масленица так называется потому, что в этот период времени, то есть в течение недели перед Великим постом , разрешается вкушение сливочного масла, а также молочные продукты и рыба. На церковном языке эта неделя называется сырной — это есть неделя перед Великим постом, который заканчивается Страстной неделей, когда вспоминаются страдания Иисуса Христа ради нашего спасения и славное Его Воскресение. Пасха у нас бывает не по числам, поэтому и Масленица также устанавливается не по числам. Масленица обычно в народе празднуется как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что Масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают. Праздничные компании, предавшись объедению и пьянству, становятся бесчувственны, и в таком состоянии человек бывает невоздержен и необуздан во всех отношениях. И такое состояние человека приводит к разным несчастиям. Святитель Тихон говорит: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют Масленицу», затем говорит, что самое празднование Масленицы — это дело языческое. У язычников был бог ложный, изобретатель всякого пьяного питья, он назывался по-гречески Вахос. Сему скверному божку язычники установили особые в году праздники, которые и доныне по их наименованию называются вакханалии, они проходят в пьянстве, объедении, в бесчинных играх и разных мерзостях. Такое празднование Масленицы делает человека недостойным даже называться христианином, потому что он не слушается указаний святой Церкви. Церковь на период масленой недели ограничивает своих чад церковных в пище, не разрешает вкушения мяса, в богослужении в среду и в пятницу не совершается литургия по ее торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию, с поклонами. Эта неделя начинается с воскресенья, а на литургии в этот день читается Евангелие о втором пришествии Иисуса Христа и о Страшном Суде. Этим евангельским чтением Церковь предлагает настроиться к встрече праведного Судьи, напоминает о Страшном Суде и о том, что каждый человек будет отвечать праведному Судье, когда Тот будет спрашивать каждого человека о том, как он прожил свою жизнь. И чтобы Господь не осудил за содеянные грехи, нужно покаяться. Время Великого поста — это время покаяния и молитвы. Но чтобы искренно покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва, которые как два крыла, возносящие душу человека на небо. Но пост тогда будет действенен, когда он будет сопровождаться добрыми делами. Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству. В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния. Масленая неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, Который сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» Мф. Народный обычай прощения в древней Руси заключался в том, что после домашней вечерней молитвы младшие с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивали прощения у них, тоже кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками — своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году. В начале XVII века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не виделись, — целуются, приговаривая: «Прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости». При дворе московских государей обряд «прощения» развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд прощения со всеми дворовыми чинами.
Масленица — почему так называется?
История празднования Масленицы на Руси: истоки. Как известно, христианство пришло к нам из Византийской империи, являющейся наследницей культуры Древней Греции. Масленица Масленица: история праздника. На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» Православной церкви. Ватная игрушкаМасленица — древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия.
История Масленицы на Руси
В Сибири сажают на это колесо парня, наряженного в женское платье и кокошник, что согласно с нашими народными преданиями олицетворяет солнце в женском образе», — писал фольклорист Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» 1865—1869. Дождь Масленица Петр Грузинский В образе солнца славяне чествовали стихию огня, но не менее важна была живительная влага — весенние дожди и грозы, которые также стремились вызвать особыми ритуалами. В древнем сознании небеса представлялись океаном, а тучи — кораблями. Афанасьев приводит сведения, как во время Масленицы имитировали корабли санями. Перелом получил отражение в ритуальных поединках, имевших состязательный характер.
К ним относятся русские кулачные бои стенка на стенку, масленичная игра в мяч, взятие снежного городка. Символических значений у этого акта могло быть несколько: чучело либо олицетворяло «умирающий» старый год, либо символизировало смерть, а его сожжение означало торжество жизни. Филолог Владимир Пропп подчеркивал: чучело не просто сжигали. Золу от него предавали земле, чтобы подкрепить ее производительные силы и способствовать плодородию.
Зять отправлялся к теще на блины, а она старалась как можно лучше встретить и угостить его. В этот день отправлялись в гости к родне, а невестки обязательно приглашали в гости сестер мужа с семьями. Прощеное воскресенье — одна из традиций православной церкви. В последний день перед началом Великого поста следовало обязательно попросить прощения у родных и близких, а также самому простить все обиды. В церкви проводилась специальная служба, а в деревнях и городах устраивали проводы Масленицы. Этот обряд чаще всего сопровождался ритуальным сжиганием чучела или его похоронами. В праздновании Масленицы тесно переплетены христианские и языческие традиции, и это не мешает ей оставаться по-настоящему народным любимым праздником. Ее с удовольствием отмечают дети и взрослые, а для хозяек это отличный повод порадовать близких вкусными блинами. Для этого уже давно не нужно стоять у жаркой русской печи: современные блинницы с антипригарным покрытием позволяют творить настоящие кулинарные шедевры, используя десятки рецептов. Интересные масленичные традиции в разных регионах страны Хотя существовали общероссийские традиции, в каждом регионе было принято отмечать Масленицу по-своему.
Это было связано и с особенностями календаря, и с отголосками сохранившихся местных верований. Некоторые традиции существуют и сейчас, хотя мало кто помнит об их символическом смысле. На Севере и в Поволжье снаряжали масленичный поезд — цепочку саней, на одних из которых по деревне возили чучело Масленицы. Иногда в таком поезде оказывалось до сотни лошадей. Торжественная, ярко наряженная процессия объезжала поселок и прибывала к специальному костру, где чучело сжигали под песни и хороводы. В Центральной России обязательной народной забавой были кулачные бои, эта же традиция существовала в регионах Сибири. Когда-то массовое побоище воспринималось как жертва богам, символ столкновения зимы с весной, в которой люди стремились помочь солнцу.
Это называлось «обжорство про запас». Основными блюдами в период Масленицы считались масло, молоко, сыр. В Украине и Беларуси делали вареники и поливали их большим количеством масла и сметаны. По другой версии, Масленица восходит к языческому празднику в честь бога Велеса. Считается, что с приходом христианства культ Велеса перешёл в почитание Св. Власия, сохранив при этом черты языческого божества — они оба считались покровителями скота. Праздник этого христианского святого приходится на 11 24 февраля, когда «Власий сшибает рог зиме», что трактуется как конец зимнего времени и начало весны. Кроме того, в этот день принято было освящать коровье масло и печь блины. Коров в это время старались кормить как можно сытнее и лучше. Связь Св. Власия с маслом сохранилась в фольклоре, например, в Беларуси есть поговорка: «На Власа бери ковшом масло». Ещё одна народная пословица гласит: «У Власия и борода в масле». Однако правдоподобность связи Масленицы с Власием или Велесом ставится под вопрос, ведь, вероятнее всего, эти праздники существовали в одно время. Обряды Масленичные обряды — это целый сложный комплекс, связанный с несколькими направлениями: встреча весны и проводы зимы поминание умерших земледелие и плодородие семейно-брачная обрядность Поминальные обряды часто связываются с земледельческими, так как основное время помина приходилось на весну Масленица, Радуница, Троица , когда земля и природа пробуждаются, освобождаются от зимних оков и наступает время посева. Эту связь подкрепляют верованиям о том, что умершие предки уходят в загробный мир и оттуда помогают живым. Особенно сильно, по поверьям, они могли воздействовать на урожай. Например, у русских крестьян была традиция зимой зажигать поминальные костры для предков. Они надеялись, что «от этого огня пшеница народится ярая» [Зеленин]. Есть мнение, что Масленица, как и Святки, была когда-то поминальным праздником. Раньше было принято первый испечённый блин класть на окно или отдавать нищим «на помин усопших». В последнее воскресенье Масленицы Прощёное женщины в полном молчании шли на кладбище. Там они просили прощения у умерших, плакали и причитали. Затем клали на могилы блины иногда ставили и водку и также в молчании уходили обратно.
Чучело Марены, которое ранее воплощало силу плодородия, стало ассоциироваться с зимним холодом и мраком. Но и в XIX веке крестьяне помнили о связи Масленицы и будущего урожая. Кулачные бои устраивали, чтобы сила участников переходила к пшенице. В танцах и хороводах должны были участвовать только высокие парни, чтобы «лен был высокий», а бражничали, «чтоб скотина плодилась». На Масленицу также чествовали молодоженов, веря, что их детородная сила передастся земле. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья». Борис Кустодиев. Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. Масленица Масленичное катание. Бродского, Санкт-Петербург.
Масленица: история праздника, традиции и обычаи
Идут парни с весёлыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Чего только нет на нём! Рыбы, рыбы… Икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная сёмга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелёными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ, осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые маслёнки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки… За ухою и расстегаями — опять и опять блины.
Блины с припёком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припёком. За ними осетрина паровая, блины с подпёком.
Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой, наважка семивершковая, с белозёрским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой… Блины молочные, лёгкие, блинцы с яичками… Ещё разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое, пломбир миндальный — ванилевый…» [9] Антон Павлович Чехов не испытывал ностальгии, а поэтому смотрел на такого рода застолья весьма иронично: «Клоун из цирка братьев Гинц, Генри Пуркуа, зашёл в московский трактир Тестова позавтракать… Первое, что бросилось ему в глаза, был какой-то полный, благообразный господин, сидевший за соседним столом и приготовлявшийся есть блины. Благообразный господин выпил рюмку водки, закусил сёмгой и принялся за блины. К великому удивлению Пуркуа, ел он их спеша, едва разжёвывая, как голодный...
Это даже неестественно... Неужели человеческий желудок так растяжим? Не может быть!
Как бы ни был растяжим желудок, но он не может растянуться за пределы живота... Будь этот господин у нас во Франции, его показывали бы за деньги... Боже, уже нет горы!
Что вы беспокоитесь? И вовсе я не много ем! Поглядите, ем, как все!
Пуркуа поглядел вокруг себя и ужаснулся. Половые, толкаясь и налетая друг на друга, носили целые горы блинов... За столами сидели люди и поедали горы блинов, сёмгу, икру...
О страна, чудная страна!
Взрослые и ребятня возводили снежные крепости, разыгрывали целые представления: одна команда нападала на строения, захватывала их, а другая — защищала. Традиционной забавой были попытки залезть на высокий ледяной столб. Его специально окатывали холодной водой, а на обледенелую поверхность вешали ценные подарки на определённом расстоянии друг от друга. Победителем становился смельчак, сумевший вскарабкаться на самый верх. Многие игровые традиции сохранились и до наших дней. В наше время традиционно на площадях всех городов и посёлков устраиваются гуляния — проводы зимы. Происходит это в воскресенье — последний день масленичной недели. Народу предлагаются различные забавы, соревнования — только мужчины залезают не на ледяной столб, а на обычный.
Сегодня, как и много веков назад, народ веселится на Масленицу, устраивает различные игры и забавы Видео: битва на бревне мешками на Масленицу Детям обязательно нужно показать репродукции картин известных русских художников, посвящённых Масленице. Так, Ю. Кустодиев неоднократно обращался к этой теме в 1916, 1919, 1920 гг. Суриков, К. Маковский, П.
При этом сегодня никого не смущают ни его языческие корни, ни то, что праздник связан и с поминками, и с жертвоприношениями, и с ритуалами плодородия. Для славян в дохристианские времена Масленица символизировала пробуждение природы, ее обновление, а значит, и подготовку к полевым работам. К каким понятиям обращались славяне, празднуя Масленицу? Солнце Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге Константин Маковский Приход весны означал, что солнце начинало светить ярче и дольше. Его представляли в виде огненного колеса, которое катится по небосводу. Сжигание чучела Масленицы Аполлинарий Васнецов «Русские поселяне, встречая во время Масленицы весеннее солнце, возят сани, посредине которых утвержден столб, а на столбе надето вертящееся колесо. В Сибири сажают на это колесо парня, наряженного в женское платье и кокошник, что согласно с нашими народными преданиями олицетворяет солнце в женском образе», — писал фольклорист Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» 1865—1869. Дождь Масленица Петр Грузинский В образе солнца славяне чествовали стихию огня, но не менее важна была живительная влага — весенние дожди и грозы, которые также стремились вызвать особыми ритуалами. В древнем сознании небеса представлялись океаном, а тучи — кораблями.
На Масленицу люди устраивали проводы зимы и встречали весну. Люди задабривали бога весеннего солнца и плодородия Ярило и «скотьего бога» Велеса, который отвечал в том числе за крупный рогатый скот, землю, леса и богатство. Люди верили, что Велес, который превращался в медведя, входил в число высших богов славянского пантеона. При этом считается, что до появления Масленицы на Руси был похожий праздник — Комоедица. Люди поклонялись Кому — медвежьему богу. По традиции первые испеченные блины на Масленицу относили в лес, где раскладывали на пнях как угощение для пробудившихся от зимней спячки медведей. Именно с этой традицией и связывают пословицу «Первый блин комом», но последнее слово указывают как «комам» — медведям Считается, что в древние времена празднование длилось не одну, а сразу две недели: семь дней до равноденствия и семь дней после. Однако после принятия христианства празднование сократили до одной недели, а даты перенесли, потому что гулянья выпадали на Великий пост. В результате праздник стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе нельзя есть мясо, но можно и даже нужно питаться сырами и другими молочными продуктами. У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника. Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название — Масленица. Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка. Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться. Поэтому они строили снежные крепости, горки и катки, ходили в гости друг к другу, катались на санях, а также гуляли и пели песни.
Масленица: история, обряды и обычаи
Празднования Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия. это последняя подготовительная неделя к Великому посту. История праздника Традиции на Масленицу Вопросы о традициях на Масленицу. По популярности в области обрядов праздник Масленицы занимает у россиян второе место после украшения новогодней елки.