Новости интервью токаева

Новости спорта на Путин с Токаевым поприветствовали друг друга рукопожатием и теплыми объятиями, что бывает не с каждым гостем. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал интервью китайскому телеканалу. «Я хочу, чтобы моя страна была в центре процессов, происходящих на евразийском континенте. – Президент Токаев в интервью откровенно ответил на вопрос о системе двоевластия, которая существовала в определенный период.

Популярные новости

  • Пресс-конференция Путина и Токаева смотреть трансляцию бесплатно от 9 November
  • Читайте также:
  • Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев подписали совместное заявление по итогам переговоров в Астане
  • Популярное
  • Полное интервью Токаева о январских событиях в Казахстане (ВИДЕО)

Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев подписали совместное заявление по итогам переговоров в Астане

Касым-Жомарт ТОКАЕВ в преддверии своего участия в Петербургском международном экономическом форуме дал расширенное интервью российскому ВГТРК. Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстан будет поддерживать все мирные инициативы, которые были озвучены Китаем и другими государствами, и выразил надежду на то, что Москва. Лента новостей. Президент Касым-Жомарт Токаев подверг резкой критике действия правительства и акимов, назвав это халатностью и непрофессионализмом во время паводков. Богатое прошлое и блестящее будущее — так накануне визита Владимира Путина в Казахстан президент этой страны Касым-Жомарт Токаев охарактеризовал основные особенности.

Андрей Чеботарев обозначил ключевые моменты из речи Токаева на сессии АНК

Кандидатуру нового главы кабинета министров представила партия Amanat, занявшая большинство мест в Мажилисе. Не буду скрывать, партия сделала это, проведя консультации с Президентом. Экономический блок ее предвыборной платформы был сформирован на основе программы действующего Правительства. Полномочия Правительства значительно расширены. После сентябрьской реорганизации Администрация Президента сосредоточилась на стратегических направлениях социально-экономического развития страны и больше не занимается детальной опекой Правительства, отдельных министерств и ведомств. Теперь Администрация выступает как политический штаб, не вмешивающийся в работу исполнительной власти в режиме «ручного управления». Дублировавшиеся ранее функции переданы Правительству. Прерогатива принятия отраслевых решений также перешла на уровень Правительства и профильных органов.

Повысилась бюджетная самостоятельность регионов. Одним словом, инструментов у Правительства хватает. С его стороны требуется продуманная стратегия действий и, конечно, воля для успешного решения поставленных задач. Правительство просило предоставить ему самостоятельность и дополнительные полномочия — оно их получило. Но надо понимать, что и спрос теперь будет особый. В экстренном порядке приходится заниматься ликвидацией аварий, поддерживать подачу тепла, энергии и воды в населенных пунктах по всему Казахстану. Почему сложилась такая ситуация?

Все понимают, что текущие проблемы в этой отрасли возникли не за один день, а накапливались годами. Износ теплоцентралей и другого оборудования в регионах достигает 80 процентов. При этом инвестиции в коммунальное хозяйство все эти годы не соответствовали потребностям. Отрицательно влияют на ситуацию и некоторые информационные «сетевики», намеренно нагнетающие штатные ситуации на объектах электроэнергетики, называя положение с теплообеспечением «трагедией». Глубокая модернизация инженерной инфраструктуры по всей стране — это очень масштабная и сложная задача, но она постепенно решается. В весенне-летний период Правительство и акимы приняли меры для обеспечения качественной подготовки к отопительному сезону. Проведена работа на проблемных объектах, состояние которых было критическим.

Сейчас задача-минимум — не допустить серьезных аварий и остановки теплоснабжения в домах. Задача-максимум — ввести новые мощности, планомерно обновить сети, модернизировать всю коммунальную сферу. В сложившихся условиях теплосети худо-бедно выдерживают нагрузки, но без дальнейших решительных мер Правительства и акимов не обойтись. В Послании Вы заявили о том, что вопрос строительства АЭС в нашей стране будет вынесен на всенародный референдум. Несмотря на то, что АЭС относится к «зеленой» генерации, однозначного мнения по вопросу ее возведения в обществе нет. Планы по АЭС имеют и определенное геополитическое измерение. Какова Ваша позиция?

Это принципиальный вопрос для будущего нашей экономики. Мы занимаем первое место в мире по объему добываемого природного урана, у нас действует свое производство компонентов ядерного топлива. Поэтому я уделяю особое внимание вопросу строительства АЭС на территории нашей страны. В конце концов, вопрос энергетической безопасности следует решать, исходя из реальных потребностей и возможностей, и, конечно, на основе научных исследований, а не исходя из геополитических соображений. Среди граждан есть те, кто критически относится к строительству АЭС. Это вполне объяснимо, многие хорошо помнят трагические последствия испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. Имеются и другие сложные моменты, которые следует учесть, например, стоимость проекта, экологические аспекты.

Поэтому, понимая значимость вопроса, я предложил вынести вопрос строительства АЭС на всенародный референдум. О том, что решения по наиболее важным для народа проблемам будут приниматься посредством референдумов, было заявлено еще в предвыборной платформе, с которой я шел на выборы в 2019 году. Это и есть реализация на практике концепции «слышащего государства» и принципов Справедливого Казахстана. Впереди нас ждут широкие общественные слушания. Граждане должны рассмотреть и обсудить все аргументы экспертов «за» и «против» для того, чтобы в ходе свободного волеизъявления принять взвешенное, продуманное решение. Это будет решение народа. Позиция Казахстана весьма весомо прозвучала на множестве саммитов и форумов.

В значительной степени это связано и с Вашим авторитетом в мировой дипломатии. Какие знаковые внешнеполитические события ожидаются в предстоящий период? Наши приоритеты неизменны — это обеспечение незыблемости суверенитета и территориальной целостности страны, защита прав и интересов граждан Казахстана, создание благоприятных внешних условий для устойчивого экономического роста. Будучи министром иностранных дел в течение десяти лет, я принимал самое непосредственное участие в разработке этих приоритетов. В текущих сложных геополитических условиях для Казахстана важно развивать взаимовыгодное и прагматичное сотрудничество со всеми нашими зарубежными партнерами и, прежде всего, соседями. Активное развитие отношений стран региона с влиятельными внешними игроками было бы невозможно без регулярного и доверительного диалога на высшем уровне. В этом плане за последние годы достигнут значительный прогресс, продуктивными стали ежегодные Консультативные встречи глав государств Центральной Азии.

К слову, в этом году Казахстан проведет у себя очередное заседание встречи такого формата. Как я уже сказал, 2024 год пройдет под знаком председательства Казахстана в нескольких влиятельных региональных и международных организациях и объединениях. Важным событием станет «Международный форум Астана» в июне текущего года с участием лидеров ряда государств и глобальных компаний. На этой площадке традиционно обсуждаются такие общемировые проблемы, как изменение климата, нехватка продовольствия и энергетическая безопасность. Большое значение имеет договоренность с Францией о совместной организации на полях Генеральной Ассамблеи ООН Международного форума «One Water Summit», который призван внести вклад в глобальную климатическую повестку. Как повлияет это событие на глобальную и региональную повестку? Конечно, мы будем внимательно следить за этими электоральными процессами.

Президентские выборы в России, безусловно, представляют для нас особый интерес ввиду высокого уровня взаимоотношений между Астаной и Москвой. Всем известно, что Россия является основным стратегическим партнером и союзником Казахстана. За прошедшие 30 лет мы выстроили внушительную архитектуру межгосударственных отношений, включающую в себя свыше 300 договоров и соглашений. Механизмы двустороннего сотрудничества действуют практически во всех сферах. Интенсивно развивается политический диалог на высшем уровне. Мы взаимодействуем в рамках многосторонних структур, а также в вопросах обеспечения региональной стабильности и международной безопасности. Одним из ключевых событий в обширной двусторонней повестке прошлого года стал официальный визит Владимира Путина в Казахстан.

В ходе переговоров мы подтвердили неизменно дружественный характер отношений стратегического партнерства между нашими государствами. Россия является одним из основных торгово-экономических партнеров Казахстана. Товарооборот между двумя странами за 10 месяцев 2023 года составил 21,4 миллиарда долларов. И это не удивительно, ведь между нами самая протяженная в мире непрерывная сухопутная граница. Традиционно особое внимание уделяется расширению культурно-гуманитарных связей и научно-образовательных контактов. К слову, в этом году исполняется 225 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Пушкина. Этот юбилей значим не только для России, но и для Казахстана.

Потому что Пушкин, как и наш великий Абай, является одним из главных символов дружбы и культурного взаимодействия двух народов. Надо понимать, что Российская Федерация играет исключительно важную роль в мировой политике и обладает статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН. Президент России Владимир Путин — это лидер, который своими словами и действиями, по сути, формирует глобальную повестку дня. С мнением России во всем мире считаются, без участия этого государства ни одна мировая проблема не решается, и это факт. Поэтому президентские выборы в такой стране, как Россия, будут иметь большое международное значение и привлекут внимание большинства стран мира. За несколько лет в казахстанском обществе произошли позитивные сдвиги в восприятии восточного соседа. Каковы перспективы дальнейшего строительства отношений с КНР?

Вместе с Председателем Си Цзиньпином мы запустили новое «золотое тридцатилетие» сотрудничества между Казахстаном и Китаем. Наглядным свидетельством этому являются два визита, которые я совершил в Китай в прошлом году. Во время содержательных переговоров с лидером Китая в Сиане и Пекине мы достигли важных договоренностей и наметили конкретные пути их реализации. Такие личные контакты в полной мере отражают высокий уровень связей Астаны и Пекина. Казахско-китайские отношения можно с уверенностью назвать образцовыми. Взаимный товарооборот демонстрирует беспрецедентный рост — по итогам 10 месяцев 2023 года он достиг 24,3 миллиарда долларов, установив новый рекорд. Мы активно работаем над тем, чтобы расширить номенклатуру экспорта нашей продукции и увеличить объемы поставок в КНР.

К тому же, Китай традиционно является одним из крупнейших инвесторов в экономику Казахстана. В нашей стране уже накоплено 24 миллиарда долларов китайских инвестиций. Общая граница с Китаем, выгодное географическое положение Казахстана между Востоком и Западом — все это открывает для нашей страны широкие перспективы для транзита китайских товаров в различных направлениях. В ходе моего участия в Третьем форуме высокого уровня «Один пояс, один путь» в Пекине были подписаны такие важные договоренности, как Соглашение по совместному развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута и Меморандум по совместному строительству железной дороги «Аягоз — Тачэн». Уверен, они придадут дополнительный импульс развитию транспортно-логистической сферы нашей страны. Казахстан твердо поддерживает китайский мегапроект «Один пояс, один путь», о чем лишний раз свидетельствует мое выступление на форуме в Пекине в октябре прошлого года. Крайне важное значение имеет вступление в силу безвизового режима между Казахстаном и Китаем — у казахстанцев появилось право свободного посещения этой страны.

Надеюсь, многие наши сограждане воспользуются открывшейся возможностью. В отношении Китая у нас не должно быть страхов, привнесенных извне или основанных на представлениях давно минувших дней. Сейчас Китай — это в высшей степени развитое государство, в том числе в сфере высоких технологий. Это признает весь мир. Поэтому Казахстану крайне важно сотрудничать с нашим восточным соседом, эффективно использовать все преимущества таких дружественных отношений и взаимного доверия. В частности, Вы сказали, что общество не должно скатываться в архаику и сворачивать с пути прогресса. Что Вы имели в виду?

На чем, на Ваш взгляд, нужно сосредоточиться нашему обществу? Мы часто придаем большое значение второстепенным вопросам, тратим свою энергию на мелкие темы или еще хуже — ведемся на чью-то ложную повестку. Мы не должны отвлекаться на все это и терять из виду наши стратегические национальные ориентиры. Тем более нам нельзя скатываться в архаику, предаваясь пустопорожним дискуссиям о былом величии или обидах. Конечно, история — это важная составляющая нашей общенациональной идентичности, поэтому государство именно сейчас ведет системную деятельность в этом направлении. Издается много тематической литературы, создаются профильные научные учреждения и модернизируются действующие институты. Недавно завершена большая исследовательская работа по реабилитации жертв сталинских репрессий.

Одним словом, изучение нашей многовековой истории, восстановление исторической справедливости всегда будет одной из наших приоритетных задач. Но гораздо важнее не то, кем мы были, а то, кем являемся и, самое главное, кем будем. Мы должны быть едины в понимании не только того, какой сложный путь мы прошли, но и того, к чему мы стремимся. Нам нужно жить не воспоминаниями о прошлом, а устремлениями в будущее, делом доказывать величие нашей нации. Нам следует избавляться от подражательства в культуре, ложного патриотизма и безудержного бахвальства. При этом надо не закрывать глаза на имеющиеся недостатки, а работать над их устранением.

Алматы больше подходит для людей казахоязычных. Алма-Ата — больше для русскоязычных. Поэтому давайте договоримся, что официально название Алматы останется, а сам город будут называть так, как удобно будет жителям и тем, кто тепло относится к городу. В конце концов, китайцы называют свою столицу Бейджин, а мы называем Пекином». Токаев заявил, что будет находиться на посту президента не более двух сроков - как полагается по Конституции. О богатых людях, приближенных к руководству: «У нас люди, возможно, не очень образованные, но как-то им повезло в бизнесе и это навевает на размышления, почему это произошло. Возможно, они везучие. На самом деле меня это беспокоит». О развитии МСБ: «Во-первых, начинать надо с увеличения численности малых и средних предпринимателей. Другого выхода нет. Создавать условия, в том числе обеспечивать их доступ к кредитным ресурсам. Экономика у нас не такая уж большая». Я лично сам не вмешиваюсь в деятельность фонда. Мое дело простимулировать поступление взносов в этот фонд. По-моему, сигнал был очень четкий.

Возможно, организаторы атаки на Казахстан специально предусмотрели и этот сценарий — то есть быстрая «смена декораций». Когда в город входили бандиты, жители Алматы, не разобравшись, с балконов их приветствовали. Были и такие моменты. Вот, молодцы, вышли на улицы, протестуют против власти и т. Ведь они не знали, что будет потом, что эти бандиты растерзают весь Алматы. Сейчас тоже споры — Алматы, Алма-Ата. Россияне упорно говорят Алма-Ата. Ваше отношение к этому. Не думали ли Вы вернуть городу название Алма-Ата. И самый важный вопрос, что беспокоит сейчас алматинцев, — кадровые решения в отношении акима Бакытжана Сагинтаева и его заместителей? Останется ли он на своем посту? Там около 26 тысяч подписей. Что касается акима, то он, действительно, попал в очень трудную ситуацию. Видимо, впервые в жизни в такой ситуации. Не каждый ведь находит решение в таких ситуациях, в такой обстановке. Поэтому винить я бы его не стал. Человек он добросовестный в плане исполнения служебных обязанностей. Но и настроения алматинцев я тоже должен учитывать. Поэтому придет время — узнаете, как говорится. Во-вторых, что касается названия. Зачем мы сейчас будем переделывать все документы, принимать решения и т. Алматы — больше подходит для людей казахскоязычных. Что касается русскоязычных, то Алма-Ата как-то сподручнее произносить. Поэтому давайте договоримся о том, что официально название Алматы останется, а сам город будет называться так, как удобно его жителям и тем, кто со стороны очень тепло относится к нашему городу. Это радует. Это тоже говорит о надеждах и больших переменах, что они все-таки у нас случатся. Последнее Ваше выступление — встреча с предпринимателями, бизнесменами. Вы сказали о том, что молодежь должна получать больше технических специальностей. И эти приоритетные специальности лучше получать в России. Получили шквал критики. Кто-то говорит, почему только в России, можно на Западе. А Вы действительно считаете, что российское образованием является передовым? Это общеизвестный факт. Также есть Новосибирский университет, Томский университет и т. Конечно же, нет никакой обязательности. Просто высказал предположение, что лучше все же направлять на учебу в Россию. Потому что здесь присутствует и языковой момент, то есть нет языкового барьера. Во-вторых, коль скоро мы являемся стратегическими партнерами, у нас совместные предприятия, в том числе относящиеся к крупному бизнесу, нам нужны технические кадры, которые обучались бы в России. Кто-то, возможно, захочет обучаться на Западе. Естественно, каких-либо препятствий мы ставить не будем. Но надо понимать, что там очень специфическое образование. Кроме того, я бы не стал идеализировать западное образование. Там есть свои проблемы. Мы знаем, что западные университеты тоже превращаются в конторы по печатанию дипломов. Плати деньги и, пожалуйста, получай через некоторое время диплом, чем наши некоторые молодые люди злоупотребляют, когда говорят — я окончил и называют какое-то известное учебное заведение на Западе. На той же встрече с предпринимателями Вы говорили о том, что у нас в стране сложилась некая олигополия. Что под этим имеется в виду? Что небольшая группа бизнесменов контролирует основные сектора экономики? Что такое олигополия? Это классическое понимание того, что небольшая группа людей действительно полностью контролирует основные сектора экономики, что у нас и произошло, к сожалению. Кроме того, они оказывают серьезное, сильное влияние на принятие государственных решений, то есть очень близки к высшему руководству. У нас это тоже имеется, в полном объеме. А что будем делать? Начинать надо, во-первых, с увеличения численности малых и средних предпринимателей. Другого выхода нет. Создавать условия, в том числе обеспечивать их доступ к кредитным ресурсам. Экономика у нас не такая уж большая. Сейчас, конечно, не время рассуждать о плюсах и минусах евразийской интеграции. Нужно признать, что мы существуем в реалиях евразийской интеграции. Поэтому нужно адаптироваться к ней и находить плюсы, находить достоинства с точки зрения интересов нашего государства. Это очень большая, я бы сказал, тонкая работа для нашего Правительства. Поэтому я уделяю самое пристальное внимание именно этому направлению деятельности нашего Правительства, и соответствующий министр получил статус заместителя Премьер-министра. Потому что он должен вести переговоры на равных, в том числе и в Москве, в рамках Евразийской экономической комиссии. Если можно сейчас приоткрыть завесу, а что это будет? Хочется понять, возможно ли вот так взять и избавиться, как говорится, почистить ряды, а потом все сломать и новое построить? Нужно все же кадры оценивать по их квалификации и рабочим качествам. Это с одной стороны. С другой стороны, «скамейка» не очень длинная. Знаете, как в старом анекдоте, а может это было правдой. Когда Берия пришел к Сталину и сказал: «Что-то надо делать с писателями. Фадеев пьет, Шолохов пьет, Вишневский пьет, Симонов пьет, Алексей Толстой тоже прикладывается к рюмке». На что Сталин ему сказал: «А у меня других писателей нет». И здесь тоже нужно искать подходящих министров. Можно, конечно, буквально с улицы людей назначать. И такие моменты в истории бывали, в мировой истории. Но это чревато дестабилизацией, разбалансированием всей ситуации, которая, прямо скажем, достаточна хрупка. Поэтому нужно подходить очень осторожно к кадрам. Это не значит, что их нужно «консервировать». Естественно, в будущем будут изменения, но выверенные, продуманные. Мы в рамках Совета безопасности будем заниматься реформой системы национальной безопасности, поскольку вот эти трагические события показали абсолютную актуальность этой проблемы. И нам, не затягивая, эту проблему надо решать. Реформы — это, прежде всего, изменение системы или, во всяком случае, внесение серьезных коррективов в дееспособность самой системы, ее функционирование. С этой точки зрения, отвечая на Ваш вопрос, как бы предугадывая некоторые события в будущем, я могу сказать, что серьезно думаю над реформированием парламентской системе в нашей стране, и, конечно же, партийной системы. Поскольку как Глава государства я об этом сказал 28 января на съезде партии. Я считаю, что я должен стоять несколько выше всех общественно-партийных и политических структур. Служить неким «магнитом» для того, чтобы привести различные общественно-политические силы к единому знаменателю с точки зрения их позиций, которые были бы продиктованы интересами нашего государства. А то ведь у нас, по-моему, это просто слова. Я с Вами согласен. Оппозиция имеется и в самой правящей партии. И партия, я об этом уже сказал, сама должна реформироваться с учетом потребности нашего общества. Считаю, что в Мажилисе должно быть несколько сильных партий. В крайнем случае они должны приходить к консенсусу, если нет конституционного большинства. В конце концов, находить общий язык с точки зрении формирования Правительства. Одновременно нам нужно воспитывать политическую культуру и соответствующих политических деятелей. Посмотрите, как в Германии все культурно происходит.

Было понятно, что это не просто спонтанная акция протеста, где в основе декларировался социальный протест. На самом деле, что сейчас и подтвердил президент, эти попытки государственного переворота готовились отнюдь не спонтанно. За этим стояли политические элиты, которые не приняли политический курс Касым-Жомарта Токаева и попытались воспользоваться транзитом власти по-своему. В такие моменты всегда появляются "третьи силы", как принято говорить, это и религиозные экстремисты, и криминал, которые попытались получить свои политические "дивиденды" от данных событий. Спустя время, когда страсти улеглись, я думаю, что Токаев дал достаточно искреннюю и откровенную оценку, где он расширил круг "бенефициаров", которые стремились сменить власть в Казахстане, используя транзит и систему двоевластия в стране, еще существующую на тот момент. Было прокомментировано, почему появились войска ОДКБ в Казахстане, поскольку это был первый прецедент. Эксперты в Кыргызстане на мероприятиях под эгидой Центра экспертных инициатив "Ой Ордо" несколько раз обсуждали события в Казахстане и то, как они могли повлиять на нас в случае негативного развития сценария. Наши военные эксперты и эксперты по военной безопасности поддерживали те решения, которые в супероперативном режиме пришлось принимать президенту Токаеву для того, чтобы за считанные часы стабилизировать ситуацию. Те стратегические решения, которые были приняты Токаевым, то, что он рассказал в интервью, они позволили в максимально короткие сроки локализировать, с одной стороны, те трагические события, с другой стороны — события, которые попытались "взорвать" ситуацию не только в самом Казахстане, я думаю, что здесь были далеко идущие планы. Возвращение Казахстана в правовое поле гарантировало безопасность Кыргызстану и другим странам Центрально-Азиатского региона в первую очередь. Конечно, нельзя зарекаться, что такое больше повторить невозможно, но в любом случае есть отработанный сценарий и модель, как в короткое время пресекать подобные ситуации, используя и внутриполитическую ситуацию, и внешнеполитический фактор, которым выступила ОДКБ. По сути, это самые близкие соседи, как Россия, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Понятно, что основные решения пришлось принимать силовым структурам Казахстана и президенту Казахстана, но была задействована такая система межгосударственного взаимодействия, чтобы вернуть страну в правовое поле и пресечь деятельность деструктивных сил, у которых целью была попытка не только сменить власть в Казахстане, но и создать "взрывоопасную" ситуацию в Центральной Азии. Транзит власти — это, пожалуй, одно из закономерных решений, которое принимается, учитывая молодой возраст государств и период их политического становления. Поэтому понятно, что Нурсултан Назарбаев, сделав широкий жест и заявив об уходе, в принципе, попытался сохранить за собой инструменты влияния на принятие политических решений. У нас в Кыргызстане было все несколько иначе, конечно. Но между тем Алмазбек Атамбаев, когда уходил с президентского поста в 2017 году, ведь тоже попытался сохранить за собой власть и создать вокруг себя центр управления государством с помощью своей политической партии, с помощью преемника. Другое дело, что этот сценарий у него не получился.

Президент Казахстана: ничего не забыл, ничего не понял, ничему не научился

Сегодня в эфире китайского телеканала CCTV показали интервью президента Касым-Жомарта Токаева. В ходе беседы у главы государства спросили, куда он хочет привести Казахстан. По словам Касым-Жомарта Токаева, позиции русского языка в Казахстане не претерпели какого-либо изменения. Токаев: Казахстан всегда будет работать с Россией, несмотря на потрясения в мире. Газета Egemen Qazaqstan опубликовала интервью Касым-Жомарта Токаева генеральному директору "Қазақ газеттері" Дихану Қамзабекұлы. Президент России Владимир Путин провел переговоры с казахстанским коллегой Касым-Жомартом Токаевым в Астане, они договорились укреплять стратегическое партнерство.

Новости партнеров

  • Казахстан готов внести посильный вклад в достижение мира на Украине, заявил президент Казахстана.
  • Читайте также:
  • МЫСЛИ В СЛУХ!
  • Токаев: без России нельзя решить ни одну проблему в мире, это ясно и с Луны
  • Токаев: без России нельзя решить ни одну проблему в мире, это ясно и с Луны

Касым-Жомарт Токаев: земля – наше главное богатство

Токаев рассказал о подробностях январских беспорядков в Казахстане Новости спорта на
Токаев выразил надежду на скорое прекращение огня на Украине // Новости НТВ Новости. Аналитика и комментарии. Интервью Президента Казахстана а телеканалу «Россия 24».
Интервью Касым-Жомарта Токаева о январских событиях ONLINE Видео Токаев К.Ж. выборы 2022 Президентские выборы: предвоборная программа Токаева, новости, биолграфия, штаб.
Интервью Президента Казахстана К.-Ж.Токаева телеканалу «Россия 24» Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в интервью агентству Казинформ отверг обвинения некоторых политиков в заигрывании с Западом и отдалении от России.

Касым-Жомарт Токаев: земля – наше главное богатство

Об отношениях России и Казахстана, статусе русского языка на постсоветском пространстве и роли ООН — в эксклюзивном интервью Касым-Жомарта Токаева «Известиям». Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с заявлением о "беспощадной" борьбе с провокаторами-националистами, но русским от этого не будет легче. – Президент Токаев в интервью откровенно ответил на вопрос о системе двоевластия, которая существовала в определенный период. Президент Касым-Жомарт Токаев подверг резкой критике действия правительства и акимов, назвав это халатностью и непрофессионализмом во время паводков. После сессии АНК Касым-Жомарт Токаев наградил ряд казахстанцев орденами и медалями. Президент Казахстана Касым Жомарт Токаев рассказал в интервью "Известиям", что на встрече с российским лидером Владимиром Путиным 9 ноября будет обсуждаться широкий перечень.

Казахстан боится стать жертвой токсичного "русского мира": мнение эксперта об интервью Токаева

Политолог Андрей Чеботарев выделил девять моментов из выступления главы государства Касым-Жомарта Токаева на ХХХІІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана «Единство. 29 января текущего года на республиканских телеканалах транслировалось эксклюзивное интервью Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. Корреспондент — новости бизнеса добавит сюда все самое важное из интервью. Новости. Аналитика и комментарии. Интервью Президента Казахстана а телеканалу «Россия 24». На 20-й минуте интервью Токаев утверждает: «Впервые за 30 лет ОДКБ каким-то образом проявила себя, направив ограниченный контингент в Казахстан.

Пресс-конференция Путина и Токаева смотреть трансляцию бесплатно от 9 November

Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны. Языки: русский и английский. Главный редактор Бабаян Роман Георгиевич.

Казахстану требуются реформы «Я могу сказать, что серьезно думаю над реформированием парламентской системы в нашей стране и, конечно же, партийной системы. Как глава государства, я об этом сказал 28 января на съезде партии [»Нур Отан»], считаю, что я должен стоять несколько выше всех общественно-партийных и политических структур, служить неким магнитом, чтобы привести различные общественно-политические силы к единому знаменателю». Токаев не торговался с Назарбаевым о власти и личных привилегиях «Никакого торга не было. Разговоров о личных привилегиях не было. Единственный разговор — о статусе в Совете безопасности. Я сказал, что сейчас обращусь к нации и скажу, что я — председатель Совета безопасности. Этот вопрос был решен буквально на ходу».

Беспорядки в Казахстане и уход Назарбаева из власти В начале января в Казахстане начались акции протеста из-за резкого повышения цен на сжиженный газ — с 60 до 120 тенге. Правительство пошло на уступки и опустило цены, но акции протеста на этом не закончились, так как митингующие стали выдвигать политические требования. В частности, участники протестов настаивали на полном отстранении от власти бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева — он, несмотря на уход с поста главы государства в 2019 году, оставался главой Совета безопасности и председателем правящей партии «Нур Отан».

Понятно, что основные решения пришлось принимать силовым структурам Казахстана и президенту Казахстана, но была задействована такая система межгосударственного взаимодействия, чтобы вернуть страну в правовое поле и пресечь деятельность деструктивных сил, у которых целью была попытка не только сменить власть в Казахстане, но и создать "взрывоопасную" ситуацию в Центральной Азии. Транзит власти — это, пожалуй, одно из закономерных решений, которое принимается, учитывая молодой возраст государств и период их политического становления. Поэтому понятно, что Нурсултан Назарбаев, сделав широкий жест и заявив об уходе, в принципе, попытался сохранить за собой инструменты влияния на принятие политических решений. У нас в Кыргызстане было все несколько иначе, конечно.

Но между тем Алмазбек Атамбаев, когда уходил с президентского поста в 2017 году, ведь тоже попытался сохранить за собой власть и создать вокруг себя центр управления государством с помощью своей политической партии, с помощью преемника. Другое дело, что этот сценарий у него не получился. Нурсултан Назарбаев оставался одним из руководителей государства, так он и позиционировался, несмотря на то, что он официально объявил о передаче властных полномочий Касым-Жомарту Токаеву. Но я думаю, что система двоевластия из тех примеров, которые есть, именно транзитов, она является не только нерабочей, но она выливается в межэлитное противостояние, которое может иметь трагические последствия для государства. На мой взгляд, Токаев не пытался говорить дипломатическим языком, хотя он один из опытнейших дипломатов постсоветского пространства на сегодняшний день, он достаточно откровенно отвечал на вопросы, говоря о тех чиновниках, которые попытались извлечь для себя максимальные "дивиденды" из этой ситуации. Почему президент Токаев говорит об этом сейчас? Потому что прошли президентские выборы и решение о том, что именно Токаев должен руководить Казахстаном, уже принимал непосредственно электорат.

Мне кажется, что те результаты, которые были получены Касым-Жомартом Токаевым на президентских выборах, вполне реально отвечали интересам электората. Сейчас он уже может говорить, поскольку его никто не назначал, его выбрали сами казахстанцы. Именно тот кредит доверия, который есть у президента со стороны избирателей, населения Казахстана, и дает ему эти полномочия и право давать такие оценки. Как Вы прокомментируете это? Наш Центрально-Азиатский регион ассоциируется прежде всего с долгими сроками правления глав государств и нечастой сменой власти. Если возьмем недавнюю нашу историю Центрально-Азиатского региона, только лишь в Кыргызстане происходила смена власти где-то революционным путем, где-то президенты сами сменялись. Долгое время был Ислам Каримов в Узбекистане, Эмомали Рахмон до сих пор руководит Таджикистаном, произошла смена власти в Туркменистане, но опять же власть осталась в одной семье.

Между двумя странами подписано более 300 договоров и соглашений. Не секрет, что весь мир учитывает позицию России. Ни одна проблема в мире не может быть решена без участия этого государства», — отметил казахстанский лидер. Отвечая на вопрос о том, как повлияют на Казахстан президентские выборы в России в 2024 году, Токаев указал, что выборы также пройдут в США, Великобритании, Индии, Азербайджане и других странах, и казахстанские власти внимательно следят за ними.

«Пройдена точка невозврата»: эксперт об интервью Токаева

При этом тот факт, что президент РК в ходе своего интервью «Хабару» повторил все то, что он уже говорил раньше, четко свидетельствует – у Касым-Жомарта Токаева связаны руки. Телеграм-канал @news_1tv. Глава государства Касым-Жомарт Токаев 25 апреля 2024 года на заседании XXXIIІ сессии Ассамблеи народа Казахстана "Единство. После сессии АНК Касым-Жомарт Токаев наградил ряд казахстанцев орденами и медалями. Громкие тезисы, которые прозвучали в интервью, касаются отношений между Россией и Казахстаном. Речь идет о январских событиях, когда Токаев обратился за помощью к ОДКБ.

Главные темы

  • Демарш президента Казахстана: Донбасс – не признавать, России – не...
  • Касым-Жомарт Токаев дал большое интервью газете «Egemen Qazaqstan» - мнение экспертов
  • Президент Республики Казахстан
  • Полная видео версия интервью Токаева телеканалу Россия 24

Токаев выразил надежду на скорое прекращение огня на Украине

После Вашего вступления на пост Президента в 2019 году в стране заговорили, что у нас сложилась система двоевластия. Кто-то сравнивал нашу политическую модель с иранской, кто-то — с сингапурской. И действительно, складывалось впечатление, будто в стране два центра власти. Это было так? Президент в соответствии с Конституцией определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, назначает и освобождает от занимаемых постов высших должностных лиц государства, высшее командование Вооруженных Сил. Глава государства является Верховным Главнокомандующим. Однако попытки навязать модель двоевластия действительно были, и, должен сказать, эти попытки отличались целенаправленностью и организованностью. В сложившейся политической ситуации «транзита власти» политические манипуляторы сформировали некий параллельный центр власти. В нашей стране действовали Президент и Верховный Главнокомандующий, а также Председатель Совета Безопасности в лице экс-президента. Это, в конечном итоге, не могло не привести к властной коллизии.

Скажу больше: эта ситуация стала одной из предпосылок январского кризиса. Потому что заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или «тандема». Помните, наверное, заявления ряда должностных лиц, в том числе бывшего министра юстиции, что по своему статусу Елбасы стоит выше Президента. Некоторые чиновники бегали поочередно по кабинетам. Они играли на этом и в конце концов заигрались. Позже я прямо сказал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, что политические игрища, прежде всего, его ближайших соратников чуть было не разорвали страну. Считаю, что вообще не должно быть «старшего и младшего президентов». Это серьезный урок для будущего поколения руководителей, которое должно остерегаться таких вещей и всегда думать только об интересах государства и благополучии общества. К огромному сожалению, в решающие моменты внутриполитического кризиса свой непрофессионализм и даже предательство проявили руководители ключевых правоохранительных органов.

Мы всем народом преодолели этот кризис, выстояли и стали еще сильнее. Мы предотвратили еще большую катастрофу и стабилизировали ситуацию в стране только благодаря сплоченности наших граждан и решительным действиям всей вертикали власти. Потом, уже во время следствия, некоторые заговорщики признались, что не ожидали увидеть такой уровень консолидации народа и политической воли власти. Можно ли сказать, что пройдена точка невозврата, критическая черта, которая отделяет нас от недавнего прошлого? Есть ли сегодня гарантии необратимости перемен? Был образован Национальный совет общественного доверия, который разработал и реализовал важные законодательные инициативы. Были внесены существенные изменения в законодательство о выборах, политических партиях, Парламенте. В стране впервые открыто заговорили о диктатуре олигополии. Эти нововведения создали угрозу тем, кто вольготно чувствовал себя в условиях политической и экономической монополии.

Поэтому они предприняли безуспешную попытку повернуть все вспять. Однако мы поступили наоборот, пойдя по более сложному, но правильному пути. В 2022 году процесс политической модернизации, конечно же, ускорился. И одной из главных задач реформ стало формирование более справедливой и сбалансированной политической системы. Кроме того, важно было создать такие условия, чтобы обеспечить необратимость политических реформ, сделать их постоянным фактором общественной жизни. Для этого в рамках конституционной реформы было установлено несколько заслонов. Во-первых, мы воссоздали Конституционный Суд, который является, по сути, высшим органом конституционного контроля, обеспечивающим верховенство Конституции. Кому-то может показаться, что прежний Конституционный Совет просто сменил вывеску, но здесь дело обстоит иначе. Решения Конституционного Суда имеют окончательную силу, даже Президент не может подвергнуть ревизии его решения, в том числе касающиеся конституционных прав граждан.

Любые изменения и дополнения в Конституцию могут выноситься на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда. И напомню, что из одиннадцати судей Конституционного Суда шестеро, то есть большинство, назначаются палатами Парламента. А Председатель, хоть и назначается Президентом, но только с согласия Сената. Во-вторых, в самой Конституции принципиальные позиции утверждены однозначно. Например, статья 91 Основного закона гласит, что установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, основополагающие принципы деятельности Республики и, подчеркиваю, положение об однократном семилетнем сроке для Президента являются неизменными. В-третьих, в результате реформ существенно расширены полномочия Мажилиса, который стал формироваться по новой избирательной модели — партийным спискам и одномандатным округам. Одним словом, возврат к старой системе невозможен. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что политические реформы в Казахстане имеют не просто системный, но, что критически важно, необратимый характер, потому что политический менталитет нации претерпел кардинальную трансформацию. Правовая грамотность и активность граждан стали главным гарантом демократических преобразований.

Народ уже не допустит отката назад и, убежден, будет твердо отстаивать свершившиеся перемены. Так ли это? Ничего подобного в современном Казахстане не существует. В нашем законодательстве нет ни одного указа, ни одного закона, ни одного другого нормативного документа, по которому граждане могли бы преследоваться за свои политические взгляды. Наоборот, реформы укрепили систему защиты прав человека. Приняты законодательные поправки, усиливающие независимость судов. Расширены категории дел для судов присяжных. В стране полноценно функционирует институт Уполномоченного по правам человека, который получил конституционный статус. Последовательность и глубину реформ показывает тот факт, что в декабре прошлого года мною подписан уже второй Указ в области прав человека.

Главная задача власти — неукоснительное обеспечение законности и порядка. Поэтому любое нарушение закона наказуемо. А политические взгляды и идеологические предпочтения людей к закону и правопорядку не имеют никакого отношения. Отдельные личности несмотря на предупреждения органов прокуратуры со странной настойчивостью нарушают закон, видимо, таким образом пытаясь получить широкую общественную известность. Другими словами, ставят себя выше закона. О каких политических преследованиях можно говорить в стране, в которой работает множество независимых СМИ, а политическая цензура не существует? Более того, после принятия нового закона о митингах, когда вместо разрешительного был введен уведомительный порядок, число мирных митингов в Казахстане увеличилось кратно. В своих выступлениях я неоднократно говорил, что все проблемы нужно решать цивилизованно, в конструктивном ключе — не криками и провокациями на площадях, а в рамках специально созданных диалоговых платформ и механизмов и, прежде всего, в стенах Парламента. Сейчас в Парламенте представлена самая широкая политическая палитра, отражающая взгляды всех основных слоев нашего общества.

Законодательно закреплен институт парламентской оппозиции. Напомню, что в Мажилис по итогам последних выборов прошли шесть партий, три из которых впервые получили депутатские мандаты. При этом одна из парламентских партий изначально является оппозиционной. Многие зарубежные политики и эксперты, в том числе из стран Запада, выражают поддержку нашим демократическим реформам, отмечая их передовой характер. Действительно, в нашем геополитическом окружении мы единственная страна, которая провела такую масштабную демократическую трансформацию и добилась большого прогресса в деле защиты прав человека. Это правда? Убежден, произвольное внесение изменений в Конституцию, тем более по такому фундаментальному вопросу, уже невозможно. Конституционная реформа была осуществлена не для того, чтобы вносить произвольные изменения в Основной закон. Положение об однократном президентском сроке в Конституции неизменно.

Эта норма является такой же незыблемой, как и нормы о независимости, унитарности, территориальной целостности и форме правления нашего государства. Раз мы коснулись этой темы, воспользуюсь случаем и раскрою некоторые подробности. Идею однократного семилетнего срока я высказывал в закрытых дискуссиях еще 15 лет назад. Тогда это предложение не поддержали. После избрания Президентом взвешивал все «за» и «против», много размышлял, как можно воплотить эту идею на практике. В 2022 году было реализовано несколько важных конституционных изменений, направленных на ликвидацию суперпрезидентских полномочий. И тогда же мною была предложена идея однократного семилетнего срока. Эта инициатива получила всенародную поддержку. Этим все сказано.

В Послании 2023 года Вы провозгласили новый экономический курс Справедливого Казахстана и поставили цель удвоить объем национальной экономики к 2029 году, доведя его до 450 миллиардов долларов. Насколько реалистично при такой динамике достичь поставленной цели? Это самый значительный номинальный рост в Центральной Азии. Положительная динамика отмечается и по ВВП на душу населения, прогнозный показатель на 2023 год составил почти 13 тысяч долларов, годовой рост оценивается в 1,6 тысячи долларов. По прогнозу МВФ, к 2028 году данный показатель вырастет на треть — до 16,8 тысячи долларов. Правда, должен отметить, что для меня макроэкономические показатели не являются первостепенными по своему значению, все же главное — это реальное благополучие граждан. Благоприятные прогнозы станут реальностью при условии использования Правительством новых подходов к управлению экономикой. Я вижу два основных направления. Первое — это решение ряда точечных задач, способных стимулировать страновое развитие.

К ним относится реализация крупных промышленных проектов. В сентябрьском Послании Правительству поручено определить перечень возможных крупных проектов и подготовить План инфраструктурного развития. Эти проекты прорабатываются, проводятся консультации с крупным бизнесом, институциональными инвесторами и экспертным сообществом. Нужно также решить важную задачу привлечения инвестиций, в том числе путем приватизации и возврата активов. Масштабные инвестиции способны «разогнать» экономику и сформировать новые точки роста. Поэтому моим Указом недавно создан Инвестиционный штаб, наделенный широкими полномочиями для улучшения инвестиционного климата и качественной реализации инвестиционных проектов. Второе направление включает в себя меры по реализации системных реформ, которые закрепят новые «правила игры» для всей экономики. Правительством по моему поручению разрабатывается новый Налоговый кодекс, призванный перезапустить взаимоотношения государства и бизнеса. Совершенствуя налоговую систему, очень важно отойти от исключительно фискального подхода.

Нужен баланс между созданием комфортных условий для инвесторов и поддержанием необходимого уровня доходной части бюджета. Большое значение имеет новый Бюджетный кодекс. Мы должны кардинально поменять отношение к бюджетным деньгам, поставив во главу угла рациональность, бережливость, актуальность их использования. Здесь серьезную роль призваны сыграть новые законы о государственных закупках и государственно-частном партнерстве. Эти документы позволят обеспечить прозрачность госзакупок и создать финансовую основу для развития экономики. Особое внимание следует уделить повышению эффективности квазигосударственного сектора. Меры по его модернизации уже определены, сейчас идет их практическая реализация. Отвечая на Ваш вопрос, хочу также отметить, что экономическая конъюнктура в мире, безусловно, влияет на нашу страну. Но любые сложности всегда открывают и новые возможности.

Правительство должно иметь детально просчитанный план действий с учетом всех возможных вариантов развития событий. Важно, чтобы все меры по стимулированию экономического роста сопровождались структурными реформами, направленными на развитие предпринимательства и конкуренции, защиту частной собственности, обеспечение справедливости правосудия. При таком подходе мы добьемся всех поставленных целей, в том числе и по удвоению объема национальной экономики в намеченные сроки.

И судить следует по тем заявлениям, которые Умаров уже будет делать в своем новом статусе». Как знакома вся эта «толерантность» официальных лиц России! Такое отношение, кстати, и привело к созреванию всей той вакханалии, которая творилась и творится на т. Потом, в начале апреля,первый заместитель руководителя администрации президента Казахстана Тимур Сулейменов определённо заявил, что Казахстан не будет помогать России в обходе западных санкций. Более того, Сулейменов сказал, что Казахстан уважает территориальную целостность Украины, не признает Крым российским и будет придерживаться решений ООН в этих вопросах. Как мы понимаем, такие заявления без «отмашки» президента Казахстана не делаются. Но Россия не просто всё это «проглотила», а ещё и устами своих официальных лиц продолжала вести слащавую риторику о «дружбе и сотрудничестве». Ведущий обозреватель агентства «Завтра» Алексей Иванов также обращает внимание , что позиция Токаева, выраженная в интервью «Россия 24» 15 июня, не является новостью для Москвы. Как он отмечает, посол Российской Федерации в Казахстане Алексей Бородавкин экс-постпред РФ при отделении ООН и других международных организациях в Женеве излучает оптимизм: «Россия поддерживала, поддерживает и будет поддерживать братский Казахстан, стабильность его внутри-и внешнеполитического курса, взвешенную и дальновидную линию его руководства… Сегодня Россия и Казахстан — ближайшие союзники и интеграционные партнёры». Значит, как говорит посол, «взвешенная и дальновидная линия руководства Казахстана». Из вышеизложенного видна эта «взвешенная дальновидная линия». Потрясающая своей безответственностью и вредностью для Русского мира позиция официальных лиц России.

Казахстан всегда выступает против санкций как метода международного давления, только если эти санкции не приняты ООН, но, чтобы самим не заработать вторичные санкции, мы не будем помогать обходить их», — сказал глава казахстанского МИДа. Незначительная сумма, но это символический жест, направленный как раз Вашингтону и Брюсселю с целью показать лояльность и покорность казахстанской элиты. В этом же ракурсе надо рассматривать и отказ казахстанского правительства от предложенных Москвой инвестиций в рублях в предприятия государственного фонда «Самрук-Казына», свидетельствующее о том, что заявленная приватизация активов стратегических компаний РК пройдет без участия российских компаний. Наоборот, в отношении же американских, британских и европейских инвесторов — сохраняется самые благоприятные условия. Так, неделю назад в рамках Совета иностранных инвесторов при президенте РК состоялись отдельные встречи Токаева с руководителями компаний Chevron, Exxon Mobil, Cameco, Condor Petroleum, в которых он подтвердил прежние кабальные соглашения о разделе продукции и контракты по недропользованию и предоставил дополнительные льготы. То есть система внешнего управления, когда диктуют условия казахстанскому правительству западные корпорации, контролирующие две трети добывающего сектора и три четверти нефтегазового сектора, сохранилась неизменной. И поэтому нечего удивляться, когда в упомянутом выше интервью российскому ТВ Касым-Жомарт Токаев выразил откровенную неблагодарность в отношении Кремля — он фактически отверг главную роль России в спасении собственного трона во время известных январских событий. В России некоторые лица перевирают эту ситуацию, утверждая, что вот Россия спасла Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно служить и кланяться в ноги России. Считаю, что это совершенно неоправданные рассуждения, далекие от реальности. Нельзя политизировать эту ситуацию, высказывать разного рода досужие вымыслы по этому поводу», — отметил Токаев в интервью телеканалу «Россия 24». Тут очевидно, что господин президент РК не просто лицемерит, а нагло врёт, так как всем прекрасно понятно, что без решения Москвы никакой спецоперации ОДКБ не было бы и в помине, а львиную долю введенного контингента составляли именно российские войска. Да, и если бы не Кремль, то участь Касым-Жомарта Кемеловича была бы незавидной, так как все казахстанские силовые ведомства были под контролем членов семьи Назарбаева.

Такие безответственные, по сути, провокационные разговоры приводят к героизации настоящих бандитов, укоренению в обществе пагубной криминальной психологии. А значит, призывают к новым беспорядкам в ущерб национальной безопасности и благополучию народа. Это очень серьезная угроза. Поэтому государство и общество должны быть едины в осуждении беззакония — я в этом уверен. Граждане могут открыто говорить о существующих проблемах. В соответствии с концепцией «слышащего государства» я требую от государственных органов учитывать общественное мнение. У нас действует демократический закон о мирных собраниях. Недавно принят закон, регламентирующий порядок подачи и рассмотрения петиций. Поэтому нужно предельно ясно понимать: мирные протесты допустимы, но массовые беспорядки неприемлемы и будут жестко пресекаться. В стране должен царить закон — это моя принципиальная позиция. Посмотрите, ведь в странах Запада, цитадели демократии, особо не церемонятся с теми, кто устраивает уличные беспорядки и нападения на здания органов власти. Полиция выявила организаторов январских беспорядков — всех тех, кто призывал сопротивляться законным требованиям властей, занимался доставкой и распространением оружия, нагнетал атмосферу агрессии, руководил толпой в ходе погромов, поджогов и актов насилия. При этом от бандитов были отделены рядовые и зачастую случайные участники беспорядков. Мною было принято решение амнистировать граждан, попавших под влияние провокаторов. Амнистия применена в отношении 1 095 граждан из 1 205 осужденных ранее. А организаторы беспорядков и лица, получившие сроки за теракты, государственную измену, попытку насильственного захвата власти и другие тяжкие преступления, в полной мере отбудут свое наказание. После Вашего вступления на пост Президента в 2019 году в стране заговорили, что у нас сложилась система двоевластия. Кто-то сравнивал нашу политическую модель с иранской, кто-то — с сингапурской. И действительно, складывалось впечатление, будто в стране два центра власти. Это было так? Президент в соответствии с Конституцией определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, назначает и освобождает от занимаемых постов высших должностных лиц государства, высшее командование Вооруженных Сил. Глава государства является Верховным Главнокомандующим. Однако попытки навязать модель двоевластия действительно были, и, должен сказать, эти попытки отличались целенаправленностью и организованностью. В сложившейся политической ситуации «транзита власти» политические манипуляторы сформировали некий параллельный центр власти. В нашей стране действовали Президент и Верховный Главнокомандующий, а также Председатель Совета Безопасности в лице экс-президента. Это, в конечном итоге, не могло не привести к властной коллизии. Скажу больше: эта ситуация стала одной из предпосылок январского кризиса. Потому что заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или «тандема». Помните, наверное, заявления ряда должностных лиц, в том числе бывшего министра юстиции, что по своему статусу Елбасы стоит выше Президента. Некоторые чиновники бегали поочередно по кабинетам. Они играли на этом и в конце концов заигрались. Позже я прямо сказал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, что политические игрища, прежде всего, его ближайших соратников чуть было не разорвали страну. Считаю, что вообще не должно быть «старшего и младшего президентов». Это серьезный урок для будущего поколения руководителей, которое должно остерегаться таких вещей и всегда думать только об интересах государства и благополучии общества. К огромному сожалению, в решающие моменты внутриполитического кризиса свой непрофессионализм и даже предательство проявили руководители ключевых правоохранительных органов. Мы всем народом преодолели этот кризис, выстояли и стали еще сильнее. Мы предотвратили еще большую катастрофу и стабилизировали ситуацию в стране только благодаря сплоченности наших граждан и решительным действиям всей вертикали власти. Потом, уже во время следствия, некоторые заговорщики признались, что не ожидали увидеть такой уровень консолидации народа и политической воли власти. Можно ли сказать, что пройдена точка невозврата, критическая черта, которая отделяет нас от недавнего прошлого? Есть ли сегодня гарантии необратимости перемен? Был образован Национальный совет общественного доверия, который разработал и реализовал важные законодательные инициативы. Были внесены существенные изменения в законодательство о выборах, политических партиях, Парламенте. В стране впервые открыто заговорили о диктатуре олигополии. Эти нововведения создали угрозу тем, кто вольготно чувствовал себя в условиях политической и экономической монополии. Поэтому они предприняли безуспешную попытку повернуть все вспять. Однако мы поступили наоборот, пойдя по более сложному, но правильному пути. В 2022 году процесс политической модернизации, конечно же, ускорился. И одной из главных задач реформ стало формирование более справедливой и сбалансированной политической системы. Кроме того, важно было создать такие условия, чтобы обеспечить необратимость политических реформ, сделать их постоянным фактором общественной жизни. Для этого в рамках конституционной реформы было установлено несколько заслонов. Во-первых, мы воссоздали Конституционный Суд, который является, по сути, высшим органом конституционного контроля, обеспечивающим верховенство Конституции. Кому-то может показаться, что прежний Конституционный Совет просто сменил вывеску, но здесь дело обстоит иначе. Решения Конституционного Суда имеют окончательную силу, даже Президент не может подвергнуть ревизии его решения, в том числе касающиеся конституционных прав граждан. Любые изменения и дополнения в Конституцию могут выноситься на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда. И напомню, что из одиннадцати судей Конституционного Суда шестеро, то есть большинство, назначаются палатами Парламента. А Председатель, хоть и назначается Президентом, но только с согласия Сената. Во-вторых, в самой Конституции принципиальные позиции утверждены однозначно. Например, статья 91 Основного закона гласит, что установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, основополагающие принципы деятельности Республики и, подчеркиваю, положение об однократном семилетнем сроке для Президента являются неизменными. В-третьих, в результате реформ существенно расширены полномочия Мажилиса, который стал формироваться по новой избирательной модели — партийным спискам и одномандатным округам. Одним словом, возврат к старой системе невозможен. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что политические реформы в Казахстане имеют не просто системный, но, что критически важно, необратимый характер, потому что политический менталитет нации претерпел кардинальную трансформацию. Правовая грамотность и активность граждан стали главным гарантом демократических преобразований. Народ уже не допустит отката назад и, убежден, будет твердо отстаивать свершившиеся перемены. Так ли это? Ничего подобного в современном Казахстане не существует. В нашем законодательстве нет ни одного указа, ни одного закона, ни одного другого нормативного документа, по которому граждане могли бы преследоваться за свои политические взгляды. Наоборот, реформы укрепили систему защиты прав человека. Приняты законодательные поправки, усиливающие независимость судов. Расширены категории дел для судов присяжных. В стране полноценно функционирует институт Уполномоченного по правам человека, который получил конституционный статус. Последовательность и глубину реформ показывает тот факт, что в декабре прошлого года мною подписан уже второй Указ в области прав человека. Главная задача власти — неукоснительное обеспечение законности и порядка. Поэтому любое нарушение закона наказуемо. А политические взгляды и идеологические предпочтения людей к закону и правопорядку не имеют никакого отношения. Отдельные личности несмотря на предупреждения органов прокуратуры со странной настойчивостью нарушают закон, видимо, таким образом пытаясь получить широкую общественную известность. Другими словами, ставят себя выше закона. О каких политических преследованиях можно говорить в стране, в которой работает множество независимых СМИ, а политическая цензура не существует? Более того, после принятия нового закона о митингах, когда вместо разрешительного был введен уведомительный порядок, число мирных митингов в Казахстане увеличилось кратно. В своих выступлениях я неоднократно говорил, что все проблемы нужно решать цивилизованно, в конструктивном ключе — не криками и провокациями на площадях, а в рамках специально созданных диалоговых платформ и механизмов и, прежде всего, в стенах Парламента. Сейчас в Парламенте представлена самая широкая политическая палитра, отражающая взгляды всех основных слоев нашего общества. Законодательно закреплен институт парламентской оппозиции. Напомню, что в Мажилис по итогам последних выборов прошли шесть партий, три из которых впервые получили депутатские мандаты. При этом одна из парламентских партий изначально является оппозиционной. Многие зарубежные политики и эксперты, в том числе из стран Запада, выражают поддержку нашим демократическим реформам, отмечая их передовой характер. Действительно, в нашем геополитическом окружении мы единственная страна, которая провела такую масштабную демократическую трансформацию и добилась большого прогресса в деле защиты прав человека. Это правда? Убежден, произвольное внесение изменений в Конституцию, тем более по такому фундаментальному вопросу, уже невозможно. Конституционная реформа была осуществлена не для того, чтобы вносить произвольные изменения в Основной закон. Положение об однократном президентском сроке в Конституции неизменно. Эта норма является такой же незыблемой, как и нормы о независимости, унитарности, территориальной целостности и форме правления нашего государства. Раз мы коснулись этой темы, воспользуюсь случаем и раскрою некоторые подробности. Идею однократного семилетнего срока я высказывал в закрытых дискуссиях еще 15 лет назад. Тогда это предложение не поддержали. После избрания Президентом взвешивал все «за» и «против», много размышлял, как можно воплотить эту идею на практике. В 2022 году было реализовано несколько важных конституционных изменений, направленных на ликвидацию суперпрезидентских полномочий. И тогда же мною была предложена идея однократного семилетнего срока. Эта инициатива получила всенародную поддержку. Этим все сказано. В Послании 2023 года Вы провозгласили новый экономический курс Справедливого Казахстана и поставили цель удвоить объем национальной экономики к 2029 году, доведя его до 450 миллиардов долларов. Насколько реалистично при такой динамике достичь поставленной цели? Это самый значительный номинальный рост в Центральной Азии. Положительная динамика отмечается и по ВВП на душу населения, прогнозный показатель на 2023 год составил почти 13 тысяч долларов, годовой рост оценивается в 1,6 тысячи долларов. По прогнозу МВФ, к 2028 году данный показатель вырастет на треть — до 16,8 тысячи долларов. Правда, должен отметить, что для меня макроэкономические показатели не являются первостепенными по своему значению, все же главное — это реальное благополучие граждан. Благоприятные прогнозы станут реальностью при условии использования Правительством новых подходов к управлению экономикой. Я вижу два основных направления. Первое — это решение ряда точечных задач, способных стимулировать страновое развитие. К ним относится реализация крупных промышленных проектов. В сентябрьском Послании Правительству поручено определить перечень возможных крупных проектов и подготовить План инфраструктурного развития. Эти проекты прорабатываются, проводятся консультации с крупным бизнесом, институциональными инвесторами и экспертным сообществом. Нужно также решить важную задачу привлечения инвестиций, в том числе путем приватизации и возврата активов. Масштабные инвестиции способны «разогнать» экономику и сформировать новые точки роста.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий