дата смерти пушкина смерть поэта пушкина причина смерти пушкина. Смерть Пушкина Плетнев вспоминал о том, как за несколько дней до смерти Пушкин, прогуливаясь с ним, завещал ему написать мемуары: «У него тогда было какое-то высоко-религиозное настроение. 100-летиесо дня смерти Александра Сергеевича Пушкина широко отмечалось в СССР.
10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина!
Открыто выступил на стороне Николая I в его решительных действиях в связи с подавлением польского восстания 1831-1832 гг. В его стихах 30-х годов ХIХ века, в письмах к близким и обращениях к царю часто содержалось негодование по поводу неблагодарности Европы по отношению к России, искупившей своей кровью «Европы вольность, честь и мир» «Клеветникам России». Он всё настойчивей стал касаться темы русофобии. Пушкин желал дать отпор этой антироссийской волне публикацией контрматериалов. Известна черновая записка Пушкина к А. Бенкендорфу, датированная концом июля 1831 года. В ней поэт предлагал использовать русские литературно-политические журналы для, как бы сейчас сказали, информационной борьбы против клеветы западных газет.
Конституционные правительства хотят мира, а молодые поколения, волнуемые журналами, требуют войны... Пускай позволят нам, русским писателям, отражать бесстыдные и невежественные нападки иностранных газет». Как актуально предложение Пушкина в наше время! В силу русской доверчивости к действиям коллективного Запада во главе с США и политического предательства либерал-демократов, находящихся во власти с 90-х годов прошлого века, Россия фактически утратила свою информационную безопасность. Если не восстановим ее, то все наши военные достижения в области новейшего высокоточного вооружения окажутся малорезультативными. Как это было в 90-е годы, когда Советский Союз, обладавший мощным военным потенциалом, сам пал к ногам Запада, поскольку был развален руками информационно одурманенных миллионов своих граждан, а Россия на долгие десятилетия оказалась несостоятельной в достижении экономического паритета с ведущими державами мира.
Следует отметить, что в этот период Пушкин разочаровывается в идеологии масонства, которой увлекалось большинство российских вольнодумцев с конца ХVIII века Радищев, Новиков и др. Он становится главным инициатором поиска и выработки национальной идеи. Царь, видя подвижничество Пушкина в утверждении идей государственности в российском обществе, не оставался в долгу перед великим поэтом. Он благословил его брак с Натальей Гончаровой, первой красавицей московского светского общества. Он предоставил Пушкину возможность работать с секретными документами в государственном архиве для написания истории России. Высоко оценив драму «Борис Годунов», распорядился выделить средства для ее напечатания.
Последняя дуэль Пушкина была назначена на 8 февраля 1837 года за Черной речкой, возле Комендантской дачи, в пятом часу вечера. Поэт был настроен решительно и до конца скрывал от друзей предстоящий поединок, опасаясь, что могут помешать. В секунданты Пушкин выбрал друга по лицею Константина Данзаса. Поэт быстро подошел к барьеру после команды «сходитесь». Дантес выстрелил в него на ходу. Он целился в неподвижную мишень. Пушкин тоже мог выстрелить в Дантеса, но ждал, когда тот подойдет к обозначенному месту.
Пуля попала Пушкину в живот справа. Уже лежа в снегу, поэт выстрелил в ответ, но или промахнулся, или попал Жоржу в пуговицу на мундире, в результате чего пуля срикошетила в руку. Как умирал великий поэт Поэта, по его настоянию, повезли не в больницу, а домой на набережную Мойки, 12. Кровь из раны лилась рекой, а перевязать было нечем. К нему приехал лейб-медик царя Николая I, доктор Николай Арендт. Он сообщил Пушкину, что рана его смертельна. Пуля, выпущенная Дантесом, перебила бедренную вену, раздробила крестец и, глубоко войдя в живот, осталась там.
Возможно, современные медики спасли бы Пушкина. Но в то время врачам не хватало знаний и медицинского оборудования. Александр Сергеевич скончался 10 февраля, спустя два дня после дуэли. Перед смертью Пушкин писал записки Николаю I. Их передавали два выдающихся человека: поэт Василий Жуковский, который на тот момент был воспитателем будущего императора Александра II, и Николай Арендт.
Венедиктов: Это раннее утро. Кибовский: Скорее всего, он действительно должен был быть, как его рисуют на картинах, в сюртуке, при шпаге.
Потому что при шляпе он по идее должен был идти в таком виде. Причём форма была городская. То есть он не мог быть в фуражке, он мог быть только в шляпе. Кибовский: Да, хотя опять-таки нет никаких свидетельств, что он не был при этом в мундире. Потому что городская форма… Допустим, есть замечательная картина художника Павла Федотова, когда он прогуливается с родителями — выходит из полка для прогулки с отцом. Он там в полном мундире, только у него шляпа, потому что он не в строевой части. То есть на нем не кивер, а шляпа, потому что он вне строя.
И ещё нет никакого точного свидетельства, что Данзас не был, допустим, в своём инженерном мундире. Но скорее всего, он действительно был в сюртуке, учитывая, что это был будний день. Венедиктов: Ему потом на работу. Потом, после дуэли, он должен был ехать служить. Кибовский: Вот и я об этом. Собственно говоря, это был обычный будний день, не праздник. Венедиктов: Для него это был обычный день.
Кибовский: Скорее всего, он был в сюртуке. Что касается Дантеса… А. Венедиктов: Вот Дантес — интересно. Кибовский: История сложнее, потому что Дантес уже приехал на дуэль целенаправленно. Но очень важный момент, что они… А. Венедиктов: Что такое «целенаправленно»? Кибовский: Если, допустим, Данзас оказался импровизированно, случайно, то Дантес… А.
Венедиктов: Готовился. Кибовский: … получив вызов, естественно, собирался. Венедиктов: Кольчугу надевал. Кибовский: Ну, это сказка, которая уже развенчана, слушайте. Не будем повторять замечательное заключение трёх выдающихся петербургских специалистов Ракова, Давидовича и Глинки , которые написали гневное письмо в 1863 году о том, что возмутительно даже подозревать. Я не испытываю никакой симпатии к Дантесу, но очень рекомендую. Это заключение опубликовано, там всё написано.
Не буду повторяться и терять время. Дантес приехал на дуэль… Сначала с головным убором: шляпа или фуражка? Казалось бы, почему нет, почему не в фуражке? Мы же знаем из портретов Лермонтова , из этой серии на Кавказе , что они там все в фуражках и сюртуках. Но они описывают, что они поехали стреляться в санях и им навстречу встречались огромные количества людей, которые подозревали, что они поехали кататься на горы. Они им даже кричали: «Вы очень поздно едете, уже все возвращаются». То есть он ехал по городу на городское гуляние.
И в этой ситуации он, конечно же, должен был бы надеть шляпу. Венедиктов: Вот эту двууголку. Пушкин после ранения. Как и у Данзаса, у него должна быть шляпа — просто исходя из правил формы одежды. Потому что он ехал на общественное публичное гуляние. Он должен был проехать через весь город, мог попасться на глаза кому-то из начальства, и это должна была быть городская форма вне строя. То есть это шляпа.
Это не фуражка, в которой находятся в лагерях. Это городская форма. Он должен ехать через город. Если он был в шляпе — исходя из этого, следующий вопрос. Если они ехали как бы на гуляние, понимая, что они едут на дуэль, то тогда ему не надо было надевать парадный колет. Венедиктов: Белый. Кибовский: Белый парадный колет, в котором его показывают.
Сейчас вот сериал «Пушкин», где нашего Сергея Безрукова с днем рождения прошедшим его поздравляем именно в таком виде в образе Пушкина смертельно ранит его оппонент. Конечно, никакой необходимости в этом не было. Тем более что колет — это дорогая вещь, с шитьем.
Дуэль с Дантесом состоялась 8 февраля 27 января по ст. Александр Пушкин был ранен - пуля перебила ему шейку бедра и проникла в живот. Для того времени такой тип раны был смертельным. Известно, что незадолго до кончины Александр Пушкин послал за священником, чтобы исповедоваться и причаститься. Скончался он 10 февраля 29 января около трех часов дня от перитонита.
Смерть Пушкина
В этом году 29 января (10 февраля) исполняется 180 лет со дня трагической гибели поэта Александра Сергеевича Пушкина. Это фильм о последних днях жизни Пушкина и первых днях после его смерти. Кроме рассказа о посещении Пушкиным Академии 28 января, он пишет, что «Смирдин издаёт полного Онегина», что они с Пушкиным намерены издать «Северные Цветы» к весне, что «Пушкин волнист, струист, и редко ухватишь его. Во второй половине дня, вместе со своим секундантом Данзасом, Пушкин поехал во французское посольство. 10 февраля 2023 года исполняется 186 лет со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина.
«День гибели А.С. Пушкина»
100-летиесо дня смерти Александра Сергеевича Пушкина широко отмечалось в СССР. Дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга. один из самых горестных дней в истории русской литературы. Последние дни жизни и кончина Александра Сергеевича Пушкина в записи А. Аммосова. Получив письмо, Геккерн в тот же день объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов. 10 февраля 1837 года в Петербурге от полученной на дуэли раны скончался Александр Пушкин.
Пушкин: не последняя дуэль. До рокового выстрела поэт подряд участвовал в трех поединках
Тираж каждой книги этой серии — 20 тыс. Тиражом в 450 тыс. В неё вошли «Избранные сказки», «Станционный смотритель», «Метель», «Избранные стихи», «Медный всадник», «Цыганы», «Кавказский пленник». Правительственное постановление от декабря 1936 года лежало в основе ещё одного очень важного для пушкиноведов начинания — уникального издания большого академического собрания сочинений Пушкина, которое было включено в систему мероприятий юбилейных торжеств. Все предшествующие собрания были неудовлетворительными по своему составу, текстологической выверенности и степени полноты. Первой попыткой полного научного издания сочинений Пушкина было незавершённое академическое издание, начатое в 1899 году, однако до 1916 года вышло только 5 томов, а в 1928 ещё один из двенадцати , после чего работа прекратилась. Отсутствие выверенного полного собрания пушкинских сочинений пагубным образом отражалось на состоянии текстов печатаемых популярных изданий, рассчитанных на широкого читателя. Таким образом, приуроченное к столетию смерти Пушкина издание Полное собрание сочинений, 1837—1937: В 16-ти тт. Горький, Д.
Благой, С. Бонди, В. Бонч-Бруевич, Г. Винокур, А. Деборин, П. Лебедев-Полянский, Б. Томашевский, М. Цявловский, Д.
В то же время были впервые опубликованы неизвестные письма поэта, его юношеские поэмы «Монах», «Тень Фонвизина», не говоря уже о том, что читателю стал доступен полный текст таких произведений, как «Гаврилиада» и «Дневник». Следует отметить, что значение этого издания чрезвычайно велико и для нашего времени: филологам хорошо известно, что оно далеко выходит за рамки собственно пушкиноведения. При его подготовке сформировалась целая школа отечественных текстологов; по принципам прочтения, анализа и публикации вариантов текста именно оно часто служило главным образцом для последующих академических изданий других русских классиков. Очевидно, что послереволюционная русская эмиграция не имела таких широких возможностей и средств для организации пушкинских мероприятий, как это было в Советской России. Её представители не могли вести текстологическую работу с архивными материалами, оставшимися в России, эмиграция никогда бы не смогла бы создать собрание сочинений Пушкина, подобное изданному на родине. Но и она внесла свой неоценимый вклад в изучение богатого наследия поэта, что нашло воплощение не только в пушкиниане зарубежной России, в организации юбилейных мероприятий, но и в таком нереализованном начинании, как сооружение памятника Пушкину в Париже.
Периодически кричит от боли в животе. Резко нарастает боль в животе, настолько, что хочет застрелиться. Доктор Арендт ставит клизму «очистительное» , после чего состояние резко ухудшается: «дикий взор», глаза как бы вылезают из орбит, холодный пот, похолодание конечностей, пульс не определяется. Пушкин стонет, но сознание сохраняется, он прощается с женой и детьми. Состояние тяжёлое, принимает экстракт белены с каломелью, сохраняется вздутие живота, но боли уменьшились, конечности холодные, пульс едва прощупывается, сознание сохранено. Арендт дает опий в каплях. Пушкин несколько успокаивается и беседует с Арендтом. Чувствует улучшение, согрелись руки, стал определяться пульс и улучшилось его качество, на живот стали прикладывать «мягчительные припарки». Страдает меньше, но состояние остается тяжелым. Пришел доктор Даль и записал: «Пульс крайне мал, слаб и част». Пользует лавровишневой водой с каломелью. Пушкин более или менее спокоен, но есть страх смерти. Небольшой общий жар. Пульс 120, полный, твердый. Усилилось беспокойство. Даль считает, что начало образовываться воспаление. Поставили 25 пиявок на живот. Состояние слабости. Стихла лихорадка, опал живот, кожное испарение. Пульс стал ровнее и мягче. Дали касторку. Не спит, чувство тоски, боли продолжаются. Частое прерывистое дыхание. Тихо стонет. Сознание сохранено. Пульс падает с каждым часом. Общее изнеможение. Изменилось лицо, остыли руки, ноги теплые. Из-за слабости с трудом говорит. Чувство тоски. Руки остыли по самые плечи.
Расчет был на то, чтобы оправдать столь пристальное внимание Дантеса к сестрам Гончаровым. Дело того стоило, ведь скандал мог стать причиной высылки француза восвояси. Дантес вызов поэта принял, но попросил перенести дуэль на время после свадьбы. Надеясь, что родственные чувства, возможное заступничество Натальи Николаевны сыграют свою роль. Пушкин согласился отсрочить дуэль, и свадьба французского подданного и Екатерины Гончаровой действительно состоялась. Но это не помешало Дантесу продолжать, как тогда говорили, волочиться за женой поэта. Ярость Пушкина подогревалась разнообразными слухами о якобы продолжающейся связи Наталии Гончаровой с Дантесом и интригами Геккерна. В конце концов, он послал дипломату крайне оскорбительное письмо, на которое, по принятым тогда правилам, возможно было отреагировать только вызовом на дуэль. Но поскольку Геккерн, в силу своего статуса, не мог выяснять отношения в таком формате, вызов был сделан от лица Дантеса. Историки утверждают, что теоретически дуэль могла бы не состояться. Уже по пути к Черной речке Пушкин со своим секундантом Константином Данзасом встретили сани с супругой поэта. Но близорукая Наталья Николаевна не заметила, кто ехал во встречных санях, сам же Пушкин смотрел в другую сторону. Дуэль могла бы предотвратить полиция. Но, по воспоминаниям Данзаса, записанных поэтом Александром Аммосовым, отряд был послан в другое место. Одним из объяснений такой "ошибки" историки называют личное нерасположение к Пушкину главного жандарма страны Бенкендорфа.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион 10 февраля 2017, 15:46 Последние часы Пушкина: как умирал поэт 180 лет назад в результате смертельного ранения, полученного на дуэли, скончался поэт Александр Пушкин. Лайф вспоминает о последних днях его жизни. Секундант поэта Данзас позаботился предупредить Наталью Пушкину о ране мужа, правда, сообщил ей не всю правду. Он заявил, что поэт стрелялся с Дантесом, ранен, но очень легко. Поэт принялся успокаивать жену, заверил, что его рана не опасна. Его отнесли в кабинет, где раздели и положили на диван. В скором времени прибыл врач, Пушкин попросил говорить с ним о его положении откровенно. Он боялся не успеть дать нужные распоряжения. Если так, то я должен вам сказать, что рана ваша очень опасна и что к выздоровлению вашему я почти не имею надежды, врач Николай Арендт. Поэт принял это спокойно, только попросил не сообщать жене. При прощании врач также добавил, что обязан сообщить о дуэли императору, но Пушкина это уже не волновало. После отъезда Арендта к поэту начали съезжаться его друзья: поэт Жуковский, князь Вяземский, историк Тургенев, граф Виельгорский, князь Мещерский, будущий министр внутренних дел Валуев, бывшая фрейлина Загряжская. Они не оставляли поэта до самой смерти, только редко отлучались на короткое время. Через два часа вернулся Арендт — привёз записку от Николая I, наскоро написанную карандашом: "Любезный друг Александр Сергеевич, если не суждено нам видеться на этом свете, прими мой последний совет: старайся умереть христианином.
На смерть поэта: кто на самом деле убил Пушкина
- Александр Пушкин — биография
- «Из одной крайности в другую»
- Сообщить об опечатке
- День памяти Пушкина – 2024: почему поэта не смогли спасти — 09.02.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- Тайна гибели Пушкина - Мойка 12 - Телеканал «Моя Планета»
185 лет со дня гибели Пушкина
Смерть Пушкина наступила 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года в 14 часов 45 минут в Санкт-Петербурге, доме №12 на набережной реки Мойки. дата смерти пушкина смерть поэта пушкина причина смерти пушкина. Дата смерти: 10.02.1837. А теперь легко высчитать, сколько точно прожил Пушкин и в каком возрасте (до дней) он умер. Дата и место смерти. Сейчас эта набережная носит имя Пушкина, здесь установлен памятник поэту, владелец которого объявлен в розыск администрацией города.
Ранение Пушкина в дуэли
- «Историческая память»: 180 лет со дня гибели великого русского поэта А.С.Пушкина
- Как умирал Пушкин на самом деле. | Пикабу
- Последние дни Пушкина.
- Главная тема
Смерть Пушкина
Они им даже кричали: «Вы очень поздно едете, уже все возвращаются». То есть он ехал по городу на городское гуляние. И в этой ситуации он, конечно же, должен был бы надеть шляпу. Венедиктов: Вот эту двууголку. Пушкин после ранения. Как и у Данзаса, у него должна быть шляпа — просто исходя из правил формы одежды. Потому что он ехал на общественное публичное гуляние. Он должен был проехать через весь город, мог попасться на глаза кому-то из начальства, и это должна была быть городская форма вне строя. То есть это шляпа. Это не фуражка, в которой находятся в лагерях. Это городская форма.
Он должен ехать через город. Если он был в шляпе — исходя из этого, следующий вопрос. Если они ехали как бы на гуляние, понимая, что они едут на дуэль, то тогда ему не надо было надевать парадный колет. Венедиктов: Белый. Кибовский: Белый парадный колет, в котором его показывают. Сейчас вот сериал «Пушкин», где нашего Сергея Безрукова с днем рождения прошедшим его поздравляем именно в таком виде в образе Пушкина смертельно ранит его оппонент. Конечно, никакой необходимости в этом не было. Тем более что колет — это дорогая вещь, с шитьем. Смысл его надевать… А. Венедиктов: А вдруг ранят?
Испортить можно. Кибовский: Это не тот случай, для которого имеет смысл надевать такие вещи. Скорее всего, действительно Дантес тоже был в сюртуке, как в наиболее практичной, удобной форме. Городская форма вне строя — что он, видимо, на себя и надел. И тоже надел сверху шинель, естественно, поскольку зима. Дальше вот эта известная история, что «попала в пуговицу сюртука». Ну не сюртука! Там в деле точно написано, что, когда Пушкин выстрелил, пуля пробила мягкие ткани правой руки Дантеса. Он стоял в дуэльной стойке. Венедиктов: Дуэльная стойка — это к правому плечу пистолет.
Кибовский: Да, прикрывая голову пистолетом. Это обычная история. Пушкин, описывая дуэль в «Повестях Белкина», как раз рассказывает, помните, что он стоял и ел вишню, демонстративно бравируя, показывая Сильвио, что он ничего не боится, и даже не принимая эту дуэльную стойку, которая была, естественно, максимально безопасна в случае ранения, что и произошло с Дантесом. Пушкин попал, причём Пушкин попал точно. Венедиктов: Куда попал? Кибовский: Он целился в грудь, куда и попал. Венедиктов: А Дантес стоял боком. Кибовский: Правым плечом к Пушкину. Но Пушкин уже лежал. Он упал вперёд на шинель.
Причём рисуют какие-то разные смешные-смешные: то Пушкин сидит, то как-то… В деле чётко написано, что Дантес выстрелил за шаг до барьера, Пушкин упал вперёд и упал на шинель, которая была в виде барьера положена Данзасом. Поэтому, естественно, он лежал лицом вперёд. Поднялся на левую руку, Данзас ему поменял пистолет, который забился снегом, и произвёл выстрел. Пушкин был прекрасный стрелок. Он целился в грудь и попал туда, куда хотел попасть. Значит, что произошло? Когда Дантес стоял таким образом… Пушкина увозят после дуэли. Венедиктов: Прикрывая плечом и пистолетом. Кибовский: Пуля пробила мягкие ткани… А. Кибовский: Скорее всего, действительно Дантес тоже был в сюртуке, как в наиболее практичной, удобной форме.
Венедиктов: Вот этой руки, которая прикрывала, с пистолетом. Кибовский: Именно. И она попала в корпус Дантеса.
Пушкин при этом сказал: "Неужели вы думаете, что мне весело стреляться?.. Да что делать? То есть - я имею несчастье быть публичным человеком, а это, знаете ли, хуже, чем быть публичной женщиной. Шуточка тоже так себе… Пушкин, как обычно, попадает в тон собеседника. Который, как показала дальнейшая жизнь, образцом добродетели не был. Но который впоследствии писал, что если бы дело дошло до барьера - ему пришлось бы выдерживать огонь Александра Сергеевича, потому что рука у него не поднялась бы.
Художник А. Наумов, 1884 г. Фото: ru. Племянник Фёдора Толстого, сосед Гончаровых по имению, Семен Хлюстин, тоже 11-ю годами моложе Пушкина, будучи в первых числах февраля у него в гостях кстати, они виделись не первый раз - а в Полотняном Заводе Хлюстин даже немножко присматривался к Екатерине Гончаровой , имел неосторожность заговорить о литературе. Ну как - неосторожность? Понятно, что Пушкин кого угодно наведет на мысли о литературе. Беда в том, что получивший французское воспитание богач ни черта в русской литературе не смыслил. И представить себе не мог, что, пересказывая отзыв Сенковского о переводе "Вастолы", он совершает чудовищную бестактность. История такая: в пушкинские времена в Лицее служил в завхозах некто Ефим Люценко.
Через двадцать лет он обратился к знаменитому лицеисту, которого помнил мальчишкой, с просьбой посодействовать в публикации своего перевода поэмы Кристофа Виланда "Вастола". Пушкин, приятно удивившись, что завхоз не чужд изящной словесности, мигом свел его со Смирдиным, но перевод был очень тяжеловесный, и Смирдин отказался. Но Пушкин всё-таки хотел помочь в том числе - материально небогатому пожилому человеку, - и поэма вышла у другого издателя, без указания имени переводчика, но с указанием на обложке: "Издал А. Сенковский в своей "Библиотеке для чтения" сделал вид, что не понимает разницу между "издать" и "перевести", и разругал перевод как пушкинский, а потом еще делано удивился - ах, зачем же Пушкин "одолжил свое имя"! Одолжил бы лучше денег. А Пушкин со своей стороны сделал вид, что не понимает, как так можно было смешать: "Обвинение несправедливое: печатать чужие произведения, с согласия или по просьбе автора, до сих пор никому не воспрещалось. Это называется издавать; слово ясно; по крайней мере до сих пор другого не придумано", - оправдывался он в первой книге своего "Современника".
Место дуэли Пушкина. Последний день памятника. Лапиров работал под руководством Е. По этому проекту у Черной речки был воздвигнут высокий гранитный обелиск, увенчанный овальным бронзовым медальоном с профильным портретом Пушкина работы М. Специалист по изучению памятников Пушкину А. Гдалин в 2001 году утверждал, что «сведений о других участниках этого конкурса разыскать пока не удалось». Пушкин с утра идут приготовления к открытию памятника—обелиска. К 11 утра на пьедестале обелиска закончена вырезка надписи... Утром с обелиска были сняты леса и надет чехол. Ступени обелиска и площадка вокруг него очищаются от снега. Открытие намечено на 3 часа дня. В 12 часов к историческому месту явилась экскурсия детей 13-го детского сада». Митинг в честь открытия обелиска на месте дуэли А. Во время Великой Отечественной войны обелиск был поврежден осколками снарядов и отреставрирован в 1949 году гранитчиками завода «Монументскульптура». В последующие годы реставрационные работы проводились по мере необходимости. В 1963 году оформление мемориального комплекса завершилось установкой двух гранитных стел, возведенных по проекту архитектора А. Лапирова перед обелиском. На одной из них помещена надпись: «Здесь на Черной речке 27 января 8 февраля 1837 года великий русский поэт Пушкин был смертельно ранен на дуэли». На другой начертаны строки М. Лермонтова: Погиб поэт! Барельеф работы М. Место дуэли Пушкина на Черной речке. Пушкина поступила металлическая шкатулка, внутри которой заключена земля, взятая на месте дуэли Пушкина — в бывшей Коломяжской роще близ Черной речки. Даритель шкатулки — П. Юрьевич — рассказал, что земля была взята на глубине 70 см, где в 1837 году, по его расчетам, находился верхний земельный слой. Шкатулка выполнена из алюминия и с любовью украшена плакетками с изображением А. Пушкина, С. Есенина, А. Чехова и значками 1960-х годов, на которых представлены памятники Пушкину на площади Искусств, И. На крышке шкатулки прикреплены значки с портретами А. Радищева, Н. Гоголя, И.
Данзас узнал её, надежда в нём блеснула, встреча эта могла поправить всё. Но жена Пушкина была близорука, а Пушкин смотрел в другую сторону»; а также «в день поединка друзья везли обоих противников через место публичного гулянья, несколько раз останавливались, роняли нарочно оружие, надеялись на благодетельное вмешательство общества, но все их усилия и намёки остались безуспешны». По рассказу секундантов, из-за сильного ветра место дуэли выбрали в небольшом сосновом леске, вытоптали в глубоком снегу тропинку. После дуэли раненого Пушкина было трудно донести на руках до саней, стоявших на расстоянии более полуверсты. До города поэта довезли в карете, присланной Геккереном для Дантеса. Когда подъехали к дому на Мойке, где жил Пушкин, тот попросил послать за людьми, чтобы вынести его из кареты, и предупредить жену, что рана не опасна. Чтобы вынести барина, камердинер взял его в охапку. К трагической истории дуэли и гибели Пушкина обращаются многие исследователи, не только рассказывая по воспоминаниям свидетелей и современников о тех трагических днях, но и анализируя события и интриги, которые привели поэта к роковому финалу. Ознакомиться с этими и другими материалами можно на портале Президентской библиотеки в электронной коллекции «А. Пушкин 1799—1837 ». Текст: Полина Животова.