Камерный хор – это одна из форм исполнительского искусства, в которой концертный исполнительный ансамбль объединяет нескольких вокалистов с определенным количеством голосов. С 1996 года на протяжении десяти лет Камерный хор участвовал в оперных постановках всемирно известного фестиваля в Брегенце.
Что такое хор?
Камерный хор – это одна из форм исполнения хоровой музыки, которая отличается своей особым характером и форматом. Камерный хор — вокальный коллектив сравнительно небольшого состава (не более 30—40 человек), обладающий камерными качествами: «особой тонкостью, детализацией исполнения, динамической и ритмической гибкостью». Собственно, и сам Петербургский камерный хор начинался с похожего противоречия. Камерный хор МГК — Камерный хор Московской консерватории был создан профессором Борисом Тевлиным в 1994 году.
Камерный хор: что это значит
Камерный хор считается особенным по ряду причин: Интимность и близость: Камерный хор исполняет свои произведения в небольших помещениях без использования микрофонов. Камерный хор — вокальный коллектив сравнительно небольшого состава (не более 30—40 человек), обладающий камерными качествами: «особой тонкостью, детализацией исполнения. Академический хор, или капелла опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. это одна из разновидностей хорового искусства, которая отличается особым подходом к выстраиванию голосового ансамбля.
Камерный хор: основные черты и особенности
- Камерный хор — Большой Справочник. Что такое Камерный хор
- Камерный хор: что это значит и какие особенности у него?
- Камерный хор: определение и особенности
- Во Владимире побывал знаменитый Московский академический камерный хор Владимира Минина
- Камерный хор: понятие и значение
- Какие голоса в хоре?
Словарь музыкальных терминов
- Что такое хор?
- Владимир Минин: "Я исповедую звук, который передает человеческие переживания"
- Хор как художественно-исполнительский коллектив
- Главная — Филармония Кузбасса
- МОСКО́ВСКИЙ КА́МЕРНЫЙ ХОР
- Во Владимире побывал знаменитый Московский академический камерный хор Владимира Минина
Владимир Минин: "Я исповедую звук, который передает человеческие переживания"
Как определить тип хора? Что такое камерный хор? Ответы пользователей Отвечает Юрий Лобко Камерный хор — вокальный коллектив сравнительно небольшого состава не более 30—40 человек , обладающий камерными качествами: «особой тонкостью,... Отвечает Дмитрий Прокофьева Репетиции камерного хора проходят каждый понедельник и четверг с 17. Новости хора. Отвечает Григорий Фролов Камерный хор — это яркий профессиональный коллектив, отличающийся широтой репертуара и неординарностью его воплощения.
Наряду с музыкой современных... Отвечает Эрик Ачимов «Камерный хор — это дерзость первооткрывателей, стремление к познанию неведомого, чрезвычайный динамизм, свежесть и открытость взгляда на окружающий музыкальный... Отвечает Алина Романова Хор - это возможность съездить на фестиваль, сделав по пути задание по аналиту, а после выступления попеть в автобусе или поиграть в какую-нибудь веселую игру в... Отвечает Никита Кузнецов Камерный хор, получивший своё название по одноименному циклу хоровых миниатюр А. Даргомыжского, был организован в 1991 году на музыкальном факультете РГПУ...
В составе хора... Отвечает Татар Кондратьева Московский государственный академический камерный хор — один из самых знаменитых хоровых коллективов России, созданный профессором Владимиром Мининым.
Бывало, приходит на репетицию, а кое-кто из артистов ля-ля-ля, на него ноль внимания. Время-то идет. Он по роялю как кулаком грохнет. Девчонки аж сожмутся… Сам он был титаном в своем деле, музыкой занимался, можно сказать, круглосуточно. Знал тембр каждого хориста. Искал и нашел систему идеального звучания, чтобы голоса сливались, словно икринка к икринке, — вспоминает Георгий Дунаев он в хоре с первого дня.
Создатель камерного хора Валерий Михальченко был дирижером от Бога и очень притягательным человеком. Музыкальные эксперты ставили хор Михальченко в один ряд с Капеллой Санкт-Петербурга под руководством Чернушенко или Московского камерного хора Минина. Эти именитые дирижеры высоко отзывались о Михальченко, а его хор, ставший культурным брендом Южного Урала, воспринимали как коллектив мирового уровня. В 2013 году его не стало. Но он хотел строить репертуар хора на русской классике, народной и духовной музыке, которую особенно любил. И находил выход. Духовные песнопения хор исполнял… на советские тексты. Пели в церквях России и за рубежом, на открытие храма-памятника на Крови в Екатеринбурге, в Златоусте возле Серафимовского кафедрального собора на открытии памятника императору Николаю Второму, — поведал Георгий Дунаев.
Прихожане слушали с благоговением, а мы испытали трепет, подобный тому, когда поем в православных храмах, — рассказала Ольга Селезнева, преемница Валерия Михальченко, возглавившая хор, когда его не стало. Австрия, г. Вайцберг, 2018 г. В базилике Папы Римского Франциска хор во время католического богослужения спел Мессу Моцарта под орган, а потом дал небольшой концерт для прихожан. Фото: Надежда Пелымская. Позже поделилась: «Только вы запели, и храм сразу ответил. С другими коллективами такого не происходило». А зарубежные коллеги нам говорят, что так прочувствованно духовную музыку умеют петь только русские.
Остров Валаам Карелия , 2017 г. На международном фестивале православного пения «Просветитель» камерный хор Челябинской филармонии был единственным светским коллективом. Фото: Александра Третьякова.
Размер и состав камерного хора Состав камерного хора может быть различным, но обычно он включает в себя сопрано, альт, тенор и бас. Отмечается, что в камерных хорах исполнители часто поют без микрофонов, так как их голоса должны быть достаточно сильными и в то же время гибкими для создания богатого и насыщенного звукового образа. Репертуар камерного хора Камерный хор имеет широкий репертуар, который включает в себя различные жанры и эпохи. Однако, основной акцент делается на исполнении музыки, написанной специально для этого жанра.
Вот некоторые из основных направлений и композиторов, чьи произведения часто входят в репертуар камерного хора: Акапелла Одним из основных жанров, исполняемых камерным хором, является акапелла. В этом случае, хор исполняет музыку без аккомпанемента инструментов, только с помощью голосов. Акапелла может быть как исполнением ансамбля античных или средневековых произведений, так и современных хоровых аранжировок популярных песен. Барокко Хорошо зарекомендовавшим себя направлением в репертуаре камерного хора является исполнение музыки эпохи барокко. В этом жанре хор выступает сольно или с небольшим инструментальным составом, в то время как задача хора — подчеркнуть линии мелодии и создать особую атмосферу произведения. Среди композиторов, чьи произведения исполняются камерным хором в стиле барокко, можно выделить Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Романтизм Романтическая музыка также нашла отражение в репертуаре камерного хора.
Романтическая музыка отличается богатым эмоциональным содержанием и многоголосностью, что делает ее очень интересной для исполнения камерным хором.
А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град старосл. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах. Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой.
Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие. Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность.
Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле». Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь.
Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка.
Владимир Минин: "Я исповедую звук, который передает человеческие переживания"
Камерная музыка (хор) | Основан в 1972 как Камерный хор Росконцерта, с 1977 совр. назв., с 1991 академический. |
Что такое камерный хор: определение, особенности и история | Остались старинные сочинения, специально написанные когда-то для камерных составов – дуэтов, трио, квартетов и прочих камерных ансамблей, для небольших камерных оркестров, камерных хоров. |
Что такое камерный хор: особенности и история | Камерный хор – это специальный вид хорового ансамбля, отличающийся от других типов хоровых коллективов своими уникальными особенностями. |
Николай Корнев: Удовольствие от самого звучания хора
“Camera” означает “комната” | это отдельное направление хорового искусства, которое характеризуется малым количеством певцов и интимным исполнением. |
Значение «камерный хор» | Примечательно, что Петербургский камерный хор — один из немногих хоровых коллективов России, который не просто пел в Ватикане, но был лично принят папой римским Иоанном Павлом II. |
Камерный хор: что это значит и какие особенности у него? | И Московский камерный хор сыграл огромную роль в жизни этого сочинения, вернув его на концертную эстраду, и Литургия стала важной вехой в творчестве коллектива. |
Хор в музыке: какие виды бывают, дирижирование
У нас хор исполняет «Мессию» без помощи зала — кстати, на английском. Татьяна Медушевская, слушатель: «Это звучание, доходчивость до каждого сердца, создание настроения, мыслей о вечном. Это супер, по другому и не скажешь». Такие отзывы — наверное, лучший подарок коллективу к юбилею.
Камерный хор создан в 2004 году. В составе — 33 артиста. Выпускники музыкальных училищ, консерваторий.
Те, кто с основания — и молодежь. Целых 2 филармонических абонемента.
Речь идет о камерном хоре. Его специфика такова, что сольные концерты проходят не так уж часто. В 2003 году главным дирижером хора стала выпускница Воронежской академии искусств Елена Алексеева.
Они часто исполняют классическую музыку, но также могут включать в свой репертуар и современные композиции. Камерный хор — это неотъемлемая часть хорового искусства, который продолжает развиваться и привлекать внимание своей эстетикой и харизмой. Корни камерного хора и его эволюция на протяжении столетий Камерный хор — это оркестральное ансамбль, в котором используются только голоса. Он развился из древнейших традиций хорового пения, которые можно проследить на протяжении многих столетий. История камерного хора начинается в средние века, когда церковное пение стало распространяться не только в храмах, но и за их пределами. Монастырские хоры выступали на праздниках, королевские дворы приглашали исполнителей для развлечения своих гостей.
Это были первые проявления камерного хора. В Ренессансе камерный хор стал популярным жанром музыки. В то время он исполнялся на дворах и в семьях высшего общества. Музыканты, исполняющие произведения хора, были приглашены работать в сельских усадьбах, дворцах и церквях. В 17 и 18 веках камерный хор приобрел свою особенную форму и стал существовать как самостоятельный ансамбль. У него был оркестровый состав — сопрано, альто, тенор и бас, которые исполняли партии голосового пения.
Для поддержки инструментальных партий использовались клавесин или орган. С развитием музыкальной культуры в 19 веке, камерный хор пришел в упадок. Менялся музыкальный вкус, преобладанием стали большие хоры и оркестры. В начале 20 века вновь появился интерес к хоровому пению в меньших составах, и камерный хор снова стал популярным. Современный камерный хор — это ансамбль профессиональных певцов, который исполняет музыку разных стилей и эпох. Он может быть сопровожден инструментальным ансамблем или исполнять а капелла.
Камерный хор помогает сохранить и продолжить традиции хорового пения, а также развивает и популяризирует новые жанры и композиторов. Достижения камерного хора: признание и популярность Камерные хоры являются одним из самых престижных и высоко ценных исполнительских коллективов в области хорового искусства.
Камерные хоры часто известны своей способностью передать эмоции и выразительность в исполнении артистических произведений.
Камерные хоры активно выполняют различные жанры музыки: вокальные ансамбли, оперных хоры, хоровые симфонии и кантаты, а также акапелла произведения. Благодаря своей универсальности, камерные хоры способны исполнять музыку разных эпох и жанров, от раннего Возрождения и барокко до современных композиций. Еще одной особенностью камерного хора является возможность исполнения в малых архитектурных формах, таких как камерные залы, церкви и дома культуры.
Это позволяет более непосредственно взаимодействовать с аудиторией, а также раскрыть красоту и качество звучания исполнения. Современные камерные хоры активно участвуют в международных конкурсах и фестивалях, представляя свои уникальные интерпретации музыкальных произведений. Они являются двигателем развития камерного вокального искусства, постоянно совершенствуя свой технический уровень и расширяя репертуар.
Таким образом, камерный хор занимает важное место в современной музыкальной практике, представляя уникальное исполнение и передавая глубину и выразительность музыки. Благодаря своей универсальности и гибкости, камерные хоры продолжают радовать публику своими музыкальными проникновенными выступлениями. Камерный хор: известные исполнители и ансамбли В течение долгой истории существования камерного хора были созданы и произошли известные исполнители, которые прославились своим искусством и внесли значительный вклад в развитие этого жанра.
Некоторые из них стали настоящими легендами и могут похвастаться многовековой традицией исполнительского искусства: Университетский хор Кембриджа — один из самых известных камерных хоров в мире. Основанный в 1839 году, этот хор исполняет множество жанров, включая классическую музыку, джаз, народную музыку и современные композиции. Кингс-Колледжский хор — один из самых старых и престижных хоров Великобритании, основанный в 1441 году.
Он специализируется на исполнении английской религиозной музыки и является блестящим представителем английской хоровой традиции. Таллинский камерный хор — один из лучших камерных хоров Эстонии. Он был основан в 1981 году и с тех пор завоевал широкое уважение и признание в мире музыки благодаря своему чистому и сбалансированному звуку.
В Челябинске камерный хор имени Валерия Михальченко хранит секретную партитуру
В нём звучат высокие детские голоса, называемые дискантами, а также более низкие голоса — альты. Такой хоровой коллектив может быть разделён и на большее количество голосов, например, состоять из дискантов, а также первых и вторых альтов. Это не предел, голосов может быть и больше. Кроме того, все голосовые диапазоны могут звучать в унисон, на один голос.
Смешанный Все вышеописанные типы хоровых коллективов относятся к однородным. Но существуют и коллективы смешанного типа. В них используются мужские нижние , а также женские верхние голоса.
Иногда мужские голоса комбинируются с детскими. Этот тип хора может быть и неполного состава, к примеру, состоять из альтов, теноров и басов. В некоторых случаях смешанный коллектив может петь в унисон, но это случается довольно редко.
Кроме того, в зависимости от исполняемого произведения его могут разделить более чем на четыре голоса. Что такое хоровая партия Термином «хоровая партия» называют группы участников хора, которые обладают голосами, схожими по тембру и диапазону. Базовыми являются 4 типа таких партий.
Это басы, тенора, альты и сопрано у детей дисканты. Внутри этих типовых партий имеется своя градация голосов. К примеру, к басовой партии относятся баритоны, а к альтам — контральто.
Кроме того, нередко случается, что голос певца нельзя чётко отнести к какой-либо одной партии. Например, его можно классифицировать и как тенор, и как баритон. В конечном итоге, тип голоса певца, а также его возможности и место в хоре определяет хормейстер.
Дирижирование в хоре Руководителем хора является хоровой дирижёр, он же хормейстер. Дирижёр хора управляет подопечным коллективом на всех этапах творческого процесса: при разучивании новых музыкальных произведений; на репетициях; наконец, при концертном исполнении произведений, входящих в репертуар коллектива.
Есть ли тут какая-то профессиональная тайна? Владимир Минин: — Идеального звука как такового не существует. Есть звук, который надо достичь в каждом конкретном сочинении. Иначе исполнение не убеждает. Можно спеть слово, но оно не будет трогать. Необходимо найти интонацию, с которой это слово следует произнести. Помимо музыкальной интонации надо найти еще единственно верную речевую интонацию. Тогда это будет удача.
Тогда будет попадание. Причем, надо, чтобы этот единственно верный звук и единственно точная интонация были прочувствованы всеми участниками коллектива, чтобы она была зафиксирована их эмоциональной памятью. Но главное — это чтобы исполнитель пел не только связками. Все его существо должно участвовать в процессе музицирования, чтобы все вместе в каждом сочинении проживали жизнь. Ирина Зимина: — Вы называете свой коллектив ансамблем солистов. Означает ли это, что каждый может выступить в роли солиста? Владимир Минин: — По меньшей мере, половина участников хора могут выступать в роли солистов. Это могут быть эпизодические роли, но все-таки это соло. Вот почему слово "хорист" для меня не существует.
В 60-х годах на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки стало быстро развиваться камерное инструментальное исполнительство, но в 1980-х годах из-за ряда сложившихся обстоятельств многие ВИА прекратили свое существование. В хоровом же исполнительстве продолжало формироваться камерное направление творчества. Интенсивное развитие камерного хорового движения обусловило активность современных композиторов в создании сочинений для малых составов. Появилось немало хоров a cappella современных композиторов Р. Щедрина, Г. Свиридова, В. Тормиса, Ан. Александрова, Т. Хренникова, В. Салманова, В. Рубина, Р. Бойко, Ю. Фалика и др. Также для репертуара камерных хоров становится актуальна старинная музыка и обработки народных песен. Камерные хоры предложили слушателям целые монографические программы из произведений Д. Бортнянского и М.
Камерный хор, благодаря своей специфике, обладает особым звучанием и интимностью исполнения. Они могут производить впечатление даже на самые требовательные аудитории, подкупая своей эмоциональностью и выразительностью исполнения. Их достижения, признание и популярность говорят о высоком уровне исполнения и значимости таких коллективов в мире музыки. Коллективы, которые сделали камерный хор мировым явлением Камерный хор — это особый вид ансамбля, в котором каждый участник исполняет свой голосовой партии без использования музыкального сопровождения. Это требует высокой музыкальной подготовки и слаженной работы коллектива. Сегодня существует множество камерных хоров, но есть несколько коллективов, которые сделали камерный хор мировым явлением. Королевский колледжский хор Королевский колледжский хор, расположенный в Кембридже, Великобритания, — один из самых известных и уважаемых камерных хоров в мире. Основанный в 1441 году, этот хор считается одним из старейших активно действующих хоров. Коллектив известен своим прекрасным качеством звучания и вотчиной британской хоровой традиции. Этот коллектив отличается своим современным подходом к хоровому искусству. Участники группы исполняют популярные песни исторической хоровой музыки и даже песни современных исполнителей. Речной государственный хор Речной государственный хор, базирующийся в Санкт-Петербурге, Россия, — один из наиболее известных камерных хоров в России. Хор был основан в 1976 году и быстро приобрел известность своим качественным исполнением и профессионализмом. Хор выступает как на территории России, так и за рубежом. Хор был основан в 1949 году и с тех пор набрал множество наград. Этот коллектив прославился своим интерпретациями народных песен и классической хоровой музыки. Основанный в 1945 году, коллектив быстро получил признание благодаря своим певческим способностям и высокому уровню исполнения. Хор активно выступает не только в Германии, но и во многих странах мира. Все эти коллективы своим талантом и плодотворной работой сделали камерный хор мировым явлением и показали, что это искусство имеет нескончаемые возможности для развития и экспериментов в музыкальной сфере. Оцените статью.
Что такое камерный хор?
Московский государственный академический камерный хор | Остались старинные сочинения, специально написанные когда-то для камерных составов – дуэтов, трио, квартетов и прочих камерных ансамблей, для небольших камерных оркестров, камерных хоров. |
О Московском Государственном академическом камерном хоре | Камерный хор — это хоровой коллектив, который осуществляет исполнение музыки в небольших составах. |
“Camera” означает “комната” | Камерный хор «Мадригал» объединил инициативных, талантливых людей, настоящих любителей и ценителей хорового искусства. |
Московский государственный академический камерный хор
Этот инструмент не увидеть солирующим на музыкальной эстраде, но он очень нужен, когда речь идёт об оркестре. Кроме струнных, камерный оркестр может включать клавесин и некоторые духовые. Один из самых известных отечественных камерных оркестров был создан в 1979 году выдающимся скрипачом-виртуозом Владимиром Спиваковым и группой его друзей — творческих единомышленников — лауреатов международных конкурсов, солистов и концертмейстеров лучших симфонических и камерных оркестров столицы. Такой высокий уровень исполнителей позволил назвать этот оркестр «Виртуозы Москвы».
В хоровом же исполнительстве продолжало формироваться камерное направление творчества. Интенсивное развитие камерного хорового движения обусловило активность современных композиторов в создании сочинений для малых составов. Появилось немало хоров a cappella современных композиторов Р. Щедрина, Г. Свиридова, В. Тормиса, Ан. Александрова, Т. Хренникова, В. Салманова, В. Рубина, Р. Бойко, Ю. Фалика и др. Также для репертуара камерных хоров становится актуальна старинная музыка и обработки народных песен. Камерные хоры предложили слушателям целые монографические программы из произведений Д. Бортнянского и М. Березовского и других композиторов, шире познакомили с ними зарубежных любителей музыки.
Магический микст музыки совместно с визуальным представлением производит на людей очень сильное впечатление. Уже после того, как в 2012 году мне было доверено возглавить коллектив после безвременного ухода Бориса Григорьевича, мы должны были двигаться дальше, и помимо многочисленных постановок народных песен, а также хитового Libertango Пьяццоллы, мы решили вновь проиллюстрировать принципы хорового театра, выбрав произведение «Кунгула» австралийского композитора Стивена Лика в сценическом прочтении Натальи Набатовой. Камерный хор для нескольких десятков музыкантов стал профессиональной Школой и основой, позволившей занять лидирующие позиции в нашей отрасли. В 2005 году, к 10-летию Камерного хора мы сделали двуязычный буклет, где подробнейшим образом зафиксировали все достижения первого десятилетия. Сейчас, вновь листая этот буклет по прошествии еще пятнадцати лет, понимаешь, насколько многослойным и удивительным по насыщенности было и есть время, которое студенты проводят в Камерном хоре. Об этом свидетельствуют и комментарии выпускников о том, чем для них является Камерный хор. Процитирую дорогих коллег и свои слова, которые и спустя полтора десятилетия сказал бы вновь. Чистый звук Артистов Камерного хора я бы назвал гладиаторами хорового искусства. Потому что постоянно требуется самопожертвование и отказ от свободной, вольготной жизни: назначаются дополнительные репетиции, приходится гастролировать, много выступать. Что говорить, на протяжении последних 10 лет количество выступлений в сезон — больше 50-ти, что невероятно для студенческого хора. Цифра сравнима с деятельностью профессиональных коллективов. Но вопрос не только в цифрах, а с каким качеством и отношением мы подходим к каждому выступлению, вспоминая девиз Тевлина: «Каждый последующий концерт должен быть лучше предыдущего! В последние годы нам удалось издать целый ряд дисков в live-формате. И в беседах со звукорежиссерами приятно слышать их удивление от того, как можно в обычном концерте с такой «перфектностью» исполнять партитуры, чтобы это было эквивалентно студийной записи. Всегда настраиваю певцов: «Нет права на технический брак, должно быть безукоризненное отношение к нотному тексту». Что такое грамотная, достойная, качественная интерпретация? Это трепетное, точное отношение к авторскому тексту. Ты в первую очередь должен передать то, что хотел сказать композитор, быть «зеркалом партитуры». У нас всегда на первом плане воля автора. Поэтому многие композиторы посвящают нам свои сочинения, и у них есть определенное предслышание того, как это будет звучать, в том числе и тембрально, в нашем исполнении. Внимая Щедрину Дружба с выдающимся композитором современности Родионом Константиновичем Щедриным передалась «по наследству» от Бориса Григорьевича Тевлина. Считаю Щедрина «небесным покровителем» на земле, не только своим, но и Камерного хора. Родион Щедрин, Александр Соловьёв и Борис Тевлин Потому что все 25 лет его имя не только озаряет нашу деятельность, но он принимает активное и отеческое участие в жизни Камерного хора. У нас есть редкий по доверительности человеческий контакт, когда можно обратиться не только с творческими вопросами, но и попросить жизненного совета. Этот «пандемический» год оказался чрезвычайно плодотворным в нашем творческом союзе с Родионом Константиновичем. Я предложил ему составить сборник его хоровых сочинений, написанных после 2000 года. Нашлось удачное название: «Век двадцать первый» — хор на одноименное стихотворение Вознесенского открывает «Диптих» Щедрина. Он горячо поддержал идею, тем более что в тот момент как раз создал новый опус «Вечер замедленный» на стихи Эдуарда Лимонова и дописывал цикл «Русских народных пословиц», которые, с гордостью могу сказать, посвящены мне и Камерному хору. Идея о подготовке сборника так увлекла, что Родион Константинович, воодушевившись, специально дописал «Триптих» на стихи Велимира Хлебникова, а также цикл «Два последних хора» и буквально на днях — «Бурлеску». Символичен выбор авторов литературного первоисточника — «Графоманам Москвы…» вновь на стихи Андрея Вознесенского, с которым он очень дружил; «Хочу быть понят» — на слова Маяковского, своего рода манифест, устремленный в будущее. Причем это не точка, а многоточие, где содержится много загадок, которые предстоит разгадывать не только нам, исполнителям, имеющим счастливую возможность общаться с классиком, но и новым поколениям хормейстеров — тем, кто будет обращаться спустя десятилетия к музыке Щедрина и, уверен, будет находить всякий раз что-то новое и живительное для нашего хорового искусства. Вместе весело шагать Камерный хор стал центром, вокруг которого объединяются различные творческие силы. Так, в этом году композитор Александр Чайковский доверил нам подготовку своей хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе». Для премьеры мы собрали сводный хор в 200 человек, пригласив шесть профессиональных коллективов из разных регионов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Нижнего Новгорода — и Абхазии. Интересным опытом стало привлечение хора народного отделения РАМ имени Гнесиных. Это сочетание разнотембровых и разножанровых коллективов под эгидой Камерного хора — одна из отличительных черт моей деятельности на посту худрука Камерного хора. Консолидация единомышленников, музыкантов, которые устремлены в XXI век. Несколько лет назад Российский музыкальный союз пригласил меня возглавить Ассоциацию народных и хоровых коллективов.
Благодаря узкому составу, команде хористов доступно близкое взаимодействие с публикой, позволяющее передать эмоции и сильное воздействие музыки на каждого слушателя. Камерный хор охватывает широкий репертуар, включающий как классическую музыку, так и современные произведения. Это позволяет хористам показать свою уникальность и музыкальную гибкость, а также предлагает слушателям наслаждаться различными жанрами и стилями музыки, исполняемыми данным коллективом. Организацией репетиций в камерном хоре занимаются музыкальные дирижеры или хормейстеры, которые работают со своей командой над техникой исполнения, динамикой и музыкальной эмоциональностью. Это требует от каждого участника хора высокой профессиональной подготовки и умения работать в коллективе. Все эти факторы делают камерный хор привлекательным для слушателей и исполнителей, и отличают его от других музыкальных коллективов. Численность и голосовой состав камерного хора Камерный хор — это небольшой музыкальный коллектив, в который входит ограниченное число певцов. Количество участников камерного хора может варьироваться, но обычно в нем не более 20-30 певцов. Это позволяет сохранить интимность и детализацию исполнения, которые делают камерные хоры особенными. Голосовой состав камерного хора также отличается от других музыкальных коллективов. Он обычно включает следующие группы голосов: Сопрано: это высокий женский голос, который наиболее ярко и чисто звучит в верхнем регистре. Альт: это нижний женский голос, который обладает теплотой и глубиной звучания. Тенор: это высокий мужской голос, обладающий яркостью и пронзительностью. Баритон: это средний мужской голос, который часто присутствует и в других музыкальных коллективах. Бас: это самый низкий мужской голос, который придает хору глубину и силу. Вместе эти голоса создают гармоничное звучание камерного хора, которое отличается своей ясностью и детализацией.
У Государственного камерного хора юбилей
Камерный хор – это вид хора, который состоит из небольшого числа певцов, обычно от 8 до 20 человек. Культура - 28 марта 2014 - Новости Челябинска - В целом, камерный хор — это хор с изысканным стилем исполнения и особой приоритетностью напротив сложных и технически продвинутых музыкальных произведений. Камерный хор – это одна из разновидностей хорового исполнительства, которая отличается своим особым сочетанием звуков и стилем исполнения. В хоровой музыке концепция камерного хора отражает его небольшой размер и способность выступать в помещении, напоенном интимностью и аккустическим комфортом. История камерного хора История камерного хора восходит к эпохе Возрождения, где главным коммерческим центром музыкальных ансамблей была Италия.
Что такое камерный хор и чему он учит?
Мне это неблизко. Когда я слышу такое исполнение, вспоминаю эпизод из своего детства. Однажды нас, воспитанников Ленинградского хорового училища при капелле, повели на экскурсию в Эрмитаж. Первый зал, в который мы зашли, был зал культуры Древнего Египта. Экскурсовод нам говорит: «Дети, обратите внимание, какая изумительная мумия! Так и с исполнением. Есть люди, которым нравится, как идеально, но «бездушно» секунда разрешается в малую или большую терцию.
Но я не в их числе. Емкость русского слова не подразумевает бледного, неэмоционального произношения. Я вам приведу в пример рассказ Тургенева «Певцы». Как же эмоционально Иван Сергеевич описывает, как поет этот бедный Яшка за рюмку водки! Я не смогу передать, насколько музыкально, выразительно это читается. Так и в исполнении — важно, чтобы слушатель смог сопереживать, почувствовать настроение музыки.
Важно, чтобы у слушателя откликалась душа, сердце. Иначе смысла нет… — Близка ли вам эстетика современных композиторов? Кого могли бы отметить из тех, кто пишет сегодня? Вы послушайте его «Девять шагов к Преображению»! Это музыка настолько ярко выражает проблемы мятущегося человечества, что композитору даже не понадобился русский текст, сочинение звучит на латыни. Но я в принципе не люблю понятие «современный», пусть даже и по отношению к тем, кто пишет сегодня.
Для меня и Бах современный. Когда я слушаю его Прелюдию ре минор из «Хорошо темперированного клавира», поражаюсь, насколько эта музыка созвучна моим мыслям. Для меня понятие «современный» означает прежде всего идею, которой пронизано творчество того или иного автора. Однажды я присутствовал на пленуме молодых композиторов, их сочинения пел Государственный академический Московский областной хор имени Кожевникова. Я очень быстро понял, что соединять ноты эти композиторы научились — и на этом все.
Наши выступления тогда ждали, радостно принимали везде, где мы появлялись. Потом по нашему образцу начали создаваться камерные коллективы в больших и малых городах. Сейчас Министерство культуры, которому мы подчиняемся, требует от нас оптимизации на двадцать пять процентов. То есть мы должны сократить коллектив, а гарантий, что повысится зарплата, нет. Если такая оптимизация произойдет, то камерный хор превратится в вокальный ансамбль. Репертуар изменится, ведь то, что можно спеть сегодня, уже не споешь. Многих совместных проектов уже не будет. Сокращенным коллективом не удастся исполнить мессы Моцарта, Баха, которые мы поем с камерным оркестром из Петербурга под руководством Дмитрия Зубова. Знаете, может, на тот момент не было такой насыщенной музыкальной жизни, как сегодня. Во—первых, коллектив камерного хора небольшой, мобильный, тонкий, динамичный, экспрессивный. А теперь народ пресытился. Привык к тому, что музыка ему дается легко и бесплатно. Она льется из всевозможных источников воспроизведения. Но не все понимают, что продукт должен создаваться, исполняться, записываться, а потом уже тиражироваться. Человек живет и не задумывается, что бы случилось, если бы в одночасье перестала звучать музыка? Это относится и к существованию коллектива.
Что-то интимное. Для закрытого, узкого круга людей. Камератой вроде бы комнатным кружком называла себя группа просвещенных знатоков искусства из итальянского города Флоренции, однажды подарившая миру первую оперу. Вскоре появились общественные концертные залы и театры для широкого круга людей. Там уже не хозяева и гости, а публика и артисты собирались.
Исполнители в камерном хоре стремятся к высокому техническому мастерству, добиваясь чистоты интонаций, связности и согласованности в звучании. Это требует от каждого певца большой ответственности и взаимодействия с остальными участниками. Камерный хор предлагает исключительные возможности для передачи эмоций, насыщенности и глубины исполняемых произведений. Благодаря музыкальной палитре голосов, камерный хор способен создавать разнообразные аранжировки и звуковые эффекты. Не путайте с тюремным хором Важно отметить, что камерный хор не имеет никакого отношения к заключенным в тюрьмах или зэкам. Путать эти два понятия является некорректным и вводит в заблуждение. Камерный хор является прекрасным проявлением художественной культуры, музыкального искусства и коллективной работы команды в исполнении произведений классической музыки.