Новости аэропорт приштина 1999 год операция

11 июня 1999 г., в девять часов утра из Биелины мы двинулись на Приштину. 20 лет назад, в ночь с 11 на 12 июня 1999 года, весь мир потряс марш-бросок русских десантников из состава миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине на Приштину. В результате ими был взят под контроль аэропорт "Слатина" (ныне Международный аэропорт Приштины), через который планировалось произвести вторжение массированных сил НАТО. Колонна продолжила следование и в 2 часа ночи 12 июня 1999 года прибыла в Приштину.

12 июня 1999 года-Марш-бросок на Приштину

Полковник ВДВ Сергей Павлов о том, как его батальон 20 лет назад вошел в историю как Приштинский десант. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года 200 российских десантников в ходе секретной операции взяли под контроль аэродром «Слатина» на территории Косово, за 7,5 часов совершив марш-бросок, преодолев на бронетранспортёрах расстояние почти в 600 километров. Приштинский бросок: ровно 20 лет назад в ночь на 12 июня 1999 года батальон ВДВ РФ преодолел более 600 километров и захватил аэродром Слатина (г. Приштина). И когда маршалу Сергееву доложили, что батальон прибыл в Приштину и занял стратегический аэропорт Слатина, господин Тэлботт был очень сильно разочарован и стал звонить Клинтону.

Бросок на Приштину: «И тогда я доложил командованию, что у меня нет связи с батальоном»

Фотокорреспондент и военный обозреватель «АиФ» вспоминает о том, как осуществлялась операция в Косове в июне 1999 года. В начале 1999 г. ситуация на территории края оставалась напряжённой, боевая операция югославских сил против боевиков ОАК возобновилась, рос поток косовских беженцев. Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), целью которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина». Аэропорт Приштины всё ещё контролировали русские, но разрешалось через него перебрасывать силы и грузы НАТО. В начале 1999 г. ситуация на территории края оставалась напряжённой, боевая операция югославских сил против боевиков ОАК возобновилась, рос поток косовских беженцев.

Курсы валюты:

  • Линия Примакова
  • Бросок десантников на Приштину
  • Похожие статьи
  • Смотрите также:
  • Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО

Написать комментарий

  • Тот летний рейд. Бросок на Приштину, 1999 — Контингент
  • Содержание
  • Предыстория
  • Косовский тупик

Путин рассказал о решении по броску для взятия аэропорта Приштины

Расстояние в 500 километров было преодолено десантниками за 7,5 часов. Действуя на свой страх и риск, без всякой связи и оглядки на правительство Ельцина, а также на ельцинский генералитет. Тогда все телеканалы облетели картинки с радостными лицами сербов и цветами на броне российской техники. Российские газеты называли этот поход «крупнейшей военной операцией после Второй Мировой войны».

Уже на 12 июня был запланирован ввод миротворческих сил Альянса на территорию Республики. Основной целью прозападных "миротворцев" являлся захват международного аэропорта "Слатина", что расположен близ города Приштина. Это единственный в регионе аэропорт, взлетно-посадочная полоса которого способна принимать любые типы самолётов, в том числе тяжёлые военно-транспортные. В войне самое главное — быстрота: надо овладевать тем, до чего противник не успел дойти; идти по тому пути, о котором противник и не помышляет; нападать там, где противник не остерегается. Искусство войны.

V век до н. Однако корыстным планам иностранных начальников не суждено было сбыться, ведь в ночь с 11-го на 12-е июня после стремительного марш-броска аэропорт был занят сводным батальоном воздушно-десантных войск Российской Федерации, которая также имела интересы в данном регионе и не могла позволить НАТО захватить такой стратегически важный объект, как "Слатина". Осмелюсь спросить: а если противник явится в большом числе и полном порядке, как его встретить? Отвечаю: захвати первым то, что ему дорого. Если захватишь, он будет послушен тебе.

Буквально за ночь десантники оборудовали блокпосты, заняли круговую оборону и к 7 часам утра 12 июня уже были готовы к появлению НАТОвских войск. В это время колонны потенциального противника, состоящие из танков, бронемашин и иных автомобилей, уже полным ходом двигались к аэропорту.

Путин также упомянул, что Квашнин не согласовывал свое предложение с высшими руководителями, но все равно решился на этот шаг. Президент рассказал, что поддержал это решение, высказав свое одобрение. Авиаудары Североатлантического альянса продолжались почти три месяца, унесли жизни тысяч людей и привели к огромному ущербу.

Фото военных ангаров аэродрома Слатина после бомбардировки в апреле 1999 года Фото: Wikipedia Нормы международного права, естественно, тоже подгонялись под концепцию однополярного мира. По сути, вся система международной безопасности, международного права подгонялась под американские устремления, американские желания и американское законодательство.

Это было преступление. Мы не шли на сотрудничество с ними. Мы оказывали возможную поддержку министерству обороны и вооруженным силам Югославии — и через присутствие своих советников, и через оказание другой помощи. Мы как постоянные члены Совета безопасности ООН предложили американцам такой формат: давайте, мы представляем свой план международного военного присутствия в Косово, а вы свой. Мы такими планами обменялись. Наш план состоял в том, чтобы те страны, которые принимали участие в агрессии против Югославии, не размещались на территории Косова, а только вдоль границ. Также у нас была своя позиция в отношении вывода сербских сил из Косова. Мы настаивали, чтобы было выведено не более 50 процентов вооруженных сил и сил безопасности Союзной Республики Югославии.

И американские военные согласились с этим. Но заместитель государственного секретаря США Строуб Тэлботт и Черномырдин размыли эту позицию, хотя мы, военные, стояли за это совместно. Ряд других вопросов нам удалось согласовать с военными США. Но когда мы стали вести переговоры после принятия резолюции Совета безопасности ООН, американцы стали предлагать нам условия. В нашем МИДе американские генералы вручили мне своего рода предложение: мы разрешаем вам одним батальоном участвовать [в миротворческой операции] в американском секторе. Я говорю: а почему вы решили, что мы согласимся? Мне генерал Фогельсон говорит: это отвечает вашей позиции, и так как вы не хотите подчиняться НАТО, то ваш батальон будет подчиняться не НАТО, а американскому генералу. Естественно, с таким предложением мы не согласились.

Стали планировать. Подготовили записку президенту Борису Ельцину о том, чтобы предусмотреть ввод наших сил, нашего контингента, одновременно с натовскими войсками. И все, больше ни МИД, никто об этом не знал. Четко спланировали и ввели. Главной проблемой для нас было вывести батальон из Боснии. Мы планировали направить три батальона: один высаживается в городе Ниш на территории Сербии, другой высаживается в Слатине, а батальон из Углевика выдвигается и занимает свой сектор в Косовской Митровице, которая прилегает к основной территории Сербии. Но, поскольку самолетам с нашими солдатами не дали пролететь румыны и венгры, что, кстати, было нарушением правил международных перелетов, мы перенацелили оставшийся батальон, который вместо Косовской Митровицы пошел на Приштину. Нашей целью было взять под контроль главный военный объект на территории Косова — это единственный аэродром, где могли приземляться военные самолеты.

У нас в Генштабе, Министерстве обороны, воздушно-десантных войсках об этом знали буквально единицы. А в полном объеме обо всей операции — там же было еще военно-дипломатическое прикрытие — знали всего шесть человек. И если бы мы подключили МИД, Администрацию президента , еще какие-то структуры, то, я думаю, американцы знали бы об этом раньше наших десантников. Нужно врасти в ту ситуацию 1990-х годов [чтобы понять]. Многие наши чиновники заискивали перед американцами, выполняли их приказы. Поэтому операция проводилась в таком закрытом режиме. Министру иностранных дел Игорю Сергеевичу Иванову, который обиделся на меня, я объяснял, что это специальная военная операция, и МИД здесь совершенно ни при чем, обижаться не нужно. Вот когда мы взяли Приштину — пожалуйста.

Тогдашний глава Генштаба Анатолий Квашнин не мог быть автором идеи марш-броска в Косово, как писал в своих воспоминаниях генерал Геннадий Трошев , потому что этот вариант мы избирали у меня на совещании в узком составе. Мы не знали, как вывести батальон из Углевика, ведь это Босния и Герцеговина, зона ответственности многонациональной дивизии «Север», которой командовал американский генерал. И вот полковник Евгений Дубков, начальник Научно-исследовательского центра Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России, который отвечал за аналитику по Балканам, сделал свое предложение. Мы действовали таким образом, что батальон уже несколько часов идет по территории Сербии, господин Строуб Тэлботт спокойно вылетел в Вашингтон [из Москвы], и только когда стали подходить к границе Сербии и Косова, американцы поняли, что этот батальон мы ведем туда [в Приштину]. И генерал Квашнин приказывал развернуться, когда министр иностранных дел Игорь Иванов привез вернувшуюся американскую делегацию в Министерство обороны. Они вернулись, чтобы повлиять на нас. Когда министр обороны Игорь Сергеев засомневался — может, говорит, остановим батальон? Поэтому на совещании, где были и МИДовцы, и начальник Генштаба, а также другие генералы и офицеры, я сказал, что с Заварзиным связи нет.

Министр обороны потом одобрил это. Это правда, что я посоветовал Заварзину выключить телефон. Но Квашнин тогда поднялся и сказал: я сейчас [сам] свяжусь. В батальоне была командно-штабная машина, которая держала связь со своей бригадой. И через этот канал он дал команду остановить движение и развернуться. Заварзин позвонил мне. Я ему напомнил: кто вам ставил задачу? Он говорит: министр обороны лично.

Я говорю: а он получил эту задачу от президента, и дать команду на отмену может только министр обороны, а не начальник Генштаба. Поэтому я ему сказал выполнять приказ министра обороны, что Заварзин и сделал. Ну а генерал армии Квашнин зашел и всех успокоил, сказал, что батальон разворачивается. Он не знал, что там за трасса, она настолько узкая, что развернуть бронетранспортеры без аварии невозможно в принципе. И когда Строуб Тэлботт что-то требовал у Иванова, все его успокаивали, что батальон разворачивается, а потом, как в «Ревизоре» у Гоголя, кто-то вбегает и кричит, что CNN показывает ввод нашего батальона в Приштину. Задача была поставлена, получили согласие президента, и задача была выполнена. Мы шли по минутам, чтобы упредить натовские войска в занятии аэродрома. И мне генерал Заварзин докладывал, что обступили, ликуют люди, несут цветы, несут фрукты.

Я его просил двигаться очень осторожно, чтобы не задеть, не омрачить радость. Я обратился к начальнику генерального штаба югославской армии генералу Драголюбу Ойданичу, чтобы расчистили дорогу. Сербы немедленно помогли: объяснили людям, люди отошли, и батальон прибыл вовремя, упредив англичан. Но здесь опять же очень здорово помогли сербы, прежде всего сербская полиция и вооруженные силы. Они разработали и привели в исполнение план обеспечения безопасности нашего батальона. Это был план секретный. Сербы были готовы поддержать, если вдруг с натовцами произойдет какой-то инцидент. У них выделялся [для этого] целый корпус.

Ребята блестяще справились. Они, особенно командиры, еще в месте дислокации в Углевике отрабатывали свои действия по установлению контроля над аэродромом на специальном макете местности. И каждый, начиная от командира отделения, знал свою задачу. Естественно, и подчиненные их знали. Поэтому, как только батальон прибыл, мгновенно вышли на свои объекты, тут же установили связь между собой и приготовились к обороне. Где-то на полчаса с лишним позже нас пришли англичане. Они в какой-то момент попытались своими бронемашинами оказать давление на наши посты, и ребята просто проявляли героизм. Они не успели оборудовать даже окопы, но нацелили гранатомет на британскую бронемашину и предупредили: еще один метр, и мы будем действовать.

И далее они сами [англичане] предложили взаимодействие.

Приштинский рубеж генерала Заварзина

Марш-бросок батальона ВДВ РФ изменил историю Югославской войны С середины октября 1999 года аэропорт «Слатина» снова стал принимать и отправлять пассажирские рейсы.
Ретро-хроника. 11 - 14 июня 1999 г А операция 1999 года? - В том числе и она. Операция готовилась самым тщательным образом, в полном секрете, естественно, целый ряд деталей и спустя 21 год останутся нетронутыми по понятным причинам.
Журнал Международная жизнь - Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела» Военная операция вошла в историю как «марш-бросок на Приштину» и закрепила право Москвы участвовать в урегулировании конфликта в Югославии.

Главные новости

  • Тот летний рейд. Бросок на Приштину, 1999
  • Приштинский бросок: украденная победа России — Десантура.ру
  • Содержание
  • Зачем на самом деле русские десантники в 1999 году захватили аэропорт в Косово

Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году

Приштинский рубеж генерала Заварзина - МК 10 июня 1999 года НАТО завершило военную операцию в Югославии, после чего приступило к подготовке к вводу 12 июня войск в Косово и Метохию.
Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО Президент России Владимир Путин рассказал, почему было принято решение брать аэропорт "Слатина" в Косово в 1999 году.
Марш-бросок на Приштину — Википедия Переиздание // WIKI 2 Весной 1999 года альянс НАТО безжалостными бомбардировками вынудил Югославию отказаться от принадлежащего ей края Косово, прекратить операцию против албанских террористов из «Армии Освобождения Косово» и вывести оттуда войска и полицию.
Марш-бросок на Приштину — Википедия Переиздание // WIKI 2 Марш-бросок на Приштину (Приштинский инцидент, Приштинский бросок) — военная операция вооружённых сил Российской Федерации на территории Союзной Республики Югославия по захвату единственного в Косове аэропорта «Слатина».

Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО

бомбардировки) НАТО в Югославии. Двадцать лет назад, в ночь на 12 июня 1999 года, российский контингент в результате марш-броска из Боснии занял аэропорт Слатина в Косово. "Бывший командующий Воздушно-десантных войск России Георгий Шпак заявил, что операция по захвату аэродрома в косовской Приштине в 1999 году готовилась тщательно и не предполагала плана Б. Об этом генерал рассказал в интервью каналу RT. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 1999 Российский батальон захватил аэропорт в столице Косово Приштине. А операция 1999 года? - В том числе и она. Операция готовилась самым тщательным образом, в полном секрете, естественно, целый ряд деталей и спустя 21 год останутся нетронутыми по понятным причинам. Марш-бросок на Приштину (Приштинский инцидент, Приштинский бросок) — военная операция вооружённых сил Российской Федерации на территории Союзной Республики Югославия по захвату единственного в Косове аэропорта «Слатина».

Инцидент в аэропорту Приштины - Incident at Pristina airport

Путин рассказал, как принималось решение о взятии аэропорта Слатина в Косово - Российская газета Именно в июне 1999 года российские вооруженные силы осуществили операцию, в результате которой они захватили аэропорт "Слатина" в Косово, где находится главный военный аэродром под Приштиной.
Приштинский десант. Марш-бросок в историю В конце марта 1999 года страны НАТО принимают решение подвергнуть территорию Югославии бомбардировкам.
Ретро-хроника. 11 - 14 июня 1999 г Колонны НАТО к аэропорту подошли около 11 часов утра 12 июня 1999 года, при этом в течение нескольких часов вероятность прямого столкновения была чрезвычайно высока.

Приштинский рубеж генерала Заварзина

В войне самое главное — быстрота: надо овладевать тем, до чего противник не успел дойти; идти по тому пути, о котором противник и не помышляет; нападать там, где противник не остерегается. Искусство войны. V век до н. Однако корыстным планам иностранных начальников не суждено было сбыться, ведь в ночь с 11-го на 12-е июня после стремительного марш-броска аэропорт был занят сводным батальоном воздушно-десантных войск Российской Федерации, которая также имела интересы в данном регионе и не могла позволить НАТО захватить такой стратегически важный объект, как "Слатина". Осмелюсь спросить: а если противник явится в большом числе и полном порядке, как его встретить? Отвечаю: захвати первым то, что ему дорого. Если захватишь, он будет послушен тебе. Буквально за ночь десантники оборудовали блокпосты, заняли круговую оборону и к 7 часам утра 12 июня уже были готовы к появлению НАТОвских войск. В это время колонны потенциального противника, состоящие из танков, бронемашин и иных автомобилей, уже полным ходом двигались к аэропорту. Честь первыми принять аэропорт выдалась англичанам, однако по прибытии на место стало ясно, что первыми им уже не быть.

Колонны англичан упёрлись в российские блокпосты, отечественный БТР перекрыл дорогу могучим зарубежным танкам. Ситуация повисла в воздухе, обстановка накалилась до предела.

Лица В ВДВ рассказали о марш-броске на Приштину в июне 1999 года Сводный батальон российских десантников, входивший в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, первым вошел на территорию сербского автономного края Косово и Метохия. По словам Игнатова, 9 июня на него вышел начальник Генерального штаба и устно поставил задачу совершить марш, захватив аэродром Слатина, чтобы обеспечить высадку основных сил миротворческого контингента Российской Федерации. Согласно полученному заданию, в ночь с 11 на 12 июня 1999 года сводный батальон российских десантников, который входил в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, первым вошел на территорию сербского автономного края Косово и Метохия и занял стратегически важный объект - аэродром Слатина.

При этом российские десантники на несколько часов опередили танковые колонны войск НАТО. И то, что заняли этот аэродром, позволило руководству страны решить многие вопросы, в том числе по пропуску наших войск по воздуху», - рассказал Игнатов.

В результате ими был взят под контроль аэропорт "Слатина" ныне Международный аэропорт Приштины , через который планировалось произвести вторжение массированных сил НАТО. Захват аэропорта шёл вразрез с планами Североатлантического альянса, и мог привести к военной конфронтации между Россией и НАТО. Авторы специального репортажа расскажут о том, как планировался и проводился этот марш-бросок.

Знаю, что он не рискнул это согласовывать с высшими должностными лицами, в том числе в министерстве обороны, но вот это было сделано. Со мной он на этот счет во всяком случае разговаривал и спрашивал мое мнение, а я ему так сказал, что если считаешь целесообразным, так и делай», — сказал Путин. Комментируя слова президента, Киселев заявил, что Путин стал «тем самым должностным лицом, который, если и не приказал, то уж точно благословил идею начальника генштаба Квашнина». Телеведущий отметил, что уже тогда Путин продемонстрировал, «сколь важны воля и решимость в политике».

ПУЛЬС СЕРБИИ

Предполагалось, что колонна направлялась в Приштину и международный аэропорт Приштины перед прибытием войск НАТО. И когда маршалу Сергееву доложили, что батальон прибыл в Приштину и занял стратегический аэропорт Слатина, господин Тэлботт был очень сильно разочарован и стал звонить Клинтону. Колонны НАТО к аэропорту подошли около 11 часов утра 12 июня 1999 года, при этом в течение нескольких часов вероятность прямого столкновения была чрезвычайно высока. 12 июня 1999 года российские десантники, преподнесли неприятный сюрприз НАТО, одним броском взяв под контроль приштинский аэропорт Слатина. Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), проходившая в ночь с 11 на 12 июня 1999 года.

Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году

Как это сделать двум сотням парней на легкой бронетехнике и с несколькими десятками единиц противотанкового вооружения, никто не объяснял. Тот самый Леха-гранатометчик. Сейчас он не герой, он обычный рабочий на горнодобывающем предприятии в маленьком городке Железногорске Курской области. До сих пор при воспоминании об этом у Лехи на глазах наворачиваются слезы. Он вспоминает, как стоял плечом к плечу со своим командиром перед танковой колонной, держа на плече гранатомет и готовый в любую секунду нажать на спуск. Из люков на него смотрели ошеломленные британские генералы и офицеры.

Потом люки захлопнулись. А Алексей с командиром продолжали стоять, не зная, что делать дальше. О том, что творилось в этот момент в зашифрованном радиоэфире НАТО, гранатометчик узнал лишь в 2015 году, когда давал интервью федеральному каналу. Британский генерал Майкл Джексон, командовавший силами НАТО на Балканах, уже получал нагоняй от американского генерала Уэсли Кларка, возглавлявшего силы альянса в Европе, за то, что русские его опередили. Американец приказывал британцу подавить российскую группу.

И едва ли не в последний раз за новейшую историю бывшая метрополия ослушалась свою же бывшую колонию. Генерал Джексон ответил, что не позволит своим солдатам развязать Третью мировую войну и дал отбой атаке, приказав просто окружить аэродром. Победа, обернувшаяся поражением На следующий день в захваченном аэропорте должны были приземлиться несколько бортов из России с тяжелой техникой и двумя полками ВДВ.

Из-за этого движение колоны несущественно замедлилось. Но в скором времени оказались десантники в Приштине.

Местные жители высыпали на улицу и очень были рады россиянам. Сразу после Приштины колона остановилась в поле. Там они ожидали уточнений по дальнейшим действиям. После небольшой остановки колона продолжила свой путь и в кратчайшие сроки все помещений аэропорта были под контролем десантников. На пути в аэропорт они встречали отсыпающих сербов, которые небольшими группами понуро брели восвояси.

Марш бросок десантников на Приштину был завершен успешно. Солдаты заняли круговую оборону, взяв под контроль весь аэропорт. Были организованны блок посты к приходу первых натовских колонн. ВДВ в Приштине были готовы ко всему, не зная, что их ждет в дальнейшем. Подход колонны английских войск Примерно в 11-00 первый самолет разведки пролетел над аэропортом и практически сразу же колонны Натовских войск подошли к аэропорту с двух сторон.

Это были английские войска: с одно стороны шли Джипы, а с другой танки. Перед российскими блок постами колоны остановились. Несколько Натовских вертолетов пытались приземлиться на территории аэропорта, но БТР не давали им это сделать.

Пока передали, пока продублировали, пока нас правильно поняли и мы собрали всех, ушло время. Людям передалось ощущение того, что готовится что-то серьезное. Напряжение было всеобщим, но чтобы боялись, я не видел. Пришло время «Ч» и наша колонна пришла в движение… Когда был отдан боевой приказ, мы поняли, что уже через час о нас узнает весь мир. Представляете наши ощущения?

Как отнесется к этому страна, которая стоит на коленях? Не дай Бог, будет неуспех… Мы не боялись за себя, за свою шкуру. Было ощущение огромной ответственности, потому что оправдания потом не будет. Как смотреть людям в глаза — почему не сделал, не выполнил? И всегда боишься за людей. Не дай Бог… Марш прошел без потерь. Люди потом поняли, что моя строгость дала свои плоды — в ходе марша не вышла из строя ни одна единица техники Задача была выполнена. А ведь мне ставили в вину излишнюю жесткость и требовательность, говорили, что можно было бы и помягче.

Правда оказалась на моей стороне. Сейчас я сплю спокойно, зная, что ни одна мать, ни одна жена не проклинает меня… Мы всех довели без потерь, задачу выполнили без боестолкновений. Тогда я перекрестился и сказал: «Слава Богу, все живы». Как разворачивались события? Так что мы никогда не говорим, что все сделали я и генерал Рыбкин. Решение приняли наверху, а мы лишь качественно исполнили. Мы практически «пролетали» сербские городки. Полицейские патрули и пограничники обеспечили «зеленый коридор».

Нас вели, разведка сработала на пять баллов. Я предполагал, что что-то будет. Час-два-три прошло, и кто-то мог очухаться, натовцы могли высадить десант посадочным способом. Что им стоит? Ведь нам противостояла огромная махина НАТО. Конечно, мы готовились к неожиданностям, вплоть до боестолкновений. У нас был полный боекомплект. Но расчет был на внезапность — двинулись в воскресенье прямо по автобану, хотя знаю, что рассматривался вариант движения по горам.

Мы «летели» по дороге. Потом я узнал, что американским командованием было принято решение высадить рейнджеров, организовать засаду и задержать нас любым способом. Якобы, у них на борту самолета ВТА с группой захвата оторвался какой-то баллон, , поранил кого-то, и эта затея сорвалась. Может, у них хватило ума не доводить дело до боестолкновений. Но нам-то было не очень весело. А ведь это большая проблема. Всех интересует только одно — кто отдал приказ на марш? А какое мое дело, кто отдал?

Мне отдал приказ мой непосредственный начальник, и я не в праве задавать вопросы, кто в верхних эшелонах принимал решение. Это не мое дело, ведь мы получили приказ, и пошли его выполнять. Я знаю, что наградили не всех. Была учреждена медаль «Участнику марш-броска Босния-Косово». Кого-то отметили, но точно знаю, что два моих заместителя ее не получили. Почему, не знаю. Пять лет назад я встречался в Иваново с моим заместителем по воспитательной части Евгением Морозовым и начштаба батальона Вадимом Полояном, оставшимися без медалей. Смех, да и только.

Мне говорят: «Командир, как же так? А что я могу сделать? Был готов свою медаль отдать, но надо было две… Но я точно знаю, что эти награды получили и те, кто в этом марше не участвовал. Вся наша наградная структура, те, кто сидят в штабах, должны были из кожи вон вылезти, чтобы найти и наградить всех участников марша. Через два года после марш-броска ко мне приехал солдат из деревни в Рязанской области и говорит, что в деревне все его подкалывают, мол, вешаешь лапшу, что участник марша в Косово, а медали нет. Пришлось снова звонить в кадровые органы и требовать… Лично для меня награды не важны, я говорю это без рисовки. Лучшая награда — это то, что я сохранил бойцов, за которых отвечал… Вытащить людей из такой переделки было очень сложно… Опыт показывает, что потери — возвратные и безвозвратные — далеко не все боевые. Огромный процент потерь по разгильдяйству, в силу беспечности, небрежного обращения с оружием, непредусмотрительности.

Мы же в тех условиях избежали этого, у нас не было ни одной травмы. Получилось, что меня невольно как бы вычеркнули из истории. Тут же сработал российский менталитет — ко мне перестали приезжать и задавать вопросы. Появилась масса оценок, новых версий, догадок, но я к этому спокойно отношусь… - Когда вошли в Косово, с чем и кем столкнулись? Они нас немного задержали. Когда были за городом, прозвучал грозный звонок из Москвы. Колонну остановили. Генерал Рыбкин с кем-то долго разговаривал по телефону, потом мы убедили его, что надо еще пройти шесть километров и завершить выполнение задачи.

Мы должны были занять аэродром к 5. К этому времени его должны были оставить подразделения сербских ВС и подойти английская бригада. Мы опередили ее на полтора часа. Мы успели занять позиции и были готовы к бою. Захватили взлетную полосу, блокировали ее бронетранспортерами, разминировали основные пути подхода, перекрыли шоссе на Македонию, оборудовали позиции по периметру. Окопы и капониры для бронетехники рыли в скальном грунте трое суток. Через полтора часа как расположились, с одного из постов доложили, что подошла английская разведка.

Потерпев неудачу, британские пилоты улетели. Генерал Джексон, командующий группировкой сил НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Находившийся на блокпосту гвардии старший лейтенант, командир взвода Николай Яцыков потребовал от генерала Джексона прекратить эти действия под угрозой применения оружия, заявив: «Если ещё раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь. Яцыков, в свою очередь, приказал солдату спрыгнуть с брони и расчехлить ручной гранатомёт, направив в сторону танков. Таким образом была показана серьёзность намерений российской стороны. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта. Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше российской армии, британец ответил, что не собирается начинать третью мировую войну. Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в группировке НАТО, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала. Кларк использовал необычные для нас выражения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий