Памятка для родителей о плюсах и минусах современных гаджетов, их влиянии на психику, здоровье и развитие ребенка и профилактике зависимости от смартфонов и планшетов. Мама двоих детей Полина Голубь поделилась своей историей на тему «Дети и гаджеты». Как не допустить зависимости ребенка от телефона и других электронных гаджетов? Психолог уверена, многое зависит от самих родителей и от того, как они общаются в семье — между собой и с ребенком. Так родилась моя школа в г. Новокузнецке, где прошли обучение более 300 детей и успехами каждого из них я искренне горжусь. Дебаты о чрезмерной зависимости детей от гаджетов идут в разных странах, но пока только Китай всерьез рассматривает возможность ограничить время, проводимое ими в смартфоне.
Притягательность игрушки
- Мизулина считает, что ограничение времени использования гаджетов обезопасит детей
- Как простимулировать родителей, чтобы они следовали этим рекомендациям?
- Вот что еще мы писали по этой теме
- Влияние гаджетoв на физическoе и психическoе здорoвье детей - ГКУ СО "КЦСОН Юго-Западного округа"
Как гаджеты влияют на детей
Откуда у детей берется такая зависимость от гаджетов и почему она может привести к трагическим последствиям, «Вечерняя Москва» узнала у эксперта. Зависимость от гаджетов для несовершеннолетних грозит такими опасностями, как. Если ребенок проводит много времени перед экраном, это еще не значит, что у него развилась зависимость от гаджетов.
Родительская зависимость от гаджетов вредит детям
Ребёнок плохо справляется со школьной программой, не может сконцентрироваться на простой задаче и испытывает проблемы с памятью? Возможно ли, что дело в увлечении компьютером и интернетом? В чем причина так называемого «цифрового слабоумия», разбирается MedAboutMe. Симптомы «цифрового слабоумия» у детей Результаты тестирования детей разных возрастов во всем мире в последние десятилетия стали показывать странные тенденции. С одной стороны, дети вроде бы стали умнее: возрос средний уровень IQ, новое поколение быстрее находит нужную информацию и правильно ее применяет.
Современные малыши гораздо успешнее обучаются управляться со сложной техникой, чем их бабушки и родители. Но при этом снизилась способность концентрироваться на задаче, запоминать и систематизировать информацию. У детей и подростков чаще стали встречаться различные когнитивные расстройства, депрессия , неспособность контролировать свои эмоции и поступки. Дети стали более беспомощными и инфантильными.
Несмотря на свое прямое предназначение организовывать быт человека и освобождать его время для решения личных вопросов, современные гаджеты стали причиной серьезной зависимости целого подрастающего поколения. Притягательность игрушки Детская зависимость от гаджетов с выходом в интернет объяснима с точки зрения нескольких факторов: желание не отставать от сверстников и быть в курсе всех новинок; интернет дает возможность ребенку почувствовать себя кем-то другим, более значимым, чем он есть в действительности; обладая возможностью доступа к любой информации, ребенок получает ощущение «посвященности» во все тайны; жажда разнообразить свою жизнь при невозможности делать это в реальности. У маленьких детей зависимость от гаджетов формируется из-за стремления получить яркие впечатления — насладиться красочной подачей мультиков или пережить приключение в какой-нибудь адаптированной игре. Жизнь маленького ребенка и так насыщена событиями, поэтому сам по себе он не испытывает потребности в дополнительной стимуляции своих чувств, но, получив доступ к упрощенной версии занятости времени, ребенок прочно «подсаживается» на интересную игрушку. Причины в семье Родители четко осознают обстоятельства, способные нанести вред здоровью ребенка, но когда дело касается занятости чада, в силу вступает закон наименьшего сопротивления, когда определяющим фактором становится, чтобы малыш был занят и не мешал одновременно. Почему это происходит? Во-первых, родителям удобно, что они могут заниматься своими делами, не отвлекаясь на капризы ребенка. Во-вторых, с детьми гораздо легче договориться, используя любимый планшет или телефон в качестве предмета договора — исполнишь поручение, бери гаджет, не исполнишь — сам виноват. В-третьих, родители могут быть сами настолько увлечены спорным устройством, что видят в его использовании только благо. Другими причинами зависимости от гаджетов, рожденными в семье, называют: неблагоприятную обстановку дома, когда ребенок вынужден искать средства, чтобы уйти от реальности; неправильные понятия о поощрении, принятые в семье; боязнь родителей быть «плохими» для ребенка; отсутствие других увлечений у детей.
Нередко у истоков проблемы стоит отсутствие родительского воспитания. Если мама и папа постоянно работают или по другим причинам малыш растет на попечении родственников, неготовых уделять ему достаточное внимание, увлеченность гаджетом может стать фатальной. В чем заключается вред гаджетов Самая большая опасность в использовании гаджетов детьми заключается в том, что современная игрушка способна стать ложной альтернативой большинству занятий ребенка, которые должны развивать его физически и умственно. Переписка с виртуальными знакомыми заменяет ребенку общение с реальными друзьями, а прохождение различных квестов вполне поглощает потребность подростка в самореализации и признании. Другие опасности зависимости от гаджетов у детей: психическое перенапряжение, связанное с тем, что мозг не успевает обрабатывать массу стремительно преподносимой информации; мышление ребенка настраивается на будущее время, когда он сможет снова приняться за игру или посмотреть видео; если в играх, в которые обычно играет ребенок, присутствуют страшные персонажи, возможно развитие фобий, невротических заболеваний; от долгого сидения над маленьким экраном у человека нарушается зрение, искривляется позвоночник; снижение ответственности, привычка к упрощенному результату. Наиболее разрушительно на слабую психику ребенка действуют ролевые игры, где ведомый персонаж полностью сливается с личностью геймера.
Польза от использования различных гаджетов: 1. Вызывает интерес к новой технике; 2. Развивает творческие способности полностью захватывает сознание ребёнка; 3. Предотвращает страх ребенка перед новой техникой; 4. Формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотности; 5. Позволяет развивать воображение ребёнка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального; 6. Воспитывает внимательность, сосредоточенность; 7. Обязывает ребёнка действовать в темпе, задаваемом программой; 8. Позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины.
В некоторых школах Британии наряду с физикой и математикой уже есть уроки по Minecraft и другим компьютерным играм. Впрочем, обе инициативы пока никто не поддержал. К сожалению, на этой неделе общественность снова заговорила о пользе и вреде гаджетов для детей. Поводом стала кошмарная история ульяновского подростка, убившего всю свою семью. Тихоня-отличник не привлекал внимание ни органов опеки, ни психиатра, прилежно учился, а еще много времени проводил за компьютером. Неужели необъяснимое помешательство могло случиться на фоне увлечения Интернетом и компьютерными играми? В это сложно поверить, если бы не жуткие примеры, когда подростки мстили своим близким за то, что те пытались вытянуть их из мира виртуального в реальный. Алексей из Вологды накинулся на мать с топором и убил, когда она запретила ему играть в игры. А в США отец разбил игровую приставку, чтобы вытянуть сына поиграть в футбол.
Мизулина считает, что ограничение времени использования гаджетов обезопасит детей
Некоторые психологи придерживаются мнения, что детей от гаджетов ограничивать нужно. Суть эксперимента: Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). Постоянное желание использовать гаджеты перерастает в серьезную зависимость, избавиться от которой совсем не просто. Распознать зависимость ребёнка от гаджетов довольно просто: ребёнок испытывает непреодолимое желание использовать гаджет более 30 минут в день.
Содержание
- Уроки милосердия
- Причины в семье
- Зависимость от телефона у детей и подростков: признаки появления и основные методы борьбы
- Детская гаджет-зависимость, проблемы со здоровьем у детей от гаджетов
- Детская зависимость от гаджетов -шокирующие результаты эксперимента
Общего решения нет: как узнать, есть ли у ребенка зависимость от гаджетов
Детская зависимость от гаджетов -шокирующие результаты эксперимента | Как понять, что проблема «ребенок и гаджеты» зашла слишком далеко и нужно обратиться к специалисту — психологу или психотерапевту? |
«Группы смерти»: почему у детей возникает зависимость от гаджетов и чем это опасно | Зависимость от гаджетов рассматривается как потенциальная опасность 14% родителей. |
Зависимость от гаджетов у детей | Однако до сих пор множество родителей денно и нощно бьются со своими детьми в поисках решения величайшей проблемы нового времени — детского злоупотребления гаджетами. |
Родителям на заметку. Влияние гаджетов на здоровье детей | Подробнее про Гаджет зависимость у детей и подростков». |
Педиатр рассказала, какие нарушения развития у детей вызывают гаджеты
Зависимость от гаджетов может привести к полной потере ребенком индивидуальности и сформировать у него ложное представление о действительности. Некоторые психологи придерживаются мнения, что детей от гаджетов ограничивать нужно. Зависимость от гаджетов носит такой же характер, как наркотики и алкоголизм, а значит, внезапный отказ от них будет сопровождаться похожими симптомами. Психолог Мария Григорян — о том, как не нужно бороться с зависимостью ребенка от гаджетов и почему тотальный запрет на использование электронных устройств не способен решить эту проблему. Главная причина, по которой развивается зависимость от гаджетов у ребенка и у взрослых, это так называемая дофаминовая петля. Однако до сих пор множество родителей денно и нощно бьются со своими детьми в поисках решения величайшей проблемы нового времени — детского злоупотребления гаджетами.
Детская зависимость от гаджетов -шокирующие результаты эксперимента
Зависимость родителей от гаджетов должно нас волновать даже больше, чем детская зависимость, пишет «The Atlantic» [1]. Родители сегодня проводят больше времени со своими детьми, чем когда-либо в истории. Несмотря на резкое увеличение количества женщин на рынке труда, матери сейчас могут позволить себе тратить гораздо больше времени на уход за детьми, чем это было, например, в 1960-х гг. Но качество взаимодействия ребенка и родителей стремительно падает. Это взаимодействие можно даже назвать эрзац-заменителем. Взрослые присутствуют в жизни своих детей физически, но их эмоциональная вовлеченность очень мала. Которые сейчас страдают тем, что 20 лет назад называли постоянно рассеянным вниманием continuous partial attention », — рассказывает технический эксперт Линда Стоун. Детям вредит, когда родители своим поведением демонстрируют, что ребенок для них менее важен, чем Instagram или Facebook. Новый стиль взаимодействия родителей и детей может нарушить древнюю эмоциональную систему, главный элемент которой — это взаимодействие во время общения, база человеческого обучения».
Существуют разные названия такой диадической сигнальной системы между взрослым и ребенком, которая развивает детский мозг. Джек П. Шонкофф Jack P. Shonkoff , педиатр и директор Гарвардского центра развития ребенка, называет это стилем общения «служи и возвращай» serve and return. Голосовые паттерны, которые родители обычно используют во время разговоров с младенцами и детьми ясельного возраста, отличаются более высоким тоном, упрощенной грамматикой и увлеченным, преувеличенным энтузиазмом. Хотя взрослым наблюдателям такой стиль разговора быстро надоедает, младенцам он очень нравится. Исследования показали, что младенцы, знакомые с таким интерактивным, эмоционально отзывчивым стилем речи в 11 месяцев и 14 месяцев, знали в два раза больше слов в возрасте 2 лет, чем те, кто с ним не сталкивался. В другом эксперименте девятимесячные младенцы, получавшие несколько часов инструкций на китайском языке от живого человека, потом были способны выделить определенные фонетические элементы в этом языке.
Только небольшой процент подростков хотели бы сыграть в игры с родителями, но готовых на это мам в три раза меньше! А ведь игры — это один из самых любимых подростками форматов, и желание разделить игру с мамой или папой — это, по сути, приглашение в свой мир… который взрослые оказались не готовы принять см. Рисунок 2. Дети и родители: идеальный выходной. Чем хотели бы заняться вместе в идеальный выходной день — Вы нашли какую-то разницу в ответах между детьми из разных регионов? Были какие-то вопросы, где разрыв по регионам был особенно велик? Или, может быть, на один и тот же вопрос по-разному отвечали подростки разных возрастов? Местами выплывает разница между мальчиками и девочками.
Например, отличается возраст, в котором планируют завести собственную семью. Традиционно девочки хотят выйти замуж раньше, чем мальчики жениться. Что касается отдельных регионов, то каких-то ярких трендов мы не увидели. Ярче выражена разница между мегаполисами и менее крупными городами. Так, у детей, которые живут в крупных городах, больше возможностей с точки зрения проведения досуга. Хотя самый распространенный досуг у детей — это развлечения дешевые или вовсе бесплатные: кино, фастфуд-заведения, парки, торговые центры не покупать, а поглазеть. А это доступно повсеместно. Чем крупнее город, тем больше детей ходят в кружки или секции см.
Старшеклассники в Москве чаще меняют школу. Рисунок 3. И все-таки развитие подростков очень сильно определяется интернетом, а он в этом смысле демократичен.
У детей так же.
Поэтому нет никакой трагедии в том, что ребенок немного поскучает и у него появится «пустое», незанятое время. Насколько это соответствует истине? Никакие игрушки или предметы не развивают сами по себе. Важно, чтобы рядом был посредник, который покажет, как все это использовать по назначению, включит предмет в деятельность, которая имеет для ребенка смысл, заинтересует и продемонстрирует неочевидные возможности.
Родители учат ребенка держать ложку, разговаривать, читать, понимать музыку, следовать правилам дорожного движения и прочим вещам, которые непонятны без взрослого проводника. Точно так же они должны быть рядом, когда дают ребенку игру на смартфоне или включают мультфильм. Тип контента, конечно, важен, но не нужно питать иллюзий и думать, что если включить игру, где надо собирать пазлы, то ребенок научится достраивать образы и разовьет воображение. Если перед ребенком рассыпана картинка, он учится строить образы, перебирая элементы руками.
А в гаджетах — по крайней мере, в большинстве игр, которые я видела, — это технически невозможно: алгоритм сам подкладывает нужные детали, нет возможности проводить манипуляции с элементами. Если взрослый играет роль культурного посредника, проводника, шансы на то, что гаджет будет способствовать развитию, выше.
Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз. Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд. Третья проблема — дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать.
Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга. Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов? Когда ребёнок поднимает глаза, то есть «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что … Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована — обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак — «глаза бы мои это не видели» - и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!
Влияние гаджетoв на физическoе и психическoе здорoвье детей
Эти результаты привлекли пристальное внимание средств массовой информации к физическим опасностям, связанным с гаджетами. Однако мы гораздо медленнее осознаем их негативное влияние на когнитивное развитие детей. В начале 2010-х исследователи из Бостона скрытно наблюдали, как 55 воспитателей обедали с детьми в ресторанах быстрого питания. Сорок взрослых были поглощены своими телефонами в той или иной степени, некоторые почти полностью игнорировали детей набор текста или прокрутка ленты новостей гораздо чаще были причиной этого, чем ответы на звонки. Неудивительно, что многие дети начинали требовать внимания к себе, что часто игнорировалось взрослыми.
В ходе другого исследования 225 матерей и их 6-летних детей ученые фиксировали на видео их взаимодействие, когда каждому родителю и ребенку давали пищу на пробу. В течение всего времени наблюдения четверть матерей спонтанно использовали свой телефон. При этом у них было значительно меньше вербальных и невербальных взаимодействий со своим ребенком. Еще один эксперимент, проведенный в Филадельфии, проверил влияние использования мобильного телефона родителями на изучение языка их детьми.
Тридцать восемь матерей и их двухлетние дети были помещены в изолированную комнату. Затем матерей попросили научить своих детей двум новым словам blicking , что должно было означать «подпрыгивание», и frepping, что означало «тряска» и вручили им телефон, чтобы исследователи могли связаться с ними из другой комнаты. Выяснилось, что когда матерей перебивал звонок, дети не могли запомнить слова. По иронии судьбы ученым пришлось исключить из эксперимента семь «хороших матерей», потому что они не отвечали на телефонные звонки, не соблюдали протокол исследования.
Дети для них оказались важнее телефонных разговоров. Малыши не могут учиться, когда мы прерываем разговор с ними, беря в руки свой мобильный телефон Конечно, это нормально, когда мама время от времени отвлекается на свои дела. И ребенок должен привыкнуть к этому. Но хронические отвлечения — это совсем другое дело.
Эта система отвечает за эмоции, волю, мотивацию и коммуникацию. И когда что-то идет не так, ребенок предпочитает сидеть дома и общаться с миром через гаджет, а не лично. Неполадки в лобных долях. Они отвечают за умение действовать по правилам, контролировать свои порывы и планировать что-либо. Невозможность отвлечься от телефона и заняться делами сигнализирует о том, что лобные доли человека не тормозят его желание играть и не дают ему составить план действий. И если у ребенка не сформируется зависимость от гаджета, то может сформироваться другая — к тому, что будет ему доступно. Просто потому что он склонен к зависимостям.
Найдите ему занятие Если в родительском айфоне куча игр и мультиков и все это богатство доступно по первому требованию, то ребенок с юного возраста привыкает к тому, что смартфон — это лекарство от скуки. Чем больше у него будет занятий, тем спокойнее он будет относиться к гаджетам. Рисование, чтение, музыка, настольные игры, ролики или хоккей — подойдет что угодно. Придумайте ритуалы Не стоит вырывать планшет из рук ребенка и отчитывать его за то, что он все время в нем сидит. Это заставит его нервничать еще больше. Окончание игры с гаджетом всегда должно ассоциироваться с чем-то приятным. Посмотрели мультик — сделали веселую гимнастику для глаз.
Поиграли в игру — вместе потанцевали и побесились.
То есть, сначала мы отрабатываем какие-то более простые «кирпичики», и из них уже вырастают более сложные психические функции. И сейчас очень часто у детей именно здесь пробел, потому что у них база не сформирована, а мы их уже учим другому языку, математике, геометрии и т.
Для взрослых людей это «игра», а с точки зрения природы, это развитие. То есть, физическая активность в процессе игры со сверстниками, установление взаимодействия, развитие моторики, ориентации в пространстве. Для развития мозга необходима физическая активность, получение извне сенсорной информации в разных модальностях — температура, фактура, запахи, вес, цвет — обработка этой информации, построение собственной деятельности на основе этой информации.
Сначала необходимо научить ребенка всему тому, чему можно его научить и без компьютера, а потом уже давать компьютер. Или если мы в компьютере какие-то игры ему подбираем, то чтобы это были дозированные, специфические игры, направленные на развитие той или иной функции. А когда мы даем ему планшет просто для того, чтобы он от нас отстал — это путь в никуда, я с этим сталкивался, я с этим работаю».
По мнению нейропсихолога, детям с младшего школьного возраста час-два в день использование компьютерной техники не повредит, с учетом того, что другая часть его дня насыщена событиями. Если же ребенок будет проводить весь день, например, на секции по футболу, то это до добра не доведет — он там и физически, и морально истощится. Главное — не перегибать и всегда смотреть исходя из какой-то конкретной ситуации, — говорит Даниил Севан.
Ко мне привели ребенка, который ни на чем внимание не концентрирует, ничто его не интересует. Я спросил у родителей: «Вы ему мультики включаете? В данном случае, если мультик, планшет привлечет к себе его внимание, и он сможет сконцентрироваться, то это, наоборот, даже хорошо.
Это может быть поход в парк, организация встреч с друзьями или участие в спортивных и творческих группах. Такие занятия помогут детям находить удовлетворение и радость в реальных отношениях и общении. Родителям необходимо замечать, как много ребенок может. И очень важно, чтобы при этом он получал признание и похвалу за свои достижения. Уверенность в себе и умение достигать целей в реальной жизни помогут ребенку легче преодолеть тягу к электронным устройствам. Валентина Красникова мать 17 детей, общественный деятель, специалист-практик по воспитанию и семейным отношениям Самое главное в борьбе с гаджетозависимостью — это создание у ребенка опыта побед в реальной жизни. Когда дети получают возможность творить, изобретать и предпринимать, их творческая энергия найдет выход. Для этого необходимо поощрять ребенка, давать ему возможность принимать решения, ошибаться и побеждать.
Депутат Лантратова рассказала о вреде зависимости детей от гаджетов
Психолог Виктория Дмитриева рассказала, как семейные традиции помогут ребенку избежать зависимости от гаджетов. По словам невролога, эксперименты, проведенные во многих странах мира, показали, что одиннадцатилетние дети с зависимостью от гаджетов способны выполнять лишь интеллектуальные задачи восьмилетнего ребенка. — [В связи с распространением гаджетов у детей] нас ждет какая-то эпидемия психологических отклонений и неровностей вообще по всему земному шару — потому что это не только в России, это везде такое? Не нужно без конца кричать на ребёнка за то, что он не выпускает из рук телефон, угрожать и трепать себе нервы мыслью, что у отпрыска зависимость от гаджетов. Основные признаки зависимости от гаджетов. Зависимость родителей от гаджетов должно нас волновать даже больше, чем детская зависимость, пишет «The Atlantic» [1].
Публикация «Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов» размещена в разделах
- Влияние гаджетoв на физическoе и психическoе здорoвье детей
- «Цифровое слабоумие» у ребенка: кто виноват и что делать
- Почему у детей возникает зависимость от гаджетов и к чему это может привести
- Зависимость от телефона у детей: признаки и методы борьбы
- Библиотека
Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов
Как отучить ребёнка от телефонных игр (всего 5 шагов) | Психолог Мария Григорян — о том, как не нужно бороться с зависимостью ребенка от гаджетов и почему тотальный запрет на использование электронных устройств не способен решить эту проблему. |
Мизулина считает, что ограничение времени использования гаджетов обезопасит детей - ТАСС | Самая печальная печаль в том, что дети "ушли" в гаджеты не самостоятельно, а при поддержке и стимулировании взрослых. |
Гаджеты для детей: польза и вред — 09.11.2023 — Статьи на РЕН ТВ | В беседе с Лайфом психолог Наталья Простун привела несколько примеров отставания детей в развитии из-за явной зависимости от гаджетов. |