Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (13) РСФСР (12819). Официально ЗСФСР (до 13 декабря 1922 года ― Федеративный Союз Социалистических Советских Республик Закавказья) была образована 12 марта 1922 года на конференции в Тбилиси, в которой участвовали представители ЦИК трёх республик.
1917 год: Развал России и большевики - 2
Не мог Владимир Ильич знать и того, что представляют собой крайние формы национализма, и не важно, это национал-социализм немцев, движение хорватских усташей или украинских ОУНовцев. Их пример показал, что не стоит заниматься делением национализма на национализм маленьких народов и больших. Радикальные формы и того, и другого одинаково ужасны. Возможно, из-за своих взглядов о виновности больших наций перед малыми Ленин предоставлял "окраинным" республикам почти все территории, на которые они претендовали. Самый яркий тому пример — Украина. Украина получила Харьков, который испокон веков был частью Государства Российского и никогда не входил в Гетманщину.
Аргументы, которыми подкреплялась принадлежность этих земель Украине, а не России, достаточно интересны. Вот что писали представители ЦИК Украины Владимир Затонский и Сергей Бакинский: "Выделение Харьковской и Екатеринославской губерний из состава Украины создаст из нее мелкобуржуазную крестьянскую республику и заставит жить в вечном стрессе, что на каком-нибудь другом съезде Советов преимущество возьмет крестьянское большинство, потому что единственными чисто пролетарскими округами являются горные округа Донецкого бассейна и Запорожья". Почему распался СССР А лидер украинских коммунистов Николай Скрыпник писал, что "суть вопроса о коммунистической революции на Украине" сводилась исключительно к "борьбе за крестьянство" и к "завоеванию влияния на него". На практике же, по мнению Скрыпника, это должно было привести к "походу пролетариата Донбасса, чтобы завоевать украинское крестьянство для общего строительства пролетарской Украины как части Советской федерации". Москва поддержала позицию Скрыпника и его сторонников.
И это несмотря на то, что такой политической принадлежности активно противились местные партийные организации. За отказ вступать в коммунистическую партию Украины грозили партийным судом и исключением из партии. И если так обходились с членами правящей партии, то стоит ли удивляться что рядовых граждан спорных территорий никто и не думал спрашивать. СССР прекратил свое существование 30 лет назад, а отголоски решений, принятых в 1922 году, ощутимы до сих пор и, вероятно, будут влиять на жизнь и судьбу еще не одного поколения жителей бывшего Союза.
Если в Конституции 1925 года единственным государственным языком признавался лишь русский язык, то в ее новом варианте таковыми объявлялись уже три языка: абхазский, грузинский и русский", - говорится в работе Чирикба. Новый текст Конституции был окончательно утвержден в марте 1927 года. Из "договорной" в "автономную"В 1930 году было решение исключить из Конституции ССР Абхазии формулировку "договорная республика" и заменить ее на "автономная республика". Автономный статус республики означал, что:Требования интеллигенцииВ мае 1978 года в Сухуме состоялся массовый митинг. Абхазская интеллигенция требовала внести в текст Конституции положение о возможности свободного перехода автономных республик из одной союзной республики в другую, что по факту подразумевало право Абхазии на выход из состава Грузии.
Эти настроения вызвали обеспокоенность, и грузинское руководство предприняло ряд мер, чтобы стабилизировать ситуацию. Однако пойти на пересмотр сложившегося статус-кво Москва не могла. Требование демонстрантов о внесении в будущую конституцию положения о праве свободного выхода из одной союзной республики и перехода в другую, учтено не было", - говорится в работе Чирикба. Соответственно Абхазия не имеет правовых оснований оставаться в составе Грузии. Декларация же объявляла Абхазию Советской социалистической республикой и определяла ее как "суверенное социалистической государство, созданное на основе осуществления абхазской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение".
Верховный Совет Грузии декларацию и постановление счел недействительными и не обладающими юридической силой. Тем не менее, Конституция 1978 года продолжала действовать в республике до июля 1992 года, когда Верховный совет Абхазии принял постановление о прекращении ее действия. В постановлении отмечалось, что оно было принято "в целях преодоления правовой неурегулированности", возникшей после того, как Временный Военный совет Грузии в феврале 1992 года отменил Конституцию Грузинской ССР 1978 года и восстановил Конституцию Грузинской Демократической Республики 1921 года, в которой статус Абхазии не был конкретизирован. При этом, действующая система органов законодательной, исполнительной и судебной власти сохранялась. Было также утверждено название "Республика Абхазия", принят новый флаг и герб Абхазии.
Контрреволюционные националистические партии натравливали братские народности Закавказья друг на друга. Так, меньшевики Грузии организовывали избиение осетин, аджарцев, абхазцев, вели войну с «правителями» Армении, имели непрерывные столкновения с муссаватистами Азербайджана. Муссаватисты, в свою очередь, организовывали армянскую резню в Нагорном Карабахе, воевали с дашнаками Армении. Не отставали от меньшевиков и муссаватистов и дашнаки. Они истребляли проживавших в Армении азербайджанцев и воевали с «правительствами» Азербайджана и Грузии. Сталин на XII съезде РКП б , — целый ряд районов, где большинство армян всю остальную часть населения, состоящую из татар, вырезали, — например, Зангезур. Могу указать на другую провинцию — Нахичевань.
Там татары преобладали, и они вырезали всех армян. Это было как раз перед освобождением Армении и Грузии от ига империализма». В докладе «Об очередных задачах коммунизма в Грузии и Закавказье» 6 июля 1921 г. Теперь, по приезде в Тифлис, я был поражён отсутствием былой солидарности между рабочими национальностей Закавказья. Среди рабочих и крестьян развился национализм, усилилось чувство недоверия к своим инонациональным товарищам: антиармянского, антитатарского, антигрузинского, антирусского и всякого другого национализма теперь хоть отбавляй. Старые узы братского доверия порваны, или, по крайней мере, сильно ослабли. Очевидно, три года существования националистических правительств в Грузии меньшевики , в Азербайджане муссаватисты , в Армении дашнаки не прошли даром».
Необходимость решения национального вопроса, установления национального мира между народами Закавказья была вторым обстоятельством, настоятельно требовавшим создания Закавказской Федерации. Только после установления национального мира народы Закавказья могли приступить к государственному и экономическому строительству. Необходимость создания Федерации диктовалась также тем обстоятельством, что нужно было организовать коллективную борьбу с внутренней контрреволюцией, опиравшейся на империалистические страны. После установления советской власти в республиках Закавказья иностранные империалисты, опираясь на остатки свергнутых эксплуататорских классов внутри страны и белогвардейскую эмигрантскую нечисть, прилагали все усилия к тому, чтобы свергнуть власть рабочих и крестьян. Империалистические державы пытались поднять мятеж дашнаков в феврале 1921 г. Для борьбы против советской власти на Кавказе изгнанные с Кавказа меньшевики, дашнаки и муссаватисты, поддержанные американо-англо-французскими империалистами и «вождями» II Интернационала, заключили в Париже контрреволюционный блок. В письмах, найденных у убитых бандитов Павленишвили и Челокаева, указывалось, что находившееся в Париже бывшее меньшевистское «правительство» Грузии посылало своих агентов для организации в республиках Закавказья контрреволюционной, подрывной работы, призывая разбитых контрреволюционеров к активным боевым действиям, обещая им деньги и оружие.
В письмах указывалось на необходимость привлечь на свою сторону наиболее отсталую часть населения, и в особенности лезгин и татар. Среди них были заклятые враги советского народа Лорткипанидзе и Мугашивили, Н. Эта «делегация» была послана в Европу и на Балканы с тем, чтобы заручиться поддержкой тамошних правительств деньгами, вооружением и снаряжением для организации единого антибольшевистского фронта и для вербовки военных специалистов из русских белогвардейцев-эмигрантов. Контрреволюционным империалистическим стремлениям необходимо было противопоставить братский союз Закавказских советских республик между собой и с РСФСР. Только такой союз мог удержать и укрепить завоевания социалистической революции на таком важном участке, как Закавказье. В своём знаменитом письме «Товарищам-коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики» Ленин писал: «Горячо приветствуя Советские республики Кавказа, я позволю себе выразить надежду, что их тесный союз создаст образец национального мира, невиданного при буржуазии и невозможного в буржуазном строе. Но как ни важен национальный мир между рабочими и крестьянами национальностей Кавказа, а еще несравненно важнее удержать и развить Советскую власть, как переход к социализму.
Задача трудная, но вполне исполнимая». Выполнить эти указания В. Ленина можно было только объединёнными усилиями закавказских республик и Советской России. Объединение Армении, Грузии и Азербайджана в Закавказскую Федерацию, укрепление советской власти и диктатуры пролетариата, союз и помощь Советской России гарантировали свободу и независимость народов Закавказья и успешное строительство социализма.
А образование независимых Азербайджана, Армении и Грузии к этническим, религиозным и политическим разногласиям добавило еще и взаимные территориальные претензии: практически сразу после провозглашения независимости, в том же 1918 году вспыхнули армяно-грузинский, грузино-азербайджанский и армяно-азербайджанские конфликты, которые с различной интенсивностью длились вплоть до советизации всех трех республик. После ухода турок из ряда захваченных ими территорий в Закавказье, в том числе из областей Лори и Ахалкалак, в конце 1918 возник локальный грузино-армянский конфликт, который, однако, был быстро прекращен. Относительно же армянонаселенной области Ахалкалак было принято решение временно оставить её под властью грузинской стороны.
Одновременно началось наступление грузинских войск на Абхазию. В грузино-азербайджанском конфликте Тифлис претендовал на Закатальский район Азербайджана, населенный грузинами-ингилойцами, а Баку - на Марнеульский и Гардабанский районы Грузии, являвшиеся регионом компактного проживания азербайджанцев. Начавшийся конфликт вскоре перерос в интенсивные боевые действия, которые были приостановлены советизацией двух республик, не решившей, однако, сути конфликта. А армяно-азербайджанский конфликт на почве Нагорного Карабаха и Зангезура вылился в полномасштабную и кровопролитную войну. Заключение К моменту провозглашения своей независимости Азербайджан, Армения и Грузия пришли без ясных и взаимопризнанных государственных границ. Самостоятельных государственных образований в Закавказье не было с незапамятных времен: с VII по XV века территория подвергалась нашествиям арабов, византийцев, турок-сельджуков, монголо-татар, с XVI по XVIII века Закавказье было предметом раздора между Турцией и Персией, время от времени в большом количестве возникали различные мелкие княжества и ханства, а в XIX веке вся территория современного Закавказья была включена в состав Российской империи. В результате бесконечных войн жителям азербайджанских, армянских и грузинских городов и сел приходилось кочевать с места на место, что в итоге образовало национальную чересполосицу и диаметрально противоположное понимание автохтонности того или иного народа на территории конкретных районов.
В такой ситуации, в момент провозглашения независимости между новообразованными республиками не могло не возникнуть разногласий в вопросе определения границ, что, в свою очередь помноженное на многовековые локальные межэтнические конфликты и религиозное различие, привело к серьезным вооруженным столкновениям, в немалой степени провоцируемым извне. Таким образом, проходившая под лозунгом "права первородства" борьба за спорные территории, по существу была ничем иным, как банальным "перетягиванием одеяла" новообразованных республик. И кровопролитие было прекращено лишь тогда, когда Закавказье было советизировано - когда молодые республики заполучили нового общего "патрона" в лице большевиков, а вопрос определения собственных границ вышел из сферы их компетенции и в какой-то мере потерял свою остроту. Попытка вторая В 1920-1921 не прекращались всякого рода провокации Закавказья со стороны Ирана и, особенно, Турции. Последняя вела, по существу, военные действия против cоветских республик и очень важно было сплотить Закавказские государства как на военном, так и на дипломатическом фронтах. В этом отношении серьезное место занимали разнообразные переговоры Закавказских республик, завершившиеся Карсским договором с Турцией, который подтвердил суверенитет cоветских Азербайджана, Армении и Грузии над их территориями. В определении границ названных республик возникли две проблемы: с одной стороны, Турция старалась тем или иным способом взять некоторые земли под свой контроль часть Армении, включая Нахичевань, Аджарию , с другой стороны, возникла проблема ряда республик Абхазия, Аджария , которые хотели получить статус независимых, а не автономных.
Карсский договор закрепил Нахичевань за Азербайджаном, но обязал его предоставить области определенную автономию. Суверенитет над Батумом и его округом был закреплен за Грузией. В ходе работы Карсской конференции родилась и идея объединения Закавказских республик в федерацию. Вскоре после этого о ней шел разговор и на заседании Кавказского бюро РКП б. В ноябре 1921 года идея Закавказской Федерации уже широко и бурно обсуждалась в партийных организациях Закавказья, а затем решение этого вопроса было передано в центральные партийные ограны, в Москву. Все это происходило очень и очень негладко, поскольку в Грузии создалась оппозиция, направленная против объединения республик, но в итоге идея была в принципе одобрена. В результате подготовительной работы 12 марта 1922 полномочная конференция Центральных исполнительных комитетов Закавказских республик приняла "Союзный договор об образовании Федеративного союза социалистических советских республик Закавказья".
По существу, впервые в истории Закавказья создавалось классическое федеративное объединение: три государства соединялись в нечто новое. Органы Закфедерации помещались над органами всех трех республик, входивших в объединение на равных правах. По существу же Закавказский федеративный союз был не федерацией, а конфедерацией, поскольку конструкция государственных органов была еще довольно слабой и несовершенной. Союз строился на модели, выработанной в Закавказье. Заключение Таким образом, провозглашение Советской власти, осуществление большевиками единого руководства закавказскими организациями привело к созданию второго после Закавказской Демократической Федеративной Республики, единого государственного образования в Закавказье, и первым после 1918 года шагом в направлении консолидации отведавших независимости Азербайджана, Армении и Грузии. Конечно, можно было включить уже советизированные закавказские республики в состав СССР и по отдельности, однако слишком живы были еще в народах воспоминания о недавних кровопролитных войнах, и фактическое утверждение республик в каких бы то ни было границах могло в тот момент привести к непредсказуемым последствиям. Объединение же их в единое федеративное государство с дальнейшим вхождением в СССР, с одной стороны, давало большевикам возможность централизованного управления всем Закавказьем, а с другой - снижало значимость предмета конфликта - оспариваемых пограничных "исторических территорий".
С другой стороны, этот процесс требовал адекватной тонкой и мудрой политики центрального союзного руководства, соответствующей национальному возрождению. В ином случае загоняемые до поры до времени внутрь национальные чувства и их игнорирование таили в себе потенциальную опасность взрыва национализма при неблагоприятном раскладе событий. К сожалению, в дальнейшем руководство СССР мало задумывалось об этом, щедрой рукой нарезая территории отдельным государственным образованиям, даже если коренные жители и не составляли на них большинства населения, или легко передавая их "из рук в руки", от одной республики к другой, создавая таким образом еще один потенциальный источник напряженности. История повторяется Нельзя сказать, что межнациональные отношения в Закавказье в годы Советской власти были безоблачными. В частности, определенная напряженность между грузинами и абхазами, между армянами и азербайджанцами, вызванная как самим административным подчинением, так и неумелой политикой в отношении нацменьшинств руководителей микроимперий - Грузии и Азербайджана - имела место всегда, и время от времени выливалась в акции протеста различной интенсивности.
Закавказская социалистическая федеративная советская республика (ЗСФСР)
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика В марте 1922 была провозглашена Закавказская Федерация (Азерб. ЗСФСР — Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (30.12.1922 — 05.12.1936) полное повествование)). Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья) — союзная республика в составе СССР с 1922 года по 5. Делегаты 1-го Закавказского съезда Советов (Баку) — представители ЦИК Азербайджанской ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК Грузинской ССР — учредили Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику, существовавшую с 12 марта. Социалистическая Федеративная Советская Республика.
Как история меняла границы между Арменией и Азербайджаном
Что в целом неудивительно: для марксистского учения унитарная форма построения государства куда предпочтительнее, чем федеративная. Об этом писал Фридрих Энгельс в 1891 году: "По-моему, для пролетариата пригодна лишь форма единой и неделимой республики". Владимир Ленин еще в 1913 году сам выступал за унитарное государство. Однако к 1922 году концепция у Ленина изменилась, и они со Сталиным оказались сторонниками разных подходов к организации территориального устройства. Конечно, дискуссия Сталина с Лениным о модели будущего государства не отображает весь спектр полемики между сторонниками федерации и автономизации, но их аргументы в целом показывают, какие позиции занимали стороны в этом споре. Он был всего лишь одним из двух советских лидеров за всю историю, кто не имел никаких связей с Украиной. Ни культурных, ни этнических, ни рабочих. Тем не менее, именно он оставил в истории УССР очень значительный след и отчасти сделал Украину такой, какая она есть сейчас Стоит сделать оговорку, что на взгляды как Ленина, так и Сталина относительно будущего устройства государства повлияло так называемое "Грузинское дело". Только выводы из него они сделали разные. Грузия входила в состав ЗСФСР, однако это не нравилось части коммунистов страны, вождем которых был Поликарп Мдивани, они хотели, чтобы Грузия вошла в будущее государство как отдельный субъект.
Страсти накалились до того, что Орджоникидзе ударил одного из своих политических оппонентов. В ситуацию пришлось вмешиваться Москве — в Закавказье выехала комиссия во главе с Феликсом Дзержинским. И, несмотря на то что Грузия все равно вошла в СССР в 1922 году в составе ЗСФСР, и Сталин, и Ленин понимали, что сам по себе факт конфликта, в основе которого лежат идеи национализма, — это вещь серьезная и может иметь последствия для будущего государства. Свои аргументы в пользу автономизации Сталин изложил в письме Ленину. В частности, он отметил, что нужно определяться: или у остальных советских республик тоже должна быть реальная независимость от Москвы, свои наркоматы иностранных дел, внешторги, или нужно создать нормальные автономии внутри РСФСР с подчинением вошедших территорий ее центральным управленческим органам России. Владимир Ильич».
Для успешного осуществления этого требовалось выполнение трех условий: Объединение военных и внешнеполитических усилий. Объединение хозяйственных ресурсов.
Полное уничтожение национал-шовинизма как наследства буржуазно-националистических правительств. Грузинские национал-уклонисты Против объединения и создания Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики выступили грузинские национал-уклонисты. Это политическое течение возникло в рядах компартии Грузии после победы Октябрьской революции. Оно было порождением новой экономической политикой, когда разгулялась мелкобуржуазная стихия, охватившая экономику и общественные отношения, возродившая национализм и шовинизм. Мелкобуржуазная среда влияла на идеологию, формировала буржуазный национализм в стране, где проживали разные народы, которые в этой ситуации хотели идти своим путем, не желали терпеть притеснения от властей Грузии. Это противоречило социалистическим принципам равенства народов. Коммунисты видели другой путь развития, который выражался в федеративном интернациональном устройстве государства, где каждому народу давались равные права. Этому способствовало и то, что Грузия и другие республики Закавказья получили в наследство пережитки национализма и шовинизма.
Была проведена большая работа по разъяснению политики по федерализации закавказских республик.
За выходом из-под юрисдикции путем сепаратизма следует создание нового государства, а результатом ирредентизма является присоединение, аннексия определенной территории тем государством, которое выражает готовность присоединить ту или иную группу, но это не есть простая аннексия: в основе такой аннексии лежит этническое родство". Молодые республики - Азербайджан, Армения и Грузия, во второй раз вставшие на путь независимости, во второй раз сталкиваются с проблемой пограничных, межэтнических конфликтов, в которых, в определенном соотношении, присутствуют обе составляющие: Армения откровенно не против присоединения к ней провозгласившего независимость Нагорного Карабаха, а Москва с молчаливым одобрением прислушивается к доносящимся из также декларирующих свою независимость Абхазии и Южной Осетии просьбам войти в состав РФ. А сложность закавказских конфликтов, как уже было сказано выше, усугубляется еще и тем, что перед их началом пограничные, оспариваемые территории не были моноэтничными, что позволяло конфликтующим сторонам делать утверждения об автохтонности собственных наций и спекулировать понятием "исторической справедливости" в решении фактически территориального вопроса. В результате погромов и военных действий произошло этническое размежевание, однако в данном контексте это вовсе не упростило, а наоборот, еще более усугубило ситуацию - к "справедливости" исторической добавилась "справедливость" по отношению к беженцам и насильственно перемещенным лицам.
Будет ли сделана третья попытка? Некоторые политологи полагают, что на самом деле в Закавказье идут закономерные процессы. Конечно, можно с этим согласиться, но в XXI веке действуют несколько иные механизмы сдерживания, нежели в XVI, и сегодня схема дикого строительства государств "агрессия-война-победа-новые госграницы" не срабатывает. И те межгосударственные конфликты, которые не решаются за столом переговоров, грозят затянутся на долгие десятилетия, как сохраняющийся почти 30 лет в состоянии "ни войны, ни мира" кипрский или длящийся уже более 60 лет и перемежающийся перманентными вспышками насилия арабо-израильский конфликты. На сегодняшний день конфликты в Закавказье, в части военных действий, "заморожены" вот уже 12 лет, однако за время фактического прекращения огня решение этих проблем не сдвинулось с точки "замерзания".
Все предлагавшиеся до сих пор варианты урегулирования отвергались то одной, то другой, а то и обеими конфликтующими сторонами одновременно - территориальные претензии обосновывались взаимоисключающими аргументами. Не останавливаясь на общеизвестных предложениях урегулирования грузино-осетинского, грузино-абхазского и армяно-азербайджанского конфликтов, не приведших за эти 12 лет ни к каким результатам, хотелось бы взглянуть на сложившуюся ситуацию с несколько иной точки зрения - с точки зрения предметов конфликта, а именно принадлежности территорий и их администрирования, ибо в конечном итоге все упирается в это. Сделанный в первых главах статьи краткий обзор новейшей истории конфликтов Закавказья показывает, что в условиях отсутствия межгосударственных границ возникавшие межнациональные конфликты носили локальный, кратковременный и несущественный характер. Более того, они не становились непосильным бременем для поколений, превращая их в жертвы ненависти своих предков: народы, как минимум, 200 лет жили бок о бок, не разделенные ни границами, ни международными миротворческими силами. За этот период лишь один раз конфликт перешел в стадию войны в 1918-1920-х годах , да и то был быстро погашен советизацией Закавказья, то есть упразднением межгосударственных границ и установлением сильной наднациональной власти.
И хотя политические элиты советских республик продолжали подковерную борьбу, все это не находило особого отражения в обществах - люди вместе жили, творили, созидали, заключали смешанные браки. На самом деле сегодняшняя ситуация в регионе мало чем отличается от ситуации 1918-1920-х годов. Разве что приостановлены военные действия. Те же госграницы, то же столкновение геополитических интересов сверхдержав и разделительные линии, та же межнациональная вражда. Только продлилось все это не два года, как в начале XX века, а тянется долгие 12 лет и без видимых перспектив завершения на ближайшее будущее.
Все предложения посредников основываются на существовании в Закавказье минимум трех независимых республик и не рассматривают возможности их объединения. Не рассматривается также возможность возникновения внешней по отношению к региону силы, которая, установив в Закавказье свое правление, может принудить всех находящихся в ее подданстве жить в мире. Такой, какой исторически была Россия. Между тем, идея формирования Закавказской или, как принято сейчас говорить, Южнокавказской федерации или конфедерации продолжает витать в воздухе и даже обретать некие зримые очертания. Кроме очень медленно, но все же набирающей обороты Южнокавказской парламентской инициативы, в конце 2005 года произошли события, которые некоторые наблюдатели склонны увязывать именно с перспективой создания такого гособразования.
Речь идет о состоявшемся 29 ноября 2005 в Армении референдуме по конституционным поправкам, который очень активно лоббировался европейскими структурами. В числе многочисленных поправок, в реформированную Конституцию вошли такие пункты, как снятие запрета на двойное гражданство, передача права решения вопроса о госграницах Армении от плебисцита парламенту республики, пожизненная неприкосновенность президента республики: его неподсудность за деятельность, следующую из его статуса на срок своих полномочий "и после него". Следует отметить, что именно по этим пунктам в республике развернулись основные разногласия. Сторонники южнокавказской федерации комментируют их следующим образом: - двойное гражданство даст возможность быть одновременно гражданами и национальной республики, и конфедерации; - определение границ парламентом облегчит образование административных границ и утверждение государственной границы по всему периметру Южного Кавказа; - пожизненная неприкосновенность президента страны "в рамках его полномочий" позволит последнему избежать преследования за ущемление суверенитета республики, что неизбежно в случае вхождения в состав какого-либо гособразования. Не следует оставлять без внимания и прозвучавшее опять же в конце 2005 года заявление ряда объединяющих выходцев из Армении общественных организаций Азербайджана о необходимости "предоставления им в Армении автономии и двойного гражданства".
Трудно сказать, в каком направлении будут развиваться события в Закавказье дальше. Определенно одно: любой вариант решения из числа официально предлагаемых ведет за собой победу одной и поражение другой стороны конфликта, что неминуемо станет в дальнейшем новым предметом внутриполитических спекуляций элит конфликтующих сторон, а значит и дальнейшего нагнетания атмосферы обоюдной неприязни. Официально стороны будут разведены, но конфликты не будут ни решены, ни даже загнаны вглубь, поскольку общественность "проигравшей" стороны будет оскорблена очередной "исторической несправедливостью", вину за которую она, не без помощи национальных властей, возложит не на международную общественность и посредников, а на народ-"победитель". А следовательно, единственным ресурсом действительного решения проблем Закавказья может стать лишь его объединение. Возможно ли это?
Может ли Южнокавказская парламентская инициатива перерасти в Парламентскую Ассамблею, которой в дальнейшем могут быть делегированы определенные полномочия? Смогут ли придти ли к подобному решению Азербайджан, Армения, Грузия и три самопровозглашенные республики?
Грузинская ССР — 2 666 500 чел. В то же время процент титульной нации в Армянской ССР был наибольшим. Валюта На территории федерации ходили различные валюты.
Банкноты Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР)
Конкуренция этнонациональных интересов и противостояние Османская империя в Первая Мировая Война привел к роспуску Закавказской федерации только два месяца спустя, в апреле 1918 г. Съезд также принял конституцию, назначил Центральный Исполнительный Комитет высший законодательный орган между сессиями Конгресса , и Совет Народных Комиссаров правительство. Однако отношения республики с Грузией и Россией не были урегулированы официально. Договор, знаменующий конец Кавказская кампания в Первая Мировая Война предусматривал разделение бывших Батумская область из Кутаисская губерния Российской Империи между Грузией и Турцией.
Три государства-преемника: Первая Республика Армения , Азербайджанская Демократическая Республика и Демократическая Республика Грузия , просуществовавшая до конца Гражданская война в России , которая велась через горы, когда они были захвачены Красной Армией и советизированы. Республика, хотя формально сохраняется автономия входящих в ее состав республик. Съезд также принял конституцию, назначил высший законодательный орган между сессиями Конгресса и Совет Народных Комиссаров правительство. Тбилиси был столицей республики. Абхазским ревкомом.
Словари Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка. Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.
В письмах указывалось на необходимость привлечь на свою сторону наиболее отсталую часть населения, и в особенности лезгин и татар. Среди них были заклятые враги советского народа Лорткипанидзе и Мугашивили, Н. Эта «делегация» была послана в Европу и на Балканы с тем, чтобы заручиться поддержкой тамошних правительств деньгами, вооружением и снаряжением для организации единого антибольшевистского фронта и для вербовки военных специалистов из русских белогвардейцев-эмигрантов. Контрреволюционным империалистическим стремлениям необходимо было противопоставить братский союз Закавказских советских республик между собой и с РСФСР. Только такой союз мог удержать и укрепить завоевания социалистической революции на таком важном участке, как Закавказье. В своём знаменитом письме «Товарищам-коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики» Ленин писал: «Горячо приветствуя Советские республики Кавказа, я позволю себе выразить надежду, что их тесный союз создаст образец национального мира, невиданного при буржуазии и невозможного в буржуазном строе. Но как ни важен национальный мир между рабочими и крестьянами национальностей Кавказа, а еще несравненно важнее удержать и развить Советскую власть, как переход к социализму. Задача трудная, но вполне исполнимая». Выполнить эти указания В. Ленина можно было только объединёнными усилиями закавказских республик и Советской России. Объединение Армении, Грузии и Азербайджана в Закавказскую Федерацию, укрепление советской власти и диктатуры пролетариата, союз и помощь Советской России гарантировали свободу и независимость народов Закавказья и успешное строительство социализма. Вот почему большевистская партия во главе с В. Лениным и И. До Октябрьской революции партия большевиков считала широкую автономию в едином государстве наиболее целесообразной формой государственного устройства народов после их освобождения. После победы Октябрьской революции Ленин и Сталин выдвинули новую форму государственного устройства — форму советской федерации государственный союз , которая была официально утверждена партией и введена в программу на VIII съезде РКП б как одна из «переходных форм на пути к полному единству». Партия отстаивала федеративное объединение государств, организованных по советскому типу. Эта эволюция взглядов большевистской партии по вопросу о государственной федерации, как указывает товарищ Сталин, объясняется тремя причинами: «Во-первых, тем, что ко времени Октябрьского переворота целый ряд национальностей России оказался на деле в состоянии полного отделения и полной оторванности друг от друга, ввиду чего федерация оказалась шагом вперёд от разрозненности трудящихся масс этих национальностей к их сближению, к их объединению. Во-вторых, тем, что самые формы федерации, наметившиеся в ходе советского строительства, оказались далеко не столь противоречащими целям экономического сближения трудящихся масс национальностей России, как это могло казаться раньше, или даже — вовсе не противоречащими этим целям, как показала в дальнейшем практика. В-третьих, тем, что удельный вес национального движения оказался гораздо более серьёзным, а путь объединения наций — гораздо более сложным, чем это могло казаться раньше, в период до войны, или в период до Октябрьской революции». Возможность по-новому поставить вопрос о федерации в значительной мере была обусловлена тем, что Ленин открыл новую политическую форму диктатуры пролетариата — республику Советов. Советская федерация, творцами которой являются Ленин и Сталин, принципиально отличается от буржуазной федерации. Основой советской федерации является диктатура пролетариата, общественная собственность на орудия и средства производства, ликвидация эксплуатации человека человеком, в то время как буржуазная федерация основана на диктатуре буржуазии, частной собственности на средства производства, на эксплуатации и порабощении трудовых масс. Указав на необходимость объединения республик Закавказья, И. Сталин сказал: «Едва ли нужно доказывать, что эти и многие подобные конкретные условия обязывают Советскую Грузию, так же как Советскую Армению и Азербайджан установить между собой некое единство хозяйственной деятельности, некое объединение хозяйственных усилий…». Товарищ Сталин разоблачил вынашивавшийся в то время некоторыми великодержавными шовинистами проект восстановления старых губерний Тифлисской, Бакинской, Эриванской , усматривая в нём желание повернуть назад колесо истории. Восстановление старых губерний и ликвидацию национальных правительств в Грузии, Армении, Азербайджане товарищ Сталин считал равносильными восстановлению помещичьей собственности на землю и ликвидации завоеваний революции. Товарищ Сталин поставил перед коммунистами всех республик Закавказья боевую задачу: «Раздавить гидру национализма и создать здоровую атмосферу интернационализма для облегчения дела объединения хозяйственных усилий советских республик Закавказья…» и укрепления уз братства между рабочими и трудящимися различных национальностей Закавказья и Советской России. Всякий удар по какому-нибудь уголку маленькой советской республики является ударом по всем советским республикам. Советские республики — это неразрывный революционный союз трудящихся масс, окружённых врагами. Без взаимной экономической и военной помощи советские республики не могут существовать. Достаточно на 24 часа изолироваться какой-нибудь советской республике, и она будет немедленно уничтожена окружающими её врагами». Армянские, грузинские и азербайджанские национал-уклонисты, выступая против ленинско-сталинской национальной политики в Закавказье, хотели приспособить интернационалистскую политику рабочего класса к националистической политике буржуазии.
Образование Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР)
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика В марте 1922 была провозглашена Закавказская Федерация (Азерб. В итоге учредителями СССР стали четыре республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская федерация в составе Грузии, Азербайджана и Армении. К 1922 году на огромной территории бывшей Российской империи образовалось несколько независимых советских республик — кроме РСФСР это Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР (Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Фактически это означает переход под контроль Азербайджана четырех сел, которые были в составе Азербайджанской ССР, а с 1990-х годов находились под контролем Армении. Закавказская СФСР. В Закавказье была провозглашена федеративная советская республика, в 1922 году ставшая одним из учредителей СССР.
" + data.name + "
Среди экспонатов Музея современной истории России есть выложенная из минералов карта Советского Союза тех еще времен, когда существовала Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Суть ее заключалась в том, что существующие формально независимые республики, Украинская советская социалистическая республика (УССР), Белорусская советская социалистическая республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная. Социалистическая Федеративная Советская Республика.
О создании ЗСФСР
От имени Коминтерна съезд на чистом французском языке приветствовал болгарский революционер Васил Коларов, утверждавший, что в этот день впервые в истории «массы многочисленных народов, обитающих на такой большой территории, осуществляют право свободно располагать сами собой, обладая высшей властью и провозглашая безусловное право выходить из союза в любое время, если их высший интерес укажет на это». Съезд избрал первый орган власти СССР — союзный Центральный исполнительный комитет, в который вошли по пять человек от каждой республики. Финальная речь Михаила Калинина потонула в овациях. Все понимали, что накануне нового 1923 года в истории народов, вошедших в СССР, открылась новая глава.
С этого дня и началась история новой страны, которую со временем стали называть одной из двух сверхдержав ХХ века. Большевики считали себя строителями нового мира и, конечно, не боялись создавать нечто небывалое. Но имели значение и аналоги.
Самый очевидный из них — Соединенные Штаты Америки. Сравнивали новую страну и с Великобританией. Но не будем забывать и о Российской империи, которую тоже трудно было назвать абсолютно унитарным государством.
Достаточно вспомнить титул самодержца — он и царь Казанский, и царь Астраханский, и царь Польский, и царь Сибирский, и царь Херсонеса Таврического, и царь Грузинский. И Финляндия, например, даже на Олимпийских играл и чемпионатах мира по фигурному катанию, борьбе и конькобежному спорту выступала под своим флагом, отдельно от Российской империи. Особое положение в империи сохраняли Хивинское ханство и Бухарский эмират — вассалы Петербурга с широкой автономией.
Статусную разнородность частей большого государства СССР во многом унаследовал именно от империи, которую после февраля 1917 года официально принято было считать «тюрьмой народов». Но — на основе национального самоопределения. На верхнем уровне — союзные республики, которых изначально было четыре, к 1940 году стало 16, а в 1956, когда Карело-Финская ССР стала автономией в составе Российской Федерации, осталось 15.
Вторая ступень — автономные республики, среди которых выделялись такие крупные и многонаселенные, как Татарская ССР. Третий уровень, означавший еще меньше самостоятельности, — это автономные области и автономные округа. Они входили в составы краев, которые формировались не на национальной основе.
В то же время все народы страны имели равные права, это считалось непреложным принципом. Возможно, потому, что, несмотря на внешнюю лоскутную разнородность, внутренне страна оставалась спаянной. Единая армия, внешняя политика, спецслужбы, правящая партия, которая курировала все вопросы «от Москвы до самых до окраин», — всё это напоминало скорее унитарное государство.
К тому времени Красная Армия сломила белое сопротивление на этом направлении. В ее состав вошли Армения, Грузия и Азербайджан. Эти три региона еще в начале 1918 года пытались создать общую Закавказскую автономию, однако она развалилась через несколько месяцев. Армения В 1918 году турецкая армия вторглась в Восточную Армению часть исторических армянских земель, входившая в состав Российской империи. Западная Армения входила в состав Османской империи, там с 1915 года продолжался геноцид армянского населения. Турция намеревалась воспользоваться падением РИ и захватить Южный Кавказ. Армянский корпус имперской армии и местные ополченцы разбили турецкие войска у села Сардарапат ныне город Армавир в мае 1918 года.
Вскоре после этого Армения провозгласила независимость. При этом Нагорный Карабах Арцах , населенный преимущественно армянами, большевики передали Азербайджану. Грузия Грузия в 1918 году объявила о независимости, которая де-факто была признана Великобританией и ее союзниками. Борцы за независимость Грузии подняли восстание в 1924 году, но оно было жестоко подавлено. Азербайджан Азербайджан провозгласил независимость в мае 1918 года и смог несколько лет просуществовать относительно независимо при поддержке турок и британцев. После того, как и те, и другие ушли, а Красная Армия разбила соединения генерала Антона Деникина на Северном Кавказе, большевикам был открыт путь и на Южный Кавказ. В апреле 1920 года «красные» вошли в Баку.
Украинская ССР Последние годы существования Российской империи были отмечены для Украины подавлением национального движения, когда власти закрывали местные издания и культурные учреждения, а видных украинских деятелей арестовывали и ссылали.
Ленин понял, что если ничего не предпринять, то Россия просто исчезнет с карты мира. И именно большевики решились взять власть в свои руки и остановить уничтожение нашей страны. За что им благодарные современники и потомки и ставили памятники. Более того.
Именно большевики смогли воссоединить государство даже из этих, уже отвалившихся кусочков. Да - с предоставлением права на самоопределение, да - с сохранением национально-территориальных атрибутов, но - в составе единого государства.
Но вот что по этому поводу Сталин, которого казённые «патриоты» всё время пытаются «столкнуть» с Лениным, говорит в докладе «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» на историческом X съезде РКП б весной 1921 года: «Суть национального вопроса в РСФСР состоит в том, чтобы уничтожить ту фактическую отсталость хозяйственную, политическую, культурную некоторых наций, которую они унаследовали от прошлого, чтобы дать возможность отсталым народам догнать центральную Россию и в государственном, и в культурном, и в хозяйственном отношениях» выделено мной. Любой непредвзятый аналитик, ознакомившись с этими строками, во-первых, даст высочайшую моральную оценку в целом позиции партии большевиков в национальном вопросе. Не кремлёвские подголоски и подпевалы, выступающие против активной поддержки национальных образований тот же напрочь «отвязанный» С. Михеев на очередном «Вечере... Во-вторых, представленная позиция отвергает даже отдалённый намёк на какую-либо отличную от ленинской точку зрения Сталина относительно помощи национальным республикам и, если говорить шире, в целом относительно их развития в рамках Советского государства. Итак, факты неопровержимо свидетельствуют о том, что к 1922 году позиция И.
Сталина как одного из лидеров партии, авторитет которого постоянно возрастал, по всем важнейшим, в том числе — наиболее деликатным вопросам, касающимся межнациональных отношений, полностью совпадала с позицией В. Что же происходило дальше? В комиссию вошли выдающиеся деятели РКП б , в том числе — И. Сталин, В. Куйбышев, Г. Орджоникидзе, а также представители пяти советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Грузии. Обращаем особое внимание великодержавных болтунов и безответственных «экспертов», облепивших, словно мухи, основные политические ток-шоу российского телевидения на неоспоримый факт: к лету 1922 года на пространстве бывшей Российской империи уже реально существовали возникшие не по чьей-то личной воле, а в бурях Гражданской войны и доказавшие силой оружия и поддержкой большинства народа право на свою независимость национальные образования — в виде советских республик. Что касается советских республик Закавказья, то они в марте 1922 года уже сделали свой важный шаг к объединению непосредственно в союзное государство, сформировав Закавказскую Федерацию.
Поэтому тот, кто сегодня на каналах государственного телевидения называет бывшие республики СССР ныне — суверенные государства «выдуманными», является в лучшем случае безграмотным и невежественным человеком, а в худшем — лжецом, сознательно пытающимся ввести россиян в заблуждение. У этих республик есть своя история, которую уже никому не переписать. Тот же, кто попытается это сделать, только навредит своей собственной стране — России. И в том, сколько реально вреда приносят такого рода безответственные заявления отношениям нашей страны с ближайшими соседями особенно с учётом складывающейся сегодня обстановки , мы, к сожалению, постоянно убеждаемся на практике. Но вернёмся в лето 1922 года, когда упомянутая комиссия приступила к работе. Вскоре был разработан первоначальный — подчеркнём это особо! Проект был поддержан большинством голосов членов комиссии, в том числе — И. Обращаем ещё раз внимание: это был всего лишь первоначальный вариант, и вариант всего лишь проекта резолюции комиссии, то есть был пройден только самый первый этап огромной интеллектуальной работы, которую ещё предстояло продолжить и завершить.
А на таком этапе вполне естественны самые различные предложения и варианты, мнения, включая спорные — если, конечно, участники обсуждения действительно занимаются поисками истины, а не ограничиваются тупым поднятием рук, что кое-кому в сегодняшней России свойственно... И обмен мнениями оказался весьма горячим. Разосланный для дальнейшего обсуждения в ЦК компартий советских национальных республик проект резолюции был решительно отвергнут грузинскими коммунистами. В свою очередь ЦК КП б Белоруссии указал на необходимость сохранения в новом Союзе «договорных отношений между независимыми республиками», а ЦК КП б Украины вообще не обсуждал проект на этом этапе, что уже само по себе свидетельствует о позиции украинских коммунистов относительно идеи «вхождения». Ещё раз обращаем внимание: не возникло никакой чрезвычайной ситуации, тем более — катастрофы; это был жёсткий, но при этом абсолютно свободный обмен мнениями, что и было — вопреки визгу современных антисоветчиков — свойственно Коммунистической партии в ленинские времена. В связи с этим более чем показательно, как сам В. Ленин относился к обозначившимся поначалу разногласиям с И. Здесь необходимо сделать одно очень важное замечание.
Послушать сегодняшних антикоммунистов, в том числе самых высокопоставленных, так у некоторых граждан может создаться впечатление, что Сталин-де «горячо отстаивал» проект «автономизации», а вот Ленин, мол, фактически «выкрутил ему руки». А как обстояло дело в действительности? В письме с говорящим само за себя названием «Об образовании СССР», написанном члену Политбюро ЦК РКП б Льву Каменеву уже в сентябре — после состоявшихся на первом этапе обменов мнениями — и предназначенном для ознакомления других членов этого высшего партийного органа, В. Ленин предельно мягко отзывается о позиции своего младшего товарища и соратника: «Сталин немного имеет устремление торопиться» выделено мной.