гипердактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 4 гласную с конца); пример: протягиваются – притрагиваются. Рифма стихотворения слаживается за счёт созвучия окончаний слов в стихотворных строчках (если подобного созвучия нет, то это так называемый «белый стих»). на этой странице находятся все рифмы для слова новости (962 шт.).
5 видов стихотворений, которых вы могли не знать!
Гипердактилический тип рифмы в стихотворении Брюсова «Холод». Рифма как структурный элемент стиха Рифма бывает двух видов: совершенной и неполной. В результате, в стихотворении «Снег идёт» охватная рифма сменяется перекрёстной, в стихотворении «Метель» на фоне охватных ритм появляется перекрёстная. Какие виды рифм и виды рифмовки имеются в арсенале русской поэзии? Обо всех тонкостях стихосложения поговорим в этой зарифмованной статье. Стихотворение написано перекрёстной рифмой: рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки, в последней строфе —ещё 5, 7 и 6, 8 строки. Глагольные рифмы в большинстве своём неинтересные, что делает неинтересным и само стихотворение, особенно когда написано на затёртую тему, на которую писали почти все, кто пишет.
Рифма. Разновидности рифмы.
Сплетённая рифма – общее наименование более сложных видов рифмовки в строфах, имеющих свыше четырёх строк. Паблик "Вижу рифму" снабжает пользователей ВКонтакте новым видом шуток. Из соединения странных надписей и мини-стихов получается шедевральный черный юмор. Существует несколько типов рифмовки, которые можно использовать в стихотворении. Рифма Online Подбор рифмы для Ваших стихов. В обратной последовательности расположения рифмующихся слов в стихотворении подобная рифма будет называться усечённой.
Виды рифмовки в стихотворении
Виды рифмовки в стихотворении – перекрестная и другие рифмы | употребляемый в стихотворной речи стиль, имеющий созвучие в окончании слов (обычно двух). В стихотворениях выделяют 3 вида рифмы. |
Рифмы и рифмовки | Ответ нейросети. 21 февраля 2024 15:23. Парная рифма. Читать полностью. |
Что такое рифма | Для того чтобы научиться определять вид рифмы стихотворения, нужно познакомиться с основными понятиями по теме. |
Виды рифмовки в стихотворении | Рифма в стихотворении повышает организованность стихотворения в рамках ритма или, иными словами, придает стихотворению некую певучесть, большую отчетливость и силу. |
Что такое ритм
- Помогло? Сохраните и поделитесь ссылкой на сайт
- Лекция 5. Стихосложение. Рифмы
- Мужская рифма
- Ответы : Перечислите все виды рифм с примерами. Перечислите все виды рифм с примерами.
- ГДЗ Литературное чтение 2 класс (часть 2) Ефросинина. Приход весны. В.Жуковский Номер 3
- Рифма к слову но́вость
Что такое рифма
Словарная категория «приёмные рифмы» даёт возможность участвовать в рифмообразовании словам, не имеющим родственных связей. Так, слово «сельдь» не имеет родственных слов родных рифм. По этой причине оно примыкает к наиболее близкому по звучанию рифморяду «ЕДЬ» и т. В словах, образующих псевдорифму, совпадает ударная гласная и общие характерные концовки. При этом послеударные звуки и даже слоги не совпадают.
Наиболее многочисленными из псевдорифм являются трёхсложные и четырёхсложные рифмы. Общество — творчество, нравственность — обязанность, похаживает - поглядывает, лыжница - завистница, дикторский — идольский, веерный — северный, золушка - горлышко, бабушка — ладушки, горницы - любовницы... Теоретически псевдорифмами могут быть любые рифмы, кроме мультирифм. Второе название — гипердактилическая рифма.
Основная рифма в стихосложении. Редким, но весьма интересным является вариант рассечённой рифмы, состоящий из трёх рифмующихся слов в строфе, при этом третье слово зарифмовано по частям и с первым, и со вторым объединённая рифма. Противоположность рифме с выпадением. Медь — сельдь, брег - поверг, год - лорд, литры - фильтры, вас — вальс, клетка — студентка, радугой - играть дугой...
Ксерокс — вереск, рифма - нимфа, юрта - утро, алиби — грабили, Карла - крала, прут- труп, схема - смеха, пёстрый — разношёрстый, прискорбно — подробно… См. К родным рифмам относятся: - рифмы с полным совпадением клаузул: Пасть - масть, сок — обмок, клей — смелей… - объективные акустические рифмы: готово - стального, конечно - успешно… - рифмы с адекватной гласицей: лето - карета, новый — подковой, узел - контузил… СВЯЗУЮЩАЯ РИФМА — словарная разновидность рифмы; двухсложная или трёхсложная рифма, состоящая из первичного рифмента корня , гласицы и фиксирующей согласной. Ужин - дюжин, могучий - гремучей, осень - просинь, хижины - обижены, едет - бредят, впрочем - пророчим, синий - иней, пробуя - особая, повар - говор, рынок- финик, серые - веруя, повешен - черешен, охать - похоть... Голос — боролась — гладиолус — полис — полюс - мусолясь.
Связующие рифмы объединяют в себе слова различных частей речи, группы слов из различных семейств и сами слова в разных грамматических формах. Например: Палата сущ. Печатать глаг. Заклятый прилаг.
Палатой — печатай — заклятый. Рассекречивающиеся — увековечивающиеся, выгравированные - выдрессированные, оглядывающиеся - отгадывающиеся, вырисовывающимися - разочаровывающимися... Слогорифмы наиболее созвучны, если приходятся на ударные позиции в словах. Образуется при смешанном способе рифмовки в сложных строфах.
В согласных рифмах последнему ударному гласному предшествует только согласный звук, который является опорным и несёт на себе основную нагрузку в рифме. Примеры: уха - чепуха, игру - гуру, всегда — да, хожу - гляжу, неси — мерси, бубня - меня, ты- мечты, чело - весло… СОСТАВНАЯ РИФМА - рифма с участием союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи: ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными: небо — мне бы, жива ли - увяли, боже — кто же, неволишь — одно лишь, невод - э-вот, вдаль - тогда ль, все мы - темы, голова и - Гаваи, счёты - кто ты, петли - нет ли, корявы - якоря вы, прелесть - апрель есть, глав нам - главным, существую - листву и... Разновидностью составных рифм являются каламбурные и авторские рифмы, составленные из различных слов и или их частей.
Подобные рифмы дают возможность рифмоваться словам, не имеющим рифм изначально, или находить оригинальные и неординарные рифмы. В отличие о гипердактилических, в стихосложении не применяются. Председательствующие — благожелательствующие 6 сл. Рассекречивающиеся — увековечивающиеся 7 сл.
Гипердактилическая — ударение падает на четвертый слог с конца. Пример — из стихотворения Даниила Андреева. Гипердактилическая рифма в первой и третьей строфах: Я слышу, как в гнездо уклАдываются Над дремлющим затоном цапли, Как сумерки с лугов подкрАдываются, Роняя голубые капли… Открытая — когда последний звук в строке — гласный. Закрытая — когда последний звук — согласный. Любовь Успенская в «Карусели» сочетает оба типа: Манит, манит, манит карусель. В путешествие по замкнутому кругу. Дарит, дарит, дарит карусель. То надежду, то досадную разлуку. Точная — когда последние гласные полностью совпадают, приблизительная — когда совпадают частично.
Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке: Тихой ночью, поздним летом, Как на небе звезды рдеют, Как под сумрачным их светом Нивы дремлющие зреют. Плачет у губ она утренней иволгой, Плачет все горше и все безутешнее. Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.
К сожалению, по непонятным причинам, подобное сочетание не особо жалуют и почему-то считают крайне примитивным. К примеру: Посмотри же на меня, Хороша ль сегодня я? Разнородная рифма подразумевает непосредственное сочетание глагола с именем существительным или же имени прилагательного с наречием и так далее.
Подобных сочетаний можно изобрести очень много. К примеру: Ты принёс мне сегодня цветы, Перейдем же с тобою на «ты»! Составная рифма дополнительно задействует различные служебные части речи.
Например, частицы и союзы. К примеру: Подойди-ка, подойди-ка, Моя девица — гвоздика. Тавтологическая рифма — это крайне примитивный прием, который, так или иначе, встречается в литературе.
В таком случае полностью повторяется слово или же словоформа.
Ещё о рифме
Рок - звонок, дым — летим, диво — строптивы, пой — смешной, туча — круча, день — тень… Согласная может быть удвоенной: грамм — там, антенна — сирена, тонна — икона, сын - финн… Согласным звуком может быть звук «j» йот : рой роj , стая стаjа , большие большиjе , лай лаj … Мультирифмы вместе с окончательными рифмами наиболее употребительны в стихосложении. Универсальность мультирифм заключается в том, что в их образовании могут принимать участие различные части речи. Пример: Шило сущ. В русском языке 60 разновидностей мультирифм, которые являются основными словарными разделами в словаре рифм. Все прочие разновидности рифм примыкают к мультирифмам. Примеры «немультирифм» слов, в которых количество послеударных согласных больше одного : арка, ветер, рубль, чистый, жалоба, полюс, читаем j и м , мозг, облачно, петиция ц и j … Более подробно о мультирифмах, см.
Кроме этого, существуют еще следующие рифмы, на которых следует остановиться: Рифма макароническая. В этом виде рифмы русские слова рифмуются с иностранными. Например: Palette — лет. Рифма абсолютная. В ней рифмуются полностью одинаковые слова за исключением ударного слога.
Например: грозы — грезы. По положению созвучных слов в стихотворении различаются рифмы: Рифма конечная. Наиболее привычная для нас рифмовка, когда слова, которые рифмуются, располагаются в конце строки. Рифма начальная встречается намного реже и, как следует из названия, рифмуемые слова располагаются в начале строки. Например: И качает головой... Рифмовка смежная. В этом виде слова располагаются в соседних строфах попарно, т. Например: «Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется — на душе светло» Рифмовка перекрестная.
Этот вид рифмовки предполагает, что строки рифмуются через одну — первая с третьей, а вторая с четвертой. Это еще можно записать так: XYXY. Например: «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом» Рифмовка кольцевая или охватная. Называется так, потому что рифмы, находящиеся в начале и конце четверостишия, как бы охватывают внутренние рифмы. В ней сочетаются первая и последняя строки куплета и вторая с третьей: XYYX. Например: «Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой» Не стоит забывать, что стихотворение должно идти от души, чтобы оно могло зацепить читателей.
Глагольная рифма Самая простая рифма из всех видов её видов. Такую рифму часто используют многие поэты.
Брать - звать, найти - уйти, забыть - прожить Квадратная рифма Квадратная рифма - это когда у рифмующихся слов совпадают окончания.
Итак: самое важное — зарифмовать ударный слог; то, что после него, нуждается в рифме гораздо меньше. Одной из разновидностей такой рифмы является, к примеру, корневая — когда ударным и, соответственно, рифмующимся является корень слова. Наиболее грамотной из подобных рифм — и наиболее красивой — является предударная рифма. Это наиболее созвучная из ассонансных рифм; рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов.
Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма — единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли. Сударыни — судачите, полегче — полезный, пролетарий — пролетали, коробится — коровушка, присяга — присяду, возни — возьми, голову — голому... Вот девочки — им хочется любви. Вот мальчики — им хочется в походы.
В апреле изменения погоды объединяют всех людей с людьми. Ахмадулина В поисках счастья, работы, гражданства странный обычай в России возник: детям у нас надоело рождаться, — верят, что мы проживем и без них. Рождественский Тем не менее, не стоит отказываться и от глубоких рифм — из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги. Вода — провода, полей — тополей, бывать — забывать, пора — топора. Глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большое звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов.
Но есть один момент, который нужно учитывать. Шипящая, присутствующая в конце слова, пусть и после ударного слога, требует другой шипящей в ответной рифме. Свистящая требует свистящей. Почему шипящие и свистящие так требовательны? Потому что при декламации мы чаще всего глотаем послеударные слоги, и доударные порой.
А вот шипящие и свистящие звучат резко, не глотаются и бросаются в глаза даже вне ударного слога. Потому надо особенно внимательно относиться к ним. К примеру, Или, бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвёт пистолет Так, что сыплется золото с кружев, С розоватых брабантских манжет. Гумилёв Здесь в 1-3 строках рифма просто гениальна: деепричастие против существительного, причём они подобны, как братья-близнецы. И хотя ударный слог «ру», буква «ж» подчёркнута очень заметно.
Во 2-4 строках наблюдается обратная картина. Неплохая, в общем, рифма необыкновенно эффектная с точки зрения содержания несколько подпорчена плохой сочетаемостью букв «л» и «ж». Впрочем, у Гумилёва частенько шикарные технические рифмы переплетаются с более слабыми, но более содержательными. Наиболее сложным для рифмования такого рода является дактиль, потому что после последнего ударного слога есть ещё целых два безударных, которые тоже должны быть созвучными. Примеры: Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший — сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью в мире мер?! Цветаева В 1-3 строках здесь четырёхстопный дактиль с пропущенным одним слогом, и рифма не очень хороша с технической точки зрения, но весьма красива. Рифмующаяся часть — «пер - тер». Вот лучший пример: Ни щита, ни забрала — пуховая красная мантия, Постаревший король в ожиданье последней процессии… А когда-то — он помнит — была в его жизни романтика: Он, как маленький мальчик, за пухлыми бегал принцессами...
Во всех строфах присутствует идеальная рифма для такого слога, когда рифмуются не малые части, но почти что цельные слова. Ещё один момент. К гласным предъявляются даже более строгие нормы, чем к согласным. Желательно, чтобы они и вовсе были одинаковыми, а не созвучными то есть «а — я» — это нехороший вариант. И уж тем более нельзя оставлять в одной строке твёрдый звук, а в зарифмованной с ней — мягкий.
Мягкий — всегда с мягким, твёрдый — с твёрдым. Бьётся она искромётной мятущейся ночью, Пляшет она, когда Солнце встаёт над кроватью. Хочет покинуть смешной электронный приборчик, Хочет разлиться по белой больничной палате. Здесь мягкое «ть» аннигилирует разрушительное влияние несхожих гласных «ю» и «е». И — заметьте: слова «ночью» и «приборчик» не являются чёткой рифмой, но из-за наличия шипящей они созвучны до такой степени, что подобная рифма не только позволительна, но даже весьма эффектна.
Настоятельно рекомендую пользоваться таким свойством шипящих, свистящих и мягкого знака то есть мы обращаем на них внимание, не концентрируясь на нечёткости других рифм. Кроме это, отмечу следующее. Старайтесь использовать, в основном, не точные рифмы паук — звук , а неточные. Наиболее красивой и уютной разновидностью неточной рифмы является надстроечная усечённая, добавленная рассказ — тоска , где после точно рифмующегося слога в одной половинке рифмы нет ничего оканчивается на гласную , а в другой присутствуют ещё согласные одна или две, редко три. Йотированная рифма — наиболее распространённый вариант усечённых рифм; равносложная рифма из слов с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на «й» j — йот.
Поле — волей, этой — лето, бури — фурий, почила — могилой, оковы — новый, думы — угрюмый, волны — полный, нашей — чаше... Мы растём, развёртывая плечи, Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной.
Рифма. Разновидности рифмы.
Рифмы в современной поэзии. Ещё о рифме | Применение различных видов рифм в одном стихотворении разрушает его монотонность и создает присущую только ему музыку. |
Как читать стихи | это тип enjambement, создающий рифму путем деления слова на разрыв строки стихотворения, чтобы создать рифму с конечным словом другой строки. |
Рифма к слову новость | А вот рифмовка — это принцип, по которому рифмы чередуются в стихотворении. |
Рифмовка. Способы рифмовки. Схемы
Если за ударной гласной совпадающих звуков нет, то должны совпадать опорные согласные что такое опорная согласная — см. Независимо от расположения совпадающих звуков должно быть как можно больше. Проиллюстрируем это на примерах. Если Пушкин усекал рифму только на «И», то символисты, футуристы, имажинисты стали усекать согласные и даже гласные: глаза — назаД, плачу — охвачеННЫЙ С. Есенин , папахи — попахиВАЯ Вл. Пытаясь модернизировать рифму, они почти перестали заботиться о совпадении звуков, лежащих за ударной гласной: голоВу — голоМу, выпачкаВ — цыпочкаХ, остыЛ — ТолстыХ Вл.
Такое словозвучие считается одним из самый сложных, но строки, сочетающиеся подобным образом, сразу западают в душу читателей. Например: Мы с тобой на разных полюсах. Я ангел во плоти, а ты злой демон. И в сердце адская эмблема. А я душой парю на небесах.
Здесь рифмуются слова, находящиеся в соседних строках. Формула выглядит следующим образом: А А Б Б то есть первая строфа рифмуется со второй, а третья — с четвертой. Пример: По тропинке скакала коза, И не ведала, куда и в какие леса Приведет та дорога одна, По которой спешила она. В некоторых случаях определить тип рифмовки бывает практически невозможно, поскольку поэты используют различные варианты сочетания, чтобы подчеркнуть эпитеты и создать нужный лирический образ героя. Парные типы в детских стихах Примеры парной рифмы часто можно встретить в детских стихотворениях известных авторов. Это одно из самых простых и понятных словозвучий, поэтому именно такие произведения учат первоклассники на уроках литературы. Двойные рифмы даже используются в скороговорках, загадках, считалочках. Например: Дышит он горячим паром, и скажу я вам недаром! Ведь за ним такая гладь, складок больше не видать. В стихотворении Агнии Барто про плачущую Таню также используется парная рифмовка.
В современной поэзии словом "эпиграмма" обозначается насмешливо-сатирическое иногда - "ядовитое" стихотворение по адресу определенного лица. Достоинство эпиграмм - краткость стиха и меткость "укола". Приведем примеры эпиграмм. Совет Ты холоден и пуст: зима в стихах твоих. Чтоб жару им придать, согрей в камине их. Козлов В его "Истории" изящность, простота Доказывают нам без всякого пристрастья Необходимость самовластья И прелести кнута. Пушкин Как противоположность легкости эпиграммы существует специальная форма стиха, посвященная раздумью и сентенциям. Это - гнома, стихотворение, выражающее какую-либо мысль, преимущественно в нравственной области, и состоящее из одного или нескольких двустиший.
В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха клаузулы , подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха. В русских пиитиках 16—18 вв. Определение рифмы как концевого созвучия не совсем точно, так как известны случаи начальных и внутренних рифм. На протяжении истории поэтического искусства структура Р.
Лекция 5. Стихосложение. Рифмы
Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть». какие существуют типы рифмы и разновидности рифмовки. Разборы современных стихотворений ("Дёготь поэзии") - Исполнение классических произведений ("Поэтический монокль") - Интервью с другими авторами.
Понятие рифмы. Виды рифм
Пожалуй, в основном популярно в рэпе. Ну, или у Лермонтова в его знаменитых «Тучах». Начальная Это довольно оригинальный прием, ведь в этом случае поэт рифмует уже начальные слова в строке между собой, вместо последних. Например: «За оконцем тьма и лед, Ведь за солнцем ночь идет» Бедные рифмы Здесь одинаково звучат лишь ударные гласные, больше вообще сходства нет. Богатые рифмы Это сочетание слов в стихотворении, при котором согласный, находящийся перед ударным слогом совпадает с ним. Например: «лепесток-цветок» или «мотыльки-бутыльки». Множество видов Почти все эти рифмы классифицируются по степени новизны, за исключением разве что бедных и богатых. Эти виды отличаются по фонетическому признаку.
Кроме приведенных нами примеров существует еще великое множество различных видов рифм, которых в одном тексте просто не перечесть. Допустим, в мужской рифме ударение ставится на последний слог. В женской же наоборот — на предпоследний. Еще на один слог подальше отводит нас дактилическая рифма. При гипердактилической рифме подбираем слова с ударением на четвертом слоге с конца.
Независимо от расположения совпадающих звуков должно быть как можно больше. Проиллюстрируем это на примерах. Если Пушкин усекал рифму только на «И», то символисты, футуристы, имажинисты стали усекать согласные и даже гласные: глаза — назаД, плачу — охвачеННЫЙ С. Есенин , папахи — попахиВАЯ Вл. Пытаясь модернизировать рифму, они почти перестали заботиться о совпадении звуков, лежащих за ударной гласной: голоВу — голоМу, выпачкаВ — цыпочкаХ, остыЛ — ТолстыХ Вл. Из последнего примера видно, что совпадение звуков и перед ударным и после него позволяет ввести лишний слог.
Выделенные слоги на концах строк связаны между собой звуковыми повторами,… … Литературная энциклопедия РИФМА — от греческого rhythmos складность, соразмерность , созвучие концов стихов или полустиший, так называемая внутренняя рифма , отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы различают: по объему 1 сложные, 2 сложные и т. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской… … Большой Энциклопедический словарь Рифма — от греческого rhythmos складность, соразмерность , созвучие концов стихов или полустиший, так называемая внутренняя рифма , отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению рифма внутренняя — см. Перекрёстная р.
Так, в 3-7 веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмующихся двустиший. С Востока эта традиция перешла на Запад, закрепилась в раннехристианской, а затем — в монастырской европейской культуре. Со временем рифма в большинстве европейских стран стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения. Что касается России, то рифма была присуща народному стиху раешнику, но отсутствовала в более древних памятниках воинских повестях, былинах , сказаниях. Её распространение характерно для периода христианизации Руси и последовавшего вслед за тем расширения культурных границ. В светскую литературу рифма пришла в 16-17 веках через переводную латинскую и французскую поэзию. Виды рифм Всякий поэт знает, что рифма различается: По количеству совпадающих звуков точная, неточная ; По числу слов, входящих в рифмующиеся словосочетания простая, сложная ; По общему количеству слогов равносложная, неравносложная ; По тому, на какой слог падает ударение мужская, женская, дактилическая ; По фонетическим особенностям усечённая, замещённая, йотированная. Точная — неточная. Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь — огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок — ледок. Простая — сложная. Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма пень — лень , когда соединяем между собой группы слов в окне — на дне или одно слово с группой слов давно — всё равно , рифма называется составной или сложной. Равносложная — неравносложная. Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма — са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.
Ещё о рифме
Перечитывайте и заучивайте наизусть "Пугачёва", поэты. Интересно было бы проследить, где нашли прописку в дальнейшем эти чудо-рифмы, все из одной новаторской по сути и форме поэмы. Не искусственны ли, не механистичны эти построения? Эти рифмы есть результат очередного освобождения от догм, очередного обретения свободы.
На передний план выходит необычность, новизна содержания и отсюда соответствующая содержанию новая форма. Звучание стиха не ощущает никакой ущербности, наоборот, дополнительное состояние удивления как нельзя лучше демонстрирует безграничные возможности русского стихосложения. Совершенно, даже как-то лихо ударные и безударные окончания рифм прекращают перекличку, слова рассыпаются и находят друг друга в каких-то удивительно тонких созвучиях, которые бегают вдоль слова, как пальцы музыканта по грифу, извлекая нужное звучание из заударного пространства, и вот уже перекликаются в созвучиях суффиксы, корни, префиксы, буквы меняют тональность, силу звука: твёрдую на мягкую, глухую на звонкую, гласные преображаются в диссонансах, смысловое родство слов возвышается довлеет над фонетическим, слова начинают узнавать друг друга по родству крови, признавая глубинную первородную семейственность групп слов.
От Державинского экспериментального однозвучия конечного ударного гласного — до всепобеждающего торжества товарищества согласных, родство которых не сразу признала поэзия. Вслушайтесь, вдумайтесь: не только звучание, ударный глас гласных, а согласие согласных становится главным в рифмовке. Становится ясным, что именно поэтому они и названы гениально — согласными.
Как долго и обречённо поэзия этого не знала! Пушкин, великий реформатор языка, прозорливо и гениально точно сделавший русский язык таким, каким он остаётся, в основном, до сих пор, не смог преодолеть традиционного для его времени отношения к рифме. Приходя в отчаянье от бедности, малости русских рифмопар, Пушкин дошёл до отрицания будущего у рифмованной поэзии.
Насмехаясь над неизбежной банальностью рифм "розы — морозы", "кровь — любовь" и сокрушаясь: Читатель ждёт уж рифмы розы — На вот, лови её скорей! Он утверждает, что будущее российского стихосложения — это белый стих, безрифменный верлибр, но при условии появления поэта такой гениальности, чтобы и в этом новом неизбежном качестве поэзия сохранила бы свою божественную красоту и прыть. Русская традиция априорно универсальна и безрифменна — это былины, зародышевый версификационный период стихотворчества Хемницера Капниста, Ломоносова, с оглядкой на Европу.
И вершины этого — в пушкинских элегиях, его же александрийских гекзаметрах и лермонтовском шедевре "Песне о купце Калашникове" давали надежду на равноправное развитие славянского свободного стиха. Ан нет! Оказалась сильнее рифменная традиция русской народной частушки, народной поговорки, неудержимой тяги к благозвучию, вернее даже, к игровой стороне речи.
Могучее развитие стихосложения , сделавшее русский стих уникальным мировым явлением, обязано этим традициям и в первую очередь революционной рифме. Такого значения и внимания и таких усилий в развитии рифмы, я уверен, не знает ни один другой земной язык. Маяковский, С.
Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, С.
Кирсанов, О.
Он завыл, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле. Но чаще женскую и мужскую рифмы чередуют, создавая покачивания ритма: Люблю грозу в начале мая, ……….. Рифмующиеся слова могут оканчиваться двумя безударными гласными!
Это более редкая дактилическая рифма: Гимнастёрка лётная, ……….. Если стих пишется женскими рифмами, а потом врывается строка с мужской рифмой, то ухо воспринимает такое отклонение как сбой привычного звучания. Следите за единообразием. Если стих написан с чередованием женских и мужских рифм, то нарушение выбранного порядка чередования тоже сбивает привычную звуковую мелодию: Ж - м - Ж - м м- Ж- м- Ж 5.
Если рядом с одинаковыми ударными гласными стоят в рифмующихся словах буквы разные, то созвучия либо не получается, либо оно неполное, отдалённое: пень — керн. Созвучные пары букв «ен» разорваны во втором слове буквой «р». Кроме того, буква «н» в первом слове звучит мягко - «нь», во втором слове она произносится твёрдо. И созвучие этих слов отдалённое.
Но стоит смягчить вторую букву «н», созвучие становится заметнее: пень — чернь. Никаких правил тут не существует, всё определяется тренированным слухом и запасом разнообразных слов стихотворца. Буквы, стоящие после рифмующихся частей в конце слов почти не мешают созвучию: консоль-фасолью. Ударные гласные, даже разные, тоже могут быть созвучны.
Вокруг ударной буквы У нет одинаковых согласных.
Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь — огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок — ледок.
Простая — сложная. Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма пень — лень , когда соединяем между собой группы слов в окне — на дне или одно слово с группой слов давно — всё равно , рифма называется составной или сложной. Равносложная — неравносложная.
Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма — са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма. Мужская — женская — дактилическая.
Если ударение падает в рифмующихся словах на последний от конца слог, такая рифма называется мужской: пожАр — самовАр. Если ударение падает на предпоследний слог, рифма является женской: гОрод — распОрот. Когда же ударение падает на третий и далее от конца слог, рифма считается дактилической: орУжие — обнарУживая.
Усечённая — замещённая — йотированная. Усечённой рифма имеет место тогда, когда на конце слова как бы отсекается звук или слог: тепло — слов. Пара держится на ударном слоге «ло», а концевой согласный отпадает.
Йотированная — разновидность усечённой рифмы.
Бенедиктов в своем переводе баллады А. Мицкевича "Засада": "Из беседки садовой воевода суровый, Задыхаясь, в свой замок вбежал. Вот жены его ложе. Дернул полог он: что же? Ложе пусто — и пан задрожал... Бенедиктов В зависимости от созвучия гласных и согласных звуков рифмы делятся на точные и неточные: Точной рифмой называют такие окончания, последние фонемы в которых идентичны, полностью совпадают друг с другом. Для того, чтобы рифма считалась точной, необходимо, чтобы совпадало более одной-двух фонем. Спи, волненье лживо, и туманна даль, — Всё полюбил ты сердцем вольным, Полюби свою печаль, — И тебе не будет отжитого жаль.
К вопросу о возможности изменения порядка рифмовки в пределах стихотворения
анализ строф, строк, рифм, подсчёт слов в стихотворении и пр. стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером. Верлибр – стихотворение без рифмы и ритма. "Секрет" предметных стихотворений заключается в точном распределении стихов различной длины, обусловливаемой контурами избранной формы. "Секрет" предметных стихотворений заключается в точном распределении стихов различной длины, обусловливаемой контурами избранной формы.
Рифма. Разновидности рифмы.
Наиболее распространённой разновидностью бедных рифм являются параллельные рифмы, в которых рифмуются одинаковые части речи в одной форме (к ним относятся и глагольные) Крайне бедными считаются. кий Номер 3 Найди рифмы. В рифме заключается сила стихотворения: созвучные слова выносятся в конец строки, и именно на них читатель сосредоточит свое основное внимание. Принципы рифмовки править Стихи с разными видами рифмы обычно чередуются; традиционные принципы версификации даже настаивали на этом, но возможны в стихотворении и сплошь мужские рифмы «К детям» Хомякова. Здесь важно отметить, что не всегда в стихотворении присутствует только один тип рифмы.