Днем рождения НАТО считается 4 апреля 1949 года, когда в Вашингтоне было подписано соглашение о создании международной межправительственной организации, военно-политического союза ряда государств Северной Америки и Европы. Анализ основных причин создания НАТО, особенности деятельности в современный период. рассказывает, как расшифровывается НАТО, а также для чего был создан Альянс. Декларируемые цели НАТО касаются исключительно безопасности, свободы и демократии. НАТО был основан 4 апреля 1949 года в США с целью защиты Европы от советского влияния.
Зачем и против кого они придумали НАТО
Этот вариант западные страны не заинтересовал, поэтому СССР выступил с другой идеей: Москва соглашается, что США не будут исключены из формального участия в системе общеевропейской коллективной безопасности, но НАТО в обмен на это должна отказаться от своего агрессивного характера. В таком случае СССР «рассмотрел бы возможность участия в организации». По задумке СССР, НАТО прекращала быть закрытым военным объединением государств и становилась открытой для других европейских стран, «что вместе с созданием эффективной системы европейской коллективной безопасности имело бы принципиальное значение для содействие всеобщему миру». Однако кампания Москвы за европейскую коллективную безопасность протянулась до Женевской конференции западных министров в октябре-ноябре 1955 года. Договор подразумевал, что страны-участницы будут оказывать друг другу помощь в случае нападения, вести консультации в кризисных обстоятельствах и создадут Объединенное командование вооруженными силами. В феврале 1990 года на фоне распада СССР стран-участницы Организации Варшавского договора упразднили ее военные структуры.
Статья 5 Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.
О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности. Статья 6 В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение: на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции, территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон; на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней. Статья 7 Настоящий Договор ни в коем случае не затрагивает и не подлежит толкованию как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства Договаривающихся сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, по Уставу ООН или преимущественную ответственность Совета безопасности за поддержание международного мира и безопасности. Статья 8 Каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору. Статья 9 Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них.
Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5. Статья 10 Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении. Статья 11 Настоящий Договор подлежит ратификации, а его положения претворению в жизнь, Договаривающимися сторонами согласно их соответствующим конституционным процедурам.
Статья 13 По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора. Статья 14 Настоящий Договор, английский и французский тексты которого имеют одинаковую силу, подлежит сдаче на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут переданы вышеупомянутым правительством правительствам других государств, подписавших настоящий Договор. Мы вновь подтвердили все цели, принципы и обязательства, содержащиеся в Основополагающем акте, Римской декларации и Хартии европейской безопасности ОБСЕ 1999 года, включая «Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве», и признали, что безопасность всех государств в евроатлантическом сообществе неделима, а также то, что безопасность НАТО и России взаимосвязана.
Без ограждающего щита НАТО было бы немыслимо воссоединение Германии и появление Европейских сообществ, со временем трансформировавшихся в Европейский союз. Альянс НАТО предотвратил возникновение крупного конфликта между двумя противостоящими блоками холодная война , ни разу не придприняв агрессивных действий, воплотив в себе и укрепив нерушимые узы солидарности между обоими берегами Атлантики.
Сегодня территория Североатлантического альянса является самой безопасной и стабильной на нашей планете. Кроме того, Североатлантический альянс сотрудничает с другими международными организациями, благодараря чему он наиболее эффективно добивается своих целей. Альянс НАТО развивает всё более прочные партнёрские отношения практически с каждой страной Европы, с помощю которых все государства могут внести свой вклад в безопасность. За счёт внешней и внутренней адаптации НАТО будет готова обеспечить безопасность во всём Евроатлантическом регионе. Решая эту задачу, альянс создаст необходимую основу для того, чтобы повсеместно утвердились мир, демократия и экономическое процветание. Благодаря этим инициативам государства-члены НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами в рамках альянса, а бывшие враги ныне стали союзниками.
Основные принципы работы Основные принципы работы Североатлантического альянса включают в себя общие политические обязательства и приверженность практическому сотрудничеству между странами НАТО. Их общая безопасность неделима. Поэтому при решении проблем, связанных с угрозой безопасности, отдельным странам-членам теперь не приходится полагаться на собственные силы и экономические ресурсы. Однако в НАТО нет такой страны, которая отказалась бы от права выполнения своих обязательств перед собственным народом, и все они по-прежнему несут индивидуальную ответственность за свою оборону. Североатлантический альянс позволяет странам НАТО совместными усилиями расширить свои возможности в решении жизненно важных задач национальной безопасности. В результате, несмотря на различия в условиях и относительных военных потенциалах, у них возникает чувство равной безопасности, что способствует укреплению их общей стабильности.
Принятие совместных решений НАТО не является наднациональной организацией, а альянсом, созданным с целью предоставить возможность международного сотрудничества между независимыми суверенными государствами на договорной основе. Внутри НАТО не существует ни одного центрального органа, который мог бы навязывать свои взгляды странам-участницам, и ни одна из стран-участниц не имеет права принуждать остальных членов подчиняться её желанию. Решения принимаются при единодушном согласии всех стран-участниц. Процесс принятия совместных решений достигается путём консенсуса и общего согласия, страны-члены Североатлантического альянса считаются с точкой зрения каждой из стран. Практика обмена информацией и ежедневных совместных консультаций даёт правительствам возможность сразу же провести общую встречу, если этого требуют обстоятельства. По мере возможного сильные расхождения во мнениях сглаживаются, чтобы сохранить общие интересы в области безопасности, политическую солидарность, а также оперативную сплочённость всего Североатлантического альянса в целом.
Североатлантический совет САС является центральным политическим органом, созданным непосредственно Статьёй 9 Североатлантического договора, в который входят правительства 19-ти стран НАТО. Консультации, проводящиеся внутри Совета, дают возможность национальным руководствам выразить своё мнение о проблемах, вызывающих всеобщее беспокойство или о вопросах, требующих принятия совместного решения. В Совете не существует никаких ограничений в том, что касается выбора тем для обсуждения. Обычно Совет заседает раз в неделю на уровне постоянных представителей или послов, но при необходимости Совет может собираться и чаще или быть созван в абсолютно любое время. Дважды в год Совет заседает на уровне министров иностранных дел, а в случае необходимости устраивается встреча на уровне глав государств и правительств. Программа ПРМ дает 19-ти союзникам по НАТО возможность сотрудничать со своими партнерами, не входящими в Североатлантический альянс, в том числе с Россией и Украиной, по многим направлениям военной и оборонной деятельности.
Странам с самыми разными традициями в области безопасности программа позволяет выбирать из широкого спектра совместных мероприятий те виды сотрудничества, которые отвечают их конкретным национальным потребностям. Эта программа расширяет и активизирует политическое и военное сотрудничество в Европе, повышает стабильность, уменьшает угрозы миру и упрочняет сложившиеся связи, развивая дух практического сотрудничества и приверженности демократическим принципам. Офицеры государств-партнёров участвуют в работе группы координации партнёрства ГКП , в городе Монс, Бельгия, которая проводит военное планирование учений по программе ПРМ. С момента принятия программы ПРМ в 1994 г. Программа, в которой участвуют 25 стран, стала прочным элементом европейской безопасности. Военный аспект НАТО является политическим альянсом 19-ти стран и, следовательно, играет важнейшую политическую роль.
Военный комитет, который является высшим военным органом Североатлантического альянса, заведует военной структурой НАТО, а её политическое руководство поручено Североатлантическому совету, Комитету планирования обороны и Группе ядерного планирования. Вооружённые силы НАТО обеспечивают безопасность государств-членов, участвуют в поддержании стабильности, мира и равновесия в Европе, а также в кризисном урегулировании и, наконец, обеспечивают оборону стратегической зоны альянса, которую охватывает Североатлантический договор. В настоящее время происходит преобразование структуры военного командования НАТО в соответствии с новой стратегической обстановкой. Структура подчинённых командований будет преобразована таким образом, чтобы реорганизовать вооружённые силы НАТО в соответствии с требованиями новой стратегической концепции альянса. Экономическое сотрудничество Основа экономического сотрудничества в рамках Североатлантического альянса обусловлена Статьёй 2 Североатлантического договора. Экономическими вопросами сотрудничества занимается экономический комитет НАТО.
Председателем Совета является генеральный секретарь. В его функции входит руководство процессом принятия решений, помощь союзникам в преодолении противоречий, а также обеспечение реализации принятых инициатив. Генсек также является главным официальным представителем НАТО. Традиционно, на этот пост выбираются представители политических кругов европейских стран. Изначально предполагалось, что его полномочия истекут в 2018 году, однако на фоне обострения кризиса на Украине в НАТО неоднократно принималось решение о продлении срока руководства.
По мнению аналитиков, это свидетельствует о неспособности стран-союзниц прийти к консенсусу относительно достойной политической фигуры, способной возглавить альянс в новых условиях. Параллельно с Североатлантическим советом в НАТО действует Группа ядерного планирования - руководящий орган, отвечающий за вопросы политики, связанной с ядерными силами и оружием. Заседания Группы проходят два раза в год на уровне министров обороны стран-членов. Штаб-квартира альянса расположена в столице Бельгии Брюсселе. В его рамках проходят консультации по вопросам использования вооруженных сил, фактически он является связующим звеном между процессом принятия политических решений и военной структурой НАТО.
Комитет вырабатывает меры, необходимые для защиты стран-членов и реализации военных операций. Кроме того, он разрабатывает стратегические концепции и проводит ежегодную оценку сил и средств блока, а также угроз альянсу. Военный комитет регулярно проводит встречи на уровне военных представителей стран, а три раза в год - на уровне министров обороны. С 2021 года эту должность занимает нидерландский адмирал Роберт Бауэр. Оно отвечает за проведение всех военных операций блока.
Штаб-квартирой руководит Главнокомандующий объединенными силами в Европе. С 2022 года эту должность занимает американский генерал Кристофер Каволи. Традиционно, на пост главнокомандующего ОВС в Европе назначается представитель армии США, чтобы сбалансировать ситуацию, когда пост генсека занимает европеец. Командование НАТО по операциям осуществляет руководство оперативными командованиями объединенных сил блока в нидерландском Брюнссуме, итальянском Неаполе и американском Норфолке. Эти штабы могут планировать и проводить военные операции на различных театрах военных действий.
Отдельными структурами в рамках Командования являются союзные силы реагирования, а также подразделения по обеспечению кибербезопасности. В его задачу входит обеспечение оперативной совместимости войск стран блока, а также внедрение инновационных технологий. Орган призван оказать помощь странам альянса в адаптации военных потенциалов к стандартам НАТО и в повышении их эффективности. Руководит Командованием французский генерал Филипп Лавин. В подчинении у структуры находятся Объединенный военный центр в Норвегии, занимающийся подготовкой сил быстрого реагирования, Центр анализа и обобщения опыта в Португалии и Учебный центр в Польше.
Помимо постоянных операций и миссий НАТО на регулярной основе проводит военные учения, в ходе которых отрабатывает использование сил и средств в обстановке, максимально приближенной к боевой. В ней участвует около четырех с половиной тысяч военнослужащих, которые призваны обеспечить стабильность и безопасность в регионе. Тем не менее постоянные провокации со стороны косовоалбанских боевиков в отношении сербского населения ставят вопрос об эффективности и непредвзятости военного контингента НАТО в Косово. Постоянные военно-морские силы обеспечивают НАТО возможностью немедленного оперативного реагирования на возникающие угрозы. Состоят из четырех групп, каждая из которых насчитывает от трех до семи кораблей.
Группы действуют в Атлантическом океане, Балтийском, Средиземном и Черном морях. С 2022 года включены в союзные силы реагирования в качестве подразделений повышенной готовности, которые могут вступить в бой в течение 5 суток после начала конфликта.
Цель создания нато
Цель создания нато кратко. Основные направления деятельности Североатлантического блока НАТО. Основополагающие цели НАТО весьма жестко сформулированы первым генсеком Организации лордом Исмеем: «Держать Америку внутри, Германию внизу и Россию вовне (Европы — ред.)«. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что рискованные решения, принимаемые Североатлантическим альянсом, обусловлены соседством с Россией. Как и НАТО, Варшавский договор сосредоточился на цели создания скоординированной обороны среди своих государств-членов для сдерживания вражеского нападения. Цель ШОС и НАТО заключается в поддержании региональной безопасности, однако принципы, задачи и результаты деятельности этих организаций коренным об-разом отличаются.
Известные операции НАТО
- Содержание
- Что такое НАТО, какой состав НАТО-2022 и какие у них отношения с Россией - Толк 01.03.2022
- Нато: расшифровка, история и современность
- Цель создания нато кратко
Зачем и против кого они придумали НАТО
В 1950-х годах североатлантический альянс активно развивался и расширялся. Создавались вооруженные силы НАТО, писался устав, формировались внутренние структуры управления. В 1952 году в альянс вступили Греция и Турция. В 1982 году к альянсу присоединилась Испания, в 1999 — Венгрия, Польша и Чехия. В 2004 и 2009 году НАТО снова пополнилось новыми государствами. В настоящий момент в союзе состоят 26 европейских государств и 2 страны Северной Америки.
Телевидение «Нови-Сад» был взорвано в Нови-Саде, а в Гнилане был взорван автобусный парк из 30 автобусов. Кроме того, была разрушена бензоколонка. В Куршумлии двумя ракетами уничтожили деревообрабатывающий комбинат. Около Кралево в месте Богутовац в 2:10 подвергся бомбардировке склад горючего «Беопетрола», где ранения получили трое сотрудников. В Смедерево, около 4:25 бомбили бензоколонку. Нефтеперерабатывающий комплекс в Панчево разрушен полностью, 2 рабочих были убиты и четверо пострадали серьезных травм. Церковь Св. Георгия XIX век , Смедерево.
Церковь в Еласнице возле Сурдулице. Железнодорожный мост через реку Ибар, Тусличи, муниципалитет Рудници. Железнодорожный мост возле Руднице, возле г.
А Горбачёву так хотелось понравиться Западу, что он принёс в жертву важнейшие основы безопасности своей страны.
Плоды этой политики мы пожинаем сегодня. Но оборонительный характер альянса — миф. Изначально в основу его создания закладывалась агрессивная составляющая. Произошло несколько волн расширения в нарушение всех обещаний США Горбачёву не продвигаться «ни на дюйм» на восток.
Очевидно, цель всего этого обмана — обеспечение доминирования коллективного Запада во главе с Соединёнными Штатами. Он характеризовался коллективной обороной с опорой на ядерное оружие. Второй этап — после развала Советского Союза. Их конкуренция носила военный, политический, экономический характер.
США по итогам Второй мировой войны установили контроль над рядом европейских стран, причём не только с помощью военного присутствия, но и проводя программу активной поддержки их экономик. Важнейшими задачами самого блока НАТО были и остаются сохранение американского военного присутствия на территории Европы и поддержание контроля над американскими союзниками США. Однако в США звучат призывы к ограничению финансирования блока и даже к выходу из него. Каковы перспективы дальнейшего существования НАТО?
Адальби Шхагошев: — В долгосрочной перспективе я бы спрогнозировал раскол НАТО, связанный с институциональными противоречиями внутри блока. Стран в альянсе слишком много — более 30. Вашингтон пытается навязывать европейским странам повышение уровня военных расходов. Европейцы ведут переговоры о создании собственной объединённой армии.
Одним из ключевых факторов, которые пока что держат страны НАТО вместе, является общая антироссийская политика блока. Но вряд ли членам альянса удастся продержаться вместе слишком долго на такой идеологической основе. Трамп считает, что Европа должна платить больше. А сейчас существует модифицированная позиция Трампа: у США другие приоритеты, растёт угроза со стороны Китая, все силы нужно направлять туда, европейцам американцы дают ядерный зонтик, а остальное они делают сами.
Если же победит Джо Байден, всё останется как прежде. Цели и задачи американской элиты останутся прежними вне зависимости от того, кто придёт к власти в следующем году. Именно эти военно-промышленные и финансовые круги определяют курс страны.
Это прежде всего балканские государства — Черногория, Македония, а также Босния и Герцеговина. Правда, по мнению некоторых аналитиков, конфликты в Абхазии и Южной Осетии — факторы, которые снижают привлекательность страны для блока. Например, на саммите в Бухаресте, проходившем в 2008 году, блок допустил вероятность присоединения некоторых стран бывшего СССР, но конкретных сроков не назвал из-за прозвучавшего на мероприятии мнения Владимира Путина о том, что появление НАТО возле границ России — прямая угроза. Эта позиция РФ остается актуальной и сегодня. Однако некоторые западные аналитики считают опасения России несостоятельными. Краткая история создания и развития НАТО После окончания кровопролитной Второй Мировой войны большая часть Европы и многие другие страны мира находились в определенном экономическом и моральном упадке. Люди были напуганы происходящими в мире событиями и особенно тем, что за такой относительно короткий период времени как 50 лет, произошли 2 мировые войны унесшие миллионы человеческих жизней. Из этих событий человечество вынесло для себя определенный урок, который заключался в понимании того, что в одиночку с агрессивными противниками справится практически невозможно, и всеобщая безопасность может быть обеспечена только совместными усилиями. Так 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был сформирован военно-политический альянс, состоявший из 12-ти независимых стран Северной Америки и Европы.
Для чего создали НАТО
САС — высший политический орган, обладающий правом принятия решений по всем вопросам деятельности альянса. В него входят представители всех стран — участниц блока, пользующиеся равными правами при обсуждении и принятии решений. Организационно-правовой формой деятельности САС являются сессии, которые различаются уровнем представительства главы государств и правительств, министры иностранных дел, министры обороны, постоянные представители государств-членов и периодичностью проведения плановые и внеочередные. Место, время и уровень их проведения определяет генеральный секретарь НАТО после соответствующих консультаций.
Полномочия САС и принятые решения имеют одинаковый статус и юридическую силу независимо от уровня представительства. Сессии САС на уровне глав государств и правительств саммиты проводятся для решения особо важных вопросов, как правило, раз в 2 года. Не реже 2 раз в год на уровне министров иностранных дел проходят летняя и зимняя сессии САС, в которых в зависимости от характера обсуждаемых вопросов возможно участие министров экономики и финансов, а также других министров государств — членов альянса.
Решения на заседаниях этого органа принимаются по принципу консенсуса, оформляются в виде заключительного документа и подписываются представителями государств-участников. Летние сессии проходят поочерёдно в странах блока, зимние — в штаб-квартире альянса. При необходимости принятия безотлагательных решений могут созываться внеочередные сессии САС.
В период между министерскими сессиями не реже 1 раза в неделю проводятся заседания постоянных представителей государств — членов альянса в ранге послов. На них рассматриваются политические аспекты текущей деятельности блока, осуществляется согласование позиций стран-участниц по актуальным международным проблемам, координируются действия национальных правительств по проведению военно-политических мероприятий, разработанных руководящими органами альянса. КВП является высшим военно-политическим органом по решению вопросов организации руководящих военных органов и объединённых командований НАТО, утверждения планов строительства и использования коалиционных сил, выработки стратегических концепций блока, военного участия стран в союзе.
Заседания комитета с участием министров обороны государств — членов блока кроме Франции проводятся 2 раза в год перед сессиями САС. На них обсуждаются проблемы, относящиеся к планированию совместной военной деятельности, включая строительство ОВС НАТО, планы их совершенствования и всестороннего обеспечения, а также производятся назначения командующих коалиционными органами военного управления. В период между заседаниями КВП министерского уровня руководство военно-политической деятельностью альянса осуществляется постоянными представителями стран блока, которые в ходе заседаний рассматривают проблемы текущей военно-политической деятельности альянса, обсуждают и решают административно-финансовые вопросы, а также вопросы функционирования подчинённых военных органов.
ГЯП — высший руководящий орган альянса по вопросам ядерной политики. Он предназначен для изучения общих проблем ядерной стратегии Североатлантического союза, разработки планов развития ядерных сил блока, рассмотрения вопросов развёртывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия , контроля над вооружением и распространением оружия массового поражения. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя.
Подготовительную работу заседаний ГЯП проводит штабная группа, которая заседает не реже 1 раза в неделю. В её состав включены высокопоставленные представители военных ведомств и государственных учреждений государств — членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиционной ядерной политики. Заседания этой группы проходят несколько раз в год под председательством представителя США.
Генеральный секретарь не входит в состав какой-либо национальной делегации и подотчётен только САС. Избрание генерального секретаря происходит на основе принципа единогласия всех членов блока. При этом кандидат на пост генерального секретаря как правило, бывший министр иностранных дел одного из государств альянса должен владеть английским и французским языками.
Кандидат, получивший в ходе консультаций одобрение всех стран-участниц, официально утверждается в качестве очередного генерального секретаря блока обычно на 2 года на сессии САС. Генеральный секретарь представляет интересы Североатлантического союза на международной арене, выражает официальные взгляды альянса и выступает как глава политической и военной организации блока.
Этот был так называемый план Шумана. Затем Франция во время реорганизации военных сил страны, включила в нее немецкий корпус. Ну а после этого началось полное возрождение военных сил Германии, так как западные державы сняли все ограничения на производство военной техники в этой стране и даже амнистировали часть военных преступников. СССР отреагировало на этот шаг соответствующим образом.
Были разорваны все заключенные во время войны соглашения. Ведь фактические такое поведение НАТО могло означать только одно: подготовку к вторжению на территорию нашей страны. В результате появился еще один военный блок, в который вошел Советский Союз и страны-союзники. Это и стало началом холодной войны. Настоящее время В результате ситуация немного нормализовалась и в оправдания своей аббревиатуры, НАТО стала больше уделять внимания политическим консультациям при необходимости разрешения острых вопросов по наведению мирового порядка. В результате таких позитивных перемен напряжённость в мире несколько спала.
Политики из Москвы и Вашингтона стали чаще встречаться и даже заключили соглашение о запрете ядерных испытаний. А в конце семидесятых годов прошлого века в Брюсселе был подписан документ о нераспространении ядерного оружия. В конце века блок НАТО отметил сорок лет со дня своего создания, и по этому случаю была принята декларация, которая оправдывало то название, как расшифровывается НАТО. В ней были намечены цели организации по поддержанию мира и направление развития блока, в том числе и политические аспекты, которыми необходимо руководствоваться членам блока, чтобы не допустить новой эскалации напряженности и военных конфликтов.
В 2023 - Финляндия. В 2024 - Швеция. В 2022 году генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг официально заявил, что процесс расширения организации в восточном направлении нацелен на "сдерживание" России и является ответом на ее якобы "агрессивные действия". Организация одобрила намерения скандинавских государств, однако, для окончательного завершения процесса присоединения требуется ратификация соответствующих протоколов со стороны всех стран-участниц. И если в отношении Финляндии эта процедура прошла без задержек, то против вступления Швеции выступили Венгрия и Турция.
После длительного периода согласований Будапешт и Анкара все-таки дали свое согласие на присоединение Стокгольма к альянсу. В соответствии с процедурными нормами 7 марта 2024 года протокол о присоединении Швеции к НАТО был передан на хранение в Госдепартамент США, а 11 марта состоялась торжественная церемония поднятия флага в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, после чего Швеция официально стала 32-й страной блока. Возможное их участие в НАТО вызывает серьезные разногласия внутри организации, поскольку в альянсе опасаются, что это может привести к негативным политическим последствиям. Помимо этого, потенциальные кандидаты не соответствуют внутренним критериям для членства в организации. По оценкам аналитиков, окончательное присоединение этих стран к альянсу, если вообще состоится, является делом "далекого будущего" и используется натовскими столицами скорее в качестве способа давления на Россию. Страны - участники индивидуального партнерства ИПП В альянсе существует программа индивидуального партнерства ИПП со странами, которые не являются членами блока. НАТО и Россия 1991 год. Россия присоединилась к натовской программе "Партнерство во имя мира". Этот документ стал основой для укрепления отношений Москвы с натовскими столицами.
Главной целью этого органа стала координация военно-политических действий Москвы и Брюсселя, в первую очередь, в сфере борьбы с терроризмом. В частности, РФ и альянс сотрудничали в рамках проводимой натовцами антитеррористической операции в Афганистане. Москва предоставила возможность натовским военным совершать транзит грузов в Афганистан через свою территорию. После проведения Россией операции по принуждению Грузии к миру с целью защиты мирных граждан Южной Осетии и российских миротворцев, в НАТО резко осудили действия Москвы. Альянс оказывал всяческую поддержку Тбилиси по восстановлению военной инфраструктуры и ее оборонного потенциала, а впоследствии активно продвигал идею скорейшего вступления Грузии в блок. В Брюсселе заявили об "угрозах европейской безопасности" из-за действий Москвы и призвали полностью пересмотреть весь спектр взаимодействия с ней. Альянс фактически отказался от выполнения договоренностей в рамках Основополагающего акта, приостановив любое политическое и военное сотрудничество с Москвой. Неоднократно Брюссель объявлял персонами нон грата российских дипломатов, аккредитованных при НАТО, блокировал работу российского постпредства. На саммите руководство блока официально признало Россию "главной угрозой безопасности для альянса", а основной целью организации было обозначено "сдерживание".
Встреча НАТО на высшем уровне подтвердила такой подход и обозначила вектор организации на наращивание военного потенциала, включая военную инфраструктуру у границ с Россией. После очередной высылки российских дипломатов из постпредства при НАТО российское министерство иностранных дел объявило о "закрытии на неопределенный срок" диппредставительства при блоке. В опубликованном Москвой варианте договора с США и НАТО предлагалось закрепить соглашения об отказе от развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования вне своей территории и недопустимость дальнейшего расширения НАТО на восток. Ответа из западных столиц не поступило. Несмотря на некоторую нормализацию отношений с Россией после развала СССР, в НАТО никогда не отказывались от политики экспансии на Восток, а также наращивания своего военного потенциала. По словам президента России Владимира Путина, он неоднократно задавал представителям блока вопрос: "Зачем вы это делаете, в чем смысл? Вы думаете, на вас кто-то нападет? Ну хорошо, достаточно заключить договор". В рамках конфликта на Украине натовские страны оказывают активную помощь украинским войскам, осуществляют масштабные поставки военной техники и вооружений Киеву, а также проводят подготовку и тренировки украинских военных.
Полномочия САС и принятые решения имеют одинаковый статус и юридическую силу независимо от уровня представительства. Сессии САС на уровне глав государств и правительств саммиты проводятся для решения особо важных вопросов, как правило, раз в 2 года. Не реже 2 раз в год на уровне министров иностранных дел проходят летняя и зимняя сессии САС, в которых в зависимости от характера обсуждаемых вопросов возможно участие министров экономики и финансов, а также других министров государств — членов альянса. Решения на заседаниях этого органа принимаются по принципу консенсуса, оформляются в виде заключительного документа и подписываются представителями государств-участников. Летние сессии проходят поочерёдно в странах блока, зимние — в штаб-квартире альянса.
При необходимости принятия безотлагательных решений могут созываться внеочередные сессии САС. В период между министерскими сессиями не реже 1 раза в неделю проводятся заседания постоянных представителей государств — членов альянса в ранге послов. На них рассматриваются политические аспекты текущей деятельности блока, осуществляется согласование позиций стран-участниц по актуальным международным проблемам, координируются действия национальных правительств по проведению военно-политических мероприятий, разработанных руководящими органами альянса. КВП является высшим военно-политическим органом по решению вопросов организации руководящих военных органов и объединённых командований НАТО, утверждения планов строительства и использования коалиционных сил, выработки стратегических концепций блока, военного участия стран в союзе. Заседания комитета с участием министров обороны государств — членов блока кроме Франции проводятся 2 раза в год перед сессиями САС.
На них обсуждаются проблемы, относящиеся к планированию совместной военной деятельности, включая строительство ОВС НАТО, планы их совершенствования и всестороннего обеспечения, а также производятся назначения командующих коалиционными органами военного управления. В период между заседаниями КВП министерского уровня руководство военно-политической деятельностью альянса осуществляется постоянными представителями стран блока, которые в ходе заседаний рассматривают проблемы текущей военно-политической деятельности альянса, обсуждают и решают административно-финансовые вопросы, а также вопросы функционирования подчинённых военных органов. ГЯП — высший руководящий орган альянса по вопросам ядерной политики. Он предназначен для изучения общих проблем ядерной стратегии Североатлантического союза, разработки планов развития ядерных сил блока, рассмотрения вопросов развёртывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия , контроля над вооружением и распространением оружия массового поражения. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя.
Подготовительную работу заседаний ГЯП проводит штабная группа, которая заседает не реже 1 раза в неделю. В её состав включены высокопоставленные представители военных ведомств и государственных учреждений государств — членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиционной ядерной политики. Заседания этой группы проходят несколько раз в год под председательством представителя США. Генеральный секретарь не входит в состав какой-либо национальной делегации и подотчётен только САС. Избрание генерального секретаря происходит на основе принципа единогласия всех членов блока.
При этом кандидат на пост генерального секретаря как правило, бывший министр иностранных дел одного из государств альянса должен владеть английским и французским языками. Кандидат, получивший в ходе консультаций одобрение всех стран-участниц, официально утверждается в качестве очередного генерального секретаря блока обычно на 2 года на сессии САС. Генеральный секретарь представляет интересы Североатлантического союза на международной арене, выражает официальные взгляды альянса и выступает как глава политической и военной организации блока. В процессе консультаций при решении практических вопросов деятельности НАТО он непосредственно взаимодействует с правительствами стран-участниц, ведёт переговоры с ними в ходе официальных визитов и организует взаимодействие по выполнению решений высших политических и военно-политических органов альянса. Генеральный секретарь имеет заместителя и помощников по различным вопросам деятельности НАТО.
Брюссель, Бельгия. Исмей 1952—1957 , П.
Генсек НАТО объяснил принятие рискованных решений соседством блока с Россией
Главной целью "Союзнической силы" руководство НАТО назвало "предотвращение геноцида албанского населения Косова". такая политика со стороны НАТО не может восприниматься Российской Федерацией, как дружественная и способная учитывать интересы других стран. Содержит список членов НАТО (2020), коротко изложены цель блока, а также информация о вооруженных силах и главных партнерах Альянса. По словам генерального секретаря НАТО (2009–2014) Андерса Фог Расмуссена, организация была создана для защиты Европы от советского ав весной 1948 года Брюссельский договор, западноевропейские страны – Бельгия, Великобритания, Люксембу. Сегодня, 29 июля 2022 года, НАТО принял новую стратегическую концепцию — суть, значение, последствия. Основополагающие цели НАТО весьма жестко сформулированы первым генсеком Организации лордом Исмеем: «Держать Америку внутри, Германию внизу и Россию вовне (Европы — ред.)«.
Почему так важна статья № 5 договора НАТО?
- НАТО — 75 лет: политологи раскрыли истинный смысл существования альянса
- Что еще почитать
- Кто и когда создал блок НАТО – история, структура и организация вооруженных сил
- Организация Североатлантического договора (НАТО) — Студопедия
Welcome to nginx!
Цель создания НАТО. Мы выяснили, с какой целью было создано НАТО. 4 апреля 2024 года исполняется 75 лет со дня создания Организации Североатлантического договора. Всё это время НАТО поддерживала боевую готовность и ни разу не участвовало в военных операциях.[3] Ещё одной целью создания НАТО была легализация размещения американского ядерного оружия в Европе. СССР сообщало о несоответствии НАТО уставу ООН и настаивало на своем видении истинных целей создания организации — проведении политики «с позиции силы» и продолжении гонки вооружений.
Что такое НАТО?
Миф был раздут на основе реального факта устройства, на российской территории перевалочного пункта для грузов, используемого в целях снабжения натовской группировки в Афганистане. Перевалочный пункт в Ульяновске не обладает ни одним из признаков военной базы. Он не является экстерриториальным — это территория России, а не США, грузы досматриваются российской таможней. Там нет военных других стран. Наконец, этот пункт фактически не действует: за всё время существования через него прошёл только один пробный груз. Украинский кризис Основные статьи: Украинский кризис ; Вопросы по Украинскому кризису На фоне последствий устроенного самим Западом кризиса на Украине , США стали прилагать активные усилия, чтобы снова сплотить европейских союзников по НАТО, сокращавших, в отличие от США, военные бюджеты из года в год, вокруг идеи противостояния России.
Кроме этого в стране началась гражданская война , в ходе которой украинская армия начала планомерно уничтожать Юго-Восток своей страны. Главный претендент на президентское кресло олигарх Пётр Порошенко, до выборов говорил, что вступление в НАТО на данном этапе невозможно, кроме этого он даже отверг возможность референдума: Такой референдум на этом этапе единства не обеспечит, а это означает, что проводить его нецелесообразно. После инаугурации речи нового президента кардинально поменялись, сближение Украины с НАТО стали очевидны, более того, всплыли факты, что Порошенко давал обещания по НАТО задолго до выборов. Однако югославский кризис 1995 года дал США повод по-новому взглянуть на роль НАТО в Европе, в результате чего от оборонительных действий блок перешёл к наступательным — прямое вмешательство во внутренние дела других стран перестало быть для него под запретом. Первой натовской военной операцией под кодовым названием «Делиберейт форс» «намеренная сила» стало вмешательство в военный конфликт между Боснией и Герцеговиной и Сербией.
Путём массовых бомбардировок НАТО заставило стороны сесть за стол переговоров и завершить оформление отсоединения Боснии и Герцеговины от Югославии. На решение о начале этой агрессии повлиял отказ Сербии размещать на своей территории войска НАТО, а также желание натовцев ускорить распад республики Югославия. Альянс под предлогом защиты мусульманского населения Косово от угрозы геноцида со стороны Сербии подверг массированным бомбардировкам сербские города, в ходе которых стране был нанесён огромный урон со значительными людскими и материальными потерями. Оказалось, что на месте трагедии было не мирное албанское население, а убитые военные Сербии и прочих стран, тела которых переодели и выдали за жертв геноцида. Документы, связанные с решением о начале операции, до сегодняшнего дня остаются секретной информацией.
В ходе операции были совершены 35 000 ударов по городам Югославии. Использовано 10 000 крылатых ракет, 79 000 тонн взрывчатых веществ, 152 контейнера с кассетными бомбами. По официальным данным в ходе 77-дневной агрессии: [19] Погибших — 5 700 человек, в том числе 400 детей. Пропавших без вести — 821 человек. Избыточная смертность в результате ухудшения условий существования не поддаётся оценке.
Бомбардировка Югославии унесла много жизней и после своего окончания, так как НАТО использовало в боеприпасах ядовитый обеднённый уран.
В ответ США и их западные союзники искали способы предотвратить дальнейшее расширение коммунистического влияния на европейском континенте. В 1947 году лидеры США представили "План Маршалла", дипломатическую инициативу, которая предоставила помощь дружественным странам, чтобы помочь им восстановить поврежденную войной инфраструктуру и экономику. Странам Европы необходимо было не только восстанавливать экономику, но и обеспечивать безопасность своих границ. Некоторые нуждались в массовом притоке помощи для восстановления промышленного комплекса продовольственного производства. Другие опасались вторжения Советского Союза и просили защиты. Кроме того, все с опасением смотрели в сторону Германии, которая начала возрождаться. Соединенные Штаты хотели предотвратить коммунистическую экспансию на европейском континенте.
Они понимали, что Европа должна быть экономически сильной и перевооруженной. В результате государственный секретарь Джордж Маршалл выступил с программой масштабного экономического подъема Европы. Его план предполагал европейскую экономическую интеграцию. Кроме того, продвигалась идея постоянного взаимовыгодного сотрудничества между Европой и Соединенными Штатами. Интересный факт После своего создания НАТО продолжил свое существование в эпоху холодной войны и приобрел новые государства-члены в Восточной Европе в конце 90-х годов. Это развитие событий не было хорошо воспринято лидерами Российской Федерации и стало источником напряженности между Востоком и Западом, даже после того как холодная война закончилась.
Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов. Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии , не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики.
Североатлантический совет НАТО 1953. Структура органов НАТО. Главные органы НАТО. Проект Североатлантического договора 1949. Символы СССР.
Блок НАТО 1945 по 1953. Стратегическая концепция НАТО 2010. НАТО организация штаб квартира. Штаб-квартира организации. Штаб квартиры международных организаций.
НАТО штаб квартира где находится. Причины создания НАТО. Причины создания НАТО кратко. Причины образования НАТО. Предпосылки создания НАТО.
НАТО для чего. НАТО география. Как расшифровывается НАТО. Военно политический блок НАТО. Международные межправительственные организации :НАТО.
Официальные языки НАТО. Штаб квартира совета НАТО на карте. Формирование НАТО. Европейский Союз 1992. Образование европейского Союза в 1993.
Маастрихтский договор 1992. Презентация на тему НАТО по истории. Основные участники НАТО.
Что такое НАТО и почему вступление туда Украины не устраивает Россию. Простыми словами
75 лет назад была создана организация Североатлантического договора, или NATO, единственное предназначение которой — уничтожение Советского Союза. Что такое НАТО и для чего создана организация Североатлантического договора? Как работает статья 5 Альянса безопасности и почему Россия видит угрозу НАТО. Цель ШОС и НАТО заключается в поддержании региональной безопасности, однако принципы, задачи и результаты деятельности этих организаций коренным об-разом отличаются.
Самые известные военные операции НАТО
- Что означает НАТО
- Генсек НАТО объяснил принятие рискованных решений соседством блока с Россией
- Разделенная Европа
- Генеральный секретарь НАТО
- Когда был основан?
- Шойгу заявил, что НАТО вплотную приблизилась к границам России