27 марта 1977 года, в аэропорту Лос-Родеос на испанском курортном островке Тенерифе произошла крупнейшая в мировой истории авиакатастрофа.
В аэропорту Лос-Анджелеса пять человек пострадали из-за столкновения автобуса и самолёта
27 марта 1977 года в аэропорту Лос Родеос на острове Тенерифе на взлётно-посадочной полосе столкнулись два пассажирских суперлайнера Boeing-747. Диспетчеры направляли самолеты в аэропорт Лос-Родеос, расположенный в 70 милях от Лас-Пальмаса. Аэропорт Лос-Родеос не был оборудован обзорным радиолокатором, и диспетчерам приходилось постоянно уточнять по радио положение самолетов на земле. Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — крупнейшая в истории авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова). Аэропорт Лос-Родеос был закрыт для движения всех самолетов на два дня.
13 причин крупнейшей авиакатастрофы в истории: Тенерифе 1977
Столкновение в аэропорту лос-анджелес, столкновение в аэропорту лос-родеос фото. Во время игры он сделал 69 трамвайных рецензий с игры и реализовал один штрафной. В историю мировой авиации эта страшная авария вошла под названием «столкновение в аэропорту Лос-Родеос». 27 марта 1977 года, в аэропорту Лос-Родеос на испанском курортном островке Тенерифе произошла крупнейшая в мировой истории авиакатастрофа. 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе (Канарские острова) произошла крупнейшая авиационная катастрофа, известная как Столкновение на Тенерифе. Тогда, 42 года назад, на острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос на взлетной полосе столкнулись два Boeing 747.
Накануне происшествия
- Telegram: Contact @BadHisto
- Крупнейшая авиакатастрофа в истории. 45 лет после трагедии на Канарах
- Places to see Ru
- Что еще почитать
- Читайте также
Хронология и причины авиакатастрофы на Тенерифе
Он путешествовал вместе со своей подругой. Переговоры диспетчеров и пилотов, которые в том числе стали причинами трагедии, продолжились. В ответ на запрос на вылет от пилотов KLM диспетчеры дали инструкцию по набору высоты. Командир экипажа KLM воспринял это как необходимое ему разрешение. Диспетчер ответил «Ok», но добавил «будьте готовы к взлету, я вас вызову». Сообщения наложились друг на друга — они не были слышны в кабине KLM.
Последнее, что слышал капитан ван Зантен, — «Оk». Это насторожило бортинженера KLM, он заявил, что, возможно, другой Boeing еще на полосе, однако капитан был уверен, что получил разрешение на взлет и все в порядке. Через 14 секунд самолеты столкнулись. В записях переговоров экипажей слышно, как в кабине Pan American кричат: «Он приближается… Смотри! Кадр: NOS.
Командир судна, когда увидел второй самолет на ВПП, резко потянул штурвал на себя, пытаясь избежать столкновения. KLM ударился хвостом об асфальт, выпустив столпы искр. Усугубило ситуацию и то, что лайнер был полностью заправлен: скорость подъема такого самолета значительно ниже. KLM пробил фюзеляж Pan American, «американец» получил значительные повреждения — впоследствии через образовавшиеся дыры несколько десятков людей смогли покинуть аварийное судно. Самолет голландской авиакомпании рухнул на землю с обрубленным хвостом и крыльями.
Оба самолета загорелись. Послышался грохот. Я увидел искореженный металл, и тут же вспыхнуло пламя», — вспоминал момент столкновения Джек Ридаут. И я подумала, наверное, взорвали бомбы.
И самолеты стали выруливать на полосу для взлета. Образовалась своеобразная живая очередь. Взлет в таких условмях связан с большим риском, но командирам авиалайнеров к тому моменту уже наскучило сидеть в креслах.
Когда второй пилот KLM сообщил о готовности экипажа и запросил разрешение на взлёт, диспетчер озвучил инструкции по набору высоты. Они были восприняты как разрешение на взлёт. Диспетчер воспринял это как подтверждение готовности экипажа и ответил: "OK". На самом деле он сказал: "OK, stand by for takeoff, I will call you" «Окей, будьте готовы к взлёту, я вас вызову». Сообщения наложились друг на друга — ни одно из них не было услышано экипажем KLM. Через несколько секунд самолёты столкнулись. Авиационный английский Вероятнее всего, основной причиной трагедии стало использование диспетчером слова "OK". Оно было двусмысленным: трактовать его можно было и как разрешение на взлёт, и как простое подтверждение того, что информация принята. Сегодня слово "OK" не является стандартным для авиации.
В ответ на запрос ATC clearance диспетчер назвал борт ван Зантена «KLM 4705», видимо, от усталости и нагрузки спутав вторые цифры бортов 4805 и 1736 — незначительная, но все же оговорка. Минутой позже в ответ на обеспокоенное сообщение 1736 «Мы все еще на полосе! Спекулятивно, такое обращение могло сбить восприятие номера рейса на слух, как будто оно адресовано какому-то другому самолету. Да, эти конкретные мелочи никак не повлияли на развитие событий. Но в глобальном понимании именно вербальная мелочь привела к катастрофе. После нее короткие «отписки» вроде «ОК» или «Roger» «Принял» стали недопустимы без повторения сообщения от диспетчера — каждый участник воздушного движения стал обязан проговорить в эфире, что именно он услышал или с чем только что согласился. Отдельно разделили понятия «взлет» «take off» и «отправление» «departure» : теперь согласованный с диспетчером путь отправления нельзя перепутать с разрешением на взлет. А в тот день между жизнью и смертью стояло лишь короткое «ОК» диспетчера, сказанное в ответ на неуверенное «мы собираемся взлетать» второго пилота KLM. И эти две буквы стали спусковым крючком для ван Зантена, нетерпеливо давшего полный газ со словами «мы взлетаем». Этот момент тоже стоит рассмотреть подробнее. Здесь нельзя обойтись банальными словами «даже очень опытные люди совершают ошибки». Разумеется, можно свалить все на ошибку ван Зантена и его желание обогнать ухудшающуюся погоду. Но почему себя так повел опытнейший пилот? Ведь опыт — это в том числе способность расставлять приоритеты в работе, и человек на такой ответственной должности не мог этого не уметь. На эту тему, увы, остается только делать предположения. Конечно, первым делом приходит самое логичное объяснение произошедшего. Как должен чувствовать себя человек, с портретом которого выходят рекламные буклеты, полные высокопарных слов про голландское мастерство, преданность делу и точность, сравнимую с часовым механизмом? Вынужденный совершить ненужную посадку, которого задерживают пассажиры, заправка, на которого давит собственная компания, рассказывая прописные истины? Дурацкие профсоюзы загнали его в рамки формальностей, дурацкая погода меняется в течение получаса, дурацкие сепаратисты испортили ему легкий и заурядный рейс. Разумеется, это давит на эмоции, портит настроение. Но достаточно ли этого для критичных отклонений в поведении командира? Рекламный разворот авиакомпании KLM. Обратите внимание на заголовок: «KLM. От людей, сделавших пунктуальность возможной». Нервничал ли ван Зантен из-за задержек, зная, что олицетворяет пунктуальность KLM? Мы никогда не узнаем. Может быть и так, если, едва раздался короткий неопределенный ответ диспетчера, его лежавшая на рычагах рука нетерпеливо дала полный вперед. Но что-то не так было еще перед этим: ван Зантен дал малый газ сразу после разворота, обеспокоив своего второго пилота. Забыл ли он про ATC clearance? И забыл ли затем про отдельное разрешение на взлет? Спекуляции добавляет тот факт, что ван Зантен до этого рейса полгода работал в KLM летным инструктором. В его работу входило обучение новичков всем азам переговоров с диспетчером. Мог ли он, проговаривавший роли диспетчеров воздушного движения, невольно спроецировать этот опыт? Ошибиться, привычно проговорив в голове все стандартные фразы, и не заметить, что отдал разрешение на взлет самому себе? Это — спекуляция, хотя и не являющаяся неправдоподобной. Но есть и другой момент. Рядом с ван Зантеном сидели остальные члены экипажа. Забыл ли командир или же грубо нарушил правила — но второй пилот его одернул, сказав: «Постойте! Мы не запросили ATC clearance! Что же пошло не так? Фраза капитана «Я знаю. Она практически бесполезна без выражения лица, интонации, эмоций. Но что видел в кабине второй пилот — уставшего, раздраженного коллегу или авторитет командира, которому не хотел перечить? Когда едва дослушавший повторение вторым пилотом предписаний диспетчера капитан перебил его словами «мы взлетаем», тот не стал возражать во второй раз что-то вроде «стойте, а теперь нужно отдельное разрешение на взлет! Может быть, и первая, и вторая фраза были произнесены с нескрываемым раздражением? Или же пилот почувствовал, что командир раздосадован своей ошибкой с ATC clearance, и когда ван Зантен пропустил и запрос разрешения на взлет, уже не стал злить его еще сильнее? Ситуация не выглядит таким уж домыслом, если учесть, что налет второго пилота на Boeing 747 составлял всего лишь 95 часов против более 1500 у командира, а лицензию на этот тип самолетов выдал ему… лично Якоб ван Зантен, который, как уже говорилось, в течение полугода работал летным инструктором авиакомпании. Однако беспокойство экипажа происходящим имело место, ведь дальше был вопрос бортинженера, ушел ли рейс 1736 с полосы. И здесь уже прозвучала полная уверенность капитана ван Зантена в происходящем. Голландское слово «jawel», прозвучавшее в кабине, имеет значение не просто «да», но уверенное, аргументированное «да, именно» или «так точно».
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос. Произошло это на Канарски | Переходник
Авиакатастрофа 1977 года в аэропорту Лос-Родеос показала, что неоспоримого лидера в кабине пилотов быть не должно. Лайнеры переориентировали на соседний остров Тенерифе, в аэропорт Лос-Родеос, где в итоге образовалась пробка из международных рейсов. 27 марта на "вышке" аэропорта Лос-Родеос дежурили два диспетчера. 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос, расположенном на испанском острове Тенерифе, произошло столкновение двух самолётов Boeing 747. FRIENDS PROJECTСмотреть онлайн - СТОЛКНОВЕНИЕ САМОЛЁТОВ В АЭРОПОРТУ ЛОС-РОДЕОС | КАТАСТРОФА НА ОСТРОВЕ ТЕНЕРИФЕ 1977 ГОД. Диспетчеры направляли самолеты в аэропорт Лос-Родеос, расположенный в 70 милях от Лас-Пальмаса.
Прерванная посадка. В Барселоне российский самолёт чудом избежал катастрофы
Аэропорт Лос-Родеос был в то время самым плохо оборудованным на Канарах и считался запасным. 27 марта 1977 года в аэропорту Лос Родеос на острове Тенерифе на взлётно-посадочной полосе столкнулись два пассажирских суперлайнера Boeing-747. Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — крупнейшая в истории авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова).
Столкновение самолетов на Канарах
Факты показывали на ошибочную интерпретацию команд диспетчера, которые вызвали неправильные решения экипажа KLM. После жарких дебатов комиссией были оглашены следующие факты: Капитан Boeing авиакомпании KLM неправильно интерпретировал команду диспетчера и не прервал взлёт в момент доклада «Pan Am» о том, что их самолет всё ещё находится на взлётно-посадочной полосе. На вопрос бортинженера, покинул ли полосу «Pan Am», капитан ответил утвердительно. Помехи в радиосообщениях, постоянные вклинивания пилотов в эфир друг друга стали одной из основных причин трагедии. Он немедленно дал полный газ... Читать полностью и попытался уйти влево с ВПП на рулёжную дорожку.
Однако закончить манёвр экипажу не удалось. Самолёт начал отрыв, открылись створки люков шасси. Капитан KLM, увидев второй Boeing, резко потянул штурвал на себя. Его Boeing, ударившись хвостом о землю, резко увеличил угол атаки и скорость набора высоты, однако увеличил коэффициент лобового сопротивления и потерял скорость. Сыграл свою роль тот факт, что, пытаясь сэкономить время на промежуточной посадке, ван Зантен полностью заправил свой самолёт и взлетал с максимальной взлётной массой — скороподъёмность полностью заправленного самолёта значительно ниже.
К моменту столкновения самолёт KLM находился в воздухе. Нос и передняя стойка шасси не задели самолёт PanAm, однако не успевшие убраться основные опоры и двигатели ударили по фюзеляжу американского самолёта. После удара фюзеляж Boeing «Pan Am» был сильно повреждён, местами образовались проломы, через которые спаслось значительное число пассажиров. Самолёт проскользил по ВПП около 300 метров, после чего упал направо и развернулся на 90 градусов. Оба самолёта загорелись.
Все 234 пассажира и 14 членов экипажа, находившиеся на борту самолёта KLM, погибли. Из 396 человек, находившихся на борту Boeing «Pan Am», 326 пассажиров и 9 членов экипажа погибли.
Нос «Пан Американ» воткнулся в край ВПП, и оставшиеся в живых спрыгивали вниз на траву через разломы корпуса. С левого борта все ещё работали двигатели, возник пожар и происходили взрывы. При ударе основные стойки шасси борта KLM были срезаны.
Воздушное судно упало обратно на ВПП примерно на расстоянии 150 метров. Оно скользило ещё 300 метров, после чего завалилось вправо, повернувшись по часовой стрелке на 90 градусов. На месте крушения немедленно вспыхнуло сильное пламя. Все 234 пассажира и 14 членов экипажа, находившиеся в Боинге компании KLM, погибли. Из 396 человек, находившихся на борту Боинга «Пан Американ», 326 пассажиров и 9 членов экипажа погибли при ударе или в огне.
Так как носовая часть самолёта мало пострадала, среди спасшихся 61 человек оказались капитан, второй пилот и бортинженер.
После прохода радиомаяка Лас-Пальмаса выходите на связь с диспетчером…» Меурс повторил инструкцию слово в слово, добавив в конце не очень внятно: «Мы, э… собираемся взлетать». Радиосвязь в авиации устроена так, что настроившись на частоту диспетчера, любой борт может слышать все переговоры на данной частоте, но говорить может, только зажав тангетку, и только когда на этой частоте больше никто не говорит. Это называется полудуплексной связью — радиостанция работает только либо на прием, либо на передачу. Заговорить со своей стороны можно, только дослушав чужое сообщение до конца. Это сделано для того, чтобы диспетчер вызывал и слушал каждый самолет по отдельности. Когда второй пилот рейса 4805 KLM сообщил, что их борт собирается взлетать, диспетчер сказал: «ОК», и в следующее мгновение, чтобы его поняли правильно, снова нажал тангетку и сказал: «Будьте готовы к взлету, я вас вызову». Эм… мы все еще двигаемся по полосе, 1736!
Вторая — в 17:06:20. Любого из сообщений было достаточно, чтобы капитан ван Зантен понял: либо разрешение на взлет еще не получено, либо, что впереди на полосе находится точно такой же 747-й. Но приемник смешал два входящих сигнала, поданных одновременно, и оба они превратились в наушниках рейса 4805 в гетеродинный шум. Рейс KLM 4805 начал разгон. Он ответил на обеспокоенный запрос Брэгга: «Понял вас, 1736, доложите, когда освободите полосу». Брэгг ответил: «ОК, мы доложим, когда освободим». Экипаж рейса 1736 в этот момент как раз доехал до четвертого съезда. Ни один из них не знал, что Боинг KLM уже начал разгон.
Но капитан PanAm Граббс, будто предчувствуя что-то нехорошее, выруливая на четвертый съезд, сказал: «Давайте-ка убираться отсюда к черту! Второй пилот Брэгг закричал «Уходим! Но тяжелый самолет не сразу оторвался от земли, ударившись хвостовой частью о бетон ВПП и прочертив по нему двадцать метров, высекая сноп искр. Его хвостовая часть и кабина с грохотом отвалились. Топливо из оторванного двигателя и развороченных баков KLM хлынуло сверху на PanAm и мгновенно воспламенилось. Потерявший тягу левых двигателей 4805 пролетел два корпуса и рухнул на ВПП, по которой его протащило еще около трехсот метров. Полностью охваченный пламенем, он развернулся поперек полосы у злополучного третьего съезда, превратившись в крематорий для всех 248 человек на борту. Прибывшие на место крушения пожарные поначалу начинают тушить обломки KLM, не подозревая, что в катастрофе участвовало два самолета.
Но через разломы в корпусе и по нетронутому левому крылу самолета рейса 1736 удается спастись 70 людям, 61 из которых впоследствии выживут. Горящий Boeing рейса 1736 спустя считанные минуты после катастрофы Обломки рейса 4805 Общий план места катастрофы. В центре — обломки Boeing KLM 4805, взлетавшего слева направо по фото, на заднем плане — обломки Boeing PanAm 1736, двигавшегося навстречу. На переднем плане — рулежная дорожка, слева — третий съезд с ВПП. Официальное расследование катастрофы вызвало обширную дискуссию, но остановилось в результате на вине голландского командира — капитан ван Зантен пошел на взлет без фактического разрешения диспетчера. Однако в этой истории интересно разобрать все хитросплетения факторов, которые к ней привели. Прежде всего, нельзя однозначно назвать катастрофу в аэропорту Тенерифе «цепочкой трагических случайностей». Все приведшие к ней факторы в тексте статьи выделены жирным, и однозначно хронологическими в этой катастрофе являются только теракт, скопление самолетов, вызвавшее задержку обоих бортов на земле, и затем туман, приведший к фактическому ослеплению всех участников маневров, включая диспетчера.
Остальные факторы было бы правильнее рассматривать в рамках теории «сырных дырок». Теория швейцарского сыра или дыр в нем — не важно, суть все равно хорошо передается названием уподобляет надежность системы нескольким ломтикам сыра. Сами ломтики являются слоями защиты, уровнями отказоустойчивости рассматриваемой системы. Однако у каждой такой системы безопасности есть встроенная либо возникшая со временем уязвимость — дыра в сыре. И если несколько таких дыр окажутся в одном месте, либо станут очень большими и наложатся друг на друга — то внешний фактор проникнет под эти слои «брони», вызвав отказ системы. Модель «швейцарского сыра», илл. А какие-то «расширились», проявившись там, где их никто не ждал. Например, затор из самолетов парализует работу аэропорта и вносит напряжение в работу диспетчеров, но сам по себе не опасен для машин на земле.
Все могло обойтись, если бы очередь из самолетов взлетала, пользуясь для маневров только рулежной дорожкой, но рулежка сразу двух самолетов по действующей ВПП уже расширила «сырную дыру». Но ведь в ясную канарскую погоду два самолета видели бы друг друга все время маневров. С приходом тумана все по-прежнему было бы хорошо, работай в аэропорту наземный обзорный радиолокатор. Он позволил бы наблюдать взаимное расположение самолетов и предотвратить столкновение. Но эта большая «сырная дыра» уже была в аэропорту заранее до катастрофы. Даже задержка рейса 1736 на ВПП могла не сыграть роли — но невероятное совпадение по таймингу двух критически важных радиосообщений привело к их наложению в эфире, и полудуплексная технология поочередных сообщений не помогла. И даже это было не окончательным пройденным «ломтиком» — последнюю роль сыграли лишние 50 тонн топлива на борту KLM, ведь именно из-за них экипаж не смог оторвать машину от ВПП, отчаянно задирая нос самолета в туче искр. Другим комплексным фактором стала небрежность общения по радио.
Неформальные слова и акцент диспетчера сопровождали все переговоры с обоими бортами. В ответ на запрос ATC clearance диспетчер назвал борт ван Зантена «KLM 4705», видимо, от усталости и нагрузки спутав вторые цифры бортов 4805 и 1736 — незначительная, но все же оговорка. Минутой позже в ответ на обеспокоенное сообщение 1736 «Мы все еще на полосе!
Его же спустя восемь месяцев в том же 1970-м умудрились угнать на Кубу, где невиданный прежде Clipper встречал Фидель Кастро собственной персоной. Эти два гиганта были далеко не единственными лайнерами, вынужденными приземлиться на Тенерифе. Относительно небольшой аэропорт, в те годы рассчитанный на обслуживание лишь региональных рейсов, оказался забит рейсами международными. Все оказавшиеся тут не по своей воле самолеты, естественно, не влезли на маленький перрон Лос-Родеоса. Они заняли и почти всю единственную! Это был второй фактор, обусловивший произошедшую через несколько часов главную трагедию в мировой авиации XX века.
Якоб ван Зантен на первый взгляд был идеальным пилотом. Богатый опыт и располагающая внешность сделали его лицом авиакомпании. Его большой портрет рядом с фотографией флагмана флота украшал развороты бортовых журналов. Ко всему прочему он возглавлял и программу подготовки новых пилотов для 747-х KLM. Но этот внешне безупречный фасад скрывал неприятные для самого капитана и его работодателя проблемы. До своего последнего рейса ван Зантен не летал около полугода, занимаясь воспитанием собственных коллег в тренинг-центре. Уже на Тенерифе он одно за другим принял целый ряд решений, ставших катализатором грядущей катастрофы, начав с требования полностью дозаправить его Boeing в Лос-Родеосе. Судя по его поведению, ван Зантен отчаянно торопился. Незапланированная посадка в Лос-Родеосе вылилась в длительное четырехчасовое ожидание, после которого самолет еще должен был вновь оказаться в воздухе, перелететь на соседний остров, высадить там пассажиров, принять на борт новых и вернуться в Амстердам.
Продолжительность рабочего дня для пилотов была строго регламентирована, запасного экипажа на Канарах у KLM не было, и если бы голландский Boeing не вылетел на родину до семи часов вечера, то выполнение рейса пришлось бы переносить на следующий день. Естественно, ван Зантена, который по своей должности ведущего пилота-инструктора компании сам стал частью ее топ-менеджмента, такое потенциальное развитие событий не устраивало. Он решил воспользоваться ожиданием в Лос-Родеосе, чтобы сэкономить время на дозаправке, но в итоге лишь затянул пребывание на Тенерифе. Как только началась заправка голландцев топливом, аэропорт Гран-Канария вновь открылся и был готов принять перенесенные к соседям самолеты. Американский Boeing был полностью готов к немедленному вылету, но вынужден был дожидаться окончания дозаправки лайнера из Нидерландов, затянувшейся на 35 минут. За эти лишние полчаса погода в Лос-Родеосе успела испортиться. Ее непредсказуемый характер был еще одной особенностью этого аэропорта. Он располагается на высоте в 600 метров над уровнем моря и при определенных условиях довольно часто оказывается выше границы облачности. Так случилось и 27 марта 1977-го.
Ближе к пяти часам вечера полностью дозаправленный голландский 747-й наконец выехал на полосу. Погода еще была хорошей, но вслед за огромным самолетом с моря потянулись и облака. Сложилась специфическая, но достаточно типичная для Лос-Родеоса ситуация: пассажирский лайнер ехал к другому концу взлетно-посадочной полосы при солнечном свете, но за ним быстро наступала облачность, по сути, представлявшая собой густой туман. Так как магистральная рулежная дорожка была по-прежнему уставлена самолетами, для взлета появившийся на ВПП Boeing был вынужден проехать всю ее длину и в противоположном конце осуществить разворот на 180 градусов — задача для гигантского 747-го сама по себе непростая, но вполне выполнимая.