Часть №2 Финальным актом реализации курса на ядерное разоружение Украины и стало подписание «Будапештского меморандума».
Эксперт назвал безосновательными обвинения России в нарушении Будапештского меморандума
В момент подписания меморандума 5 декабря 1994 года суверенитет Украины не распространялся на Крым и Севастополь. "Будапештский меморандум содержит одно-единственное обязательство: не применять против Украины ядерное оружие. "Будапештский меморандум содержит одно-единственное обязательство: не применять против Украины ядерное оружие. Будапештский меморандум включает одно единственное обязательство — не применять против Украины ядерное оружие. Война России против Украины окончатeльно похоронила Будапeштский мeморандум 1994 года, по которому Украина отказывалась от ядeрных боeголовок в обмeн на гарантии бeзопасности.
Navigation menu
- Угроза Украины вернуть ядерный статус и «Будапештский меморандум»
- ТАСС: Украина была на пороге создания ядерной бомбы
- В России увидели угрозу в возможном пересмотре Киевом Будапештского меморандума
- Ответы : Кто нарушил Будапештский меморандум ?
- «Будапештский меморандум для нас уже сгорел». Зеленский вновь заговорил о ядерном оружии
Политолог Марков: США грубо нарушили Будапештский меморандум, лишив суверенитета Украину
Кроме того, по всей видимости, возобладали и иные интересы, а именно некоторых соседей Украины — членов НАТО. Так, Румыния активно выдавала паспорта жителям Одесской и Черновицкой областей[5], а Венгрия - в Закарпатье[6]. Турция до воссоединения Крыма с Россией вела активную политику на полуострове. Украина первой нарушила Будапештский меморандум. Подчеркнем, что на момент подписания Меморандума 5 декабря 1994 г. Согласно ст. Севастополь как неотъемлемой части Крыма определяется соответствующими законодательными актами Республики и не может быть изменен без согласия его граждан. Отсюда, крымскую Конституцию 1992 г. Однако 17 марта 1995 г. Кучма в одностороннем порядке силовым путём ликвидировал Конституцию Крыма 1992 г.
Эти действия режима Л. Кучмы нужно квалифицировать как государственный переворот, в результате которого произошла аннексия полуострова. При этом Украина, вопреки взятым на себя международным обязательствам, не проводила никакие консультации по этому поводу, что было предусмотрено в Меморандуме. ГД РФ приняла постановление[9], в котором руководству Украины было предложено обеспечить населению Республики Крым право на свободное волеизъявление по отношению к Конституции Крыма. Однако официальный Киев проигнорировал справедливые инициативы России. При этом Российский парламент не только не ратифицировал, но и не рассматривал Меморандум, не считая его международным договором, обязательным к исполнению. Дело в том, что согласно Конституции РФ от 1993 г. Международно-правовые акты могут быть инкорпорированы в правовую систему России только после их ратификации, одобрения. В Киеве забывают, что Будапештский меморандум был жестом доброй воли, а не обязательным документом.
Россия не стала настаивать на доработке документа из рамочной формы «договора о намерениях» в международный правовой акт, обязательный для исполнения, еще и потому, что ей была невыгодна форма украинского ядерного разоружения. Действительно, на тот момент 46 украинских ракет были нацелены на США, поэтому Украине нужно было либо разоружаться, либо возвращаться под влияние России, которая включила бы украинскую военную группировку в свою[12]. Россия могла бы сократить определенный объем ядерного оружия на территории Украины в обмен на сокращение такого же объема в США. Но США этого не предложили, а Украина предпочла разоружение в обмен на его финансирование американцами.
К этому пункту, кстати, апеллировал Киев во время кризисов с транзитом газа в 2005 и 2009 годах. Но еще раньше, в феврале 2004-го, сходная ситуация возникала с этим транзитом по белорусской территории, и тогда к нему апеллировал Минск, а в декабре 2012-го белорусский МИД в связи с санкциями США и Великобритании вызывал послов этих стран, напомнив им о меморандуме. Носителями суверенитета являются президент, другие члены украинского руководства, против которых достаточно давно были введены санкции, в частности Соединенными Штатами. ЕС угрожает им рестрикциями за то, что они воспользовались своими полномочиями в отношении принятия решения о том, подписывать или нет международный договор». Возвращаясь к тексту этого пункта, отметим, что он предполагает лишь обязательство самих трех держав не применять экономическое принуждение в отношении Украины, а не их обязательство реагировать на то, если подобное принуждение применяют другие, например ЕС или Китай.
В пункте 4 меморандума три державы «подтверждают своё обязательство добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН по оказанию помощи Украине как государству — участнику Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающему ядерным оружием в случае, если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия». Да, это уже обязательство, но исключительно на случай ядерной войны или её угрозы. Правда, все 3 страны — постоянные члены Совбеза. В общем, как может работать этот пункт меморандума, говорить трудно, поскольку после создания ООН не было ситуаций, когда какая-либо страна подвергалась опасности ядерного нападения. В пункте 5 три страны «подтверждают в отношении Украины своё обязательство не применять ядерное оружие против любого государства — участника Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающего ядерным оружием, кроме как в случае нападения на них, их территории или зависимые территории, на их вооруженные силы или их союзников таким государством, действующим вместе с государством, обладающим ядерным оружием или связанным с ним союзным соглашением». То есть речь идёт не об обязательствах участников меморандума защищать Украину, а об условиях, при которых могут применить против неё ядерное оружие. Вообще-то это место документа надо прочитать внимательно. В нынешних реалиях меморандум воспрещает России применение ядерного оружия, но вступление в конфликт ещё какой-то страны НАТО делает применение ядерного оружия Россией правомерным. И наконец пункт 6.
Не применять против Украины ядерное оружие, за исключением случаев нападения этой страной на государства, связанные меморандумом, их территории и их союзников. Проводить консультирование, если возникнут спорные ситуации, касающиеся вышеперечисленных обязательств. Китай и Франция В то время, когда был подписан Будапештский меморандум, полноправными участниками Договора о нераспространении ядерного оружия были еще две ядерные державы — Франция и КНР. Однако они не стали подписываться под текстом документа, а высказались о гарантиях путем выпуска соответствующих заявлений. Их отличие состояло в том, что отсутствовал пункт об обязательном консультировании при неоднозначных ситуациях. Правовой статус В настоящее время не утихают споры о том, является ли документ для сторон юридически обязательным. По состоянию на 2014 год Будапештский меморандум не ратифицирован. Тогда, на взгляд Рябцева, существовало понимание, что Будапештский меморандум, текст которого был принят странами-участницами, обязателен для неуклонного исполнения. Также Рябцев высказал мнение о том, что Российская Федерация еще в 2003 году, когда был конфликт вокруг острова Туза, проявила противоположную позицию по вопросу значимости и обязательности подписанного в Венгрии документа.
Бывший первый секретарь МИДа Украины заявил, что в 2010 году окончательно понял, что Будапештский меморандум 1994 года международным юридически обязывающим документом не является, поскольку проходившие в рамках работы Обзорной конференции дискуссии наглядно продемонстрировали тот факт, что обязательно выполнять нужно только тот договор, который ратифицирован государством. Вместе с тем Владимир Рябцев не соглашается с превалирующей в настоящее время классификацией Меморандума в качестве документа, выражающего обязательства сторон, а считает его межгосударственным договором, четко закрепляющим выполнение прописанных положений.
В статье рассмотрена история этого соглашения, возникшие проблемы при его заключении и реализации, а также дан прогноз о будущем этого документа. Согласно подписанным в 1991 году Беловежским соглашениям, ядерным оружием, которое осталось в бывших союзных республиках, предполагалось управлять сообща. Об этом гласит статья 6 соглашения о создании СНГ и роспуске СССР: «Государства — члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением. Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил». Несмотря на это, уже через 20 дней после подписания Беловежских соглашений ядерное оружие решено было не оставлять в постсоветских республиках, которые обрели независимость, а передать его России и было подписано новое соглашение в Алма-Ате, «Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия», которое предписывало присоединение Беларуси, Украины и Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия ДНЯО в качестве неядерных государств ст.
Стоит отметить, что этот документ подлежал ратификации и вступал в законную силу только после проведения этой процедуры, что и было сделано высшими органами власти России, Украины, Беларуси и Казахстана. Лиссабонский договор В 1992 году ситуация с ядерным оружием, находившимся на территории Украины, Казахстана и Беларуси, получила продолжение. Развал Советского Союза внес коррективы в этот договор. Если Россия сразу заявила о том. Поэтому после того, как были подписаны соглашения в Алма-Ате, предусматривающие вывоз советского ядерного арсенала в Россию, было заключено дополнительное соглашение, которое обязывало Казахстан, Украину и Беларусь принять на себя обязательства по СНВ-1, а также накладывало новые по вступлению этих государств в ДНЯО, но уже как стран, которые не обладают ядерным оружием. Все страны-подписанты, за исключением Украины, быстро согласились взять на себя новые обязательства, так как за отказ от ядерного оружия предполагалась щедрая денежная компенсация, а сам вывоз ядерного арсенала осуществлялся на безвозмездной основе. Беларусь кроме всего прочего также получила помощь от Германии, Швеции и Японии в обеспечении дополнительной безопасности ядерно-опасных объектов.
Украинская же сторона отказывалась сразу ратифицировать договор, настаивая на необходимости предоставления гарантий от стран-членов ядерного клуба, а также требовала больших компенсационных выплат. В 1992 году Верховная рада Украины провозгласила безъядерный статус государства и в результате, помимо денежной компенсации Украина также получила бесплатные поставки ядерного топлива для АЭС, которые располагались на ее территории. Трудности соглашения Украинская сторона всячески отказывалась идти на уступки. Доподлинно неизвестно, чем было продиктовано такое поведение, однако, она пыталась навязать свои условия России и США. В 1993 году Украина ратифицировала СНВ-1, но с собственными поправками в документ. Эти поправки предусматривали сохранение ядерного статуса государства, хотя, де-факто, на территории Украины уже не было ядерного оружия.
Опасные игры: чем для мира обернется создание Украиной ядерного оружия
В Будапештском меморандуме о гарантиях безопасности упоминаются три идентичных политических соглашения, подписанных на конференции ОБСЕ в Будапеште, Венгрия 5. Итак, текст оригинала Будапештского Меморандума, если доверять сайту Обьединеных Наций или Российскому сайту С нами понятно, а вот почему «Будапештский меморандум» не ратифицировали США и Великобритания – так и остается неясным.
В Москве ответили Лукашенко на слова о признании Крыма: Ничто не мешает
И это — ключевой вопрос, потому что, если мы не выполняем или не собираемся выполнять их, то было бы несправедливо требовать выполнения от других гарантов. Когда мы подписывали Будапештский меморандум, мы абсолютно четко руководствовались пунктом 2 нашей Декларации о государственном суверенитете, где было провозглашено намерение Украины руководствоваться в своей политике двумя принципами: принципом отказа от ядерного оружия и принципом принятия статуса постоянного нейтралитета. Именно в этом контексте и шло подписание Будапештского меморандума. Он был связан, с одной стороны, с присоединением Украины к договору о нераспространении в качестве ядерной державы. Если посмотреть на суть Будапештского меморандума, то стратегические государства, которые несут ответственность за безопасность в мире, а именно, все члены Совбеза ООН, дали Украине согарантии. Мы в дальнейшем могли всю внешнюю политику и политику безопасности базировать на Будапештском меморандуме.
Так, меморандумы, хотя и являются дипломатическими документами, но, как правило, не содержат каких-либо обязательств, а являются изложением мнения по тому или иному вопросу. Проблемой кроме этого является и то, что Будапештский меморандум не был ратифицирован ни одним парламентом стран-подписантов, что говорит о юридической недоработке документа. Также в тексте меморандума не предусмотрено никакой ответственности для стороны, которая нарушит его положения.
В завершении можно добавить еще и проблему лингвистического характера. Бывший посол США на Украине Стивен Пайфер, который участвовал в процедуре подписания меморандума, заявил: «В английском тексте меморандума присутствует слово «assurances», то есть «заверения в поддержке», но не «guarantees» гарантии. Это важное отличие. Например, наши союзники по блоку НАТО обладают гарантиями в области безопасности. В случае Украины мы говорим о заверениях. Это менее сильное слово. Во-вторых, в меморандуме не был прописан механизм ответных действий, кроме обращения к Совбезу ООН, если против Украины будет применено ядерное оружие». Стоит отметить, что текст меморандума тщательно согласовывался с юридическим отделом Вашингтона, который настаивал именно на такой формулировке.
Выводы События 2014-2022 годов вновь породили жаркие споры по поводу Будапештского меморандума. После вхождения Крыма в состав России, представители G7: Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США, заявили о нарушении Россией Будапештского меморандума, так как согласно мнению представителей этих стран, РФ нарушила пункт 1 этого меморандума, нарушив суверенитет и территориальные границы Украины. Во время саммита по ядерной безопасности, проходившем в 2014 году в Гааге было принято решение о приостановке членства России в G8, так как согласно мнению официальных лиц остальных семи государств, Россия нарушила Будапештский меморандум. Действующий президент Украины В. Зеленский в феврале 2022 года пригрозил денонсированием меморандума, если страны-подписанты не соберутся на конференцию и не предпримут определенных действий. Также в свой речи он добавил, что выход из этого меморандума, якобы, позволит Украине вернуть ядерный статус, однако, это не так. Для попытки вернуть ядерный статус Украине потребуется денонсировать соглашение о вступлении в ДНЯО, что повлечет за собой серьезную международную санкционную реакцию.
Это менее сильное слово. Во-вторых, в меморандуме не был прописан механизм ответных действий, кроме обращения к Совбезу ООН, если против Украины будет применено ядерное оружие», — приводит слова американского дипломата «112 Украина». Как отметил в беседе с RT эксперт Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько, меморандум перестал работать после того, как в Киеве начали нарушать конституционное право в ходе так называемой оранжевой революции 2004 года, а также государственного переворота в 2014 году, в результате которого был отстранён действующий президент и пришли к власти Александр Турчинов, Арсений Яценюк и Пётр Порошенко. Так, 2 декабря в интервью западным СМИ он отметил, что для защиты Украины требуется принятие нового международного соглашения. Это было серьёзное соглашение, которое не было выполнено. Я считаю, что каждый документ должен говорить о правах и обязанностях, а также ответственности. В меморандуме не было пункта об ответственности», — приводит слова Зеленского «Интерфакс». Президент добавил, что хотел бы, чтобы США, Китай, Россия, а также другие игроки и страны ЕС подписали «новое большое соглашение», которое защитит суверенитет и территориальную целостность Украины. Несмотря на то что Будапештский меморандум не был обязывающим международным соглашением, Киев упорно считает его таковым, чтобы поддерживать собственную риторику, говорит Богдан Безпалько. Сейчас для Зеленского актуальный вопрос — Минские соглашения и формула Штайнмайера, от которых он максимально хочет отклониться, в том числе и путём размывания повестки: включением туда переговоров по газу, Крыму, упоминанием в прессе Будапештского меморандума», — пояснил Безпалько. При этом в украинском политическом истеблишменте указывают на то, что странам Запада не интересно закрепление каких-либо новых обязательств по отношению к Украине. Однако подобные заявления уже давно не вызывают никаких эмоций. Я думаю, что Зеленский пока ещё этого не понял», — отметил источник RT в партии «Голос». По мнению собеседника RT из партии «Батькивщина», президент не осознаёт того, что никто не собирается подписывать никаких новых соглашений. На территории Украины идут военные действия. Какие в этой ситуации могут быть гарантии?
Он подчеркнул, что это «вдвойне недопустимо», учитывая недавние заявления Киева о необходимости превентивных ударов стран НАТО по России. Также дипломат отметил, что не Россия, а Вашингтон и Киев своими действиями нарушили Будапештский меморандум. По его словам, договоренности «были подорваны дестабилизирующим курсом Вашингтона и его союзников на безудержное продвижение НАТО и военное освоение постсоветского пространства в ущерб фундаментальным интересам безопасности России», что противоречит содержанию будапештских документов. Константин Воронцов: «На протяжении многих лет не соблюдал будапештские обязательства и сам Киев, в частности, те из обязательств, которые предполагали противодействие росту агрессивного национализма и шовинизма.
«Будапештский меморандум для нас уже сгорел». Зеленский вновь заговорил о ядерном оружии
Я хотел бы обратиться к еще одному пункту [Будапештского меморандума], там было сказано: не пытаясь создать себе каких-либо преференций со стороны этих стран. В Будапештском меморандуме о гарантиях безопасности упоминаются три идентичных политических соглашения, подписанных на конференции ОБСЕ в Будапеште, Венгрия 5. В России посчитали угрозой допущенный официальным Киевом пересмотр Будапештского меморандума, в рамках которого Украина в 1994 году отказалась от запаса ядерного оружия. Если конфликт имел место в нескольких новостях, то очередность нарушения в каждой новости определяется отдельно. "Будапештский меморандум содержит одно-единственное обязательство: не применять против Украины ядерное оружие.
В МИД пояснили, что Россия не обязана признавать госпереворот на Украине
К участию в конференции было предложено привлечь государства, гарантировавшие в 1994-м безопасность Украине, а также других основных геополитических игроков. Крымский кризис и соблюдение Меморандума Президент РФ Владимир Путин на фоне событий в Крыму 1 марта 2014 года получил разрешение от Совета Федерации использовать на территории украинского государства Вооруженные силы России до тех пор, пока не будет нормализована общественно-политическая обстановка в этой стране. Такие меры были обусловлены, по словам Путина, сложившейся на Украине экстраординарной ситуацией, угрожающей жизни наших соотечественников, а также тем, что в соответствии с международным договором на территории украинского государства дислоцируется личный состав воинского контингента ВС РФ. Официально о вводе войск никто не заявлял, но имели место многочисленные случаи захвата людьми без опознавательных знаков военных объектов ВС Украины. По мнению украинских властей, это были российские военнослужащие. Заявления Путина Президент России сначала отрицал то, что наши солдаты участвовали в Крымском кризисе. Однако уже после вхождения Крыма в состав РФ Путин подтвердил, что российские военнослужащие поддерживали силы самообороны полуострова при проведении референдума. Такие действия, по словам президента, были предприняты с целью обеспечения условий для свободного изъявления воли крымчан и сохранения в Крыму мирной обстановки. Позже Владимир Путин говорил, что Россия никогда и не скрывала факт использования своих войск для блокировки воинских подразделений украинцев. Будапештский меморандум глазами властей России Наша страна официально отвергает всяческие обвинения в нарушении договоренностей 1994 года и вообще их применимость к произошедшей в Крыму ситуации.
Российский президент 4 марта 2014 года высказал мнение о том, что, поскольку в Украине произошла революция, можно считать, что на ее территории образовалось новое государство, и Россия по отношению к нему не подписывала никаких обязывающих документов.
То есть не шантажировать Украину, ну, например, заявлениями «мы вам отключим газ». Добиваться незамедлительных действий со стороны Совета Безопасности ООН с целью оказания помощи Украине как государству — участнику Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающему ядерным оружием, в случае, если она станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия. То есть не ветировать резолюции в Совбезе, направленные на оказание помощи Украине. Не применять ядерное оружие против Украины как государства — участника Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающего ядерным оружием, кроме как в случае нападения на них, их территории или зависимые территории, их вооруженные силы или их союзников таким государством, действующим вместе с государством, обладающим ядерным оружием или связанным с ним союзным соглашением. И вот тот самый пункт, на который ссылается Россия. Россия выделила один из пунктов, о котором постоянно упоминает. Украина в лице главы МИД Павла Климкина напоминает о всех остальных пунктах договора, который был нарушен. Россия нарушила и дальше нарушает п. Впрочем, есть еще одна причина, которую называют в России как аргумент в контексте невыполнения меморандума.
Это ратификация. А точнее то, что документ не был ратифицирован ни одной из сторон. И касательно этого тоже возникают споры. В России утверждают, что таким образом документ вообще недействителен. Оппоненты этой позиции кивают на последнее предложение в тексте меморандума, которое выглядит вот так: «Настоящий меморандум будет применим с момента подписания», а не ратификации. Тут же стоит вспомнить пункт 1 статьи 12 Венской конвенции о праве международных договоров: «Согласие государства на обязательность для него договора выражается путем подписания договора представителем государства, если: a договор предусматривает, что подписание имеет такую силу».
Также президенты подчеркнули, что Украина слышит только "суровые предупреждения" агрессору, и что он заплатит "цену", однако она не будет включать "Северный поток 2" и SWIFT. Мы хотим сохранить свою монополию. Но мы предлагаем тебе в обмен на подлинную защиту нашу подлинную поддержку. Вот тебе наше слово - честное слово сильного.
Мы тогда поверили, хотя в том же 94 году один из подписантов Будапештского меморандума в частном разговоре печально предупреждал: вас обманывают. Сегодня - решающий момент, когда можно доказать, что Будапештский меморандум не был простым обманом.
С первого же взгляда на этот текст заметно, что три последних пункта хоть как-то соответствуют теме — а именно отказу Украины от ядерного статуса, а вот первые три либо дублируют обычное международное право, либо не соответствуют последним трем. Действительно, если «никакое их оружие не будет использоваться», то зачем тогда отдельно писать: «не применять ядерное оружие»? Создается впечатление, что какие-то пункты были вписаны в текст «Меморандума» без серьезной работы над документом. О том, как этот документ принимался и подписывался, сообщал свидетель процесса ядерного разоружения, президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов: «Я присутствовал на заседании ОБСЕ в Будапеште в 1994 году, когда нам давали гарантии Россия, Великобритания и США, а затем — Франция и Китай. Со стороны все выглядело очень несерьезно.
Представьте картину: Ельцин пьяный стоит на сцене, обнимает лидеров вышеназванных стран. У меня все это не вызывало доверия... Но самое главное — гарантии где-то «потерялись». Почему российский парламент его не только не ратифицировал, но и не рассматривал, примерно понятно. Не все, подписанное Ельциным, стоило выполнять, как, например, Европейскую энергетическую хартию, которую наш парламент также не ратифицировал. И слава Богу, что какая-то демократия у нас все-таки тогда существовала. Нам этот документ был невыгоден, потому что ставил Россию в совершенно дурацкую позицию при любых экономических переговорах: мы, согласно его букве, не имели возможности торговаться.
Ведь экономическое давление нам запрещалось... Невыгодна нам была и форма украинского ядерного разоружения.
Украина первой нарушила Будапештский меморандум
По словам Фельдгузен, проблема того же Донбасса нормально обсуждается в формате «нормандской четверки» — Германия, Франция, Россия, Украина. Апелляция Киева к «будапештскому формату» — фактическое приглашение в «нормандский формат» США и Великобритании. А если будет 7 или 8 участников, это еще хуже», — сказала посол Германии на Украине. Как и Анку Фельдгузен.
Продолжающиеся нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины со стороны России может только ухудшить международное положение России и привести к еще более серьезным политическим и экономическим последствиям.
Во время встречи Правительства США, Великобритании и Украины обсудили шаги, необходимые для восстановления территориальной целостности Украины, и призвали Россию присоединиться к проведению консультаций с Украиной в соответствии с обязанностями в рамках Будапештского меморандума. США, Великобритания и Украина согласились, что прямые переговоры между Украиной и Россией при содействии, в случае необходимости, членов международного сообщества, являются решающими для урегулирования текущей ситуации. Они также согласились, что международные наблюдатели должны быть немедленно направлены в Украину, в частности в восточную Украину и Крым. Три Правительства подтвердили важность защиты прав всех граждан Украины и выразили уверенность в том, что международные наблюдатели помогут снять любую обеспокоенность относительно нерегулярных войск, военной активности и отношения ко всем украинцам, безотносительно к их этнической принадлежности или языку, на котором они говорят.
Поделиться данной страницей.
Что затем и было сделано 6 июля того же 1992 года. Еще раз, как грится - для понимания.
Три республики бывшего СССР, как обладатели определенных арсеналов ядерных вооружений, - Украина, Белоруссия и Казахстан, - к 6 июля 1992 года обозначили себя государствами, не обладающими ядерным оружием. В 1992 году. А когда был подписан Будапештский меморандум?
Правильно, 5 декабря 1994 года - два с половиной года спустя. Причем подписано их было в тот же день и в том же месте сразу три: Будапештский меморандум для Украины , Будапештский меморандум для Казахстана и Будапештский меморандум для Белоруссии. Того же дня, 5 декабря 1994 года, вступил в силу договор СНВ-1 благополучно исполненный и завершивший свое действие в 2009 году.
И вот уже сколько лет мы с этим живем - с Белоруссией и Казахстаном в полном согласии и подтвержденными делом гарантиями защиты от внешних угроз. И только от Украины все последние восемь лет - причитания, причитания, про якобы совершенную Украиной ошибку, мол, "зря мы согласились отказаться от ядерного оружия", что их обманула злая Россия, бу-бу-бу, бу-бу-бу... Но, позвольте...
Из Будапештского меморандума совершенно не следует, что Российская Федерация должна а уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины безотносительно к тому, что позволяет себе украинская власть по отношению к русскоязычной части населения; б принуждать части Украины, не признавшие самопровозглашенную майданом власть, оставаться в ее составе в не признавать право народа этих частей на самоопределение и не признавать результаты референдума этих частей. Помимо всего, имеется у нас железный аргумент против распространенного в украинских кругах утверждения будто русские обманули доверчивых укрыйинцiв. Два аргумента.
Украина, в обмен на свой безъядерный статус, всё-всё-всё получила, а потому заявлять, дескать мы передумали, давайте нам статус ядерной державы обратно - так в большой политике не годится, тут вам не подворотня. Получили плюшки - снямнямали - на здоровье, ступайте. Как оно всё было, напоминаю.
По словам Фельдгузен, проблема того же Донбасса нормально обсуждается в формате «нормандской четверки» — Германия, Франция, Россия, Украина. Апелляция Киева к «будапештскому формату» — фактическое приглашение в «нормандский формат» США и Великобритании. А если будет 7 или 8 участников, это еще хуже», — сказала посол Германии на Украине. Как и Анку Фельдгузен.
В МИД пояснили, что Россия не обязана признавать госпереворот на Украине
Вашингтон и Киев своими действиями нарушили Будапештский меморандум, заявил заместитель директора департамента по нераспространению и контролю над вооружениями. Что же сказано в Будапештском меморандуме и может ли он иметь какое-то реальное значение для миротворческого процесса на востоке Украины? Самое интересное, однако, заключается в том, что на сегодняшний день Будапештский меморандум вовсе не утратил своей актуальности.