Еще до того, как Масленица стала Масленицей, блины традиционно пекли в память об умерших, поминая их таким образом. Готовые наборы для обрядов Онлайн тесты и гадания здесь Сайт интернет-лавки «Северная Ск. Масленица — старинный русский народный праздник, который отмечают за неделю до Великого поста.
Масленица – праздник с душой и от души
Страстные пятница и суббота. В Антиохийской церкви Пасхальный пост длился неделю, поэтому Великий пост насчитывал 7 недель. Эта практика была заимствована Константинопольской Церковью, и стала основой для существующего по сей день богослужебного цикла Постной Триоди. Страстные Пятница и Суббота. Однако начиная с IV в. Следовательно, они не могли считаться постными, если не в отношении разрешенной пищи, то по характеру богослужений, совершаемых в эти дни. Многие считали, что субботы и воскресения необходимо выключить из общего числа великопостных дней и добавить еще неделю, так, чтобы Великий пост насчитывал в общей сложности 8 недель. В VII в. В среду и в пятницу Сырной седмицы вместо Божественной литургии совершается особое богослужение, схожее с великопостным чином.
Пехота, как правило, защищает крепость, конница же пытается ее разрушить. Василий Суриков даже посвятил этому действию одну из своих работ. Пятница — тещины вечерки. В этот день, наоборот, мать дочери сама наведывается в дом к зятю, и тот так же должен накормить ее символом Масленицы. Причем приходит теща не одна, а с «товарками» — подружками, чтобы похвастаться перед ними, какое уважение ей оказывает зять. Суббота — золовкины посиделки. В предпоследний день Масленичной недели молодые невестки приглашали к себе в гости родственников мужа, в первую очередь, золовок. Если золовки были незамужние, то приглашались также холостые подруги невестки. А если уже семейные, то и подруги приглашались те, что замужем. Воскресенье — проводы. Народ начинал подготовку к Великому посту. Просили прощения у близких, поминали усопших. Всю еду доедали, а что оставалось — сжигали. Тщательно мыли посуду, а затем шли в баню. Завершало праздник торжественное сожжение чучела Масленицы, а оставшийся от него пепел развеивали над полями, чтобы грядущий год был урожайным. Как сделать чучело на Масленицу своими руками Сожжение чучела во время праздничных гуляний на городских площадях носило глубокий сакральный смысл. Таким образом наши предки прогоняли зиму и приветствовали весну.
И сейчас почти в каждой семье обязательно существует традиция — хотя бы один раз за неделю непременно полакомиться блинами. Масленичные дни Понедельник — первый день Масленицы называется "встреча". В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. В старину верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше будет урожай и длиннее уродится лен. Из соломы делали чучело Масленицы, одевали его в старую женскую одежду, насаживали чучело на шест и с пением песен возили на санях по деревне. Затем это чучело ставили на снежной горе, с которой и начиналось катание на санях. К этому дню достраивались качели и балаганы. Начинали печь блины. В этот день родственники ходили друг к другу, чтобы договорится, как провести неделю. Вторник — "заигрыш". В этот день принято было заводить веселые игры и угощать за созданное веселье блинами. Молодежь с утра шла кататься с гор и есть блины. Этот день был особенно волнительным для незамужних девушек, поскольку на заигрыш устраивались смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. Среда — "лакомка". В этот день все хозяюшки готовят различные вкусности в больших объемах и украшают ими богатый стол, но блины естественно на первом месте. Также в этот день теща демонстрировала расположение к зятю и приглашала его на угощенье. В деревнях в складчину сообща варили пиво. Четверг — "разгуляй". С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь — гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Народ предавался всевозможным потехам, ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям, шумным пирушкам. В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях "по солнышку" — то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Это было самым любимым и красивым масленичным обрядом. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами.
Однако в эти 7 дней от мяса уже нужно отказаться. Таким образом, Масленица - это постепенные ограничения в еде, скрашенные весельем, радостью и потехами. Об этом напоминает и народная поговорка: "Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай". Сырная седмица в православии - это преддверие покаяния, воздержания, период предочищения. Также стоит помнить про последний день седмицы - Прощеное воскресенье. В этот важный день все верующие просят у близких, родных и знакомых прощения и прощают взаимные обиды и согрешения. Это делается для того, чтобы вступить в Великий пост с чистым сердцем и доброй душой. История и традиции МасленицыСкоморохи, ряженые, чучело Масленицы, потешные забавы на открытом воздухе и горячие блины - эти неизменные атрибуты проводов зимы и встречи весны окончательно приобрели современный облик только в Александровскую эпоху. Патриарх Адриан сократил празднование Масленицы с 14 до 7 дней и видоизменил ее традиции. Церковь ввела запрет на мясные блюда в Масленую неделю и убрала откровенный языческий подтекст праздника. Традиция есть молочную пищу, в особенности налегать на блины, в период Масленой недели появилась задолго до Крещения Руси. Связано это с тем, что в конце марта, а именно тогда раньше праздновали Масленицу, в деревнях телились коровы, на столах появлялось молоко, а вместе с ним сметана и творог. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, особенно, когда ожидается приплод, а осенние запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основными блюдами на столе у крестьян. Гулять на Масленицу не только можно, но и обязательно нужно. Считалось, чем веселее отметишь Масленицу, тем лучше пройдет год. А те, кто пренебрегал гуляньями, не ел блины и грустил дома, упускал все радостное из своей жизни. Именно поэтому Масленица так богата на забавы: хороводы, частушки, театрализованные представления, бои мешками, перетягивание каната, катание на санях и качелях, ловля гусей, кулачные бои и многое-многое другое. Самым важным делом на Масленицу считалось найти свою вторую половинку. Парни и девушки искали себе пару, а веселая кутерьма лишь сопутствовала им. Поэтому девушки красиво наряжались, а парни старались проявить всю молодецкую удаль на потешных состязаниях и показать себя с лучшей стороны. Во время гуляний, хороводов, катания с горки или на качелях, походов в гости молодые знакомились, затем, если невеста приглянулась, жених отправлял к ней в дом сватов. Особое внимание хозяюшки уделяли блинам. Традиция печь блины на Масленицу - дело важное, поэтому для такого случая подходил только проверенный рецепт. Женщины старались, чтобы блины получились красивыми, одинаково ровными и круглыми.
Какова история возникновения масленицы?
На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» православной церкви. С принятием христианства время празднования Масленицы пришлось сдвинуть и сократить наполовину — на целую неделю. Масленица является одним из самых ярких и весёлых народных праздников и отмечается в неделю перед началом Великого поста.
Масленица: история праздника и его традиции
Масленица в вопросах и ответах: откуда появился праздник и как его отмечать? Петром I было учреждено празднование Масленицы. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю неделю перед Великим постом. Для славян в дохристианские времена Масленица символизировала пробуждение природы, ее обновление, а значит, и подготовку к полевым работам. Народное гулянье длится неделю и завершается Прощенным ицу начинают пра.
Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ
По мнению этнографа Дмитрия Баранова, популярность Масленицы в наши дни можно объяснить тем, что она понятна и связана с простыми вещами - едой, весельем, встречей весны. История масленичного застолья Считается, что русская Масленица ведет свое начало из языческого праздника, совершавшегося в честь Велеса - бога плодородия, покровителя домашнего скота и богатства. Это подтверждает и само меню праздника, в котором преобладают изделия из коровьего молока и муки. Для описания праздника Масленицы используется преимущественно "пищевая" терминология. Ее названия - Объедуха, Обжорница, Блинница, Блиноедка, Сырная неделя, Прожорная неделя - напоминают о том, что главный ритуал этого магического периода - это сплошное столование. Смысл названия в том, что праздничный день - "пустой" от трудов, когда время должно остановиться, а время приема пищи в отличие от будней не ограничено строгими рамками". Многие ученые считают, что магические мотивы масленичного обжорства - во-первых, плодородие: люди хотели таким образом вызвать обильный урожай. Второй тайный смысл - опустошение, уничтожение прошлого, чтобы в новый мир войти заново рожденными. Первое место на масленице занимали блины, которых, как писал в XIX веке исследователь Иван Божерянов, "обычай позволял есть до пересыта" и вообще следовать пословице: "Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду". К масленичным блюдам в разных регионах относили также пряники, пироги, орехи, молочные продукты и блюда из творога.
Но наряду с этим запрещалось употреблять в пищу "рогатых, крылатых, рылатых и носатых животных, исключая рыб-водоплавок, икры, нежно-розовой семги". Это указывает на еще один важный момент. Масленицу называют также Мясопустной неделей, что напоминает о ее близости к Великому посту - при всем обилии масленичного стола на нем уже не было мяса. Здесь исследователи проводят параллель с европейским карнавалом, название которого трактуется как "прощание с говядиной" - carnis-vale лат. Остатки не сладки Обычай требовал, чтобы еды на Масленицу приготавливалось с запасом - больше, чем могли съесть, а обращение с излишками тоже строго регламентировалось народной традицией. В Прощеное воскресенье масленичные блины бросали в костер, на котором сжигали чучело зимы. Это тоже был способ поминовения усопших - в древние времена Зима на масленичном костре олицетворяла славянскую богиню смерти Морену поэтому ее обязательно изображали с закрытыми глазами, чтобы живые не могли встречаться с ней взглядом. Оставшаяся от Масленицы пища считалась в последующие дни "поганой", и даже самые бедные крестьяне старались ее не есть. Доедать блины можно было только в первый понедельник Великого поста, который называли "тужилками" от слова - тужить, то есть скучать, печалиться.
В этот день женщины тщательно убирали дом от остатков жира, масла и других следов масленичной трапезы, а мужчинам позволялось опохмелиться и сходить в баню. Наступало трудное время поста, когда ничего скоромного, то есть мясного и жирного, есть не разрешалось. Традиции изготовления блинов Блин - одно из древнейших изделий русской кухни, появившееся еще до IX века, в языческие времена. Однако на Масленицу производство блинов требовало не только кулинарного мастерства, но и соблюдения определенных правил. О том, что "опару для блинов стряпухи приготовляют с особыми обрядами", писал в XIX веке Иван Божерянов в историческом очерке "Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу": Одни опару готовят из снега, на дворе, когда выйдет месяц. Здесь они причитывают: "месяц ты месяц, золотые твои рожки! Взглянь в окошко, подуй на опару", от этого будто блины бывают белые и рыхлые. Другие выходят вечером готовить опару на речку, колодезь или озеро, когда появятся звезды Исследователь подчеркивал, что "приготовление первой опары содержится в величайшей тайне от всех домашних и посторонних", потому что "малейшая неосторожность стряпухи наводит на хозяйку тоску на всю Масленицу". Таинственность, с которой готовились блины, подчеркивает то, что наши предки наделяли их магическими свойствами.
Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения. И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием.
Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна — поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники. По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.
После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей. Традиции, обычаи и обряды Масленицы Первый интересный обычай — есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка.
Отсюда и название — Масленица, Масница, Блинница. Еще одно пожалуй, даже более древнее название этого праздника — Колодий. Связано оно с обычаем, который и в поздние времена на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо — «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это — человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник — «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни».
В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия. В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.
Следующая особенность праздника — тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси — это его «женскость». Масленица так и звалась в народе — Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху — заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия — и девственности восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты , и материнства женщина-мать, женщина-хранительница , и мудрости женщина-старушка, женщина советчица.
Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало! Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника. К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников.
Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе.
Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду.
В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями.
Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю.
А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н.
Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению.
Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование».
Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в.
Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта».
Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи. Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране.
Что делать православному на Масленицу?
Праздничные компании, предавшись объедению и пьянству, становятся бесчувственны, и в таком состоянии человек бывает невоздержен и необуздан во всех отношениях. И такое состояние человека приводит к разным несчастиям. Святитель Тихон говорит: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют Масленицу», затем говорит, что самое празднование Масленицы — это дело языческое. У язычников был бог ложный, изобретатель всякого пьяного питья, он назывался по-гречески Вахос. Сему скверному божку язычники установили особые в году праздники, которые и доныне по их наименованию называются вакханалии, они проходят в пьянстве, объедении, в бесчинных играх и разных мерзостях. Такое празднование Масленицы делает человека недостойным даже называться христианином, потому что он не слушается указаний святой Церкви.
Церковь на период масленой недели ограничивает своих чад церковных в пище, не разрешает вкушения мяса, в богослужении в среду и в пятницу не совершается литургия по ее торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию, с поклонами. Эта неделя начинается с воскресенья, а на литургии в этот день читается Евангелие о втором пришествии Иисуса Христа и о Страшном Суде. Этим евангельским чтением Церковь предлагает настроиться к встрече праведного Судьи, напоминает о Страшном Суде и о том, что каждый человек будет отвечать праведному Судье, когда Тот будет спрашивать каждого человека о том, как он прожил свою жизнь. И чтобы Господь не осудил за содеянные грехи, нужно покаяться. Время Великого поста — это время покаяния и молитвы. Но чтобы искренно покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва, которые как два крыла, возносящие душу человека на небо. Но пост тогда будет действенен, когда он будет сопровождаться добрыми делами.
Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству. В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния. Масленая неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, Который сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» Мф. Народный обычай прощения в древней Руси заключался в том, что после домашней вечерней молитвы младшие с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивали прощения у них, тоже кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками — своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году. В начале XVII века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не виделись, — целуются, приговаривая: «Прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».
При дворе московских государей обряд «прощения» развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощеное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе. Здесь пели прощальные песнопения и произносилась глубоко-покаянная проповедь патриархом. Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей.
В этот день русские цари отпускали на свободу многих заключенных. Святая Церковь в Прощеное воскресение вспоминает грехопадение первых людей и потерю рая. Этим она напоминает, что грех послужил причиной человеческих страданий и всех несчастий человеческой жизни. Иисус Христос пришел к человекам, чтобы спасти род человеческий и даровать ему потерянный рай и жизнь вечную. Но чтобы получить спасение, надо покаяться. Первые слова проповеди Иисуса Христа — это призыв к покаянию. На масленой неделе мы должны подумать, как нам принести искреннее покаяние в течение Великого поста, чтобы души наши воскресли к Пасхе вместе с Воскресшим Христом и чтобы Он сподобил нас радоваться вечной радостью вместе с Ним и со всеми святыми, прославляя Святую Троицу во веки веков.
Блины, блинчики, оладьи — простые рецепты, вкусные блюда! Блины обыкновенные Мука 2,5 стакана Яйца 4-5 шт. Сахар 100 г. Масло 200 г. Молоко 3-4 стакана Для обыкновенных, тонких блинчиков тесто готовят из муки, молока, яиц и соли. Для начала нужно отделить желтки от белков. Затем растереть желтки с сахаром, понемногу вливая в полученную смесь молоко.
Следом добавляют соль и растопленное, разогретое сливочное масло. Осторожно всыпают муку и размешивают до получения однородной массы главное, чтобы не было комочков! В последнюю очередь добавляют пену взбитых белков. Блинчики выпекаются на смазанных маслом раскаленных сковородках. Блины боярские Мука пшеничная — 2 стакана, мука гречневая — 3 стакана, молоко — 4 стакана, сливки густые — 1 стакан, сахар — 1 ст. Поставить в теплое место на 1,5—2 часа. Добавить в опару остальное молоко, желтки, сметану, масло, соль, сахар и пшеничную муку.
Размешать и дать тесту подняться. Влить в тесто взбитые сливки, затем взбитые яичные белки, перемешать и дать постоять 15—20 минут. Выпекать блины на раскаленной с маслом сковороде с обеих сторон. Подавать со сметаной, маслом или рыбной икрой. Ореховые блины Творог 250 г, молоко 220 мл, лимон 1 шт.
Что такое Масленица и чей это всё же праздник — языческий или христианский. Простыми словами
А поскольку церковь явно не причастна к его установлению, то остаётся думать, что это языческий праздник, чудом дошедший до наших дней. Вроде бы да. Во всяком случае это мнение никто всерьёз не оспаривал. А коли праздник языческий, то легко увидеть в масленичном чучеле какую-то забытую богиню.
Но стоп! Можем ли мы быть уверены в том, что это древний обычай? Если не полагаться на современные СМИ и почитать этнографическую литературу самостоятельно, то мы не без удивления обнаружим, что, во-первых, чучело вовсе не обязательно было женским — встречается такой термин, как "соломенный мужик"; во-вторых, чучело могли не сжигать, а просто рвать на части, топить в реке, закапывать в снег или в землю или просто выкидывать а, скажем, в Томске в XIX в.
Например, в некоторых районах Нижегородской области зафиксирован обычай в конце Масленой недели водить "кобылу" или "коня". Для этого несколько мужчин брали лестницу, клали её себе на плечи, приделывали голову из глины, соломы или тряпок, хвост из мочала, накрывали всю эту конструкцию покрывалами и так ходили по деревне. Потом "коня" ломали.
Показательно, что известный фольклорист И. Снегирёв, описывая в своём труде 1838 г. Он лишь пишет, что в Нерехте Костромская область вечером в воскресенье жгли снопы соломы.
Вспоминая в этой связи о соломенных чучелах, которые сжигались или бросались в воду, автор приводит такие примеры из обычаев немецких славян или поляков, но не русских. Некоторые другие авторы XIX в. Современный историк М.
Васильев, перепроверив данные по Новгородскому региону, пришёл к выводу , что там такого обычая также не существовало. Примечателен и другой вывод учёного: нередко этнографы заранее представляют себе те результаты, что хотят найти, и подгоняют ответы своих информантов под шаблонные представления о Масленице. Взятие снежного городка, 1891 Но, хотя мы видим, что сожжение чучела не было непременным атрибутом праздника, без забав с огнём обычно не обходилось.
Чаще всего — и это действительно делалось повсеместно на территории России — в последний день Масленицы просто разводились костры. Но и тут наблюдалось большое разнообразие: костры могли жечь за околицей деревни, либо на перекрёстке дорог, либо просто на дороге, костры могли жечь в центре села или где-то на близлежащей возвышенности, костры могли быть передвижными, когда их разводили прямо в санях, либо в санях могли возить бочку, в которой горели дрова, либо могли привязывать к саням ворох горящей соломы и волочить её по селу. Костры могли быть разной формы и величины, иной раз топливом обкладывали дерево или большой куст и сжигали всё вместе.
Прекращались все хозяйственные работы, люди выходили на улицы танцевать и петь песни. Народ устраивал кулачные бои, катания на конях и другие соревнования. Но главным развлечением был штурм снежного городка. Его строили на протяжении первых трёх дней недели.
Мужчины и юноши разбивались на две команды: защитников и нападавших. Захватчики атаковали верхом на конях. Игра заканчивалась, когда город полностью разрушался. В пятницу тёща наносила зятю ответный визит, прихватив c собой подруг.
Мужчина должен был угодить всем гостьям, всяко показывая свое уважение. Пока муж развлекал гостей, невестка пекла блины и готовила разные угощения. Изображение: free-images. На этом приключения невестки не заканчивались.
На следующий день она звала в гости сестёр мужа. Если они были обручены, то она приглашала своих замужних подруг, если нет — незамужних подруг. В воскресенье приступали к проводам. В этот день все знакомые просили друг у друга прощения за обиды, которые нанесли за год.
Отсюда и пошло название Прощенное Воскресенье. Во второй половине дня родственники ходили на кладбище помянуть усопших близких. Оставшуюся еду сжигали, а посуду тщательно мыли. Мужики ходили в баню, очищаясь от накопившегося негатива.
Вечером все традиционно собирались для сжигания чучела, пепел которого затем развеивали по полям.
Все недели перед праздником Пасхи, Воскресения Христова, являются предуготовительными, то есть готовят нас к Пасхе. Сырная Мясопустная неделя, или Масленица, как ее называют в народе, в свою очередь готовит нас к самому посту. В эту седмицу верующие уже начинают воздерживаться от мясной пищи — получается, что пост вступает в свои права вот так мягко, постепенно. Это для нашей жизни очень полезно. Конечно, не только с гастрономической точки зрения, но и с духовной — любой подвиг нужно брать на себя с должным разумением.
Масленица по дням недели В славянской традиции Сырная седмица делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — это понедельник, вторник и среда. Широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье.
Понедельник — «встреча». Отмечали встречу праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний. Вторник — «заигрыши». Холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого поста сыграть свадьбу.
Среда — «лакомка». Тёще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни. В среду принято было посещать тёщу, отсюда и пошло знаменитое «к тёще на блины». Четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг». После семейных посиделок народ устремлялся в балаганы, на карусели и площади, где были организованы гуляния. Пятница — «тещины вечерки». Зять приглашал на тёщины вечерни, это мог быть праздничный обед для всей родни жены или скромный ужин в семейном кругу.
Суббота — «золовкины посиделки».
Масленица — почему так называется?
Еще до того, как Масленица стала Масленицей, блины традиционно пекли в память об умерших, поминая их таким образом. Готовые наборы для обрядов Онлайн тесты и гадания здесь Сайт интернет-лавки «Северная Ск. 16 апреля 2018 Hagall Serpent ответил: История Масленицы берет начало в древности, задолго до Крещения Руси, и связана с весенним равноденствием.
Когда и как празднуют Масленицу в 2022 году
Понедельник: встреча В первый день Масленицы люди заканчивали строить снежные сооружения и делали чучело уходящей Зимы. Это чучело возили по улицам, встречая сам праздник. Свекровь и свекор отправляли невестку к ее родителям и собирались вечером у них, чтобы обсудить планы на празднование Масленицы. Во время встречи решали, где и когда пройдут гулянья, составляли список гостей.
На кухнях уже начинали печь блины, а самый первый блин обязательно отдавали бедным. Понедельник начинался с поминовения блинами родных. В этот же день начинали строить горки или заливали водой берега рек, чтобы замёрзло.
Вторник: заигрыши Во вторник проводили смотрины невест — родня старалась сговориться до Великого поста, чтобы после Пасхи, на Красную горку, обвенчать молодых. В связи с этим под Тамбовом существовал интересный обычай, который нашёл своё отражение в сказке "Морозко" — засидевшихся в невестах девиц ещё в понедельник тайком увозили в зимний лес и оставляли их там "у пенька". В этот момент мать его жены должна проявить особую доброжелательность и любезность по отношению к гостю, так как от этого зависят ее будущие отношения с дочерью.
Четверг-Разгуляй Четверг-Разгуляй — это начало широкой Масленицы. С этого дня начинаются различные гуляния, в городах и деревнях проводятся праздничные шествия и ярмарки. Одной из ярких традиций Разгуляя является участие в костюмированных карнавалах.
Люди наряжаются в разнообразных персонажей, таких как животные, сказочные герои, исторические фигуры и другие интересные костюмы. Старики и дети катались с горок, а парни постарше устраивали на реках карусель — вмораживали в лёд бревно, к которому крепили колесо, за колесо цепляли санки и крутили его, катая по льду детей и девушек. Традиционным развлечением были конные скачки.
Крестьяне соревновались и верхом, и в санях, а в самых богатых уездах запрягали лошадей тройками, пятёрками или семёрками. В гривы коням вплетали яркие ленты. На Масленицу молодёжи позволялось вести себя более вольно, чем в другие дни: девушки позволяли целовать себя в губы и катались с парнями с горок и на лошадях.
Всё это требовало немалых средств, и в народе праздник характеризовали так: "Масленица-объедуха, деньгам приберуха! Сама жена зятя пекла блины к приходу своей матери. А чтобы похвастаться перед своими подругами, за какого хорошего парня выдала свою дочь, она приводила их с собой.
Именно поэтому пятница и называлась Тещины вечерки. Кустодиев "Масленица" Суббота была посвящена посиделкам и общению молодых невесток с их золовками - сестрами и родственницами мужа. Девушки встречались, чтобы поесть, поговорить и поделиться сплетнями.
На такие сборы приглашались не только золовки, но и подруги и родня.
И это еще не все! За царственными особами двигались другие корабли, запряженные разными зверями, которые везли придворных. Все это сопровождалось громкой музыкой и иллюминацией и произвело на зрителей неизгладимое впечатление. Празднование Масленицы при Екатерине Второй История Масленицы содержит и несколько интересных страниц, связанных с именем Екатерины Второй. В частности, она ввела обычай устраивать маскарадные шествия в Москве, куда переезжала со всем двором в конце зимы.
Впервые таким зрелищем жители города и иностранные гости смогли полюбоваться в день коронации императрицы. Всего в шествии приняли участие 4000 человек и 200 колесниц. Есть и такая история празднования Масленицы, относящаяся к эпохе правления Екатерины Второй: по случаю рождения внука Александра императрица устроила гуляния невиданного размаха. В частности, известно, что придворным, которые становились победителями в играх, затеянных после ужина, дарились драгоценные подарки. Всего за один вечер императрица раздарила 150 ювелирных украшений, за что Масленица 1777-го года была прозвана Бриллиантовой. Традиции История Масленицы сохранила до нас описание особых обрядов.
С принятием христианства Масленицей, или Сырной седмицей неделей , стали именовать последнюю неделю перед началом Великого поста. Это название объясняется тем, что верующим уже нельзя употреблять мясо, но разрешены молочные продукты, рыба и яйца. Христиане готовились к долгому периоду воздержания от животной пищи и развлечений — это называется заговенье.
Постепенно оно соединилось в народном сознании с праздником русского земледельческого календаря, получило новый смысл. Сегодня празднование Масленицы носит преимущественно развлекательный характер. Это яркие, шумные, веселые, наполненные радостью жизни дни.
Фото пресс-служба мэра и правительства Москвы Масленичная неделя Масленица — праздник, который длится целую неделю. Он имеет условное деление: с понедельника по среду — Узкая Масленица, с четверга по воскресенье — Широкая Масленица. У каждого дня есть свое «говорящее» название и связанные с ним ритуалы.
Понедельник Первый день называется Встречей. В понедельник мастерили огромное чучело Масленицы. Часть жителей деревни выезжала встречать дорогую гостью за околицу.
С чучелом в санях они катались по улице и пели Масленице хвалебные песни. По примеру взрослых маленькие дети мастерили свою куклу Масленицы и возили ее на салазках по деревне. К началу масленичной недели достраивали снежные города с катальными горками, каруселями и качелями, разбивали ярмарки, подготавливали кукольные представления, размещали балаганы с шутами-скоморохами.
Скатиться на санках с горы старались как можно дальше: люди верили, что это принесет богатый урожай. Начинали готовить блины. Традиционно самый первый спекшийся блин хозяйка отдавала обездоленному и просила помянуть покойных родственников.
Вторник Второй день — Заигрыши. Молодежь заигрывала друг с другом, парни перемигивались с девушками, а те обсуждали понравившихся ухажеров. В этот день устраивали смотрины невест.
Молодые люди приглашали барышень покататься с гор и поесть блинов. Согласно поверью, во вторник нужно хотя бы раз съехать с горки, чтобы не обидеть Масленицу. Заигрыши — время ходить по гостям.
Люди посещали ярмарки и кулачные бои, участвовали в состязаниях и не переставали лакомиться блинами. Среда Традиционно именуется Лакомкой. В этот день каждая хозяйка старалась приготовить самые вкусные блины по своему секретному рецепту, а каждый зять отправлялся к любимой теще отведать ее фирменное угощение.
Эти визиты нашли отражение в шутливых поговорках: «Зять на порог — стены в масле», «Хорош блин хрустящий, а зять говорящий», «Зять по двору — блины на стол». В среду завершался период так называемой Узкой Масленицы. Четверг Четвертый день именуется Разгуляем, Переломом, Широким четвергом.
С этого отрезка недели вступала в свои права Широкая Масленица: все хозяйственные работы останавливались, а празднование разворачивалось во всю ширь и мощь.
В этот день было принято отказаться от всякой работы и посвятить весь день гуляниям и веселью. Пятница— «Тещины вечерки». Зять и теща меняются местами: теперь он угощает маму жены. На столе обязательно присутствовали все те же блины. Суббота — «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в гости родственников мужа, обязательными гостьями считались его сестры — золовки. Чтобы их «задобрить» и обеспечить им отличное настроение, невестки часто подготавливали различные подарками. Воскресенье — «Прощеное воскресенье» и проводы Масленицы.
Самый главный день на неделе, в который принято просить прощения у родных и близких, троекратно поцеловаться в честь примирения, а затем сжечь соломенное чучело. Правильно, никакой! Ознакомьтесь в приметами, которые существуют уже несколько столетий, подкреплены наблюдениями и передаются из уст в уста: Если в канун Масленицы ударил мороз, ожидается теплое лето, но не жаркое. Плохая погода в Прощеное воскресенье — не повод для грусти, это предвещало солнечную и теплую весну. Сосульки в Масленичную неделю обещали хороший урожай в этом году.
Масленица в вопросах и ответах: откуда появился праздник и как его отмечать?
Так, в Вятской губернии молодежь устраивала в масленную субботу «целовник». Молодые парни навещали только что вышедших замуж молодух, те подносили каждому ковш пива, а выпивший целовал трижды девицу. Масленичные катания на санях и салазках с гор были еще одним поводом поближе познакомиться молодым парням и девкам. В больших селах, где устраивали гулянья, молодежь из окрестных деревень останавливалась в домах, где жили знакомые девушки на выданье. На катаньях кучеров из чужих деревень поили допьяна, причем водку и угощенья подносили девушки. Охотно катались на санях и замужние бабы, демонстрируя миру свою зажиточность: из хвастовства подвертывали шубы, чтобы показать дорогой мех, и никогда не надевали перчаток, чтобы все видели, сколько у них колец на руках. Какие на Масленицу пекли блины и блинцы Блины мы уже давно жарим на плите, а не печем в русской печи, но все же помним, что так можно называть только блины опарные, толстые, прочие называют блинцами или блинками.
Блинов существовало великое множество на любой вкус и достаток. Самые простые были на воде, люди побогаче добавляли в них яйца, молоко, сдабривали сливочным маслом и на сковороде, и для пущего шику смазывали готовые блины в стопках. Пекли блины овсяные, гречишные на них шла смолотая в муку зеленая гречка , красные эти были из пшеничной муки. А еще пекли блины с припеком, что-то вроде быстрого открытого пирога — таких уж точно сейчас почти не встретишь. Припеком могло служить что угодно: творог, каша, рубленая капуста, измельченные грибы или вареные яйца. Поварские изыски в рецептах русских блинов встречаются уже достаточно давно.
Пшеничные, яблочные, с миндалем, с пряностями — все эти начинки превосходит, конечно, икра.
Описание дней Масленицы Понедельник называется встречей. В этот день народ «встречается» с чучелом Масленицы. В древние времена его возили на санях, а затем устанавливали на горе или холме. Это веселый день, наполненный песнями, смехом и катаниями с горки.
Вторник называется заигрышем. Именно с этого дня начинаются различные гуляния, развлечения: катание на санках или ледянках, представления, концерты ряженых, скоморошьи представления. Обязательный их участник — Петрушка. Среда называется переломом или лакомкой. В этот день хозяйки готовят блины с самыми различными начинками, другие праздничные блюда.
В торговых рядах появлялись палатки, где можно было купить чай или пряники, орехи. Четверг называют широким, разгулом. Это самый разгар гуляний и веселья. Молодежь развлекалась различными играми, а мужчины принимали участие в кулачных боях. Пятница — это тещин вечерок, день, когда молодожены наносили визиты гостям, присутствовавшим на их свадьбе.
Обязательно нужно было заехать к теще: если зять ей нравился, она накрывала богатый стол, угощала его блинам, различными лакомствами. Кроме того, именно в этот день родственники молодых парней и девушек могли сговориться о браке. В субботу проводят золовкины посиделки. Золовкой называют сестру мужа, и смысл этого дня — в общении с близкими. Невестки звали в гости родню мужа, своих родственников.
Воскресенье называют целовальником или проводами, прощеным. В этот день люди просят друг у друга прощения за все обиды «вольные и невольные», которые нанесли в течение года. В знак прощения и примирения надо было поцеловать человека. В этот день завершались гуляния. Масленица в вопросах и ответах Традиции Масленичной недели немного различаются в зависимости от регионов, однако смысл и время празднования остаются неизменными.
Что же стоит знать об этом празднике? Откуда пошло название? Масленицей праздник назвали из-за большого количества масляной, сытной еды, которые готовили в это время. Всю неделю было принято лакомиться молочными продуктами. Интересно, что даже христианская церковь разрешает на Масленицу вкушать молочную пищу в постные дни среду и пятницу.
Существуют и другие названия этой недели: Колодий, Масница, Комоедица. Последнее связано с медведями, которых славяне называли комами. В дохристианские времена, когда праздник отмечали в день весеннего равноденствия, считалось, что именно на Комоедицу просыпались из спячки медведи.
В этот период и стар и млад пек блины, поминал усопших, собирался семьями, прощал недругов и дарил друг другу подарки.
Масленичную неделю принято делить на две части — узкая Масленица и широкая. В первую еще допускалось заниматься хозяйством, а вот во вторую нужно было полностью предаваться веселью и отложить все заботы и дела на потом. Каждый из дней Масленицы имеет особое значение. Конечно, в современном обществе уже не придерживаются всех традиций, но ознакомиться с ними стоит: Понедельник — Встреча Масленицы В первый день масленичной недели мастерили из соломы и старых вещей чучело, сооружали горки и снежные крепости, вешали качели.
Хозяюшки принимались печь блины. Первым блином обязательно угощали нищих или малоимущих. Некоторые оставляли его рядом с домом — на помин усопших родственников. Остальными испеченными блинчиками следовало угостить пришедших в гости родственников, а за едой обсудить готовящееся празднование Масленицы и предстоящее сватовство.
Вторник — Заигрыш Второй день Масленой недели всецело отводился сватовству и смотринам невест. Отсюда и пошло название — девушки заигрывали с парнями. Молодые люди на Руси ходили по домам и выбирали невест. Девушки же проводили ритуалы на привлечение суженого.
Если все складывалось удачно, свадьбу назначали на Красную горку, сразу после Пасхи. Среда — Лакомка или Тещины блины Третий день Масленой недели — самый разгар праздника. Хозяйки пекут блины. По традиции в среду зятья навещали тещ.
Те встречали молодых стопкой свежевыпеченных блинчиков, щедро политых сливочным маслом. По количеству угощения на столе можно было судить о том, какое отношение к себе снискал зять за прошедший год. Четверг — Разгуляй Начало Широкой Масленицы. Блины текли рекой.
Отовсюду слышались музыка и смех: народ выходил участвовать в потехах и гуляньях. В центре устанавливали на шесте чучело Масленицы. Девушки водили хороводы и качались на качелях, а юноши состязались в силе и ловкости — перетягивании каната, кулачных боях, залезании на ледяной столб и, конечно, же захват и оборона снежной крепости. На улицах пели скоморохи, гуляли ряженые.
Празднование продолжалось до вечера и завершалось прыжками через костер. Пятница — Тещины вечерки В отличие от среды, когда тещи ждали на блины зятьев, в этот день с ответным визитом к молодым приходили родители. Блины на угощение пекла дочь, а ее супруг всячески выказывал гостям свое уважение. Суббота — Золовкины посиделки Молодые замужние женщины приглашали в гости сестер мужа и незамужних подруг.
Хозяйка дарила девушкам подарки и угощала блинами. Собравшиеся устраивали гадания на будущее. Воскресенье — Прощеное воскресенье Последний день Масленой недели и завершение развлечений. В этот день на самом высоком холме сжигают чучело Масленицы и ходят на кладбище, чтобы помянуть умерших родственников.
Воскресенье отведено всепрощению. Люди просят друг у друга прощения и сами забывают обиды прошлого. По традиции, встретившись, люди говорили друг другу: «Прости меня», а в ответ слышали: «Бог тебя простит».
Хорошим признаком считалось, если на третий день приношения на могиле не обнаруживалось.
Это значило, что покойник не сердится на приходившего и благополучен на том свете. Праздник «новожёнов Масленицу не назвали бы веселой и широкой, если бы не бросался в глаза ее праздничный дух. Это была едва ли не единственная неделя в году, когда крестьяне веселились, наряжались, ходили в гости и принимали их сами, гуляли напоказ, как на свадьбе. Многие масленичные обряды связаны с молодыми парами, «новожёнами», вступившими в брак зимой или предыдущей осенью.
По обычаю они навещали всех, кто гостил на их свадьбе, и поневоле становились едва ли не главными действующими лицами Масленицы. Некоторые ученые предполагают даже, что и Масленица была прежде праздником новобрачных, для которых ставили пиво и пекли блины, как пожелание нескончаемой жизни и плодовитости. Показать роду и всей деревне силу своей любви, а значит, подтвердить возобновление жизни в семье, новобрачные могли, например, выстроившись «столбами». Пары демонстративно вставали в своей лучшей одежде рядами на главной улице, показывая свою любовь.
Бесконечные масленичные визиты к родным жениха и невесты, обильные трапезы и возлияния, катания на санях с подружками невесты — всё это закрепляет семейный статус молодых в глазах общины, демонстрирует вхождение «новожёнов» в род на равных с прочими. Прокати меня, милёнок! В Вятской губернии в масленную субботу было принято устраивать «целовник» Строго жившая деревня на Масленицу позволяла себе отойти от жестких правил и дать волю рукам, губам и мыслям. Так, в Вятской губернии молодежь устраивала в масленную субботу «целовник».
Молодые парни навещали только что вышедших замуж молодух, те подносили каждому ковш пива, а выпивший целовал трижды девицу.