Мария Капнист принадлежала к старинному дворянскому роду, будучи по отцовской линии двоюродной правнучкой Василия Капниста. Представительницу одного из древних дворянских родов Марию Капнист знали, как известную актрису. В сентябре 2019 года Радислава Капнист приехала в Судак на презентацию книги воспоминаний Николая Дьяконова «Сад Эпикура», выпущенных музеем-заповедником «Судакская крепость».
Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь
Голубая кровь: графиня Капнист , пройдя через ужасы лагерей и репрессий...: astori_18 — LiveJournal | Полная реабилитация Марии Капнист состоялась в 1958 году. |
KMSAuto Net – активатор Windows 7, 10, 11 скачать официальную версию | Следственное дело графа Ростислава Ростиславовича Капниста (Д. 021924) насчитывает всего-навсего 17 листов. |
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
Заслуженная артистка Украинской ССР Мариетта Капнист-Серко, известная также как Мария Капнист, сыграла старуху Изергиль в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Мария Капнист с дочерью Радой Мария Капнист с дочерью Радой. Ее дочь Рада родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Мария жила на поселении. Заслуженная артистка Украины (1988) Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. Как потерявшая семью и отсидевшая 15 лет в лагерях дочь графа Мария Капнист стала главной киноведьмой СССР. Она была рождена, чтобы блистать на светских раутах.
Мария Капнист
Однако вскоре и саму Машу арестовали, якобы за шпионаж. В итоге 15 лет своей молодости Капнист провела в местах лишения свободы. Тяжелый труд, и отвратительные условия не смогли сломить актрису. Долгие годы она терпела издевательства, однако о смене фамилии даже не задумывалась. Тяжелые тюремные будни, все же смогли подарить нашей героине лучик света. В заключении она родила прекрасную дочь Раду, отцом которой был кто-то из товарищей по несчастью Марии.
Каторжанам не разрешалось пользоваться зеркалами. Капнист чувствовала, что сильно похудела, знала, что постарела. Но не до такой же степени! На перрон она вышла первой, в старой телогрейке, стоптанных башмаках, с узелком в руках. Она сразу увидела Георгия — годы не изменили его, высокого, красивого. Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров. Пару раз кинул взгляд и на нее... Когда на перроне их осталось двое, он сказал: «Вас не встретили, и я не встретил». И пошел. У Марии подкосились ноги, пересохло во рту. Ах, если бы не увидела она себя в этом поганом зеркале, может, и посмелее была бы! Все-таки, найдя в себе силы, она кинулась за ним и закричала: «Юл, Юл!... Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся. Ужас, боль, страдание — все разом отразилось в его облике. Что они с тобой сделали! А она побежала прочь, не разбирая дороги. Догнав ее, Георгий услышал: «Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоем лице». Мария Ростиславовна уехала в Киев. С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека. В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Работала дворником, массажистом. Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко. Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия». Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными. На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В. Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино. Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик. Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые. Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными. В частности — с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы. Она даже разучилась плакать. О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума. Чтобы поразить современного зрителя. Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану». Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы. Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма... Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя. Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга. У Марии Ростиславовны была точеная фигура. Мы вместе ходили в танцкласс при студии киноактера. После динамичной нагрузки, когда все уже пыхтели, она еще умудрялась делать кульбит. И это в шестьдесят пять лет! Она никогда не переставала следить за собой и заниматься йогой. При этом одевалась экстравагантно. Вовсе не потому, что у нее не было во что… Ей много дарили художники: и оригинальные авторские шарфы, и связанные вещи, и украшения. Только все, что к ней приходило, так же легко она раздавала. Сколько раз я ее уговаривала: «Эту юбку носить уже нельзя! Она тихонько удивлялась и делала по-своему. Чалма — ее спасительный маневр, когда спешишь и нет времени на прическу. А Мария Ростиславовна спешила всегда. Кроме того, чалма — стимул держать высоко голову. Несмотря на то что Мария Ростиславовна всегда спешила, она вечно опаздывала. Ей специально говорили на полчаса раньше, чтобы она хоть как-то успела. Многие считали ее женщиной «не от мира сего». За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему. В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то ее боялся, кто-то боготворил. Дом Марии Ростиславовны всегда был полон. У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях. Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора. Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака. С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома. В саду было темно, поэтому он не мог разглядеть виновницу переполоха. А Капнист тем временем тоненьким голосом школярки оправдывалась: «Вы меня не ругайте! У вас такие чудные цветы, и я не удержалась! Всего-то три веточки сорвала... И, положив руку на тонкую талию актрисы, произнес: «Дэвушка, вы такой хорошая... Дэвушка, будтэ мой седмой жэна!.. Развернул сей «падишах» свою «наложницу» к себе лицом и упал в обморок. А историю про другого «жениха» Марии Ростиславовны любила рассказывать Рада. Это было в Крыму, где они вдвоем проводили отпуск. Как-то раз мама уговорила дочку поплавать в море ночью. Пришли на пляж. Мария Ростиславовна разделась и поплыла, а Рада осталась дожидаться ее на берегу. Вдруг откуда ни возьмись появился паренек, видимо, увидевший издалека, как стройная женщина заходила в воду. Он решил догнать ночную купальщицу. Я хочу с вами познакомиться поближе! А тот не унимался: «Девушка, вы такая прекрасная, давайте встретимся... Мария Ростиславовна доплыла до песка и повернулась к настырному ухажеру: «Ну, теперь давай знакомиться». Луна осветила ее немолодое лицо, и парень кинулся обратно в воду с криком: «У-у, ведьма-а-а! Мария Капнист любила свою профессию фанатично. Когда ей предложили перейти на пенсию, ее возмущению не было предела: «Вы что? Я не могу без своей работы! Она так долго была отнята от меня! Съемки шли в Исфаре при жаре в 50 градусов, и Капнист была единственной, кто не впадал в отчаяние и неутомимо трудился. В комедии «Шанс» незабываема великосветская дама Милица Федоровна — та самая персидская княжна, которую бросил Стенька Разин «в набежавшую волну». Эту роль она делила с юной красавицей Д. Под конец восьмидесятых Марию Ростиславовну было практически невозможно застать дома. Она снималась в самых разных уголках страны: «Прощай, шпана Замоскворецкая», «История одной бильярдной команды», «Искусство жить в Одессе», «Ведьма», «Белые одежды»... Был создан даже документальный фильм «Три песни Марии Капнист», посвященный ее жизни и творчеству. Ее обожали земляки. Подходили на улицах, дарили цветы, говорили добрые слова. Она была частой гостьей в своем родовом имении — в Обуховке, где похоронен Василий Васильевич Капнист. Нередко выступала перед инвалидами и ветеранами, опекала бедных и нищих прихожан церквей, в которые постоянно ходила. А главное — она добилась возвращения Украине имени одного из своих славных предков — В. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу. Правда, памятник ему так и не поставили.
Мария Ростиславовна Капнист Она родилась в богатой дворянской семье. Другом её матери был сам Фёдор Шаляпин. Он же и давал маленькой девочке первые уроки вокала и театрального мастерства. Она говорила на нескольких языках и могла бы стать разноплановой актрисой или певицей. Однако большинству зрителей она запомнилась угрюмыми ролями старых цыганок, жестоких старух и манерных аристократок. Речь о Марии Ростиславовне Капнист. Ей было всего 7 лет, когда отца, русского дворянина расстреляли в Крыму. Семья тайно сбежала в Ленинград.
После Октябрьской революции семейство Капнистов вынуждено было бежать из Петербурга в Крым. Но вскоре новая власть добралась и сюда. В 1921 году их поместье в Судаке разрушили, а отца Миры, графа Ростислава Капниста расстреляли. Графине Анастасии и Мариэтте чудом удалось избежать той же участи — они сумели скрыться, переодевшись в татарскую одежду. Узнав о дворянском происхождении, девушку выгнали из института Только в 1929 году Мариэтта с мамой снова оказались в Петербурге, который теперь уже назывался Ленинградом. Верная своей детской мечте стать актрисой, Мира поступила в студию при драматическом театре, а позже в Театральный институт имени А. Все педагоги без исключения прочили ей большое будущее. Во время учебы Мира всерьез увлеклась творчеством Максима Горького. Особенно ей нравился его рассказ «Макар Чудра». Героиня рассказа, гордая и свободолюбивая красавица-цыганка Рада полюбилась девушке, и она надеялась, что когда-нибудь сыграет ее на сцене. Казалось бы, судьба наконец-то оказалась благосклонной к Мариэтте. Но не тут-то было. В 1930 году умерла ее мама. А еще через три года, узнав о дворянском происхождении девушки, ее выгнали из института и запретили жить в Ленинграде. Капнист вынуждена была перебраться в Киев. Закончив финансовый техникум, она устроилась работать бухгалтером. Довженко Мариэтта называла себя итальянкой В молодости Мариэтта Капнист была настоящей красавицей — стройная, утонченная, с аристократическим лицом и пышными иссиня-черными кудрями. Непонятно почему, девушка вдруг стала называть себя итальянкой. И, кто бы мог подумать, что эта невинная шалость сыграет в ее судьбе роковую роль. Благодаря доброжелателям «итальянку» взяли на заметку в компетентных органах. Позже прибавили к этому ее благородное происхождение. Этого было более, чем достаточно, чтобы обвинить Капнист в «антисоветской пропаганде», что и было сделано в августе 1941 года. А следом приговор — 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Чтобы избавиться от мужских приставаний, Мариэтта втирала в лицо угольную пыль Поначалу Мариэтту направили в Казахстан, в Карлаг. Здесь ей сразу же отрезали ее чудесные косы и выбили зубы чтобы не кусалась. Работать приходилось с утра до вечера под палящими лучами солнца — заключенные делали саман: кирпичи из глины и соломы. Вскоре пришла еще одна беда — на Миру «положил глаз» начальник лагеря. Однажды он зазвал девушку в свою каморку и попытался повалить ее на кровать. Но Мариэтта сумела вывернуться и со всей силы ударила насильника ногой в пах. За что и была наказана — ее жестоко избили и перевели работать на добычу угля. Еще до восхода солнца каторжан опускали в шахту, а поднимали только поздно вечером. Работать Мире приходилось наравне с мужчинами. К концу смены она с трудом могла разогнуть спину, а руки и ноги не переставали болеть даже ночью. Чтобы снова не стать предметом вожделения какого-нибудь надзирателя, Мариэтта придумала разыгрывать из себя полусумасшедшую.
Мельпомена и ГУЛАГ: Мария Капнист
25 октября 1993, Киев) - украинская актриса. В одну из годовщин смерти Марии Капнист, которая сыграла в 80 картинах, артист написал: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели». Мария Капнист встречалась и с Лидией Руслановой, и с генералом Рокоссовским, подружилась с писателем Данилой Фибихом и женой адмирала Колчака Анной Тимиревой.
Мария из рода Капнист. Читаем вместе. Рассказывает Ольга Николаевна Дьяконова
Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет | Мария Ростиславовна Капнист, урождённая Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (9 (22) марта 1913[3], Санкт-Петербург — 25 октября 1993, Киев) — советская и украинская актриса. |
«Видели бы ее итальянские скульпторы». В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей | Фото: предок актрисы Марии Капнист — Василий Капнист (1758 — 1823) — поэт и драматург, общественный деятель. |
Мария Капнист: советская актриса, по истории жизни которой можно было написать триллер
Мария Ростиславовна Капнист | Граф Сергей Капнист, прямой потомок русского поэта и драматурга Василия Васильевича Капниста. |
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист | Так начинается новая жизнь заслуженной артистки Марии Капнист. Какие тайны она оставила в прошлом? Об этом сегодня в документальном цикле "Частная история". |
Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь | Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. |
Мария Капнист – Графиня из ГУЛага
мария капнист графиня из гулага. Все Капнисты достойно соответствовали девизу на своем родовом гербе: «В огне непоколебимые». В поезде, который вез Марию Капнист на «большую землю», у нее впервые за много лет появилась возможность посмотреться в зеркало. от польского князя Яна Волконского.
Мария Капнист – Графиня из ГУЛага
А те могли делать, что им вздумается — они не несли наказаний. Мария затаилась в углу, ждет. К ней вразвалочку подошел старший. И откуда силы взялись? Закричала: «Черви вонючие! Чем вы тут занимаетесь? Война идет, на фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь! Были бы у меня пули... Ты не признаешь меня? Эта неожиданная встреча спасла ей жизнь, однако на другой день Марию жестоко избили конвоиры.
Вскоре Капнист переправили в Джезказган на добычу угля. На заре каторжан опускали в шахту, а поднимали глубокой ночью. Нестерпимо болели руки, ноги, спины. Мария Ростиславовна была бригадиром. В лагерях, как известно, перебывало немало артистов, режиссеров, писателей. Они ставили спектакли, чем хоть как-то поддерживали дух и силы товарищей по несчастью. Да и сами держались. Поздними вечерами разыгрывала перед каторжанками пьесы, рассказывала романы, сказки, жизненные истории. Но выжить в этих страшных условиях помогал Марии Ростиславовне ее сердечный друг Георгий Холодовский.
Где бы она ни была, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая ее от голода и цинги. И каждый год на день ее рождения, 22 марта, старинный русский праздник — Жавороночный день, получала она свой традиционный, любимый с детства подарок — выпеченных из теста жаворонков. На лесоповалах в Сибири Мария Ростиславовна родила дочку Раду. Отцом ее стал один инженер, безумно влюбленный в Марию Ростиславовну. Как-то в степи, где женщины пасли овец, случился пожар. Он кинулся в огонь и спас свою возлюбленную. Рождение дочери было наградой за его подвиг. Но выйти замуж Капнист не согласилась — ее сердце было отдано Георгию. Растить ребенка в таких условиях было крайне тяжело.
Поставив Раду на ноги, Мария Ростиславовна пошла на мужские работы, чтобы иметь возможность ее кормить и одевать. Но однажды, заметив, что дочь почему-то плачет каждый раз, когда ее ведут в детский сад, она заподозрила неладное. В очередной раз воспитательница с бурной радостью выскочила навстречу, в очередной раз Рада сжалась в комок и вцепилась в маму, но Мария Ростиславовна не ушла, а спряталась за дверью. И когда услышала крик дочери, заглянула в комнату. Воспитательница била ее по личику, щипала, трясла и кричала: «Я выбью из тебя врага народа! Забрали и Капнист, с тем чтобы отправить куда-нибудь подальше по этапу. Чтобы это предотвратить, Мария Ростиславовна спрыгнула со второго этажа и сломала ногу, а вылечившись, устроилась работать на пристань. Раду отдали каким-то вольнонаемным, жившим на берегу реки, и мать, переодеваясь в мужскую одежду, могла смотреть на своего ребенка лишь издалека: грузила мешки и любовалась малышкой. Однажды, не увидев ее, потеряла сознание.
Тогда и обнаружили, что она не мужик. Стали допытываться — зачем переодевалась, что замышляла... А потом Раду отдали в детский дом. Не находя себе места от горя, Мария Ростиславовна была близка к самоубийству. Но собрав в кулак всю свою силу воли, она попросила лагерную подругу Валентину Ивановну, которая уже выходила на волю, разыскать Раду и быть рядом с нею, пока мать не окажется дома сама. Валентина Ивановна выполнила наказ подруги, нашла ее дочь, познакомилась с ней, а потом разыскала Марию Ростиславовну и успокоила. Встретиться мать и дочь смогли нескоро. А когда встретились, Рада долго не могла ее признать. Она не понимала, почему почти десять лет ей пришлось жить в ненавистном детдоме, почему рядом не было мамы, а появившись, она оказалась немолодой и некрасивой, истощенной и физически и психически.
Лишь спустя несколько лет, уже сама став матерью, Рада во всем разобралась и привязалась к ней уже навсегда. В марте 53-го умер Сталин. Всех выстроили на лагерном плацу и сообщили эту «скорбную» весть. Кто-то плакал, кто-то кричал, стонал, падал в обморок. Мария Капнист танцевала вальс. Слава Богу, решили, что она сошла с ума. Отпустили, конечно, не всех. Капнист назвали фашисткой и оставили еще на неопределенный срок. И вот, наконец, 1958 год.
Актриса едет в Москву на встречу со своим другом Георгием Евгеньевичем. В вагоне ей предложили принять душ. Зайдя в туалетную комнату, она увидела пожилую женщину с короткой стрижкой и чрезвычайно морщинистым лицом. Выскочив в коридор, она позвала охранника: «Там какая-то бабуся моется! Тут Мария Ростиславовна догадалась, что видела в зеркале свое отражение... Это было страшное открытие. Каторжанам не разрешалось пользоваться зеркалами. Капнист чувствовала, что сильно похудела, знала, что постарела. Но не до такой же степени!
На перрон она вышла первой, в старой телогрейке, стоптанных башмаках, с узелком в руках. Она сразу увидела Георгия — годы не изменили его, высокого, красивого. Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров. Пару раз кинул взгляд и на нее... Когда на перроне их осталось двое, он сказал: «Вас не встретили, и я не встретил». И пошел. У Марии подкосились ноги, пересохло во рту. Ах, если бы не увидела она себя в этом поганом зеркале, может, и посмелее была бы!
Активировать версию Windows после установки каких-либо обновлений или после предыдущих активаций можно только таким методом. Выбрать, что именно требуется активировать в вашем конкретном случае. Сгенерировать ключ и скопировать его в буфер обмена. На предпоследнем этапе нужно установить планировщик активации. Перезагрузить компьютер после завершения операции. Причины ошибки активации К сожалению, при активации операционной системы Windows или пакета офисных программ Microsoft Office, случаются ошибки, которые мешают получить бесплатную лицензию. К счастью, все ошибки решаемы, а пока рассмотрим основные причины, почему у юзеров ничего не выходит, а как это решить: Старая версия KMSAuto — нужно всегда использовать последнюю версию программы, так как и к ОС, а также к софту постоянно выходят обновления. KMSAuto не подходит к определенной системе. Как уже говорилось, KMSAuto — это не универсальный инструмент. Их существует три типа и каждый разумно использовать в конкретной ситуации и на определенной операционной системе. Важно подобрать активатор конкретно к вашей ситуации. Антивирус распознает активатор как угрозу — это абсолютно адекватный ответ от антивирусной программы. В данном случае, KMSAuto — это не вирус, а потому прогу можно смело добавить в исключения и на время активации вообще отключить антивирус. Ошибка при установке ключа — довольно распространенная проблема, которая быстро решается. Для этого потребуется включить GVLK-режим и провести принудительную установку.
Он давал ей уроки вокала и хвалил ее первую сценическую работу в домашнем спектакле. Казалось, жизнь будет такой размеренной и счастливой всегда... Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Как и все демократично настроенные дворяне, Ростислав Ростиславович верил в то, что революция принесет что-то новое, свежее в жизнь страны. Он помогал революционерам материально и, пользуясь графским титулом, не вызывая подозрения мог перевозить из-за границы большевистскую «Искру». Но жить в Петербурге становилось все тяжелее, и вскоре Капнисты переехали в Судак. Чудный сад, виноградники и винные погреба с бочками прекрасного крымского вина, грандиозная домашняя библиотека — таким запомнился Марии Ростиславовне этот город. Добрая и мудрая бабушка, красивая и гонористая мама, душевный и справедливый отец — такими остались в памяти домочадцы. Отца Мирочка боготворила. Когда в 20-м году большевики заняли Крым, он должен был, как и все дворяне, ходить в местную управу отмечаться. Мира каждый раз выбегала за ворота и ждала, вглядываясь вдаль до боли в глазах, — не идет ли папа. И он приходил. Брал малышку на руки и смеялся: «Ну что ты, маленькая? Все же хорошо, я дома». А однажды ни с того ни с сего на столе лопнул стакан. Сам рассыпался на мелкие кусочки, будто кто его ударил. И отец не вернулся. Его вместе с другими «ненадежными» арестовали и кинули в тюрьму. Родственники несчастных целыми днями не отходили от дверей, и девочка надеялась если не увидеть, то хотя бы услышать голос отца. Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го года. Как и почти всех крымских дворян. Не выдержав смерти отца, умерла его старшая дочь Лиза. Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться. На глазах Марии убили ее тетю. Один из «палачей» указал своему напарнику на девочку: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее! У вас нет приказа! Крымские татары, очень высоко чтившие память любимого графа Капниста, помогли его вдове и дочке Мирочке бежать из Судака в их национальной одежде. В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия уехала в Киев. Там вышла замуж и стала заниматься на финансовом факультете Института народного хозяйства. Учиться на финансиста было скучно, и Капнист вновь вернулась в Ленинград и пришла в театральный институт. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Там же, в Ленинграде, состоялись две знаменательные для нее встречи. Первая — с другом детства Георгием Холодовским, женихом ее покойной сестры Лизы. Еле узнал он в стройной красавице с косами до пят ту маленькую озорницу Мирочку, докучавшую влюбленной паре своими выходками. Начинающая актриса и молодой инженер-энергетик стали неразлучны и вскоре полюбили друг друга. Тогда же произошла вторая встреча — с Сергеем Мироновичем Кировым, которого обожала вся молодежь Ленинграда, и Мария в том числе. Киров прекрасно знал семью Капнистов и, встретившись с ее младшей представительницей, стал расспрашивать обо всех. Мария поведала ему о своих несчастьях, чем вызвала страшное негодование с его стороны. Он пообещал разобраться в этой истории и помочь молодым влюбленным во всех бытовых и прочих вопросах. А потом Кирова убили, и вновь началась страшная чистка. Среди «неблагонадежных элементов» оказалась и Мария Капнист. Так и не дали ей толком доучиться. Судьба кидала ее из Ленинграда в Киев, из Киева — в Батуми, а в промежутках — за решетку. Работать ей приходилось бухгалтером, хотя Мария Ростиславовна не оставляла занятий музыкой и театром. Стройная, красивая, эксцентричная, она называла себя Итальянкой. Итальянку пометили, и в начале 1941 года «за антисоветскую пропаганду и агитацию» дали 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Могла ли она тогда подумать, что это только начало? Этапы, этапы... Многое пришлось пережить хрупкой молодой женщине. Ей обрезали чудные косы, выбили зубы — «чтоб не кусалась». В Карлаге заключенные делали саманные кирпичи — это была изнурительная работа в невыносимой жаре. А тут еще одна беда: пометил Марию начальник лагеря Шалва Джапаридзе. Вызвал как-то к себе и попытался повалить на кровать. Мария что было сил вдарила ему ногой в пах и выскочила вон. Натолкнулась на охранника из лагерных: «Кажется, я Шалву убила... Но Шалва выжил и приказал кинуть строптивую девчонку в мужской лагерь к уголовникам. А те могли делать, что им вздумается — они не несли наказаний. Мария затаилась в углу, ждет. К ней вразвалочку подошел старший. И откуда силы взялись? Закричала: «Черви вонючие! Чем вы тут занимаетесь? Война идет, на фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь! Были бы у меня пули... Ты не признаешь меня? Эта неожиданная встреча спасла ей жизнь, однако на другой день Марию жестоко избили конвоиры. Вскоре Капнист переправили в Джезказган на добычу угля. На заре каторжан опускали в шахту, а поднимали глубокой ночью. Нестерпимо болели руки, ноги, спины. Мария Ростиславовна была бригадиром.
Бронзовая птица со светлой отметиной. Судьба Марии Капнист — готовый сценарий для фильма ужасов [эл. Мария Капнист 22.
В молодости Мария Капнист была красавицей. Как годы лагерей превратили её в старуху
Подруга просто не узнала Марию, той было лишь 40 лет, а выглядела она как старуха. Тяжёлая работа, суровые условия, жуткая жизнь в лагерях ничего не оставили от её красоты. Но не сломили дух и внутренний стержень. К сожалению, у женщины было много фобий, например, клаустрофобия. Однако, она не позволяла страхам властвовать над ней. Ещё в лагере она увлеклась театром, показывала другим заключённым спектакли. Поэтому она решила продолжить это дело.
У неё была довольно специфическая внешность, многих она отталкивала. Поэтому ей давали только роли эпизодические, второго плана. Но Мария знала, что способна на большее.
После Октябрьской революции семья переехала в Судак на Белый Юг, где в 1921 году Ростислава расстреляли как "врангелевца". Вскоре их дом в Судаке был разрушен, и оставшимся в живых членам семьи пришлось скрываться. Крымские татары, чтившие память графа Капниста, помогли её матери и ей бежать из Судака в их национальной одежде. В 16 лет Капнист попала в Ленинград, где год спустя была принята в Театральную студию Юрия Юрьева при Ленинградском драматическом театре имени А. Пушкина, а после её закрытия - в Ленинградский театральный институт имени А. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Но уже в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запретом жить в Ленинграде.
Окончила Киевский финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером в Киеве, затем в Батуми.
Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций Все права на материалы, находящиеся на сайте m24. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись.
Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули... Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу. И приснился мне сон, помню до сих пор: лежит мешок с зерном на дороге, а люди смотрят на него и не знают, как взять. Не пойму, как очутилась возле мешка, подняла его и закинула на спину. И для меня он показался легким, как пух. Раздала людям пшеницу... На душе стало легко, светло.
Проснулась и поняла: сон вещий. Делай людям добро и станешь всесильной. С тех пор стараюсь так делать. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Жезказнан. Палящее солнце. Сильный ветер с песком... Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда.
Запомнилась казашка, которая вышла с кувшином воды. Ей разрешили напоить самых слабых. Жезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью...
Следственное дело графа Р.Р.Капниста
Мария Капнист принадлежала к старинному дворянскому роду, будучи по отцовской линии двоюродной правнучкой Василия Капниста. Мария Капнист родилась в марте 1913 года в Санкт-Петербурге. В семьдесят пять Мария Капнист стала заслуженной артисткой Советского Союза. Мария Капнист, известная российская певица и актриса, стала настоящей легендой в мире искусства. Представительницу одного из древних дворянских родов Марию Капнист знали, как известную актрису. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини.
Эдда Урусова: потеряла в лагерях всю семью
- Мария Капнист: судьба главной киноведьмы СССР :: Ростов-на-Дону :: RusNews
- Мария Капнист: крымская сказка ведьмы всея Союза
- «Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист
- Актрисы и певицы сложной судьбы: За что и сколько сидели самые знаменитые зэчки
Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь
Главная страница » Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет Автор lidaВремя чтения 5 мин. Просмотры 143Опубликовано 01. Несмотря на все испытания, оставаться самим собой, порядочным, честным, приносить пользу другим, отдавать себя до конца, никого не упрекать, не попрошайничать, не искать виновных. Не озлобиться. И даже на пороге смерти — любить. Мария Капнист прошла очень трудный жизненный путь: с детства познала горе и нужду, позже пережила настоящий ад. Но до последнего дня оставалась Женщиной с большой буквы. Испытания Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко родилась в дворянской семье.
Мать, красавица-казачка Анастасия Дмитриевна, была образованна, начитанна и владела несколькими иностранными языками. Отец, граф Ростислав Капнист, происходил из очень знатного греческого рода. Глава семейства владел плантациями виноградников в Крыму, а прибыль получал от виноделия. Семья проживала в фамильном особняке на Английской набережной в Петербурге. Последний даже организовал в их гостиной домашний театр, став наставником девочки по вокалу и актерскому делу. Ни Мария, ни остальные дети Капнистов ни в чём не знали нужды. Пока не наступила Октябрьская революция.
Семья вынуждена была бежать в Крым и поселиться в Судаке. Однако преследователи добрались и туда. В начале 20-х дом графа разрушили, а его самого расстреляли. Матери с 7-летней Мари удалось спастись лишь благодаря добрым людям, предоставившим им временное убежище. Восемь лет они скитались и голодали, и только в 1929 году смогли вернуться в родной город. Через год сердце измученной болезнями и тяжелым бытом Анастасии Дмитриевны не выдержало.
В Ленинграде она встречает бывшего поклонника Лизы, старшей сестры, — инженера-электрика Георгия Холодовского, знакомого еще по Судаку.
Завязывается роман… В декабре 1934 года прозвучали выстрелы в Смольном: убит Киров. В городе идут повальные аресты. Судьба сначала швыряет Марию Капнист в Киев, затем в Батуми. И вот первый арест: 27 августа 1941 года, приговор — 8 лет лагерей. Начался настоящий ад… Круги ада Арестованная как «неблагонадежный элемент» так как была дворянского рода , Капнист в течение 15 лет прошла множество самых страшных лагерей: от раскаленных песков Караганды до промерзших степей Тайшета. Это каторга. Это голод.
Это унижение. Каждый день ее в бочке опускали в угольную шахту на 60 метров. Но ни ежедневный изнурительный труд, ни постоянные побои, ни домогательства начальника лагеря не сломили ее волю. Позже она вспоминала: «Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Палящее солнце.
Сильный ветер с песком. Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью. Нестерпимо болели руки и нога».
Выжить в этих страшных условиях Марии Ростиславовне помог ее сердечный друг Георгий Холодовский. Где бы она ни была, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая ее от голода и цинги. И каждый год на день ее рождения, 22 марта, старинный русский праздник — Жавороночный день, получала она свой традиционный, любимый с детства подарок — выпеченных из теста жаворонков. Когда надзиратели узнали о беременности заключенной, то принуждали сделать аборт. Мария наотрез отказалась. Посыпались издевательства. Ей выбили зубы, чтоб не кусалась.
В конечном итоге Базавлук удочерила Радиславу, но оставила ей прежнюю фамилию когда Радиславу поместили в детдом, ей дали другую фамилию, но Базавлук, разыскав девочку, добилась того, чтобы ей вернули фамилию Капнист. Отношения матери и дочери стали налаживаться, только когда Радислава стала подростком. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником [8].
В 1958 году после ряда мытарств ей удалось получить роль игуменьи в фильме « Таврия » молодого режиссёра Юрия Лысенко. Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко , где Капнист в дальнейшем активно снималась. Получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек.
В заключении из-за работы под землёй у Капнист развилась клаустрофобия , из-за чего она не пользовалась подземными переходами , что и стало причиной её гибели. В начале октября 1993 года Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева — Проспект Победы , у киностудии имени Довженко. Лечение травм осложнилось отёком лёгких.
Умерла 25 октября 1993 года в Киевской Александровской Октябрьской больнице. Похоронена на фамильном кладбище в селе Великая Обуховка Полтавской области.
Он единственный пришёл встречать её из ссылки.
Ходил по перрону с букетом цветов. Несколько раз искоса взглянул на одинокую старуху, явно ждавшую кого-то. Наконец, когда все разошлись, подошёл к ней и, протянув цветы, сказал: — Возьмите!
Я не встретил, кого ждал. И вас тоже не встретили. И уходить хотел.
Но Мария чуть слышно прошептала: — Юл, Юл… Так она звала его в детстве. И не помня себя от отчаяния, побежала по платформе. Георгий догнал её, неловко попытался утешить: — Что они с тобой сделали, Маша!
Но несчастная женщина была безутешна. Ещё в поезде она не узнала себя, взглянув в зеркало в туалете. От ужаса выскочила оттуда, как ошпаренная, — прямо на неё смотрела незнакомая старуха.
И вот — новое потрясение. Но чего же она хотела? В конце концов, её дорогой Юл — отнюдь не слепой.