Новости экономические проблемы россии

«Новости Экономики» — главные новости экономики сегодня на страницах новостного сайта Свежие новости экономики и ситуации на финансовых рынках в России и Мире. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ XXI ВЕК Экономическая политика России — XXI век. Российская экономика в 2023 году справилась с такими внешними вызовами, с которыми не сталкивалась ни одна страна в мире. Главные новости из мира бизнеса и финансов, ключевые события экономики, эксклюзивные интервью и эксплейнеры.

Бюджет худеет, но силовикам и малоимущим дали триллионы. Что ждет экономику РФ в 2023-м

Возможное изъятие активов России разрушит мировую экономику, заявила спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Мы пишем интересные свежие новости России, мира и Большого Урала. Самые слабые точки для российской экономики сейчас: санкции, дефицит кадров и ожидаемый разгон инфляции. Последние новости экономики России сегодня Свежие и главные новости экономики на сегодняшний день онлайн. Самые слабые точки для российской экономики сейчас: санкции, дефицит кадров и ожидаемый разгон инфляции.

Экономика и бизнес

Президент России Владимир Путин подписал соответствующий закон. Самые последние новости экономики и финансов России и мира, вы найдете на страницах нашего ресурса. Проблемы затронули не только Россию, но и мировое производство, однако российский кризис оказался сильнее.

Что будет с эконо­микой России в 2024 году: прогно­зы прави­тельства, ЦБ и аналити­ков финрынка

Объём ВВП в 2005 году составил 21 665 млрд руб. Объём российского ВВП в 2006 году превысил 26 трлн рублей. Налоговые поступления, перечисленные Федеральной налоговой службой в федеральный бюджет в 2006 году, составили 3000,7 млрд руб. Согласно федеральному закону от 01. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 год составил 1739,408 млрд рублей. Это обеспечило России третье место по этому показателю в мире после Китая и Японии. Объём российского ВВП в 2007 году составил в текущих ценах 33 247,5 млрд рублей [85]. Результаты российской экономики в 2007 году демонстрировали ускорение роста по отношению к 2005—2006 годам. При этом ускорение происходило на фоне снижения влияния топливно-энергетического сектора на экономику, то есть рост базировался в большей степени не на высоких ценах на энергоресурсы, а на росте инвестиционного и потребительского спроса, росте объёмов строительства, выпуска широкого спектра продукции обрабатывающих отраслей.

По итогам этого года Россия вошла в «семёрку» крупнейших экономик мира, оставив позади Италию и Францию [91]. По оценке Всемирного банка , российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований» [92]. Для России кризис выразился в падении фондового рынка, обесценивании российской валюты, снижении промышленного производства, объёма ВВП, доходов населения, а также росте безработицы.

Рост среднего чека в магазине и ресторане, обгоняющий инфляцию. Рост количества населения, позволившего себе нормальный отдых. Прирост числа квадратных метров на душу населения. Снижение процента ветхого жилья.

Наконец, верный индикатор — повышение темпов рождаемости. Все это, я помню — было у нас в начале-середине 2000-х. Вот увижу все это, реально поверю, что народ стал жить лучше. Теперь вопрос — за счет чего можем получить вот это все, вышеперечисленное? Только лишь за счет роста госрасходов? Да на них, пардон, далеко не уедешь. Государство не может бесконечно увеличивать свои расходы.

По крайней мере при сценарии, который с моей точки зрения, наиболее вероятен. Всех сейчас волнует вопрос, как долго будут продолжаться военные действия. Цель санкций декларируется не как возмездие, а как способ остановить российскую военную машину. Но пока в преддверии нефтяного эмбарго ЕС Россия наоборот заработала больше нефтегазовых доходов, чем в 2021 году, хотя доходы уже начали постепенно снижаться. Как долго Кремль может позволить себе продолжать военную операцию, если можно очертить какие-то рамки? Проблема не столько в деньгах. У российского государства в обозримом будущем будет достаточно денег для того, чтобы продолжать военные действия. Проблема в том, насколько Россия способна производить вооружения в условиях санкций.

Не секрет, что поставки чипов и другой высокотехнологичной продукции сильно сократились. Российская военная промышленность страдает от того, что у нее нет доступа к этим очень важным компонентом, которые используются в производстве вооружений. Это наверняка оказывает влияние на способность России вести военные действия, независимо от того, есть у российского правительства деньги на это или нет. Поставки китайских электронных компонентов закрывают потребности лишь частично. Наиболее сложные чипы производят в основном США и Тайвань. Даже Европа в этом плане отстает. Китай не производит самые сложные модели чипов и сам зависит от импорта американских технологий. Раз сам Китай этого не производит, то и не может экспортировать в Россию.

Нехватка полупроводников затрагивает не только ВПК, но и другие отрасли. Сколько Россия сможет продолжать военные действия? Если Россия будет неспособна производить современное оружие стандартов XXI века, придется производить то, что было еще во времена Советского Союза. И в последние месяцы России уже приходилось использовать оружие советских образцов, которое, видимо, было на складах, просто потому, что не хватало высокоточного современного оружия. Но важны не только экономические факторы. Мы увидели, насколько российская армия не оправдала ожиданий с российской точки зрения. Это связано не только с уровнем развития экономики, промышленности и санкциями. Это объясняется, прежде всего, безалаберностью, низкой компетентностью и коррупцией.

Согласны ли вы с такими прогнозами? Сможет ли Россия развиваться без доступа к передовым технологиям? Это будет сложно. Я согласен с термином «регрессивное импортозамещение», который ввел Бранко Миланович. Опыт других стран под массивными санкциями это подтверждает. Текущую ситуацию сравнивают, прежде всего, с Ираном, потому что до февраля 2022 года наибольшему количеству санкций в мире подвергся именно Иран. Причем Иран живет под очень жесткими санкциями в течение десятилетий — давление постепенно нарастало. В Иране произошла примитивизация производства.

Например, автомобильная промышленность была вынуждена упростить выпуск, потому что у Ирана не было доступа к более передовым технологиям и компонентам. Это же наблюдалось в других отраслях. Конечно, Иран и Россию не стоит сравнивать один к одному, потому что Россия сама по себе больше и с более развитой экономикой и научным потенциалом. Надежды на импортозамещение, которые есть в правительственных кругах несколько в большей степени оправданы, чем в случае Ирана. Но тем не менее в России будет стагнация экономики в ближайшие 10 лет, если ничего принципиально не изменится, не будет политических перемен и Запад не снимет санкции. Даже если не будет резкого падения уровня жизни, стагнация приведет к тому, что Россия будет все больше и больше отставать в мировом масштабе. То есть соседние страны — Восточная Европа, Китай и другие продолжат расти, а Россия будет стагнировать. Разница в уровне жизни между Россией и соседними странами будет возрастать.

Ну и конечно, Россия будет проигрывать развитым странам. Еще на заре своего прихода к власти в первом либеральном десятилетии Путин поставил задачу , что Россия должна развиваться ускоренными темпами, чтобы достичь уровня Португалии. Почему Португалии? Потому что, наверное, достичь уровня Германии было бы нереально. А Португалия была самой бедной страной из западноевропейских стран, и расстояние до нее было не таким большим. Эта цель так и не была достигнута. И мне кажется, что в текущей ситуации достигнуть ее будет не легче. Последние 10 лет российская экономика уже стагнировала.

Реальные располагаемые доходы россиян падали четыре года подряд с 2014 по 2017 год. Реальные располагаемые доходы — это денежные доходы минус обязательные платежи налоги, коммунальные платежи, проценты по кредитам и т. Показатель не рассчитывается в рублях, приводится только его динамика в процентах. Правительство, тем не менее, ожидает возобновления экономического роста уже в 2024 году. Насколько реалистичны эти ожидания? Особенно учитывая, что россияне перешли к кризисной модели потребления и больше сберегают, а потребительский спрос в III квартале практически рекордно низкий — сильнее россияне ограничивали потребление только в 2020 году, когда в локдаун большинство магазинов были закрыты. Если смотреть данные за первые полгода и третий квартал, сжался, прежде всего, потребительский спрос. Инвестиции и чистый экспорт чувствуют себя довольно неплохо.

Частично за счет высоких цен на энергоносители и того, что импорт сжался, а экспорт сильно вырос. Основных драйверов рецессии было два: сжатие потребительского спроса и истощение запасов. Поскольку потребительский спрос уже довольно сильно упал, реалистично исходить из того, что по крайней мере, в последующие годы он не будет падать сильнее. Особенно учитывая, что другие компоненты ВВП будут чувствовать себя не так уж хорошо. Экспорт в следующем году наверняка просядет из-за нефтяного эмбарго ЕС. Это скорее всего, приведет к тому, что России придется сокращать добычу. Чтобы перенаправить поставки газа в тот же Китай необходимо строительство новых газопроводов. Это займет не год и не два, потребуются годы.

Увеличить поставки сжиженного природного газа СПГ тоже проблематично, но они в принципе пока чувствуют себя неплохо.

Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Экономист Беляев рассказал о медленном росте гражданского сектора экономики

Экономические новости России и мира: динамика и перспективы российской экономики, ее рост и спад, экономические прогнозы и оценки | 102623 подписчика. Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года. Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года.

Дефолт, инфляция и падение рубля: чего ждать от коллапса экономики?

Мишустин: экономика России уверенно адаптируется к внешним вызовам. Проблемы затронули не только Россию, но и мировое производство, однако российский кризис оказался сильнее. В 2013 году экономический рост в России снизился под влиянием структурных проблем и снижения инвестиционной активности[104][105]. Последние события в сфере экономики и финансов в России и мире. Анализ, мнение экспертов, интервью и прогнозы. Экономические новости России и мира: динамика и перспективы российской экономики, ее рост и спад, экономические прогнозы и оценки | 102623 подписчика. Последние события в сфере экономики и финансов в России и мире. Анализ, мнение экспертов, интервью и прогнозы.

Новости экономика

Российская экономика в 2023 году справилась с такими внешними вызовами, с которыми не сталкивалась ни одна страна в мире. Игорь Измайлов обсуждает вместе с директором Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексеем Зубцом главные экономические новости, которые касаются каждого. Оперативные новости, комментарии экспертов и бизнес-аналитика ключевых событий. Самые свежие новости России и мира. Представитель МИД РФ заявила, что Россия не намерена менять новые регионы на разморозку активов Западом. Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года.

Доклад об экономике России

Это включало в себя поддержание сбалансированного бюджета. Меньше денег выделялось пенсионерам, было меньше социальных трансфертов, индексаций зарплат бюджетников и т. И конечно, это не способствовало развитию внутреннего спроса. В частности, в 2014 году из-за возросшего дефицита бюджета Пенсионного фонда государство заморозило пенсионные накопления и ввело мораторий на формирование подобных сбережений, который продлен до 2024 года. С 2016 года выплаты работающим пенсионерам не индексируют с учетом инфляции.

Я не исключаю, что такая ситуация вполне может повториться и в ближайшие годы. Особенно учитывая, что теперь Россия вынуждена вести военные действия. Россия помогала Донбассу с 2014 года, но это не идет ни в какое сравнение с теми масштабами, которые мы наблюдаем сейчас. Поэтому я не исключаю, что перераспределение государственных расходов на военные цели, может сказаться на социальной сфере.

Вы допускаете секвестр бюджета в случае затягивания военных действий? Не исключено, что у российских властей просто не будет выбора. В случае очень большого дефицита бюджета Россия наверняка не сможет занимать деньги у банков, потому что они просто не будут давать деньги под приемлемые проценты. Альтернативой может стать монетизация бюджета — грубо говоря, печатание денег для того, чтобы покрывать дефицит.

В этом случае будет гиперинфляция. Да, это чревато макроэкономическими последствиями. В последние месяцы Украина использовала механизм печатания денег для того, чтобы покрывать дефицит бюджета. У них просто не было другого выхода.

Думаю, что современные экономические власти России и либералы, которые до сих пор в целом принимают экономические решения, во многом тот же министр [финансов] Антон Силуанов и Эльвира Набиуллина, все-таки не пойдут на это. Чтобы избежать этого, будет, скорее всего, секвестр бюджета. Минфин уверял, что у России есть 10 лет — до 2030 года, чтобы подготовиться. Сейчас падение доходов от нефти и газа стало реальностью.

Достигла ли Россия каких-то успехов в преодолении «ресурсного проклятья» и сможет ли она избавиться от него теперь? Наиболее вероятный сценарий — сжимание доходов от экспорта энергоресурсов в ближайшие годы. В то же время в какой-то степени произойдет импортозамещение. Может быть, произведенные в России товары не будут эквивалентом ранее поставляемых в страну западных, но какое-то производство будет налажено, а это в определенной степени снизит роль энергетического сектора в экономике.

Другой вопрос — в какой степени такую ситуацию можно будет назвать благотворной для России? На мой взгляд, структурная трансформация экономики России неизбежна, но вряд ли ее итоги улучшат экономическое положение россиян, а вероятно, ухудшат. Произведенные в стране товары, вероятно, будут продаваться втридорога — просто из-за отсутствия конкуренции. Когда нет конкуренции, то даже товары плохого качества можно сбыть по довольно высоким ценам.

Сейчас по большому счету российские производители будут соревноваться лишь с китайскими. После запретов Запада на прямое авиасообщение с Москвой и ограничений на пользование лайнерами «Аэрофлот» практически перестал, по крайней мере на время, летать в другие страны из-за опасений, что самолеты арестуют, потому что большинство из них ему не принадлежит. Мы видели, что произошло с ценами на авиабилеты. Где Россия может взять деньги на экономическую трансформацию, в том числе на достижение технологического суверенитета?

Бюджет на 2023-2025 годы дефицитный. В какой степени можно надеяться на привлечение инвестиций из Китая, арабских стран, Латинской Америки? Звучат разговоры о том, что компании накопили на счетах значительные ресурсы за предыдущие годы и бизнес может вкладывать больше. Полагаю, что основная ставка будет сделана на частный бизнес, потому что у государства не так много возможностей стимулировать импортозамещение.

В течение последних месяцев инвестиционные спрос и предложение находились на довольно приемлемом уровне — отчасти это связано именно с запросом на структурную перестройку. Некоторые отрасли, скажем, российский туризм, выиграли от того, что теперь у России нет прямой связи с Западом, а многие россияне не могут позволить себе отдыхать, например, в Испании или Греции из-за логистических трудностей и возможных проблем с получением виз. Государственные субсидии едва ли помогут в этом случае. Предполагаю, что эту значительную роль должен сыграть частный бизнес, который должен осваивать новые рынки и ниши.

Что касается иностранных инвестиций, мы в WIIW довольно много занимались вопросами привлечения прямых иностранных инвестиций. Многие из этих стран на протяжении последних десятилетий привлекли огромное количество западных инвестиций — можно сказать, что с этим было связано их экономическое развитие. Источниками таких инвестиций выступали прежде всего Западная Европа, в частности Германия. У такой модели были плюсы и минусы, но думаю, что большинство экономистов сходятся во мнении, что плюсы преобладали.

Прежде всего стоит подчеркнуть, что с иностранными инвестициями пришли новые технологии, которые позволили резко повысить производительность труда, увеличить конкурентоспособность, снизить энергоемкость, что было важно для постсоциалистических экономик, особенно в 1990-е. Все это позволило этим странам получить доступ к международным рынкам после того как, например, многие автомобильные и технологические компании развернули там свое производство. Россия в этом плане сильно отставала от стран Центральной Европы. Главное объяснение этому, на мой взгляд, в том, что в России был довольно плохой инвестиционный климат, на котором негативно сказывалась коррупция, отсутствие независимых судов — собственность могли в любой момент отобрать.

Другой фактор — сама Россия, по большому счету, не была в восторге от продажи своих активов иностранцам. В частности, в 2008 году приняли закон о так называемых стратегических секторах российской экономики, в которых участие иностранного капитала было законодательно ограничено. В перечень вошли более 40 секторов, включая не только банковский сектор и энергетику, но например, рыболовство. Понятно, что в нынешних геополитических реалиях о привлечении масштабных иностранных инвестиций с Запада не может быть и речи.

Как показывают исследования, покинувшие Россию компании сделали это из-за имиджевых опасений — они не желали работать в стране-агрессоре, которая ведет военные действия. Говоря об альтернативах Западу, то в какой-то степени Россия может рассчитывать на привлечение инвестиций в Китае. В теории, это позволило России бы освоить более передовые технологии. Что касается Латинской Америки или Ближнего Востока, я не уверен, насколько компании из этих стран являются более передовыми, чем российские или китайские.

Может быть, в каких-то секторах — например, турецкие компании сильны в строительстве. При этом не стоит забывать, что та же Турция или страны за пределами Европы могут находиться под давлением Запада, есть риск попасть под вторичные санкции. Не секрет, что для некоторых китайских компаний сближение с Россией вызывает вопросы, потому что они работают на американском рынке. Товарооборот с Турцией растет, но не до конца понятно, как долго Турция сможет балансировать между Россией и Западом.

Степень, в которой Запад может воздействовать на другие страны, варьируется в зависимости от конкретного случая. Понятно, что у Запада есть больше рычагов давления на Сербию, чем на Китай, потому что Белград хотел бы вступить в Евросоюз, а это будет сложно сделать, поддерживая тесные связи с Москвой. У Китая больше экономического суверенитета, но ему тоже придется сталкиваться с непростыми решениями. Существуют сложные схемы с фирмами-прокладками, но в нынешней геополитической ситуации сотрудничество с Россией так или иначе сопряжено с рисками.

Речь идет о черном и цветном металлах, текстиле, резине и стекле. При этом эксперт выделил и ряд проблем экономики России. В числе главных он назвал медленный рост гражданского сектора экономики. Данная сфера очень значительно влияет на благосостояние страны, сказал Беляев.

Поэтому санкции продолжают усложнять и удорожать процессы доставки грузов. Но так считают не все российские эксперты.

SU рассказал Trans. INFO о том, что в краткосрочной перспективе новый пакет санкций скорее всего не окажет влияния на отрасль. Предыдущие санкционные пакеты уже свели объемы подобных перевозок до минимума, поэтому ни на стоимость, ни на сроки доставки новые запреты уже вряд ли повлияют», — рассказывает он. Эксперт считает, что новый запрет на прицепы и полуприцепы — это скорее усиление санкций, которые были введены в апреле 2022 года. Существенное влияние на тарифы и сроки доставки могло бы оказать требование обязательной перегрузки товаров вместо перецепки на границе, однако пока такие жесткие правила не предусмотрены. Кроме того, российские перевозчики продолжают успешно наращивать парк автомобилей, зарегистрированных в дружественных странах», — заключает Святослав Вильде.

Ситуацию специально для Trans. А он использовался довольно часто. Пакет санкций распространяет запрет на перевозку грузов зарегистрированными в России прицепами и полуприцепами по дорогам ЕС тогда, когда прицепы и полуприцепы прицепляются к тягачам, зарегистрированным в других странах. Так, например, теперь россияне больше не смогут просто прицепить прицеп к любому тягачу, зарегистрированному в ЕС, и таким образом беспрепятственно ввозить товары в ЕС,- заявил он. Зенонас Буйвидас считает, что санкции могут быть эффективными, но бдительность необходима, так как запрет не распространяется на транзит через ЕС между Калининградом и Россией. Например, из балканских стран», — говорит эксперт.

А что с «третьими странами»? Европейский союз не обошел вниманием тот факт, что третьи страны прямо или косвенно могли помогать России обходить санкции. Поэтому был разработан механизм, который не будет позволять им это делать. В частности, начали применяться индивидуальные меры против компаний, активно сотрудничающих с Федерацией в поставках запрещенной продукции. Однако если, несмотря на эти меры, регулярный обход санкций продолжится, то Евросоюз сможет предпринять более жесткие шаги, а конкретно — ограничить поставки товаров в третью страну. В таких действиях могли быть замечены Казахстан, Армения, Кыргызстан и другие.

Однако риск вторичных санкций должен удержать правительства стран от таких шагов.

Звучат разговоры о том, что компании накопили на счетах значительные ресурсы за предыдущие годы и бизнес может вкладывать больше. Полагаю, что основная ставка будет сделана на частный бизнес, потому что у государства не так много возможностей стимулировать импортозамещение. В течение последних месяцев инвестиционные спрос и предложение находились на довольно приемлемом уровне — отчасти это связано именно с запросом на структурную перестройку. Некоторые отрасли, скажем, российский туризм, выиграли от того, что теперь у России нет прямой связи с Западом, а многие россияне не могут позволить себе отдыхать, например, в Испании или Греции из-за логистических трудностей и возможных проблем с получением виз. Государственные субсидии едва ли помогут в этом случае. Предполагаю, что эту значительную роль должен сыграть частный бизнес, который должен осваивать новые рынки и ниши. Что касается иностранных инвестиций, мы в WIIW довольно много занимались вопросами привлечения прямых иностранных инвестиций. Многие из этих стран на протяжении последних десятилетий привлекли огромное количество западных инвестиций — можно сказать, что с этим было связано их экономическое развитие. Источниками таких инвестиций выступали прежде всего Западная Европа, в частности Германия.

У такой модели были плюсы и минусы, но думаю, что большинство экономистов сходятся во мнении, что плюсы преобладали. Прежде всего стоит подчеркнуть, что с иностранными инвестициями пришли новые технологии, которые позволили резко повысить производительность труда, увеличить конкурентоспособность, снизить энергоемкость, что было важно для постсоциалистических экономик, особенно в 1990-е. Все это позволило этим странам получить доступ к международным рынкам после того как, например, многие автомобильные и технологические компании развернули там свое производство. Россия в этом плане сильно отставала от стран Центральной Европы. Главное объяснение этому, на мой взгляд, в том, что в России был довольно плохой инвестиционный климат, на котором негативно сказывалась коррупция, отсутствие независимых судов — собственность могли в любой момент отобрать. Другой фактор — сама Россия, по большому счету, не была в восторге от продажи своих активов иностранцам. В частности, в 2008 году приняли закон о так называемых стратегических секторах российской экономики, в которых участие иностранного капитала было законодательно ограничено. В перечень вошли более 40 секторов, включая не только банковский сектор и энергетику, но например, рыболовство. Понятно, что в нынешних геополитических реалиях о привлечении масштабных иностранных инвестиций с Запада не может быть и речи. Как показывают исследования, покинувшие Россию компании сделали это из-за имиджевых опасений — они не желали работать в стране-агрессоре, которая ведет военные действия.

Говоря об альтернативах Западу, то в какой-то степени Россия может рассчитывать на привлечение инвестиций в Китае. В теории, это позволило России бы освоить более передовые технологии. Что касается Латинской Америки или Ближнего Востока, я не уверен, насколько компании из этих стран являются более передовыми, чем российские или китайские. Может быть, в каких-то секторах — например, турецкие компании сильны в строительстве. При этом не стоит забывать, что та же Турция или страны за пределами Европы могут находиться под давлением Запада, есть риск попасть под вторичные санкции. Не секрет, что для некоторых китайских компаний сближение с Россией вызывает вопросы, потому что они работают на американском рынке. Товарооборот с Турцией растет, но не до конца понятно, как долго Турция сможет балансировать между Россией и Западом. Степень, в которой Запад может воздействовать на другие страны, варьируется в зависимости от конкретного случая. Понятно, что у Запада есть больше рычагов давления на Сербию, чем на Китай, потому что Белград хотел бы вступить в Евросоюз, а это будет сложно сделать, поддерживая тесные связи с Москвой. У Китая больше экономического суверенитета, но ему тоже придется сталкиваться с непростыми решениями.

Существуют сложные схемы с фирмами-прокладками, но в нынешней геополитической ситуации сотрудничество с Россией так или иначе сопряжено с рисками. Насколько для России может быть опасно углубление экономических связей с Китаем? Учитывая, что его ВВП в 10 раз больше российского. Геополитическая ситуация ослабляет переговорную позицию России с другими странами, потому что для поиска новых партнеров взамен Запада Москве придется как-то «продавать» себя, привлекать новых партнеров выгодными условиями. Наглядный пример — ситуация на рынке нефти: когда Евросоюз и другие страны Запада ввели эмбарго на российскую нефть, цена на нее упала — российская марка Urals подешевела на треть. В такой ситуации Россия вынуждена продавать нефть дешевле, потому что у нее нет выбора. На протяжении предыдущих десятилетий российские власти, несмотря ни на что, все-таки стремились углубить экономические отношения с Западом — отсюда предложения, с которыми выступала Россия по крайней мере до 2014 года о создании единой экономической зоны от Лиссабона до Владивостока, о безвизовом режиме с Европой и т. До определенного момента эти предложения были вполне искренними, но геополитическая ситуация такова, что о подобных идеях можно забыть, вероятно, на десятилетия. Взаимодействие с Китаем, как мне кажется, рассматривалось как альтернатива, «план Б» — это не было предметом осознанного и продуманного выбора. Иными словами России приходится сотрудничать с Китаем, потому что альтернатива — изоляция.

Разумеется, что при взаимодействии с Китаем Россия будет младшим партнером. Российская экономика зациклена на энергетическом секторе, а экономика Евросоюза намного более диверсифицированная, более передовая в структурном отношении. У той же Польши или Чехии тоже нет равноправного партнерства с Германией, а значительную долю производственных мощностей в Польше или Чехии контролируют немецкие компании. Однако это не значит, что скажем, Чехия от этого партнерства не выигрывает. Подводя итог, у России была возможность выиграть от союза с Западом, но это тоже было бы неравным, ассиметричным партнерством. Поясните, пожалуйста, эту мысль. Adobe Stock Когда люди сотрудничают в рамках одного проекта, одной публикации, они могут придерживаться разных точек зрения. Лично я не поддержал бы высказывание, которое вы привели. Есть люди, которые не согласны с военными действиями и которые видели, что Россия движется в сторону все большей диктатуры, принимаются все более репрессивные законы. Многие эмигрировали, но не каждому человеку это под силу — есть разные обстоятельства: финансовые или бытовые — на Западе много барьеров для иммигрантов.

Я лично знаю много людей, которые выступают против военных действий и против действующего режима, но остаются в России, потому что у них нет выхода. Я нахожусь на Западе и тут много разговоров о коллективной ответственности, о том, что все россияне виноваты в случившемся. Шла речь о том, чтобы вовсе запретить въезд российским гражданам в Евросоюз. Но нельзя всех причесывать под одну гребенку. Нельзя несогласных приравнивать к тем, кто за военные действия. На мой взгляд, было бы безумием запрещать въезд в ЕС. Это работает на путинскую пропаганду: «Смотрите, Запад против вас, против русских». Насколько люди, которые остаются в России, вовлечены в государственную машину — сложный вопрос. Конечно, человек, который живет в условиях автократии, вынужден принимать правила игры, но это не значит, что он с ними согласен. При Сталине не все были доносчики.

Но и не каждый готов идти на баррикады. Можно ожидать от людей определенного уровня порядочности. Но нельзя требовать героизма от людей. Не уверен, что люди на Западе, которые ожидают от россиян героизма, сами будь они в таких же условиях, были бы готовы идти на баррикады, зная, что это может ударить не только по их работе, а что их могут посадить в тюрьму. Вы учились в Санкт-Петербурге, а потом продолжили обучение и работу в Европе. Что бы вы могли сейчас посоветовать молодым российским экономистам — тем кто, в частности, сейчас заканчивает образование в России?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий