Новости дунайские походы святослава

Скачать бесплатно презентацию на тему "Походы Святослава Поход на вятичей 964 г. Поход на Волжскую Булгарию 964-65 г. Разгром Хазарского каганата 966 г. Границы Киевской Руси в начале походов." в (PowerPoint). 972) - (Sviatoslav I of Kiev) князь новгородский и Великий князь Киевский с 945 по 972 год, легендарный русский полководец, прославившейся своими походами. Походы князя Святослава в контексте византийско-болгарских отношений. Великий князь киевский Святослав Храбрый (942 – 972 года), разгромивший Хазарский каганат в ходе дерзкой десантной операции в 965 году [1], провел неудачную, но прославившую в веках русское мужество и стойкость в бою, десантную операцию в Болгарии Дунайской.

ЗАБЫТЫЕ ВОЙНЫ РОССИИ. ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

968 г. — поход Святослава против Дунайской Болгарии (Первый Дунайский поход), который закончился разгромом этого государства и подписанием мирного договора, по которому нижнее течение Дуная отошло к Руси. За Волжскими походами 964–966 гг. последовали два Дунайских похода Святослава в 967–971 гг. В ходе их Святослав пытался создать огромное русско-болгарское царство с центром в Переславце на Дунае. Для Святослава Игоревича логическим продолжением разгрома Хазарского каганата было бы ослабление союзника хазар — дунайских болгар.

День, когда русские вернулись на Дунай

Византийский годы походов Святослава хронист Лев Дьякон говорит о Святославе: «среднего роста и весьма строен, имел широкую грудь, плоский нос, голубые глаза и длинные косматые усы. Новости. Знакомства. Великий князь киевский Святослав Храбрый (942 – 972 года), разгромивший Хазарский каганат в ходе дерзкой десантной операции в 965 году [1], провел неудачную, но прославившую в веках русское мужество и стойкость в бою, десантную операцию в Болгарии Дунайской. Походы Святослава Игоревича в Болгарию. Скачать бесплатно презентацию на тему "Походы Святослава Поход на вятичей 964 г. Поход на Волжскую Булгарию 964-65 г. Разгром Хазарского каганата 966 г. Границы Киевской Руси в начале походов." в (PowerPoint). Первый Дунайский поход Дунайские походы князя Святослава — история, которая овеяла его имя легендой.

Политэкономия князя Святослава...

В 967 году «Повесть временных лет» сообщает о первом болгарском походе Святослава: «В лето 6475 двинулся Святослав на Дунай на болгар». Выставленное против киевского воинства тридцатитысячное болгарское войско не выдержало напора и отступило к дунайской крепости Доростол. После получения вести о поражении болгарского царя Петра настиг апоплексический удар, и он вскоре умер. А в скором времени почти вся восточная Болгария была завоевана Святославом. Как сообщает летопись, «одолел Святослав болгар. И взял восемьдесят городов по Дунаю, и сел, княжа здесь, в городе Переяславце, принимая дань от греков». Летом 968 года Святослав вынужден был оставить Переяславец и поспешить на помощь Киеву, который осадили печенеги.

Одержав победу над печенегами, Святослав занялся укреплением властной структуры Киевского государства. Старшего сына Ярополка он посадил на княжеский престол в Киеве, Олега отправил в Древлянскую землю, а Владимира — в Новгород посадником наместником.

Калокир прибыл в Болгарию с русским войском и оставался со Святославом до русско-византийской войны. Болгарское руководство оставалось в Преславе.

Никаких покушений на суверенитет Болгарии Святослав во время первого Дунайского похода не делал. Можно предположить, что после утверждения в Переяславце, князь Святослав заключил мирное соглашение с Болгарией. Ухудшение отношений с Византией. Осада печенегами Киева Мир был недолгим.

Византия, верная своей политике, стала предпринимать первые шаги, направленные на удаление Святослава из Болгарии. Император Никифор Фока приказал замкнуть Босфор цепью, как это греки делали обычно в ожидании появления русского флота, стал готовить армию и флот к выступлению. Византийское руководство, видимо, учло ошибки прошлых лет, когда русы застигали греков врасплох и подходили с моря к самым стенам Царьграда-Константинополя. Одновременно византийские дипломаты стали предпринимать шаги для нормализации отношений с Болгарией, чтобы находиться в противоборстве как с русами, так и болгарами, и предотвратить возможность создания русско-болгарского союза.

Тем более, что во главе Болгарии по-прежнему находилась провизантийская группировка во главе с царем Петром, которая мечтала о реванше и была недовольно появлением Святослава на Дунае. В Преславу было направлено византийское посольство во главе с опытным дипломатом Никифором Эротиком и епископом Евхаитским. Константинополь изменил свою политику в отношении Болгарии коренным образом: диктата и ультиматумов больше не было, забыты были требования прислать в Византию царских сыновей в качестве заложников. Более того Константинополь предлагал династический союз — брак дочерей Петра и византийских принцев.

В болгарской столице сразу клюнули на приманку и болгарское посольство прибыло в византийскую столицу. Болгар приняли с большим почетом. Одновременно византийцы провели другую акцию, направленную против Святослава. Греки всегда находили золото для подкупа.

Будучи в Переяславце, Святослав летом 968 года получил тревожное известие из Киева: печенеги осадили Киев. Это было первое появление печенегов у Киева. Тайное византийское посольство склонило несколько вождей степняков ударить по Киеву, пока там нет грозного Святослава. Печенежский племенной союз не был единым и если одни племена помогали князю Святославу, другие ему не были ничем обязаны.

Весной 968 года по летописным данным печенеги наводнили окрестности Киева. Святослав Игоревич, быстро собрал войско в кулак, оставил часть пеших воинов в Переяславце, а с ладейной ратью и конной дружиной выступил к Киеву. По данным русской летописи, печенеги начали отводить войска, увидев, что отряды воеводы Претича переправляются через Днепр. Печенеги приняли силы Претича за дружины Святослава.

Претич начал переговоры с печенежскими вождями и заключил перемирие, обменявшись оружием. Однако угроза с Киева ещё не была снята, тут прибыл Святослав, который «прогна печенеги в поли, и бысть миръ». Византийские посланцы уверяли печенегов, что они в безопасности, Святослав не успеет прийти на помощь Киеву. Печенеги слыли хозяева степи.

Однако на этот раз они прогадали. Конница Святослава шла по степи облавой, загоняя степняков к реке. По реке шла судовая рать. Печенеги, прорываясь на юг, понесли большие потери, а табуны прекрасных коней стали русской добычей.

Второй Дунайский поход Святослав Игоревич с триумфом вступил в Киев. Киевляне с восторгом его приветствовали. Всё лето и первую половину 969 года Святослав провел в Киеве около заболевшей матери. По всей видимости, Ольга взяла с сына слово не покидать её до скорой смерти.

Одним из главных идеалов князя была слава беззаветно храброго воина, никогда не изменявшего дружинным традициям: «... В походы не брал ни возов, ни котлов, не варил мяса, а тонко изрезав конину, зверину или говядину, запекал ее на углях и ем. Не имел шатра, спал на земле, подстелив потник и с седлом в головах. Такими же были все его воины. Отправляясь в поход, посылал сказать: иду на вы! Тогда его мать Ольга двинула киевское войско против древлян, виновников гибели ее мужа князя Игоря. Полки встали в поле напротив друг друга. Четырехлетний Святослав Игоревич бросил в сторону противника дротик. Копье пролетело между ушей лошади и упало у ее ног. Главным геополитическим противником Руси в тот момент являлась Хазария.

Вятичи, как мы узнаем из ПВЛ и к 964 г. Однако хазары не готовы были так просто отказаться от прежнего обычая. Кроме того они, являясь крупнейшим соперником Византии в торговых делах, мешали русско-византийской торговли - основе всех торговых предприятий Руси на пути «Из варяг в греки». Все это должно было толкать правителей Киевской Руси на войны с хазарами. Такие войны и шли с переменным успехом при Олеге и Игоре. Кстати последнее до походов Святослава столкновение русов с хазарами оказалось неудачным. В 941 на Волге, в тюрских пределах, стране волжских булгар, хазар и буртасов, погибла рать князя Игоря. Как истинный сын своего времени, Святослав должен был помнить о священном долге мстителя за обиды отца. Историкам остается лишь гадать, какой резон — жажда мести или помысел о контроле над Великим Волжским торговым путем, были важнее для Святослава при проработке им замысла удара по Хазарии. С военной стратегической точки зрения его план оказался примером совершенства.

Святославу всегда будут присуще наступательные действия. Однако в 964 г. Он двинулся на северо-восток. Поднявшись по реке Десне, Святослав перетащил свои ладьи в верховья Оки и оказался в земле вятичей. Вятичи были воинственным союзом племен, при этом они являлись наиболее «первобытным» среди восточных славян. Придя некогда под предводительством легендарного Вятки с запада с земель ставших в будущем Польшей , вятичи в непроходимых лесных дебрях с суровыми природно-климатическими условиями Волго-Окского междуречья потеряли навыки развитого земледелия. Вятичи стали жить, как и окрестные финно-угры, в основном, промыслами: охотой, рыбной ловлей, собирательством. Они были не прочь напасть и ограбить оказавшихся в их владениях купцов и прочих заезжих путников. В свое время киевский князь Олег 880-912 принудил вятичей признать свое верховенство и обязал их платить Киеву дань. Однако, сообразно родоплеменному менталитету, вятичи на считали, что они часть Киевского государства.

Они считали себя в личной зависимости от Олега, победителя их князей. Со смертью Олега они посчитали свои отношения с Киевом законченными, и киевскому князю Игорю 912-945 пришлось мечом убеждать их в обратном. Со смертью Игоря история повторилась. До 964 г. Это было частью той великой внутренней политики по консолидации вокруг Киева всех восточнославянских племен, которую начал еще Олег, основатель Древнерусского государства, а завершит один из самых ярких князей периода расцвета единой Руси - Владимир Красное Солнышко 980-1015. С точки зрения внешнеполитических намерений Святослава, воевать с Хазарским каганатом, оставив у себя в тылу непокорных и воинственных вятичей, данников, а, следовательно, и формальных союзников Хазарии, было рискованно. Многочисленные полки Святослава объявились в землях вятичей в 964 г. Обе стороны проявили дипломатические способности. Вятичи не отважились воевать. А склонный все решать мечом Святослав, на этот раз пошел на переговоры.

Он не стал требовать с вятичей дани, как делали его предшественники. Киевский князь просто дал понять вятичем, что его война с хазарами освобождает их на время или навсегда от необходимости платить дань хазарам, и вятичи пропустили дружины Святослава через свои владения. По Волге Святослав в 965 г. В ходе его тюркские народы, к которым относятся и хазары, создали обширный Тюргский каганат. Однако он оказался непрочным объединением, и в VII столетии в ходе распада его западной части сформировалось Хазарское государство. В это время хазары контролировали степные просторы Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. От хазар зависели со второй половины VII в. К началу Х в. Волжская Булгария была достаточно автономна от Итиля. Булгары приняли ислам и стремились к союзу с извечными противниками Хазарии арабами.

В 922 г. Состоявший при нем секретарем арабский ученый Ибн Фадлан оставил свои записки о Волжской Булгарии. В них находится знаменитый рассказ о похоронах на Волге знатного руса. Одни ученые видят в «русах» Ибн Фадлана описание восточнославянских воинов-купцов. Большинство же исследователей склонна считать «русов» Ибн Фадлана скандинавскими воинами-купцами, прибывшими для торга в Булгарию. К середине Х в. Волжская Булгария была уже фактически независимым от хазар государством. Еще одна часть тюркского кочевого народа булгар, союз племен во главе с ханом Аспарухом, еще в конце VII в. Здесь Аспарух, соединившись с южнославянскими племенами, вступил в борьбу за балканские территории с Византийской империей. Население было преимущественно кочевым и тюркским, но также имелись и индоевропейские племена, в частности, ираноязычные аланы, которые в Доно-Донецком междуречье вели оседлый образ жизни.

Будучи изначально кочевниками-скотоводами, хазары, однако, быстро осознали, что организация транзитной международной торговли приносит куда большие доходы. В ходе налаживания транзитной торговли возникли в Хазарии города, где помимо торговли стало развиваться ремесло, а в городских окрестностях процветало садоводство. Религией большинства хазар было и оставалось язычество. Хазары поклонялись многим богам, а главным их божеством являлся бог неба Тенгри. Главу государства - кагана, хазары ассоциировали с проявлением покровительства Тенгри на земле. При неудачах хазары могли решить, что их каган «неистинный», убить и сменить его. Такая трактовка кагана постепенно превратила его из реального правителя в бессильное в реальной политике сакральное полубожество, чья личная судьба зависела от состояния внутриполитических и внешнеполитических дел государства. Однако элита во главе с царем и сакральным главой государства - каганом дважды меняла свои конфессиальные предпочтения. Как контролеры степных международных торговых путей хазары оказались конкурентами арабов. В 735 г.

Каган и его приближенные ради мира приняли ненадолго ислам, который не получил распространения в массе населения Хазарии. Внутри Хазарии при организации транзитной торговли все большую роль играли купцы-иудеи, связанные с еврейской диаспорой по всему миру, что в немалой степени содействовало налаживанию Каганатом своих международных торговых связей. Под воздействием купцов-иудеев каган и вся хазарская элита приняла иудаизм. Под влиянием торговых отношений с Византией часть городского населения приняла христианство. В VIII в. Константинопольская патриархия даже открыла в Хазарии 7 епархий. Однако первоначально союзнические отношения хазар с ромеями на почве совместного противостояния арабам, в IX-X вв. Ромейская империя, заинтересованная в подрыве торгового могущества Хазарии, исподволь натравливала на Каганат окружавших его диких кочевников, в частности, печенегов, которые с востока давили на хазарские рубежи, стремясь прорваться в Причерноморские степи. К концу IX в. Не знающие государственности, воинственные и независимые друг от друга печенежские союзы племен пробились через хазарские владения и стали заселять степи Нижнего Днепра, вытесняя оттуда к Дунаю, осевших на время у Днепра мадьяров.

Отношения с Хазарией восточнославянского мира до образования государства Русь складывались противоречиво. Как мы уже упоминали, часть восточных славян платила хазарам дань в течение 200 лет. Однако, поскольку хазары допускали всех своих данников до торговли, которую вел и контролировал каганат, в нее частично были втянуты и поляне, северяне, древляне, что, судя по археологическим раскопкам, способствовало их социально-экономическому развитию. Отдельные военные и торговые экспедиции скандинавов-варягов, ищущих торговые пути, ведущие из Северной Европы в Византию и на Восток через восточнославянские и финно-угорские земли, судя по археологическому материалу начались в IX и продолжались в Х вв. Однако Великий Волжский путь оказался для варягов труднопроходимым и малодоступным, ибо Волжская Булгария и Хазарский каганат строго охраняли свою монополию на него. После образования государства Русь освобождение восточных славян от хазарской дани стало одной из главных задач киевских князей. Ключевский, оказалась конкурентом Хазарии в деле международной транзитной торговли, что тоже вело к обострению русско-хазарских отношений. Внутреннее ослабление Хазарии, явно заметное к середине Х в. Более подробную историю Хазарии можно найти в работах историков М. Артамонова, С.

Плетневой, П. Голден и др. Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для Каганата. Однако уже давно хазарские правители осознали угрозу со стороны русов. В середине Х в. Иосиф искал союзников среди мусульманских владык и хотел представить дело так, что его контроль над Нижневолжскими степями - это и защита мусульманских интересов. Чуть позже хазары пытались получить помощь от среднеазиатского Хорезма. Но к середине 960-х гг. Она изнемогала в конфликтах с арабами и византийцами. Попытки найти компромисс с частью арабского мира были эфемерны.

Ее границы трещали от натиска тюрок-печенегов. Столкновения с Русью и даже отдельные победы над руссами только готовили решительный натиск молодого растущего русского государства на дряхлевший Хазарский каганат. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев». Из другого источника, сообщений современника событий арабского географа Ибн Хаукаля мы знаем, что прежде, чем обрушиться на Хазарию, Святослав воевал с Волжской Булгарией, победил ее войска, взял большую добычу. Многие города, в частности Булгар, были разорены. Одолев булгар, по версии Ибн Хаукаля, киевский князь двинулся вглубь Хазарии. Арабский ученый относит походы к 358 г. Калинина Т.

Древняя Русь и страны Востока в Х веке. Автореферат канд. Та же злая судьба постигла и новую столицу хазар Итиль на Нижней Волге. По гипотезе известного специалиста по истории Хазарии М. Артамонова, войска Святослава сплавлялись вниз по Волге на ладьях, и Итиль пал прежде, чем русские перетащили свои суда на Дон. Итиль был буквально стерт с лица земли. У другого крупного хазарского города Саркела на Дону оказалась иная судьба. Русы Святослава захватили его и превратили в свою крепость. Было сохранено даже название города. Его просто перевели на русский язык.

Надолго в Белой веже обосновался русский гарнизон, а сам город оказался важнейшим центром русского влияния на просторы Великой Степи. Одновременно Святослав взял под контроль Тмутаракань. Так русские источники именовали один из древнейших городов Таманского полуострова. В античные времена он назывался Гермонасса, византийские греки знали его как Таматарху, а хазары - как Самкерц. Сейчас на месте города станица Тамань.

Собрав перед сражением воинов, Святослав произнес свои знаменитые слова: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми. Ибо мертвые срама не знают, а если побежим — покроемся позором. Так не побежим, но станем крепко, а я пойду впереди вас. Если моя голова ляжет, то сами решите, как вам быть». И ответили ему воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». Бой был очень упорным, и многие русские воины погибли. Князь Святослав вынужден был отступить обратно в Доростол. И решил русский князь заключить мир с византийцами, поэтому советовался с дружиной: «Если не заключим мир и узнают, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами воюют, и кто нам тогда поможет? Заключим же мир, ведь они уже обязались платить нам дань — этого с нас и хватит. Если же перестанут платить нам дань, то снова, собрав множество воинов, пойдем из Руси на Царьград». И воины согласились, что князь их говорит правильно. Святослав начал переговоры о мире с Иоанном Цимисхием. Историческая встреча их произошла на берегу Дуная и была подробно описана византийским хронистом, находившимся в свите императора. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки могли лишь потому, что надетая на нем рубаха была чище, чем у других дружинников и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо. Вот как описал очевидец грозного русского воина: "Святослав был среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми длинными, висящей на верхней губе усами. Голова у него была совсем голая, только на одной ее стороне висела прядь волос, означающий древность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким". Заключив мир с греками, Святослав вместе с дружиной отправился на Русь по рекам в ладьях. Один из воевод предупредил князя: «Обойди, князь, Днепровские пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но князь не послушал его. А византийцы известили об этом кочевников-печенегов: «Пойдут мимо вас русы, Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». И когда Святослав подошел к порогам, оказалось, что ему совершенно невозможно пройти. Тогда русский князь решил переждать и остался зимовать. С началом весны вновь двинулся Святослав к порогам, но попал в засаду и погиб. Летопись так передает рассказ о смерти Святослава: «Пришел Святослав к порогам, и напал на него Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взял голову его, и сделал чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Случилось это в 972 году. Так героически погиб князь Святослав Игоревич, Освободитель, великий сын Земли Русской, выдающийся воин и полководец Значение разгрома Хазарии для Руси Главным достижением похода явилось то, что Киевская Русь вернула себе независимость. Свободу от дани, свободу от дани войском для Хазарских походов. Конец работорговли в регионе и набегов на Русские земли с целью захвата рабов, поставившие под вопрос выживание русского народа. Хазарский каганат был сокрушен. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен.

«РУСЬ-ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТОСЛАВА».

1. Обозначьте стрелками разного цвета направления восточных и дунайских походов князя Святослава. Покажите разными цветами территорию Древнерусского государства к концу правления Святослава и территории соседних с Древней Русью государств. Ну и добавлю, что если дунайские походы Святослава более-менее широко известны у нас, то аналогичный поход на Дунай полтора столетия спустя войск Владимира Мономаха у нас почти не помнят. А ведь в 1116-19 гг. древнерусские войска вновь захватывали города за Дунаем. Дунайские походы. В 967 году началась война между Византией и Болгарским царством.

100 важных событий истории Украины

Первый Дунайский поход Дунайские походы князя Святослава — история, которая овеяла его имя легендой. Поход Святослава Игоревича на Волжскую Булгарию не упоминается в летописях, однако в труде арабского историка Ибн-Хаукаля под 968/969 годом сообщается о разорении русами города Булгар и находящихся южнее территорий населённых племенами буртасов. Походы Святослава Игоревича в Болгарию.

3 июля 964 года- День Великой Русской Победы!

Ну и добавлю, что если дунайские походы Святослава более-менее широко известны у нас, то аналогичный поход на Дунай полтора столетия спустя войск Владимира Мономаха у нас почти не помнят. А ведь в 1116-19 гг. древнерусские войска вновь захватывали города за Дунаем. Восточный поход Святослава, а впоследствии его балканские походы представляли собой результат острых противоречий, проявлявшихся в течение всего X в. в отношениях Руси с Хазарией, Византией, другими сопредельными странами. Научная статья на тему 'ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА И СУДЬБА ЕГО ВОСТОЧНЫХ ЗАВОЕВАНИЙ НА КАРТАХ АТЛАСА ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ'. Другим направлением внешней политики Святослава стала Дунайская Болгария.

Святослав Игоревич – князь с царскими амбициями

Княгиня выбрала мщение и уберегла сына от неминуемой гибели. Возможно, состояние опасности и риска предопределило мальчику дальнейший выбор пути воина. Первый бой Сохранились сведения о том, что Святослав Игоревич в 10 лет уже участвовал в настоящем бою и подвергал жизнь опасности. Но формально первым боем малолетнего князя считается сражение с древлянами в 946 году. Мальчику было не более 6 лет, но он уже уверенно держался в седле. Юный Святослав метнул копье в сторону войска противника. Копье упало рядом с ногами коня, не пролетев и десяток сантиметров. Бой под управлением великого князя начался, укрепив моральный дух дружины. Предпосылки начала политической жизни Согласно русским источникам, князь Святослав Игоревич находился все время при матери в Киеве. Однако византийские историки упоминают о его княжении в Новгороде. В любом случае, мать погрузилась в управление государством, не сильно пытаясь привлечь сына к политическим делам.

Воспитанием юного княжича занимались в основном воеводы. Это стало первой предпосылкой формирования политических взглядов. Внутренняя политика была в руках у матери, и энергичный сын выбрал для себя оставшуюся свободной нишу — внешнюю политику. Второй предпосылкой является формирование разных религиозных убеждений. Святослав был ярым язычником, он не собирался изменять своей вере даже в угоду политическим выгодам от выбора единой религии для всех племен. Князь и дружина Все великие деяния князя неразрывно связаны с его дружиной. Он был талантливым военачальником. Дружину он начал набирать себе сам еще в ранней молодости. Люди Святослава были все как на подбор: такие же храбрые, энергичные и выносливые. Дружина славилась тем, что быстро перемещалась благодаря отсутствию возов с провиантом.

Святослав был очень неприхотлив, и такими же были его воины. Они не варили мясо в котлах, а ели зажаренную на углях конину или дичь. Спали не в шатрах, а на земле, подложив под голову седло. Правитель всегда пользовался непререкаемым авторитетом. Он, в свою очередь, дорожил мнением дружинников. Когда мать уговаривала его принять христианство, он отказался со словами: «Моя дружина начнет смеяться». По свидетельству византийского историка Льва Диакона, одежда Святослава отличалась от одеяний его людей только чистотой, а не богатством. Войско князя было очень сплоченным. Это помогло одержать много побед. Правление Святослава Фактическое правление Святослава началось с 964 года.

С этого времени в летописях упоминаются его первые самостоятельные действия государственного масштаба. Однако и до этого времени он уже заявлял о себе как великий князь. Он помешал планам матери проповедовать христианство с помощью приглашенной из Германии религиозной миссии. Начало правления По общепринятой версии из краткой биографии князя Игоря Святославовича в учебниках истории он начал править государством с 964 года. Википедия приводит и другую версию, указывая дату 961 год. Точного ответа нет по простой причине — о князе начали писать в летописях, когда он стал ходить в военные походы. Деятельность Святослава Политику каждого правителя принято делить на внутреннюю и внешнюю. Святослав является исключением из этого правила.

Хазары это кочевники, которые промышляли главным образом скотоводством, земледелием, работорговлей и взиманием пошлины с судов.

На территории Каганата, по рекам его пронзающим, проходили многие торговые пути, в частности путь Серебрян, по которому шел главный поток драгоценностей из Азии в Европу. Правление великого князя-воина началось именно с восточного похода, поскольку было крайне важным, чтобы этот торговый путь находился под контролем Киевской Руси. Это был важный момент, поскольку еще Олег построил крепость Тмутаракань, которая позволяла обходить судам Хазарскую территорию. Однако в ответ на это в 830 году была возведена Хазарская крепость Саркел, которая блокировала этот обходной путь. Походом на Саркел, начинались новые походы князя Святослава. В 865 году Святослав Игоревич захватил крепость Саркел, которую впоследствии переименовали в Белая Вежа. Следующим пунктом движения армии русского правителя был северный Кавказ. На своем пути князь Святослав Игоревич разрушал Хазарские города. Кроме того, в этот период правления русичами были нанесены поражения племенам ясов осетин и черкесов.

Восточные походы князя Святослава этого периода отличались своей успешностью. В 967 году император Византии с помощью Святослава вздумал решить свои давние проблемы. Греки хотели наказать болгар, земли которых часто использовались венграми для прохода к морю, чтобы в дальнейшем угрожать грекам. Византийцы отправили в Киев послов с обещаниями богатых даров, если князь Святослав Игоревич согласится напасть на болгар.

Бои шли с переменным успехом, Лев Диакон отмечал мужество бойцов с обеих сторон. Вскоре к грекам подошли боевые триеры, оснащенные приспособлениями для метания греческого огня. Дружина Святослава опечалилась.

В византийский лагерь было доставлено продовольствие и лекарства. А в Доростоле воины Святослава терпели голод, умирали от ран, болезней. Пал в бою второй по значению после Святослава, по мнению Льва Диакона, предводитель русов Икмор. Византиец так описывает гибель Икмора: «храбрый муж гигантского роста… окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига критян Анемас бросился на Икмора, настиг его и ударил [мечом] в шею - голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только [Икмор] погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу».

Но и русы не оставались в долгу. Во время отчаянной вылазки русских дружинников с целью поджечь камнеметные машины греков, наносившие колоссальный вред осажденным в Доростоле, пал магистр Иоанн Куркуас. Это был родственник Иоанна Цимисхия, который командовал воинами, обслуживающими катапульты. Увидев его дорогие доспехи, дружинники Святослава решили, что это сам император, и изрубили Куркуаса. В ходе битвы под Доростолом русы стали осваивать не привычные им прежде военные навыки. Лев Диакон сообщает, что прежде «росы» предпочитали биться пешими, а под Доростолом выехали однажды и на конях. Неопределенность исхода войны тяготила обе стороны.

В Византии произошла попытка нового государственного переворота, к счастью для Иоанна Цимисхия, неудачная. Святослав советовался с дружиной: что делать? Одни говорили, что надо продолжать попытки прорваться с боем из Доростола. Другие предлагали тайно улизнуть ночью. Третьи советовали вступить в переговоры. Святослав закончил вече, сказав, что если не будем биться, погибнет слава, спутница русского оружия; лучше погибнуть в бою, «ибо мертвые сраму не имут». Впрочем, князь заметил, что если он падет, то его воины вольны «сами о себе помыслить».

Святослав повел ее в новую атаку. Видя, с какой неистовой яростью бросался Сфендослав Святослав на ромеев и воодушевлял к бою ряды своих, Анемас… устремился на [предводителя росов] и, ударив его мечом по ключице, поверг вниз головою наземь, но не убил. И говорят, что перед ромеями появился какой-то всадник на белом коне; … он чудодейственно рассекал и расстраивал ряды росов… Впоследствии распространилось твердое убеждение, что это был великомученик Феодор…» Ранение Святослава и буря заставили русов укрыться в Доростоле. Чуть позже Святослав пошел на переговоры. Он согласился отказаться от претензий на Дунайскую Болгарию, взяв за это дань на 10 тыс. Он заключил мир с Византией, которая позволяла ему спокойно вернуться на родину. В ходе переговоров Святослав лично встречался с Иоанном Цимисхием, благодаря чему Лев Диакон сумел увидеть и запечатлеть облик русского князя-воителя: Император, «покрытый вызолоченными доспехами, - подъехал верхом к берегу Истра, ведя за собою многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников.

Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом рубином , обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды, его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами».

О конце жизни Святослава, которого Н. Карамзин называл «русским Александром Македонским», рассказывает «Повесть временных лет»: «Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И сказал ему воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». И не послушал его и пошел на ладьях. А переяславцы послали к печенегам сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти.

И остановился зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову, и перезимовал Святослав. Когда же наступила весна, отправился Святослав к порогам. В год 6480 972. Пришел Святослав к порогам, и напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку». Уже в наше время около днепровского порога Ненасытенский на дне реки были обнаружены мечи Х в. Эта находка позволила историкам указать на возможное место гибели Святослава и большей части, его оставшихся в живых к весне 972 г.

Лишь Свенельду с его дружинниками на конях удалось пробиться в Киев. Если верить ПВЛ, то Святославу на момент гибели было всего 30 лет. Из них 28 лет он являлся главой Русской державы. Как мы видели, 8 последних лет своей жизни Святослав лично водил дружины в походы.

Приводятся новые аргументы в пользу предположения об имевших место русско-византийских столкновениях в Крыму, подтолкнувших греков к переговорам с князем Святославом в 967 году. This article explores the events having preceded the Russian-Bulgarian War of the late 960s, investigates the goals of the Byzantine Empire, involving Russes into the conflict in the Balkans.

The new arguments are presented in favour of occurring Russian-Byzantine clashes in the Crimea that propelled the Greek side to the negotiations with Prince Svyatoslav in 967. E-mail:koryuz mail. Несмотря на успехи болгар, противостояние с Византией было явно им не по силам — Болгарское царство было экономически разорено бесконечными войнами, население десятками тысяч бежало из страны, болгары голодали. Поэтому в октябре 927 года сын и преемник Симеона молодой болгарский царь Пётр заключил мирный договор с Византией, продиктовав ромеям унизительные для них условия: признание за Петром царского титула, независимость болгарской церкви, выплата византийцами ежегодной дани. Этот договор на 40 лет обеспечил мир между двумя государствами. Однако, внешне безупречно соблюдая мирные условия, Византия все эти годы не могла смириться с унижением, втайне способствуя ослаблению потенциального противника и выжидая удобного случая для нанесения удара по Болгарии, для которой время мира стало периодом упадка — роста сепаратизма окраин, расцвета движения еретиков-богомилов, нескончаемых мятежей, кровавых набегов кочевников-венгров.

К концу 960-х годов тогдашний император Византии Никифор Фока 963—969 пришёл к выводу, что настал момент для начала решительных действий — лакомый плод Болгария, что называется, созрел. Но сорвать его император решил чужими руками, используя русов и их воинственного князя Святослава. В августе 968 года русское войско напало на Болгарию. Для болгар это событие стало началом полувековой войны с иностранными захватчиками — первоначально с русами, а потом, собственно, с ромеями, спустя несколько лет выставившими русов из Болгарии — войны, завершившейся для болгар национальной катастрофой — поглощением их страны Византией. Древнерусские мечи В «Повести временных лет» ПВЛ есть приписываемая русскому князю Святославу фраза о том, что ему хотелось бы жить в Болгарии, в городе Переяславце-на-Дунае, «яко ту вся благая сходятся: от Грекъ злато, паволоки, вина и овощеве разноличныя, изъ Чехъ же, изъ Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воскъ, медъ и челядь»1. На первый взгляд это явно указывает на захватнические намерения Святослава в Болгарии.

О том, что русов на Балканы пригласила византийская сторона, ПВЛ молчит. А вот византийский автор второй половины X века Лев Диакон в своей «Истории» сообщает, что император Византии Никифор Фока возвёл в высокое достоинство патрикия некого «Калокира, мужа пылкого нрава и во всех отношениях горячего, и отправил его к тавроскифам, которых в просторечии обычно называют росами, с приказанием распределить между ними врученное ему золото, количеством около пятнадцати кентинариев, и привести их в Мисию Болгарию. Калокир прибыл к Святославу, завязал с ним дружбу, «совратил его дарами и очаровал льстивыми речами», а затем уговорил выступить против болгар3. В хронике византийца Иоанна Скилицы конец XI в.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий