Став летчиком-истребителем, Валерий Чкалов поступил на службу в эскадрилью под Ленинградом.
Детство и юность Валерия Чкалова
- Под капотом самолёта
- Памяти Валерия Чкалова
- Подвиг Валерия ЧКАЛОВА: след в сердцах камчатцев
- Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова
- Оренбургские крылья Родины
Следователь рассказал школьникам о подвиге летчика Александра Наконечникова
За полетом напряженно следил весь мир. Экипаж с энтузиазмом встречали разные горожане, более того, в Вашингтоне пилотов вышел приветствовать сам Франклин Рузвельт, чтобы высказать почтение их храбрости и выносливости. Валерий Чкалов погиб зимой 1938 года. Истребитель И-180 из-за поломки в двигателе, которую невозможно было устранить, потерпел крушение. Пытаясь предотвратить жертвы среди мирного населения, Чкалов пожертвовал собой, изменил направление и столкнулся с линией проводов, находящихся под колоссальным напряжением. Валерия быстро доставили в госпиталь, где врачи отчаянно боролись за его жизнь, но там он скончался. Бытует мнение, что инцидент был подстроен. Вариант событий, что Чкалова хотели устранить намеренно, что он перешел кому-то дорогу, поддерживали, в частности, его жена и дочь. Валерий Павлович был достаточно резок в своих высказываниях, что в те времена было очень опасно из-за политических репрессий, из-за которых легко можно было угодить в немилость и сильно пострадать не только самому, но и подвергнуть свою семью смертельной опасности.
Но у этой версии событий есть существенные недостатки, мешающие принять ее за правду. Как было известно очень многим, советское руководство хорошо и уважительно относилось к Чкалову, причем настолько хорошо, что Иосиф Сталин встретил Чкалова и его экипаж после перелета на Сахалин. Благодаря своим заслугам Чкалов был не последним человеком в СССР, которого уважали и любили и среди обычного населения, из-за чего ему могли бы простить даже какие-то резкие высказывания. В конечном итоге, далеко не каждый человек смог бы преодолеть несколько тысяч километров по воздуху безостановочно. Чкалов был настолько знаменитым человеком в СССР, что в его честь называли улицы, образовательные заведения, станции метрополитена и многие другие, самые разные объекты, включая малую Родину Чкалова — село Васильево. По всей стране, в самых разных городах, установлены памятники различного вида, например, известная памятная скульптура, поставленная в Нижнем Новгороде. В основании тщательно выгравированы траектории перелётов, вошедших в историю. Скульптуру старательно и трудолюбиво создал Исаак Менделеевич, за что был награжден.
Однако разрешил беспосадочный перелет на Дальний Восток. Полет, получивший название «Сталинский маршрут», совершили Чкалов, Байдуков и Беляков летом 1936 года. Перед вылетом на Дальний Восток на аэродроме «Щелково». Слева направо: члены экипажа АНТ-25 Г. Байдуков, В. Чкалов, А. Беляков и конструктор самолета А.
По возвращении в Москву летчиков встречал сам Сталин. Надпись «Сталинский маршрут» на борту самолета сохранилась и при полете через Северный полюс, который все-таки был одобрен руководством год спустя. Это было непростое испытание для летчиков. Запасы кислорода были ограничены, постоянно присутствовал риск обледенения машины. В какой-то момент лопнула трубка водяной системы охлаждения двигателя. Поломку удалось восстановить только благодаря смекалке и быстроте реакции Чкалова. Они благополучно долетели до Ванкувера, установив мировой рекорд, преодолев 11 340 км за 63 часа 16 минут.
Их встречали как героев. Встреча на Белорусском вокзале. Валерий Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем. Машина нуждалась в доработке, а сам полет готовили в спешке. Незадолго до вылета на самолете выявили множество дефектов. Но даже несмотря на сложные условия, опытный летчик успешно совершил круг над аэродромом. После этого он должен был посадить машину, но решился на второй круг.
Казалось бы, все шло благополучно, но уже при заходе на посадку двигатель отказал. Валерий Чкалов увел истребитель в сторону от жилых домов, и даже тогда оставался шанс избежать трагедии.
Связано это, в первую очередь, с непревзойденной дальностью полета - без дозаправки в воздухе истребитель способен преодолеть расстояние 4000 километров. Маршрут Москва - остров Удд он преодолел вместе со вторым пилотом Георгием Байдуковым и штурманом Александром Беляковым за 56 часов и 20 минут. Кстати, немногим позже, в 1937 году, с тем же экипажем Валерий Чкалов совершил еще один беспрецедентный беспосадочный полет из Москвы через Северный полюс в Ванкувер. Российские летчики давно мечтали повторить подвиг самого знаменитого российского авиатора: отдать ему дань уважения, совершив вираж над островом Удд. И вот наконец это стало возможным - во многом благодаря организаторам действа.
Усачев, начальник главка Наркомата авиационной промышленности С. Порай и др. Гибель прославленного летчика породила массу слухов, легенд.
И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Все они сводятся к попыткам ответить на главный вопрос: это было роковое стечение обстоятельств или Чкалов стал кому-то неугоден и его убрали? Несмотря на существенные расхождения выводов, сделанных комиссиями 1938 и 1955 годов, основная причина трагедии названа ими одна и та же — переохлаждение двигателя самолета. При этом в акте от 17 декабря 1938 года формулировка следующая: "отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом". Вторая экспертная комиссия, созданная в 1955 году на основании постановления Главной военной прокуратуры под председательством генерал-полковника авиации М. Громова, также констатировала, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, "на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день -25 град. В качестве "наиболее верной причины вынужденной посадки самолета" эта комиссия назвала отказ мотора в результате его переохлаждения, умолчав о ненадежной конструкции управления газом. В одном комиссии были единодушны — самолет был недоработан Как бы там ни было, но обе комиссии пришли к выводу — самолет недоработан. Первая комиссия, кроме того, прямо указала, что "гибель т. По поводу недоделок и дефектов в моторе, крыльях, шасси самолета, и, особенно, по поводу отсутствия снятия жалюзи, написаны десятки статей, собраны целые тома свидетельств очевидцев и непосредственных участников испытаний.
На самолете действительно имелись многочисленные дефекты и недоделки, а при его сборке и испытаниях допущена недопустимая поспешность. Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя подробно отражена в материалах следственно-судебного дела, описана Г. Байдуковым, а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы, старшей дочерью летчика В. Чкаловой в написанных ею книгах "Чкалов без грифа "секретно" и "Валерий Чкалов". Надо отметить, что помимо перечисления "усовершенствований" и недоработок, любая из которых, а не только переохлаждение мотора, могла сыграть тогда роковую роль, комиссия 1955 года назвала в числе основных виновников трагедии Н. Поликарпова и В. Чкалова: "Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора.
Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок. Усачев М. Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить". А вот какую оценку действиям летчика дал К. Ворошилов в своем приказе от 4 июня 1939 г. Чкалов, погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее, комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился, и комбриг Чкалов погиб". Ссылаясь на эти и другие документы, некоторые исследователи пытаются доказать, что трагедия произошла не только а может быть и не столько по причине дефектов самолета, сколько из-за недисциплинированности самого Чкалова, нарушившего полетное задание. Основания для этого у них есть, так как ни одна комиссия по существу не сказала, что же превалировало — дефекты самолета или, как принято сегодня говорить, человеческий фактор?
Были ли беспристрастны эксперты? При анализе этих заключений сразу бросается в глаза их поверхностность — выводы ничем не обоснованы, отсутствуют какие-либо расчеты. Есть большие сомнения и в беспристрастности экспертов. Например, автор при изучении архивных следственно-судебных документов обратил внимание, что акт экспертизы 1955 года объемом в две печатных странички, подписанный, помимо М. Громова, начальником 1-го Главка Минавиапрома А. Кононенко, появился на свет в результате нескольких ходатайств о пересмотре дела в отношении бывшего начальника того же 1-го Главка С. Причем, М.
В мемориальном музее Валерия Чкалова бережно хранят память о легендарном летчике
В июле 1936 года его экипаж вылетел из Москвы и через 56 часов приземлился на острове Удд в Охотском море. Через год после перелета на остров Удд экипаж в том же составе совершил то, что никому в мире еще не удавалось, — перелетел через Северный полюс из Москвы до канадского Ванкувера. Тогда Чкалов сказал: «Если быть, то быть первым». Эти слова многие годы вдохновляли его последователей, в том числе Юрия Гагарина. Это фильм о летчике со сложным характером, его отношении с людьми и любви к небу.
Сталинский сокол Конечно же, личность Чкалова не могла не заинтересовать кинематографистов. В 1940 году Михаил Калатозов будущий обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля за фильм «Летят журавли» на «Ленфильме» приступил к съемкам картины о «Сталинском соколе», как было принято тогда называть Чкалова. На главную роль режиссер пригласил Владимира Белокурова. Выбор этот был сделан прежде всего из-за характера актера.
На съемочную группу возлагали большую ответственность, но при этом несколько раз подчеркивали, что результат зависит только от них. Главное, что требовало руководство, — успеть сдать фильм до конца 1940 года. Вопреки трудностям Съемки начинались на подъеме. В газете «Кадр» творческий коллектив фильма принял на себя повышенные обязательства: «Сдать картину «Великий летчик» рабочее название дирекции киностудии не позднее 31 декабря 1940 года с оценкой «отлично».
Но все свободное время он старался проводить дома с женой и детьми. Можно хорошо проследить по книге Валерии Валерьевны Чкаловой, каким он был в семье. В ней опубликованы письма, написанные с любовью, заботой и переживаниями. Благодаря Ольге Эразмовне, прабабушке, эта любовь просуществовала до конца ее дней, она больше не вышла замуж и всю свою жизнь посвятила детям. Но это была наземная служба. Насколько мне известно, после гибели Валерия Павловича Ольга Эразмовна была категорически против, чтобы кто-то из семьи шел в авиацию. Ею было наложено вето. Он влюбился в авиацию в 14 лет, работая на Волге в речном пароходстве. Увидел в небе самолет, и уже ни о чем другом думать не мог.
Случилось так, что он поехал учиться в Нижний Новгород и встретил там односельчанина Фролищева, который помог ему устроиться работать и учиться на аэродроме. Можно сказать, что становление Валерия Павловича как летчика было многоэтапным. Сначала он был механиком на аэродроме, затем поступил в летную школу, и в итоге его желание сбылось. Когда они познакомились с Ольгой Эразмовной, Чкалов уже был летчиком. Родители невесты были не в восторге — она из семьи преподавателей, сама преподаватель, а летчик — не совсем интеллигенция. Они видели в этом мезальянс, не были за, но и не были откровенно против. Эта квартира до сих пор у семьи, в ней есть кабинет Валерия Чкалова, он полностью сохранен. Из полетов он возвращался в этот дом, к жене и детям. Их брак длился чуть меньше 10 лет.
Они очень дополняли друг друга, разные характеры, разное образование. Ольга Эразмовна прививала мужу любовь к прекрасному. Возвращаясь из Америки, он привозил пластинки с классической музыкой. Очень ее любил, во многом благодаря супруге. Можно назвать его репетицией? История была такой, что изначально на АНТ-25 должен был лететь экипаж Леваневского. Они взлетели с большой помпой в присутствии посла, первых лиц и американских СМИ, но в районе Земли Франца Иосифа у них из-под крышки масляного бака начало течь масло. Экипажем было принято решение развернуться. Когда они вернулись, Леваневский громко заявил о том, что на этом самолете летать нельзя, так как он не долетит.
Еще в начале своей карьеры Байдуков познакомился с Валерием Павловичем на Тушинском аэродроме, сложно сказать, кто был чьим наставником — они друг у друга учились. Летали на разных видах техники, переходили с одного на другой, и оба были первооткрывателями. В 1936 году они обратились с просьбой к Сталину полететь через Северный полюс все-таки на этом самолете. Но Сталин распорядился сначала попробовать пролететь через всю страну и проложил прямой маршрут из Москвы на Дальний Восток. Фактически оба перелета — на Восток и в США — имели огромное политическое значение, это было не только техническим достижением летчиков. Почему Америка и почему Дальний Восток? Эти перелеты были доказательством того, что в Москве может взлететь самолет и через двое суток оказаться где угодно.
Мужество и отвагу в воздушных боях в районе озера Хасан, на реке Халхин-Гол и на Карельском перешейке проявили десятки лётчиков. Они принимали активное участие в боях во время советско-финской войны 1939-1940 годов. В годы Великой Отечественной войны в боях за освобождение Родины от фашистских захватчиков 13 выпускников совершили воздушные тараны, 12 лётчиков повторили подвиг Николая Гастелло.
Навечно в списки личного состава авиационных полков были зачислены И. Полбин, Н. Гоманенко, И. Павлов, Е. Выпускники Оренбургского лётного училища были гордостью всей страны. Они вписали в её историю выдающиеся страницы. Легендарные лётчики В. Чкалов и М. Громов со своими экипажами совершили героические перелёты через Северный полюс в Америку. Воспитанники Оренбургского лётного штурмовали высоты, устанавливали мировые рекорды по дальности и скорости полётов, испытывали новые типы самолётов.
Они были первыми в покорении стратосферы и космического пространства, в освоении фигур высшего пилотажа и испытании самолётов с реактивными двигателями. Аминтаев стал первым человеком, вышедшим в стратосферу. Вспомним тех, кто был и остаётся гордостью воздушного флота не только нашей страны, но и всего мира, хотя их имена сегодня известны лишь специалистам. Парашютист-испытатель Н. Парашютист-испытатель К. Кайтанов первым в СССР совершил прыжок из верхней точки «мёртвой петли». Романюк первым из парашютистов-испытателей был удостоен звания Героя Советского Союза. Степанчонок впервые в мире выполнил «мёртвую петлю» на планере. Герой Советского Союза Г. Бахчиванджи выполнил первый полёт на Би-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем.
Екатерина Зеленко стала первой в мире женщиной, совершившей воздушный таран, а Нина Русакова единственной женщиной заслуженным лётчиком-испытателем СССР. Луковников одним из первых советских лётчиков совершил таран в небе Испании. Грицевец - одним из первых в стране стал дважды Героем Советского Союза. Выпускник училища Ю. Гагарин осуществил первый в мире полёт в космос и положил начало профессии лётчиков-космонавтов. В 1963 году при лётном училище была создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов. Достойными продолжателями традиций первооткрывателей космоса стали воспитанники училища, лётчики-космонавты дважды Герой Советского Союза В. Лебедев, Герой Советского Союза А. Викторенко, Герой России Ю. Гагарин совершил первый в мире полёт в космос и положил начало профессии лётчиков-космонавтов.
Формированием школы в первый год её существования занимался участник Первой мировой и Гражданской войн, военный лётчик К. В Положении об авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания, утверждённом главнокомандующим всеми вооружёнными силами советской республики С. Каменевым, отмечалось: 1. Авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания имеет назначением ознакомление лётчиков и лётчиков-наблюдателей с конструкцией вооружения самолётов и предоставление им практики в стрельбе как из всех установленных на самолётах пулемётов и ружей, так и с земли, а равно в сбрасывании бомб и литературы. Авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания состоит в непосредственном подчинении ГУ КВФ и является учебно-строевой частью. Авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания состоит из: а частей учебной, лётной, технической и строевой, б денежно-хозяйственного отделения и в учебно-педагогического комитета. Начальником школы был утверждён К. Капустян, комиссаром - боевой лётчик-наблюдатель Н. В короткий срок были оборудованы учебные классы и мастерские, а в пойме реки Оки подготовлено лётное поле. Первый в нижнем ряду слева - Капустян Константин Федорович.
Первыми слушателями школы стали боевые лётчики отрядов и эскадрилий действующей армии, имевшие награды за участие на фронтах Гражданской войны. Вступительные экзамены не проводились, но требования к политическим и деловым качествам кандидатов предъявлялись высокие. Срок обучения составлял 6 месяцев. За это короткое время освоить программу было нелегко, да и самолётный парк состоял из старых машин иностранных марок. Справиться со всеми задачами первым курсантам помогали любовь к делу и самоотверженные инструкторы. Генерал-майор в отставке Н. Терехов вспоминал: «Мы были полны решимости оправдать доверие народа и овладеть искусством полётов. Но многие из нас имели слабую общеобразовательную и техническую подготовку. Одновременно с изучением лётного дела мы много и настойчиво занимались самостоятельно. Наши лучшие преподаватели помимо учебных часов давали нам дополнительные уроки по вечерам».
В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу. Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года 1923 — 24 практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя. В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком — истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием.
Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции. Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова. В 1928 г. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас.
Подвиг Валерия ЧКАЛОВА: след в сердцах камчатцев
Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск | За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, как командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. |
Валерий Павлович Чкалов: подвиг в небе | Рекордные 9374 км летчики покрыли за 56 часов, и Чкалов посадил самолет на песчаной отмели острова Удд, ныне носящего его имя. |
Подвиг Валерия ЧКАЛОВА: след в сердцах камчатцев | восходящего штопора и замедленной бочки). |
Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова — РТ на русском | Пролет Чкалова под мостом известен всем, но мало кто помнит имена летчиков, повторивших этот подвиг. |
Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск - Вера СМАГИНА | — Почему именно Валерий Чкалов стал народным героем, при том что в те годы подвиги совершались многими летчиками? |
Как погиб легендарный летчик Чкалов: тайна, о которой спорят уже много лет
Там Чкалов снова с удовольствием вернулся к службе летчика и стремительно наверстал упущенное: участвовал в 800 полетах высокого уровня сложности и в совершенстве изучил технику управления несколькими десятками видов самолетов. Советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелё. знаменитый летчик-испытатель, автор нескольких фигур высшего пилотажа, совершивший два беспосадочных перелета на очень дальние расстояния. Пролет Чкалова под мостом известен всем, но мало кто помнит имена летчиков, повторивших этот подвиг.
Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова
Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова | За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. |
В 60-ые советский лётчик не дал бандитам захватить Як-12, чтобы сбежать из СССР | Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. |
2 февраля 2024 года – 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза Валерия Чкалова | По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании летчиков Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальный Восток. |
Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза
В воскресенье, 2 февраля, исполняется 110 лет легендарному летчику-испытателю, Герою Советского Союза, кавалеру двух орденов Ленина и ордена Красного Знамени Валерию Чкалову. Валерий Чкалов искал новые способы боевого применения самолёта, которые бы принесли успех советским лётчикам в боях с врагами. Решимость лётчиков и пробивная сила Чкалова постепенно склонили власти к тому, чтобы вновь попытаться использовать потенциал самолёта Туполева. Заслуженный лётчик России Вадим Базыкин в юности мечтал повторить "подвиг" Чкалова. Тому, что знаменитый летчик все еще жив.О подвиге Героя Советского Союза, который во время Великой Отечественной. Громов был инструктором Чкалова и вообще считался летчиком номер 1, Юмашев работал профессиональным испытателем тяжелых самолетов, а Данилин имел репутацию штурмана, который ни разу в жизни не заблудился в небе.
Подвиг на все времена
За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. в единственный в мире комплекс, в котором содержится наиболее полная информация о жизни и подвиге героя - отправилась наша съемочная группа. Звание Героя России присвоено летчику-испытателю первого класса Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова Валерию Поташову. Став летчиком-истребителем, Валерий Чкалов поступил на службу в эскадрилью под Ленинградом. жизнь и подвиг советского лётчика - к 120-летию со дня рождения. В 1937 году легендарный летчик впервые совершил длительный перелет в Америку и сразу же стал мировой знаменитостью.
Следователь рассказал школьникам о подвиге летчика Александра Наконечникова
Чкалов, Сталин и Беляков на летном поле. Теперь о нем знал весь мир. Это был подлинный триумф легендарного летчика, перед ним открывались заманчивые перспективы. Ему было присвоено одно из высших воинских званий — комбриг командир бригады. Гибель Но продолжался триумф великого аса недолго. О причинах этой трагедии существует масса слухов и версий. Некоторые исследователи катастрофы полагают, что Чкалова просто убили. Причем одни считают «заказчиком» Берию, другие — Ежова. На подмосковном аэродроме Чкалов поднял в воздух экспериментальный истребитель конструктора Поликарпова И-180.
Говорят, что конструктор торопился передать свой самолет в производство, поскольку обстановка в Европе и на Востоке накалялась и начинала вызывать серьезные опасения. На И-180 был впервые установлен двигатель с водяным охлаждением, самолет проходил цикл наземных испытаний. А Чкалов поднял его в воздух, хотя в тот момент этого категорически нельзя было делать. После трагедии создали специальную комиссию по расследованию причин катастрофы. Одним из итогов ее работы стал арест более 60 человек. Большинство из них никогда уже не вышло на свободу. Из заключительного отчета комиссии следует, что самолет имел массу недоработок: общее количество выявленных дефектов приближалось к пятидесяти. При таком его состоянии были допустимы исключительно его стендовые, наземные испытания, но ни в коем случае не летные.
У самолета, на котором взлетел Чкалов, были намертво законтрены стойки шасси, что существенно исказило его аэродинамические характеристики и, вероятно, в значительной степени предопределило катастрофу Это — один из самых важных и непонятных моментов. Почему и кто заблокировал шасси? Сторонники версии об умышленном создании аварийной ситуации как раз в этом видят реализацию коварного замысла. К тому же погодные условия в тот день были неблагоприятными, но это, разумеется, не могло остановить Чкалова. По свидетельствам очевидцев, взлетев, самолет сделал несколько кругов над аэродромом. Опробовав машину на разных режимах, Чкалов повел ее на посадку. Как выяснилось позже, одной из причин трагедии могло стать то, что Чкалов, планируя на посадочную полосу, убавил обороты двигателя, но не закрыл заслонку воздухозаборника системы водяного охлаждения. Это привело к значительному переохлаждению двигателя и, соответственно, к резкому падению его мощности.
Когда пилоту стало ясно, что до посадочной полосы самолет не дотянет, он принял решение садиться на поле аэродрома вне посадочной зоны.
Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице. Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих.
Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе. В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе.
В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. В том числе и бывшее Василево — родной поселок Чкалова. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников. Самый известный из них стоит с 1940 года в Нижнем Новгороде вблизи Кремля.
Появились слухи о предложении Америки сделать регулярную воздушную линию через полюс следовательно, американцы не замедлят сделать полет первые, и наши трехлетние разговоры об этом останутся только разговорами. Другие экипажи не проявляют настойчивости к проведению в жизнь своих намерений. Леваневский по-прежнему плохого мнения как о самолете АНТ-25, так и о руководителях авиационной промышленности. Сам же, опираясь на готовенькую американскую технику, свысока относится к нашему самолетостроению и к возможностям наших машин и людей. Мы настояли на том, чтобы наш АНТ-25 отремонтировали и переделали то, что оказалось несовершенным в прошлом перелете на Дальний Восток.
Теперь самолет готов. Следовательно, никаких затрат, пахнущих миллионами, не потребуется. На этот раз Сталин дал добро. Полет проходил в очень сложных условиях: обледенение машины над полюсом, сплошная облачность. Фото советских летчиков появились на первых полосах ведущих западных газет, их принял в Белом доме президент Рузвельт.
В честь Чкалова назвали улицу в Ванкувере. Валерий Павлович стал мировой знаменитостью. И любимцем Сталина. Вождь часто приглашал аса на кремлевские мероприятия, застолья. Ему было всего 34.
Популярна версия, что любимца угробил... Руками Берии. Та отвергла притязания, зато ежедневно встречалась с Чкаловым. Сталин позвонил к ней и произнес лишь одно слово: «Ну? Он очень любил свою супругу Ольгу Эразмовну.
Тот отказался. Сталин отказа не простил. Берия в начале 1938-го назначил своего секретного агента Усачева директором московского авиазавода и поручил убрать строптивца. Что тот и сделал, отправив в полет на неисправной машине. Берия тогда был далеко от Москвы, Грузией руководил.
НКВД возглавил только 25 ноября, за три недели до трагедии. Вообще я крайне отрицательно отношусь к Лаврентию Палычу. Но тут вынужден признать: именно Берия пытался спасти знаменитого летчика - удержать от рокового полета.
Валерий Чкалов — известный советский летчик, мастер своего дела, ас. Герой Советского Союза. Никто до него на всем земном шаре этого не делал. А он не побоялся и пролетел из столицы России Москвы в Соединенные Штаты без посадки через Северный полюс.
Первый в мире беспосадочный перелет через северный полюс, легендарный летчик Валерий Чкалов
Когда Чкалов начал первые испытательные полеты на самолете И-15, на том же Центральном аэродроме уже несколько дней летал его лучший друг Анисимов летчик НИИ ВВС Красной Армии. Рассказываем о легендарном советском летчике Валерии Чкалове и важности его подвига — беспосадочного перелета в Америку через Северный полюс. По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании летчиков Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальный Восток. А вот Чкалов не испугался и в итоге возглавил экипаж для дерзкого броска через полюс. В конце концов Валерий Чкалов стал летчиком-истребителем Военно-воздушных сил Красной Армии.